Оформляем результаты аттестации рабочих мест. Оформление отчета об аттестации

Итак, как следует из Приказа от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России, вводится новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

И что же нового теперь нам предстоит:

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот - сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации - уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об-основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, - этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14-19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица - ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис-тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем - проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ - «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда - причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, - сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Приложение 3

Пример протокола оценки травмоопасности рабочего места

Информация предоставлена по материалам журнала Кадровик.ру

Что делать, если условия труда в организации будут признаны опасными? - Снизить уровень влияния опасных факторов или уменьшить время их воздействия. Кто принимает решение о том, какие мероприятия провести, чтобы улучшить условия труда? - Аттестационная комиссия. Обязан ли работодатель знакомить работника с результатами аттестации его рабочего места? - Да, обязан.

Что делать, если условия труда в организации будут признаны опасными? – Снизить уровень влияния опасных факторов или уменьшить время их воздействия.

Кто принимает решение о том, какие мероприятия провести, чтобы улучшить условия труда? – Аттестационная комиссия.

Обязан ли работодатель знакомить работника с результатами аттестации его рабочего места? – Да, обязан.

В прошлых публикациях мы рассказали о том, как работодателю провести аттестацию рабочих мест, оценить и выяснить фактические условия труда на рабочих местах. В этом номере поговорим о том, как и в каком порядке оформить результаты аттестации рабочих мест по новому Порядку*. Также мы выясним, что за новая обязанность введена для работодателя при завершении аттестации рабочих мест.

www.сайт
Статьи в тему: «Аттестация рабочих мест: проводим оценку условий труда» (№ 10, 2011)
«Аттестация рабочих мест: выбираем аттестующую организацию, создаем комиссию» (№ 9, 2011)
«Заниматься охраной труда работников придется по-новому» (№ 7, 2011)

Создаем отчет об аттестации

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, в состав которого входят (п. 44 Порядка):

  • приказы о создании аттестационной комиссии и утверждении графика аттестации;
  • перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (приложение № 1 к Порядку);
  • карты аттестации рабочих мест по условиям труда, с протоколами измерений и оценок (приложение № 2 к Порядку);
  • сводная ведомость результатов аттестации (приложение № 6 к Порядку);
  • сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации и компенсаций, которые необходимо установить работникам (приложение № 7 к Порядку);
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение № 8 к Порядку);
  • итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест (приложение № 9 к Порядку);
  • сведения об аттестующей организации с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок (приложение № 10 к Порядку);
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Внимание! Под отчетом об аттестации подразумевается весь комплект документов, перечисленных в п. 44 Порядка, а не отдельный документ

Давайте выделим в отчете документы, которые должны быть переданы работодателю по результатам аттестации, и более внимательно рассмотрим их содержание.

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (образец на стр. 49) содержит в себе статистическую информацию об условиях труда на аттестованных местах с разбивкой данных по количеству рабочих мест, занятых работников, женщин и лиц в возрасте до 18 лет. Информация отражает итоговые оценки условий труда по степени вредности и опасности условий труда, травмоопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (образец на стр. 50) – это комплексный документ, который содержит исчерпывающую информацию о состоянии каждого рабочего места. Информация представлена в виде оценок по воздействующим факторам производственного процесса, общего класса условий труда, оценок травмоопасности и обеспеченности средствами индивидуальной защиты для каждого рабочего места. Такой подход позволяет оперативно ориентироваться в причинах отклонений условий труда от нормативов. Исходя из выявленных условий, аттестационная комиссия заполнит таблицу с выводами о необходимости установить компенсации, например: повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение.

Если по результатам аттестации условия труда будут признаны опасными или вредными, работодатель незамедлительно должен разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (образец на стр. 51) отражает практические действия работодателя по улучшению и оздоровлению условий труда. Идеальный вариант плана должен охватить все выявленные во время аттестации отклонения от нормативных требований охраны труда и в результате проведенных мероприятий гарантировать соблюдение нормативов на каждом рабочем месте. Но есть факторы трудового процесса, по которым если и выявлен вредный класс, мероприятия разработать невозможно. Например по фактору «напряженность». Для некоторых категорий медицинского персонала, водителей автомобилей вредный класс по фактору «напряженность» является неотъемлемой частью профессии. Поэтому таким сотрудникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

www.сайт
В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы: приказ о создании аттестационной комиссии, приказ об утверждении графика аттестации, карта аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок.

Документы в тему

Как привести условия труда в соответствие с нормативами?

Аттестационная комиссия самостоятельно принимает решения о способах и сроках устранения выявленных отклонений от нормативов в каждом конкретном случае, исходя из технических и материальных возможностей работодателя. Как правило, работодателю рекомендуют недорогие и технически простые в исполнении мероприятия.

www.сайт
В электронной версии статьи вы найдете дополнительные образцы: приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Пример

По результатам аттестации рабочих мест в ООО «Эквос» работодателю был предложен план с мероприятиями организационного и технического характера. Организационные – разработка инструкций по охране труда, установление рационального режима труда и отдыха с учетом регламентированных перерывов, дополнительная выдача средств индивидуальной защиты. Из мероприятий технического характера в плане были предусмотрены: установка вытяжной вентиляции и модернизация осветительных сетей.

Реализация плана мероприятий приводит к сокращению косвенных издержек, связанных с сокращением числа несчастных случаев и потерей трудоспособности работниками. Что напрямую снижает затраты работодателя по выплате компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и дает право скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС.

Аттестационная комиссия должна рассмотреть весь комплект документов, входящих в отчет об аттестации в течение 10 календарных дней, затем подписать итоговый протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передать его работодателю или его представителю.

Совет
Если условия труда соответствуют нормам, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда можно не составлять

Словарь кадровика

Сокращенная продолжительность рабочего времени – режим, который предусматривает уменьшение нормы рабочего времени без понижения уровня оплаты труда. Режим сокращенного рабочего времени вводится для определенных категорий работников: подростков, инвалидов, сотрудников, работающих во вредных условиях, и др. (ст. 92 ТК РФ).

Обязанности работодателя по результатам аттестации

Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации. В этот срок необходимо ознакомить каждого работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Если работник не согласен с результатами аттестации своего рабочего места, работодатель должен направить материалы аттестации в ГИТ для государственной экспертизы условий труда (п. 47, 54 Порядка). Инспекция проведет контрольные замеры по результатам проверки и даст заключение о качестве выполненной работы аттестационной комиссии. Если, по мнению ГИТ, результаты аттестации будут признаны неудовлетворительными, то работодатель вправе предъявить претензии к аттестующей организации и требовать привести материалы аттестации в соответствие с экспертным заключением ГИТ (п. 51 Порядка).

Совет
Требуйте от аттестационной комиссии план мероприятий, который содержит конкретные предложения, как обеспечить безопасность и привести условия труда в соответствие с нормативными требованиями

Новым порядком аттестации рабочих мест введена дополнительная обязанность для работодателя. В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ в бумажном виде или на электронном носителе сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации (п. 45 Порядка). Информация об аттестующей организации подается в виде сводного документа (приложение № 10 к Порядку), который содержит:

  • полное наименование аттестующей организации;
  • номер и дату внесения в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • cведения об аккредитации испытательной лаборатории и работниках, проводивших исследования;
  • cведения об использованных средствах измерений и приборах испытательной лаборатории.

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Ирина БОЛОТАЕВА,
начальник аналитической лаборатории ООО «Центр экологических анализов и расчетов» (г. Курск):

– Если по результатам аттестации условия труда будут признаны опасными или вредными, работодатель незамедлительно должен разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Антон ГАЙДУК,
начальник отдела аттестации рабочих мест «Центр условий и охраны труда», (г. Красноярск):

– Реализовать план мероприятий по улучшению условий труда выгодно, так как сокращается число несчастных случаев на производстве и повышается трудоспособность работников. Что напрямую снижает затраты работодателя по выплате компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и дает право скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф­заболеваний в ФСС.

Тимур АБЛАТЫПОВ,
директор ООО «Центр качества» (г. Казань):

– Если работник не согласен с результатами аттестации его рабочего места, работодатель должен направить материалы аттестации в ГИТ для государственной экспертизы условий труда. Инспекция проведет контрольные замеры и даст заключение о качестве выполненной работы по аттестационной компании. Если результаты аттестации будут признаны ГИТ неудовлетворительными, то работодатель вправе предъявить претензии к аттестующей организации.

Екатерина ПРОХОРОВА,
юрист, заместитель главного редактора журнала «Кадровое дело»:

– Новым порядком аттестации рабочих мест введена дополнительная обязанность для работодателя. В течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ в бумажном виде или на электронном носителе сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации.

* Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (введен в действие с 1 сентября 2011 г.).

Отчетные документы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации , к которому прилагаются (согласно п. 44 Порядка №342н):

  1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (форма представлена в разделе ).
  2. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением N 1 к Порядку (форма представлена в разделе ).
  3. Карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению N 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок.

Рисунок 1

4. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением N 6 к Порядку.

Рисунок 2

5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением N 7 к Порядку.

Рисунок 3

6. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением N 8 к Порядку (форма представлена в разделе ).

7. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением N 9 к Порядку.

Рисунок 4

8. Сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации ).

Рисунок 5

9. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.

10. Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).

11. Предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю) (согласно п. 44 Порядка №342н).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (согласно п. 44 Порядка №342н).

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (согласно п. 45 Порядка №342н).

Затем, сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель (согласно п. 46 Порядка №342н).

Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель (согласно п. 52 Порядка №342н).

Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию (согласно п. 52 Порядка №342н).

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации) (согласно п. 53 Порядка №342н).

Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке (согласно п. 54 Порядка №342н).

Контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда (согласно п. 55 Порядка №342н).