Конспект занятия на тему: «Зимующие и перелетные птицы. Осень: Наблюдаем за птицами. Птицы летят сквозь гору

Перелёты птиц

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно за мечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Исчезают на зиму одни птицы и появляются другие не только на Севере. На юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. На севере птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи , а на юге - смена влажных и засушливых сезонов. Там, где птицы размножаются, т.е. на севере и в умеренном климате, они проводят меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь в местах зимовок. Тем не менее ежегодно перелетные птицы возвращают ся туда, где они вывелись в прошлом году. Если весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла.

Чем лучше птица находит свою родину, тем более вероятно, что она выживет и выведет потомство. Это понятно: ведь любое животное, в том числе и птица, наиболее приспособлено к тем условиям, где оно родилось. Но, когда на родине условия жизни изменяются - наступает похолодание, исчезает пища, птица вы нуждена лететь в более теплые и обильные пищей места.

Птицы, совершающие такие путешествия, называются перелетными . Но есть птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Это оседлые птицы. Оседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, рябчик. Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы. К ним относятся некоторые птицы, гнездящиеся высоко в горах; на холодное время года они спускаются в долины. Наконец, имеются и такие птицы, которые при благоприятной зимней обстановке оседлы, но в неблагоприятные годы, например при неурожае семян хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Это клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие. Так же ведут себя гнездящиеся в степях и полупустынях Средней и Центральной Азии саджи.

Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других - оседлые. Серая ворона из северных областей России улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас - перелетная птица, а в городах Западной Европы - оседлая. Домовый воробей в Европейской части России живет круглый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию. Места зимовок у перелетных птиц постоянны, но там они живут, не придерживаясь определенных узких районов, как при гнездовании. Естественно, что птицы зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные - в лесистых местах, прибрежные - по берегам рек, озер и морей, степные- в степях.

Точно так же и в перелетах птицы придерживаются привычных и благоприятных для них мест. Лесные птицы совершают перелеты над лесистыми местностями, степные - над степями, а водные двигаются вдоль речных долин, над озерами и морскими побережьями. Птицы, гнездящиеся на океанических островах, совершают перелеты над открытым морем. Пересекают большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Например, чайки-моевки, гнездящиеся у берегов Кольского полуострова, зимуют в Северо-западной Атлантике и достигают западного побережья Гренландии. Иногда птицам приходится преодолевать во время перелета непривычные для них местности, например пустыни. Птицы стараются быстрее миновать такие места и летят на больших пространствах «широким фронтом».

Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния. Места с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они появляются позже, чем на юге. Каждый вид птиц улетает и прилетает в определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке , других - группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае. Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны - редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки - «шеренгой», гуси и журавли - «углом». У большинства птиц самцы и самки летят одновременно. Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

Молодые птицыиногда отлетают на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие - ночью, а днем останавливаются на кормежку. Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у перепела - 41 км/час. Наибольшая скорость у черного стрижа - 150 км/час. Высота перелета - средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей. Еще ниже - при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на высоте 1-2 тыс. м, средние и мелкие - около 1000-500 м. Однако в области Гималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.

При такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое время достигнуть области зимовки или гнездовья. Но на самом деле перелет обычно растягивается на долгое время. Считают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. Таким обра зом, например, воробьиные птицы затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2-3 и даже 4 месяца.

При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем. Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие расстояния. Полярные крачки с Крайнего Севера Америки летят зимовать за 10 тыс. км на юг Американского континента, на юг Африки и даже в Антарктику. Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около 30 видов птиц, гнездящихся в Восточной Сибири, зимуют в Австра лии, дальневосточные кобчики - в Южной Аф рике, некоторые американские кулики - на Гавайских о-вах. В ряде случаев «сухопутные» птицы вынуждены пролетать над открытым мо рем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе. Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы Европейской ча сти России летят в южном направлении к Каспийскому морю, а их родичи из Западной Сибири - на юго-запад.

Североамериканские птицы обычно движутся на юг к экватору, но некоторые виды летят и дальше, даже к Огненной Земле. Чернозобые гагары из Западной и Средней Сибири пролетают через тундру к Белому мо рю и оттуда, отчасти вплавь, перемещаются на зимовку к берегам Скандинавии и в Балтийское море. Если птицы одного вида гнездятся и на севере, и на юге, то обитатели севера зимуют обычно южнее, чем их южные сородичи. Например, тундровые соколы из Сибири зимуют на Южном Каспии, в Северной Африке и Южной Азии, а соколы того же вида, гнездящиеся в средней полосе Европейской части России, совершают сравнительно небольшие кочевки и зимуют не южнее Средней Европы.

Значительный перелетсовершает маленькая птичка - овсянка-дубровник . Она гнездится на пойменных лугах речных долин, например Москвы-реки и Оки. Прилетает она весной поздно, в конце мая, улетает раньше других воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через всю Сибирь и Дальний Восток в Южный Китай.

Большое хозяйственное значение имеют зимовки охотничье-промысловых водоплавающих птиц. Большинство гнездящихся у нас уток зимуют вне границ России - в Северо-западной Европе (в области Балтийского и Северного морей), в области Средиземного моря, в низовьях Дуная, в долине Нила, в Малой Азии, Иране, Индии, в Юго-Восточной Азии. Но много различных птиц зимует и на территории России - на юге Каспия, и бывших республиках СССР в Азербайджане, Туркмении, у Черного моря, на оз. Иссык-Куль в Киргизии. В этих местах зимой скапливается огромное количество уток, гусей, лебедей, куликов. Для их охраны созданы специальные заповедники.

За время перелетов и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например, на Каспийском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч уток. Они гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой на Каспийском море. Нефть пачкает перья, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. На юге Украины смена дождей и похолодании губит много дроф. Под дождем их перья намокают и смерзаются от наступившего похолодания.

Много было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они находят при перелетах дорогу . У некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. Следовательно, молодым никто не показывает дорогу на зимовку. Несомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т. е. врожденная, передающаяся по наследству способность к определенному поведению. Никто не учит птицу строить гнездо, а ведь когда она впервые приступает к его постройке, то делает это так же, как и все птицы ее вида. Певчий дрозд вымазывает лоточек глиной, а белобровик этого не делает. Ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к веткам дерева. Сложная цепь внешних раздражений вызывает в организме животного ряд связанных между собой ответов на раздражение - безусловных рефлексов. Исчезновение привычной для птицы пищи, изменение погоды, температуры воздуха, влажности - все это заставляет птицу улетать на зимовку.

Но почему же птицы не остаются в местах зимовки навсегда ? Ведь там тепло и много пищи. Почему они, преодолевая тяжелые препятствия, возвращаются на места гнездовий? Наука еще не может исчерпывающе объяснить это явление. Но отчасти это можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, различные железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества - гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.

Сказывается и влияние изменяющихся внешних условий. На местах зимовок климат не остается постоянным и изменяется в сторону, худшую для зимующих там птиц. Например, полярная сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы. Может ли эта сова остаться на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи? Конечно, нет. Она улетит в родную тундру. Возможно, по этой же причине не гнездятся в Африке наши серые журавли и дру гие перелетные птицы. Иногда птицы при перелете теряют направление . Под Томском встречали заблудившихся фламинго, обычно обитающих на Каспии и в тропиках; в Ярославскую область залетает гриф сип, обитатель Кавказских гор. Залетают к нам птицы даже из Америки: на Украине бывали случаи появления свенсонова дрозда, гнездящегося и зимующего на Американском континенте.

Когда птицы летят днем, они могут определить направление полета по заметным точкам: поворот у реки, горы, группы деревьев и по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце - днем, луна и звезды - ночью.Многие птицы, чтобы не потерять в полете друг друга, особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того, птица пользуется голосом как эхолотом. Звук отражается от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается ее очень тонким слухом . Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет высоту над землей.

Виды перелётных птиц

Вероятно, наиболее известными перелётными птицами являются ласточки. Возвращение ласточек в Европу с юга Африки возвещает нам о наступлении лета на этом континенте. К осени, когда приходит пора отлёта на юг, птицы успевают вырастить два-три выводка.

Обтекаемая форма тел и изогнутые узкие крылья городских и деревенских ласточек помогают им при перелётах на большие расстояния. Гораздо более сложными являются перелёты больших и тяжёлых птиц – например, таких, как аисты. Поэтому большую часть пути эти птицы пытаются преодолеть в плавном полёте. Во время осеннего перелёта из Европы в Африку они используют тёплые атмосферные течения, с помощью которых взлетают ввысь, не прикладывая особо больших усилий.

Для некоторых птиц Центральная Европа является самым южным пунктом миграции. Так, карликовые лебеди из своих выводковых районов, расположенных в Северной Сибири, перебираются на побережье Северного моря.

Перелётные птицы не ограничиваются только северным полушарием, однако к югу от экватора они находят гораздо меньше мест, необходимых им для выводка. Дальше всех летит такая птица, как полярная крачка - через Арктику, Южную Африку, Южную Америку он путешествует до самой Антарктиды. Таким образом, в течение года он преодолевает около 35 тысяч километров.

Для многих птиц сезонные перелёты - важная жизненная функция. Способность перелетать с места на место позволяет им в разное время года жить в наиболее благоприятном для них климате – в этом и состоит главная причина сезонных перелётов птиц.

ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Необходимость добывать пищу, поиск мест, которые пригодны для вывода птенцов и бегство от естественных врагов - вот три главные причины, из-за которых птицы совершают сезонные перелёты. Продолжительность полётов и расстояния, которые они преодолевают, очень разные.

Часть птиц летом живёт в лесах или на лугах, а зимой они перебираются в города, где теплее и где куда легче добыть пищу. Птицы, которые летом высиживают яйца на севере, осенью, когда приходит холод и уменьшается количество корма (например, количество насекомых), улетают на юг. Весной, когда в местах их зимовки становится сухо и тепло, птицы снова возвращаются на свои выводковые места в северных краях. Когда они находят подходящие для них места, то остаются там на лето, размножаются, выращивают птенцов, а осенью снова улетают на юг.

КАК ПТИЦЫ НАХОДЯТ ДОРОГУ

Многие птицы летят стаями, а это позволяет предположить, что старшие, наиболее опытные птицы летят первыми, указывая дорогу молодым. Таким образом, информация о направлении полёта передаётся из поколения в поколение.

Некоторые птицы совершают перелёты в одиночку. Но откуда птицы знают, куда и как лететь? Следовательно, у птиц должно быть что-то вроде врождённого инстинкта, который подсказывал бы им, в каком направлении они должны лететь, преодолевая такие просторы. Например, мореплавателям в течение длительного времени приходилось ориентироваться по солнцу и звёздам.

Птицы, которые во время полёта ориентируются по солнцу, с помощью своих биологических часов чувствуют его положение и так определяют верное направление. Они должны приспособиться к положению солнца. Птицы, которые совершают ночные перелёты, пользуются звёздами, и именно по расположению на небе звёзд они, вероятно, определяют для себя путь.

Птицы, чтобы правильно определить направление, используют также и магнитное поле нашей планеты. Если птица во время перелёта пользуется внутренним компасом, то она, очевидно, потом вспоминает, с какой стороны прилетела и таким же путём возвращается обратно.

Птицы, вероятно, распознают также определённые ориентационные отметки на земле, с помощью которых могут создавать себе нечто вроде внутренней карты.

Также предполагают, что некоторые птицы, чтобы определить направление полёта, пользуются запахами. Запахи у птиц ассоциируются с определёнными направлениями. Птицы вспоминают, в какой последовательности встречали различные запахи и, благодаря этому, летят в нужном направлении. Большинство птиц, чтобы не сбиться с пути, пользуется всеми перечисленными методами.

Шишкина Школа Природоведение Урок 39 Перелётные птицы. Видео (00:07:23)

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела. Обратить внимание детей старших групп на подготовку птиц к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Какие птицы остаются на зиму?

Стихи по теме:

Журавлики-журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики-журавли.
М. Шпак

Скворец! Смотрите, вон он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
А. Барто

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Е. Благинина

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...
Я Рубцов

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
К. Бальмонт

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...
Я Некрасов

Загадки

Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал.
{Ласточка)

Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим буду.
{Кукушка)

В болоте плачет,
А из болота не идет.
{Кулик)

По поднебесью веревка протянулась.
{Журавли)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)

Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы.
{Сорока)

Дидактическая игра

"Назови одним словом" - дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. Цель - закрепить обобща- ющие слова.

Упражнение "Кто как поет?"

Задача - дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. Цель - закрепить звукопроизношение голосов птиц.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб для птиц.

Пальчиковая гимнастика "Птички".

Эта птичка - соловей, Загибают по одному пальчику.
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
сонная головушка,
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - злой орлан. Машут сложенными крест-накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
{Русская народная потешка)

Труд и индивидуальные физические упражнения

Покормить птиц.
Прыжки с пенечков.

Подвижные игры

"Воробушки и автомобиль".

Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна - "автомобили", другая - "воробушки". По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".

"Птички летают".

Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.

Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.

"Перелет птиц".

Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" - "летят" к "деревьям".

"Филин и пташки".

Цель - упражнять в беге врассыпную.

Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".

Гульназ Алимова
Конспект занятия на тему: «Зимующие и перелетные птицы»

Цель : Уточнить знание детей о зимующих и перелетных птицах по характерным признакам. Вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к пернатым, желание им помочь.

Методические приемы : Использование сказочного персонажа - Каркуша.

Использование картин, загадок, подвижная игра "Найди свою стаю" с использованием шапочек, классифицирующих зимующих и перелетных птиц .

Предварительная работа : Беседы о подготовке птиц к отлету , вывешивание кормушек, чтение загадок.

Ход занятия : Дети рассаживаются полукругом. Воспитатель спрашивает детей.

Ребята, помните мы с вами сделали кормушки. Для кого вы сделали их? Зачем? Дети : Нашим пернатым. Для того, чтобы им легче было перезимовать . Затем дети слышат стук в дверь, и к ребятам в гости "залетела" ворона Каркуша (взрослый человек в костюме вороны) . Дети здороваются с Каркушей, но Каркуша очень грустная, и воспитатель спрашивает ее.

Каркуша, почему ты такая грустная?

Каркуша : Кар-кар! Мне теперь не до веселья. Холодно. Зима пришла. Многие мои друзья улетели в теплые края, а те кто остался зимовать, спрятались в укромные уголки от холода. Холодно, голодно. Кар-кар! Ребята, а вы знаете перелетных птиц ?

Воспитатель : Конечно знают. Ребята, назовем Каркуше перелетных птиц .

Дети : Назовем. Дети поочередно называют перелетных птиц .

Грачи, жаворонки, ласточки, соловьи, гуси, утки и т. д. (показывая их на картине) .

Каркуша : Правильно, вы много назвали птиц . Я очень рада. А зимующих птиц вы знаете ?

Дети : Знаем. Перечисляют , показывая их на картине. Вороны, сороки, галки, синички, воробьи, голуби и т. д.

Каркуша : Вот какие молодцы, и зимующих птиц знают . Но к нам еще с Севера прилетают птицы . Вы их знаете?

Дети : И их знаем. Перечисляют . Снегири, клесты, свиристели, щеглы.

Каркуша : Молодцы.

Затем Каркуша спрашивает у воспитателя.

Почему перелетные птицы на Юг улетают ?

Воспитатель : Каркуша, давай у ребят спросим. Они про птиц все знают .

Дети отвечают, воспитатель помогает вопросами.

Почему птицы улетели на Юг ?

Чем они питаются?

Куда делись насекомые?

Воспитатель делает заключение к высказываниям детей о том, что корма для птиц нет , и они улетают на Юг.

Выслушав ответы детей, Каркуша предлагает детям поиграть.

Проводится подвижная игра "Найди свою стаю". На головы детей одеваются шапочки классификации зимующих и перелетных птиц .

Отдохнув в игре, дети садятся на свои места.

Воспитатель : Ребята, а почему мы говорим, что птицы наши друзья ? (Они поедают насекомых, гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами , радующими окружающих своим пением, веселее, радостнее жить).

Почему зимой птицы прилетают к дому человека?

Каркуша : Что-то я не помню, чтобы кто-то обо мне заботился. Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Каркуше, как и чем мы помогаем зимой птицы ? (Делаем скворечники, устраиваем кормушки, насыпаем в кормушки семечки, пшено, крошки, подвешиваем для синичек сало и т. д.)

Ребята, скажите какое время года?

Дети : Зима.

Воспитатель : - Правильно! Последний месяц зимы.

Скоро к нам возвратятся птицы .

Как вы думаете, что же птицы начинают делать после прилета? (ответы детей) . Да, они начинают строить свои домики. А домики у птиц бывают самые разные . Есть из веток, из камней, из травинок и глины. (воспитатель показывает детям изображения разных видов гнезд.) Но иногда люди помогают птицам , особенно когда хотят поселить их возле своего дома.

Чуть растопить солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичи домики-скворечники

Мы сколотим из досок.

О. Высотская.

Какая птичка будет жить в скворечнике (ответ детей) .Да, в скворечнике будет жить скворец. Но люди делают домики и для других птиц , например синицы.

Мы с вами тоже построили скворечник. Пока он у нас с вами ничем не украшен. А ведь мы можем его сделать не только полезным для птиц , но и красивым.

Показ примеров работ.

Воспитатель. Давайте придумаем, как можно раскрасить скворечник. Каждый придумает свой вариант, а мы потом выберем тот, который понравится нам всем больше всего, и украсим наш скворечник. Сначала мы должны вспомнить, из каких геометрических фигур состоит скворечник, чтобы правильно нарисовать его. (ответ детей) Да, рисунок мы начнем с изображения прямоугольника и треугольника. Что мы должны нарисовать потом (ответ детей) Правильно, мы нарисуем отверстие. Какой он формы (ответы детей) А вот теперь можно взять краски раскрасить птичий домик так, как вам хочется.

В процессе рассказа воспитатель показывает приёмы рисования и закрашивания.

III.Практическая работа

Дети выполняют рисунок на заданную тему .

IV.Итог занятия .

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель. Ох, как трудно будет выбрать лучший вариант! Все скворечники получились такими красивыми! Постройте дома с помощью взрослых много разных и красивых скворечников. Птицы будут вам благодарны!

Милый скворушка - скворец, Прилетай же, наконец! Для тебя я дом построил - Не скворечня, а дворец!

Свободные полеты с птицами — это способ жизни человека рядом с птицами, при котором птица получает возможность удовлетворять свою базовую потребность в естественном, для нее, способе движения — в полете. Проще говоря — это обучение птицы летать на открытом пространстве, не улетая (не теряясь) от владельца птицы.

Зачем надо заниматься свободными полетами с птицей?

Полет это естественный способ движения для птицы. Организм не летающей птицы — не может работать в нормальных для него режимах. Подробно об этом я уже писал в .
Птицы, содержащиеся в условиях неволи, не имеют возможности летать в достаточных, для поддержания здоровья, количествах. Свободные полеты — это компромисс между желанием человека иметь птицу в качестве питомца и ее природными потребностями.

Приятными, практическими следствиями от занятий свободными полетами являются:

  • снижение расходов на лечение птицы, так как организм птиц значительно укрепляется во время тренировок.
  • увеличение продолжительности жизни птицы рядом с человеком.
  • увеличение уровня взаимопонимания человека и птицы.
  • избавление от большинства психологических проблем птиц (фобии, чрезмерная зависимость от хозяина (владельцы и знакомы с этой проблемой не понаслышке)).
  • при лечении птиц от хронических болезней (таких как , ) активный полет является необходимым условием для выздоровления — так как полностью отчистить дыхательную систему птицы возможно только при активном полете. Однако в случае с болеющими птицами — тренировки должны проводиться под контролем ветеринарного врача.

С какими видами птиц можно заниматься свободными полетами?

Свободными полетами можно заниматься с любыми видами летающих птиц — от канарейки до орлана. Если для мелких видов птиц полеты в помещении являются хоть какой-то альтернативой сидению в тесной клетке, то для крупных и средних попугаев, для врановых птиц свободные полеты — это единственная возможность получить адекватную для них физическую нагрузку.

свободные полеты с канарейки Ред Фактора:

Сов и хищных птиц, традиционно, тренируют с помощью методик разработанных для ловчих птиц. Но свободные полеты с этими птицами (хотя на ранних стадиях тренировок и допускают применение некоторых приемов из арсенала сокольников — использование путц, поводков) — это совершенно другая философия общения с птицей, и отсюда другой подход к тренировкам.

Отдельно необходимо уточнить — использование методик для ловчих птиц при обучении врановых (ворон, грачей, галок, воронов, сорок, соек) — не допустимо !
Это связано с тем, что анатомия тазового пояса врановых птиц отличается от анатомии соколиных. В частности: у врановых птиц длинные и тонкие кости ног, меньшая относительная масса мышц тазового пояса. Это приводит к тому, что рывковое усилие, создаваемое аммуницией (путцами, шлейкой, поводком), не компенсируется сухожильно-мышечным аппаратом лап, как это происходит у соколов, и приводит к травмам коленных и тазобедренных суставов, к смещению костей сложного крестца и пр.

Как начинать заниматься свободными полетами?

Начинать занятия необходимо с приручения птицы (заниматься с неручной птицей нельзя, так как пока нет доверия к человеку — любое появление человека рядом с птицей, воспринимается птицей как опасность). Тренировки должны приносить радость и птице, и человеку и укреплять дальнейшее взаимопонимание. Тренироваться надо только когда есть желание и «драйв» и у птицы, и у человека. Если заниматься не хочется — надо отложить занятия с птицей.

начало обучения команде «ко мне» зеленокрылой ары Корделии, в квартире

Когда птица доверяет вам (спокойно идет на руку, берет корм из рук человека, дает почесать голову и пр.,) — необходимо начинать осваивать команды дома, в частности команду «Ко мне». Для этого можно использовать любой удобный для вас метод — например кликер. В процессе изучения этой команды птица постепенно повышает свою выносливость и координацию движения (птицы, как и любые другие животные, постепенно учатся пользоваться своим телом; и летать, по началу, птицам страшно или, по крайней мере — волнительно) .

Занятия, даже в тесном помещении, значительно укрепляют мускулатуру птицы и сердечную мышцу. Поощряйте птицу за полет по кругу в комнате. Постепенно увеличивайте количество кругов. Используйте имеющееся пространство/планировку дома — например отрабатывайте полеты из коридора в комнату, или полет с одного этажа дома на другой этаж, и пр..

вот хороший пример того как можно тренировать попугаев дома, используя особенности планировки дома. В данном примере, также видно как дома можно повышать выносливость птицы; использовать игровой момент и приучать птиц слетать с ветвей деревьев. Не подготовленная птица, сев на верхушке дерева может пребывать в шоке и снять ее с дерева можно будет только вызвав пожарную команду. Тренировки серого афиканского попугая Бобо и аратинг Зоро и Грассхаппера.

Когда все возможности улучшить навыки полета и выносливость птицы дома исчерпаны — переходите к следующему этапу тренировок — к полетам в больших помещениях и залах.

Тренировки с птицами в больших залах — это безопасный способ значительно увеличить выносливость птицы; отработать взаимодействие с птицей в незнакомом для нее окружении; возможность «слетать» стаю — т.е. дать возможность птицам самостоятельно наладить отношения друг с другом во время полета. Для человека тренировки с птицей в зале — это прекрасная возможность избавиться от страха отпускания птицы. И что существенно важно — полеты в больших помещениях не требуют использования травмирующей аммуниции. Если вы боитесь выходить с птицей на улицу без привязи — занимайтесь с ней, только в больших залах.

тренировка с зеленокрылым арой в большом спортивном зале:

И, наконец, когда вы уверенно взаимодействуете с птицей:

  • у вас нет страха, что птица не вернется к вам;
  • птица выполняет все команды;

и ваша птица — готова:

  • птице нравится много летать;
  • птица хорошо взаимодействует с другими птицами и животными рядом с ней;

и у вас есть желание и драйв выйти на природу со своей птицей — только тогда МОЖНО и нужно идти на улицу.

Сначала нужно выезжать на большие открытые пространства — в поля, далеко от лесополос. В степь, когда такая возможность есть. В таких местах — вы и ваша машина — единственные знакомые для птицы объекты, и если вы все делали правильно, птица доверяет вам, вы ассоциируетесь у нее с безопасностью. Поэтому взлетев, птица будет делать круги вокруг вас и машины, постепенно изучая местность. Если ее что-то испугает, птица будет стремиться к вам , а не от вас.

Есть ли опасность для птицы во время свободных полетов?

Конечно есть . Для мелких и средних птиц (волнистных попугаев, неразлучников, карел, канареек, сорок, галок, пионусов, аратинг, пиррур и др. видов птиц) — хищные птицы: ястреба, сокола, совы — являются большой угрозой во время прогулок на улице.
Для , какаду, ворон, воронов — опасность со стороны хищных птиц меньше, но ее также нельзя полностью исключать. Чем менее подготовлена птица физически — тем больше для нее опасность.
Опасность представляют также собаки, кошки, дети, просто любопытные зеваки, машины, мотоциклисты. Поэтому гулять с птицами желательно вне социума и заранее отрабатывать команды «Опасность» «Замри» «Ко мне» — в зале. В зале есть возможность и натурной отработки команд — с дрессированными собаками и воспитанными детьми.

Опасно ли гулять с птицами зимой?

Если птица хорошо тренированна и акклиматизирована, то никаких ограничений на прогулки с ней в холодное время года нет. Здоровые (не больные) попугаи обожают снег и холод.

прогулки зеленокрылого ары Рейрея зимой в Норвегии.

Сколько времени занимает подготовка птицы к прогулкам на улице?

Подготовка может занять годы. Пока человек и птица не готовы к прогулкам на улице — не нужно рисковать. Помните, что совместные прогулки — это не состязание, это взаимное общение человека и птицы и оно должно быть комфортным для всех сторон.

свободный полет сине-желтого ары Алекса, зимой:

Можно ли использовать при прогулках с птицами на улице шлейки, костюмчики, поводки?

Вконтакте