Тема зимующие птицы для второй младшей. Конспект «Зимующие птицы», младшая группа. этап – планирование деятельности
Наталья Сулимова
Занятие во второй младшей группе «Зимующие птицы»
Непосредственно образовательная деятельность
Занятие в 2ой младшей группе «Зимующие птицы »
Программное содержание :
Формирование интереса к зимующим птицам , умение узнавать их по внешнему виду;
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участия в занятие , нравственно-эстетических чувств к природе;
Развитие наблюдательности при рассматривании птиц , диалогической связной речи, логического мышления, умение сравнивать;
Совершенствование умения отгадывать загадки;
Воспитывать желания заботиться о птицах , подкармливать их зимой, прививать бережное отношение к ним.
Демонстрационный материал :
конверт с письмом, кормушка, корм для птиц , иллюстрации с изображением зимующих птиц .
Ход занятия:
Обратить внимание детей на то, что на подоконнике сидит птичка и что-то держит в клюве.
Ребята, птичка принесла нам письмо. Интересно, от кого оно? (прочесть)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам зимующие птицы , которые живут рядом с вашим детским садом. У нас к вам просьба, пожалуйста, помогите нам перезимовать».
Зима богата снегом, снежинками, вьюгами, метелями. И зимой птицам очень трудно прокормиться. Птицам зимой холодно и голодно, так как корм, который они едят, зимой оказался под глубоким слоем снега.
Ребята, а вам интересно какие птицы просят нас о помощи ? Давайте отправимся на улицу, и посмотрим, какие птицы там живут . А чтобы туда попасть, давайте превратимся в снежинки (звучит музыка, дети кружатся и «превращаются» в снежинки)
Вы, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь! Снежинки такие пушистые, легкие, красивые. Они кружатся и опускаются на опушку леса.
Ребята, а чтобы узнать, какие птицы живут в лесу , давайте соберем разрезные картинки (дидактическая игра «Собери картинку» )
Ребята, назовите птиц , которые не улетели, а остались зимовать с нами и которые часто прилетают к нам на окно (воробей, синица) . Птицам очень голодно и поэтому они зимой селятся ближе к людям, чтобы они их подкармливали.
Ребята, отгадайте загадки о зимующих птицах .
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик – чирик! Не робей.
Я бывалый (воробей.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Дидактическая игра «Чем похожи?»
По сколько ног у этих птиц ?
Чем покрыто их тело?
С помощью чего птицы летают ?
Сколько крыльев у птиц ?
Дидактическая игра «Чем различаются?»
Какого цвета перья у птиц ?
Как кричат эти птицы ?
Как они передвигаются? (прыгают, ходят)
Что они едят?
Физкультминутка «Птички в гнездах»
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад и приготовить еду для птиц (звучит музыка, снежинки кружатся, оказываются в детском саду и превращаются в детей)
Давайте вспомним, что едят птицы .
Дидактическая игра «Правильно разложи корм птицам »
Ребята, а как на улице накормить птиц ? (положить корм в кормушку) .
Правильно, только у нас нет кормушки, где же её взять? (раздается стук в дверь)
Ребята, к нам в гости пришел наш дворник дядя Ваня. Он принес нам домик для птиц .
Дядя Ваня
Я старался, что есть сил,
Птичкам домик смастерил.
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит места в нем для вас.
Из чего сделана кормушка?
Хорошо, что дядя Ваня сделал кормушку для птиц ?
(дети благодарят дворника, кладут корм в кормушку)
Мы сейчас пойдем на прогулку и повесим кормушку, покормим птиц .
Покормите птиц зимой ,
Пусть со всех концов.
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приручайте птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Надо помогать, птицам пережить тяжелое время, помните самое страшное для птиц не холод , а голод. Когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к людям. Люди – добрые, они пожалеют несчастных птиц и покормят их кого зерном, кого крошками,а кого сальцем.
Публикации по теме:
Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.
Коллективная работа второй младшей группы,в технике пластилинография "Зимующие птицы" Цель: закрепить и расширить представления детей о.
«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.
Актуальность Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению.
Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.
Открытое занятие в старшей группе по итогам проекта «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных.
Э. Н. голованова:«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,.
Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» ГБОУ Школа лицей №1420 Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» Подготовила.
Занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы» Занятие в подготовительной к школе группе
Тема занятия «Покормите птиц зимой!»
(Образовательная область « Ребенок и природа»)
Цель:
закрепить названия зимующих в городе птиц, фигуру «квадрат»;
совершенствовать умение отгадывать загадки;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
развивать у детей речь, мелкую моторику, интерес к жизни птиц;
воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их.
беседа о зимующих птицах,
изготовление кормушек родителями,
наблюдение за птицами в природе,
разучивание музыкальных движений, пальчиковой игры.
Оборудование:
игрушка кота Тома,
загадки о зимующих птицах,
картинки зимующих птиц,
рассказ «Покормите птиц зимой»,
рисунки кормушек, образец кормушки;
образцы корма,
музыкальные записи: «Покормим птиц», «Воробьиная песня»;
разрезные картинки, полоски для кормушки, корм для игры «Птичья столовая»;
стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
раскраски зимующих птиц.
Интеграция образовательных областей :
ребенок и общество,
элементарные математические представления,
развитие речи,
Методы: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия:
1.Организационный момент .
Воспитатель:
Сегодня гости к нам пришли,
Сердец своих тепло нам принесли.
Ребенок:
Встречаем мы всегда гостей
Радушно и сердечно.
И говорим вам
Всем, всем, всем:
Все дети:
2.Сюрпризный момент:
Стук в дверь: в гости приходит кот Том:
Здравствуйте, ребята! Как у вас дела? (ответы детей: хорошо! ). А у меня не очень. Я сегодня нашалил: дома вазу разбил. Очень моя хозяйка разозлилась и сказала, что сегодня меня кормить не будет: «Иди, - говорит,- Том, на улицу и сам себе еду поищи!» Я вначале обрадовался: пойду, думаю, погуляю, воздухом свежим подышу, птичек себе наловлю и скушаю. Но что-то я замерз и птичек не нашел. Тут вспомнил, что у вас в группе птичка живет. Может, вы меня ею угостите? (ответ детей: нет! ) Какие вы жадные! Я с вами дружить не буду!
Воспитатель:
Мы не жадные, Том. Мы тебя котлеткой угостим и молочком! А птичка пусть живет вместе с нами, она наш друг, как и ты!
Кот Том:
Ладно, я согласен на котлетку с молочком!
Воспитатель:
Ну, вот и хорошо Том. Сядь пока, отдохни, погрейся, а мы тебе расскажем, куда птички подевались.
3.Оснавная часть:
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, почему Том птичек не нашел? (ответы детей: потому что они улетели в теплые края) . Верно, с наступлением зимы многие птицы, спасаясь от холода и голода, улетают в теплые края, но немало их остается и с нами зимовать. А вот какие это птицы, давайте отгадаем!
Загадки:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут ее (синичка)
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока)
Известно с давних нам времен
Что эта птица – почтальон! (голубь)
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей
Окраской сероватая
Каркунья хрипловатая! (ворона)
Молодцы! Всех птичек угадали! А сейчас я прочитаю вам рассказ об одной из этих птичек. Слушайте!
Рассказ «Покормите птиц зимой!»
Однажды зимой Маша и Коля гуляли в парке. И вдруг на снегу дети увидели замерзающего воробья. Маша взяла в руку пташку и стала согревать своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся и стал клевать семечки. Вечером папа вместе с Колей смастерили кормушку.
На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку повесили в парке на березе. Каждый день дети приходили в парк и приносили в кормушку хлебные крошки и семечки. Так дети помогли птицам пережить лютую зиму и дождаться весны!
Воспитатель:
С наступлением зимы, когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает 2 важных вопроса: куда спрятаться на ночь от холода и как прокормиться. Пищи мало, а кушать хочется больше, потому что холодно. Поэтому зимой птицы очень прожорливы - почти целый день они ищут пищу. Если птица останется голодной, то она не доживет до утра. Грустно, но только 1 из 10 птичек доживает до весны. Поэтому зимой птиц нужно подкармливать.
И чтобы помочь им люди мастерят кормушки. Сделать их можно из разных материалов: дерева, пластика, пакетов молока и сока, пробок, банок, палочек от мороженого и др. Но при этом надо соблюдать правило: снег не должен засыпать корм, значит, у кормушки должна быть крыша и желательно бортики, а у бутылок и картонных пакетов не очень большие отверстия. А вот в таких домиках-скворечниках часто ночуют зимой снегири, синицы и воробьи. Размещают кормушки так, чтобы птицы могли хорошо видеть окружающее пространство, это поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность.
Музыкальная пауза «Покормим птичку»
Воспитатель:
Покормить можно практически любых птиц. Подготовку корма начинать можно еще летом: когда вы едите арбузы и дыни – соберите и высушите семена. Зимой им будут очень рады синички. Для снегиря можно высушить крапиву и рябину, у которой они съедают не сами ягоды, а семечки из них. Почти всем птицам можно давать нежареные семечки, черствый белый хлеб, крупу. Очень любят сало синички, а в сильные морозы нужно угощать птиц сливочным маслом. Нельзя давать птицам черный хлеб, соленые, жареные, кислые, острые продукты!
Птицы привыкают к местам кормежки и прилетают к ним с точностью часов. Но кормить их нужно 1- 2 раза в день, не более, так как часть корма они должны искать сами. Если кормушка висит всегда в одном месте и в ней есть корм, то возле нее всегда будут держаться птицы. При этом птицы осматривают ветки и стволы деревьев поблизости, уничтожая вредителей.
Птичка крылышками машет
И летит себе в гнездо,
И своим друзьям расскажет,
Где она взяла зерно.
Игра под музыкальное сопровождение «Птичья столовая »: из разрезных картинок дети складывают зимующих птиц, из полосок – кормушку, насыпают корм птичкам.
4.Заключительная часть:
Воспитатель:
О каких птицах мы с вами сегодня говорили? (Ответ детей: о зимующих )
Что мастерят люди для птиц зимой? (Ответ детей: кормушки )
Чем можно подкармливать птиц? (Ответ детей: семечками, черствым белым хлебом, крупой, салом, ягодами рябины, сливочным маслом)
Конечно, мы не спасем птиц от полного вымирания, но доживет их до весны намного больше. А это значит, что богаче будут наши парки и леса. Помогая птицам в тяжелую минуту, вы становитесь добрее. Без птиц нет будущего, там - где плохо им, плохо и нам!
Чтение стихотворения А. Яшина « Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло!
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А сейчас я хочу подарить вам раскраски зимующих птиц . Дома вы их раскрасите и расскажете своим родителям об том, что сегодня узнали, попросите сделать кормушки и повесите их у своего дома. А по дороге в садик будете подкармливать птичек.
Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познание» «Ознакомление с окружающим»
Тема: «Зимующие птицы»
II младшая группа № 4 «Морошка»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать формировать представление о зиме, признаках зимы (стало холодно, деревья стоят голые, люди надели тёплую одежду, перелётные птицы улетели на юг и т.д.), учить из множества находить картину с изображением данного времени года;
- учить узнавать и называть зимующих птиц в цветном и силуэтном изображениях (голубь, воробей, ворона). называть корм для птиц;
- продолжать формировать художественные умения и навыки: правильно держать кисть, набирать клей и т.д.;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать константность зрительного восприятия;
- развивать связную речь;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение сортировать различные семена, опираясь на зрительный анализатор;
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.
Оборудование: фланелеграфы, картины с изображением времён года, кормушка, аудиозаписи «Пение птиц», «Мяуканье кошки», подсолнечные семечки, семечки арбуза, рис, пшено, блюдца, тарелки, наклонные плоскости, цветные и силуэтные изображения зимующих птиц (голубь, воробей, ворона), клей, кисти и другие материалы для аппликации.
1. Организационный момент
Воспитатель: «Ребята, скажите, какое сейчас время года? Как вы узнали?»
(Зима. На улице холодно, деревья стоят голые, кругом лежит снег, люди надели тёплую одежду, птицы улетели на юг.)
Воспитатель: «Все птицы улетели на юг или нет? Как мы называем одним словом тех птиц, которые остались с нами зимовать?»
(Нет. Зимующие птицы.)
Воспитатель: «Перед вами картины времён года. Покажите мне, пож-та, ту картину, на которой изображена зима. Посмотрите внимательно и скажите, какие зимующие птицы на неё изображены?»
(Голубь, воробей, ворона.)
Воспитатель: «Ребята, вы так много зимующих птиц назвали. Но почему-то в мою кормушку, которую я повесила на нашем участке, так никто и не прилетел. Как вы думаете почему?»
(Она пустая. Там нет корма.)
Воспитатель: «А чем же птицы питаются? Вы можете подсказать мне, какой корм нужно туда положить?»
(Пшено, семечки, хлеб, ягоды и др.)
Воспитатель: «Спасибо, вы мне очень помогли, я теперь постоянно буду наполнять кормушку кормом, и ещё больше зимующих птиц будет прилетать на наш участок».
2. Д/и «Сортировка»
Учитель-дефектолог: «А теперь посмотрим, что же ещё может служить кормом для птиц!? У вас на столах в зелёных тарелках лежит крупа (рис, пшено) и семечки (подсолнечные, арбузные), но пока я несла тарелки, ё меня всё перемешалось. Помогите мне, пож-та, разобраться - вам нужно в жёлтое блюдце переложить все семечки».
(Дети выполняют задание.)
3. Динамическая пауза «Птички и кот»
Учитель-дефектолог: «Мы с вами хорошо потрудились. И теперь давайте немножко отдохнём. Что вы слышите? А сейчас?»
(Воспитатель включает аудиозаписи «Пение птиц» и «Мяуканье кошки».
Поют птицы. Кошка мяукает.)
Учитель-дефектолог: «Как только услышите пение птиц, сразу начинаете летать. Давайте покажем, как птицы машут крыльями. Но как только мяукнет кошка, нужно сесть на корточки и затаиться, чтобы не попасться кошке в лапы».
4. Аппликация «Необычные кормушки»
Воспитатель: «Мы с вами поиграли, отдохнули. А теперь мы предлагаем помочь зимующим птицам пережить зиму - сделать для них замечательные кормушки! Перед вами силуэты зимующих птиц. Назовите их. У вас на столах есть баночки с клеем, но это не обычный клей, он сварен из муки и называется клейстер, поэтому для птиц он будет не вреден. Сейчас берём кисти, намазываем силуэты птиц клеем и начинаем посыпать пшеном, косточками и др.»
Учитель-дефектолог и воспитатель: «Посмотрите, какие замечательные и необычные кормушки у нас получились! Сегодня на прогулке мы обязательно повесим их на нашем участке и поможем зимующим птицам пережить зиму!»
Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".
Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.
Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.
Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания, мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.
Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.
Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки, запись пения птиц.
Ход занятия.
Вступление.
Круг радости.
Здраствуй, друг, вот и я.
Мы хорошие друзья.
Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.
Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе.А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим, что это за птица.
Кто знает, как эта птица называется? (Сорока.)
В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
А кто знает потешку про сороку- белобоку?
Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"
Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? (Воробей.)
У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая,а которая маленькая? (ответы детей)
Ой посмотрите, дети, к нам прилетел снегирек.(показ макета птицы " Снегирь".)
Прилетел к нам снегирек.
Сел на ветку снегирек,
Снег пошел- он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)
Ребята, посмотрите,чем снегирь отличается от воробушка?(ответы детей.)
Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)
Угадай, какая птица?
Бойкая, задорная, ловкая, проворная.
Звонко тенькает:" Тень, тень."
Как хорош морозный день. Что эта за птица? (ответы детей.)
У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?
Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?(ответы детей.)
Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.(дети повторяют.)
Словарная работа: зимующие птицы.
Билингвальный компонент: кыс- птичка, торгай- воробей.
На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.
Физкультминутка:" Птичка раз."
Ребята, что едят птички? (ответы детей.)
Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? (ответы детей.)
У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.
А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.
(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)
Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.
Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. (повесить кормушку на ветку.)
Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. (Слушание голосов птиц.)
А на улице еще много голодных птиц.У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.
(Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)
Итог занятия:
Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)
Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)
Наталия Василенко
Задачи :
1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.
2. Закрепить понятие «зимующие » птицы ;
3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц ;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами .
5. Активизировать в речи обобщающие слова : «зимующие птицы » ; умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса;
6. Расширить словарный запас : корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.
7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов
8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме ,
9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах .
10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам .
11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Оборудование : фланелеграф, картинки с изображением зимующих птиц , карточка – схема «Строение птиц » ; разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку» , набор картинок к игре «Четвертый лишний» , запись «Шум леса – голоса птиц » , «Звуки природы – зима» . Коробка с угощением для птиц : семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка. Мяч. Снежинки.
Предварительная работа : беседа о зимующих птицах , наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.
Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока» ; А. Барто «Синица» ; В. Бианки «Лесная газета» .
Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.
Работа с родителями : проведение собрания от 16.01.2014 по теме «Роль семьи в речевом развитие ребенка» .
Памятки : ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ"ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!"
"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"
Ход занятия:
Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц . Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
Как мы их называем? - (Перелетные)
Но не всем птицам страшна зима . А как называются птицы , которые остаются зимовать? – (зимующие )
В это время влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель : Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.
Сорока : Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой» ?
Воспитатель : Так какую новость ты нам принесла?
Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.
Воспитатель : Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.
1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)
Выставить картинку воробья.
Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета) .
2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока)
Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(появляется картинка с изображением вороны)
Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами
И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)
(Появляется картинка с изображением голубя)
Опишите его. (Оперение голубя серое)
Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах . Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица) .
Как можно назвать, одним словом этих птиц ? Почему? (зимующие , потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц ? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)
К схеме вызвать «сороку» , она называет части птицы , а дети отвечают на вопросы воспитателя.
Что птица делает клювом ? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.
Игра «Какой птички не стало?»
На доске - четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц . Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :
Какой птички не стало?
Воспитатель : Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима» . Холодно зимой в лесу надо нам погреться.
Физ. минутка «Погреемся» .
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки :
Хлоп – хлоп – хлоп.
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее :
Топ – топ – топ.
Мы согреем щеки, шею.
(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев).
Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,
Да, да, да.
Воспитатель : вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц . Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.
Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.
Упражнение «Подуй на снежинки» . Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.
Воспитатель : Ребята, это зима заморозила птиц , превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц .
Игра «Собери птицу из частей » . Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое . Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили , стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали ? Дети рассказывают стихи.
1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.
2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей . Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.
3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы : «Синий, синий день!»
4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.
5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.
Ребята, скажите, какие это птицы ? (зимующие ) .
Воспитатель : А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса ?
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона - каркает - кар – кар!
Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!
Синица - щебечет - синь- синь- синь!
Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!
Голубь - воркует - груу- груу- груу!
Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу .
Игра «Четвертый лишний» .
Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь – воробей – петух – ворона.
Голубь – ворона – синица – ласточка….
Воспитатель : Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу . Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие ) . Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.
Физ. минутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями) .
Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)
Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.
Ребята, легко ли птицам зимой в лесу ? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы ?
Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц : пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют : Чем можно угостить птиц ?
Игра : «Птичья столовая»
Воробей – хлебные крошки,
Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,
Синичка – любит сало,
Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки , семечки, крошки.
Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой ? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц , наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка» .
Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.
Сорока : спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.
Воспитатель : До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!
Итог : О каких птицах мы говорили ? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Д/ и «Собери картинку» - птицы
Д / и «Четвертый лишний – птицы »