Многоцелевой вертолет Вестланд «Си Кинг

Вертолет разработан американской фирмой Sikorsky Aircraft в соответствии с контрактом, заключенным ею 24 декабря 1957г. с ВМФ США. Контрактом предусматривалось создание двухдвигательного вертолета-амфибии с большим радиусом действия, предназначенного для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника, а также для проведения поисково-спасательных операций.

Первый полет опытного образца вертолета состоялся 11 марта 1959г. (фирменное обозначение вертолета S-61 , первоначальное военное обозначение - HSS-2 ), серийное производство было начато в 1961 году. Было построено 796 вертолетов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 613 вертолетов, в том числе 328 в Англии, более 100 в Италии и 185 в Японии.

Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и трехстоечным убирающимся в полете колесным шасси. Цельнометаллический фюзеляж: полумонококовой конструкции выполнен с широким использованием нового по тем временам авиационного материала - титана, некоторые несиловые элементы изготовлены из композиционных материалов. В связи с необходимостью обеспечить возможность посадки вертолета на воду, нижняя часть фюзеляжа выполнена водонепроницаемой, разделенной на герметичные отсеки. Этой части фюзеляжа придана форма лодки, она имеет скулы, редан, килеватость. По обеим сторонам фюзеляжа, установлены улучшающие устойчивость вертолета на воде сравнительно большие поплавки, в которые в полете убираются основные стойки колесного шасси. Хвостовое колесо шасси в полете нс убирается, оно выполнено самоориентирующимся. Поплавки используются также для размещения дополнительных надувных баллонетов.

В передней и средней частях фюзеляжа расположены соответственно кабина экипажа и грузовая кабина. Доступ в рассчитанную на двух летчиков кабину экипажа обеспечивается через установленную по левому борту сдвижную дверь. Большая сдвижная дверь грузовой кабины установлена по правому борту. Грузовая кабина имеет размеры 7.6х1.98х1.32м, площадь ее пола 15.1м 2 , объем 28.9м 3 . В противолодочном варианте вертолета здесь размещены рабочие места оператора гидроакустической станции и наблюдателя, а также установлена необходимая поисковая аппаратура. В задней части кабины предусмотрено место для сбрасываемых радиогидроакустических буев. Кроме опускаемой гидроакустической станции и радиогидроакустических буев, для обнаружения подводных лодок вертолет оборудован магнитным обнаружителем и поисковой РЛС. Для обеспечения возможности вертолета зависать над определенной точкой водной поверхности и прослушивать горизонт с помощью опускаемой гидроакустической станции в составе его бортовой радиоэлектронной аппаратуры имеется автоматическая система стабилизации на режиме висения и радиовысотомер. Благодаря большой грузоподъемности вертолет способен нести не только поисковую аппаратуру, но и средства поражения подводных лодок. Наиболее эффективными являются акустические самонаводящиеся противолодочные торпеды с пассивными или активно-пассивными системами наведения Мк.44 и Мк.46 , дальность хода которых составляет 5.5 и 9км соответственно. Вертолет может использовать также глубинные бомбы, в том числе и с ядерным зарядом.

Поисково-спасательные варианты вертолета не имеют противолодочного оборудования и вооружения, но оборудованы гидравлической лебедкой, установленной снаружи верхней части фюзеляжа с правого борта. Грузоподъемность лебедки 273кг, длина троса 72м. Размеры люка под лебедкой позволяют применять специальные платформы для спасения тяжелораненых. На вертолетах установлена дополнительная современная навигационная аппаратура и аппаратура радиосвязи, обеспечивающие проведение операций в плохих метеорологических условиях. В грузовой кабине вертолета могут разместиться до 15 носилочных раненых.

Фюзеляж, вертолета плавно переходит в хвостовую балку, заканчивающуюся выполненной в виде киля хвостовой балкой. На концевой балке слева установлен пятилопастный рулевой винт, а справа, смонтировано горизонтальное оперение. Для обеспечения возможности базирования вертолета на кораблях хвостовая балка и пластиковые лопасти пятилопастного несущего винта могут складываться.

Два газотурбинных двигателя Т58 модификаций GE-5 , GE-8 или GE-10 американской фирмы General Electric установлены над средней частью фюзеляжа. Двигатели имеют отдельные, защищенные от попадания брызг воды воздухозаборники, а также независимые системы подачи топлива и смазки. Топливо находится в баках (суммарная емкость 3636л) под полом грузовой кабины, в которой могут быть установлены два бака емкостью по 800л. Как альтернативный вариант возможна установка двух подвесных баков емкостью по 400л.

В целом конструкция вертолета оказалась весьма удачной: в 1961-1962 годах на нем было установлено пять мировых рекордов скорости, в том числе абсолютный - 339км/ч на базе 19км . В марте 1965 года установлен мировой рекорд дальности полета по прямой - 3389км , а в июле 1967 года два вертолета поисково-спасательной модификации НН-3 совершили при девяти дозаправках в воздухе беспересадочный перелет через Атлантику, пролетев 6710км за 30 часов 46 минут.

Выпускавшиеся многочисленные модификации вертолета можно условно разделить на три группы: противолодочные вертолеты-амфибии на базе SH-3 , сухопутные транспортно-десантные и поисково-спасательные вертолеты на базе СН-3 и серия гражданских модификаций на базе S-61N и S-61L :

КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки, имеет скулы и килеватость и обеспечивает возможность посадки на воду. Задняя часть фюзеляжа сужается и переходит в хвостовую балку, на которой крепятся стабилизатор и рулевой винт. Носовую и центральную части фюзеляжа занимают кабина летчиков и грузовая кабина размером 7.6 х 1.98 х 1.32м, площадью пола 15.1м 2 и объемом 28.9м 3 . Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, оператор и наблюдатель располагаются в грузовой кабине. С левого борта кабины экипажа имеется дверь, состоящая из двух секций: откидывающейся вниз со ступенями и откидывающейся вверх. С правой стороны грузовой кабины имеется сдвигающаяся грузовая дверь высотой 1.52м и шириной 1.73м. В грузовой кабине могут размешаться: в десантном варианте 31 десантник, в спасательном варианте до 25 пострадавших и в санитарном - до 15 раненых на носилках; для транспортировки грузов на внешней подвеске используется трос, а для спасательных операций предусмотрена лебедка. Кабины снабжены приточно-вытяжной вентиляцией. Передние стекла кабины экипажа снабжены противообледенительной системой. На концевой балке, выполненной в виде киля, слева установлен рулевой винт, а справа - горизонтальное оперение, прямое, трапециевидной формы в плане, неуправляемое с профилем NACA 0018 у корня и 0009 на конце. Концевая балка вместе с рулевым винтом и стабилизатором может складываться вправо, поворачиваясь на шарнирах; складывание производится вручную.

Шасси вбирающееся, трехопорное с хвостовые колесом. Главные опоры имеют сдвоенные колеса с пневматиками с давлением 0.5МПа, убираются назад в боковые обтекатели-поплавки. Левый поплавок увеличен по длине для размещения 24 маркерных морских буев Mk.25. Колея шасси 3.96м, база шасси 7.18м.

Несущий винт пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, c D-образным прессованным лонжероном из алюминиевого сплава, хорда лопасти 0.464м, профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 204м/с. Втулка имеет совмещенные горизонтальные и вертикальные шарниры, осевые шарниры с торсионами и снабжена автоматической системой складывания лопастей. Сверху втулка закрыта обтекателем из стеклопластика.

Рулевой винт пятилопастный, диаметром 3.15м, с горизонтальными шарнирами. Лопасти цельнометаллические прямоугольной формы в плане, с прессованным лонжероном, к которому проклеены отсеки слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Хорда лопасти 0.182м, профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 205м/с. Носки лопастей защищены от эрозии стальными накладками.

Силовая установка. Двигатели установлены рядом сверху фюзеляжа перед валом несущего винта и закрыты обтекателем. Каждый двигатель имеет отдельный осевой воздухозаборник. Перед воздухозаборниками установлен щиток для предохранения от попадания водяных брызг.

Трансмиссия состоит из главного и промежуточного редукторов, редуктора рулевого винта и соединительного вала.

Топливная система включает баки общей емкостью 3180л, расположенные под полом грузовой кабины. Предусмотрено крепление подвесных дополнительных баков емкостью по 416л.

Система управления несущим и рулевым винтами бустерная, дублированная.

Гидравлическая система состоит из основной и вспомогательной систем, обеспечивающих управление несущим и рулевым винтами, и многоцелевой гидросистемы для уборки главных стоек шасси, привода лебедки, гидроакустической станции и спасательной лебедки, привода стеклоочистителей и автоматического складывания лопастей.

Электросистема питается от двух генераторов переменного тока мощностью 20 кВА, напряжением 200В, никель-кадмиевой аккумуляторной батареи емкостью 22 А*ч и напряжением 26В и генератора постоянного тока.

Радиоэлектронное оборудование. Включает опускаемую гидроакустическую станцию Бендикс AQS-13B, поисковый радиолокатор LH66HP, электронную систему ASQ-81 магнитометра, цифровой сигнализатор IDF-7-5, оборудование для ведения электронной разведки, автомат сбрасывания дипольных отражателей Н.240, буксируемый магнитометр "Бэрд", УКВ-радиостанцию, КВ-радиостанцию, доплеровскую РЛС ARN-182, датчик курса ASN-50, модифицированную систему опознавания, аппаратуру засекречивания сообщений KY28 "Джульет" и усовершенствованную приборную панель. Дополнительно внутри фюзеляжа в задней части грузовой кабины предусмотрено размещение 12 радиогидроакустических буев. В левом поплавке размещено 24 морских маркерных буя Мк.25.

Вооружение. В обычный комплект вооружения входят две или четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды A244AS, Мк.44 или Мк.46 или четыре глубинные бомбы. Вертолет может быть вооружен противокорабельными УР "Гарпун" или "Экзосет".

Е.И.Ружицкий "Вертолеты", 1997

Технические данные Sikorsky SH-3D

Силовая установка: 2 x ГТД General Electric T58-10 мощностью на валу 1044кВт , диаметр несущего винта: 18.9м , длина фюзеляжа: 16.69м , высота: 5.13м , взлетный вес: 9752кг , вес пустого: 5382кг , максимальная скорость: 267км/ч , дальность полета с максимальным запасом топлива: 1005км , вооружение: 2 торпеды Mk.46

    Sikorsky SH-3 Sea King - SH 3 redirects here. For other uses, see SH3 (disambiguation). SH 3 Sea King US Navy SH 3H Sea King helicopters Role … Wikipedia

    Sikorsky CH-124 Sea King - CH 124 Sea King. Le Sikorsky CH 124 Sea King est un type d hélicoptère militaire de lutte anti sous marine conçu pour une utilisation à partir d un bateau. Il est la variante canadienne du Sikorsky S 61 américain. Il est en service dans la Marine … Wikipédia en Français

    Sikorsky SH-3 Sea King - Para el pokémon de la primera generación de videojuegos de Pokémon, véase Seaking (Pokémon). SH 3 Sea King Un Sea King de la Armada de los Estados Unidos. Tipo Hel … Wikipedia Español

    CH 124 Sea King CH 124 Королевских ВВС Канады Тип противолодочный вертолёт … Википедия

    Sea King - Sikorsky S 61 / H 3 Sea King … Deutsch Wikipedia

    Sea King - Sikorsky S 61 SIKORSKY SH 3 SEA KING … Wikipédia en Français

    Marine One Sikorsky S 61 / SH 3 «Sea King» транспортный вертолёт. Построен фирмой «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Вертолет разработан в соответствии с контрактом, заключенным ею 24 декабря 1957 г. с ВМС США. Первый полет опытного образца … Википедия

В 1959 г. фирма Westland получила лицензию на постройку вертолета фирмы Sikorsky S-61. На базе этого вертолета было создано несколько модификаций, значительно отличающихся от оригинала. Для удовлетворения потребностей британского королевского флота был разработан противолодочный вертолет Sea King HAS.Mk.1, на котором были установлены британские двигатели и оборудование.

Главным отличием НАS.Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель.

Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя противокорабельными ракетами типа Sea Eagle, которые эффективны против как небольших катеров, так и крупных кораблей. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль. Sea King применялся также для поиска и спасения в любую погоду, для выполнения задач материально-технического обеспечения кораблей и поддержки штурмовых операций. В десантном варианте он может перевозить 23 десантника. Большая сдвижная дверь на фюзеляже позволяла осуществлять быструю высадку десантников. Монорельс в верхней части кабины использовался для крепления парашютных фал. В дверном проеме на оси устанавливался пулемет. В кабине размером 7,6 х 1,98 х 1,92 (м) предусматривалось 60 точек крепления грузов. Допустимая нагрузка на пол кабины 9760 н/кв. м. Вертолет нашел широкое применение в качестве морского разведчика. В этом варианте он снабжается многокамерной разведывательной подвеской и приборами ночного видения, и может осуществлять разведку в течение четырех часов на дальность до 200 морских миль.

Несколько машин Sea King были переоборудованы для эвакуации раненых (шесть носилок и восемь сидений). Специально подготовленные вертолеты Sea King выполняли роль транспортного средства для руководства Великобритании. Вертолет Sea King выпускался до 1985 года. Изготовлено 226 штук. В 1973 году на базе этого вертолета создана модификация — военно-транспортный вертолет Commando. К 1985 году выпущено около 50 штук.

Модификации:

Sea King HAS.Mk.1 — первая серийная модификация в роли противолодочного вертолета с РЛС Ekco AW391.
Sea King HAS.Mk.2 — модификация Sea King HAS.Mk.1 с ГТД Gnome H.1400-1.
Sea King HAS.Mk.2А — вертолеты Sea King HAS.Mk.1 модернизированные до стандарта HAS.Mk.2.
Sea King AEW.Mk.2A — вертолет ДРЛО на базе HAS.Mk.2 с РЛС Thorn EMI Searchwater LAST (Low-Altitude Surveillance Task).
Sea King HAR.Mk.3 — вариант поисково-спасательного вертолета на базе HAS.Mk.2 с поисковой РЛС MEL ARI.5955.
Sea King HС.Mk.4 — многоцелевой транспортный вертолет Сommando.
Sea King HAS.Mk.5 — многоцелевой вертолет (противолодочный и поисково-спасательный) на базе HAS.Mk.2 с обзорной РЛС Thorn EMI ARI.5991 Sea Searcher.
Sea King HAR.Mk.5 — транспортный вертолет на базе HAS.Mk.5 без основного электронного оборудования.
Sea King HAS.Mk.6 — модернизированная версия 1990 года по программе Advanced Sea King. На вертолете установленно новое РЭО, ГТД Gnome H.1400-1T, система РЭР Orange Reaper (‘Orange Crop II’).
Sea King HAS.Mk.41 — варинт вертолета для ВМС Германии, первоначально в роли поисково-спасательного вертолета, позже переоборудованных в противолодочные с 2-4 ПКР Kormoran 2 и РЛС Ferranti Seaspray.
Sea King HAS.Mk.42 — противолодочный вариант Sea King HAS.Mk.1 для ВМС Индии.
Sea King HAS.Mk.42А — вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Индии.
Advanced Sea King Mk.42В — противолодочная модификация с ГТД Gnome H.1400-1T и РЛС Super Searcher.
Advanced Sea King Mk.42С — модификация Mk.42В с поисковой РЛС Bendix RDR-1400С.
Sea King Mk.42D — модификация AEW.Mk.2A для ВМС Индии.
Sea King Mk.43 — поисково-спасательная модификация для ВМС Норвегии.
Sea King Mk.45 — противолодочная модификация для ВМС Пакистана с ПКР AM.39 Exocet.
Advanced Sea King Mk.45 — модификация HAS.Mk.5 для ВМС Пакистана.
Sea King Mk.47 — противолодочная модификация для ВМС Египта.
Sea King Mk.48 — модификация для ВВС Бельгии в роли VIP транспорта и поисково-спасательного вертолета.
Sea King Mk.50 — варинт Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Австралии.

Технические характеристики:

Диаметр главного винта — 18,90 м
Диаметр хвостового винта — 3,16 м
Длина — 17,02 м
Высота — 5,13 м
Масса, кг
— пустого — 7428
— максимальная взлетная — 9752
Внутренние топливо — 3715 л
Тип двигателя — 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T
Мощность при взлете — 2 х 1680 л.с.
Мощность при полете — 2 х 1485 л.с.
Максимальная скорость — 226 км/ч
Крейсерская скорость — 204 км/ч
Практическая дальность — 1740 км
Дальность действия — 230-1480 км
Время патрулирования — 2 ч
Скороподъемность — 619 м/мин
Практический потолок — 6200 м
Статический потолок — 1980 м
Экипаж — 2 + 2 чел
Полезная нагрузка: 28 солдат или 9 носилок и 2 сопровождающих или 3629 кг груза в кабине или на подвеске.

Благодаря надежности, грузоподъемности и способности садиться на воду Королевские ВВС используют именно «Си Кинги» для обеспечения круглосуточного дежурства в службе поиска и спасения в территориальных водах Великобритании.

Разработанный компанией «Сикорский» многоцелевой вертолет S-61 быстро получил признание во всем мире. ВМФ США приняли его на вооружение под обозначением SH-3, и многие страны вскоре стали приобретать эти машины для своих вооруженных сил, а некоторые решили производить их по лицензии. В числе последних оказалась и Великобритания. Ведущий производитель и разработчик британских вертолетов фирма «Вестланд» начала сотрудничать с фирмой «Сикорский» еще в начале 1950-х годов. Новый вертолет, имевший благодаря сочетанию двух газотурбинных двигателей и амфибийного (лодочного) фюзеляжа очень привлекательные возможности, сразу же после появления привлек внимание руководства «Вестланд», которое приобрело права на производство, развитие и продажу машин на экспорт.

КОПИЯ ЛУЧШЕ ОРИГИНАЛА

Поиски эффективного ответа на бурный рост советских ВМС приводили к очевидному решению — новому противолодочному вертолету со значительно расширенными возможностями. В 1960-е годы англичане располагали двумя основными типами вертолетов ПЛО — малый Вестланд «Уосп» действовал с небольших кораблей (фрегатов или ЭМ), а несколько больший Вестланд «Уэссэкс» базировался на более крупных (большие ЭМ и авианесущие корабли). Однако и тот и другой обладали недостаточным, по мнению моряков, радиусом действия и ограниченной боевой нагрузкой. Бюджетные ограничения во многих случаях диктовали необходимость закупки уже отработанных образцов, что означало прямые закупки или лицензионный выпуск американских самолетов или вертолетов. Однако во втором варианте британцы всегда старались не забывать о собственных производителях, в значительной степени изменяя и улучшая (с точки зрения британских военных) исходную конструкцию. Так произошло и в случае с «Си Кингом».

Фактически от американской машины остался только фюзеляж. Прежде всего, британцы решили использовать двигатели собственного производства — хотя по происхождению это были те же «Дженерал Электрик» Т58, которые устанавливали на SH-3, они были усовершенствованы и стали несколько мощнее. Под обозначением Gnome их выпуск был освоен фирмой «Роллс-Ройс». Помимо двигателей, на британском вертолете появилась автоматическая полетная система, было заменено все противолодочное оборудование, авионика, перераспределены роли между членами экипажа. Первые четыре экземпляра были доставлены в Великобританию в разобранном виде в 1966 году. В мае 1969-го вертолет совершил первый полет, а в августе того же года начал поступать на вооружение. Первоначально это были машины, обозначенные «Си Кинг» HAS.1, их выпустили 56. За ними вскоре последовали HAS.2 (21 штука) с улучшенным оборудованием и двигателями. Позже выпустили HAS.5 и HAS.6, получившие все более новое противолодочное оборудование. Большую часть ранних машин переоборудовали в эти, более поздние варианты. Многие новинки внедрялись сперва на экспортных машинах, а затем использовались при заказе новых партий уже и британскими военными. Так, транспортный «Коммандо» с удлиненным десантным отсеком, способный перевозить 28 солдат, был разработан по требованию ВВС Египта, а позже стал рабочей лошадкой и Королевского флота под обозначением НС.4 (построено 42). «Си Кинг» оказался едва ли не идеальным вертолетом для поисково-спасательных работ. Для британских ВВС построили 25 штук в варианте HAR.3, а флот получил аналогичные машины за счет переоборудования лишних машин ПЛО (HAS.5 и HAS.6) и обозначил их HAR.5 и HAS.6(CR). Наконец, одним из самых необычных стал вариант ДРЛО, появившийся в результате Фолклендской войны, когда «вдруг» обнаружилось, что корабельные РЛС не способны вовремя обнаружить самолеты, подходящие на большой скорости и малой высоте, а самолеты ДРЛО канули в небытие вместе с последним британским авианосцем.

Тогда на правом борту установили обтекатель антенны (в полетном положении он опускается вниз, а перед посадкой поворачивается наверх) и РЛС Searchwater, а в кабине оборудовали места для операторов РЛС. Эти машины, переоборудованные из HAS.2 и HAS.5, получили обозначение AEW.2 и AEW.5 соответственно 9 и 3 штуки). В 2002 году они получили новую РЛС, расширенные возможности (не только обнаружения, но и наведения своих истребителей) и обозначаются ASaC7.

ЭКСПОРТНЫЙ УСПЕХ

Вскоре заказ на противолодочные вертолеты последовал из Австралии, получившей 12 штук под обозначением «Си Кинг» Мк.50. Египет, резко сменивший военно-политическую ориентацию в начале 1970-х, заказал транспортный вариант, отличавшийся удлиненным десантным отсеком и способный нести до 28 солдат. «Вестланд» обозначил эти вертолеты «Коммандо» — всего в разных вариантах ВВС Египта получили 28 штук, включая 4 вертолета РЭБ. Примеру Египта последовал Катар, купивший 12 подобных машин, 8 из них способны нести ПКР «Экзосет». Однако основная часть экспортных заказов состояла из морских (противолодочных или поисково-спасательных) вариантов «Си Кинга». 23 штуки попали в ВМФ Германии (Мк.41), 14 — в норвежские ВВС (Мк.43), 7 достались ВМФ Пакистана (Мк.45), б -ВМФ Египта (Мк.47), 5 — ВВС Бельгии (Мк.48). Все эти варианты отличались оборудованием, вооружением (пакистанские «Си Кинги» могут нести ПКР по образцу катарских) и даже конструкцией. Отдельного упоминания заслуживает большой заказ для индийского флота — единственного, кроме британцев, использовавшего «Си Кинги» с палубы авианосца. За 9 машинами ПЛО Мк.42 (аналог HAS.1) последовали 3 в варианте Мк.42А для базирования на малых кораблях (аналог HAS.2), 20 универсальных (противолодочные и противокорабельные с ПКР «Си Игл») Мк.42В и 6 транспортных и поисково-спасательных Мк.42С.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «СИ КИНГ» HAS. 5

  • Тип: противолодочный вертолет
  • Двигатели: два турбовальных двигателя «Роллс-Ройс» Gnome H1400-2 мощностью 1238 кВт
  • Размеры, м:
    длина: 17,02
    высота: 5,13
    диаметр несущего винта: 18,9
  • Вес, кг:
    пустого: 6387
    взлетный: 9525
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 208
    практический потолок, м: 3000
    дальность, км: 1230
  • Вооружение: 4 противолодочные торпеды (Мк.46 или «Стингрэй») или 4 глубинные бомбы

Westland Sea King
Многоцелевой вертолёт
В 1959 г. фирма Westland получила лицензию на постройку вертолета фирмы Sikorsky S-61. На базе этого вертолета было создано несколько модификаций, значительно отличающихся от оригинала. Для удовлетворения потребностей британского королевского флота был разработан противолодочный вертолет Sea King HAS.Mk.1, на котором были установлены британские двигатели и оборудование. Главным отличием НАS.Мк.1 было то, что он самостоятельно, без связи с кораблем базирования должен был проводить поиск и уничтожение подводных лодок. Для облегчения размещения на кораблях Sea King имеет автоматически складываемый хвостовой обтекатель.
Противокорабельный вариант Sea King вооружен двумя противокорабельными ракетами типа Sea Eagle, которые эффективны против как небольших катеров, так и крупных кораблей. С таким вооружением вертолет может атаковать цели на дальности до 52 морских миль. Sea King применялся также для поиска и спасения в любую погоду, для выполнения задач материально-технического обеспечения кораблей и поддержки штурмовых операций. В десантном варианте он может перевозить 23 десантника. Большая сдвижная дверь на фюзеляже позволяла осуществлять быструю высадку десантников. Монорельс в верхней части кабины использовался для крепления парашютных фал. В дверном проеме на оси устанавливался пулемет. В кабине размером 7,6 х 1,98 х 1,92 (м) предусматривалось 60 точек крепления грузов. Допустимая нагрузка на пол кабины 9760 н/кв. м. Вертолет нашел широкое применение в качестве морского разведчика. В этом варианте он снабжается многокамерной разведывательной подвеской и приборами ночного видения, и может осуществлять разведку в течение четырех часов на дальность до 200 морских миль.
Несколько машин Sea King были переоборудованы для эвакуации раненых (шесть носилок и восемь сидений). Специально подготовленные вертолеты Sea King выполняли роль транспортного средства для руководства Великобритании. Вертолет Sea King выпускался до 1985 года. Изготовлено 226 штук. В 1973 году на базе этого вертолета создана модификация - военно-транспортный вертолет Commando. К 1985 году выпущено около 50 штук.
Модификации вертолета:
Sea King HAS.Mk.1 - первая серийная модификация в роли противолодочного вертолета с РЛС Ekco AW391.
Sea King HAS.Mk.2 - модификация Sea King HAS.Mk.1 с ГТД Gnome H.1400-1.
Sea King HAS.Mk.2А - вертолеты Sea King HAS.Mk.1 модернизированные до стандарта HAS.Mk.2.
Sea King AEW.Mk.2A - вертолет ДРЛО на базе HAS.Mk.2 с РЛС Thorn EMI Searchwater LAST (Low-Altitude Surveillance Task).
Sea King HAR.Mk.3 - вариант поисково-спасательного вертолета на базе HAS.Mk.2 с поисковой РЛС MEL ARI.5955.
Sea King HС.Mk.4 - многоцелевой транспортный вертолет Сommando.
Sea King HAS.Mk.5 - многоцелевой вертолет (противолодочный и поисково-спасательный) на базе HAS.Mk.2 с обзорной РЛС Thorn EMI ARI.5991 Sea Searcher.
Sea King HAR.Mk.5 - транспортный вертолет на базе HAS.Mk.5 без основного электронного оборудования.
Sea King HAS.Mk.6 - модернизированная версия 1990 года по программе Advanced Sea King. На вертолете установленно новое РЭО, ГТД Gnome H.1400-1T, система РЭР Orange Reaper ("Orange Crop II").
Sea King HAS.Mk.41 - варинт вертолета для ВМС Германии, первоначально в роли поисково-спасательного вертолета, позже переоборудованных в противолодочные с 2-4 ПКР Kormoran 2 и РЛС Ferranti Seaspray.
Sea King HAS.Mk.42 - противолодочный вариант Sea King HAS.Mk.1 для ВМС Индии.
Sea King HAS.Mk.42А - вариант Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Индии.
Advanced Sea King Mk.42В - противолодочная модификация с ГТД Gnome H.1400-1T и РЛС Super Searcher.
Advanced Sea King Mk.42С - модификация Mk.42В с поисковой РЛС Bendix RDR-1400С.
Sea King Mk.42D - модификация AEW.Mk.2A для ВМС Индии.
Sea King Mk.43 - поисково-спасательная модификация для ВМС Норвегии.
Sea King Mk.45 - противолодочная модификация для ВМС Пакистана с ПКР AM.39 Exocet.
Advanced Sea King Mk.45 - модификация HAS.Mk.5 для ВМС Пакистана.
Sea King Mk.47 - противолодочная модификация для ВМС Египта.
Sea King Mk.48 - модификация для ВВС Бельгии в роли VIP транспорта и поисково-спасательного вертолета.
Sea King Mk.50 - варинт Sea King HAS.Mk.2 для ВМС Австралии.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1970
Диаметр главного винта - 18,90 м
Диаметр хвостового винта - 3,16 м
Длина - 17,02 м
Высота - 5,13 м
Масса, кг
- пустого - 7428
- максимальная взлетная - 9752
Внутренние топливо - 3715 л
Тип двигателя - 2 ГТД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Gnome H.1400-1T
Мощность при взлете - 2 х 1680 л.с.
Мощность при полете - 2 х 1485 л.с.
Максимальная скорость - 226 км/ч
Крейсерская скорость - 204 км/ч
Практическая дальность - 1740 км
Дальность действия - 230-1480 км
Время патрулирования - 2 ч
Скороподъемность - 619 м/мин
Практический потолок - 6200 м
Статический потолок - 1980 м
Экипаж - 2 + 2 чел
Полезная нагрузка: 28 солдат или 9 носилок и 2 сопровождающих или 3629 кг груза в кабине или на подвеске.
Вооружение: Возможна установка 1 7.62-мм пулемета. Боевая нагрузка - 1134 кг на 2 узлах подвески: 4 торпеды Mk.46 или Stingray, или 4 глубинные бомбы Mk.11, или 2 ПКР Sea Eagle или AM.39 Exocet.