«Социальный контроль корректирует _(1) индивидов, тем самым. Социальные отношения. Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания

Социальный контроль — целенаправленная деятельность по поддержанию общественного порядка, основанная на проверке (слежении, сравнении, сопоставлении) соответствия функционирования (деятельности, поведения) какого-либо объекта с ожидаемым — нормативно закрепленными или запланированными.

В современной социологической литературе социальный контроль включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть (управление, регулирование).

Задачами социального контроля являются:

  • соизмерение (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными (нормативными);
  • использование средств и процедур, направленных на оценку проделанной работы,
  • выявление отклонений и их причин, их предупреждение,
  • применение санкций для устранения выявленных отклонений.

Задача социального контроля также состоит в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению.

Социальный контроль, по сути, — это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.

Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактически достигнутых результатов деятельности с ожидаемыми — нормативными или запланированными путём применения властных полномочий и санкций. Социальный контроль включает систему методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения (проверки) за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.

Формы социального контроля

Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

  1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).
  2. Неинституциональная форма социального контроля — особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.

Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.

Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль .Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.

  • Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это — парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.
  • Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.
  • Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.

Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой является общественный контроль . Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль — публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль — это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.

Типы социального контроля

В зависимости от формализации используемых средств выделяют два типа социального контроля:

  • неформальный — используются неформальные (преимущественно моральные) способы регулирования, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм посредством процесса, известного как неформальная социализация , действует преимущественно на уровне первичных групп, семейного воспитания и ближайшего социального окружения, в ходе которых происходит усвоение требований общества — социальных предписаний; общественное (коллективное, групповое) мнение, открытость, публичность и гласность — основные инструменты такого контроля общества над поведением социальных слоев и групп;
  • формальный применяются формальные (преимущественно правовые, официальные) способы регулирования, для его осуществления вырабатываются особые своды правил, которые носят обязательный характер и их выполнение контролируется официальными органами, учреждениями и должностными лицами.

Сущность социального контроля

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда "его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества" .

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы.

Социальный контроль через принуждение . Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.

Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столь ко, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи сколько сможет. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в дерев не с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры начинает применяться так называемый вторичны групповой контроль - законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственности за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль . Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: «Социальный контроль»

Введение

Общество -- саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование - институт социального контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок. социальный контроль общество индивид

Социальный контроль играет немаловажную роль в жизни общества, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Изучением социального контроля занимались многие социологи. Термин «социальный контроль» был введен в научную лексику известным французским социологом, одним из основоположников социальной психологии, Габриэлем Тардом, который предлагал рассматривать его в качестве одного из важнейших факторов социализации. Позднее в работах целого ряда ученых -- таких, например, как Э. Росс, Р. Парк, А. Лапьер - была разработана теория социального контроля.

Я считаю тему данной контрольной работы актуальной, так как общество - система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Кроме того человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивает институт социального контроля, и чем больше он будет развиваться и совершенствоваться, тем организованней и благополучней будет общество. Поэтому систему социального контроля необходимо изучать глубже, находить различные пути решения социальных конфликтов и совершенствовать существующую сейчас социальную культуру.

Таким образом, объектом данной работы является непосредственно институт социального контроля, а предметом - его тесная взаимосвязь с обществом, формы, в которых он осуществляется, а также эффективность влияния социального контроля на общество.

Глава 1. Понятие социального контроля: его сущность и элементы

1.1 Понятие социального контроля, его функции

Социальный контроль -- система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Анализируя содержание этого общего определения, важно иметь в виду ряд принципиальных моментов:

· Социальный контроль - составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения;

· Проблема социального контроля - это определенный срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы и общества в целом. Социальный контроль осуществляется и через социализацию личности, т.е. внутренний контроль, и через взаимодействие личности с первичной социальной группой, ее культурой, т.е. групповой контроль и через взаимодействие личности, социальной группы с обществом в целом, т.е. социальный контроль через принуждение;

· Нельзя представлять себе социальный контроль односторонне - как слепое и автоматическое подчинение личности требованиям социальных норм, когда личность выступает лишь как объект, а общество как субъект. Надо видеть, что в данном случае имеет место именно социальное взаимодействие, притом постоянное и активное, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера;

Характер, содержание и направленность социального контроля определяются характером, природой, типом данной социальной системы. Совершенно очевидно, что социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом обществе будет принципиально различаться. Точно так же социальный контроль в простых, примитивных, архаичных обществах носит совершенно иной (например, неформальный) характер в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах (сложная и развитая система формализованного контроля).

Можно указать на следующие отличительные черты социального контроля:

1)упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к индивиду без учета его личностных особенностей; другими словами, человек должен принять норму только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями -- наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля: социальное действие часто является реакцией на то или иное поведение человека, а следовательно, может быть как негативным, так и позитивным стимулом при выборе целей и средств их достижения.

Характеризуя анатомию и механизм системы социального контроля, можно выделить следующие его компоненты и взаимосвязь между ними:

· индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой;

· социальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы или всего общества, от которой зависит реакция социальной среды на индивидуальное действие;

· категоризация индивидуального действия, т.е. отнесение его к определенной категории социально одобряемых или порицаемых действий, являющаяся результатом функционирования социальной шкалы оценок;

· характер общественного самосознания, включая характер общественной самооценки и оценки социальной группой ситуации, в рамках которой она действует, от которого зависит категоризация индивидуального действия;

· характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных санкций и непосредственно зависящих от состояния общественного самосознания;

· индивидуальная шкала оценок, производная от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида и определяющая реакцию индивида на социальное действие.

Механизм социального контроля играет важнейшую роль в укреплении институтов общества. Образно говоря, этот механизм - «центральная нервная система» социального института. Социальный институт и социальный контроль состоят из одних и тех же элементов, т. е. идентичных правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым. « П. Бергер считает, что «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не можетобойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет двеосновные функции:

Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества - это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.

Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

1.2 Элементы социального контроля

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “, а не “ групповыми привычками “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность.

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

· Позитивные санкции - это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции - осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия - заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций - правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:

Материальными - подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными - награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

Санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

Санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

Санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

1.3 Самоконтроль

В зависимости от способа вынесения санкций - коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Самосознание - чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

« Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.» *

Самоконтроль - это одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает человека, но и индивид оценивает общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп и общества человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.

Заключение

Роль и значение социального контроля состоят прежде всего в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и упрочении социального порядка. Социальный контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений социальной группы или всего общества. Базируя свою деятельность на общем признании культуры данного общества или группы, на привитии ее ценностей и норм своим членам путем воспитания, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям, нормам и ролям. Но особенно велика, непосредственна и наглядна роль социального контроля в предотвращении и пресечении социальных отклонений, в первую очередь девиантного поведения людей и их групп.

Если рассматривать социальный контроль как социальный институт, то можно сделать следующие выводы:

Механизмы социального контроля играют важнейшую роль в укреплении всех институтов общества;

По отношению к обществу социальный контроль выполняет две основные функции: охранительную и стабилизирующую.

Основное назначение социального контроля - поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также обеспечивать социальное воспроизводство в направлении, соответствующем избранной конкретным обществом стратегии развития;

Благодаря механизмам социализации, предписывания, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные элементы системы социального контроля. Социальный контроль как элемент социального управления. Право пользования общественными ресурсами от имени общества. Функция социального контроля по Т. Парсонсу. Сохранение существующих в обществе ценностей.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011

    Этапы и сущность процесса социализации. Виды социального контроля. Сущность, содержание, формы и основные элементы политической жизни общества. Методы внешнего контроля. Общественные условия социализации. Функции агентов первичной социализации.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Понятие социального контроля: его сущность и основные элементы. Концепция социального контроля П. Бергера. Основные формы, агенты и инструменты социального контроля. Самоконтроль как чрезвычайно важная социально-психологическая характеристика человека.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2009

    Понятие и типология отклоняющегося поведения человека. Анализ определяющих его факторов. Сущность и цели социального контроля. Виды девиантного поведения и его отличие от нормативного. Специфика девиаций в современном обществе и их основные компоненты.

    презентация , добавлен 20.01.2014

    Сущность социального контроля, его функции, формы реализации и отличительные черты. Регламентация в социальных институтах и организациях. Групповое давление. Влияние общественного мнения и принуждение. Социальные нормы и санкции как основа контроля.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2013

    Понятие социального контроля, его действие. Социальная санкция как мера воздействия и важнейшее средство социального контроля. Конформизм как вид социального поведения, его когнитивные последствия. Характеристика девиантного поведения, основные признаки.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Личность с точки зрения социологии, уровни ее структуры. Представление об индивидууме и индивидуальности. Периоды социализации в обществе. Понятие ролевого конфликта. Стабилизирующая функция системы социального контроля. Девиантное поведение человека.

    презентация , добавлен 17.10.2014

    Современное понимание социального контроля и его место в системе социального менеджмента. Три способа осуществления общественного контроля: эффективное воспитание; принуждение; политическая, нравственная, юридическая и финансовая ответственность.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Изучение понятия и функций социального контроля - группового одобрения или осуждения трудового поведения работника в зависимости от сложившихся в коллективе ценностей и правил трудового поведения. Особенности административного, общественного контроля.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Структура и классификация форм социального взаимодействия. Концепции социальной стратификации и определяющие признаки страты. Роль социальных институтов в жизни общества, их типология и функциональные качества. Понятие и виды социального статуса.

В средствах массовой информации были представлены различ@ ные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опи@ рается на информацию, содержащуюся в диаграмме?

1) Наиболее приоритетным направлением социальной политики государства в стране Н. должно стать обеспечение охраны труда и здоровья людей.

2) Государству необходимо в первую очередь решить вопрос об установлении государственных пенсий и пособий в качестве приори@ тетного направления социальной политики в стране Н.

3) За установление гарантированного минимума размера оплаты труда в качестве приоритетного направления социальной политики высказалось столько же опрошенных, сколько за обеспечение охра@ ны труда и здоровья людей и установление государственных пенсий и пособий вместе взятых.

4) Население страны Н. в одинаковой степени обеспокоено не@ достаточной государственной поддержкой семьи, материнства и дет@ ства, инвалидов и пожилых граждан и отсутствием государственных пенсий и пособий, обозначая решение этих проблем в качестве при@ оритетных направлений социальной политики государства.

5. (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государ@ ства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В 1. (3.1.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

Социальная мобильность

восходящая мобильность

нисходящая мобильность

2. (3.1.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исклю@

чением двух, относятся к понятию «социальное взаимодействие».

1) Престиж; 2) сотрудничество; 3) соперничество;

4) конфликт; 5) страта; 6) партнёрство.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запи@ шите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. (3.9.) Найдите в приведённом ниже списке формальные пози@ тивные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пожалованный титул

2) недоброжелательный отзыв

3) присуждённая учёная степень

4) признание лидерских качеств

5) почётная грамота

6) отлучение от церкви

4. (3.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу@ щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует поведение индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной

(А). Методы контроля зависят от применяемых

(Б) и подразделяются на жёсткие и мягкие, пря@ мые и косвенные. (В) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согла@ совывая его с общепринятыми (Г). В процессе

(Д) они усваиваются настолько прочно, что, на@ рушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства (Е). Индивид как бы застав@ ляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за@ полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) внутренний контроль

2) обязанность

3) стабильность

4) социальная стратификация

5) социализация

6) внешний контроль

7) санкция

8) социальная норма

9) долг

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропу@ щенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер вы@ бранного вами слова.

С 1. (3.1.) Назовите любые два условия (фактора), влияющие

на процесс социальной мобильности, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

2. (*) В стране В. социологической службой был проведён в 2006 г., 2009 г. опрос 40@летних мужчин и женщин. Был задан воп@ рос: «Кто, по Вашему мнению, в первую очередь должен заботиться о будущих пенсиях работников?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.

7% 3%

Государство

Сами граждане

Работодатели

Профсоюзы

Затруднились ответить

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. При@ ведите обоснование одного из сделанных выводов.

3. (3.9.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. ПОЛИТИКА

Тематические элементы содержания: краткая характеристика

4.1. Понятие власти

Основные понятия: власть, политическая власть, разновид" ности политической власти, традиционное господство, легаль" ное (рационально"правовое) господство, харизматическое гос" подство, государственная власть

Смысловые значения понятия «власть»

Волевое воздей"

Способность одной

Механизм органи"

ствие на поведение

стороны (индивида

зации и регулиро"

людей со стороны

или группы) влиять

вания совместной

субъекта власти

на поведение другой

деятельности

стороны вне зависи"

мости от того, го"

това ли эта послед"

няя к сотрудничест"

ву или нет

Политическая (от гр. politike - искусство управления госу@ дарством)власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политичес" кие взгляды, установки и цели .

Признаки политической власти

Распространяетсяна всё общество , на всех проживающих на территории данного государства.

Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

Осуществляется через единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Использует самыеразнообразные средства (принудитель@

ные, экономические, социальные, культурно@информационные).

Действует на основе праваот имени всего общества.

Разновидности политической власти

Законодательная, исполнительная, судебная .

Центральная, региональная, местная .

Монархическая, республиканская .

Существует классификация видов политической власти в зависи@ мости от типов политического господства1 , которые с ней связаны.

Типы (системы) политического господства

Легальное (рацио

Харизматическое

Традиционное

(от гр. charisme -

Линии сравнения

нально правовое)

господство

милость, Божий

господство

дар) господство

Правила (нор@

Патриархаль@

Рационально раз@

мы), лежащие в

ные или сослов@

работанные пра@

основе господ@

ные нормы

Глава системы

Монарх или ре@

Избранное долж@

Пророк, воена@

господства (тип

лигиозный со@

ностное лицо или

чальник, дема@

«господина»)

коллегиальный

гог, лидер

Источник авто@

Традиция или

Делегирование на

Эмоциональное

ритета главы

передача по на@

основе принципа

доверие «свиты»

системы гос@

следству

большинства

Форма легитим@

Вера в установ@

Целерациональ@

Аффективная

ности (от лат.

ленный поря@

ная вера в кор@

или эмоциональ@

legitimus - за@

док вещей

ректность пред@

ная вера в экс@

конный) систе@

писанной систе@

траординарные

мы господства

качества лидера

и в его идеи

Доминирующий

Традиционное

Инструменталь@

Эмоциональное

тип социального

ное или целера@

поведения

циональное

Эти три идеальных типа господства практически нигде не пред@ ставлены в абсолютном виде.

1 Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером (1864–1920).

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти

Процедура общественного при@ знания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений

Результативность власти

Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, кото@ рые возлагает на неё население

Государственная власть - один из видов власти в обще" стве, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти - население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

Носитпубличный характер т. е. выступает от имени обще@

Имеетсуверенный (от фр. souverainete - верховная власть)характер , т. е. верховенство по отношению ко всем другим физи@

ческим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внут" ренний суверенитет ) и независимость в решении всех вопросов

своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет ).

Ограниченатерриторией (базовое условие существования государства).

Понятие «политическая власть» шире понятия «государствен@ ная власть». Политическая власть осуществляется не только в рам@ ках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем по@ литической власти.

4.2. Государство, его функции

Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, фор" ма государственно"территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства

Государство - политико"территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным

аппаратом в целях осуществления управленческо"обеспечи" тельной, охранительной функций и способная делать свои ве" ления обязательными для населения всей страны.

Основные признаки государства

Территориальная организация власти(институт граждан@

ства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и

общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти(верховенство государства

внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти(применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительные права на взимание налогов и сборовс на@ селения, эмиссию денег.

Обязательность членства в государстве.

Претензии на представительство обществакак целого и защиту общих интересови общего блага.

Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг).

Дополнительные признаки государства

Язык как средство общения на территории того или иного государства.

Единая оборонная и внешняя политика .

Единые транспортная, информационная, энергетическая системы и др .

Форма государства - это устройство политической органи"

зации общества, призванное обеспечить её стабильность и нор"

мальное функционирование

Форма правления - это способ организации верховной госу"

дарственной власти

Монархия (от гр. monarchia - единовластие) -

Абсолютная

форма правления, при которой верховная госу"

(неограничен"

дарственная власть полностью или частично

принадлежит (реально или формально) едино"

Конституци"

личному главе государства - монарху (коро"

онная (парла"

лю, царю, императору, шаху, султану), обыч"

ментская, ог"

но получающему эту власть и передающему её

раниченная)

в порядке наследования

Окончание схемы

Республика (от лат. res - дело и public - об@

Президентская

щественный, всенародный) - форма правления,

Полупрези"

при которой высшие органы государственной

дентская

власти либо избираются, либо формируются

(смешанная)

общенациональными представительными уч"

Парламент"

реждениями

Форма государственно территориального устройства -

это способ взаимосвязи территориальных образований госу" дарства, закреплённый конституцией

Унитарное (от лат. unitas - единство)государство - единая политически однородная организация, состоящая из админист" ративно"территориальных единиц, не обладающих собствен"

ной государственностью.

Федерация (от лат. foedus - союз, объединение) -устойчивый

союз государств, самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные орга" ны государственной власти и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Конфедерация (от лат. confoederatio - союз, объединение) -

форма межгосударственного объединения, при которой госу" дарства - субъекты конфедерации образуют постоянный со" юз в целях координации своей деятельности в тех или иных фор" мах, полностью сохраняя свою независимость

Политический режим 1 - это совокупность методов и спосо" бов осуществления в стране государственной власти и управле" ния

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущ" ность и социальное назначение

Внутренние

Политическая : поддержание по@

Оборонная : защита границ, тер@

литического господства, обеспече@

ритории страны от внешней угрозы

ние политической стабильности, ре@

и интервенции (вооружённые силы,

гулирование политической жизни

разведка и контрразведка, погра@

(президенты, парламенты, прави@

Организационно"правовая:

Дипломатическая: поддержа@

нормотворчество, организация ис@

ние и развитие межгосударственных

полнения решений и законов, конт@

отношений, координация деятель@

роль, координация деятельности

ности с другими государствами,

субъектов политической системы

международными организациями

(парламент, правительство, конт@

(министерство иностранных дел,

рольные органы, экспертные

посольства, консульства, предста@

вительства в международных орга@

низациях).

Социально"экономическая: оп@

Внешнеэкономическая: осуще@

ствление внешней торговли, под@

ление экономической, социальной,

держка отечественного производи@

бюджетно@налоговой (фискальной),

теля, использование передового

денежно@кредитной (монетарной)

экономического и научно@техничес@

политики, долгосрочное планирова@

кого опыта (министерства, внешне@

ние и программирование, социаль@

экономические органы, представи@

ная защита (финансово@налоговый

тельства).

аппарат, органы связи, коммуналь@

ной службы, транспорта и т. д.).

Культурная : выработка и осу@

Силовая : осуществление вмеша@

ществление политики в области об@

тельства в дела других государств,

разования и культуры (учреждения

навязывание собственной воли (во@

образования, культуры, органы ин@

оружённые силы, разведка)

формации и т. д.)

4.3. Политическая система

Основные понятия: политическая система, институцио" нальная подсистема, нормативная подсистема, функциональная подсистема, коммуникативная подсистема, культурно"идеоло" гическая подсистема, политическая психология, политическая идеология, политическая культура, функции политической сис" темы

Политическая система - многофункциональный меха" низм, включающий государственные и негосударственные со" циальные институты, которые осуществляют политические функции.

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во- вторых, служат своеобразными эталонами (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп (3). В-третьих, способствуют контролю (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы-требования. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций(6), например, уголовных или административных

Социальный контроль (1)корректирует поведение индивидов в обществе, тем са­мым принуждая их соблюдать социальные нормы (2), Именно этот фак­тор позволяет не только сохранить социальную стабильность в об­ществе, но и способствует общественному прогрессу (3). Социальный контроль основан на применении санкций (4), которые могут быть пря­мыми и косвенными, жесткими или мягкими, юридическими или морально-нравственными. В процессе социализации (5) нормы усваиваются достаточно прочно, настолько, что личность четко знает, когда она идет против устоявшихся в обществе правил. Важным регулятором поведения человека в обществе является внутренний контроль или самоконтроль (6) человека.

Социологи подчёркивают, что социальный контроль (1) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью (2) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества (3). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов (4), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность (5) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль (6).



Социальный конфликт (1) - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодей­ствии. Ему всегда предшествует осознание отличия (2) своих интересов от интере­сов других групп и стремление (3) защитить свои интересы. Распространенность социальных конфликтов побудила ученых к внимательному изучению этого явления в рамках особой науки - конфликтологии (4). По мне­нию большинства ученых, избежать конфликтов невозможно (5). По мнению Г. Зиммеля, конфликт является способом саморазвития (6) общества.