Решение 23 задания огэ по физике. Банк экспериментальных заданий для проведения огэ по физике. Методические рекомендации при выполнении экспериментальных заданий огэ по физике

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 24 проверяет: 1) умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, периода и частоты колебаний математического маятника, момент силы, действующего на рычаг, работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного и неподвижного блока, работы силы трения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.

3 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 23 проверяет: 2) умение представлять экспериментальные результаты в виде: таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника, о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

4 слайд

Описание слайда:

Экспериментальное задание 23 проверяет: 3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий: проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

5 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.Р.№1. Измерение плотности вещества. Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, определите плотность цилиндра №(1 или 2). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела; 3) запишите результаты измерений. 4) вычислите плотность твёрдого тела. Образец возможного выполнения. 1.

6 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы. Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (С=0,1Н), стакан с водой, цилиндр № (1 или 2) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы; 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4) запишите численное значение выталкивающей силы. Образец возможного выполнения. 1. 2. Fа = Р1 – Р2; 3. Р1 = …. Н; Р2 = …. Н; 4. Fа = … Н.

7 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №3. Измерение жесткости пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета жесткости пружины; 3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; 4) запишите численное значение жесткости пружины. Образец возможного выполнения. 1. 4) k = … Н/м 3) 2) F = kх, k = F х №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3

8 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

9 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы; 3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 1) 2) 3) 0 4) Вывод: опыт показал, что изменение длины тела при растяжении прямо пропорционально модулю силы упругости. №п/п Fупр,Н x, м 1 2 3

10 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения. Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения; 3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола; 4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения. Образец возможного выполнения. 1)

11 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения.

12 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления. Образец возможного выполнения. 2) 4) Вывод: при увеличении силы нормального давления сила трения скольжения, возникающая между кареткой и поверхностью рейки, также увеличивается. 1) 3) №п/п Fтр,Н N,Н 1 2 3

13 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления; 3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4)запишите численное значение электрического сопротивления. Образец возможного выполнения. 3) I = 0,5 А, U = … В 4) R = … Ом 1) U R

14 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№8. Определение работы электрического тока Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока 0,5А в течение 10 минут. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета работы электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение работы эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) А = IUt 3) I = … А, U = … В, t = 10 мин. = 600 c 4) А = …. Дж 1)

15 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока; 3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А; 4) запишите численное значение мощности эл. тока. Образец возможного выполнения. 2) Р = IU 3) I = 0,5 А, U = … В 4) Р = IU

16 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

17 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) опишите порядок выполнения эксперимента; 2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения; 3) постройте график зависимости силы тока от напряжения; 4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. Образец возможного выполнения. 2) I = … А, U = … В 3) 4) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение, возникающее на его концах, также увеличивается. №п/п I,А U,В 1 2 3

18 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы. Используя собирающую линзу №(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы; 3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите численное значение оптической силы линзы. Образец возможного выполнения. 1) 3) F = … см = … м 4) D = … дптр 2) D = 1 F

19 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м и 0,25м. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

20 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Образец возможного выполнения. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу; 4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. 1) 2,3) 4) Вывод: при уменьшении длины нити в 4 раза период колебаний математического маятника уменьшается в 2 раза. Т = t n , c №п/п Длина нитиl, м Число колебанийn Время колебаний t, с Периодколебаний 1 1 30 2 0,5 30 3 0,25 30

21 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №13. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельном соединении двух проводников. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении; 3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых измерений. 4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

22 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их параллельном соединении; 3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых измерений. 4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. 1) 2) I1 = … А I2 = … А I = … А 3) I1 + I2 = … А + … А = ….. А 4) Вывод: при параллельном соединении резисторов сила тока в цепи равна сумме сил токов на отдельных участках электрической цепи. Образец возможного выполнения.сссс

23 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №14. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. В бланке ответов: 1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки; 2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении; 3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых. 4) Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

25 слайд

Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ Л.р. №15. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока. Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, груз и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме груза с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме груза на высоту 10 см. В бланке ответов: 1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчета работы силы упругости; 3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути; 4) запишите числовое значение работы силы упругости.

26 слайд

Описание слайда:

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

  • Закон последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
  • Закон параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре

Экспериментальное задание 24 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
-плотности вещества,
-силы Архимеда,
-коэффициента трения скольжения,
-жесткости пружины,
-периода и частоты колебаний математического маятника,
-момент силы, действующего на рычаг,
-работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного и
неподвижного блока,
-работы силы трения,
-оптической силы собирающей линзы,
-электрического сопротивления резистора,
-работы и мощности тока.


2) умение представлять экспериментальные результаты в виде:
таблиц, графиков или схематических рисунков и делать выводы на
основании полученных экспериментальных данных:
-о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени
деформации пружины,
-о зависимости периода колебаний математического маятника от длины
нити,
-о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на
концах проводника,
-о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления,
-о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

Экспериментальное задание 23 проверяет:
3) умение проводить экспериментальную проверку физических законов и
следствий:
-проверка правила для электрического напряжения при последовательном
соединении резисторов,
-проверка правила для силы электрического тока при параллельном
соединении резисторов.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.Р.№1. Измерение плотности вещества.
Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, определите плотность
цилиндра №(1 или 2). Проделайте необходимые измерения и вычисления и
определите плотность вещества.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений.
4) вычислите плотность твёрдого тела.

1.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы.
Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (С=0,1Н), стакан с
водой, цилиндр № (1 или 2) соберите установку для определения
выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:

2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в
воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Образец возможного выполнения.
1.
2. Fа = Р1 – Р2;
3. Р1 = …. Н; Р2 = …. Н;
4. Fа = … Н.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №3. Измерение жесткости пружины.

груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.


В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Образец возможного выполнения.
1.
2) F = kх, k = F
х
3)
№ п/п
Fупр,Н
1
2
3
4) k = … Н/м
x, м

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от
степени деформации пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три
груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости
силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для
определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:

экспериментальной установки;

таблицы;



Образец возможного выполнения.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде
таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости,
возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Образец возможного выполнения.
1)
3)
0
2)
№ п/п
1
2
3
Fупр,Н
x, м
4) Вывод: опыт показал, что изменение длины
тела при растяжении прямо пропорционально
модулю силы упругости.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения.
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку
для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью
стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения
при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Образец возможного выполнения.
1)

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального
давления.
Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по
(100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы
нормального давления.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;



давления.
Образец возможного выполнения.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального
давления.
Образец возможного выполнения.
1)
2)
3)
№ п/п
1
2
3
Fтр, Н
N, Н
4) Вывод: при увеличении силы нормального
давления сила трения скольжения, возникающая
между кареткой и поверхностью рейки, также
увеличивается.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника.


экспериментальную установку для определения электрического сопротивления
резистора.
В бланке ответов:

2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = 0,5 А, U = … В
4) R = … Ом
U
U
2) I =
, R=
R
I

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№8. Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр,
ключ, реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите
экспериментальную установку для определения работы электрического тока на
резисторе при силе тока 0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;

4) запишите численное значение работы эл. тока.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = … А, U = … В, t = 10 мин. = 600 c
4) А = …. Дж
2) А = IUt

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода, резистор № (1или2), соберите
экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл. тока.
Образец возможного выполнения.
1)
3) I = 0,5 А, U = … В
4) Р = IU
2) Р = IU

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода, резистор №(1или2), соберите
экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока,
возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;



ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике,
от напряжения на концах проводника.
Образец возможного выполнения.
1)
3)
№ п/п
I, А
U, В
1
2
2) I = … А, U = … В
3
4) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике
напряжение, возникающее на его концах, также
увеличивается.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы.
Используя собирающую линзу №(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее
тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Образец возможного выполнения.
1)
3) F = … см = … м
4) D = … дптр
1
2) D =
F

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний
математического маятника от длины нити.
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку
и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для
исследования зависимости периода или частоты колебаний математического
маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте
период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м, 0,5м
и 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;



таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний
нитяного маятника от длины нити.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний
для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в
таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити.
Образец возможного выполнения.
1)
2,3)
№ п/п
Длина нити l,
м
Число
колебаний n
1
1
30
2
0,5
30
3
0,25
30
Время
колебаний
t, с
Период колебаний
Т
=
t
n ,c
4) Вывод: при уменьшении длины нити в 4 раза период
колебаний математического маятника уменьшается в 2 раза.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №13. Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном
соединении двух проводников.

резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы
тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:


параллельном соединении;


ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общую силу тока в цепи при их
параллельном соединении;
3)сравните общую силу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов,
учитывая погрешность прямых измерений.
4)Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного выполнения.сссс
1)
2)
I1 = … А
I2 = … А
I=…А
3) I1 + I2 = … А + … А = ….. А
4) Вывод: при параллельном соединении резисторов сила тока в цепи равна
сумме сил токов на отдельных участках электрической цепи.

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №14. Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения
при последовательном соединении двух проводников.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,
резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для
электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;


соединении;


ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее
напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном
соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая погрешность прямых.
4) Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного выполнения.
1)

ПРИМЕРЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАДАНИЙ
Л.р. №15. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью
неподвижного блока.
Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, груз и динамометр, соберите
экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при
равномерном подъеме груза с использованием неподвижного блока. Определите
работу, совершаемую силой упругости при подъеме груза на высоту 10 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета работы силы упругости;
3) укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути;
4) запишите числовое значение работы силы упругости.

ОГЭ 2018. Физика. Тренажёр. Экспериментальные задания. Никифоров Г.Г. и др.

М.: 2018 - 144 с.

Тренажёр в форме рабочей тетради предназначен для подготовки к выполнению экспериментальных заданий, включенных в ОГЭ по физике. Задания группируются по тематическому принципу. Внутри тематических разделов (механические, электрические и оптические явления) работы располагаются в соответствии с деятельностным принципом конструирования экспериментальных заданий ОГЭ: прямые измерения, косвенные измерения, проверка правил, исследование зависимостей. В пособие включены реальные типовые экспериментальные задания ОГЭ, приводятся описания их правильного выполнения и заполнения бланков ОГЭ. Учащийся получает возможность эффективно отработать учебный материал на большом количестве заданий и самостоятельно подготовиться к экзамену. Учителям книга будет полезна для организации различных форм подготовки к ОГЭ.

Формат: pdf

Размер: 26 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие для учителя 5
ГЛАВА 1. МЕХАНИКА
§1. Лабораторное оборудование по механике 7
1. Классификация средств измерения 7
2. Цена деления и результат прямого измерения 9
3. Принцип среднего 14
4. Погрешность измерений 16
§2. Определение численных значений физических величин на основе прямых измерений 19
1. Плотность вещества 19
1.1. Домашняя подготовка 19
1.2. Экспериментальные задания 20
2. Жёсткость пружины 24
2.1. Домашняя подготовка 24
2.2. Экспериментальные задания 28
3. Выталкивающая сила 35
3.1. Домашняя подготовка 35
3.2. Экспериментальные задания 36
4. Трение 40
4.1. Домашняя подготовка 40
4.2. Экспериментальные задания 42
5. Работа сил 47
Задания первой группы 47
5.1. Домашняя подготовка 47
5.2. Экспериментальные задания 49
Задания второй группы 50
5.3. Домашняя подготовка 50
5.4. Экспериментальные задания 50
6. Условия равновесия рычага 55
6.1. Домашняя подготовка 55
6.2. Экспериментальные задания 57
7. Исследование зависимостей между физическими величинами 61
7.1. Исследование известных закономерностей 61
7.2. Исследование неизвестных закономерностей 67
ГЛАВА 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
§1. Лабораторное оборудование 74
1. Электроизмерительные приборы 74
2. Используемые на экзамене резисторы, лампочки, источники тока, реостаты 77
3. Задания по работе с оборудованием 78
§2. Измерение сопротивления, мощности и работы тока 83
1. Измерение сопротивления 83
2. Измерение мощности и работы электрического тока 86
§3. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении резисторов и правила сложения сил токов при параллельном соединении 95
1. Сравнение измеренных физических величин 95
2. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении резисторов 96
3. Проверка правила сложения сил токов при параллельном соединении резисторов 100
§4. Исследование зависимости силы тока от напряжения 105
1. Как проверяют зависимости одной величины от другой? 105
2. Экспериментальные исследования зависимости силы тока от напряжения 111
ГЛАВА 3. ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
§1. Измерение фокусного расстояния 121
1.1. Домашняя подготовка 121
1.2. Лабораторное оборудование по оптике 123
1.3. Экспериментальные задания по измерению фокусного расстояния 125
§2. Исследование свойств изображений в линзе 130
2.1. Домашняя подготовка 130
2.2. Выполнение экзаменационного задания 135

Использование тренажёра в форме рабочей тетради поможет учителю организовать учебную деятельность по подготовке к выполнению экспериментальных заданий ОГЭ с лабораторным оборудованием.
В тетради используется комплексный четырехэтапный подход к формированию экспериментальных умений учащихся, проверяемых при государственной аттестации: первый этап - домашняя экспериментальная работа; второй этап - анализ примеров выполнения заданий по фотографиям измерительных установок; третий этап - самостоятельное выполнение заданий по фотографиям измерительных установок; четвертый этап - заключительный: выполнение экспериментального задания на реальном лабораторном оборудовании, которое выдаётся учителем. В тетради задания группируются по тематическому принципу; внутри тематических разделов (механические, электрические и оптические явления) они располагаются в соответствии с деятельностным принципом конструирования экспериментальных заданий ОГЭ с добавлением заданий по прямым измерениям: 1) прямые измерения, 2) косвенные измерения, 3) проверка правил, 4) исследование зависимостей.