Правило третей в композиции. Золотое сечение и правило третей в фотографии. Правило золотого сечения

"Правило третей" является одним из самых важных композиционных приемом в фотографии.
В этой статье мы познакомим вас с применением "правила третей" в разных жанрах фотографии, от ландшафта до портрета.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому к "правилу третей", как и к другим композиционным правилам, следует относиться, как к практической рекомендации, а не догме. В большинстве случаев этот прием позволит получить интересные сбалансированные снимки и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.
Что же такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как на снимке ниже. Затем следует разместить ключевые элементы снимка в точках пересечения этих линий.

Martin Gommel .

Сетка, демонстрирующая "правило третей". Самые важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении.

Смысл этого правила заключается в том, что такая композиция приятна для глаз и смотрится более естественно, чем снимки, на которых объект расположен прямо по центру. "Правило третей" заставляет нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков на снимке, расположенных вокруг объекта.

Как применить "правило третей" на практике?

При компоновке снимка мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Решите, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не означает, что они должны точно находиться в этих точках, вполне достаточно, если они будут расположены неподалеку от них.


Линия горизонта и главный объект на этой фотографии находятся по "правилу третей" рядом с точками пересечения линий, что делает снимок более эффектным.

Скорее всего, вам придется поработать ногами, чтобы найти наилучшую композицию. Но это поможет вам и лучше продумать композицию снимка, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

В некоторых камерах сетка линий третей видна, когда вы смотрите через видоискатель. Благодаря ей вам не приходится прикидывать на глаз, где же находятся точки пересечения и вы сможете без проблем выбрать правильное расположение объектов.

Примеры применения "правила третей"

"Правило третей" очень универсально и может быть применено в большинстве жанров фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться при съемке.



Andreas Wonisch
Начинающие фотографы, снимая пейзажи, часто размещают горизонт по центру кадра и создает впечатление разорванности снимка. Горизонт следует располагать вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Постарайтесь дополнить фотографию какими-то интересными объектами, такими, как дерево на снимке выше, и не забывайте размещать их в соответствии с "правилом третей". Тогда на снимке появится "магнит" - точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

На снимке выше главный объект находится на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу дает баланс и сохраняет снимок от перегруженности ненужными деталями.

Вертикальные объекты, такие как маяк на снимке выше, могут разделить (как и линия горизонта, о которой мы уже говорили) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить этот нежелательный эффект, разместите объект не в центра кадра.



muskva

При съемке движущихся объектов старайтесь размещать объект в направлении движения. Как правило, стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фотообработки

Вы можете применять на фотографии "правило третей" с помощью кадрирования. Кадрированием вы можете менять расположение значимых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.



Jenn Forman Orth

Такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют инструменты кадрирования (crop), которая построены по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, которая помогает вам получить правильную композицию.

Нарушайте правила

Применение "правила третей" и других композиционных правил не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая правила, вы сможете получить более интересные и захватывающие снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы знаете.

Но прежде, чем вы начнете нарушать правила, стоит для начала научиться их применять. Тогда вы будете экспериментировать осмысленно, улучшая композицию, а не просто ради эксперимента.

Автор
Перевод

Правило третей является важной составляющей в технике фотосъемки. Оно может быть применено к любому типу фотографии (портрет, пейзаж и т.д.) для улучшения композиции и баланса вашей фотографии. Это правило является одним из самых полезных. Крайне важно разобраться в нем, чтобы точно знать и понимать, как можно его использовать для получения более привлекательных и сбалансированных изображений.

Конечно, правила не должны применяться слепо, особенно в искусстве. Тем не менее, с его помощью хорошие фото будут получаться чаще, и оно будет отличной отправной точкой для любой композиции.

Что же такое это правило третей?

Правило третей представляет из себя мысленное разделение изображения на 9 частей с помощью 2-х горизонтальных и 2-х вертикальных линий, как показано на рисунке ниже. И расположения важных элементов фотографии в местах пересечения линий или вдоль них.

Правило третей сетки. Важные элементы (сарай, и граница между землей и деревьями) расположены вдоль линии и на пересечениях линий. Изображение Мартин Gommel .

Идея состоит в том, что более приятным для глаз и более естественным являются центры композиции не находящиеся прямо в середине кадра. Они пробуждают фантазию при творческом использовании негативного пространства (пустых участков вокруг объекта съемки).

Как использовать правило третей?

При кадрировании фотографии, мысленно наложите сетку и решите для себя какие предметы съемки являются наиболее важными. После этого попытайтесь установить их на или вблизи линий и/или точек пересечений данной сетки. Идеального совпадения может и не быть.

Горизонт и главный предмет (в данном случае женщина) этой фотографии были размещены вблизи пересечения линий или максимально близко к ним. Изображение К Praslowicz .

Возможно, вам придется сменить точку съемки, чтобы вписаться в данное правило композиции. Что заставит более взвешенно подходить к съемке, и станет хорошей привычкой.

Чтобы помочь фотографу, некоторые камеры имеют функцию накладывающую вbртуальную сетку на кадры прям во время съемки. Соответственно, уже не надо ничего представлять и можно более точно позиционировать ваши фотки.

Примеры

Правило третей является очень гибким и может быть использовано для любых фотографий. Ниже приведены примеры фото, которые эффективно используют данное правило.


Изображение Megan Leetz .

При съемке пейзажей размещение горизонта по центру кадра дает ощущение разбивки кадра пополам и это очень чувствуются при взгляде на фото. Вместо этого, линию горизонта лучше поместить вдоль одной из горизонтальных линий сетки. Кроме того попробуйте включить еще какой-нибудь интересный объект, такой как дерево на фото выше, и поместите его в соответствии с правилом третей. Это создаст как бы «якорь», привязку для взгляда на снимке, создаст точку фокусировки.


Изображение Andreas Wonisch .

Было хорошей мыслью разместить девушку в стороне от центра. Это обеспечивает некоторую "передышку" взгляду, показывает окружение вокруг основного объекта съемки. При взгляде на портрет мы, естественно, обращаем внимание на глаза. Если это возможно, поместите их в одном из перекрестий сетки.


Изображение Prem Anandh .

Здесь главный объект съемки был размещен на одном из пересечений, а также вдоль одной из вертикальной линий сетки. Веточка идет вдоль (примерно) верхней горизонтальной линии. А пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и избавляет фотографию от перенасыщения.


Изображение Dennis Jarvis .

Вертикальные предметы, как этот маяк, могут разделить фото на две части, во многом таким же образом, как и горизонт может разбить фото горизонтально. Чтобы избежать этого, поместите их за пределами центра в вашей композиции.


Изображение muskva .

При съемке движущихся объектов, попытайтесь разместить их как и статичные неподвижные объекты, но обратите внимание на направление движения. Лучше оставить немного места перед ними, чем позади, чтобы показать, куда идет движение.

Используем программы для редактирования

Вы можете легко применить правило третей к уже существующим фотографиям, правильно обрезая их. Это позволит переместить важные предметы в более композитно подходящее положение.


Перекадровка фото может улучшить его композицию. Изображение Jenn Forman Orth .

Для облегчения жизни фотографов такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенные помощники с сетками, которые включают в себя и вариант с правилом третей. Сетка накладывается поверх фотографии и вы кадрируете опираясь именно на нее.

Нарушайте правила

Как и все правила (по крайней мере в области фотографии), правило третей не применяется в любой ситуации, а иногда его нарушение может привести к гораздо более привлекательным и интересным фотографиям. Экспериментируйте и пробуйте различные варианты композиции, даже если они идут против любых «правил», которым вы обучились. Тем не менее, научитесь эффективно использовать правило третей, прежде чем нарушать его.

Большинство отличных снимков сделаны под влиянием ситуации и эмоций. Но если задаться целью разобрать их на составные части, то можно выявить некоторые закономерности, позволяющие получать интересные кадры.

И среди таких закономерностей особо выделяется правило третей. По факту, это правило двух третей, но распространено оно именно как правило трех третей, что не меняет сути и не снижает его эффективность.

Правило третей подразумевает расположение композиционно важных элементов в наиболее удобных для восприятия участках снимка. Эти участки находятся следующим образом: мысленно разделите площадь кадра вертикальными и горизонтальными линиями, как для игры в крестики-нолики. То есть, кадр разбивается на равные трети по вертикали и горизонтали. Основные объекты снимка располагаются в точках пересечения третей или на их линиях.

Смещение важных элементов композиции к этим точкам и линиям помогает акцентировать внимание на главном, делая композицию более интересной, чем расположение предмета съемки в центре, так как позволяет взгляду зрителя совершить путешествие по кадру, дольше удерживает внимание.

На практике это реализуется в том, что, например, в пейзаже горизонт лучше располагать на верхней или нижней линии третей, а не по центру, а одинокое дерево лучше сдвинуть на одну из вертикальных линий. При разглядывании этого снимка, взгляд останавливается на камнях, сконцентрированных в левой части, где они выделены резкостью в области точки пересечения линий по правилу третей. Потом взгляд уходит на линию горизонта, к светящемуся огнями городу, расположенному чуть выше горизонтальной линии воображаемой сетки. Точное следование правилу и не нужно.

Практически в любом жанре фотографии, при любом сюжете можно применить это универсальное правило. Также этот принцип работает при любой ориентации кадра , как горизонтальной, так и вертикальной.

Восприятие человека устроено таким образом, что мы не можем удерживать во внимании сразу все части снимка. Поэтому не только для того, чтобы выделить главный объект, но и для лучшего восприятия всей фотографии, необходимо указать места, на которых задержится взгляд. Кроме того, правило третей помогает упорядочить композицию при хаотичном нагромождении объектов.

Правило третей в фотографии настолько распространено и так часто употребимо, что производители фототехники снабдили большинство цифровых фотоаппаратов функцией отображения специальной сетки на дисплее.

Правило третей вносит в творческий процесс математическую строгость, что, впрочем, не означает, что фотограф должен добавить к своему арсеналу фототехники еще и линейку. Фотография - наука не точная, доверьтесь себе и снимайте «на глаз», смелее отходя от жестких рамок и стандартов.

Правило третей – это мощное композиционное средство, помогающее сделать фотографии более интересными и динамическими. Его по праву изучают одним из первых на всех уроках цифровой фотографии, потому что это ключ к пониманию того, как делать интересные, сбалансированные снимки.

В этом месте могу вас успокоить - пренебрежение данным правилом вовсе не означает, что фотография получится неинтересной. Тем не менее, одна мудрость гласит: чтобы нарушать правила, нужно сначала их изучить - только тогда из нарушения может получиться что-то стоящее.

Итак, приступим. Чтобы понять, что такое правило третей, мысленно разобьем изображение на трети по горизонтали и вертикали (см. рисунок), в результате получилось 9 фрагментов.

* Многие фотокамеры имеют функцию показа сетки третей, здесь проще, ничего мысленно представлять не надо.

Пересечения линий сетки образуют четыре точки. При компоновке кадра расположите в них самые интересные объекты, на которых должно быть сконцентрировано внимание. Но не стоит забывать и о самих линиях, они нам тоже пригодятся. Данные линии пригодятся при съемке пейзажей. Правило третей очень полезно, когда речь идет об использовании строгих горизонталей или вертикалей. Размещение прямых линий в центре кадра делит изображение на две равные половины, придавая ему ощущение статичности и разрозненности. Отделение же линией одной из третей снимка придает ему гораздо большую гармоничность. Поместите линию так, чтобы самая важная часть сцены занимала основную часть изображения. Например, в моем случае важна скала и небо, поэтому я поместил горизонт на нижней воображаемой линии, а не на верхней.

В фототеории есть одна аксиома, которая гласит, что фотография получится более сбалансированной и произведёт более глубокое впечатление на зрителя, если интересующие фотографа объекты будут расположены в точках пересечения или по линиям сетки. Исследования показали, что человеческий глаз непроизвольно выбирает одну из точек, а не центр изображения, то есть фактически «правило третей» - это одна из особенностей нашего зрения, поставленная на службу фотографии.

Некоторые фотографы интуитивно чувствуют «правило третей», другим требуется время и тренировки, чтобы превратить этот навык в рефлекс.

И ещё раз - помните, нарушая это правило, можно получить отличные снимки, поэтому как только вы научитесь с ним работать, начинайте экспериментировать.

И напоследок. Помните о «правиле третей», когда будете редактировать снимки. С помощью, например, Photoshop можно кадрировать и центрировать изображение, тем самым приводя его в соответствие с этим правилом. Начать можно со старых фотографий, чтобы потренироваться и посмотреть на результат. Например ниже представленное фото кадрировалось в Photoshop с применением правила третей. Лодка с людьми находится в точки пересечения линий и плюс к этому горизонт лежит ровно на верхней линии ("убито 2 зайца")

И напоследок несколько советов по использованию данного правила

Совет № 1:
При фотографировании пейзажей скомпонуйте кадр так, чтобы горизонт лежал на верхней или нижней горизонтальной прямой, если горизонта в кадре не предвидится (съемка гор и т.п.), то поместите на одну из линий стык земли и подножья гор или стык неба и горных вершин. Главное чтобы в центре кадра не было четко выраженных стыков местности и переходов.

Совет № 2:
В портретной съемке, скомпонуйте кадр так, чтобы глаза были на одной из горизонтальных линий, если это групповое фото то на этой линии могут быть головы

Совет № 3:
Используйте вертикальные линии сетки для таких вещей как деревья, водопады, специфические детали архитектуры или просто для человека с фоном за ним.

Совет № 4:
Располагайте предметы, на которых хотите сконцентрировать внимание в точках пересечения линий. И даже если это просто ненужный предмет, который не получается убрать из кадра, то просто расположите его на пересечении линий, и скорей всего вы видите его в “новом свете”.

Совет № 5:
Если вы видите, что при компоновке кадра без использования правила третей вы получите более интересный и оригинальный снимок, то смело пренебрегайте данным правилом, ведь всегда бывают исключения. Если же при компоновки кадра оригинального снимка не светит, то используйте правило третей. В общем, экспериментируйте, экспериментируйте и еще раз экспериментируйте, ведь никто вам не мешает сделать сделать снимки с разными компоновками одной и той же сцены.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила

Один. Два. Три. Досчитали до трех и, пожалуй, хватит. Этого достаточно, чтобы задуматься, как элементы, сгруппированные по три, могут помочь в работе над различными проектами. Этой идее много лет, но она до сих пор активно используется в самых разных дисциплинах.

В публичных выступлениях, таких, как доклады, лекции или презентации, три контрольные точки служат одной цели – быть максимально убедительным. В фотографии и изобразительном искусстве правило третей помогает достичь композиционного единства. Три тезиса часто используются в различных программных документах, просто потому, что это работает. Но как можно задействовать магическое число 3 в своих проектах? Есть несколько способов.

ИЗОБРАЖЕНИЯ, ВИДЕО И ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Если применить правило третей к какому-либо изображению, то мы получим сетку, которая делит кадр на девять равных частей. Чаще всего эта сетка присутствует лишь в воображении автора, но ее все равно можно использовать для обрезки кадра при редактировании изображения или видео. Сегодня сетка стала более распространенной, к примеру, некоторые устройства могут ее отображать в видоискателе фотокамеры (данная функция имеется в iPhone), и пользователи могут воспользоваться ей для лучшего захвата изображения.

Правило третей является частным случаем золотого сечения, это упрощенное понятие, которое, впрочем, очень часто является основой более сложных сеток. В отличие от сетки золотого сечения, сетка третей проще и, как следствие, удобнее. Есть пять преимуществ использования этой концепции:

  • Правило третей понятно и просто в использовании
  • Функционал графических редакторов, таких, как Photoshop и др. включает в себя правило третей при кадрировании изображений
  • Правило третей создает визуальную гармонию и уравновешивает композицию
  • «Точки силы», то есть места пересечения линий, хорошо различимы, при этом саму сетку можно применять как ко всему изображению, так и к его части
  • Упрощенный вариант золотого сечения является более предпочтительным для людей, слабо знакомых с основами композиции

В интернете есть множество подборок, где показывается, как можно использовать правило третей. , к примеру, можно посмотреть.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И СПИСКИ

Всем известно, что списки являются одним из лучших способов создания привлекательного контента. Списки структурируют информацию, делая ее более понятной для пользователей. Однако немногие знают, что правило третей можно успешно применять не только к изображениям, но и к спискам. Список из двух пунктов далек от идеала, а вот три элемента уже добавляют веса к содержимому, при этом не запутывая и не подавляя. Магия числа 3. Три пункта легко считываются и хорошо запоминаются, так уж устроен человеческий мозг.

Многие харизматичные ораторы часто используют правило третей, точнее, трех пунктов, чтобы расставить акценты и убедить слушателей. Но само по себе правило третей не работает. При составлении списков прежде всего нужно думать о ценности контента.

В списках каждая часть должна быть аналогичной по длине и объему двум другим частям. Список может состоять из одного слова или фразы и очень важно, чтобы это условие сохранялось при использовании правила третей. Упорядоченная структура помогает управлять каждым из трех элементов и объединять их таким образом, чтобы получилось гармоничное сочетание.

В риторике и литературе правило третей трансформируется в прием tricolon – автор или оратор использует три элемента примерно одинаковой длины, объединенных в группу. Всем известно выражение Veni, Vidi, Vici. «Пришел, увидел, победил». Юлий Цезарь, да. Сказано мощно и на века. Три одинаковой длины глагола, триколон, очень частный случай использования правила третей.

В массовой культуре правило третей используется для создания драматического эффекта или для логичного завершения эпизода.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Группа из трех элементов, может быть визуально привлекательной благодаря продуманной организации всех частей в одно целое. Как следствие, такой контент привлекает больше внимание и может поспособствовать увеличению аудитории.

Правило третей – это не аксиома, его нужно использовать выборочно и по мере необходимости. Не нужно подгонять изображение под сетку, если видно, что так композиционного единства не найти. Тем не менее, у сетки есть одно неоспоримое достоинство – она упорядочивает любой контент. И неважно, как сгруппированы элементы – по горизонтали или по вертикали, грамотное использование сгруппированных элементов повышает эффективность работы и усиливает воздействие на зрителя.

Тут лучше пояснить на примере. Перед нами три (чувствуете, три!) сайта, три совершенно разных сайта. Здесь правило третей напрямую не используется. Нет сетки из девяти элементов. Но есть между ними кое-что общее.

Главная страница данного сайта разделена на три части одинакового размера. Изображения перекликаются между собой и служат отправной точной к другим разделам сайта, которых, если проскроллить страницу до конца оказывается (внезапно) тоже три. Группа из трех изображений в данном случае является элементом навигации. Каждая картинка по-своему интересна и рассказывает свою историю. Вместе же они составляют мощный аккорд, предваряющий появление новой информации.

В дизайне этого сайта строенные элементы используются сразу в нескольких местах. На главной мы видим анимированный баннер, а под ним группу из трех элементов. Дальше еще интереснее – три изображения превращаются в шесть, при этом сетка остается неизменной. Дизайнер, пользуясь правилом третей, грамотно реализовал принцип «от общего к частному» и при этом не потерял композиционного единства.

Число 3 действительно обладает необъяснимой привлекательностью. Оно встречается в столь разных дисциплинах, что стоит, пожалуй, заменить термин «правило третей» на термин «правило трех элементов». Так будет точнее.

Целитель Колман Смит, специализирующийся в области акупунктуры и китайской народной медицины, запустил сайт, где правило трех элементов используется совершенно особым образом. Число 3 здесь присутствует, но не в виде сетки и не в виде сгруппированных изображений. Это треугольник, расположенный в центре главной страницы. Если в списке нужно сгруппировать три примерно одинаковых по размеру тезиса, то здесь, для того, чтобы создать акцент, было достаточно расположить перевернутый вниз вершиной равнобедренный треугольник. Простое, но вместе с тем очень эффективное дизайнерское решение.

РАЗДЕЛИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИСТОРИЮ

Любой проект или статью можно разделить. Точно так же, как делится действие в спектакле, в котором три акта. Это сделает проект с большим количеством контента более легким и простым для понимания.

Правило трех элементов настолько универсально, что его можно применять практически везде, где нужно систематизировать контент. Есть несколько распространенных моделей использования, но никто не запрещает группировать элементы по три любым удобным способом. Если вернуться к примеру со спектаклем, то действие делится на три акта, потому что зрителю рассказывают историю, в которой, как известно, есть начало, середина и конец. Сделано это не случайно – таким образом зритель становится частью истории, которую ему рассказывают со сцены.

ПРАВИЛО ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ И МАРКЕТИНГ



В презентации планшета Apple iPad2 прозвучала знаменитая фраза: «Тоньше, легче и быстрее». Такое сочетание трех ключевых элементов было легко запомнить – в результате появился вирусный эффект. Большая часть СМИ в своих материалах, посвященных выходу нового яблочного планшета, использовали эту фразу, потому что она мгновенно стала, как говорили раньше, крылатой. Вряд ли это выражение было бы столь эффектным, если бы в нем было четыре или пять слов. Маркетологи Apple явно что-то знали о магии цифры 3.

Правило трех элементов можно и нужно использовать в маркетинге. А также в дизайне, фотографии и копирайтинге. Везде, где оно поможет улучшить контент, каким бы он ни был. Нужно просто подумать о своем проекте как профессионал. Можно ли описать его в трех слова? Если можно, то все не так уж плохо и можно двигаться дальше.

Всего три элемента, но используя их, можно рассказать впечатляющую историю. Можно сгруппировать изображения так, что они запомнятся на всю жизнь. Тремя словами можно описать продвигаемый продукт. Всего три слова, которые легко вспомнить.

ВЫВОД

Как и золотое сечение, правило третей незримо присутствует в нашей жизни. Это некая закономерность, на которую начинаешь обращать внимание, когда глубже разберешься в деле которым занимаешься. Мир, в котором мы живем, гармоничен и сбалансирован, но эту гармонию нужно научиться видеть. Проще всего это сделать, начав использовать правило трех элементов. Удивительно, сколько вокруг элементов, сгруппированных по три. Использовать или нет правило третей в своей работе – каждый должен решить сам. Это одно из самых простых правил композиции, одно из многих. Нужно лишь помнить, что оно есть и оно работает.