Как понять зеркальный фотоаппарат или нет. Чем зеркальный фотоаппарат отличается от обычного? полупрофессиональные зеркальные фотоаппараты

После прочтения различного материала в Интернере, большинство сразу спешит приобрести себе зеркальный фотоаппарат , наивно предполагая, что с его помощью можно получить самые высококачественные фотографии. На самом деле зеркальные фотоаппараты представляют собой скорее мировоззрение, чем технику. И если вы не умеете обращаться с подобной техникой, то в 99% случаев у вас будут получаться снимки не лучше обычных мыльниц. Естественно, подобное состояние вещей очень расстраивает начинающих фотографов. Предназначение зеркального фотоаппарата в том, что, в отличии от мыльниц - это, прежде всего, большая работа в ручном режиме , которая практически полностью исключает режим автоматический, хотя такой в зеркальных фотоаппаратах присутствует.

Прежде всего, зеркальные фотоаппараты используют для того, чтобы получать в конечном результате снимки высокого качества. Именно по этой причине все составляющие элементы «зеркалок» созданы именно для того, чтобы достичь этой цели.

Во-первых, начнем с матрицы. В «зеркалках» начального и среднего уровня по своим размерам она отличается и больше тех, что используются в предыдущих типах фотокамер. Что касается профессиональных зеркальных фотоаппаратов , то там ее размер еще больше и равняется величине кадра стандартной 35-мм пленки. Кроме того, есть камеры, чья матрица отличается и от хороших зеркалок и имеет еще больший размер, однако такие устройства будут явно не по карману обычным фотолюбителям и даже некоторым профессионалам. Благодаря большому размеру матрицы зеркальные фотокамеры обладают высокой эквивалентной чувствительностью ISO (до 100000 у самых современных моделей), а также большим контролем над ГРИП - глубиной резко изображаемого пространства.

Во-вторых, у зеркальных фотокамер есть сменная оптика, с помощью которой можно довольно легко контролировать диапазон фокусных расстояний. Этот момент является одним из главных преимуществ зеркальных фотокамер. Таким образом, качество фотографий будет значительно лучше, чем и отличает камеры их от мыльц.

Если Вы хотите добиться высокого качества снимков, Вам придется хорошо потрудиться и вложить немалые деньги, но, поверьте, оно того стоит. Став счастливым обладателем зеркального фотоаппарата, Вы вскоре можете заметить, что ваша «зеркалка» не так уж и хороша (конечно, не без исключений). Штатная оптика ультразумов зачастую оказывается более качественной чем у зеркальных камер. Но, подобного рода проблему можно легко решить, для этого необходимо приобрести хорошую оптику. Но если Вы предпочитаете работать исключительно в одном жанре, тогда вполне достаточно одного объектива для фотоаппарата. Но если ваши фантазии и интересы намного шире, тогда и сумма затрат должна увеличиться. У Вас есть возможность сэкономить, для этого необходимо выбрать объективы сторонних фирм-производителей, к примеру, Tokina, Sigma, Tamron или купив объектив б/у, или же прибегая к услугам устройств советских времен, подключая их через всевозможные переходники, хотя это не всегда удобно. Но, если вы поднятужитесь, если Вы приобретете объектив хорошего качества, если в нем разберетесь и будете знать как им пользоваться, тогда качество фотографий будет на порядок выше.

Существует два типа питания зеркальных фотокамер. Первый - от литий-ионного аккумулятора, которое можно сменить на пальчиковый, если приобрести специальный батарейный блок и присоединить его к камере снизу, но это обойдется довольно дорого. Второй - питание от батареек типа АА. В некоторых моделях такой тип питания предусмотрен изначально.

Все зеркалки можно условно поделить на 3 группы:

- любительские;

- полупрофессиональные зеркальные фотоаппараты;

- профессиональные.

Но порой невозможно точно сказать, к какой из них относится та или иная модель и чем оличаются зеркальные фотоаппараты. Кроме того, зачастую каждая новая модель имеет такие же технические характеристики, как и предыдущая более высокого уровня. Деление на группы осуществляется с учетом таких параметров, как размер матрицы, разрешение, ресурс затвора, который имеет свой срок службы и его ремонт обходится весьма дорого, а также механические характеристики корпуса и скорость серийной съемки.

Зеркалки разных марок, относящиеся к одной группе, практически не отличаются друг от друга, но при этом имеют свою изюминку. Важную роль при выборе зеркального фотоаппарата играет производитель, так как аксессуары для камеры, например, объективы и фотовспышки, разных фирм-производителей не являются взаимозаменяемыми. Попросту говоря, если Вы решите когда-то поменять марку аппарата, Вам придется собирать весь комплект заново. Однако нельзя подразделять марки на плохие и хорошие, ведь у каждой из них есть свои достоинства и недостатки, поэтому самый объективный и единственный критерий выбора зеркального фотоаппарата - доступность, стоимость аксессуаров и наличие сервис-центров от производителя.

В последнее время у зеркальных камер появилась возможность снимать видео, что прибавило им число достоинств. Однако она имеется далеко не во всех моделях.

И немного статистики:

Звание «Лучший профессиональный фотоаппарат 2010 » по данным Ассоциации EISA занял зеркальный фотоаппарат Nikon D3x

Звание «Лучший продвинутый фотоаппарат 2010 » по данным Ассоциации EISA занял Canon EOS 5D Mark II

Звание «Лучший зеркальный фотоаппарат 2010 » для новичков и опытных пользователей» по данным Ассоциации EISA занял зеркальный фотоаппарат Canon EOS 500D

Цифровой зеркальный фотоаппарат позволяет делать не только хорошие фотоснимки, но и открывает перед фотографом довольно широкий простор для творчества.

Наверняка, у каждого из современных людей есть цифровой фотоаппарат. Это может быть встроенная камера на телефоне или обычная компактная "мыльница". А у некоторых есть даже полновесные зеркальные фотоаппараты с большими объективами и довольно значительными габаритами (правда, наличие аппарата ещё не означает умения им пользоваться). Все эти устройства позволяют получить в результате цифровой фотоснимок.

Так почему же профессионалы всегда стараются купить именно зеркальный фотоаппарат? Чем "зеркалка" лучше "мыльницы"? И нужна ли Вам вообще зеркальная камера или можно вполне обойтись хорошим компактом? На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить!

Отличие от компактной камеры

Итак, если бегло взглянуть на компактную и зеркальную камеру, то первое заметное отличие - форма и габариты. В качестве примера предлагаю Вам сравнить фотоаппараты Canon IXUS 185 (такой у меня на работе) и Canon EOS 1000D (моя домашняя зеркалка):

"Компакт" на то и называется компактным, что имеет небольшие размеры и обычно легко умещается в карман. "Зеркалка" же - аппарат основательный и довольно громоздкий, переносить её можно только на специальном ремне на шею или в сумке. В компактной камере объектив зачастую интегрирован в корпус и выдвигается только при включении камеры. В зеркальном же фотоаппарате объектив съёмный и всегда занимает дополнительное место вне зависимости от активности устройства.

Если же вникнуть в тонкости внутреннего устройства, то мы увидим, что в компактной камере свет через объектив всегда попадает прямо на светочувствительную матрицу, которая отправляет полученные данные на дисплей в виде изображения, которое можно сохранить, нажав кнопку спуска затвора. Даже если в некоторых моделях "компактов" и есть оптический видоискатель, то он чаще всего бесполезен, поскольку отображает слегка смещённую картинку...

В "зеркалке" же изображение из объектива попадает на специальное поворотное зеркало, закреплённое под углом 45° к световому потоку. Это зеркало отражает свет в перевёрнутом виде вверх на специальную пятигранную стеклянную призму, которая переворачивает картинку в оригинальное положение и отображает в видоискателе. При нажатии на кнопку спуска зеркало поднимается вверх, открывается затвор и свет попадает на матрицу, чтобы зафиксироваться в виде изображения:

Фактически различия "компактов" и "зеркалок" в основном кроются только в оптической системе. По этому показателю "зеркалки" лучше в том плане, что большего размера объектив позволяет захватить и перенести на матрицу больше света. Кроме того, за счёт смены объективов можно добиться различных эффектов, получить больший зум или создать макроснимок. Да и сама матрица в зеркальных фотоаппаратах чаще всего больше и по своему размеру приближается к размеру кадра на обычной 35-миллиметровой плёнке, которую в фотоделе принято считать эталоном.

Однако, об этом чуть позже. А сейчас нам нужно ознакомиться с некоторыми базовыми терминами цифровой фотографии, чтобы понимать основные понятия и характеристики, которые нам будут встречаться далее.

Терминология

В фотоделе, как и в любой иной отрасли, существует довольно обширная специфическая терминология. В рамках нашей обзорной статьи все понятия, конечно, мы рассмотреть не сможем, но с основными, которые нам пригодяться на первых порах при выборе и освоении зеркального фотоаппарата, мы просто обязаны ознакомиться.

Матрица

Матрицей в цифровых фотоаппаратах называют светочувствительную микросхему, состоящую из большого количества фотодиодов, которая фактически фиксирует изображение, полученное через объектив. Матрицы фотокамер отличаются своими разрешающей способностью, физическими размерами, типом и чувствительностью.

Начнём, пожалуй, с разрешения . Этот параметр во многих магазинах (в том числе и в Интернет) позиционируется как один из самых главных показателей качества съёмки. Разрешение измеряется в мегапикселях (миллионы точек) и означает максимально возможное количество пикселей в получаемом камерой изображении. Очевидно, что, чем большее количество точек содержит фотоснимок, тем выше будет его качество. Однако, на деле это не совсем так...

В реальности большую роль играет физический размер матрицы . Чем больше этот размер, тем большее количество пикселей она реально может передать. Размер матрицы принято соотносить с размером кадра стандартной фотоплёнки, который составляет 36х24 мм. Цифровые фотокамеры с такой матрицей называются полнокадровыми (или "фулл-фреймовыми" от англ. "full frame" - "полный кадр") и стоят довольно недёшево, поэтому покупаются обычно только профессионалами, знающими, чего они хотят от фотоаппарата.

Большинство же любительских камер имеют матрицу уменьшенного размера. Однако, размер матрицы в характеристиках указывают редко. Чаще можно встретить дробное число со странным обозначением - "кроп-фактор " (от англ. "crop" - "обрезать") или просто "К". Число кроп-фактора означает во сколько раз диагональ матрицы конкретной камеры меньше полного кадра. То есть, К=1.5 будет означать матрицу в полтора раза меньшую от полноразмерной, а К=1 как раз и будет фуллфрейм!

А теперь немного сведём в кучу всё вышеизложенное. К примеру, у нас есть две камеры. Разрешение матриц у обеих, скажем, 12 мегапикселей, а вот реальные размеры матрицы разные: у первой, скажем К=1, а у второй К=1.5. Очевидно, что лучшее качество съёмки будет у той, которая имеет меньший кроп-фактор (то есть, полнокадровая с К=1). Размер пикселя на ней будет физически в 1.5 раза больше, что позволит уменьшить количество шума на фото и улучшить цветопередачу.

Пиксель, кстати, не может уменьшаться до бесконечности. Он, хоть и мал, но занимает определённую долю миллиметра на матрице. Отсюда у Вас может возникнуть резонный вопрос: а как на небольшой матрице, скажем, мобильного телефона с кроп-фактором 2.5 и больше может быть заявлено все те же 12 мегапикселей? Тут всё дело в том, что не всегда разрешение указывается реальное. В китайских смартфонах и "мыльницах" часто используется такой приём как интерполяция изображения, то есть искусственное увеличение разрешения изначально меньшей картинки.

Иными словами, реальное разрешение камеры может быть 5 мегапикселей, но после съёмки процессор принудительно масштабирует изображение до заданных пользователем в настройках размеров. Естественно, что такое масштабирование сильно ухудшает качество и тогда мы говорим, что снимки получаются "замыленными" (отсюда и термин "мыльница"), то есть, нечёткими. В зеркальных фотоаппаратах обычно интерполяции не бывает, но, думаю, для общего развития знать и понимать, что это такое не помешает:)

Также следует знать, что матрицы в зеркалках могут быть разных типов . Наиболее часто встречаются CMOS (сокр. англ. "Complementary Metal-Oxide Semiconductor" - "комплементарная структура металл-оксид-полупроводник") и более старые CCD (сокр. англ. "Charge-Coupled Device" - "прибор с зарядовой связью"). Первый тип сегодня наиболее распространён. Матрицы данного типа более дешёвые в производстве, менее энергоёмкие (до 100 раз) и имеют высокое быстродействие.

CCD-матрицы лучше воспринимают цвета при низком освещении, имеют низкий уровень шума и хорошо фиксируют быстродвижущиеся предметы. Правда, CMOS-матрицы сегодня практически по всем параметрам уже догнали CCD. Кроме того, существуют и менее распространённые, но более совершенные типы матриц. Например, Live-MOS (пониженный уровень напряжения и шумов), SIMD WDR и Super CCD (повышена фотографическая широта), QuantumFilm (новый экспериментальный тип матриц, основанный на квантовых точках).

Иногда в характеристиках камеры также указывают максимальное значение ISO . Оно обозначает чувствительность матрицы к световому потоку. Стандартной чувствительностью является значение 400. Более низкие значения используются для съёмки при ярком освещении, более высокие для тёмных сцен. При этом следует помнить, что чем выше ISO, тем более выражены будут дефекты на изображении (в особенности цифровые шумы). Поэтому высокая чувствительность не всегда хороша.

Объектив

Если матрица цифрового фотоаппарата определяет его максимальный технический потенциал, то объектив может существенно повлиять на эстетический аспект, добавив ряд эффектов. Правильный выбор объектива во многом определяет то, насколько красивыми будут Ваши снимки. Однако, универсального объектива на все случаи жизни, увы, не существует. Поэтому профессионалы имеют в своём арсенале несколько объективов для разных видов съёмки.

"Зеркалка" изначально обычно комплектуется объективом, поэтому важно заранее знать его сферу применения и основные характеристики. По сфере применения объективы можно разделить на следующие типы:

  1. Портретный объектив . Как следует из названия, обычно используется для съёмки портретов. Как правило имеет небольшие размеры и фокусное расстояние до 200 мм. Позволяет получать изображение с минимумом артефактов на небольшом расстоянии. Стандартные объективы к "зеркалкам" обычно как раз данного типа.
  2. Макрообъектив . Объектив с уменьшенным фокусным расстоянием, который позволяет снимать объекты с близкого расстояния, создавая так-называемые макроснимки, на которых чётко видны все детали снимаемого предмета.
  3. Зум-объективы , длиннофокусные или телеобъективы. Обычно большие по своим габаритам устройства (иногда даже на отдельном штативе), позволяющие снимать объекты с большого расстояния. По степени приближения обычно условно разделяются на суперзумы, ультразумы и гиперзумы.
  4. Tilt-Shift-объективы . Изначально применяемые в архитектурной съёмке подвижные объективы, которые позволяют избавиться от эффектов искажения высоких зданий на фото. За счёт изменения угла и положения оптической системы при фотографировании даёт возможность получить характерный эффект "игрушечности" деталей на пейзажном фото, поэтому часто используется профессиональными фотографами.
  5. Пинхол (от англ. "pinhole" - "прокол"). Объектив, в основе которого лежит камера-обскура. Зачастую имеет лишь небольшое отверстие в центре и не содержит линз. Поскольку имеет очень маленькое отверстие для прохождения света, его обычно используют в сочетании с длительными выдержками. Применяется в основном фотохудожниками для пейзажной съёмки с интересными эффектами.

К основным характеристикам объективов относятся:

  1. Фокусное расстояние . Данная характеристика обозначает расстояние от оптического центра объектива (место концентрации света) до точки фокуса (обычно матрица фотоаппарата). Измеряется оно в миллиметрах и влияет на ширину угла обзора. Чем меньше фокусное расстояние (минимальное от 7 мм), тем больший у объектива будет угол обзора. Правда, с увеличением угла обзора увеличиваются оптические искажения изображения. Поэтому почти все широкоугольные объективы имеют выпуклую линзу и создают фото с эффектом "рыбьего глаза". Нормальные фотообъективы имеют фокусное расстояние в диапазоне от 35 до 85 мм. Фотообъективы с фокусным расстоянием свыше 85 мм относят к телеобъективам .

    Современные объективы могут иметь как фиксированное фокусное расстояние так и изменяемое (вариообъектив). Вариообъективы позволяют менять фокусное расстояние в определённом диапазоне. Это обозначается обычно в виде цифр после названия модели объектива. Например, для Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM диапазон фокусных расстояний будет от 28 до 200 мм. Правда, за такую универсальность придётся выложить немалую сумму денег.

  2. Диафрагма . В фотоделе диафрагмой называют механизм, состоящий из нескольких "лепестков", который позволяет уменьшить (закрытая диафрагма) или увеличить (открытая диафрагма) поток света, попадающий на матрицу. Визуально это проявляется в степени размытия заднего плана фотографии: при открытой диафрагме размытие фона будет максимальным и наоборот.

    В характеристиках объектива обычно отображают значение максимальной диафрагмы в виде дробного числа (отношение отверстия диафрагмы к диаметру объектива) после буквы "f". Чем меньше число, тем сильнее открывается диафрагма и больше света пропускает. Например, диафрагма f/2.5 будет больше, чем, скажем f/4. В объективах со сменным фокусным расстоянием обычно указывают два значения максимальной диафрагмы для каждого из крайних положений. Например, для рассмотренного уже объектива Canon EF 28-200mm f/3.5-5.6 USM максимальная диафрагма при фокусном расстоянии 28 мм будет 3.5, а при 200 мм - 5.6. Вместо буквы "f" на некоторых объективах максимальная диафрагма обозначается соотношением к единице. Например, "1:1.2" будет обозначать максимальную диафрагму 1.2.

    Кроме того часто обращают внимание на количество лепестков диафрагмы. Чем их больше, тем форма отверстия будет ближе к идеальному кругу. Это нужно для красивого эффекта боке (светлые пятна на заднем фоне фотографии). В дешёвых объективах с малым количеством лепестков (5-6 штук) боке при закрытии диафрагмы может получаться не круглым, а пяти- или шестиугольным, что не всегда отвечает эстетическим требованиям.

  1. Светосила . Светосилой объектива называют его способность пропускать свет. Она напрямую зависит от диаметра линзы: чем больше линза при том же фокусном расстоянии, тем больше будет и светосила. Также на светосилу влияет тип напыления линзы. Если линза затемнённая, то при одинаковом диаметре её светосила будет ниже чем у той, которая прозрачна полностью или обработана специальным просветляющим составом.

    Также косвенно на светосилу влияет диафрагма. Из двух объективов с разной максимальной диафрагмой более светосильным будет тот, у которого значение диафрагмы меньше.

  2. Байонет . Относительно фотоаппаратов байонетом принято называть тип крепления объектива. Тип байонета зависит от марки фотоаппарата. У Canon он свой, у Nikon другой, а у Panasonic, например, третий. Обычно объективы от разных фотоаппаратов несовместимы между собой, однако, существуют специальные кольца-переходники, которые, имея байонет Вашего типа, с другой стороны реализуют нужный тип крепления для объективов других производителей.
  3. Тип фокусировки . Здесь всё более или менее просто. Фокусировка может быть автоматической (как в компактных фотокамерах), так и ручной, когда фотограф сам наводит резкость, вращая специальное кольцо на объективе.

Другие термины

Выдержка - время, на которое открывается затвор фотоаппарата и свет из объектива попадает на матрицу. Выдержка обычно обозначается в долях секунды (например, 1/100сек - одна сотая секунды) или секундах (длительные выдержки). Чем дольше выдержка, тем больше света попадёт на матрицу. Поэтому длительные выдержки обычно используют для съёмки в тёмное время суток. Однако, есть нюанс: если в кадре будут движущиеся объекты, на фото они получатся смазанными. Поэтому большие выдержки подходят больше только для ночной пейзажной съёмки.

Экспозиция - это как раз количество света, попавшего на матрицу Вашего фотоаппарата. Чем больше света - тем ярче фото. Однако, чрезмерная экспозиция приведёт к тому, что кадр может быть попросту засвечен (переэкспонировка). И наоборот, слишком короткая выдержка при плохом освещении приведёт к недоэкспонировке.

Баланс белого - характеристика, определяющая естественность цветов в кадре. Для правильной настройки обычно ориентируются на то, как выглядит белый цвет. Профессионалы настраивают баланс белого вручную при помощи обычного белого листа, добиваясь его максимально идеальной белизны при конкретном освещении. Обычные пользователи, как правило, используют автоматический режим, который, увы, не всегда правильно определяет правильные цвета.

ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) - один из важных терминов в художественной фотографии. Он обозначает, насколько резким будет задний план снимаемого объекта. Зависит ГРИП от степени раскрытия диафрагмы: чем больше она раскрыта, тем меньше будет глубина резкости и фон будет более размытым.

Есть много других терминов, но для начала будет достаточно знать и понимать все вышеизложенные. Поэтому предлагаю на этом завершить теоретическую часть и перейти к практике.

Особенности использования

Многие покупают зеркальный фотоаппарат в надежде сразу получить красивые снимки, но разочаровываются, когда их качество оказывается ничуть не лучше чем у фото с компактной камеры. А всё дело в том, что многие не понимают и не особо хотят вникать в настройки, используя лишь автоматический режим, который, увы, не всегда даёт хороший результат.

За переключение режимов в большинстве "зеркалок" отвечает поворотный диск, расположенный в правой части тела камеры. На нём нанесены специальные метки, которые активируют тот или иной режим съёмки. В своё время разобраться во всех эжтих режимах мне помогла следующая картинка:

Как видим, по умолчанию камера установлена в автоматический режим , который обозначается зелёным прямоугольничком или надписью "Auto". Данный режим позволяет свести всю съёмку к нажатию на кнопку спуска затвора, как в компактных камерах.

При этом у кнопки спуска тоже есть один небольшой секрет, который имеется и у большинства "компактов". Кнопка имеет две степени нажатия : полунажатие и полное. При полунажатии происходит автофокусировка объектива, а полное нажатие уже открывает затвор камеры. Поэтому, если Вы сразу будете давить кнопку до упора, можете получить нерезкое изображение! Единственное условие - на Вашем объективе (а иногда и камере) переключатель фокусировки должен стоять в положении "AF " или "A ":

Ручную фокусировку удобно использовать при макросъёмке, когда нужно чётко запечатлеть определённый объект на фоне других более удалённых объектов. В этом случае можете сразу давить кнопку спуска затвора до конца. Единственный нюанс - если у Вас не 100% зрение, то Вам может быть трудно точно настроить фокус. Я в этом случае прибегаю к следующей методе: максимально приближаю снимаемый объект при помощи зума, фокусирую его, а затем отдаляю зум и снимаю.

Но вернёмся к нашим режимам. Правее автоматического режима расположена так называемая "Базовая зона" с набором готовых автоматических режимов съёмки различных сюжетов, например, "Портрет", "Пейзаж", "Макрофото", "Спортивная съёмка", "Ночной режим" и т.п. Переключившись в один из этих режимов, Вы сможете снимать нужный Вам сюжет с автоматическими усреднёнными параметрами. Правда в некоторых режимах можно корректировать, например, баланс белого (кнопка "WB") или светочувствительность (кнопка "ISO"), таким образом изменяя цветопередачу.

  • P - программный режим. В данном режиме мы можем настраивать параметры чувствительности матрицы (ISO), баланса белого, активности вспышки, точки фокусировки, но соотношение между выдержкой и диафрагмой задаётся автоматически. То есть, мы имеем дело с программируемой автоэкспозицией.
  • Tv или S - режим приоритета выдержки. В данном режиме нам доступны все вышеописанные настройки, а также ручная установка выдержки. Это позволяет точно задать длительность выдержки, но при этом автоматически получить такие параметры диафрагмы, которые позволят получить нормально экспонированный кадр.
  • Av или A - режим приоритета диафрагмы. Данный режим автоматически подстраивает экспозицию кадра под заданное вручную значение диафрагмы. Это позволяет фотографу контролировать эффекты ГРИП, получая красиво смазанный или наоборот чёткий задний план на снимке.
  • M - ручной режим. Это режим для опытных фотографов, который открывает доступ ко всем возможным настройкам камеры.

В отдельных моделях фотоаппаратов могут быть и дополнительные режимы съёмки (например, видеосъёмка или режим A-DEP - приоритет диафрагмы с контролем ГРИП), но вышеперечисленные варианты будут присутствовать обязательно во всех современных зеркальных камерах.

Кстати, если Вы решили потренироваться работать с зеркальным фотоаппаратом, то в Интернете можете найти несколько интерактивных тренажёров для обучения настройки экспозиции. Вот Вам один из них (требует наличия flash-плеера в Вашем браузере):

Выводы

При написании этой статьи вне нашего внимания осталось довольно много различных нюансов. Однако, основы работы с зеркальным фотоаппаратом и базовые понятия цифрового фото вообще я постарался осветить максимально доступно для понимания.

Если Вы решите посвятить себя фотоискусству, то обязательно со временем освоите все его премудрости. А вот для начала нашей статьи Вам должно вполне хватить. Поэтому желаю всем терпения и удачных фотоснимков.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Технический прогресс не стоит на месте, с каждым днем фото и видеоаппаратура становится все более доступной для простых обывателей. Разумеется, так было не всегда, ведь еще два или три десятка лет назад фото- и видеотехнику могли использовать только профессионалы или люди очень высокого ранга.

Но что мы видим сейчас: практически каждая семья имеет дома свой «семейный фотоаппарат», не говоря уже об индивидуальных владельцах современной цифровой техники. Фотоаппараты меняются с поразительной скоростью - почти каждый месяц мы видим на прилавках новые модели и серии фототехники. Но до сих пор очень актуальным остается вопрос о том, какие фотоаппараты лучше - зеркальные или цифровые?

Что такое зеркальный фотоаппарат

Зеркальные фотоаппараты - это огромный шаг вперед в развитии индустрии фото и видеодела. Да-да, именно видеодела, поскольку на современные фотоаппараты зеркального типа (к примеру, Canon 7D) снимается большинство российских сериалов нашего времени. И это вполне оправдано, поскольку фототехника более компактна, и выдает картинку ничуть не хуже огромной профессиональной видеокамеры. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что зеркальные фотоаппараты - это наше будущее! Или нет? Давайте разбираться.

Как правило, знание того, зеркальным фотоаппаратом - это гарантия получить качественный и красивый снимок. Но обратите внимание и на то, что обычной цифровой "мыльницей" можно выдавать изображения, порой ничуть не хуже «зеркалки». Даже если для примера взять модную и актуальную камеру серии Gopro. Она не позиционирует себя, как зеркальный фотоаппарат (фото и видеофайлы делаются на Gopro примерно в одинаковом соотношении). Но несмотря на это, эффект fisheyes (рыбий глаз) - делает эту маленькую камеру очень популярной.

Отличие "зеркалки" от "цифры"

Отличия есть, и они существенные. Зеркальные фотоаппараты - это мода нового века, но ведь раньше все было иначе. Раньше человеку хватало всего 5 мегапикселей на фотокамере HP, и на первом месте стояло запечатление какого-либо момента, а не красивые кадры с вашим котом. Цифровые фотоаппараты - хороший бюджетный вариант для людей, которые пользуются им один или два раза в месяц (когда приезжают друзья, или подстриглась дочь).

Не стоит заблуждаться в том, что если дешево - значит некачественно, это совсем не так. Очень многие цифровые фотоаппараты стоят по 300-500 долларов, обладают качественным стеклом (объективом) и другими отличительными особенностями (к примеру, без труда снимают под водой). Поэтому и у цифровой техники есть масса достоинств, но если вы хотите заниматься фотографией более профессионально, тогда вам все же стоит задуматься о том, чтобы купить не цифровой, а тот самый зеркальный фотоаппарат.

Классификация зеркальных фотоаппаратов

Самой простой классификацией фототехники можно считать брендирование. Сейчас существует довольно много фирм, выпускающих фото- и видеотехнику. Их довольно много, но, наверное, самыми распространенными и известными брендами являются давние соперники - Canon и Nikon. Это как великая война между Coca-Cola и Pepsi - война без жертв, длящаяся столетиями. При этом довольно сложно сказать, какой зеркальный фотоаппарат круче - фирмы Canon или же Nikon. Да, между ними есть отличия, но, несмотря на них, они держатся примерно на одном уровне. Если кто-то говорит, что камеры "Никон" желтят кадр, то другие говорят что "Кэнон" выдают фотографии с синеватым оттенком.

Здесь очень большую роль играет и то, как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом той или иной фирмы-производителя. Поскольку каждая организация желает сделать свою технику уникальной, она часто добавляет индивидуальные настройки, или же по-своему оформляет окошко просмотра снимков. Это во многом связано с тем, чтобы приучить человека (как бы грубо это ни звучало) именно к своей технике, чтобы он привыкал к одному определенному бренду. Посоветуйтесь с профессиональными фотографами, вряд ли вы встретите среди них того, кто менял несколько раз фирму, производящую фототехнику. А если и встретите, то обязательно дайте нам потом его контактные данные - о таком человеке должны знать все.

Обзор зеркальных фотоаппаратов, отличие от них фотоаппаратов полнокадровой серии

Камеры этой серии сейчас находятся на самом пике своей популярности, и на то есть ряд причин.

На это вполне может влиять то, что у зеркальных и прочих камер формата APS-C на рынке появился очень внушительный конкурент - камеры беззекрального типа, которые содержат в себе совокупность таких характеристик, как бюджетная приемлемая цена, а также шокирующая компактность устройства.

С другой стороны, мы можем видеть то, что сейчас зеркальные фотоаппараты - это стремление все ближе приблизиться к более профессиональному сегменту, получая начинку от своих более старших товарищей. Вследствие чего они дешевеют, а далее переходят из категории профессиональных камер в категории более массовой сферы продвинутых камер для любителей.

Какие фирмы производят фотоаппараты из разряда полнокадровых?

За всю фотоисторию полнокадровые зеркальные фотоаппараты - это детище только трех компаний - Nikon, Canon, Sony. Такие фотокамеры существуют всего лишь в паре десятков моделей, причем последняя подобная камера была выпущена аж в 2004 году компанией Kodak. Также такие камеры очень сложно назвать «бюджетным вариантом», поскольку камера подобного формата Leica M9 без объектива стоит около ста сорока тысяч рублей. Довольно внушительная сумма, не так ли?

Как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом начинающему фотографу?

Если вы решили начать вашу карьеру фотографа сразу с профессионального фотоаппарата, то будьте готовы встретить на своем пути ряд сложностей и препятствий.

Первым делом стоит упомянуть о том, что фотоаппарат самостоятельно не выдаст вам идеальный по композиции и освещению снимок. Поэтому, чтобы получать хорошие снимки, старайтесь придерживаться ряда нескольких правил.

Правила горизонта

Зеркальный фотоаппарат - это ваше окно в реальный мир, подобие вашего взгляда и представления о мире. Следите за тем, чтобы в ваши снимках не был завален горизонт. Мода перекошенного пространства уже очень давно вышла из моды. Посмотрите на улицу - вы же видите все предметы прямо, все улицы расположены исключительно горизонтально, а столбы - по вертикали. Так же должно быть и на вашем снимке, если вам тяжело, то в видоискателе ориентируйтесь на прямые линии, это вам очень поможет в самом начале вашего пути.

Также придайте особое значение такому правилу, как золотое сечение. Мысленно разделите ваш кругозор на 9 одинаковых прямоугольников (проведя взглядом три вертикальные и три горизонтальные линии). После этого выделите крайние точки прямоугольника, расположенного в самом центре. Сделали? Отлично! Все дело в том, что именно эти четыре точки (условно, разумеется) являются для нашего глаза самыми благоприятными и удобными для восприятия. Поэтому, когда вы будете делать снимки, обращайте на них больше внимания, это вам очень поможет.

Ручные настройки на зеркальном фотоаппарате

Зеркальные фотоаппараты в первую очередь отличаются тем, что предоставляют возможность владельцу полностью выстроить свой будущий снимок, начиная от света и заканчивая точкой фокуса.

Если раньше вы никогда не работали с зеркальными фотоаппаратами лично, то мы настоятельно советуем вам начать с того, чтобы почитать как можно больше самоучителей и посмотреть видеоуроки. При этом больше всего обращайте внимание на такие детали, как:
- диафрагма;

Выдержка;

Фокусировка;

Все эти значения можно регулировать даже в самой простой и недорогой зеркальной камере, размер этих параметров - это одна из главных составляющих цены фототехники.

Композиция и правильное построение кадра

Напоследок хочется рассказать о том, что правильно настроить параметры вашего фотоаппарата - это еще не все. То, как правильно фотографировать зеркальным фотоаппаратом, напрямую зависит от правильного построениея кадра. Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, почитайте о видах композиции (закрытая, открытая и так далее). А также обратите внимание на крупности и планы: адресный, общий, средний (средний план по пояс, средний план по грудь), крупный план и, наконец, детальный план.

Все эти правила и рекомендации обязательно помогут вам в будущем сделать хорошие качественные снимки. Но не забывайте и о том, что правила - это вещь весьма условная, и их порой не мешает как следует нарушать. Поэтому экспериментируйте, поскольку именно эксперименты помогут вам сделать качественные и оригинальные снимки, которые потом можно не боясь отправлять на самые разнообразные выставки.

Кажется, не осталось уже никого, кто не знал бы, что такое зеркальный фотоаппарат. «Это такой большой чёрный агрегат, с длинным объективом!» 🙂 Ну да, это обычно правда, зеркалки явно габаритнее фотомыльниц. «И там ещё где-то есть зеркало, или как-то так.» И это ещё более верно.

Давайте поймём, зачем было нужно изобретать такую сложную механику. Это для того, чтобы фотограф смотрел на объект съёмки прямо сквозь объектив!

Был такой легендарный советский фотоаппарат «Смена-8М». Что представлял собой его видоискатель? Это была просто дырочка в верхней части корпуса, в которой были какие-то линзы. Вот он в углу справа, видите? Глядя в эту дырочку, начинающий фотолюбитель строил композицию кадра, нажимал на кнопку (а кнопка у него была брутальная, совсем как пускатель пилорамы), и делал кадр. Потом проявлял плёнку, и видел, что на снимке несколько не то, что он хотел! Особенно, если он снимал что-то вблизи, цветочек, например. И это происходило потому, что в свой видоискатель фотограф видел не то, что видел объектив! Ведь их оптические оси не совпадали! Видоискатель находился выше объектива. В результате фотограф компоновал правильный кадр, а объектив снимал только нижнюю часть снимаемой сцены. И иногда этот сдвиг был очень велик.

То же самое происходило с другими дальномерными фотоаппаратами. Инструкторы и преподаватели в фотокружках даже советовали ученикам учитывать этот эффект и вносить поправки в кадрирование при съёмке.

Чтобы такого не происходило и была придумана зеркальная фотокамера. Вот на рисунке внизу цифрой 2 как раз обозначено это самое зеркало. Свет, проходящий сквозь объектив, отражается зеркалом прямо вверх, в шахту видоискателя. Проходит сквозь пентапризму (цифра 5) и попадает в глаз фотографа через видоискатель (цифра 6). В момент, когда фотограф нажимает на кнопку затвора, зеркало поднимается горизонтально, прижимается к нижнему обрезу шахты, давая возможность свету из объектива попасть на матрицу (или на плёнку). Когда снимок сделан, зеркало опускается обратно. Именно поэтому, кстати, в сам момент съёмки изображение в видоискателе на мгновение пропадает.

Увидеть это зеркало очень легко, нужно только снять объектив. Обычно любая современная зеркальная камера имеет специальный режим, когда зеркало поднимается надолго - тогда можно увидеть и матрицу, которая расположена за зеркалом. Матрица ведь периодически нуждается в чистке.

Такая схема, когда фотограф смотрит на снимаемую сцену прямо сквозь объектив, исключает тот параллакс, о котором я говорил вначале. Уже не нужно вносить никаких поправок - как было откадрировано перед съёмкой, такой снимок и получится. Зеркальная фотокамера позволяет снимать макро без всяких искажений. Дальномерные фотоаппараты для этого подходят, прямо скажем, не очень.

Кто-то может быть скажет «да зачем этот видоискатель нужен, ведь есть же экранчик». Да, правда, он есть, и часто строить снимки по нему удобнее, чем смотреть в дырку. Но не забывайте, что фотоаппарат зеркалка был изобретён ещё в плёночную эру, когда никакой электроники не было. Это во-первых. Во-вторых, многие фотографы всё же предпочитают работать с видоискателем, считая экран неудобным. В этом есть резоны - экранчик не вызывает неудобств, когда у вас в руках маленькая лёгкая фотомыльница. А когда у вас профессиональный аппарат, да ещё с тяжёлым объективом, да ещё возможно со вспышкой наверху - попробуйте-ка подержать его на весу весь день!

Верно, конечно, что прогресс электроники приводит к очень быстрым изменениям и в фототехнике. И во многих любительских и полупрофи-моделях фотокамер видоискатель становится не нужен. А раз так, то в них и зеркало не нужно! Изображение на визирующий экран формируется на той же самой матрице, которая и делает итоговый снимок. Такие фотоаппараты существенно легче и меньше, чем настоящие зеркалки.

Вернусь к основной теме моего блога - работе с фотобанками. Однозначно, что зеркальный фотоаппарат это идеальный инструмент для любого заработка, в том числе и на фотостоках. Он предоставляет столько возможностей, что многие фотографы их просто не используют до конца. Поэтому если есть возможность, то для фотостоковой работы очень желательно купить цифровую зеркальную фотокамеру. Но есть нюанс - поправка на прогресс. 🙂 На рынке уже очень много беззеркальных моделей, или моделей с несъёмными объективами, или разных прочих аппаратов, которые уже нельзя отнести к зеркальным, но которые при этом выдают вполне качественные картинки! И которые успешно продаются в фотобанках.

Поэтому если кто-то говорит, что крутая зеркальнкая камера вовсе не обязательна для заработка фотографа - я соглашусь! В наше время очень даже можно начать зарабатывать и с продвинутой мыльницей! Но рано или поздно вы поймёте, что ваши возросшие требования всё же может удовлетворить только зеркальный аппарат.

Хотя, это утверждение справедливо только на середину 2016 года, когда пишется эта статья. Кто знает, что будет через пять лет! 🙂