Что писать в графе профессия. Анкета мотивов выбора профессии

Небольшой секрет: как правильно заполнить анкету при трудоустройстве на работу . При трудоустройстве на работу, практически везде требуется заполнить резюме . А как правильно заполнить анкету , при этом не допустив грубых ошибок (не только орфографических), мы сейчас рассмотрим. Для начала, данная анкета представляет собой краткие сведения о вашем жизненном статусе и опыте в той или иной области.

Поэтому, многие работодатели (или сотрудники отдела кадров) очень часто при сравнении резюме (к примеру: одинаковый опыт работы, навыки, образование) и отборе кандидатов на ту или иную должность, обращают внимание на то, как заполнена анкета.

В результате чего, большой процент людей с одинаковыми навыками, опытом и др. отсеивается, а вам перезванивает менеджер или же говорит при собеседовании: «Вы нам не подходите.. и прочее…». Всё почему? Правильно, потому, что Вы плохо заполнили резюме или показались менеджеру неподходящим человеком. Так давайте не допускать в будущем этих ошибок.

Пример заполнения Резюме

Ф.И.О Иванов Иван Иваныч
Дата рождения 30 декабря 1998 г.
Адрес прописки, адрес проживания, паспортные данные (серия, номер, дата выдачи) Тут трудностей быть не должно
Семейное положение Холост, замужем, женат (нужное подчеркнуть)
Дети ——, если есть указать: Дочь — 3 года, сын — 5 лет.
Гражданство Российская Федерация

не нужно указывать: Россия, а уж тем более русский — это будет ошибкой

Образование среднее, средне-специальное, высшее, незаконченное, учёная степень, второе высшее (нужное подчеркнуть)
Учебное учреждение: … . Год окончания: … .
Претендуемая вакансия Указать интересующую Вас вакансию, можно несколько (если вы можете претендовать на них, желательно не более трех)
Специальность Указываем вашу Профессию.
Функциональные обязанности:
— …
— …
— …
Стаж работы Указываем стаж, плюс дополнительно: новые приобретенные навыки, касаемые данной профессии.
Последние три места работы Тут указываем: название организации, дату приема/увольнения на работу; если требуют указать причины увольнения , она может быть следующей: (более комфортные условия труда, удаленность места работы от вашего фактического проживания, нестабильность компании, более высокая занимаемая должность..) В некоторых случаях об этом стоит позаботиться заранее, если вы работали неофициально(вспомнить детали).
Доп. образование / курсы Указать курсы: Системный администратор ПК. Программы: Adobe Photoshop, Word, Excel, PHP5, Outloock Express и др.
Желаемый уровень З/П Это коварный пункт, поэтому если Вы знаете сколько примерно платят на данной работе, указать лучше на 10% — 15% больше (поймут, что вы претендуете на что-то большее, качественно выполняете свою работу), слишком заниженную ставить не рекомендую (подумают: бьет баклуши на работе), слишком большую — тоже (возомнил о себе). В любом случае, если покажете себя с хорошей стороны, Вас и так повысят в должности.
Знание иностранного языка Указать язык. Выделить: речь, письмо, свободное владение, разговорный, перевод со словарем..
Компьютер Уверенный пользователь ПК. Программы: перечисляем, чем умеем владеть.
Вредные привычки Тут лучше не врать, если курите, пишите — бросаю, про пьющих тут не указываем явно;)
Водительское удостоверение Есть или нет. Указать категорию и стаж.
Личные качества Пунктуальность, коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, исполнительность и др.
Дополнительная информация Тут может указываться Ваше хобби и прочее…

При отсутствии каких-либо навыков в графе проставляется прочерк.

А теперь: как не следует себя вести на собеседовании, как лучше выйти из той или иной ситуации при незнании ответа на него.
Правильность заполнения резюме мы рассмотрели, но это лишь 60%, если впереди нас ждет собеседование.

Как не стоит себя вести: переступать с ноги на ногу, теребить волосы, краснеть, пошатываться — когда разговариваете, вести себя неуверенно, заикаться, мямлить, дергаться, громко говорить, не смотреть часто в сторону / в пол. Вы этого не замечаете, зато другие — очень.

Как следует вести разговор с менеджером: когда отвечаете — глядите ему/ей в глаза, частично переводя взгляд, но не стоит его «гипнотизировать».
Менеджер проводящий собеседование, прежде всего — такой же человек как и Вы. Но стоит ему при разговоре с вами почувствовать неуверенность, так он (она) сразу начинает задавать лишние вопросы. Поэтому, чтобы не ставить себя в неловкое положение — лучше говорите больше вы, чем — он (она). Если так случилось, что Вы всё же не знаете как ответить на его поставленный вопрос, то переведите всё в шутку, а когда он (или она) будет долго смеяться над вашей шуткой, попробуйте сформировать ответ на поставленный ранее вопрос.

Как правило менеджер — заядлый, подкованный в своем деле мастер, частенько использует такие приемы: импровизированное задание группе претендентов, сопутствующий вопрос по вашей анкете и др. Для этого нужно расширять кругозор знаний.

Необходимо знать термины из личных качеств, это подойдет молодым, да и тем, кто не знает тоже.
Коммуника́бельность — установка связей, контактов, грамотное общение.
Пунктуальность — черта характера, включающая в себя: аккуратность, систематическое следование правилам(порядок выполнения задания и др.).
Отве́тственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Стрессоустойчивость — совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки(перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Исполнительность — выполнение поставленной задачи, имеющую определенную цель.

Если Вы положительно повлияли на менеджера, ему всё в Вас понравилось, возможно и вы тоже (противоположный пол) или того, кто будет проводить собеседование, то даже анкета резюме уйдет на второй план, т.к. велика вероятность, что этот человек зарекомендует Вас на эту должность.

На этом данная статья заканчивается, а я Вам желаю — устраивайтесь на работу сразу, а не мотайтесь по собеседованиям из-за отказов.

АНКЕТА

«Профориентация учащегося»

Цель анкетирования: выявить, в какой профессии учащиеся хотят себя реализовать.

1. Какая профессия Вас привлекает?

2. Что Вас в ней привлекает? (Отметить не более трех позиций.)

Социальная престижность;

Зарплата;

Возможность сделать карьеру;

Возможность развить свои способности (назовите какие);

Интеллектуальный характер профессии;

Возможность командовать другими;

Творческий характер профессии;

Возможность приносить пользу людям;

Возможность общения с людьми;

Сложность профессии;

другое ________________________________________.

3. Как Вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (Отметить не более трех позиций.)

Изучаете индивидуальные особенности своей личности;

Интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

Знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;

Начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;

Начали усиленно заниматься с репетиторами.

4. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? (Отметить не более трех позиций.)

Родители;

Родственники;

Педагоги;

Знакомые.

5. Что о Вашем выборе говорят родители?

______________________________________________.

6. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?

ГОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.

Ход опроса: Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности , Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

гОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Обработка и интерпретация результатов

(методика)

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:

0–6 баллов – неготовность;

7–12 баллов – низкая готовность;

13–18 баллов – средняя готовность;

19–24 балла – высокая готовность.

Диагностика

профессиональных установок учащихся

Пункты опросника профессиональных установок

1. Я слишком плохо знаю мир профессий.

2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.

3. От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.

4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.

6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь.

7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников.

11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости.

12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.

13. Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии.

14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.

17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.

19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.

20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.

21. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.

22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему.

23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.

24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.

29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.

31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

32. Я не доверяю внешней привлекательности профессии.

33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.

34. Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.

35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию

36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

38. Главное в моей будущей профессии – добиться личных достижений.

39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок учащихся, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок».

В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.

Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Соответственно при низких знаниях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Второй фактор (F 2) , «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Использование данной методики позволяет осуществить предварительный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская). Настоящая карта содержит 174 вопроса, относящихся к различным сферам человеческой деятельности или ориентированных на выявление определённых свойств личности, которые необходимы для той или иной профессии.

Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк- лист ответов к карте интересов. Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую либо зачитывает педагог, либо учащиеся читают самостоятельно.

Инструкция: Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз в том, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится - один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (--). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

    Знакомиться с жизнью растений и животных.

    Уроки по географии, чтение учебника географии.

экспедициях.

    Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

    Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.

деятельности выдающихся физиков.

радиотехники.

    Знакомиться с различными металлами и их свойствами.

    Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

    Узнавать о достижениях в области строительства.

(автомобильного, железнодорожного и т.д.).

    Знакомиться с военной техникой.

    Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

22.Заботиться о порядке в вещах, в помещении, в котором учитесь, живёте, работе.

24.Изучать экономическую географию.

25.Изучать иностранные языки.

26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития

изобразительного искусства.

27.Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами,

коллекционировать их фотографии.

28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории

музыкального искусства.

30.Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31.Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.

области медицины.

34.Посещать с экскурсией предприятия лёгкой промышленности.

36.Наблюдать за химическими явлениями в природе, производить опыты по химии,

следить за ходом химических реакций.

37.Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки

для металлообработки и работать с ними.

38.Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

39.Знакомиться с измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

40.Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

41.Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

крупных сражений.

45.Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.

47.Слушать радио, смотреть теле новости и тематические телепередачи.

48.Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране, за рубежом.

49.Помогать товарищам выполнять учебные задание, если они не могут сделать его сами.

50.Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51.Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

53.Интересоваться народным хозяйством.

55.Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56.Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57.Слушать оперную или симфоническую музыку.

58.Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и

телепередачи.

59.Посещать биологический кружок.

60.Заниматься в географическом кружке.

61.Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли,

минералов.

62.Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути

лечения.

63.Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64.Проводить опыты по физике.

65.Готовить раствор, взвешивать реактивы.

66.Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67.Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметр,

амперметром); производить разнообразные расчеты.

68.Мастерить различные предметы и детали из металла.

69.Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно

обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

70.Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71.Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.

72.Участвовать в секции парашютистов, кружков авиамоделистов или в работе

авиаклубов.

73.Заниматься в стрелковой секции.

74.Изучать историю возникновения различных народов и государств

75.Писать классные и домашние сочинения по литературе.

76.Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

77.Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-

либо дело.

78.Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать,

помогать им чем-либо.

79.Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80.Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81.Заниматься в математическом кружке.

82.Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области

планирования и учёта на промышленном предприятии.

83.Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах малознакомого языка.

84.Посещать музеи, художественные выставки.

85.Выступать на сцене перед зрителем.

86.Играть на одном из музыкальных инструментов.

87.Играть в спортивные игры.

88.Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

89.Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные

географические материалы.

90.Собирать коллекции материалов, экспонаты для геологического музея.

91.Знакомиться с работой врача.

92.Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

93.Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

94.Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.

95.Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолёты, корабли и др.).

96.Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических

машин; собирать, контролировать радиоприборы, приёмники, проигрыватели и пр.

97.Уроки труда в школьных мастерских.

98.Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

99.Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100.Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, яхтсменов, аквалангистов, в бригаде по спасению

утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе

или иностранному языку.

105.Вести личный дневник.

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Выполнять работу вожатого.

108.Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Точно вести расчёт своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или

животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119. Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их страдания.

121.Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ или посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в олимпиадах по химии.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами

станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса,..

130. Летать на самолетах скорой помощи или управлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на

исторические темы.

133. Работать с литературными источниками, вести дневники впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить классные собрания, школьные сборы.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания

детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138. Постоянно общаться с различными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования,

заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду или огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за

ними.

147. Производить топографические съемки местности.

148. Участвовать в длительных трудных походах, во время которых приходится

напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать в предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей,

кондитером и т. д.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительной бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160. Быть военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры или праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической

консультации).

167. Оказывать людям различные большие и малые услуги.

168.Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий

народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссёром или преподавателем музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка листа ответов (см. ниже) производится следующим образом. В каждом из столбцов подсчитывают отдельно количество плюсов и минусов, результаты записывают в свободные клеточки под каждым столбцом; в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец листа ответов (благодаря специальной группировке вопросов) соответствует той или иной области деятельности (см. дешифратор к листу ответов ниже). После подсчёта плюсов и минусов следует выделить 3-4 столбца, содержащих наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым числом плюсов, то преобладающими следует считать те, которые содержат меньше число минусов. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать, прежде всего, при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализов столбцов с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с учащимся.

Дешифратор к листу ответов

№ столбца

№ столбца

Интересы, область деятельности

1

Биология

16

История

2

География

17

Литература

3

Геология

18

Журналистика

4

Медицина

19

Общественная деятельность

5

Лёгкая и пищевая промышленность

20

Педагогика

6

Физика

21

Право, юриспруденция

7

Химия

22

Сфера обслуживания

8

Техника

23

Математика

9

Электро- и радиотехника

24

Экономика

10

Металлообработка

25

Иностранные языки

11

Деревообработка

26

Изобразительное искусство

12

Строительство

27

Сценическое искусство

13

Транспорт

28

Музыка

14

Авиация и морское дело

29

Физкультура и спорт

15

Военные специальности

Бланк

Бланк

Готов ли ты к выбору профессии? Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение: А. Знаешь ли ты: 1.Как называются профессии твоих родителей? 2. Какие учебные заведения они заканчивали? 3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?

5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?

6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?

7.Читаешь ли ты книги о профессиях? 8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?

9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?

10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?

11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?

13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?

14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии? 15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?

16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?

17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?

18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

19.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

20.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?

21.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?

22.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?

23.Работал ли ты когда-либо в свободное время?

24.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?

25.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?

26.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?

27.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?

28.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?

29. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да». К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг. 11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

Для того чтобы выяснить, если еще в классе кто-нибудь, желающий посвятить себя профессии военного, я провел анкетирование. В нем приняли участие мои одноклассники. (22 человека)

Таблица № 3. Результаты анкетирования

Вывод: только 10% учащихся хотят стать военными.

Военная карьера начинается с хорошего образования. Поэтому молодые люди, решившие связать свою жизнь с этой профессией, еще учась в школе, задумываются о выборе учебного заведения.

15. Определение типа будущей профессии

«Определение типа будущей профессии » (методика Е.А. Климова) Прочитайте данные высказывания. Если оно вам не подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «- », если подходит, то оставьте, так как есть.
1. Легко знакомлюсь с людьми 0 0 0 0 1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить 0 1 0 0 0
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки 0 0 0 1 0
4. Охотно ухаживаю за растениями, животными 1 0 0 0 0
5. Подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить 0 0 1 0 0
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами 0 0 0 0 1
7. Следить за развитием растений 1 0 0 0 0
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах 0 0 1 0 0
9. Привожу в порядок, ремонтирую предметы обихода, бытовой техники, одежды 0 2 0 0 0
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности 0 0 0 -2 0
11. Охотно читаю о растениях, животных 1 0 0 0 0
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. 0 0 0 - 1 0
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин 0 1 0 0 0
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы 0 0 2 0 0
15. Легко улаживаю разногласия между людьми 0 0 0 0 2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой 0 2 0 0 0
17. Людям нравится мое художественное творчество 0 0 0 2 0
18. Люблю работать приусадебном участке, в саду, огороде 2 0 0 0 0
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме 0 0 2 0 0
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь 0 0 0 0 1
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди 0 1 0 0 0
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки 0 0 1 0 0
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 0 0 0 0 2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. 0 0 0 1 0
25. Могу ухаживать за домашними животными 2 0 0 0 0
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов 0 1 0 0 0
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте 0 0 0 0 1
28. Подолгу наблюдаю за растениями или животными 1 0 0 0 0
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику 0 0 1 0 0
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. 0 0 0 1 0
Результаты
П Т З Х Ч

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую , то есть с учетом знаков, сумму.

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), Х(художественный образ), Ч (человек).

Максимальное число баллов в каждом столбце - 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Оцените себя и свои возможности.