Приказ 442 социальное обслуживание последняя редакция. Нормативный правовой акт

Система социального обслуживания населения в настоящее время претерпела значительные изменения. С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определяющий основные принципы и формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания, а также уточняющий содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания.

Нормативный правовой акт

Прежде всего, социальная поддержка станет доступной для гораздо большего числа категорий людей, начиная с этого закона. Расширяет список получателей социальных услуг из малообеспеченных семей и отдельных лиц, ветеранов войны, инвалидов и лиц, страдающих от радиация также включает в себя детей с особыми потребностями и социальными проблемами, жертв домашнего насилия, лиц, злоупотребляющих наркотиками, бездомных - и почти всех, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

Во-вторых, любая социальная поддержка в России будет теперь основана на индивидуализированных программах, чтобы включить полный учебный план, чтобы помочь человеку справиться с трудной жизненной ситуацией. Другими словами, те, кто нуждается в социальной поддержке, больше не будут единственными, кто отвечает за то, что именно нужно, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Ясно, что не все являются врачом или терапевтом, и есть много людей, которым необходимо руководствоваться тем, что делать, прежде чем они подписываются на социальную программу.

В законе по-новому определяется понятие «социальная услуга», которая может быть разовой, периодической и постоянной и может предоставляться для улучшения условий жизнедеятельност и граждан и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности. Вводятся также понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги», при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

Относясь к одному из отделений социальной поддержки, отдельные лица могут теперь запросить полный индивидуальный дизайн программы, и в соответствии с пунктом 6 статьи 9 закона каждый получатель услуг социальной поддержки имеет право участвовать в таком процессе, чтобы обеспечить, чтобы предлагаемые меры соответствуют их потребностям.

В-третьих, государство расширило круг квалифицированных поставщиков социальных услуг, добавив в список неправительственные организации. Отныне индивидуальные предприниматели, малый бизнес, крупные коммерческие компании или некоммерческие организации могут в равной степени применяться, чтобы стать поставщиками социальных услуг в России. Чтобы стимулировать это новое развитие, правительство установило нулевой налог на прибыль для таких юридических лиц, - а также выделило 160 миллионов рублей, чтобы помочь привлечь к этому проекту индивидуальных предпринимателей и неправительственных организаций.

Чтобы помощь была более чёткой и адресной, к каждому человеку необходимо подобрать индивидуальный подход. Поэтому Федеральный закон ориентирован в первую очередь на определение обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельност и человека. Так, если гражданин подал заявление (в учреждение социального обслуживания) на социальное обслуживание в стационар, полустационар или на надомное социальное обслуживание для начала необходимо признать его нуждающимся в социальном обслуживании и определить индивидуальную потребность в том или ином социальном обслуживании. Учитываются многие обстоятельства: к примеру, способность обслуживать себя самостоятельно в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе и т.д.

Кроме того, теперь люди получают больше контроля над социальной поддержкой, которую они получают. Любой может выбрать, хотят ли они, чтобы социальная помощь предоставлялась им государством, индивидуальными предпринимателями, коммерческими организациями или некоммерческими организациями, - а также выбирать конкретного поставщика в каждой категории.

Закон также указал, что из всех тех, кто имеет право на социальную поддержку, меньшинства, жертв чрезвычайных ситуаций и вооруженных межэтнических конфликтов, и тех, кто составляет менее 5 минимальных размеров оплаты труда, установленных в конкретном регионе, имеют право на такую ​​поддержку бесплатно.

Для признания гражданина нуждающимся создаётся комиссия, которая обследует условия проживания гражданина и составляет акт оценки индивидуальной потребности, отражающий степень индивидуальной потребности в социальных услугах, рекомендуемый объем социального обслуживания (количество социальных услуг и рекомендуемое время для оказания услуг), рекомендуемую форму обслуживания (стационарная), виды, условия и продолжительност ь предоставления социального обслуживания. Следующий шаг - составление индивидуальной программы, отражающей конкретные данные: форму обслуживания, виды услуг, их объем, перечень рекомендуемых поставщиков. Причем от момента подачи заявления до составления программы должно пройти не более 10 дней. Получив составленную индивидуальную программу, гражданин-получа тель социальных услуг- обращается с ней к любому поставщику социальных услуг. В течение суток после его обращения должен быть заключен договор о предоставлении социальных услуг. В момент заключения договора с поставщиком социальных услуг гражданин имеет право скорректировать программу - увеличить количество одних социальных услуг, уменьшить или даже отказаться. Ещё один плюс индивидуальной программы: если человек меняет место жительства, ему не надо заново проходить всю процедуру признания его нуждающимся, достаточно только вовремя уведомить поставщика социальных услуг о смене адреса. То есть, если переезд происходит в пределах нашей республики, то прежний перечень услуг ему предоставят и на новом месте. Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

Подготовлено и написано Вероникой Зубрилиной. Некоторые из них проходили за несколько дней до того, как часы прозвучали двенадцать в специальную ночь, а другие - за год до этого. Вот некоторые из них. К сожалению, нынешняя политическая и экономическая нестабильность виновата во многих отношениях, хотя нам еще предстоит увидеть, как на практике все получается на фоне прогноза.

Правовые, организационные и экономические основы предоставления социальных услуг гражданам в России. Полномочия федеральных агентств и агентств субъектов Российской Федерации в области предоставления социальных услуг гражданам. Права и обязанности получателей социальных услуг.

Очень важно: если кратность предоставления социальных услуг, которые выбрал гражданин, больше показателей, установленных в Стандарте предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, то разница оплачивается по дополнительному заявлению.

Как отмечено ранее, услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе и подать заявление можно в письменной форме. Выразить свою волю о предоставлении социальных услуг может как гражданин или его законный представитель, так и государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения

Права и обязанности поставщиков социальных услуг. Одно из основных изменений, внесенных в этот закон, позволяет коммерческим юридическим лицам наряду с некоммерческими и государственными учреждениями предоставлять социальные услуги гражданам. В этой поправке особое внимание уделяется их знаниям России иностранными гражданами, обращающимися за разрешением на работу, видом на жительство или патентом на территории России. Такие знания распространяются на навыки русского языка, историю России и российское законодательство.

Все заявители должны предоставить документы, подтверждающие их близкое знакомство с указанным выше стартом. Другими словами, российское правительство решило отдать дань уважения тем из тех, кто ранее вносил вклад в развитие нефтегазовой отрасли, которая в течение многих лет является верхней линией доходов России.

Новым законодательно закрепленным принципом социального обслуживания стало «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Это значит, что социальное обслуживание обеспечивает максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг в привычной, благоприятной для них социальной среде.

Законом введено понятие «социальное сопровождение» граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящихся к социальным услугам. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Если раньше надомное обслуживание могли получить одинокие пенсионеры и инвалиды, то теперь такая форма обслуживания распространяется и на граждан, нуждающихся в помощи. К числу оснований для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании относятся:

Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном уходе;

Отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком;

Наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;

Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами с психическими расстройствами, наличие насилия в семье. Например, одинокий молодой человек сломал ногу, с соседями не общается, родственников не имеет или они далеко. Со сломанной ногой он не может некоторое время ходить на работу, в магазин. После того как его признают нуждающимся в социальном обслуживании, будет составлена индивидуальная программа, рассчитанная на определённое количество времени; в ней будет указано, сколько раз ходить в магазин за продуктами, готовить еду и т.д.

Ещё одно нововведение - предоставление разовых услуг. Имеют место быть и такие ситуации в повседневной жизни, когда гражданин может сам себя обслуживать - ходить в магазин, покупать продукты и лекарства, готовить еду. А вот в силу определённых причин, например, инвалидности, болезни, не может помыть окна. Тогда мы можем оказать ему такую разовую услугу, но при наличии нуждаемости. Необходимо отметить, что эти услуги платные.

На бесплатную помощь могут рассчитывать все несовершеннолетн ие дети и те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных, межнациональных и этнических конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатного социального обслуживания будет размер среднедушевого денежного дохода получателя социальных услуг, в который входят не только зарплата или пенсия, но и все другие источники дохода, в том числе и единовременные выплаты. Если среднедушевой доход меньше или равен полуторной величине прожиточного минимума, то социальные услуги будут предоставляться бесплатно.

В настоящее время в ГКУ «Социальная защита населения по Большеберезников скому району РМ» функционирует 3 отделения социального обслуживания на дому, в которых числится 210 одиноких престарелых граждан. Уход за ними осуществляют 47социальных работников.

Подход к оказанию помощи, в том числе и социальному обслуживанию на дому, стал адресным: предоставляться только тем, кому действительно необходимо , а не просто относящимся к категориям пенсионеров, инвалидов. Изменился расчет размера платы за социальное обслуживание в положительную сторону для получателей социальных услуг.

Предполагается индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах, на основании чего составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства:

Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

Наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;

Отсутствие возможности в обеспечении ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.

Социальное обслуживание на дому предоставляется на основании поданного в письменной форме заявления (утверждено приказом Министерства социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 года № 159н) гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо заявления в его интересах иных граждан, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Одновременно с заявлением предоставляются документы:

а) копия паспорта заявителя (ксерокопии страниц, содержащих информацию о личности заявителя, отметки о его регистрации по месту жительства, сведения о регистрации и расторжении брака);

б) копию документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

в) копию вида на жительство — если заявителем является лицо без гражданства, проживающее на территории РМ;

г) копию паспорта иностранного гражданина с отметкой о выдаче вида на жительство или копию вида на жительство, если заявителем является иностранный гражданин, проживающий на Республики Мордовия.

д) заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому;

е) копию справки федерального учреждения медико - социальной экспертизы об установлении инвалидности для инвалидов;

ж) документы, подтверждающие отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом.

Медицинские противопоказания к зачислению на социальное обслуживание на дому:

психические расстройства, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, активные формы туберкулёза (ст. 18 ч. 3 ФЗ № 442 от 28.12.2013 г. « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную

плату:

Бесплатно: несовершеннолетн им детям, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Комиссией определены степени индивидуальной потребности обслуживаемых клиентов

по ГКУ «Социальная защита населения по Большеберезников скому району РМ»

Степень

Количество обслуживаемых клиентов (человек)

19

39

57

65

17

10

Разовые социально-бытовы е услуги предоставляются гражданам по предварительным заявкам.

Заявки от граждан на предоставление разовых социально-бытовы х услуг принимаются специалистом по социальной работе непосредственно в учреждении, либо по телефону.

При оказании услуг на дому у потребителя исполнитель обеспечивает явку в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги.

Потребитель в целях получения услуги сообщает специалисту следующие данные:

- фамилия, имя, отчество клиента, которому будет предоставляться услуга;

-​ место жительства;

Номер телефона заявителя.

Оплата услуг потребителем производится непосредственно социальному работнику, предоставившему услугу в соответствии с тарифами на дополнительные социальные услуги .

Документ по состоянию на август 2014 г.


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе информационный материал, подготовленный в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".


Министр
М.А.ТОПИЛИН

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) вступает в силу с 1 января 2015 года и заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.

Законом определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти, которые в том числе включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания, утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

Минтрудом России осуществляются такие полномочия, как выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания, методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, примерного порядка предоставления социальных услуг, правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений и др.

С учетом правоприменительной практики уточнен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в число которых входят: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Законом, определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

В качестве инструмента правового регулирования и организации социального обслуживания органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают, в частности, утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого Правительством Российской Федерации, утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации и др.

Примерный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ, прилагается.

Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - гражданин).

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

Законом вводятся новые понятия "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг", "профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", понятие "стандарт социальной услуги" излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

В Законе не содержится понятия "трудная жизненная ситуация", ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждаются Минтрудом России (статья 7 Закона).

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Закона.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (статья 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Форма договора также утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона).

Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги (статья 12 Закона).

В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг (статьи 24 - 26 Закона). Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России (статья 7 Закона).

Также Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Закона устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона).

В субъекте Российской Федерации утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг (статья 8 Закона) на основании утвержденного Правительством Российской Федерации примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (статья 7 Закона). Минтруд России разрабатывает примерные порядки предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания.

В качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги (статья 21 Закона), предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Гражданин вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в субъекте Российской Федерации. При этом поставщику компенсируются затраты на предоставление социальных услуг в соответствии со стоимостью индивидуальной программы, рассчитанной по подушевым нормативам финансирования социальной услуги. Методические указания по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок расчета стоимости социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

Закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Минтруд России утверждает рекомендации по организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг (статья 7 Закона). В субъекте Российской Федерации утверждается регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в области социального обслуживания.

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми утверждаемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием Закона перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем таких услуг, установленным в субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу Закона порядком предоставления социальных услуг, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг и условия ее предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

N п/п Вид акта (документа) субъекта Российской Федерации Наименование (содержание) акта (документа) субъекта Российской Федерации Вид и наименование (содержание) проекта акта (документа) федеральных органов государственной власти по данному вопросу 1 2 3 4 1. Законодательные и нормативные правовые акты

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

(приведение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ;

пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ

2. Законодательный акт

Утверждение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг

(пункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)


Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"

(пункт 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

3. Законодательный акт

Установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно

(пункт 13 части 1 статьи 8, части 2 и 5 статьи 31, статья 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

(часть 4 статьи 31 Федерального закона)

4. Законодательный и (или) нормативный правовой акт

Определение органа (органов) государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного (уполномоченных) на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания

(пункт 2 части 1 статьи 5, пункты 2 и 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

5. Нормативный правовой акт

Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания

(пункт 4 части 1 статьи 8, статья 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

6. Нормативный правовой акт

Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями

(пункт 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)


Приказ Минтруда России "Об утверждении правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений"

(пункт 7 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

7. Нормативный правовой акт

Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации

(пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

(пункт 6 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

8. Нормативный правовой акт

Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг

(пункты 1 - 7 части 1 статьи 8, статьи 24 - 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

(пункт 10 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

9. Нормативный правовой акт

Разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания

(пункты 1 - 8 части 1 статьи 8, часть 2 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

10. Нормативный правовой акт

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

(пункт 10 части 1 статьи 8, статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Приказ Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания"

Приказ Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания"

Приказ Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг на дому"

(пункт 8 части 2 статьи 7 Федерального закона)

11. Нормативный правовой акт

Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг

(пункт 11 части 1 статьи 8, статья 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг"

(пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона)

12. Нормативный правовой акт

Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля

(пункт 12 части 1 статьи 8, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

13. Нормативный правовой акт

Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания

(пункт 14 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

14. Нормативный правовой акт

Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет"

(пункты 1 - 15 части 1 статьи 8, статья 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации"

(пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Приказ Минтруда России "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форма ее предоставления)"

(часть 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

15. Нормативный правовой акт

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения

(пункт 23 части 1 статьи 8, статьи 14, 22, 27, 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Приказ Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)"

(пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

16. Нормативный правовой акт

Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации

(пункт 24 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)


Приказ Минтруда России "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания"

(пункт 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

Приказ Минтруда России "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания"

(пункт 5 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

17. Нормативный правовой акт

Определение порядка предоставления сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг

(пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

(пункт 12 части 2 статьи 7 Федерального закона)

18. Нормативный правовой акт

Обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан

(пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

19. Нормативный правовой акт

Утверждение порядка расходования организациями социального обслуживания, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг

(пункт 2 части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

20. Нормативный правовой акт

Утверждение размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин, который получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)

(часть 8 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

21. Нормативный правовой и (или) программный акт

Установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации

(пункты 1 - 16 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

22. Нормативный правовой и (или) программный акт

Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;

(пункты 1 - 17 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

23. Нормативный правовой и (или) программный акт

Ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации

(пункт 18 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

24. Нормативный правовой и (или) программный акт

Установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ

(пункт 19 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

25. Нормативный правовой и (или) программный акт

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

(пункт 20 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

26. Нормативный правовой и (или) программный акт

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания

(пункт 21 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)

27. Нормативный правовой и (или) программный акт

Разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания

(пункт 22 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ)