Пленочная фотография в цифровой эпохе. Потрясающие фотографии олега оприско, сделанные на фотопленку. Назад в будущее

Несмотря на сегодняшнюю гегемонию цифровых технологий в фотоиндустрии, споры вокруг того, что лучше - пленочная фотография или цифровая - продолжаются. Одни настаивают на неповторимости пленочной цветопередачи и восхищаются характерной зернистостью, другие упорствуют: цифровому снимку можно придать любой вид с помощью обработки, а тоска по пленке - не более чем ностальгическая слабость.

Редакция Bird In Flight собрала самые расхожие аргументы обеих сторон и совместно с фотографом Романом Пашковским провела эксперимент, цель которого - наглядно продемонстрировать разницу между цифровым и плёночным снимком. Для этого они сопоставили фотографии, снятые при одинаковых настройках на две камеры со схожими техническими характеристиками: цифровую Nikon D800 и плёночную Nikon F100 (обе с объективом Nikon 50mm f/1.4).

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/1600 s­, ­ISO 100.

Преимущества плёнки

  • Поскольку съёмка на плёнку сопряжена с дополнительными расходами, фотограф осмысленно подходит к каждому кадру и не щёлкает затвором бездумно. Невозможность сразу просмотреть отснятое вносит в процесс элемент таинства.
  • Каждый может позволить себе купить недорогую плёночную камеру и начать снимать уже сегодня.
  • Плёнки, особенно негативные, в фотографической широте (динамическом диапазоне) значительно превосходят цифру. Проще говоря, контрастные и сложноосвещённые сцены лучше снимать на негатив - картинка будет выглядеть более реалистично. Преимущество будет очевидным, если использовать высококачественные серии плёнок Fuji Pro чувствительностью 160, 400 и 800 единиц и Kodak Portra, имеющие чувствительность 100, 160 и 400 единиц.
  • Те, кто снимают на плёнку, могут использовать дальномерные камеры - они компактны и обладают тихим затвором. Цифровые аналоги появились еще в 2006 году, но стоят дороже.
  • Зернистость в отличие от цифровых шумов не портит снимок, а иногда, напротив, придаёт ему художественный вид.
  • Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/1.8­, ­1/320 s­, ­ISO 100.

Недостатки плёнки

  • Плёнка, проявка, сканирование кадров - всё это стоит денег.
  • Сам процесс получения отпечатка достаточно трудоёмкий.
  • Если дома у фотографа не обустроена собственная лаборатория, он всегда зависит от проявочной студии.
  • Хранение плёнки требует специальных условий.
  • Для дальнейшего использования плёночного кадра в программах его необходимо оцифровать, а сканирование всегда приводит к потере качества изображения.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/5­, ­1/640 s­, ­ISO 100.

Преимущества цифры

  • Цифровые камеры не тратят время на перемотку кадров, поэтому работают быстрее и лучше подходят для съёмки репортажей, спортивных и прочих динамичных событий.
  • На карте памяти можно хранить несравнимо больше фотографий, чем на плёнке, а сама она не занимает много места.
  • Изображения можно просматривать сразу.
  • Чтобы отредактировать снимок, не нужно утруждаться его оцифровкой. К тому же, большинство зеркалок могут сохранять изображения в формате RAW, который позволяет корректировать настройки уже после съёмки.
  • Многие цифровые фотокамеры могут снимать видео.
  • Цифровая съёмка позволяет управлять светочувствительностью и балансом белого - параметрами, которые в случае с плёнкой жёстко привязаны к фотоматериалу.

Плёнка (слева), цифра (справа). Настройки: f/2.8­, ­1/400 s­, ­ISO 100.

Недостатки цифры

  • Стоимость камеры, как правило, выше.
  • Бюджетные цифровые камеры плохо передают градацию ярких фрагментов изображения и делают фотографию излишне контрастной.
  • Матрицу нужно периодически чистить. В противном случае на ней скапливаются мелкие частицы, которые заметны на фотографиях, снятых на длинной выдержке.
  • При повреждении жёсткого диска архив фотографий может быть уничтожен. Плёнки страдают реже.

Просмотры: 22812

Комментарии:

Дмитрий Николаев

Ну большая фотографическая широта есть только у негатива, из-за этого происходит тональная компрессия изображения. Со слайдом наоборот - маленький входной диапазон и огромный выходной. Касательно разрешения - современная полнокадровая камера деталей всё же больше, чем 35мм плёночная выдаст (тут ещё всё зависит от сканера). Плюс обработка плёнки: большая часть лабораторий позакрывались, оставшиеся работают только с процессом С-41 и только со 135й плёнкой, тех кто проявит чб или 120-ю в крупном городе всего по несколько человек, не считая тех, кто, как я, например, проявляет самостоятельно. Есть всего несколько причин повозиться с плёнкой: чб и средний формат. Ну да, процесс конечно же - это реально затягивает, стоит попробовать хотя бы ради последней стадии, когда вынимаешь спираль из бачка после отмывки, плюхаешь в смачиватель и разворачиваешь плёнку с невесть откуда взявшимися картинками)

15.12.2015 - 02:49:06

Сергей Кириллович Виноградов

Я - старый конченый пленочник. До цифры я тридцать пять лет снимал на пленку. До сих пор смотрю на мою пленочную какмеру, и руки тянутся взять её, а не цифровую с собой. И только рационализм побеждает: беру пленочную очень редко. С некоторыми утверждениями готов спорить. Например: "Плёночные камеры менее энергозатратны, поэтому их батарея служит заметно дольше." Это неверно. Пленочная зеркалка Минольта a707si, например, гарантирует владельцу 25 пленок от одной батареи. Это значит около 900 кадров. Цифровая зеркалка Sony DSLR-a580 позволяет на свежезаряженном аккумуляторе сделать более 1000 (одной тысячи) кадров. По крайней мере, один уровень расхода. есть несколько других замечаний, скажем не упомянут размер матрицы, при том, что плёнка - всегда FF, и это очень серьезный довод в пользу пленки. Потом нынешняя пленка КАК ПРАВИЛО сканируется или перефотографируется на ЦФК и потом обрабатывается в ФШ. Далее. Стоимость фотопленок и их обработки за последний год выросла почти втрое и стала весьма трудноподнимаемой для начинающего любителя, которому теперь дешевле купить не самую крутую ЦФК и на ней начинать оттачивать мастерство фотографа. Стоимость старых пленочных какмер тоже возросла сегодня и составляет до 600-800- долларов США. Исходя из этого ясно, что некоторые рекомендации авторов сегодня... по крайней мере на это время устарели. Не могу рекомендовать статью для социальных сетей, не хочу разочарований.

27.12.2015 - 05:26:17

Виталий

Мне уже где-то здесь приходилось высказываться на эту, ставшую ныне злободневной,тему. Позволю себе сказать об этом еще раз. Возможно, кому-то это окажется полезным.
Казалось бы, кому, как ни мне петь осанну пленке, восхваляя ее достоинства и преимущества перед «цифрой». Ну, посудите сами, в моем активе более сорока лет работы с пленкой и оптической печатью, сотни престижных выставок по всей планете вместе с едва ли не всеми мастерами мировой художественной фотографии, а также высшие мировые награды в области фотоискусства, и многое другое.… И потому, полагаю, меня трудно заподозрить в дилетантизме или предвзятости, и пусть в меня бросит камень тот, кто добился большего в фотографии, после того, что я скажу дальше.
Великая Цифровая Революция свершилась! Она освободила массы от оков фотографической рутины. В руках у человека появились камеры с фантастическими возможностями, о которых еще совсем недавно нельзя было мечтать. И только от тебя самого зависит, станут ли они простым инструментом фиксации окружающей действительности или инструментом творчества. Вроде бы – твори, выдумывай, пробуй!
Ан нет! Тут же находятся люди, которые вопреки очевидному, все еще трактуют о превосходстве пленки над «цифрой», о романтике темной ванной комнаты с красным фонарем, о каком-то мифическом «благородном пленочном зерне».
В ответ на эти сентенции хочу сказать следующее. Конечно, и сегодня есть области фотографии, где пленка предпочтительнее цифры. Однако эти виды фотосъемки находятся далеко за пределами потребностей не только рядовых фотолюбителей, но и подавляющего большинства профессионалов. А если кто-то не видит качественного превосходства «цифры» даже в работах опытных мастеров, то ему следует обратиться к окулисту.
Фотографировать в наше время на пленку оправдано разве что из любопытства. Во всех других случаях - чистой воды глупость, все равно как поехать в другой город на телеге. Сегодня это удел разного рода энтузиастов, не заставших эпоху аналоговой фотографии, да зацикленных и замшелых мастодонтов, не желающих адекватно воспринимать реальность.

05.01.2016 - 21:42:29

Сергей Сергеев

Сразу предупрежу - я не фотограф-профессионал, но инженер-электромеханик по образованию и айтишник по профессии. Ну, и фотолюбитель со стажем более 30 лет. Имею в пользовании и цифровую и пленочную технику (кому интересно - всё есть в моем резюме).
И, это моё личное мнение, как технаря - конечно, чисто теоретическое - на практике все несколько иначе и сложнее (или, наоборот, проще:-)).
Теоретически цифровая байеровская матрица никогда не даст такую же картинку, как фотопленка. Причина тому проста, как 5 советских копеек. Эта причина - однослойность матрицы. Матрица состоит из отдельных фотоприемников, каждый из которых воспринимает лишь 1/3 (!!!) цветовой информации участка изображения. Остальная информация интерполируется. Т.е., реально матрица регистрирует только треть (!) цветовой информации из попадающего на неё светового потока! Остальное "додумывается", вычисляется процессором камеры (RAW-конвертером) по каким-то алгоритмам! Цифровой фотоаппарат «врет» нам на более, чем на 60% (но врет, правды ради - искусно! :-)) Всё, занавес! Это главная и непреодолимая (насколько мне известно) на настоящий момент, причина.
Были попытки сделать трехслойные матрицы (Foveon X3 у Fuji и ещё какая-то у Nikon). Но, там выплывают другие проблемы, которые до настоящего момента, насколько мне известно, не решены.
Что касается практической стороны вопроса – тут вы, уважаемые фотографы, знаете все лучше меня – и, уважаемый Виталий, (см. предыдущий пост) абсолютно прав.

Десять лет назад на блошиных рынках встречались «деды» — фотографы, которые пытались за копейки продать свои камеры хоть кому-то. А сегодня цена за приличную камеру на интернет-аукционе подходит к тысяче долларов и стабильно растет на 10% в год. Вчера японская компания Fuji сокращала производство фотопленки — ее никто не покупал. А сегодня снова сокращает — пленку покупают так активно, что это уже угрожает «цифровому» бизнесу фотокомпании.

Объемы пленочной фотографии растут все быстрее, все чаще можно встретить людей со старыми камерами, специализированные магазины и лаборатории. Но почему так происходит? Почему устаревшая технология вернулась и побеждает?

У этого есть три главные причины.

Ограниченность

Фотографируешь на пленку — принадлежишь к материальному миру. Это сильнее всего проявляется в цене кадра. Пленка стоит денег, химия стоит денег, печать — тоже. Хорошо, если один кадр обойдется в 20-30 рублей, обычно зашкаливает за 100. Пленочная фотография — это дорого. Из-за того, что дорого, фотография оказывается ограниченной. Не получится снять 100 одинаковых кадров и после выбрать. Заметно, что люди ощущают это почти что физически: отбери айфон, дай зеркалку — и все, желание делать множество одинаковых снимков куда-то пропадает магическим образом.

Другое ограничение — это невозможность сразу увидеть, что получилось. В лучшем случае пленку получится проявить дома, через час. В худшем придется ждать снимки из лаборатории несколько недель. Результат становится сюрпризом. Его ждешь, листаешь снимки с радостью или негодованием. Пленочная фотография похожа на создание японской керамики раку — мастер забрасывает заготовку в печь и не знает, что выйдет в итоге.

Сергей Король

Цифровая фотография появилась с целью превзойти эти ограничения, но, превзойдя, убила творчество. Путешественники с цифрозеркалками привозили тысячи снимков из отпуска, а потом мучительно разгребали их. Фотографии появлялись на маленьких экранчиках сразу после нажатия на кнопку, и люди научились подгонять настройки камеры для достижения идеальных результатов — но эти результаты уже не радуют так, как раньше.

Цифровая фотография принадлежит новому, «облачному» миру — с бесплатными, неограниченными возможностями. Мы живем, не чувствуя творчества: только гигабайты, терабайты одинаковых снимков на жестких дисках. Пленка вернулась, чтобы дать людям забытое чувство обладания. Бумажные книги, виниловые пластинки, плакаты на стенах и визитки в карманах, напечатанные фотографии и рулоны пленок — это вещи, вещи материального мира, теплого и родного. С такими вещами приятно, понятно жить рядом.


Сергей Король

Качество

Цифровые фотокамеры появились в проклятые десятилетия феномена искусственного устаревания — уверен, историки культуры будущего защитят немало диссертаций о нашем времени.

Мы живем в мире, где вещи не устаревают. Их меняют под влиянием моды и маркетинга, обычно выбрасывая полностью рабочими. Их не чинят, часто вещи созданы так, чтобы починить их было невозможно. Так и современная цифровая фотокамера — хрупкое устройство, не рассчитанное работать десятилетиями. Его создатели понимали, что, закончив одну модель, они сразу же займутся выпуском другой, которая заменит предыдущую. Вы помните, как выглядели цифровые фотокамеры 10 лет назад? Вы видели такую камеру сегодня? История с современной электроникой напоминает историю со средневековым нижним бельем: оно так быстро изнашивалось и не имело ценности, что до сегодняшнего дня толком и не дошло. Историкам культуры будущего будет непросто показывать в музее цифровые камеры.

С пленочной фототехникой все иначе. Лучшие камеры созданы до наступления цифровой эры. Их создавали с расчетом, что они будут служить людям очень долго. Средняя пленочная камера переживает своего владельца. К примеру, ресурс затвора Nikon FM — 100 000 кадров. Столько не отснимешь до старости, даже если захочешь.


LEICA IA Anastigmat, 1925

leica-camera.com

На интернет-аукционах вовсю продаются старенькие «Лейки», выпущенные до войны. Они работают до сих пор и будут работать еще долго. Несложные металлические части можно заменить, изготовив их заново или «каннибализировав» безнадежно сломанные камеры. На «Лейку» времен Картье-Брессона еще получится поснимать марсианские хроники.

Элитарность

Кстати, о Leica — немецкая компания производит пленочные фотоаппараты до сих пор. Каждую камеру собирают вручную на заводе в Германии, цены начинаются от пяти-шести тысяч евро. Современная камера Leica стоит как неплохие швейцарские часы, работает как швейцарские часы и производит на окружающих сопоставимый эффект.

Это не фотоаппарат, а пропуск в мир ценителей, профессионалов. Такую камеру приятно поставить на столик в гостиной. Впрочем, многие держат свои «Лейки» в специальных антипылевых шкафах, которые выглядят точь-в-точь как холодильники для дорогого вина.


Сергей Король

Пленочный фотоаппарат — это один из самых недорогих и простых способов произвести на окружающих впечатление утонченного эстета. Это вещь из мира сшитых по мерке кожаных перчаток, британского мотоцикла, коллекции авангардного джаза на виниловых пластинках. Это не так больно, как татуировка, и не так дорого, как яхта или машина без верха. Представить себе цифровую зеркалку в этом ряду невозможно. Проще приехать на ретро-ралли на семейном универсале.

По планете бродит призрак пленочной фотографии, готовясь к триумфальному возвращению, и влияет на окружающий мир. Kodak выпускает фотоприложение, которое покажет ваши снимки через неделю, словно после проявки. На Kickstarter один за другим появляются необычные проекты. Российская мини-компания восстанавливает производство пленки. Энтузиасты выкупают завод Polaroid, нанимают пенсионеров с него и выпускают полароидные картриджи в промышленных масштабах — и по всему миру открываются эксклюзивные бутики для их продажи. Японская компания Yashica собрала полтора миллиона долларов на выпуск цифропленочного гибрида: в обычную цифровую камеру вставляются картриджи, которые эмулируют разные виды пленки, накладывая на снимки фильтры вроде инстаграмовских. Дальше — больше. Чем это грозит современному миру?


Сергей Король

Вероятно, пленочные камеры продолжат дорожать. Их давно не производят массово, и число работающих фотоаппаратов постепенно снижается. Если инвестировать в камеры сейчас, то в будущем можно вернуть деньги с хорошим доходом. Кроме того, фотографам потребуется инфраструктура: от лабораторий до обучающих школ и фототуров.

В любом случае старый дедушкин фотоаппарат или новая Leica станут и аксессуаром, и лекарством от творческой фригидности. Главное — дать второй шанс: и им, и себе.

Пошаговая инструкция для тех, кто хочет попробовать снимать на пленку, но не знает с чего начать. Рекомендуется к прочтению всем новичкам во избежание типичных ошибок и преждевременных разочарований.

Я не буду писать о том, почему в наше время актуально снимать на пленку или сравнивать пленку с цифрой. Будем считать, что вы уже созрели для пленки как инструмента творческой фотографии. Осталось лишь разобраться, с чего начать. Именно в этом я постараюсь помочь, не загружая вас избыточной на данном этапе информацией. Я сознательно упростил эту инструкцию до пошаговых действий с набором минимально необходимых пояснений.

Шаг 1. Где взять пленочную камеру?
Шаг 2. Протестируйте ваш фотоаппарат
Шаг 3. Выберите пленку
Шаг 4. Грамотно экспонируйте пленку
Шаг 5. Отдайте пленку на проявку


Шаг 1. Где взять пленочную камеру?

Наиболее распространённые варианты:

1) У вас в семье есть пленочная камера. Чаще всего это Зенит, ФЭД, Зоркий или другие фотоаппараты советского производства. Идеальный вариант для пробы пера, при условии, что камера более-менее хорошо хранилась и находится в рабочем состоянии (об этом ниже).

Плюс: как правило, достойная оптика.
Минус: часто такие камеры оказываются в плохом состоянии (светят, рвут пленку и т.д.)

Е. Для проверки пленки не обязательно заказывать ее сканирование. Или же можно заказать самый бюджетный вариант, скажем, 300 руб за всю пленку целиком вместе с проявкой . Качество сканов вас на данном этапе не интересует. Вам нужно всего лишь убедиться в том, что:

Вы можете заряжать пленку в камеру
- вы можете извлечь пленку из камеры
- вы можете выставить на камере параметры съемки и навестись на резкость
- ваша камера не засвечивает пленку
- ваша камера не царапает пленку

Этого более чем достаточно на данном этапе.

Убедиться в положительном результате тестовой съемки можно или через разглядывание сканов, или разложив негатив на светящемся просмотровом столе (есть в каждом специализированном магазине-лаборатории) и рассмотрев ее внимательно через лупу. Весьма полезным инструментом может оказаться айфон или другой смартфон с режимом инвертации цветов - просто включите его и в режиме макро рассмотрите негативы через телефон.

Шаг 3. Выберите пленку

В наше время производится и продается огромное количество фотопленок. Как правило, в специализированных магазинах в продаже представлено порядка 50-100 и более видов современных пленок. В добавок к этому при желании несложно найти в хорошем состоянии множество пленок, снятых с производства.

В рамках данной статьи я сознательно не буду читать вам лекцию про типы пленок. Изучать и пробовать пленки - один из источников наслаждения для современного фотографа, с моей стороны было бы жестоко лишать вас этого удовольствия. На стартовом этапе моя задача подсказать, с чего имеет смысл начать.

Если вы никогда не снимали на пленку (или снимали давно), для начала я советую вам попробовать несколько самых бюджетных пленок основных производителей. Это поможет вам сориентироваться в многообразии цветовых решений и наметить собственные пути для изучения пленок.

В будущем вы обязательно попробуете много разных пленок, научитесь хорошо видеть (предвидеть) и понимать их цветовые особенности, подбирать пленку под задачу и сюжет. Сейчас вам нужно получить общее представление о том, какие вообще бывают пленки. Лучше всего для этого подойдет вот такой «джентельменский» набор:




Безусловно, меня распирает желание рекомендовать вам еще как минимум 30-40 различных не менее замечательных пленок, но я делаю над собой усилие и играю в игру «выбирай, а то убьём». Только 4 пленки для начинающих, и ни одной больше. Почему именно эти четыре? Объясняю:

3) Если у вас нет спотметра, экспонометра или смартфона, всегда добавляйте +1+2 стопа от значений, которые дает встроенный в камеру экспонометр. Потому что хуже от этого почти никогда не будет. А вот если этого не сделать, хуже будет почти всегда.

Шаг 5. Отдайте пленку на проявку

Дальше все просто. Вы отдаете пленку на проявку в лабораторию. Можно в любую, но если в вашем городе есть хорошая (недорогая, быстрая и качественная), лучше отдавать в такую. В Москве это в первую очередь SREDA Film Lab (можно присылать на проявку пленки из любых других городов), в Питере хвалят Foqus и Максилаб .

В будущем вы узнаете о разных способах сканирования пленок, но для большинства задач вполне подойдет любой стандартный вариант. Например, в СРЕДЕ он так и называется - сканирование «Стандарт», стоит всего 300 руб за всю пленку целиком (проявка при этом бесплатна). При этом вы получите 36 файлов размером 2000х3000 px, что более-менее достаточно для печати 20х30 см.

После проявки и оцифровки пленки (обычно занимает 1 сутки) вам на электронную почту придет ссылка для скачивания сканов. Скачивате, любуетесь, радуетесь фотографии! Поздравляю, вы - современный фотограф и счастливый человек!

Недавним опытом, в котором ему довелось сравнить плёночную и аналоговую фотографию в высоком разрешении. Давайте узнаем, какая разница между двумя вариантами.

«Для недавнего проекта передо мной стояла задача: сфотографировать Hot Rod. С самого начала было интересно, потому что этот автомобиль довольно редок в моих краях. Владелец просил, чтобы на крыле машины сидела его собака, и чтобы изображение было огромным. 100 мегапикселей для него слишком мало, он пожелал в три раза больше.

Цифровая камера среднего формата может выдать 100 мегапикселей с одного кадра. Такие фотокамеры не так уж легко арендовать там, где я живу, к тому же они очень дорогие. Я решил сшить панораму, используя цифровой зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark III с объективом Canon 100 мм Macro и панорамной головкой Nodalninja. Ещё я снимал на аналоговую технику – взял свою широкоформатную камеру Linhof Master Technika с плёнкой Kodak Portra 160 VC.

Чтобы сшить панораму с собакой, нужно было сделать правильный кадр с животным. Труднее было снимать с Linhof Master Technika, имея параметры 1/18 сек и F/11. К счастью, собака оказалась достаточно спокойной и терпеливой. Я израсходовал всего 4 листовые фотоплёнки.

В конце я получил достаточное разрешение с обеими фотокамерами – каждое изображение около 300 мегапикселей. Linhof – с одним кадром (сканировал в высоком разрешении), а Canon – с 24 отдельными кадрами.

После нескольких часов работы у меня получились две версии. Пришлось повозиться с постобработкой, поскольку в решётке застряла мошкара, одна шина была странного цвета, а канавки протектора заполняли камешки и трава.

Законченная цифровая фотография:

Законченная плёночная фотография:

Интереса ради можно сравнить 100% кроп изображений:


Цифра



Плёнка



Цифра



Плёнка



Цифра



Плёнка

Клиент в итоге выбрал аналоговую версию. Автомобиль на ней выглядит гораздо лучше. Уверен, что подобные фотокамеры как раз были в ходу, когда это авто только начали выпускать.


В современном мире цифровые фотографии практически полностью вытеснил старые, добрые пленочные кадры. А все потому, что фотоаппараты нового поколения проще в обращении. Готовые фотографии можно распечатать на обычном принтере, тогда как пленку приходится проявлять в темной комнате и только после этого переносить на бумагу. Однако остались еще фотографы, которые предпочитают создавать шедевры именно при помощи обычного пленочного фотоаппарата. Один из них – Олег Оприско из Львова (Украина).







Фотограф создает просто ошеломительные коллажи, где фоном выступает природа, а главными действующими лицами являются молодые девушки. Перед началом работы автор продумывает все до мелочей: макияж моделей, одежду, окружающую обстановку. Он старается продумывать цветовой фон готового снимка, тщательно подбирая реквизит.





Олег Оприско часто устраивает семинары для фотографов, на которые приходят люди с дорогими фотокамерами в 2-3 тысячи долларов. Зато перед лектором на столе лежит старый пленочный фотоаппарат за 50 долларов. Эта ситуация еще раз подчеркивает пословицу «не все то золото, что блестит». Если человек талантлив, то он создаст шедевр и при помощи обычной «мыльницы», тогда как бездарному человеку не поможет никакая сверхдорогая аппаратура. Единственное, о чем жалеет Олег Оприско – это о том, что пленочный фотоаппарат не делает .