Компоновка otv x 37b

Загадочный американский космический аппарат (речь идет о космическом беспилотном аппарате X-37B) вот уже год как находится на околоземной орбите, выполняя различные задачи, связанные, по всей видимости, с долговременными, но неизвестными космическими целями. Это уже третий длительный полет аппарата на околоземной орбите. Последний раз X-37B отправился в космос 11 декабря 2012 года, он был запущен с космодрома на мысе Канаверал в рамках миссии OTV-3 (Orbital Test Vehicle 3). Общие цели миссии, а также информация о грузе, находящемся на борту космического аппарата, строго засекречены.

До этого аппараты X-37B уже успели побывать в космосе 2 раза - в рамках миссии OTV-1, старт которой был дан в 2010 году (она продолжалась 225 дней), и в рамках миссии OTV-2, в которой испытывался уже второй построенный аппарат X-37B. Данная миссия оказалась самой продолжительной, КА находился на орбите 468 дней, он успел облететь землю более 7 тысяч раз. После окончания задания оба аппарата успешно совершили посадку на авиабазе ВВС США в Ванденберге (штат Калифорния).


Работы над созданием космического аппарата X-37 началась в 1999 после того, как НАСА заключила контракт с компанией «Боинг». Общая сумма контракта составила 173 млн. долларов. С 2004 года руководство проектом по созданию экспериментального орбитального самолета осуществляют американские ВВС. Аппарат X-37B был создан компанией «Боинг дифенс спейс энд сикьюрити» при участии исследовательских лабораторий программ X-37 НАСА, X-37 Агентства перспективных исследовательских программ (DARPA) Министерства обороны США и X-40 ВВС США. Весь процесс проектирования, выпуска и испытаний систем нового орбитального аппарата выполнялся на предприятиях компании «Боинг», расположенных в Калифорнии.

Экспериментальный орбитальный самолет X-37B предназначен для выполнения разнообразных задач на орбите Земли на высоте от 110 до 500 миль на скоростях до 17 500 миль/час. Масса аппарата около 4995 кг, длина - 9 м, высота - 2,85 м, размах крыла около 4,5 м. Каждый самолет оснащен грузовым отсеком размерами примерно 2 на 0,6 метра. По заявлению создателей, конструкция X-37B вобрала в себя лучшие качества космического корабля и традиционного самолета, что позволяет достаточно гибко использовать аппарат для решения разнообразных задач. Запуск аппарата в космос производится в вертикальном режиме с помощью ракеты-носителя, а вот посадку он совершает самостоятельно полностью в автоматическом режиме по-самолетному (тот же принцип, что и у шаттлов). Оба космических аппарата X-37B построены для американских ВВС компанией Boeing Government Space Systems.

Согласно информации компании Boeing, оба самолета построены на основе легких композитных структур, которые заменили собой ставший традиционным алюминий. Для защиты крыльев аппарата на орбитальном самолете применяется высокотемпературная термоплитка нового поколения, которая отлична от углеродной плитки, которая применялась на американских шаттлах. Также специалисты Боинга отмечают, что вся авионика космического корабля спроектирована под автоматизацию спуска и посадки аппарата. Вдобавок ко всему на борту X-37B отсутствует гидравлика, все его системы управления полетом и торможения построены на электромеханических приводах.

Сегодня никто не знает, сколько продлится текущая миссия на орбите, официально данная информация нигде не озвучивалась, не ясно также, где именно аппарат совершит посадку в этот раз. В настоящее время в ВВС США рассматривается вариант со спуском и посадкой аппарата на посадочную полосу шаттлов, которая расположена на территории Космического центра Кеннеди NASA недалеко от мыса Канаверал. Именно отсюда уже чуть более года назад и был произведен запуск корабля в космос. Может быть использована оставшаяся после свертывания программы шаттлов инфраструктура, что уменьшит стоимость всего проекта, отмечают американские чиновники.


В настоящее время наиболее продолжительным полетом орбитального самолета X-37B в космос остается полет в рамках проекта OTV-2. Аппарат стартовал 5 марта 2011 года со стартовой площадки, расположенной во Флориде на мысе Канаверал. На орбиту его вывела ракета «Атлас-5/501». В итоге аппарат провел в полете 468 дней и 13 часов, совершив посадку на авиабазе «Ванденберг» в Калифорнии. Полет был осуществлен в рамках продолжения программы испытаний, которая стартовала 22 апреля 2010 года вместе с запуском на орбиту первого аппарата X-37B (OTV-1), первый полет продолжался 225 суток.

Следует отметить, что X-37B стал первым в США космическим аппаратом, который возвратился на Землю и совершил посадку полностью самостоятельно в беспилотном режиме. По заявлению специалистов компании Боинг, данный летательный аппарат наглядно показал, что беспилотные космические аппараты в состоянии выходить на орбиту и благополучно возвращаться домой. В рамках второго сверхдолгого полета в космос создатели корабля детальным образом проверили прочностные характеристики конструкции X-37B, а также провели тестирование его дополнительных функций и возможностей.

При этом руководители из состава ВВС США уклоняются от интервью и прямых ответов на вопрос, какие именно задачи стоят перед орбитальным космическим самолетом X-37B. Все их комментарии сводятся к словам о необходимости сбора данных о характеристиках и возможностях летательного аппарата. По информации компании-производителя, космический аппарат используется в целях демонстрации безопасности и надежности использования на орбите многоразовых беспилотных космических летательных аппаратов для решения задач, которые возложены на ВВС страны.


Неудивительно, что некоторые скептики, а также ряд экспертов, в том числе и в России, полагают, что США занимаются испытаниями очередного космического перехватчика, который в случае необходимости сможет вывести из строя спутники вероятного противника, а кто-то даже высказывается о его возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов с земной орбиты.

В этом нет ничего удивительного, так как ВВС США хранят молчание и не разглашают целей использования орбитального самолета X-37B. При этом официальная версия предполагает, что аппарат может использоваться для доставки на орбиту различных грузов, именно это называют его основной функцией. В то же время есть информация о том, что космический аппарат может быть использован в разведывательных целях. По мнению российского историка А. Б. Широкорада, оба этих предположения несостоятельны из-за их экономической нецелесообразности. На его взгляд, наиболее правдоподобной является версия о том, что американские военные используют данный аппарат для испытаний и обкатки технологий для своего будущего космического перехватчика, который в случае необходимости позволит уничтожать космические объекты других стран, в том числе кинетическим воздействием. Такое предназначение данного космического аппарата может вписаться в документ под названием «Национальная космическая политика США» от 2006 года. Этот документ, по сути, провозгласил право Вашингтона на частичное распространение своего национального суверенитета и на космическое пространство.

Источники информации:
http://gearmix.ru/archives/7370
http://vpk.name/news/70744_zavershen_469sutochnyii_polet_vtorogo_orbitalnogo_bla_x37b_kompanii_boing.html

Boeing X-37

X-37
Тип Орбитальный самолёт
Разработчик Boeing
Производитель Boeing
Первый полёт 7 апреля 2006 года (сброс с самолёта)
Статус испытание на орбите
Единиц произведено 2 лётных + 1 или 2 для наземных испытаний (на март 2011 года)
Варианты Orbital Spaceplane, Space Maneuver Vehicle, Orbital Test Vehicle, X-40
Изображения на Викискладе

Boeing X-37 - экспериментальный орбитальный самолёт , созданный для испытания будущих технологий запуска на орбиту и спуска в атмосферу. Этот беспилотный космический корабль многоразового использования является увеличенной на 120 % производной от X-40A. Самолёт предназначен для функционирования на высотах от 200-750 км, способен быстро менять орбиты, маневрировать, может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос (также и возвращать).

Работы по созданию X-37 велись в США ещё с 1950-х годов. Программа создания X-37B была начата в 1999 году NASA совместно с Boeing . Стоимость разработки экспериментального космолета составила 173 млн долларов.

Первый тестовый полёт - испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года .

Первый космический полёт

Первый космический полёт состоялся 22 апреля 2010 года в 19:52 по местному времени. Для запуска использовалась ракета-носитель «Атлас-5 », место запуска - стартовая площадка SLC-41 авиабазы «Мыс Канаверал ». Пуск прошёл успешно.

В ходе полёта были испытаны навигационные системы, управление, теплозащитная оболочка и система автономной работы аппарата .

3 декабря 2010 года Х-37В вернулся на Землю, орбитальный самолёт провёл в космосе 225 дней. Посадка, как и полёт, проводилась в автоматическом режиме и была осуществлена в 09:16 UTC на взлётно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг , расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния) . В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки в результате столкновения с космическим мусором. Во время посадки лопнуло колесо шасси. Отлетевшие куски резины нанесли незначительные повреждения нижней части фюзеляжа аппарата. Несмотря на то, что покрышка лопнула при касании посадочной полосы, аппарат не отклонился от курса и продолжил торможение, держась ровно середины посадочной полосы.

Второй космический полёт

ВВС США совместно с концерном Boeing занялись подготовкой второго аппарата X-37B к выводу в космос. Следующий запуск Х-37В-2 (OTV-2) был запланирован на 4 марта 2011 года . Время старта, программа полёта и стоимость проекта засекречены. Испытания аппарата будут проводиться на более широкой орбите при усложненных условиях схода с неё и захода на посадку. Программа OTV-2 будет расширена по сравнению с OTV-1 .

5 марта 2011 года аппарат был выведен на орбиту ракетой-носителем Атлас-5 , стартовавшей с мыса Канаверал . Согласно заявлениям ВВС США, с помощью второго аппарата X-37B будут отрабатываться сенсорные приборы и системы спутников. 16 июня 2012 года летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил Ванденберг в штате Калифорния, проведя 468 дней и 13 часов на орбите , облетев вокруг Земли более семи тысяч раз.

Третий космический полёт

Беспилотный космический аппарат X-37B был запущен с помощью ракеты-носитель Атлас-5 с космодрома на мысе Канаверал 11 декабря 2012 года. Как и ранее, никаких подробностей о задачах миссии официально не было сообщено .

Цели создания аппарата

Цели, для которых ВВС США собирается использовать орбитальный самолёт, не разглашаются. Согласно официальной версии основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям X-37 будет применяться в разведывательных целях. По мнению историка А. Б. Широкорада вышеупомянутые предположения несостоятельны (ввиду экономической нецелесообразности), а наиболее правдоподобным предназначением этого аппарата является обкатка технологий для будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать чужие космические объекты и, если нужно, выводить их из строя кинетическим воздействием. Такое предназначение аппарата полностью соответствует документу «Национальная космическая политика США» 2006 года, провозглашающему право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство .

Представители ВВС США заявляли, что X-37B рассчитан на максимальное нахождение в космосе в течение 270 дней, хотя второй космический полёт продлился 468 дней и 13 часов на орбите

Создание беспилотного космического корабля многоразового использования X-37 была начата NASA совместно с Boeing в 1999 году.
В ноябре 2002 c компанией «Boeing» был заключен новый контракт на 301 милл. $. Он предусматривал создание 2 экспериментальных аппаратов - X-37A для атмосферных испытаний и X-37B для орбитального полета. В июле 2003 «Boeing» провел наземные испытания X-37A (Approach and Landing Test Vehicle, ALTV), предназначенного для отработки маневрирования и захода на посадку.
После ряда задержек 13 сентября 2004 года разработка X-37 была передана из NASA в Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).


Первый тестовый полет X-37A - испытание путем сбрасывания, был совершен 7 апреля 2006 года, при посадке аппарат выкатился за пределы ВПП и повредил носовую стойку шасси. Еще два свободных полета путем сбрасывания были совершены 18 августа и 26 сентября 2006 года.
17 ноября 2006 года ВВС США объявили, что они будут продолжать развивать орбитальный проект X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) (орбитальная летающая лаборатория).
Подробно назначение и задачи, для которых ВВС США использует орбитальный самолет, не разглашаются. При первом запуске в 2010 году считалось, что, согласно официальной версии, основной его функцией станет доставка на орбиту грузов. По другим версиям, X-37 будет применяться в разведывательных целях.
Первый космический полет состоялся 22 апреля 2010 года. В ходе полета были испытаны навигационные системы, управление, теплозащитная оболочка и система автономной работы аппарата.

3 декабря 2010 года Х-37В совершил ночную посадку на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния. Во время посадки лопнуло колесо шасси. Отлетевшие куски резины нанесли незначительные повреждения нижней части фюзеляжа аппарата. Несмотря на то, что покрышка лопнула при касании посадочной полосы, аппарат не отклонился от курса и продолжил торможение, держась ровно середины посадочной полосы. Х-37В провел в космосе 224 дня. В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки в результате столкновения с космическим мусором.


5 марта 2011 года аппарат X-37B был запущен вторично. Согласно заявлениям ВВС США, с помощью второго аппарата X-37B будут отрабатываться сенсорные приборы и системы спутников.
16 июня 2012 года аппарат приземлился, проведя 469 дней на орбите.

В свой третий полет космический аппарат X-37B стартовал 11 декабря 2012 года. В январе 2012 года высказывалось предположение, что находившийся на орбите с 5 марта 2011 года X-37B использовался для слежения за китайским модулем Тяньгун-1, запущенным в сентябре 2011 года. Однако анализ орбиты аппарата продемонстрировал, что он ни разу не приближался к китайскому аппарату так близко, чтобы наблюдение могло иметь смысл.
17 октября 2014 года Х-37В совершил посадку проведя на орбите 674 дня.
20 мая 2015 года космический аппарат X-37B был запущен в свой четвертый полет с целью проведения экспериментов ВВС США по программе создания нового ионного двигателя на основе эффекта Холла, а так же экспериментов НАСА по воздействию среды на материалы в космосе (METIS).
Для всех запусков аппарата X-37B использовалась ракета-носитель «Атлас-5». Место запуска была стартовая площадка SLC-41 базы ВВС США на мысе Канаверал. Посадку аппарат осуществлял на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния.

Технические характеристики X-37B:
Длина, м: 8,38;
Размах крыла, м: 4,6;
Высота, м: 2,9;
Максимальный взлетный вес, кг: 4990;
Масса полезной нагрузки, кг: 900;
Габариты груза, м: 2,1х1,2;
Ракетный двигатель: Rocketdyne AR2-3;
Орбитальная скорость, км/ч: 28200

Таинственный космический самолет, управляемый ВВС США, завершил свой 600-й день на орбите, но мы до сих пор так и не узнали, что он на самом деле там делает.

Что известно о космическом самолете?

Космический самолет Boeing X-37B, который также называется Orbital Test Vehicle, был запущен 20 мая 2015 года с мыса Канаверал во Флориде. Это четвертая миссия в программе и вторая для этого транспортного средства. Предыдущая миссия в программе длилась 675 дней, с 11 декабря 2012 года по 17 октября 2014-го.

Несмотря на то что космические аппараты программы в общей сложности провели почти 2000 дней на орбите, цель космического самолета остается загадочной. X-37B представляет собой небольшой аппарат, 8,8 м в длину. Он также имеет грузовой отсек и может использовать роботизированную руку.

Самолет запускается вертикально ракетой и приземляется в горизонтальном положении на взлетно-посадочной полосе. Он работает на солнечных батареях, благодаря которым может оставаться на орбите так долго, путешествуя на скорости 28 тысяч км/ч.

Мы знаем о некоторых полезных задачах, которые этот космический аппарат осуществляет на орбите. Для этого аппарата, как известно, НАСА использовало ионный двигатель малой тяги. Но общая цель космического самолета до сих пор не ясна.

Теории

Согласно одной из теорий, самолет испытывает двигатели малой тяги на низкой орбите (примерно 320 км), с целью размещения там разведывательных спутников в будущем, чтобы получить изображения Земли с более высоким разрешением. Или же он уже может выполнять разведку.

Согласно данным веб-сайта ВВС США, первичные цели X-37B являются двойными: испытание многоразовых технологий космических аппаратов и операционные эксперименты, результаты которых могут быть возвращены на Землю для исследований. Но многие считают, что космический аппарат может служить и другим целям.

Во всяком случае, очень здорово, что на орбите существуют рабочие космические самолеты. Даже если мы никогда не узнаем, в чем заключается их миссия.

Boeing X -37B – беспилотный орбитальный космический корабль, представляющий собой собственную секретную разработку Военно-воздушных сил США, которая была осуществлена на базе космолета X -37A , созданного Национальным аэрокосмическим агентством НАСА.

Как и все экспериментальные орбитальные летательные аппараты семейства X -37, космический корабль X -37B построен на базе космолета Boeing X -40 длиной 8,8 м с V -образным хвостовым оперением, рассчитанного на запуск с помощью ракеты «Атлас-5» версии 501 со второй ступенью «Центавр». Космические корабли семейства X -37 рассчитаны на скорость полета при возвращении в плотные слои атмосферы до 25 скоростей звука.

К технологиям, применяемым в космолетах X -37, относятся усовершенствованнаясистема термозащиты, более мощная авиационная электроника, автономная система наведения и передовая конструкция корпуса. В системе термозащиты используются применявшиеся и раньше плитки из кварцевой керамики.

X -37 имеют независимую силовую установку с одним двигателем Aerojet AR 2-3, работающим на ракетном топливе длительного хранения и развивающим тягу 29,341 кН.

Космолеты этого семейства автоматически приземляются после возвращения с орбиты. Таким образом, X -37 является вторым после советского «Бурана» космическим кораблем, обладающим такой способностью, и при этом самым маленьким и легким в мире.

О начале проекта разработки космического аппарата X-37B ВВС США объявили 17 ноября 2006 года. Их версия космолета получила условное обозначение X -37B OTV (Orbital Test Vehicle , т.е. экспериментальный орбитальный летательный аппарат). Программа OTV была построена на базе прежних разработок Агентства передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA ), аэрокосмического агентства НАСА и Военно-воздушных сил США и осуществлялась под руководством Управления ВВС США по системам быстрого реагирования (U .S . Air Force Rapid Capabilities Office ) в партнерстве с НАСА и исследовательской лабораторией ВВС. Генеральнымподрядчикомпрограммы OTV являлась корпорация Boeing. Космический корабль X -37B был рассчитан на продолжительность разового нахождения на орбите Земли до 270 дней. Секретарь ВВС США отметил, что основными целями этой программы будут «снижение риска, проведение экспериментов и разработка рабочей концепции для технологии создания космических летательных аппаратов многоразового использования, что должно содействовать осуществлению долгосрочных целей в области космических разработок».

Изначально планировался пуск космолета X -37B из грузового отсека космического челнока (шаттла), однако после катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году орбитальныйаппарат был переустановлен на ракету-носитель «Дельта-2 7920». Тем не менее, впоследствииX -37B снова переустановили, на этот раз на версию ракеты «Атлас-5» с обтекателем сопла, учитывая проблемы с пусковыми аэродинамическими свойствами ракеты без обтекателя. Первый космолет этой серии был запущен на орбиту Земли 22 апреля 2010 года с мыса Канаверал. 3 декабря того же года после выполнения своей миссии он совершил посадку на взлетно-посадочной полосе базы ВВС Ванденберг, Калифорния, при этом в качестве резервного места его посадки была предусмотрена база ВВС Эдвардс.

В 2010 году началось изготовление второго летательного аппарата X -37B по программе OTV -2. Его запуск был осуществлен 5 марта 2011 года с помощью ракеты-носителя «Атлас-5». Посадка космолета вновь была осуществлена на базе Ванденберг и состоялась 16 июня 2012 года.

И, наконец, третий запуск X -37B (OTV -3) (речь идет о втором полете первого космолета этой серии) состоялся 11 декабря 2012 года.

Экспериментальный орбитальный летательный аппарат X -37B представляет собой беспилотный космолет многоразового использования, обладающий следующими общими характеристиками:

Длина: 8,9 м

Размах крыльев: 4,5 м

Высота: 2,9 м

Масса с полной нагрузкой: 4,990 кг

Силовая установка: 1 ракетный двигатель Aerojet AR 2-3 (гидразиновый) с силой тяги 29,3 кН

Источник электропитания: галлий-арсенидные солнечные элементы с литий-ионными аккумуляторными батареями

Площадь грузового отсека: 2,1 м х 1,2 м

Орбитальная скорость: 28,044 км/ч

Орбита: низкая околоземная орбита

Время пребывания на орбите: 270 дней (проектное время).