Тема зимующие птицы для второй младшей. Конспект «Зимующие птицы», младшая группа. этап – планирование деятельности

Наталья Сулимова
Занятие во второй младшей группе «Зимующие птицы»

Непосредственно образовательная деятельность

Занятие в 2ой младшей группе «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формирование интереса к зимующим птицам , умение узнавать их по внешнему виду;

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участия в занятие , нравственно-эстетических чувств к природе;

Развитие наблюдательности при рассматривании птиц , диалогической связной речи, логического мышления, умение сравнивать;

Совершенствование умения отгадывать загадки;

Воспитывать желания заботиться о птицах , подкармливать их зимой, прививать бережное отношение к ним.

Демонстрационный материал :

конверт с письмом, кормушка, корм для птиц , иллюстрации с изображением зимующих птиц .

Ход занятия:

Обратить внимание детей на то, что на подоконнике сидит птичка и что-то держит в клюве.

Ребята, птичка принесла нам письмо. Интересно, от кого оно? (прочесть)

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам зимующие птицы , которые живут рядом с вашим детским садом. У нас к вам просьба, пожалуйста, помогите нам перезимовать».

Зима богата снегом, снежинками, вьюгами, метелями. И зимой птицам очень трудно прокормиться. Птицам зимой холодно и голодно, так как корм, который они едят, зимой оказался под глубоким слоем снега.

Ребята, а вам интересно какие птицы просят нас о помощи ? Давайте отправимся на улицу, и посмотрим, какие птицы там живут . А чтобы туда попасть, давайте превратимся в снежинки (звучит музыка, дети кружатся и «превращаются» в снежинки)

Вы, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь! Снежинки такие пушистые, легкие, красивые. Они кружатся и опускаются на опушку леса.

Ребята, а чтобы узнать, какие птицы живут в лесу , давайте соберем разрезные картинки (дидактическая игра «Собери картинку» )

Ребята, назовите птиц , которые не улетели, а остались зимовать с нами и которые часто прилетают к нам на окно (воробей, синица) . Птицам очень голодно и поэтому они зимой селятся ближе к людям, чтобы они их подкармливали.

Ребята, отгадайте загадки о зимующих птицах .

Я весь день ловлю жуков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик – чирик! Не робей.

Я бывалый (воробей.)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

Дидактическая игра «Чем похожи?»

По сколько ног у этих птиц ?

Чем покрыто их тело?

С помощью чего птицы летают ?

Сколько крыльев у птиц ?

Дидактическая игра «Чем различаются?»

Какого цвета перья у птиц ?

Как кричат эти птицы ?

Как они передвигаются? (прыгают, ходят)

Что они едят?

Физкультминутка «Птички в гнездах»

Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад и приготовить еду для птиц (звучит музыка, снежинки кружатся, оказываются в детском саду и превращаются в детей)

Давайте вспомним, что едят птицы .

Дидактическая игра «Правильно разложи корм птицам »

Ребята, а как на улице накормить птиц ? (положить корм в кормушку) .

Правильно, только у нас нет кормушки, где же её взять? (раздается стук в дверь)

Ребята, к нам в гости пришел наш дворник дядя Ваня. Он принес нам домик для птиц .

Дядя Ваня

Я старался, что есть сил,

Птичкам домик смастерил.

Прилетайте хоть сейчас,

Хватит места в нем для вас.

Из чего сделана кормушка?

Хорошо, что дядя Ваня сделал кормушку для птиц ?

(дети благодарят дворника, кладут корм в кормушку)

Мы сейчас пойдем на прогулку и повесим кормушку, покормим птиц .

Покормите птиц зимой ,

Пусть со всех концов.

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приручайте птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Надо помогать, птицам пережить тяжелое время, помните самое страшное для птиц не холод , а голод. Когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к людям. Люди – добрые, они пожалеют несчастных птиц и покормят их кого зерном, кого крошками,а кого сальцем.

Публикации по теме:

Петушок и его семья. Цели: Познакомить детей с игрушками, изображающими петуха, курицу и цыпленка; Дать понять знания о домашних животных;.

Коллективная работа второй младшей группы,в технике пластилинография "Зимующие птицы" Цель: закрепить и расширить представления детей о.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Актуальность Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению.

Программное содержание: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление.

Открытое занятие в старшей группе по итогам проекта «Перелетные и зимующие птицы» Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных.

Э. Н. голованова:«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,.

Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» ГБОУ Школа лицей №1420 Занятие по окружающему миру и рисованию в подготовительной группе «Зимующие и перелетные птицы» Подготовила.

Занятие в подготовительной группе «Зимующие птицы» Занятие в подготовительной к школе группе

Тема занятия «Покормите птиц зимой!»

(Образовательная область « Ребенок и природа»)

Цель:

закрепить названия зимующих в городе птиц, фигуру «квадрат»;

совершенствовать умение отгадывать загадки;

дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

развивать у детей речь, мелкую моторику, интерес к жизни птиц;

воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их.

Предварительная работа:

беседа о зимующих птицах,

изготовление кормушек родителями,

наблюдение за птицами в природе,

разучивание музыкальных движений, пальчиковой игры.

Оборудование:

игрушка кота Тома,

загадки о зимующих птицах,

картинки зимующих птиц,

рассказ «Покормите птиц зимой»,

рисунки кормушек, образец кормушки;

образцы корма,

музыкальные записи: «Покормим птиц», «Воробьиная песня»;

разрезные картинки, полоски для кормушки, корм для игры «Птичья столовая»;

стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»,

раскраски зимующих птиц.

Интеграция образовательных областей :

ребенок и общество,

элементарные математические представления,

развитие речи,

музыкальная деятельность,

физическая культура.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия:

1.Организационный момент .

Воспитатель:

Сегодня гости к нам пришли,

Сердец своих тепло нам принесли.

Ребенок:

Встречаем мы всегда гостей

Радушно и сердечно.

И говорим вам

Всем, всем, всем:

Все дети:

Доброе утро!

2.Сюрпризный момент:

Стук в дверь: в гости приходит кот Том:

Здравствуйте, ребята! Как у вас дела? (ответы детей: хорошо! ). А у меня не очень. Я сегодня нашалил: дома вазу разбил. Очень моя хозяйка разозлилась и сказала, что сегодня меня кормить не будет: «Иди, - говорит,- Том, на улицу и сам себе еду поищи!» Я вначале обрадовался: пойду, думаю, погуляю, воздухом свежим подышу, птичек себе наловлю и скушаю. Но что-то я замерз и птичек не нашел. Тут вспомнил, что у вас в группе птичка живет. Может, вы меня ею угостите? (ответ детей: нет! ) Какие вы жадные! Я с вами дружить не буду!

Воспитатель:

Мы не жадные, Том. Мы тебя котлеткой угостим и молочком! А птичка пусть живет вместе с нами, она наш друг, как и ты!

Кот Том:

Ладно, я согласен на котлетку с молочком!

Воспитатель:

Ну, вот и хорошо Том. Сядь пока, отдохни, погрейся, а мы тебе расскажем, куда птички подевались.

3.Оснавная часть:

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, почему Том птичек не нашел? (ответы детей: потому что они улетели в теплые края) . Верно, с наступлением зимы многие птицы, спасаясь от холода и голода, улетают в теплые края, но немало их остается и с нами зимовать. А вот какие это птицы, давайте отгадаем!

    Загадки:

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее (синичка)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это (снегири)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее (сорока)

Известно с давних нам времен

Что эта птица – почтальон! (голубь)

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей

Окраской сероватая

Каркунья хрипловатая! (ворона)

Молодцы! Всех птичек угадали! А сейчас я прочитаю вам рассказ об одной из этих птичек. Слушайте!

    Рассказ «Покормите птиц зимой!»

Однажды зимой Маша и Коля гуляли в парке. И вдруг на снегу дети увидели замерзающего воробья. Маша взяла в руку пташку и стала согревать своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся и стал клевать семечки. Вечером папа вместе с Колей смастерили кормушку.

На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку повесили в парке на березе. Каждый день дети приходили в парк и приносили в кормушку хлебные крошки и семечки. Так дети помогли птицам пережить лютую зиму и дождаться весны!

Воспитатель:

С наступлением зимы, когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает 2 важных вопроса: куда спрятаться на ночь от холода и как прокормиться. Пищи мало, а кушать хочется больше, потому что холодно. Поэтому зимой птицы очень прожорливы - почти целый день они ищут пищу. Если птица останется голодной, то она не доживет до утра. Грустно, но только 1 из 10 птичек доживает до весны. Поэтому зимой птиц нужно подкармливать.

И чтобы помочь им люди мастерят кормушки. Сделать их можно из разных материалов: дерева, пластика, пакетов молока и сока, пробок, банок, палочек от мороженого и др. Но при этом надо соблюдать правило: снег не должен засыпать корм, значит, у кормушки должна быть крыша и желательно бортики, а у бутылок и картонных пакетов не очень большие отверстия. А вот в таких домиках-скворечниках часто ночуют зимой снегири, синицы и воробьи. Размещают кормушки так, чтобы птицы могли хорошо видеть окружающее пространство, это поможет им вовремя среагировать на приближающуюся опасность.

    Музыкальная пауза «Покормим птичку»

Воспитатель:

Покормить можно практически любых птиц. Подготовку корма начинать можно еще летом: когда вы едите арбузы и дыни – соберите и высушите семена. Зимой им будут очень рады синички. Для снегиря можно высушить крапиву и рябину, у которой они съедают не сами ягоды, а семечки из них. Почти всем птицам можно давать нежареные семечки, черствый белый хлеб, крупу. Очень любят сало синички, а в сильные морозы нужно угощать птиц сливочным маслом. Нельзя давать птицам черный хлеб, соленые, жареные, кислые, острые продукты!

Птицы привыкают к местам кормежки и прилетают к ним с точностью часов. Но кормить их нужно 1- 2 раза в день, не более, так как часть корма они должны искать сами. Если кормушка висит всегда в одном месте и в ней есть корм, то возле нее всегда будут держаться птицы. При этом птицы осматривают ветки и стволы деревьев поблизости, уничтожая вредителей.

    Пальчиковая игра:

Птичка крылышками машет

И летит себе в гнездо,

И своим друзьям расскажет,

Где она взяла зерно.

    Игра под музыкальное сопровождение «Птичья столовая »: из разрезных картинок дети складывают зимующих птиц, из полосок – кормушку, насыпают корм птичкам.

4.Заключительная часть:

Воспитатель:

О каких птицах мы с вами сегодня говорили? (Ответ детей: о зимующих )

Что мастерят люди для птиц зимой? (Ответ детей: кормушки )

Чем можно подкармливать птиц? (Ответ детей: семечками, черствым белым хлебом, крупой, салом, ягодами рябины, сливочным маслом)

Конечно, мы не спасем птиц от полного вымирания, но доживет их до весны намного больше. А это значит, что богаче будут наши парки и леса. Помогая птицам в тяжелую минуту, вы становитесь добрее. Без птиц нет будущего, там - где плохо им, плохо и нам!

Чтение стихотворения А. Яшина « Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло!

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А сейчас я хочу подарить вам раскраски зимующих птиц . Дома вы их раскрасите и расскажете своим родителям об том, что сегодня узнали, попросите сделать кормушки и повесите их у своего дома. А по дороге в садик будете подкармливать птичек.

Непосредственно образовательная деятельность
Образовательная область «Познание» «Ознакомление с окружающим»

Тема: «Зимующие птицы»

II младшая группа № 4 «Морошка»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

Продолжать формировать представление о зиме, признаках зимы (стало холодно, деревья стоят голые, люди надели тёплую одежду, перелётные птицы улетели на юг и т.д.), учить из множества находить картину с изображением данного времени года;
- учить узнавать и называть зимующих птиц в цветном и силуэтном изображениях (голубь, воробей, ворона). называть корм для птиц;
- продолжать формировать художественные умения и навыки: правильно держать кисть, набирать клей и т.д.;

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать константность зрительного восприятия;
- развивать связную речь;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение сортировать различные семена, опираясь на зрительный анализатор;

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать желание заботиться о зимующих птицах.

Оборудование: фланелеграфы, картины с изображением времён года, кормушка, аудиозаписи «Пение птиц», «Мяуканье кошки», подсолнечные семечки, семечки арбуза, рис, пшено, блюдца, тарелки, наклонные плоскости, цветные и силуэтные изображения зимующих птиц (голубь, воробей, ворона), клей, кисти и другие материалы для аппликации.

1. Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, скажите, какое сейчас время года? Как вы узнали?»
(Зима. На улице холодно, деревья стоят голые, кругом лежит снег, люди надели тёплую одежду, птицы улетели на юг.)

Воспитатель: «Все птицы улетели на юг или нет? Как мы называем одним словом тех птиц, которые остались с нами зимовать?»
(Нет. Зимующие птицы.)

Воспитатель: «Перед вами картины времён года. Покажите мне, пож-та, ту картину, на которой изображена зима. Посмотрите внимательно и скажите, какие зимующие птицы на неё изображены?»
(Голубь, воробей, ворона.)

Воспитатель: «Ребята, вы так много зимующих птиц назвали. Но почему-то в мою кормушку, которую я повесила на нашем участке, так никто и не прилетел. Как вы думаете почему?»
(Она пустая. Там нет корма.)

Воспитатель: «А чем же птицы питаются? Вы можете подсказать мне, какой корм нужно туда положить?»
(Пшено, семечки, хлеб, ягоды и др.)

Воспитатель: «Спасибо, вы мне очень помогли, я теперь постоянно буду наполнять кормушку кормом, и ещё больше зимующих птиц будет прилетать на наш участок».

2. Д/и «Сортировка»

Учитель-дефектолог: «А теперь посмотрим, что же ещё может служить кормом для птиц!? У вас на столах в зелёных тарелках лежит крупа (рис, пшено) и семечки (подсолнечные, арбузные), но пока я несла тарелки, ё меня всё перемешалось. Помогите мне, пож-та, разобраться - вам нужно в жёлтое блюдце переложить все семечки».
(Дети выполняют задание.)

3. Динамическая пауза «Птички и кот»

Учитель-дефектолог: «Мы с вами хорошо потрудились. И теперь давайте немножко отдохнём. Что вы слышите? А сейчас?»
(Воспитатель включает аудиозаписи «Пение птиц» и «Мяуканье кошки».
Поют птицы. Кошка мяукает.)
Учитель-дефектолог: «Как только услышите пение птиц, сразу начинаете летать. Давайте покажем, как птицы машут крыльями. Но как только мяукнет кошка, нужно сесть на корточки и затаиться, чтобы не попасться кошке в лапы».





4. Аппликация «Необычные кормушки»

Воспитатель: «Мы с вами поиграли, отдохнули. А теперь мы предлагаем помочь зимующим птицам пережить зиму - сделать для них замечательные кормушки! Перед вами силуэты зимующих птиц. Назовите их. У вас на столах есть баночки с клеем, но это не обычный клей, он сварен из муки и называется клейстер, поэтому для птиц он будет не вреден. Сейчас берём кисти, намазываем силуэты птиц клеем и начинаем посыпать пшеном, косточками и др.»

Учитель-дефектолог и воспитатель: «Посмотрите, какие замечательные и необычные кормушки у нас получились! Сегодня на прогулке мы обязательно повесим их на нашем участке и поможем зимующим птицам пережить зиму!»

Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".

Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.

Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.

Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания, мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.

Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.

Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки, запись пения птиц.

Ход занятия.

Вступление.

Круг радости.

Здраствуй, друг, вот и я.

Мы хорошие друзья.

Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.

Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе.А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим, что это за птица.

Кто знает, как эта птица называется? (Сорока.)

В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

А кто знает потешку про сороку- белобоку?

Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"

Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? (Воробей.)

У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая,а которая маленькая? (ответы детей)

Ой посмотрите, дети, к нам прилетел снегирек.(показ макета птицы " Снегирь".)

Прилетел к нам снегирек.

Сел на ветку снегирек,

Снег пошел- он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)

Ребята, посмотрите,чем снегирь отличается от воробушка?(ответы детей.)

Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)

Угадай, какая птица?

Бойкая, задорная, ловкая, проворная.

Звонко тенькает:" Тень, тень."

Как хорош морозный день. Что эта за птица? (ответы детей.)

У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?

Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?(ответы детей.)

Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.(дети повторяют.)

Словарная работа: зимующие птицы.

Билингвальный компонент: кыс- птичка, торгай- воробей.

На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.

Физкультминутка:" Птичка раз."

Ребята, что едят птички? (ответы детей.)

Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? (ответы детей.)

У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.

А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.

(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)

Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.

Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. (повесить кормушку на ветку.)

Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. (Слушание голосов птиц.)

А на улице еще много голодных птиц.У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.

(Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)

Итог занятия:

Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)

Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)

Наталия Василенко

Задачи :

1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить понятие «зимующие » птицы ;

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц ;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами .

5. Активизировать в речи обобщающие слова : «зимующие птицы » ; умение говорить «громко – тихо» , вырабатывать силу голоса;

6. Расширить словарный запас : корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.

7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме ,

9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах .

10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам .

11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Оборудование : фланелеграф, картинки с изображением зимующих птиц , карточка – схема «Строение птиц » ; разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку» , набор картинок к игре «Четвертый лишний» , запись «Шум леса – голоса птиц » , «Звуки природы – зима» . Коробка с угощением для птиц : семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка. Мяч. Снежинки.

Предварительная работа : беседа о зимующих птицах , наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.

Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока» ; А. Барто «Синица» ; В. Бианки «Лесная газета» .

Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.

Работа с родителями : проведение собрания от 16.01.2014 по теме «Роль семьи в речевом развитие ребенка» .

Памятки : ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ"ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!"

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"

Ход занятия:

Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц . Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

Как мы их называем? - (Перелетные)

Но не всем птицам страшна зима . А как называются птицы , которые остаются зимовать? – (зимующие )

В это время влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.

Сорока : Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой» ?

Воспитатель : Так какую новость ты нам принесла?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей)

Выставить картинку воробья.

Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета) .

2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока)

Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

3. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)

(Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая.

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

(появляется картинка с изображением вороны)

Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами

И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь)

(Появляется картинка с изображением голубя)

Опишите его. (Оперение голубя серое)

Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах . Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица) .

Как можно назвать, одним словом этих птиц ? Почему? (зимующие , потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц : Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет схема. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц ? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

К схеме вызвать «сороку» , она называет части птицы , а дети отвечают на вопросы воспитателя.

Что птица делает клювом ? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.

Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц . Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

Какой птички не стало?

Воспитатель : Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима» . Холодно зимой в лесу надо нам погреться.

Физ. минутка «Погреемся» .

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки :

Хлоп – хлоп – хлоп.

Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее :

Топ – топ – топ.

Мы согреем щеки, шею.

(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев).

Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,

Да, да, да.

Воспитатель : вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц . Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.

Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.

Упражнение «Подуй на снежинки» . Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.

Воспитатель : Ребята, это зима заморозила птиц , превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц .

Игра «Собери птицу из частей » . Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое . Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили , стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали ? Дети рассказывают стихи.

1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.

2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей . Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.

3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы : «Синий, синий день!»

4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.

5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.

Ребята, скажите, какие это птицы ? (зимующие ) .

Воспитатель : А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса ?

Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!

Ворона - каркает - кар – кар!

Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!

Синица - щебечет - синь- синь- синь!

Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!

Голубь - воркует - груу- груу- груу!

Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу .

Игра «Четвертый лишний» .

Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Снегирь – воробей – петух – ворона.

Голубь – ворона – синица – ласточка….

Воспитатель : Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу . Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие ) . Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.

Физ. минутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями) .

Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)

Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.

Ребята, легко ли птицам зимой в лесу ? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы ?

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц : пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют : Чем можно угостить птиц ?

Игра : «Птичья столовая»

Воробей – хлебные крошки,

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,

Синичка – любит сало,

Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки , семечки, крошки.

Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой ? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц , наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка» .

Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.

Сорока : спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.

Воспитатель : До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!

Итог : О каких птицах мы говорили ? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Д/ и «Собери картинку» - птицы

Д / и «Четвертый лишний – птицы »