Выбрать штатив для зеркальной фотокамеры. Нужно ли покупать уровень. Какие бывают типы штативов

Когда начинающий фотограф вступает на тернистый путь познания фотографии он сталкивается с широким выбором аксессуаров и гаджетов для фото. С одной стороны, имеющегося фотоаппарата и объектива достаточно для изучения фото, но с другой стороны – непонимание и вера во всесильность всяческих фото-приблуд заставляют молодого фотографа приобретать много не нужных вещей!Отсюда необдуманная покупка защитных фильтров, дешевых объективов с ненужными фотографу фокусными расстояниями...

Часто в этот круг необдуманных покупок попадает штатив! Он, как признак настоящего профессионала, призван несоизмеримо поднять авторитет фотолюбителя в глазах друзей и дать надежду на более качественные снимки в будущем. Думаете я преувеличиваю?!? В реальности большинство фотолюбителей не только не знают, зачем нужен штатив, но и используют его крайне редко (если вообще используют). Какой штатив лучше? Тот, который отвечает потребностям фотографа. Полезно разобраться в вопросе выбора штатива и тем, кто собирается сделать подарок фотографу: он несомненно оценит обдуманный выбор.

Зачем нужен штатив

Штатив для фотоаппарата прежде всего необходим в случаях, когда съемка ведется на длительных выдержках (вечернее и ночное время) и фотографии с рук получаются размытыми. Иногда штативы используют в студийной съемке и при съемке предметов, сцен и предназначены для закрепления фотоаппарата в одном положении относительно объекта съемки.

Вес штатива

Первым и определяющим фактором при выборе штатива является уровень активности фотографа. Для зашкаливающей активности с походами в горы, пешими турами по Европам, ночным городским вылазкам ключевую роль приобретает вес этого устройства и компактность в сложенном состоянии – нужен штатив для путешествий! Если фотолюбитель путешествует на личном автомобиле и рассчитывает пользоваться штативом от случая к случаю - вес отходит на второй план, уступая место другим немаловажным параметрам!

Чем тяжелее штатив, тем более он устойчив при использовании, но не факт, что прочнее и надежнее. В высоком ценовом диапазоне используются современные высокотехнологичные материалы, устойчивые к высоким нагрузкам и отличающиеся малым весом, потому могут быть легкими и очень прочными.

Грузоподъемность

Грузоподъемность говорит о том, какой тяжести фотоаппарат может выдержать штатив. Если у вас зеркалка (600 гр.), теле-объектив (типа 70-200мм - 1,5кг.) и вспышка (250гр.), покупать штатив с максимальной допустимой массой в 1,5 кг будет бессмысленно, он просто не выдержит имеющуюся технику.

Максимальная высота в разложенном виде

Этот показатель может быть важен, если предполагается работа со штативом какое-то длительное время - в полусогнутом виде даже любимое занятие может быстро надоесть. Высокие штативы (более 1,5 метра) больше подойдут для городских съемок, поскольку превышают высоту большинства заборчиков. Но нужно учесть, что чем выше штатив в разложенном виде, тем менее компактен он будет в сложенном! Кроме того, из-за высокого расположения центра тяжести высокие штативы очень неустойчивы и нужно очень внимательно следить за техникой на нем! Кстати, у некоторых штативов при высоте более 1,5 метра снизу есть крючок, к которому прикрепляют груз для обеспечения устойчивости (например, ту же сумку) - это несомненный плюс для легких штативов.

Минимальная высота установки фотоаппарата или штатив для макросъемки

Минимальная высота тоже важна, если предполагается фотографировать с нижних ракурсов (от земли). К сожалению, нет полностью универсальных штативов и наличие одних нужных показателей часто исключает другие. Если нужна и максимальная и минимальная высота, обратите внимание на штативы с обратной складкой, т.е. когда «ноги» выворачиваются вверх и фотоаппарат оказывается закрепленным под штативом в перевернутом состоянии.

Габариты в сложенном состоянии

Компактность в сложенном виде - немаловажный фактор, особенно если фотограф из числа активных и будет носить штатив постоянно с собой. Важна не только длина, но и ширина (величина). Габариты в сложенном виде сильно зависят от показателя максимального и минимального размера в разложенном виде и грузоподъемности: зачастую чем шире эти показатели, тем больше габариты. Стоит также обратить внимание на количество колен у штатива: 3-4 будет в самый раз.

Качество производства

Качество исполнения напрямую зависит от цены и производителя. Важно проверить надежность закрепления колен в разложенном виде, качество пластика и крепление его к металлической конструкции штатива: в закрепленном положении колено не должно проскальзывать или пошатываться.

Лапки для штатива

Прорезиненные основы ног (лапки штатива) позволят добиться большей устойчивости на скользких поверхностях, а жесткий пластик на лапках советую отвергать сразу! В продаже встречаются накладные лапки для штатива или их можно сделать самому.

Голова для штатива

Если вы спросите у профессионала, что самое важное для него в штативе, то наверняка получите ответ: «голова». Не в том смысле, что «думать надо» (хотя для любителя, приобретающего штатив, это тоже правильный ответ:-))! «Голова» штатива - это поворотный механизм управления положением фотоаппарата относительно штатива. Ее возможности и характеристики очень существенно влияют на цену. Я этот пункт рассматриваю в последнюю очередь намеренно, поскольку особенности «голов» для задач начинающего фотографа не принципиальны! При выборе проверьте «голову» штатива на плавность хода, углы наклона, удобство управления и надежность закрепления без лишних усилий. В остальном возможности «голов» известных производителей подойдут для реализации творческих задумок любого начинающего фотографа без всяких оговорок.

Какой штатив купить

Человеку, который толком не знает, зачем ему штатив, я рекомендую покупать максимально легкий и пригодный для имеющегося фотоаппарата в плане грузоподъемности, высотой 1-1.3 метра в разложенном виде.

Производители штативов и сколько стоит штатив для фотоаппарата

Есть настольные штативы (совсем небольшие) по 300-500 рублей, встречаются универсальные штативы непонятных марок по около 1000 рублей и т.д. Но я советую обратиться к заслужившим доверие производителям, соотношение цены и качества у которых будет совсем на другом уровне!

Штативы «Manfrotto» заслуженно уважаемы, но чересчур большая накрутка за брэнд. Это верхний ценовой диапазон и обычный штатив обойдется в 5-7 тыс. рублей. Рассчитаны они на профессионалов, которые знают, что хотят от штатива. Взяв такой штатив, начинающий фотограф не приобретет образа профессионала, а вот ощутить какие-то специфические особенности вполне может. Это как покупка горных лыж: можно купить дорогие лыжи с ботинками для профи, но вместо наслаждения почти гарантированы травмы в связи со спецификой.

У меня штатив «Slik» - не самый лучший и достаточно тяжелый, но мне дарили его в 2003 и другой особо не требовался, поскольку пользуюсь я им исключительно редко. Кстати, новые штативы «Slik» по соотношению показателей очень удачное решение: такой качественный и универсальный штатив стоит 3-4 тыс. рублей.

Крепление фотоаппарата к штативу

Стоит отметить, что платформа, которая прикручивается к фотоаппарату, имеет стандартную резьбу и подходит к любому современному зеркальному фотоаппарату. Поэтому выбирать штатив для фотоаппарата конкретной марки или типа фотоаппарата (штатив для фотоаппарата Canon, штатив для Nikon, штатив для зеркалки) не нужно. Определитесь с параметрами и будьте уверены, крепление фотоаппарата к штативу универсально.

Какой штатив выбрать

Производителей штативов очень большое количество, но перед тем как покупать китайский креатив или дорогущий профессиональный прибор задумайтесь о его дальнейшей судьбе. Конечно, вывод по покупке штатива каждый фотолюбитель сделает сам, но я посоветую вместо покупки штатива обратить внимание на внешнюю вспышку, качественный рюкзак, удобный полусинтетический ремень, т.е. на аксессуары фотографа, которые принесут в разы больше удовольствия и пользы от использования.

Зачем начинающему фотографу штатив

Вопрос далеко не однозначный не смотря на то, что большинство фотографов приобретают штатив в первую очередь. Конечно, если в приоритете стоит съемка ночного города или предметная съемка, тогда потребность в хорошом штативе абсолютно понятна.

Есть ли у Вас штатив и как часто пользуетесь им? Нужен ли штатив начинающему фотографу?

Понравилось? Подписывайтесь на мой инстаграм: Красивые фото, бесплатные фотосеты, обучение фото и оперативные ответы на ваши вопросы.

Учитывая огромное количество предложений на рынке, выбор штатива может быть весьма непростым делом. С одной стороны, штатив – очень простое устройство, удерживающее нашу камеру, и позволяющее делать снимки в условиях сложного освещения. С другой стороны, существует множество переменных, которые вступают в игру при выборе штатива: какой высоты он должен быть? Насколько он должен быть легким? Насколько устойчивым? Какую нагрузку он должен быть способен выдерживать? Какую сумму я могу потратить на приобретение штатива? И это лишь некоторые вопросы, с которыми сталкивается всякий, кто собирается купить штатив.

Прежде чем углубиться в детали выбора штатива, я хотел бы поговорить о преимуществах и недостатках штативов и причинах, по которым вам может понадобиться один из них.

Для чего нужен штатив?

Итак, для каких целей необходим штатив? Возможно, вам он может понадобиться по одной из следующих причин:

    • Для сохранения камеры неподвижной с целью увеличения резкости и глубины резкости изображений при съемке в условиях низкой освещенности .
    • Для разгрузки камеры при использовании тяжелых объективов, например, длинных телеобъективов.
    • Для повышения качества изображений, при съемке на минимальных значениях .
    • Для максимально точной компоновки кадра.
    • Для съемки и панорамных снимков, требующих точного кадрирования.
    • Для астрофотографии, при съемке звезд, и т.д., фризлайта, а также и архитектурной фотографии при недостаточном освещении.
    • Чтобы с использованием таймера автоспуска затвора камеры.
    • Для макросъемки.
    • Для установки фотооборудования: вспышек, отражателей и т.д.
    • Для съемки сложных или недоступных для съемки с рук ракурсов.
    • Для съемки видео.
  • Для самозащиты 🙂

Я использую штатив лишь для одного – для съемки в пейзажной фотографии. Фотографировать восходы и может быть довольно непростым делом, особенно когда условия освещения далеки от идеала. Хотя с появлением новых ультра широкоугольных объективов, таких как Nikon 16-35mm f/4,0 VR с технологией подавления вибраций, и цифровых зеркальных камер, таких как Nikon D3S, которые имеют очень впечатляющую производительность при высокой чувствительности ISO, использование штатива уже почти не требуется. Тем не менее, я по-прежнему предпочитаю использовать штатив, чтобы снимать на максимально низком значении ISO, HDR, или панорамные изображения. Кроме того, бывают ситуации, когда необходимо использовать штатив для замедления и размытия движения, например, для съемки текущей воды и водопадов, как вы можете видеть на фотографии ниже. Так что, если вы увлекаетесь пейзажной фотографией, то вам обязательно понадобится хороший объектив, и любой профессионал скажет вам то же самое.

Иногда я мог бы использовать штатив, для съемки дикой природы (в частности, птиц), но в длительных путешествиях я отказываюсь от него из-за его веса и неудобства.

Элементы штатива. Как устроен штатив?

Штатив, как правило, состоит из следующих частей:

    • Ноги – это очевидно. Ноги штативов, как правило, изготавливаются из алюминия, базальта, стали или углеродного волокна.
    • Головка – элемент штатива, на которую крепится камера или объектив. Существует множество различных типов головок, но самые популярные – шаровые и панорамные головки.
    • Центральная колонна – отдельная стойка, проходящая через центр и позволяющая изменять высоту штатива.
  • Подошвы ног – хорошие штативы комплектуются сменными подошвами для использования внутри и вне помещений.

Самые дешевые штативы могут оснащаться ногами с несъемными подошвами, несъемной головкой, а иногда и фиксированной центральной колонной. В то время как дорогие профессиональные штативы имеют модульную систему (головка, как правило, не входит в комплект) и сменные подошва ног.

Недостатки использования штатива

Штатив – это здорово и он может предоставить вам широкие возможности для получения высококачественных фотографий. Однако, у использования штативов есть и свои недостатки, а именно:

    • Они тяжелые. Хотя есть относительно легкие штативы из углеродного волокна, но как только вы установите на него головку, вся система станет достаточно тяжелой.
    • Они неудобны. Неважно насколько компактен ваш штатив, он все же занимает место, и путешествовать с ним, порой, может быть крайне неудобно.
    • Их трудно использовать в местах с большим количеством людей.
    • Они могут быть дорогими. Хорошие штативы могут стоить больше 1 000 долларов.
    • Для их установки и настройки требуется время. Так что вы рискуете пропустить лучший момент для снимка.
  • Вы можете легко повредить камеру и объектив, если вы не знаете, как правильно работать со штативом, или если используете дешевый и неустойчивый штатив.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе штатива

Итак, вы начали поиск штатива и не имеете ни малейшего представления, с чего именно начать. Какие факторы нужно учитывать при выборе и покупке штатива? Как я уже отметил выше, покупка штатива может быть непростым делом, учитывая то, как много различных вариантов предлагает рынок: от небольших и компактных до больших и тяжелых. Давайте пройдемся по каждому фактору и определим ваши потребности:

Максимальная нагрузка

Первое, на что я обратил бы внимание – максимальная нагрузка, на которую рассчитан штатив. Многие фотографы совершают ошибку, покупая штатив, рассчитанный на нагрузку в пару килограмм, и не предназначенный для достаточно тяжелых DSLR-камер. Что из этого может получиться – очевидно: в тот или иной момент вся конструкция рухнет, грозя повредить камеру и объектив.

Перед покупкой штатива убедитесь, что он способен выдержать нагрузку, по крайней мере, в 1,5 раза больше, чем суммарный вес вашей камеры и самого тяжелого из ваших объективов.

Я говорю: «по крайней мере», поскольку предпочитаю, чтобы максимальная нагрузка, на которую рассчитан мой штатив была в 2 раза больше веса моей камеры с объективом.

Не забывайте, что время от времени вы будете непроизвольно оказывать дополнительное давление на камеру, установленную на штативе. Кроме того, если вы решите снимать с длинным телеобъективом, нагрузка на ваш штатив может существенно увеличиться.

Не стоит забывать и о том, что вы можете использовать вспышку, или батарейную ручку – все это увеличит вес вашей камеры, так что не стоит экономить на приобретении штатива с небольшой максимальной нагрузкой.

Высота штатива

Я всегда рекомендую покупать штатив, который соответствует вашему росту, чтобы вам не пришлось сгибаться, глядя в . После установки камеры на штатив, видоискатель должен быть на уровне ваших глаз. Это нормально, если он будет немного выше, поскольку вы всегда можете настроить высоту штатива, отрегулировав его ноги.

Но если видоискатель будет существенно ниже уровня глаз, вам придется снимать в согнутом положении, что весьма утомительно, особенно при продолжительной съемке.

Если вы покупаете штатив с установленной головкой, проверьте, чтобы верхушка головки была на уровне вашей челюсти. Если же вы приобретаете модульный штатив, то убедитесь, что установленный с полностью разложенными ногами, он будет примерно на уровне плеч.

Еще один фактор, на который следует обратить внимание – размер штатива в сложенном состоянии. Вы ведь хотите, чтобы штатив поместился в ручную кладь, не так ли?

Вес и конструкция штатива

Вес также является важным фактором при выборе штатива. Ведь если ваш штатив будет слишком тяжелым, вы, скорее всего, чаще будете оставлять его дома, чем брать с собой в дорогу.

Самые легкие современные штативы изготавливаются из карбона – чрезвычайно прочного, устойчивого материала, который к тому же не подвержен коррозии. Но есть у карбона и недостаток – это его высокая цена.

Алюминий – следующий по популярности материал для штатива, который несколько тяжелее карбона. Большинство недорогих штативов в наше время изготавливаются именно из алюминия. Вы также можете найти штативы из нержавеющей стали, но они, как правило, предназначены для видеотехники и слишком тяжелы для постоянного использования вне студии.

С точки зрения общего веса, старайтесь, чтобы ноги штатива без головки весили до 2,3 кг. Как правило, ноги из карбона весят от 1,3 до 1,8 кг, в то время как вес алюминиевых ног составляет 2,3-2,7 кг – в зависимости от их размера и нагрузки, на которую они рассчитаны.

Что касается базальтовых ног, то они находятся где-то посередине как с точки зрения веса, так и стоимости.

Ноги штатива

Штативные ноги обычно бывают двух видов – трубчатые и нетрубчатые. Все карбоновые ноги – трубчатые и оснащаются резьбовым замком, в то время как алюминиевые, базальтовые и стальные штативы могут быть как трубчатыми, так и нетрубчатыми, и оснащаются клипсовыми замками. В зависимости от максимальной высоты ноги штатива могут состоять из 3-5 секций. При этом, чем больше секций – тем выше штатив и, как правило, чуть менее устойчив.

Подошва штативных ног

Некоторые продвинутые штативы могут позволить вам выбрать подошву ног для различных ситуаций – она просто накручивается на нижнюю часть ног штатива. Существуют различные типы подошв: резиновые или пластиковые – для использования в помещении, с металлическими шипами – для использования вне помещений.

Если вы не планируете снимать на льду, а также на мокрой или скользкой земле, то стандартные резиновые подошвы подойдут и для помещения, и для улицы.

Центральная колонна

Некоторые штативы комплектуются центральной колонной, которая позволяет увеличивать или уменьшать высоту штатива, перемещая эту самую колонну в вертикальной плоскости. Хотя некоторые фотографы считают наличие центральной колонны очень удобной опцией, я не разделяю их мнения и рекомендую штативы без нее. Центральная колонна, по сути, сводит на нет основную цель использования штатива – достижение максимальной устойчивости. Конечно, если вы снимаете только с , вы не заметите этого, но начав использовать телеобъективы, вы убедитесь, что центральная колонна бывает причиной существенной вибрации.

Если же вы все-таки хотите приобрести штатив с центральной колонной, убедитесь, что она надежно фиксируется в самом нижнем положении.

Штативная головка

Это самая важная часть штатива, поскольку именно она отвечает за надежную фиксацию и плавное движение камеры. Штативы модульной системы не комплектуются головками, так что вы должны будете приобрести ее самостоятельно.

Наиболее распространены три типа головок:

    • Панорамные головки – бывают с одной ручкой для перемещения камеры в горизонтальной плоскости либо с двумя – для перемещения как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это наиболее распространенный тип головки, которым, как правило, комплектуются недорогие штативы.
    • Шаровые головки – по сравнению с панорамными головками, шаровые имеют только один элемент управления, который отпускает или затягивает крепление. Они очень гибкие и позволяют поворачивать камеру очень плавно, сохраняя ее при этом надежно зафиксированной.
  • Карданные головки – специализированные головки для длинных и тяжелых объективов 300-мм и более. По сравнению с панорамными и шаровыми, карданные головки прекрасно балансируют камеру с тяжелым объективом и отлично подходят для съемки быстрых экшн-сцен.

Я начал с панорамной головки и в итоге перешел на шаровую головку с быстросъемной площадкой из-за гибкости и легкости ее использования.

Быстросъемная площадка

Каждая современная DSLR-камера поставляется с резьбой на нижней части корпуса, предназначенной для крепления камеры на штатив или монопод (аналогичная резьба предусмотрена и на креплениях тяжелых объективов).

Это резьбовое соединение делает процесс установки и демонтажа камеры на штатив достаточно неудобным – чтобы прикрутить камеру, вам придется вращать ее или штатив.

Для облегчения этой процедуры производители штативов придумали отличное решение – прикручивать к камере или объективу небольшую площадку, которую затем можно быстро и надежно зафиксировать на головке штатива.

Дешевле штативы обычно поставляются с пластиковыми площадками, которые можно прикрепить к любой камере. Более дорогие модели оснащаются надежными металлическими площадками.

Устойчивость штатива

Массивность штатива не всегда говорит о его устойчивости. Существует немало прочных и тяжелых штативов, которым не хватает устойчивости при их использовании в различных погодных условиях.

Когда установленный и настроенный штатив должен выдерживать не только порывы ветра, но и случайные удары и толчки.

Вы всегда должны быть уверены в том, что установленная на штатив, ваша камера не будет кренить его в ту или другую сторону, ведь это чревато опрокидыванием всей конструкции, что явно не пойдет на пользу вашему фотооборудованию.

Какой штатив выбрать?

Теперь, когда вы знакомы со всеми критериями выбора качественного штатива, вам, вероятно, будет интересно, какой штатив вам нужно будет приобрести для удовлетворения ваших потребностей в фотографии.

Поскольку я на личном опыте испытал все прелести выбора, приобретения и использования различных штативов, и знаком с немалым опытом в этом вопросе других фотографов, позвольте мне рассказать вам о том, к чему многие фотографы приходят в итоге.

Сначала они присматриваются к самому дешевому из доступных штативов, полагая, что его будет вполне достаточно для установки их первой зеркалки, и, не имея ни малейшего представления о том, действительно ли они нуждаются в штативе и насколько часто они будут его использовать.

Такой штатив будет стоить в пределах 75-150 долларов, что вполне приемлемо для подобного инструмента начального уровня.

Затем фотографы приобретают большие и тяжелые объективы, что увеличивает нагрузку на имеющийся штатив. В этот момент фотографы понимают, что дешевые штативы недостаточно хороши, и им требуется что-то более устойчивое и прочное. Осознав ошибку при покупке дешевого штатива, они начинают подходить к вопросу выбора штатива более тщательно. Они проводят часы на различных сайтах и форумах, выискивая информацию о штативах. Но несмотря на все рекомендации профи, они все еще не готовы вкладывать деньги в штатив профессионального уровня. В итоге они останавливают выбор на модульном штативе с хорошей шаровой головкой, общей стоимостью в 300-500 долларов. Им кажется, что они нашли золотую середину и новый штатив гораздо лучше предыдущего.

Но через год или два фотографы вновь понимают, что их новый штатив не настолько хорош, поскольку он слишком тяжел и неудобен для использования, особенно вне студии или в путешествиях.

В итоге нашим горе-фотографам вновь приходится покупать штатив, на этот раз полностью соответствующий рекомендациям профессионалов. Возможно, это актуально не для каждого случая. Но я лично прошел по этой дороге ошибок и потратил много сил и денег впустую.

У других фотографов может быть совершенно другая история. Они могли приобрести недорогой штатив, и по-прежнему охотно его используют и по сей день. Это может свидетельствовать о том, что они не так часто используют свой штатив, а для эпизодического использования он полностью их устраивает.

Любой, кто полагается на штатив (особенно в пейзажной и архитектурной фотосъемке), пробует минимум 2-3 различных штатива, прежде чем найдет лучший для себя.

Избежать покупки нескольких штативов кажется непростой задачей, поскольку для того, кто использует его редко, принять целесообразность вкладывания денег в дорогой штатив крайне сложно. Если бы мне, когда я начинал заниматься фотографией, кто-нибудь сказал, что на штатив следует потратить больше 500 долларов, я бы ни за что ему не поверил – это слишком большие деньги, чтобы потратить их на какой-то штатив!

Но на самом деле, все оказалось именно так и мои расходы на пути к хорошему штативу составили гораздо больше 500 долларов, так что, честное слово, я хотел бы вернуться в прошлое и приобрести качественный штатив с самого начала.

Если бы я порекомендовал кому-то, кто только что купил свою DSLR-камеру, купить штатив за 800-1200 долларов, то наверняка бы услышал в ответ: «Да вы с ума сошли!». И неважно как бы хорошо и убедительно я бы рассказал историю о своем горьком опыте выбора штатива.

Если вы в настоящее время у вас нет штатива и вы хотите его купить – купите самый дешевый алюминиевый штатив со встроенной головкой в пределах 150 долларов. Почему я рекомендую самый дешевый штатив? Потому что в первую очередь вам будет необходимо понять, как часто вы будете его использовать. По прошествии шести месяцев вы сможете понять: интересует ли вас жанр фотографии, не требующий штатива, или же вы нашли себя в пейзажной или макрофотографии. Дешевый штатив даст вам достаточно информации, чтобы вы смогли оценить реальную роль штатива в вашем творчестве.

Если у вас уже есть дешевый штатив, и вы хотите приобрести что-то лучшее, сэкономить много денег и избежать разочарования – найдите в себе силы пройти мимо предложений среднего ценового сегмента. Некоторые, сэкономив на покупке ног и головок, со временем находят их слишком тяжелыми или неустойчивыми. Другие сталкиваются с тем, что недорогие головки фиксируют съемные площадки недостаточно прочно, что становится заметно при вращении камеры, и превращает панорамную съемку в сущий кошмар.

Лучшие штативы до покупки

Малобюджетные штативы

Вот лучшие малобюджетные штативы, которые я могу порекомендовать:

    • Sunpak Ultra 7000 (цена в онлайн-магазинах: 79,95 долларов). Очень дешевый штатив. При весе в 1,9 кг может выдерживать нагрузку до 5,6 кг. Он очень похож на мой первый штатив, купленный мной в местном магазине фототоваров.
    • Slik Pro 340DX с панорамной головкой (цена в онлайн-магазинах: 99,95 долларов). Хотя этот штатив и очень низкий – максимальная высота всего 147 см – он достаточно легкий (1,58 кг) и рассчитан на нагрузку в 4 кг. Хороший бюджетный штатив для длительных походов.
  • Slik Pro 700DX с панорамной головкой (цена в онлайн магазинах: 139,95 долларов). Хотя он немного тяжеловат (3,18 кг), но зато рассчитан на нагрузку в 6,8 кг, а его максимальная высота составляет 190 см.

Топовые штативы

Топовые штативы комплектуются отдельно ногами и головками. Давайте начнем с ног. Лучшие штативные ноги изготавливаются из карбона такими производителями, как GITZO (лучший выбор) и Really Right Stuff . Я не могу рекомендовать ту или иную модель, потому что вы должны выбрать наиболее подходящую под ваш рост и соответствующую нагрузке вашего фотооборудования. Если вы остановите выбор на GITZO, то их лучшая и наиболее устойчивая серия – Systematic без центральной колонны. Лично я долгое время использовал ноги этой серии GITZO, и они ни разу меня не подвели.

Если вы подходите к процессу съемки видео серьезно, то рано или поздно вы зададитесь вопросом о том, какой купить штатив для своей камеры. Штативы так же важны, как сама камера, но, к сожалению, часто при планировании бюджета штативам уделяется не так много внимания.

Штатив - это важный рабочий инструмент в видеосъемке. Качественные штативы не просто держат вашу камеру в фиксированном положении и позволяют избежать так называемой «шевелёнки». Также Они позволяют улучшить композицию кадра, держать нужный ракурс, обеспечивают плавное панорамирование и повороты камеры.

Штатив (трипод, тренога) - это обычно прибор с тремя опорами, который удерживает камеру в фиксированном положении. Штативы бывают различных размеров, форм, характеристик и целей использования. Штативы классифицируют по типу головки, по типу материала и по другим характеристикам.

Головка штатива

Голова штатива - «штурвал» вашей камеры. Это самое важное, что вам необходимо учитывать при выборе штатива. Порой на покупку качественной головы имеет смысл потратить больше денег, а сами «ноги» купить на все, что останется.

На рынке встречаются шаровые головки (шаровый шарнир - удобно для поворотов в фотосъемке), 3D-головки (состоящие из нескольких шарниров - удобно для фиксированной фотосъемки) и панорамные головки.

Панорамная головка (fluid head) - это именно тот тип головы, который необходим для съемки видео. Из-за использования жидкости для более плавного преодоления сопротивления их иногда называют «жидкостными» или «гидравлическими» головками.

Не стоит покупать шаровую головку, если вы надеетесь снимать красивые панорамные кадры. Она абсолютно не предназначена для панорамных съемок и только разочарует вас. Лучше отложите покупку до лучших времен и подберите более подходящий вариант с панорамной головкой.

Хорошие панорамные головы дают возможность правильно сбалансировать камеру и добиться плавности ее движения. Более дорогие головки нужны, например, для панорам на длинных фокусных расстояниях, для макросъемки или репортажной съемки панорам. Также они весят больше.

Если говорить в целом о фирмах-производителях триподов, на рынке популярны бюджетные модели Velbon , Vanguard , Slik и Libec , полупрофессиональный сегмент - Benro , Gitzo и Manfrotto , в то время как профессиональные операторы предпочитают штативы от Vinten , Cartoni и Sachtler .

Дешевые штативы в основном могут применяться для DSLR -камер, где вес небольшой, до 2-3 кг, нагрузка как на головку, так и на сами ноги - невысокая. И, как правило, с этими штативами работают новички либо люди, у которых вопрос идеального панорамирования не стоит на первом месте. Независимо от того, сколько денег будет стоить ваш трипод, будет полезным знать о некоторых трюках, используемых с ними: раз , два , три .

Переход на профессиональные триподы может улучшить качество ваших работ быстрее, чем любое другое оборудование. В большинстве случаев подходящий трипод так же важен, как сама камера. От статических кадров до панорам и поворотов, штативы дают вам инструмент для более изысканного визуального языка и улучшают ракурсы в каждом случае.

Сколько денег потратить на штатив? Специалисты рекомендуют выделить на него до 25% бюджета от всей съемочной аппаратуры. Если вы занимаетесь видеосъемкой профессионально, вы об этом не пожалеете.

Другие варианты

На рынке съемочного оборудования есть множество разновидностей штативов, которые применяются в особых случаях и за меньшие деньги.

Монопод (унипод) - это разновидность трипода, у которого вместо трех опор есть только одна. Основной плюс монопода - мобильность, возможность быстрее перемещаться и выбирать подходящие ракурсы. На видео с монопода присутствует некоторая подвижность, но результат заметно лучше, чем съемка с рук. Для большей устойчивости можно использовать ноги оператора как вторую опору. С моноподом удобнее снимать вращение, а при некоторой сноровке его можно использовать для наездов, плавного «полета» и прочих трюков с камерой.

Мини-штатив . Карманный трипод, его можно использовать, чтобы поставить ваш фотоаппарат (телефон) на стол или на другую опору, имеющуюся под рукой. Они совсем небольшого размера и веса, в районе 10 см и 50 г.

Гориллапод - интересный вариант трипода с шарнирной конструкцией. Гориллаподы состоят из более чем из 30 гибких шарнирных соединений. Основное применение - крепление DSLR -камер к различным опорам практически на любой поверхности, например, к дереву или трубе. Прорезиненные основания штатива предотвращают скольжение и дают устойчивость. Удобно в документальной съемке и в экстемальных случаях.

На заре развития фототехники снимались только статичные объекты. Дело в том, что выдержка тогда исчислялась десятками минут. В то время фотограф попросту не мог обойтись без триноги, которую сейчас приятно называть штативом.

Изначальной и главной функцией штатива является улучшение качества фотографии, которое можно получить на более или менее длинных выдержках. Вторая функция - удержание фотокамеры в заданном положении для удобства съемки.

«Ноги»

Тренога состоит из ног, распорок, центральной штанги и специальных фиксаторов. Ключевым параметром штатива является число секций ног и крепления. Как правило, треноги состоят из трех секций, но встречаются модели на четыре и пять секций. Самые простые штативы имеют одну или две секции. Чем больше секций у треноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но есть и недостаток – большее число секций негативным образом сказывается на устойчивости и надежности штатива.

Для фиксации секций могут использоваться поворотные муфты или защелки. Второй вариант требует использования высококачественного пластика, так что чаще всего встречается на дорогих моделях. На концах ножек могут быть шипы (для установки на мягких поверхностях) и обрезиненные наконечники (для гладкого пола).

Распорки позволяют придать конструкции устойчивости, при этом они не позволяют расставлять ножки слишком широко. Как правило, такие распорки встречаются в штативах бюджетного сектора.

Центральная штанга

Центральная штанга двигается в вертикальном направлении, тем самым позволяя максимально точно выставить нужную высоту камеры. Это значительно удобнее, чем каждый раз подгонять все ноги до нужной высоты. Но есть и обратная сторона медали – чем выше поднята штанга, тем большая амплитуда колебания фотоаппарата. Несмотря на удобство, выдвигать штангу до максимума не рекомендуется.
Ряд штативов имеют функцию переворота центральной штанги. В таком случае штангу можно закрепить таким образом, чтобы головка находилась под треногой. Это позволяет уменьшить высоту съемки до минимума, а также удобно при проведении макросъемки.

В некоторых моделях штативов под центральной штангой располагается небольшой крючок . На него можно прикрепить груз или сумку, тем самым освободив руки, уменьшив колебания штатива и сделав его максимально устойчивым.

Штативная головка

На сегодняшний день принято выделять три типа штативных головок, которые отличаются назначением и конструкцией:

2D-головка поворачивается вокруг двух осей. Иными словами фотоаппарат, закрепленный на такой головке, может наклоняться вверх и вниз, а также поворачиваться в горизонтальной плоскости. Для того чтобы повернуть камеру нужно использовать специальные ручки.

3D головки позволяют вращать камеру в разных плоскостях:

  • по горизонтали;
  • вертикали;
  • вокруг своей оси.
Кроме этого в 3D головках можно поворачивать камеру на 90 градусов для съемки вертикальных кадров. Ключевое преимущество такого управления - возможность менять положение камеры только в одной плоскости, оставляя наклон в других плоскостях без изменений. Но есть и недостаток – выставление положения камеры занимает определенное время.

В основу шаровой головки ложится шарнир. На ней закрепляется камера, которая может вращаться во всех плоскостях. При этом сама шаровая головка имеет один рычаг, который предназначен для фиксации необходимого положения. Для того, чтобы переориентировать фотоаппарат необходимо повернуть его вручную, после чего зафиксировать положение. Минус такой головки – нельзя делать панорамные снимки и менять положение фотокамеры в одной плоскости. Кроме этого такая головка в меньшей степени устойчива к загрязнениям. Песок, который попадает между шаром и специальным вкладышем такой головки, резко сокращает срок её службы.

Материал штатива

Недорогие модели чаще всего выполняются из пластика. Но пластик тоже бывает разным – в самом бюджетном варианте - это скрипучий материал, который сильно люфтит (даже при затянутых ручках площадка может пошатываться). Ноги штатива выполняются из алюминия. Такие устройства недорогие и легкие, при этом они в полной мере выполняют свою функции.

Для производства профессиональных штативов используется:

  • титан;
  • углепластик (карбон);
  • сплавы лёгких металлов (магния и алюминия).
По своей прочности они ничуть не уступают алюминию, но такие штативы значительно легче.

Ценовой вопрос

Несмотря на кажущуюся простоту, в продаже можно встретить бюджетные и дорогие модели штативов, а разница в их цене может достигать десятка раз. Конечно, стоимость зависит от качества используемых материалов, функций и бренда. Таким образом, потратив: