Освещение в фотографии: расположение источника света. Свет в фотографии

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст - это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно - на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно - там есть и тёмные тени, и яркие пятна.


Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три - фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Боковой свет - это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени - с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Контровый свет - это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма - это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева - большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.


Цвет против чёрно-белого

"Фигура - враг цвета" , - Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.


Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось -- теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

Я использовал большой софт-бокс 4х6 , который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным - в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.

*переработанный и дополненный выпуск от 25.03.15

ВОПРОС: Вера, ты обычно снимаешь с использованием искусственного света? Правильно ли я делаю, что снимаю только с естественным? Конечно, теряется иногда объём, невозможно расставить акценты - отражатель в помощь, но с искусственным у меня не очень складывается - вообще ничего не могу понять, как ни пыталась. (Анастасия @ ne-novye-mysli )

ОТВЕТ: Настя, спасибо за интересный вопрос. =)
Я снимаю и с естественным и с импульсным светом, но больше люблю естественный. Мне нравится непринужденность работы с ним - солнечный свет почти всегда вокруг нас, он не требует дополнительного оборудования, нет вспышек, утомляющих и модель, и фотографа, и ничто не нарушает контакта между ними.

Что касается второй части вопроса: «правильно ли снимать только с естественным светом ?» - я бы сказала, что это не столько правильно, сколько является личным творческим выбором фотографа. Есть талантливые фотографы, снимающие только с естественным светом, и это прекрасно, потому что полностью соответствует их целям. И наоборот. Поэтому, я бы перефразировала вопрос, понимая, что на самом деле имеется в виду. И мой новый вопрос был бы таким: Правильно ли для фотографа уметь работать только с естественным светом?

Свет - самый главный элемент фотографии , без него ничего бы не было, и что уж фотограф точно должен знать лучше всего, так это свет: понимать его законы, его свойства, его физическую природу, уметь использовать его выразительность. Со светом, как с авангардным искусством - рисуйте, что хотите, но сначала выучите основы. Александр Маккуин точно сказал об этом: «Чтобы нарушать правила, нужно хорошо знать их». Мы не можем предсказать, как изменятся со временем наши вкусы, но чем больше навыков доступно, тем легче воплощать идеи.

Изучение студийного (импульсного) света часто воспринимается как проблема, к которой страшно подступиться. Не у всех есть возможность посещать мастер-классы и занятия по фотографии, даже, если получится купить 1-2 источника света, а в интернете так много статей по студийной съемке, что голова отказывается работать уже на этом этапе, потому что не знает, как в немыслимом потоке информации найти нужное. Это тот случай, когда отсутствие выбора лучше бесконечного выбора.

Поэтому ниже я сформулировала несколько мыслей о том, почему трудно начать работать со студийным светом и как с этим справиться:

1. Перестаньте сравнивать . Споры о том, что лучше - студийный или естественный свет - это, примерно, тоже самое, что сравнивать жанры фотографии - интересно, но бессмысленно. Постарайтесь увидеть в подходах к свету - два инструмента - каждый со своим потенциалом и особенностями. Тогда вместо категоричности и самоограничения, за которыми, возможно, есть немного неуверенности, вы увидите новые возможности.

2. Развейте миф о том, что с естественным светом снимать проще . Я бы сказала, не проще, а привычнее, потому что дневной свет «уже есть». На вид это так, но в работе с ним существуют свои законы, которые стоит изучить и потренировать на практике. Дневной свет бесплатный и доступный, поэтому начинающему фотографу разумно и комфортно работать с ним - что и стоит делать, а освоившись - заняться студийным светом и пытаться имитировать дневной - так будет легче совершить плавный переход от одной техники к другой.

3. ВЫ МОЖЕТЕ ВСЁ ! Есть пугающее представление, что самостоятельно невозможно научиться работать со студийным светом. Я с этим не соглашусь. Невозможно самостоятельно стать врачом или космонавтом, а предмет фотографии, к счастью, намного проще. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. И не сравнивайте в техническом плане свои первые опыты с работами состоявшихся фотографов, потому что старт у вас с ними был разным. Можно учиться у них, разбирая световые схемы фотографий, или следуя полезным советам мастеров, а соревноваться стоит только с самим собой, тогда прогресс будет очевиден.

4. Преодолевайте преграды . У всех нас разные финансовые, территориальные и пространственные возможности, но сильное желание научиться вопреки всем препятствиям, это источник вашей силы. Нет доступа к оборудованию? Изучите досконально сначала дневной свет. Рассматривайте это время как идеальную возможность освоить естественное освещение, без помех и отвлечений. Разобрались полностью с солнечным светом? Попробуйте поснимать с внешней вспышкой (для них есть множество моделирующих насадок и др. аксессуаров, чтобы максимально приблизить эффект от съёмки к работе с импульсными источниками) и, конечно же, всегда есть настольные лампы. Для профессиональной фотосессии они не подойдут, но понять построение светотеневого рисунка помогут. Нет доступна к фотостудии или другому большому пространству? Для первых занятий нужно совсем немного места, поэтому можно экспериментировать дома.

5. Замечайте свет вокруг себя . Съёмка с естественным светом часто происходит интуитивно и, поскольку свет непосредственно «не выставляется» фотографом, незаметно стирается представление о его направлении, то есть световой схеме. Начинающий фотограф физически видит свет, воспринимает его красоту, чтобы лучше расположить модель/объект, но оказавшись в студии, он, скорее всего, растеряется, не зная по началу, как поставить лампу относительно предмета съёмки. Мысли о желаемом настроение снимка тоже не очень помогают, потому что не дают отправной точки («с чего же начать?»). Поэтому, в продолжении пункта 2 добавлю: делайте простые рисунки-схемы положения солнца (даже в пасмурный день его легко определить, внимательно посмотрев на небо) и объекта съёмки и пытайтесь повторить это расположение в студии. Конечно, условия не будут абсолютно одинаковыми, но в попытке воссоздать солнечный эффект вы научитесь лучше понимать студийное освещение.

6. Начните с одного источника . Изучение студийного света лучше начинать с одного источника с использованием отражателя или, в самых первых упражнениях, без него, чтобы позже увидеть разницу. Из собственного опыта и разумных соображений, скажу, что два или более источников света в самом начале создают путаницу, преждевременные затруднения и, как результат, разочарование. Логично, что, если нет чёткого понимания работы с одним источником света, то не стоит и мудрствовать лукаво, замахиваясь на два. Крутите одну лампу так-сяк-наперекосяк пока не устанете от неизбежности своих успехов. Глядя на финальное фото, если оно интересное и запоминающееся, никого не будет волновать, сколько источников вы использовали. Кроме того, вряд ли первые студийные съёмки окажутся вашими первыми журнальными или коммерческими заказами, поэтому не будьте строги и дайте себе возможность совершать ошибки - только так возможно научиться чему-то. Выбирайте предметы, которые находятся рядом, или людей, с которыми приятно и комфортно, которым вы доверяете и можете попросить о помощи без обещания шикарной фотосессии. Вообще, практиковаться всегда лучше «на кошках», потому что для вас прежде всего важен процесс, а не результат.

7. Изучите свой свет . С каким бы оборудованием, источником света, вы ни работали, внимательно изучите его, имейте представление, для чего предназначена каждая часть его конструкции, кнопка, переключатель и т.д. Обязательно прочитайте инструкцию! Это скучно и отнимает время, но знание приносит ясность и спокойствие, необходимые для будущих съёмок.

8. Делайте записи . Заведите карманный блокнотик и записывайте/зарисовывайте в него во время своих тренировочных занятий, что вы делали и как, чтобы позже, просматривая фотографии, вспомнить и проанализировать последовательность действия, разобрать возможные ошибки и наметить цели для следующего занятия.

9. Контраст и характер света - ДВА РАЗНЫХ ПОНЯТИЯ! Контраст - это тоновое соотношение между светом и тенью - он может быть низким (нет ярко выраженных темнот и бликов), умеренным, высоким (сильный тоновой перепад от белого (светлого) к чёрному (тёмному). Характер света - это характер светотеневого рисунка, то есть,качество свето, определяющее будут ли тени на предмете и падающие тени чёткими по своему контуру (резкими) или мягкими (размытыми, плавными). Так что, контрастное изображение может иметь как мягкие, так и жёсткие тени - это будет зависеть от характера источника света. Низкий контраст также возможен и при жёстком и при мягком свете.

10. Будьте осторожны с информацией . В интернете просто море статей о студийной съёмке - не все из них стоят внимания и это может быть очевидно не сразу. Выбирайте те, которые написаны простым доступным языком и имеют примеры, а главное, на тему, нужную вам. Не стоит, допустим, искать схемы света для журнальных съёмок, если вы ещё никогда не работали с простым портретом. Прежде чем начинать поиск материала, сформулируйте ваши требования к нему и тему - это будет лучшим фильтром. И не бойтесь простых поисковых запросов - они обрабатываются лучше всего. Ограничьтесь 2-3-мя статьями - их будет достаточно, чтобы сделать первые шаги. Полученный от практики опыт даст направление для дальнейшего более узкого поиска информации.

11. Запаситесь терпением - «быстро только кошки родятся». Дайте себе время - столько, сколько потребуется! Примите, что за одно-два, даже три, практических занятий, не получится освоить студийную съёмку, но удастся прийти к пониманию, что делает свет с формой, текстурой, размером и настроением предмета съёмки , а это по-настоящему бесценно.

В основе хорошей работы со студийным светом (и светом вообще) - понимание взаимодействия света и формы, то есть формы объектов, находящихся вокруг нас. Частный случай таких объектов — это люди, а точнее, человеческие лица и тела (как совокупности более простых форм). Я подготовила световые карты с целью на примере простых и сложных объектов показать, как один и тот же источник света, перемещаемый вокруг неподвижного объекта способен драматически менять наше восприятие от снимка, и даже превращать цвет в иллюзию монохромности. Это небольшое исследование - наглядный пример того, как легко выявить или смягчить текстуру поверхности (вспоминаем о съёмке кожи лица и его рельефе), сделать объект плоским или объёмным (съёмка причесок, одежды, обуви и т.д.), сделать предмет привычным и даже скучным по настроению, или превратить его в нечто новое и необычное, работая только с одной лампой.

И то, с чего лучше всего начать - это с самого начала сформировать понимание разницы между двумя основными видами света : жёстким и мягким .

Жёсткий свет

Мягкий свет

Источник света : направленный, точечный свет (солнце в ясный день, луна, прожектор, фары машин, лампочки накаливания без абажура, карманные фонарики и т.д.).

Источник света : рассеянный (смягчённый) свет (в пасмурный день, солнце сквозь облака, свет в тумане,
любой искусственный свет, прикрытый рассеивающим полупрозрачным материалом, как плафоны, абажуры, защитные матовые экраны и т.д.).
Характер света : жёсткие, резкие очертания теней, чёткая граница собственных и падающих теней предметов. Характер света : мягкие очертания теней, размытая граница собственных и падающих теней.
Работа с поверхностью : сильнее подчеркивается текстура, фактура поверхности предметов. Работа с поверхностью :смягчают/сглаживают текстуру, фактуру поверхности.
:
. стандартный рефлектор с сотами и без
. портретная тарелка с сотами и без
. любой рефлектор с зеркальной или глянцевой поверхностью
Моделирующие насадки студийного света :
. портретная тарелка с белым рассеивающим чехлом
. софт-, стрип-, октобоксы
. белый, серебряный фотозонты, рассеивающий фотозонт на просвет
. свет, отражённый от стен и др. непрозрачных матовых поверхностей

Световая карта жёсткого и мягкого света №1

Шар (в нашем примере гипсовый) - самая простая и понятная форма, наиболее часто встречающаяся в жизни и природе: упрощённо форма человеческой головы, форма, входящая в состав различных частей тела человека (плечо, женская грудь, ягодицы, иногда живот, колени, особенно у детей и т.д.), частей тела животных, форма многих фруктов и овощей, неодушевленных предметов. Поверхность гипсового шара достаточно рельефна, чтобы с помощью света можно было продемонстрировать, как усиливается или сглаживается текстура поверхности, а это знание непосредственно важно для портерной и fashion -фотографии.

Условия съёмки световой карты :
· зеркальная камера на штативе, объектив 85мм с блендой, ISO 50, f/8-11, выдержка-синхронизация 1/160;
· для управления экспозицией менялась мощность источника света, замер производился внешним экспонометром
· один источник света в небольшой (4х6 м) студии с белыми стенами и темно-серым полом, без использования отражателей или затеняющий экранов (для чистоты эксперимента).

Как пользоваться световой картой :
1. Цель изучения световой карты : понимание разницы жёсткого и мягкого света, знание основных моделирующих насадок и направлений света, которые формируют различные по объёму и тональности снимки.

2. Изображения увеличиваются на новой странице и, в зависимости от вашего браузера, могут быть сохранены на компьютер для дальнейшего изучения, используя команду «Сохранить как…», вызываемую правой кнопкой мыши при курсоре, наведенном на фото.

3. Для большего удобства изучения сохраните световую карту себе на компьютер и расположите страницу с записью блога/инструкцией и окно с картой в режиме бок-о-бок (т. е. половина экрана на каждое окно) через нажатие клавиш «Пуск» и стрелка вправо/влево.

4. По вертикали слева расположены примеры моделирующих насадок для студийного света, и они разбиты на две группы: жёсткий свет и мягкий свет - для удобства сравнения эффектов от работы с ними и наглядности примера разницы светотеневых рисунков.

5. Вверху слева-направо расположены диаграммы световых схем (направлений света). Я начинала съёмку с фронтальной, по отношению к шару, позиции лампы (т.н. свет «бабочка»), расположенной над камерой, и против часовой стрелки постепенно сдвигала лампу сначала в позицию света-«петля» (от англ. « loop »), потом «Рембрандт», далее на 90 ° (боковой свет) и т.д., сделав также фото полностью верхнего света, как в полдень, и света, отраженного от стены позади предмета, который, вне зависимости от насадки, даёт мягкий светотеневой рисунок , потому как является светом, отраженным от матовой поверхности . Насадки-рефлекторы влияют в данном случае лишь на вид светового пятна на поверхности стены.

6. Работая со световой картой, сначала обратите внимание на общее впечатление от жёсткого и мягкого света - разница сразу будет заметна во внешних контурах падающих теней, впечатлении объёма/плоскостности изображения, контраста, тоновой разницы стены и картона, на котором лежит шар.

7. Воспринимайте три первые световые схемы («бабочка», «петля» и «Рембрандт») как условно фронтальные, т. е. большая часть изображения представлена светом, а не тенью; с разделительного (бокового) направления света (4-ый вертикальный ряд слева), изображения «темнеют» и приобретают объём , потому что большую часть кадра начинают занимать тени и полутона, а свет оказывается четко расположенным (локализованным).

8. Внимательно изучите то, что с первого взгляда кажется одинаковым, присмотритесь к разнице тонов стены и картона , размера светового пятна, характеру распределения тени на предмете. Например, стрип-бокс в горизонтальном и вертикальном положениях даёт разные очертания падающих теней и меняет собственную тень шара.


Анализ световой карты с шаром:

· При первом взгляде на световую карту замечаем, что весь фронтальный свет (3-и первых вертикальных ряда слева) более плоский и «спокойный» , чем при смещении на 90 ° , начиная с бокового (разделяющего) света. Фронтальные схемы подходят, если, например, нужно сделать портрет человека и визуально смягчить морщины и др. неровности кожи.
· Из трех фронтальных положений эффект самого плоского изображения создан насадками для мягкого света , потому что они, каждая по-своему, сильно рассеивают световой поток.
· Самый «драматический» эффект создается насадками жёсткого света (первые 4-е горизонтальных ряда), особенно при смещении лампы относительно фотографа на 90 ° (4-ый ряд слева) и более, а также при использовании сот, собирающих и направляющих лучи света, т. е. сужающих площадь светового пятна (представьте себе работу прожектора в театре, который из тёмной сцены высвечивает только одного актера или часть декорации). Именно поэтому на фото с сотами фон часто намного темнее всего остального - лучи света, направленные на шар, просто не могут достигнуть стены.
· Композиции с мягким светом приобретают заметный объём , начиная с бокового положения источника света (4-ый ряд слева).
· Световая схема «Рембрандт» самая объёмная из трех фронтальных , поэтому она так хорошо подходит для портретов и деликатного выделения формы в натюрмортах - это золотая середина между эффектом плоского света и драматическим светом.
· «Магический» эффект фото с боковым, задне-боковым и контровым светом - это подсказка для портретной фотографии. Со временем, попробовав и освоив работу с одним источником света и отражателем, вы можете использовать эти необычные световые схемы для создания совершенно неповторимого настроения снимков.
· Стандартный рефлектор - самая маленькая световая насадка и потому она даёт наиболее чёткий и контрастный рисунок. Совмещенный с сотами, стандартный рефлектор формирует маленькое по размеру пятно света, обрамляемое темным ореолом, как мы и видим во 2-ом горизонтальном ряду сверху. Тот же эффект, но чуть менее выраженный, имеет портретная тарелка с сотами - она отлично подходит для съёмки сильных, запоминающихся по настроению портретов.
· Фото с вариантами фронтального светом (3 первых ряда слева), созданные мягкими моделирующими насадками, выглядят почти одинаково, но это не так. Присмотритесь внимательное и вы заметите, что самый объёмный свет их всех мягких насадок создают портретная тарелка с рассеивающим белым чехлом и серебряный фотозонт (судите по характеру падающих теней и формированию объёма на самом шаре). И наоборот, самый плоский «неинтересный» светотеневой рисунок имеет софт-бокс и фотозонт на просвет. Если их и стоит использовать, то разве что, для заполнения теней (но про это ещё рано). Для более мягкого портрета лучше подходит белый фотозонт - он интереснее в работе с формой, но не усиливает текстуру.
· В завершении изучения световой карты , сравните, что делают с формой и настроением предмета все направления света с одним типом насадки (т.е. по горизонтали), потом, как одно и тоже направление света видоизменяется с переменой моделирующих насадок. Или наоборот.

Упражнение : Сделайте сами съёмку, например, с белым яйцом - оно максимально приближено к упрощённой форме человеческой головы, если стоит на подставке более узкой частью вниз. Кажется, что нового может дать такое упражнение, после увиденной световой карты, но, на самом деле, личное наблюдение за изменением светотеневого рисунка на предмете, непосредственное влияние на него, помогает наконец-то почувствовать и прочувствовать взаимодействие света и объекта самому . Вы говорите себе: «Я ничего не знаю о студийном свете, но слышал, что существует 4-е основные схемы света (фронтальный («бабочка»), фронтальный с лёгким смещением («петля»), «Рембрандт» и боковой (разделительный)). Я могу повторить их и посмотреть, что будет! »
Попробуйте! Оно того стоит! С искусственным светом (хоть лампой накаливания) - крутите свет вокруг яйца, с естественным - крутите яйцо, меняя его положение, чтобы поймать нужное направление света.

Световая карта жёсткого и мягкого света №2

Цветы (в данном случае искусственные) - нерегулярная по форме и текстуре, по сравнению с гипсовым шаром, структура. Отработка световых схем и моделирующих насадок для жёсткого и мягкого света на цветах показывает, какие художественные возможности даёт использование одного источника света, и как изменение направления света может превратить «плоское» изображение в загадочное и драматичное. Условия съёмки - те же, что в упражнении с шаром. Единственное различие - это использование только пяти вариантов рефлекторов для большей наглядности (стандартный рефлектор, он же с сотами, портретная тарелка с серебряной поверхностью, белый фотозонт, софт бокс).

Изучение и анализ световой карты с цветами проводите также, как в примере с шаром:

· Наиболее «плоское» изображение создаеётся насадками для мягкого света во фронтальных позициях (3-и первых вертикальных ряда слева).
· Соты добавляют объёма (осязаемости) и драматического эффекта форме и текстуре (2-ой горизонтальный ряд сверху).
· Драматический эффект и для жёсткого и для мягкого света создаётся смещением света на 90 ° градусов, относительно камеры (4-ый вертикальный ряд слева и далее вправо).
· Помним, что свет, отраженный от матовой белой стены (первый ряд справа), всегда мягкий, вне зависимости от типа моделирующей насадки, и он выразителен для силуэта предметов .

В фото- и видеоблоге

Что такое фронтальное освещение ?

Представьте на одну минуту, что объектив фотокамеры - это большой прожектор, и куда бы вы его ни направляли, он будет освещать находящиеся перед ним объекты. Это и есть фронтальный свет. Почти всегда он равномерно освещает предметы, потому фотографы считают его одним из простых видов освещения, в особенности при съемках пейзажей.

Но можем ли мы действительно сказать, что фронтальное освещение не представляет фотографу никаких трудностей в экспозиции? С этим можно согласиться, особенно, когда дело касается снятия показаний экспонометра, но в том, что касается вашего терпения - это все-таки испытание. Подумайте, смогли бы вы встать ранним утром или оставаться на улице до позднего вечера. Ведь качество и цвет фронтального освещения оптимальны именно в первые часы после восхода солнца и в течение нескольких последних часов светового дня. Как раз теплота такого «золотистого» света обязательно вызывает отклик зрителя. Фронтальный свет также делает более удачными портреты и подчеркивает красоты пейзажей.

Помимо этого, фронтальный свет обеспечивает ровное освещение, что для фотографа значительно упрощает экспонирование. В таком случае даже начинающие фотографы получают удачные экспозиции при данном свете, неважно ручной установлен режим или автоматический.

Фронтальное освещение в пасмурный день

Из всех различных условий освещения, с которыми часто сталкиваются фотографы, самым безопасным считается фронтальное освещение в пасмурный день. Это достигается потому, что при фронтальном свете в пасмурную погоду, объекты обычно освещены равномерно. При таком свете хорошо может сработать автоэкспозиция, так как весь свет сбалансирован. Мягкость такого освещения позволяет фотографу создавать естественные портреты и глубже передавать глубину цветов, а также устранять проблемы контраста, которые часто возникают в солнечные дни, когда объект съемки находится, к примеру, среди деревьев.

Стоит учитывать, что освещенные спереди объекты в пасмурный день на снимке кажутся плоскими. В таком случае, чтобы создать иллюзию объемного изображения, нам нужны светлые участки и тени, другими словами, нам нужен боковой свет . Такое освещение многие фотографы считают сложным именно из-за комбинаций тени и света, но при этом оно дает очень интересные возможности для фотографии. Профессиональные фотографы согласятся, что объекты, освещенные сбоку, вызывают больший отклик у зрителя, нежели объекты, освещенные спереди или сзади. Поскольку именно боковой свет лучше передает трехмерный мир, который мы видим глазами.

Фронтальное освещение

Во всех руководствах по фотографии говорится, что, снимая при солнечном свете, лучше располагаться так, чтобы солнце находилось позади фотографа, так, чтобы его лучи освещали передний план объекта. Это самые простые световые условия: сцена освещена более или менее равномерно, нет сильных контрастов.

Но фронтальное освещение делает кадр плоским, лишенным объема. А при портретной съемке такое освещение заставит вашу модель если не прищуриться, то все же чуть напрячь лицевые мышцы, и выражение лица ощутимо изменится - причем не в лучшую сторону. Зато такое освещение лучше всего подходит, чтобы подчеркнуть насыщенность цветов и создать общий приподнятый настрой.

Боковое освещение

Самые выгодные для фотографии условия освещения создаются, когда свет направлен чуть сбоку: так оно меньше слепит глаза и лучше подчеркивает рельеф объекта. Ведь на двумерной, плоской фотографии объемность предметов передается сочетанием света и теней. Значит, лучи света, освещающие ваш кадр, должны быть косыми. Следовательно, самым благоприятным освещением будет такое, когда солнце находится позади и сбоку камеры, в идеальном варианте - под углом 45°.

Свет, идущий сбоку, очень хорош для любого вида съемки и является «классическим» видом освещения для архитектурной, портретной и пейзажной съемок. Он выявляет профиль даже очень слабо выраженного рельефа, а боковые тени придают снимку выразительность. Но тени хорошему снимку вовсе не вредят. Напротив, они хорошо придают пространству и объектам объем, особенно если снимать утром или вечером. А боковое освещение сообщает снимку несколько напряженное настроение, но хорошо выявляет структуру и детали снимаемого объекта. Первые снимки начинающему фотографу лучше делать именно при боковом освещении. Но при съемке портрета в боковом освещении нужно быть очень внимательным: оно может привести к нежелательным результатам, подчеркнув недостатки формы лица и неровности кожи. К тому же часть лица может оказаться затемненной тенью от носа. Чтобы этого не произошло, фотографы ставят с противоположной стороны отражающий экран. Таким экраном может служить любая белая плоскость, даже простой лист бумаги.

Контровое освещение

Если солнце (или иной источник света) находятся позади фотографируемого вами объекта, он оказывается в тени. Как ни странно, тот же самый эффект получается, если ваш объект съемки расположен на фоне белой стены, которая «подсвечивает» объект сзади.

Свет, падающий в направлении зрителя (или фотографа), называют контровым светом , а съемку в контровом свете - съемкой в контражуре. Это очень эффектный вид освещения. Он резко увеличивает контраст и создает сильный рельеф из-за теней, которые направлены к зрителю.

Профессиональные фотографы иногда применяют подсветку объекта сзади маломощным источником света, так называемым контровым осветителем. Это делается для того, чтобы подчеркнуть некоторые характерные особенности - скажем, пушистость меха вальяжно разлегшейся кошки или пышность волос фотомодели. Такой прием называется съемкой в контровом свете, или в контражуре. Расположив свет сзади объекта, вы подчеркнете его силуэт и создадите спокойный настрой.

Очень красивый и интересный эффект получается, когда контровый свет проходит через прозрачные объекты. В этом случае такие объекты сами словно становятся источниками света и светятся очень красиво. Свет, падающий на прозрачные предметы сзади, фотографы называют «эффектом витража».

Сегодня я хочу затронуть такую важную для фотографа тему, как освещение и свет.
Освещение важно всем фотографам, независимо от любимого жанра съемки. Студийным фотографам проще — они легко могут перемещать источники света по студии, создавая нужный рисунок и освещение. Пейзажным фотографам работать со светом несколько труднее: приходится пользоваться тем, что есть, учитывать расположение солнца и наличие/отсутствие облаков на небе.

Начать беседу о свете я хочу с направления освещения. Все направления можно разделить на 3 вида:

  • фронтальное
  • боковое
  • контровое (контровый свет)

Как понятно из названия, фронтальное освещение — такое освещение, когда источник света находится прямо перед объектом съемки и, соответственно, строго за спиной фотографа. С фронтальным светом надо работать осторожно — такой свет практически не дает теней (особенно когда солнце в зените), поэтому кадр может получиться плоским.


— такое направление освещения, когда источник света находится сбоку от объекта съемки и от фотографа. Лучи света как бы пересекают кадр по горизонтали, порождая тени и придавая снимку объем и глубину.


Наконец, контровой (или контровый) свет возникает тогда, когда источник света находится за объектом съемки и перед объективом фотоаппарата. Снимать в контровом свете достаточно трудно: поскольку объекты не освещены, они могут получиться тусклыми и бесцветными, лишенными деталей. Контровый свет идеален для получения силуэта на снимке, когда детали неважны. Также контровый свет может быть хорошим решением в случае, когда объект съемки позволяет это. Например, полупрозрачные лепестки тюльпанов заиграли в лучах солнца.

Каждый из типов освещения хорош, если использовать его с умом. При съемке всегда надо следить за тем, где находится источник освещения. Если Вы занимаетесь пейзажной съемкой, Вы все равно можете «передвинуть» Солнце, сместившись относительно объекта съемки или выбрав такое время, когда Солнце будет находиться именно там, где оно поможет создать наиболее удачный кадр.