Армия обороны израиля

Пока не опишу все самолеты,присутствовашие на авиасалоне и запечетленные мною,то не остановлюсь:-))) Сейчас хотелось бы поглядеть на самолет E-2C Hawkeye-2000(G-123).Фотографий совсем чуть чуть.Это самолет с бортовым номером 165828, серийным номером A52-199 NH-602
из VAW-120 "Greyhawks".При этом на самолете находятся опознавательные знаки VAW-117 и указания на то,что это самолет какое то время нес службу на авианосце "Нимитц".Всего таких самолетов было выпущено 212,а вообще всех модификаций 332.

Другие топики с этого авиасалона:


Командованием ВМС США в 1999 года начало очередной этап модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета Е-2С (программа Hawkeye-2000). Его основной целью было повышение возможностей самолета по обнаружению малозаметных маловысотных высокоскоростных воздушных целей и наведению авиации на них и наземные (надводные) цели, в том числе в прибрежных районах. В состав силовой установки входят два ТВД Т56-А-427 фирмы Rolls-Royce, оснащенных восьмилопастными винтами с саблевидными лопастями. Основу бортового комплекса самолета составляют новые РЛС AN/APS-145 (с модернизированными антенной системой и устройством обработки сигналов) и ЭВМ фирмы Рэйтеон. Масса, объем и средняя потребляемая мощность последней по сравнению с применяемой ранее L-304 снижены в 2, 3 и 15 раз соответственно.

Планер самолета имеет высокорасположенное прямое крыло, на котором установлено два двигателя. Хвостовое оперение - четырехкилевое. Три киля из четырех снабжены двухсегментными рулями направления. Управление по тангажу - с помощью обычных рулей высоты, расположенных на стабилизаторе. Консоли стабилизатора имеют поперечное V-11 град.

В задачи, решаемые самолетами E-2С Hawkeye-2000, дополнительно включены: обмен данными с самолетами Е-8С(также были представлены на салоне в Дубаи) системы JSTARS, AWACS, а также работа в составе автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability). Для решения последней в состав БРЭО будут введены соответствующий терминал и РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), экспериментальный образец которой проходит испытания. Данная АФАР, выполненная в виде цилиндра диаметром 1,2 м и высотой 38 см, содержит около 100 приемопередающих модулей производства фирмы IТТ. Средняя излучаемая мощность модулей около 10 Вт, масса 80 г. В серийных комплектах планируется использовать АФАР высотой 15 см.

Фирма-разработчик планирует оборудовать самолет усовершенствованной системой отображения информации и дополнительным терминалом оператора, увеличив, таким образом, дежурную смену до четырех человек. Впоследствии на машину будут установлены системы видовой разведки (возможно, инфракрасная система поиска и слежения IRST). Всего предусматривается приобретение 21 самолета Е-2С Hawkeye-2000. Общая стоимость программы 1,47 млрд долларов.

Эксплуатанты различных модификаций E-2:
Китайская Республика Китайская Республика
* Китайская республика эксплуатирует 4 E-2T и 2 E-2K.
o 78 эскадрилья
Египет Египет
* ВВС Египта
Франция Франция
* Авиация ВМС Франции, так же как и ВМС США, использует E-2 на авианосцах.
o 4 флотилия
Израиль Израиль
* ВВС Израиля эксплуатировали четыре самолёта до 1994 года. E-2 израильских ВВС первыми получили оборудование для дозаправки в полёте. В 2002 году после модернизации три самолёта были проданы Мексике, оставшийся передан в музей ВВС Израиля.
o 192 эскадрилья
Япония Япония
* Воздушные силы самообороны Японии
o 601 Hikotai
Мексика Мексика
* Авиация ВМС Мексики получили три E-2C из Израиля.
Сингапур Сингапур
* ВВС Республики Сингапур
o 111 Эскадрилья
Соединённые Штаты Америки США
* ВМС США
o VAW-77 Night Wolfs
o VAW-78 Fighting Escargot (расформирована)
o VAW-88 Cottonpickers (расформирована)
o VAW-110 Firebirds (расформирована)
o VAW-111 Graybirds (расформирована)
o VAW-112 Golden Hawks
o VAW-113 Black Eagles
o VAW-114 Hormel Hawgs (расформирована)
o VAW-115 Liberty Bells
o VAW-116 Sun Kings
o VAW-117 Wallbangers
o VAW-120 Greyhawks
o VAW-121 Bluetails
o VAW-122 Steeljaws (расформирована)
o VAW-123 Screwtops
o VAW-124 Bear Aces
o VAW-125 Tigertails
o VAW-126 Seahawks
o VAW-127 Seabats (расформирована)

ЛТХ:
Модификация E-2С Hawkeye-2000 E-2C
Размах крыла, м 24.56
Длина самолета,м 17.54
Высота самолета,м 5.58
Площадь крыла,м2 65.03

Фюзеляж - типа полумонокок круглого поперечного сечения, герметизированный. В носовой части находится кабина летчиков, в центральной - оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора. При базировании на авианосце обтекатель с антенной РЛС может опускаться на 0,64 м для уменьшения высоты самолета.

Масса, кг
пустого самолета 16890 17265
максимальная взлетная 23200 23566
Внутренние топливо, кг 5624

Тип двигателя 2 ТВД Allison T-56-A-427 ТВД Эллисон T56-A-425
Мощность, кВт 2 х 3803 2 x 3661 (2x4910 л.с.)
Максимальная скорость, км/ч 600 598
Крейсерская скорость, км/ч 575 576
Практическая дальность, км 2583 2583
Дальность действия, км 320 (при патрулировании от 3 до 4 часов)
Продолжительность полета, ч.мин 6.20
Практический потолок, м 9400
Скороподъёмность у земли: 12,8 м/с (767 м/мин)
Длина разбега: 610 м
Длина пробега: 439 м
Экипаж, чел 2 (3 оператора ДРЛО)

В хвостовой части фюзеляжа имеются предохранительная опора и опускаемый тормозной гак.

3 офицера ВМС: офицер боевого информационного центра, офицер по контролю воздушного пространства и оператор РЛС)

Немного истории создания этого самолета:
Грумман E-2 «Хокай» (англ. Grumman E-2 Hawkeye) - американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Первый полёт совершил 21 октября 1960 года. Поставлялся на экспорт в 7 стран мира, применялся в ряде вооружённых конфликтов. С 1970-х годов основным вариантом является E-2C; планируется замена его на E-2D «Эдванст Хокай».

Самолёт E-2 «Хокай» был принят на вооружение в 1964 году и предназначался для обеспечения ПВО США.Он имеет вращающуюся антенну РЛС, установленную в обтекателе в задней части фюзеляжа, и систему опознавания «свой-чужой». Всего было изготовлено 59 самолетов варианта E-2A, который был оснащен мощной РЛС APS-96, способной отслеживать множество целей. Большинство этих машин позднее были переоборудованы в вариант E-2B с центральной ЭВМ управления элементами систем и сняты с вооружения флота в середине 1980-х.

Стандартным самолетом сейчас является вариант E-2C,первый полет которого состоялся 20 января 1971 года. E-2C имел РЛС APS-125 и усовершенствованную авионику. На протяжении ряда лет машины этой серии постоянно улучшались. Например, на них последовательно устанавливались РЛС APS-138, -139 (с 1989 года) и APS-145, которой были оснащены и более ранние «Хокаи». APS-145 обеспечивала лучшую защиту от воздействия электронных средств противника и имела большие возможности для ведения воздушной разведки. На самолетах также устанавливались системы связи и опознавания «свой-чужой». Всего ВМФ США получил 139 машин этого типа.

В настоящее время ведётся разработка и испытание нового варианта самолёта E-2, получивший обозначение E-2D «Эдванст Хокай». Предполагается, что новый самолёт будет оснащен полностью новой авионикой, включающую новый радар APY-9, радиостанцию, новый бортовой компьютер. Так же самолёт будет оборудован улучшенными двигателями и системой дозаправки в воздухе

Назначение самолёта:
Самолёт ДРЛО E-2C обеспечивает обнаружение групп целей на расстоянии около 480 км (самолёты) и 258 км (крылатые ракеты). «Хокай» может также следить за надводными целями. Полученные сведения передаются в информационный оперативный центр, расположенный на флагмане авианосного соединения,а также истребителям, патрулирующим воздушное пространство. E-2C, использующийся в качестве командного пункта, способен обеспечивать наведение на цель истребителей, осуществлять раннее предупреждение о появлении самолетов противника и управлять истребителями сопровождения.

Варианты:
W2F-1
оригинальное название Hawkeye, измененное на E-2A в 1962.
E-2A
начальная серийная версия, W2F-1 до 1962.
TE-2A
2 E-2As переделанные для тренировки экипажей.
YC-2A
2 E-2As переделанные в прототипы C-2 Greyhound
E-2B
то же что и E-2A но оборудованное встроенным вычислителем. Сделаны из E-2A.
YE-2C
2 E-2As переделанные в E-2C прототипы.
E-2C
как E-2B но с новой электроникой, поисковым радаром, . в модели плюс E-2C имеет новый винт
E-2C Hawkeye 2000
модернизированная версия E-2C.
E-2D
Сейчас выполняет полетные тесты. Он имеет новую авионику, двигатель, новый"стеклянный кокпит"(не аналоговые приборы,а мониторы) и систему дозаправки в воздухе. Готовность планируется в 2011 году.
E-2T
E-2C вариант для Тайваня, с частями взятыми со списанных E-2B(Bureau No# 151709, 151710, 151724, 152479) они были проданы как 4 восстановленных E-2A/B. но это E-2C Group II с APS-145 радаром.

Шасси - трехопорное, с носовой стойкой. Двухколесная носовая опора убирается в фюзеляж по полету, основные одноколесные стойки убираются против направления полета в гондолы ТВД с поворотом колес в горизонтальное положение.

Крыло - трехлонжеронное. Для размещения в подпалубном ангаре консоли длиной по 7,8 м могут складываться с помощью гидроприводов. Механизация крыла включает закрылки Фаулера и зависающие элероны.

Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств по-прежнему остается авиация...
Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков - их глубокая специализация.

Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой - создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.
К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C «Фантом». Он отличался от своего прототипа - истребителя-бомбардировщика F-4C - отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.
Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...

В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой «Локхид» по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).
U-2 представлял собой, в сущности, высотный мотопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы «Локхид» Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.

Следующим проектом стратегического разведчика фирмы «Локхид» стал SR-71А «Блэкберд» («Черная птица»). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.
По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью ЗМ, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до -427° С, а обшивка форсажных камер до 4-393° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.
А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом.
С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии «Стелc», задачей которой является создание «невидимого» для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета - удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элевоны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.
После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились «крылатые радары» - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимый для корабельных РЛС.
На рубеже 40-50-х годов командование ПВО США заказало фирме «Локхид» самолет ДРЛО на базе пассажирского четырехмоторного лайнера «Супер Констеллейшн». Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.

В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В «Трейсер», созданный фирмой «Грумман» на базе противолодочного самолета S-2 «Треккер». Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.
В конце 50-х годов фирма «Грумман» приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 «Хокай» («Ястребиный глаз»), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.
«Хокай» мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истре-бители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе «грязной» войны во Вьетнаме.
С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы «Грумман» Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.
Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО - американский Е-ЗА «Сентри», поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета «Боинг-707-320» и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-ЗА в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов «противника». Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.

Послевоенные американские самолёты разведчики и самолёты ДРЛО
RF-4C
«Фантом»
U-2C SR-71А Е-2С
«Хокай»
Е-ЗА
«Сентри»
Год выпуска 1963 1955
прототип
1964 1971 1972
Размах крыла, м 11,70 24,38 16,95 24,56 44,42
Длина самолета, м 19,16 15,11 32,74 17,55 46,61
Площадь крыла, м 2 49,24 55,74 167,23 65,03 268,67
Число х тяга (мощность) двигателей, кгс (л. с.) 2x7711 1x4990 2x15422 2x4910 4x9525
Взлетная масса максимальная, кг 24765 7835 77100 23540 147420
Масса пустого самолета, кг 12700 - 22215 17240 77238
Дальность полета, км 3700 6400 4800 2580 8100
Максимальная скорость, нм/ч 2320 740 3200 560 771
на высоте, м 14700 24150 24000 3050 8810
Потолок, м 21640 24400 27450 9390 12200

Палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С «ХОКАЙ»

Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного вы-сокоплана с двигателями на крыле.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 0 1,981 мг выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем - в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй - за управление самолетами-перехватxиками (ударными самолетами), третий - за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки допплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.
Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 0 7,32 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания «свой - чужой» и антенна передачи данных.
Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогондолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.
Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.
Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей).
Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние - белые. Расположение опознавательных знаков - обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.

Самолет Е-2С «Хокай»:

1 - антенна сигнализации облучения РЛС противника, 2 - разрядник статического электричества, 3, 17, 27 - антиобледенители, 4 - стойка антенны, 5 - система аварийного сброса топлива, 6, 20, 69 - антенны, 7 - тормозной гак, 8 - подъемник тормозного башмака, 9 - тормозной башмак, 10 - подъемник тормозного гака, 11 - передатчик, 12 - герметичная переборка, 13 - туалет, 14 - места операторов, 15 - стойка РЛС, 16 - обтекатель РЛС, 18 - фазированная решетка антенны РЛС, 19 - привод, 21 - двигатель привода антенны, 22 - гидравлический подъемник, 23 - волновод, 24 - пульт РЛС, 25 - закрылки, 26 - навигационный огонь, 28, 53 - стойки шасси, 29, 64, 65 - створки шасси, 30 - основное колесо шасси, 31 -воздухозаборник маслорадиа-тора, 32 - воздухозаборник двигателя, 33 - винт «Гамильтон-Стандарт», 34 - воздухозаборник, 35, 36, 41 - блоки электронных систем и радиооборудования, 37 - кок винта, 38 - радиатор, 39 - ЭВМ радара, 40 - система охлаждения, 42 - навигационное оборудование, 43, 51 - распределительные электрокоробки, 44 - кресла пилотов, 45 - приборная панель, 46 - стеклоочиститель, 47 - колонка управления, 48 - механизм уборки шасси, 49 - педаль управления рулем, 50 - навигационные блоки, 52 - механизм управления передней стойкой, 54 - демпфер, 55 - захват под катапульту, 56 - носовой передатчик, 57 - кислородный баллон, 58 - носовая допплеровская антенна, 59 - обтекатель радиатора, 60 - иллюминаторы, 61 - трубка Пито, 62, 67 - стойки антенн, 63 - радиопрозрачный обтекатель РЛС, 66 - радиатор, 68 - обтекатель привода РЛС, 70 - механизм уборки шасси.

В. РИГМАНТ,

Авиалетопись "М-К"

Моделист-конструктор, №7"1989


САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДАЛЬНЕГО

НАБЛЮДЕНИЯ (РЛДН) E-2D ADVANCED HAWKEYE (США)

AIRCRAFT RADAR FAR

OBSERVATIONS (AEW) E-2D ADVANCED HAWKEYE (USA)

29.01.2013
ФРАНЦИЯ ЗАКУПИТ НОВЫЕ ЛЕТАЮЩИЕ РАДАРЫ ADVANCED HAWKEYE

Командование ВМС Франции намерено купить у США усовершенствованные палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D Advanced Hawkeye, сообщает Jane’s. Французские ВМС планируют принять новые самолеты на вооружение в 2025-2026 году. E-2D должны будут заменить в составе палубной авиации ВМС Франции устаревшие самолеты ДРЛОиУ E-2C Hawkeye.
Согласно предварительному решению, замена Hawkeye на новые E-2D будет производиться один к одному, то есть вместо трех устаревших самолетов Франция купит три новых. Впрочем, объем закупки в перспективе может быть увеличен. Командование ВМС решило произвести закупку новых самолетов на завершающем этапе производства E-2D для ВМС США. Причины такого решения не уточняются. Для того, чтобы не лишиться палубных самолетов ДРЛОиУ Франция проведет модернизацию имеющихся E-2C.
В рамках программы модернизации, реализуемой совместно с американской компанией Northrop Grumman, на французские Hawkeye планируется установить новые ответчики «свой-чужой» Mode 5/S, включая системы запроса AN/APX-122IFF и ответа AN/APX-123IFF. Кроме того, самолеты получат системы радиоэлектронного обеспечения AN/ALQ-217, новые дисплеи и системы обработки информации. Часть этого оборудования используется в новых E-2D. Модернизация первого E-2C завершится в 2016-2017 году.
Лента.ру

13.02.2013
МИНОБОРОНЫ США ОДОБРИЛО СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ ДРЛО E-2D ADVANCED HAWKEYE

Министерство обороны США одобрило полномасштабное серийное производство палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, пишет Lenta.ru со ссылкой на Flightglobal.
Ранее американские военные завершили операционные и оценочные испытания нового самолета. Благодаря разрешению на масштабное серийное производство американская компания Northrop Grumman сможет заключать с ВМС США долгосрочные контракты на поставку E-2D.
В общей сложности ВМС США разместили заказ на поставку 75 новых палубных самолетов, из которых Northrop Grumman уже поставила девять. Кроме того, еще 11 самолетов находятся на разных стадиях производства. Остальные 55 E-2D планируется собрать и передать ВМС США в ближайшие десять лет, если не будет нарушен график подписания контрактов на поставку техники. ВМС США планируют объявить о начальной операционной готовности Advanced Hawkeye в 2015 году.
Новые палубные самолеты ДРЛО должны будут заменить в составе ВМС США устаревшие варианты самолета E-2 Hawkeye, поступившие на вооружение в 1980-х годах. Новый самолет способен развивать скорость до 650 км/ч и совершать полеты на расстояние до 2,6 тыс. км.

22.07.2013
«НОРТРОП ГРУММАН» ПОЛУЧИЛ КОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ ПАРТИИ «ХОКАЕВ»

В соответствии с решением ВМС США в начале этого года приступить к полномасштабному серийному производству палубных самолетов ДРЛО Е-2D Advanced Hawkeye компания Northrop Grumman получила контракт на сумму 113,7 млн долл на производство компонентов для второй партии в количестве пяти машин этого типа, сообщает ASDNews 19 июля.
«Этот контракт является свидетельством зрелости и эффективности этих самолетов. В сложных условиях военного бюджета крайне важно, что мы по-прежнему будем обеспечивать ВМС США доступными по цене самолетами ДРЛО», заявил вице-президент программы Е-2/С-2 Барт ЛаГрон (Bart LaGrone).
ВМС США планируют в общей сложности заказать 75 самолетов, с учетом этого контракта общее число заказанных E-2D достигло 30 единиц. В прошлом месяце компания поставила 10-й самолет этого типа, девять из которых были построены с опережением графика. В настоящее время на разных стадиях производства находятся 10 машин. Ожидается, что к 2015 году новые самолеты достигнут стадии начальной оперативной готовности.
Военный паритет

18.10.2013
Компания «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman Corporation, NOC) в рамках контракта стоимостью 34,5 млн дол усовершенствует парк из трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2C «Хоукай» (Hawkeye) ВМС Франции.
В ходе модернизации французских самолетов они будут оснащены усовершенствованными радиолокационными системами опознавания «свой — чужой» для повышения степени унификации и интероперабельности с самолетами ДРЛОиУ ВМС США E-2D «Усовершенствованный Хоукай» (E-2D Advanced Hawkeye). Об этом сообщила компания «Нортроп Грумман».
Новая система радиолокационного опознавания позволит лучше различать войска союзных стран и противника. На самолетах будут установлены запросчики AN/APX-122A IFF Mode 5/Mode S и приемоответчики AN/APX-123 IFF Mode 5/Mode S системы радиолокационного опознавания «свой — чужой».

29.03.2014


С вводом в эксплуатацию очередного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2D Advanced Hawkeye 25-я эскадрилья (Tigertails) стала первым оперативным подразделением ВМС США, полностью оснащенным этими новейшими самолетами, сообщает wvec.com 27 марта.
Самолеты этого типа называют «цифровыми защитниками», способными обнаруживать цели на больших дальностях и управлять боевыми действиями сил и средств ВМС. Самолеты производятся компанией Northrop Grumman и имеют экипаж из пяти человек. Церемония ввода самолета в состав эскадрильи состоялась на базе ВМС в Норфолке.
Военный Паритет

23.11.2014
Япония официально объявила о планах приобретения конвертопланов V-22 Osprey, стратегических разведывательных БЛА Global Hawk и самолетов ДРЛО E-2D Hawkeye, сообщает Defense News 21 ноября.
О закупке 17 «Оспреев» было объявлено еще в апреле, конкурентов у этой машины не было. Корпус морской пехоты США имеет более 360 конвертопланов этого типа, силы спецназа ВВС США обладают парком из 32 машин. Приобретение V-22 вызвало споры в Японии из-за его репутации ненадежного летательного аппарата, однако участие конвертопланов в учениях в спасательных работах во время цунами изменило настрой протестующих.
Компания Northrop выиграла конкурс с самолетом Е-2D, победив предложение концерна Boeing, который намеревался поставлять в Японию самолеты ДРЛО 737 AEW&C. «Нортроп» также вышла победителем по поставке беспилотных разведывательных платформ со своим БЛА «Глобал Хок», вытеснив компанию General Atomics с его аппаратом Guardian ER из тендера. Военный Паритет

Капитан А. Бобков

Палубный самолет Е-2С «Хокай» является основным самолетом ДРЛО и управления военно-морских сил США. Он предназначен для своевременного обнаружения, сопровождения и распознавания воздушных и надводных целей, управления действиями тактической авиации, сбора и передачи данных о надводной и воздушной обстановке на наземные, воздушные и корабельные ПУ. Е-2С создан на базе палубного военно-транспортного самолета (ВТС) С-2А «Грейхаунд», оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями Т56-А-427 фирмы «Аллисон» максимальной взлетной мощностью по 3 660 кВт. Над его фюзеляжем установлена фазированная антенная решетка (ФАР), размещенная в надфюзеляжном вращающемся куполе.
Экипаж самолета состоит из двух летчиков, находящихся в передней кабине, и трех операторов (в фюзеляжном отсеке). Первый оператор отвечает за работу всего комплекса, второй - за управление боевыми действиями ТА, третий - за управление аппаратурой разведки и наблюдения.
Элементы бортового радиоэлектронного комплекса условно сведены в шесть основных связанных между собой подсистем: обнаружения, опознавания, навигации, связи и передачи данных, обработки данных, отображения и управления. Основу подсистемы обнаружения составляет трехкоординатная РЛС AN/APS-145 дециметрового диапазона длин волн. Ее главным отличием от предыдущей модификации AN/APS-138 является возможность дальнего обнаружения воздушных и надводных целей на фоне сложной подстилающей поверхности. Станция может одновременно сопровождать до 1 200 целей и наводить истребители на 40 из них. РЛС включает в себя приемопередающую аппаратуру, ЭВМ, дисплеи и ФАР AN/APA-171. Скорость вращения антенны в зависимости от режима работы 5-6 об/мин. Подсистема опознавания предназначена для решения задач опознавания государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой» и управления воздушным движением. Она состоит из запросчика типа RT-988/A и процессора обработки сигналов OL-76/AP. Антенна запросчика размещается в обтекателе совместно с ФАР РЛС. Запросчик обеспечивает работу со всеми существующими международными стандартами опознавания. Подсистема навигации используется для определения местоположения, пространственного положения и скорости самолета-носителя для точной географической привязки объектов разведки и стабилизации положения антенны РЛС. Основными элементами данной системы являются приемник КРНС NAVSTAR и инерциальная навигационная система AN/ASN-92. В ее состав входят также: радиостанции дальней навигации AN/ASN-50 и системы ближней радионавигации TAKAN AN/ ARN-52(V), доплеровский измеритель скорости и угла сноса AN/APN-153(V), радиокомпас AN/ARA-50, радиовысотомер AN/APN-171(V), маркерный и аварийный радиомаяки.
Аппаратура подсистемы связи и передачи данных обеспечивает связь оперативной группы самолета Е-2С с наземными (корабельными) ПУ и самолетами в воздухе. Она включает: УКВ-радиостанции AN/ARC- 182(V), AN/ARC-10 и TRA6020; аппаратуру системы связи и распределения данных «Джитидс» («Линк-16») AN/URQ-33; станции спутниковой связи УКВ-диапазона (ЛТ и AN/USC-42), усовершенствованный модем MD-1295/A. Кроме того, возможна установка УКВ-радиостанций AN/ARC-201D и -164.
К 2009 году самолеты планируется оснастить перспективной многофункциональной аппаратурой связи серии «ДжейТРС» (JTRS), работающей в диапазоне частот 2-2 500 МГц. Новые четырехканальные перепрограммируемые радиостанции модульного типа заменят устаревшие KB- и УКВ-радиостанции, а также аппаратуру связи и распределения данных «Джитидс».

Автоматизированное рабочее место оператора - внешний вид АРМ

Подсистема обработки данных выполняет функции, аналогичные тем, что возложены на систему обработки данных самолета Е-3. В ее состав входит центральная ЭВМ OL-76/ASQ (L-304) с процессором компании «Нортроп-Грумман», обеспечивающим обработку данных в масштабе времени, близком к реальному. ЭВМ, собранная на базе коммерчески доступных модулей, имеет процессор с тактовой частотой 165 МГц и накопитель на жестком магнитном диске емкостью 9 Гбайт.
Подсистема отображения и управления состоит из трех автоматизированных рабочих мест (АРМ) AN/UYQ-70, объединенных в локальную сеть. АРМ выполнены на базе коммерческих компонентов и включают в себя: процессоры RISC-архитектуры фирмы «Хьюлетт-Паккард» с тактовой частотой 100 МГц, оперативное запоминающее устройство емкостью 64 Мбайт (возможно расширение до 256 Мбайт), цветные дисплеи, шаровые манипуляторы типа «трэкбол» и сенсорные панели. Дисплеи имеют разрешение 1 280 х 1 024 пикселя и диагональ 36 см.
В 1994 году командование ВМС США выделило 155 млн долларов на проведение модернизации самолета Е-2С, который после ее завершения получил наименование «Хокай 2000». В ходе работ заменены программно-аппаратные средства, установлены новые терминалы автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability), средства связи и передачи данных, а также системы кондиционирования испарительного типа и дозаправки самолета в воздухе.
Главным моментом в процессе модернизации стала замена центральной бортовой ЭВМ L-304 на машину с открытой архитектурой модели 940 фирмы «Рейтеон». В состав средств связи и передачи данных планируется дополнительно включить комплект аппаратуры спутниковой связи и многоканальный терминал MATT (Multimission Advanced Tactical Terminal), обеспечивающий прием данных видовой, радио- и радиотехнической разведки, а также метеоданных разведки, передаваемых по спутниковым каналам связи.
Летные испытания опытного образца Е-2С «Хокай 2000» начались в 1997 году, а поставки в войска первых серийных машин - в 2001-м. Всего в соответствии с заключенным контрактом стоимостью около 1,5 млрд долларов в течение пятилетнего периода предусматривается принять на вооружение авиации ВМС США 21 новый самолет. Кроме того, рассматривается вопрос о доработке машин, находящихся в эксплуатации, до стандарта «Хокай 2000». В 2004 году министерство ВМС США заключило дополнительный контракт стоимостью 580 млн долларов на закупку и поставку к сентябрю 2009 года трех самолетов Е-2С «Хокай 2000» и пяти учебных ТЕ-2С этого типа.
Интерес к данной программе модернизации проявили Япония и Египет, на вооружении которых находится этот самолет. Также было изготовлено два новых самолета для Тайваня (см. цветную вклейку) и один для Франции.
Следующий этап работ по модернизации получил обозначение «Усовершенствованный Хокай».
Основные усилия на этом этапе сосредоточены на создании новой РЛС, разрабатываемой по программе RMP (Radar Modernization Program), ИК-системы обнаружения пус¬ков и сопровождения БР, а также на совершенствовании оборудования кабины экипажа. Летные испытания двух опытных образцов предполагается начать в 2007 году, а принятие на вооружение самолетаЕ-2С«Усовершенствованный Хокай» - в 2010-м. Всего до 2012- го министерство ВМС США планирует затратить на программу его модернизации около 2,1 млрд долларов, половина из которых будет направлена на разработку РЛС AN/APS-XX. Оно намерено к 2017 году закупить 75 новых машин Е-2С.
Данный этап модернизации самолета Е-2С рассматривается как промежуточный. В перспективе в надфюзеляжном вращающемся куполе самолета планируется разместить три неподвижные активные ФАР, которые полностью обеспечат круговой обзор пространства в азимутальной плоскости за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности. Кроме того, модернизированная РЛС будет работать в более высоком диапазоне частот.
В связи с закупками иностранными государствами модернизированных вариантов Е-2С «Хокай 2000» компания «Нортроп-Грумман» приняла решение сохранить на заводе в г. Сент-Огастин (штат Флорида) линию сборки этих самолетов до 2008 года, то есть до начала производства Е-2С «Усовершенствованный Хокай». Заинтересованность в такой авиатехнике кроме ВМС США проявляют ВМС Великобритании, Египта и Сингапура.

ОСНОВНЫЕ ТТХ РЛС AN/APS-145

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей, км

570
Рабочая частота (средняя), МГц 430
Мощность передатчика: импульсная, МВт 1
средняя, кВт 3,8
Зона обзора, град: по азимуту 360
по углу места ±24
Ширина антенной решетки, м 7,3
Масса (без ЭВМ и дисплеев), кг 1760


    РЛС AN/APS-82 по-прежнему не удовлетворяла военных и ещё до начала серийного производства самолетов ДРЛО Трейсер ВМС в феврале 1956 г. выдали запрос предложений на разработку перспективного палубного самолета ДРЛО. Конкурс вновь выиграла фирма Грумман; предложеный ею вариант представлял собой с аэродинамической точки зрения дальнейшее развитие Трейсера, только антена РЛС размещалась не в неподвижном обтекателе оживальной формы, а в круглом, вращающемся, диаметром 7,3 м. Самое же главное - самолет получил новую РЛС AN/APS-96, а вместо поршневых двигателей Райт R-1820-82 мощностью по 1525 л.с. поставили турбовинтовые моторы Аллисон Т56-А8 мощность по 4050 л.с.

    Принципиальным отличием самолета, получившего в ВМС обозначение W2F-1 Хокай (изменено в 1962 г. на E-2A), от предшественников стала интеграция бортового оборудования в единый комплекс, включающий РЛС, бортовую ЭВМ AN/ASA-27, систему обмена информацией AN/ASQ-52 и интерциальную навигационную систему AN/ASN-36. Бортовой комплекс позволял экипажу самолета не только обнаруживать воздушные цели и определять их местоположение, но и передавать информацию о воздушной обстановке на корабельный КП в автоматическом режиме. Бортовой комплекс мог работать в двух основных режимах: обнаружение воздушных целей и передача информации о них по линии связи на командный пункт авианосного соединения, управление действиями авианосного соединения, управление действиями авиации в ограниченом секторе воздушного пр-ва, при этом аппаратура в автоматическом режиме осуществляет обнаружение, классификацию, сопровождение и определение приоретета поражения целей, после чего выдает команды истребителям-перехватчикам. Экипаж в любой момент может вмешаться в автоматический процесс работы комплекса. Доводка сложной бортовой электроники заняла довольно много времени. Первый полет полностью оснащенный БРЭО E-2 Хокай совершил в апреле 1961 г. (аэродинамический прототип поднялся в воздух 21 октября 1960 г.), а поставки ВМС США начались только в начале 1964 г., когда 19 января в торжественной обстановке на авиабазе ВМС США Сан-Диего эскадрилья VAW-11 получила первый W2F-1; последний самолет W2F-1/E-2A передан ВМС в феврале 1967 г. Первый успешный перехват в автоматическом режиме экипаж Хокая совершил в феврале 1963 г., экипаж управлял действиями пары палубных перехватчиков F-4B Фантом. Эскадрилья VAW-11 достигла состояния боевой готовности в первой половине 1965 г., тогда она базировалась на авианосце Китти Хаук. Хокаи поступили и на вооружение второй эскадрильи палубных самолетов ДРЛО - VAW-12.

    Развитие самолетов семейства E-2 велось в направлении совершенствования бортового оборудования. В 1965 -1967 гг. на двух самолетах проводились испытания и отработка экспериментальной РЛС AN/APS-111, послуживший основой для создания серийных станций AN/APS-120/125. В 1969 г. (первый полет состоялся 20 февраля) начались летные испытания модификации E-2B, доработка БРЭО была направлена на повышение надежности и ремонтнопригодности бортовых систем, в состав бортового комплекса ввели новую цифровую ЭВМ Литтон L-304. в 1970-1971 гг. в вариант E-2B был переоборудован 51 самолет E-2A (всего построено 59 E-2A, два переоборудаваны в учебно-тренировочные TE-2A, два использовались в программе разработки и летных испытаний E-2C).

    В апреле 1968 г. Пентагона санкционировал разработку глубокой модификации Хокая - самолета E-2C. Новый авиационный комплекс должен был быть способен обнаруживать воздушные цели на фоне любой подстилающей поверхности, а не только водного пространства. Вариант E-2C по составу бортового оборудования, концепции боевого применения стал действительно новым самолетом. Кроме РЛС AN/APS-120, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели на фоне земной поверхности (в том числе на фоне гор) сменившей РЛС AN/APS-96, на E-2C поменяли инерциальную навигационную систему и установили пассивную систему обнаружения источников электромагнитного излучения AN/ALR-59 (систему радиотехнической разведки). Антенна системы AN/ALR-59 смонтирована в увеличеном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе. Пассивная система позволяет засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии, примерно вдвое большем, чем дальность обнаружения воздушных целей РЛС AN/APS-120.

    Важным нововведением E-2C, направленным на улучшение летных характеристик, стала замена двигателей Аллисон Т56-А-8 мощностью по 4050 л.с. на ТВД Т56-А-422 мощностью по 4500 л.с. Более мощные моторы резко повысили безопасность полета в случае отказа одного из двигателей, особенно в жарком и влажном климате тропиков. Двигатели оборудовались новыми воздушными винтами фирмы со стеклопластиковыми лопастями с полукруглыми законцовками Хамильтон Стандарт (на E-2A/B стояли винты Аэропродакс с металлическими лопастями с прямоугольными законцовками). Новые винты несколько уменьшили уровень шума и вибраций в кабине самолета.

    Аэродинамический прототип E-2C совершил первый полет 18 января 1971 г., через два месяца, 16 марта, в воздух поднялся второй прототип, оснащенный полным комплектом бортового оборудования. Первые E-2C поступили на вооружение эскадрильи VAW-123, дислоцировавшейся на береговой авиабазе ВМС в Норфолке, а первым авианосцем, получившим E-2C, стала Саратога (в сентябре 1974 г.). 27 сентября 1974 г. Сара в состав палубного авиакрыла которой входило четыре E-2C, отправилась в Средиземное море на несение боевой службы. Круиз продолжался шесть месяцев, в ходе его палубные самолеты поднимались в воздух 288 раз и только в восьми случаях их не контролировал экипаж одного из четырех E-2C. Саратогу сменил Джон Ф. Кеннеди, на борту которого находилась вторая флотска эскадрилья, получившая на вооружения Чарли (так на флоте прозвали E-2C) - VAW-125.

    Самолет E-2C постепенно заменяли в эскадрильях флота предыдущие модели E-2B, последний из которых сняли с вооружения в 1988 г. В процессе производства бортовое оборудование самолета постоянно совершенствовалось, порой весьма серьёзно, но на обозначении машины доработки не отражались. С декабря 1976 г. (начиная с 35-го серийного E-2C) стали устанавливать РЛС AN/APS-125, позволявшую с высоты 9000 м обнаруживать до 800 воздушных целей на далении до 480 км и наводить истребители на 40 целей одновременно; аналоговую бортовую ЭВМ заменили цифровой. В 1977-1984 гг. на всех построенных E-2C 120-е РЛС заменили на 125-е.

    Станции AN/APS-120/125, точнее их антенны, имели существенный недостаток - большой уровень боковых лепестков диаграммы направленности. Применение на новой РЛС AN/APS-138 новой комбинационной антенны, состоящей из десяти антенн типа волновой канал (в комплексе вся антенна РЛС представляем собой некое приближение к наиболее перспективному типу передающих устройств - фазированным антенным решеткам, ФАР), позволило снизить уровень боковых лепестков, и как следствие улучшить характеристики станции по селекции целей. Серийное производство 138-х РЛС началось в 1983 г., в том же году ими стали оснащать как вновь строящиеся, так и состоящие, так и состоящие на вооружении E-2, самолеты выпуска 1987-1989 гг. получили ещё более совершенную РЛС AN/APS-139, имеющую режим обнаружения и сопровождения малоскоросных воздушных и надводных целей. Помехозащищенность станции улучшениа за счет введения автоматического переключения на один из десяти фиксированных частотных радиоканалов в случае применения противником активных электромагнитных помех.

    Наиболее совершенной на сегодняшний день из РЛС, устанавливаемых на E-2, является РЛС AN/APS-145, которая применяется на E-2C начиная с самолета с заводским номером 161784. Усовершенствования РЛС направлены на увеличение дальности работы и дальнейшее повышение помехозащищености. Уменьшеньшение скорости вращение на один оборот в минуту (5 об./мин вместо 6 об./мин у РЛС более ранних моделей, в режиме точной пеленгации скорость вращения антенны РЛС - 3 об./мин) наряду с уменьшением частоты повторения импульсов в передающем сигнале позволили увеличить дальность обнаружения воздушных целей класса бомбардировщик на 40% - до 680 км. Усовершенствованые ЭВМ и программное обеспечение позволяют обнаруживать до 2000 целей.

    Параллельно с совершенствованием РЛС велась работа по улучшению всего бортового комплекса. В конце 70-х годов E-2C стали оснащаться более совершенными пассивными системами обнаружения AN/ALR-73; аппаратурой, обеспечивающей передачу данных о воздушной обстановке по закрытым канал связи. Самолеты, получившие 138-ю РЛС, систему AN/ALR-73, цифровую бортовую ЭВМ и закрытую радиосвязную аппаратуру, получили в ВМС обозначение E-2C Гроуп 0″; они поставлялись в 1980-1988 гг. Хокаи Гроуп 1″ ВМС стали получать с августа 1989 г. Эти машины отличались наличием 139-й РЛС и более мощных и экономичных ТВД чуть ли не единственное усовершенствование в конструкции Хокая, непосредственно не связанное с БРЭО, в то же время лишние лошадиные силы зарезервировали возможность дальнейшего роста взлетной массы, связанной с установкой нового БРЭО). В июне 1992 г. на авиабазе Мирамар достигла состояния готовности первая эскадрилья E-2C Гроуп 2″, оснащенных РЛС AN/APS-145, приемниками спутниковой навигационной системы, новыми ЭВМ, устройствами отображения тактической информации и радиосвязным оборудованием. Существующими планами развития авиации ВМС США предполагается модернизировать всех поставленных самолетов Гроуп 1″ в Гроуп 2″ и снятие с вооружения самолетов Гроуп 0″ к 2004 г.; к 2010 г. все самолеты E-2C будут переоборудованы путем установки новой БЦВМ, усовершенствованых рабочих консолей операторов БРЭО и систем спутниковой связи в вариант Хокай 2000″. Первый полет демонстрационного самолета Хокай 200″ состоялся в начале 1998 г.

    Первым иностранным заказчиком E-2 стал Израиль: в 1977-1978 гг. это гос-во закупило в США четыре E-2C Гроуп 0″, с 1996 г. самолеты находятся на хранении. В 1982 г. воздушные силы самообороны Японии получили так-же четыре Хокая аналогичной комплектации Япония закупила в 1984 г. В 1991 г. японцы под руководством американских специалистов начали устанавливать на свои самолеты ДРЛО РЛС AN/APS-145, а в 1992 г. закупили в США два самолета Гроуп 2″, в 1995 г. - ещё три. Все японские самолеты ДРЛО и У доработаны до уровня Гроуп 2″. Сингапур в 1986 г. закупил четыре E-2C, оснащеных 138-й РЛС. Эти самолеты оставались в США до 1987 г., пока их не освоили экипажи сингапурских ВВС.

    Очередным покупателем Хокаев модификации E-2C стал Египет: ВВС этой страны получил пять самолетов Гроуп 0″ в 1987-1988 гг. и один Гроуп 2″ в 1993 г. Один E-2E Гроуп 2″ в 1995 г. поставлен Тайваню, самолет модернизирован из E-2B путем установки РЛС AN/APS-138. ВМС Франции приобрели три Хокая для нового атомного авианосца Шарль да Голь, первый самолет прибыл во францию 14 декабря 1998 г.

    Стоит отметить, что все страны, кроме США и Франции, используют Хокаи в качестве сухопутного самолета ДРЛО с базированием на обычные аэродромы.

    На конец 1997 г. изготовлены более 170 самолетов ДРЛО E-2 Хокай всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.

    ФОТОГРАФИИ

    E-2