Структура взаимодействия в общении. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие и взаимовлияние в структуре общения

  • 2. Основные характеристики общения
  • 3. Структура взаимодействия в общении
  • 4. Социально-психологическая общность как результат общения
  • 5. Социально-психологические механизмы общения
  • Тема 5 структура социального общения
  • 1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • 2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
  • 3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
  • Тема 6 психология социализации личности
  • 1. Понятие «социализация» и ее сущность
  • 2. Социальная нормативность и ее структура: объективные предпосылки социализации
  • 3. Психология освоения социальных норм: субъективные предпосылки социализации
  • 5. Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
  • Тема 7 психология социально-ролевого поведения личности
  • 1. Социальная дифференциация
  • 2. Социальный статус
  • 3. Социальная роль
  • 4. Ролевые отношения и ролевое поведение личности
  • Тема 8 социальные и межличностные отношения
  • 1. Общее и особенное в социальных и межличностных отношениях
  • 2. Место и природа межличностных отношений
  • 3. Личность и общение в системе общественных и межличностных отношений
  • Тема 9 формы межличностных отношений
  • 1. Межличностные отношения «навстречу людям»
  • 2. Межличностные отношения «от людей»
  • 3. Межличностные отношения «против людей»
  • Тема 10 лидерство как социально-психологический феномен
  • 3. Психологические потребности и мотивы лидера
  • 4. Власть и авторитет лидера
  • 5. Виды и механизм власти лидера
  • 6. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров
  • Психологический практикум
  • Раздел 3
  • Тема 11. Социально-психологическая ситуация как феномен социальной психологии
  • 2. Классификация социально-психологических ситуаций
  • 4. Адаптация как универсальная стратегия эффективного поведения индивида в социально-психологической ситуации
  • Тема 12. Психология социальной напряженности
  • 1.Социальная напряженность и ее психологическая характеристика
  • 4. Модели поведения субъекта в условиях социальной напряженности
  • Психологический практикум
  • Тема 13
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 1. Понятие и типы экстремальной ситуации
  • 3. Личностно ориентированные формы поведения жертв экстремальной ситуации
  • 5. Социальные формы поведения в экстремальной ситуации
  • Раздел 4
  • Раздел 4
  • Тема 14
  • 1. Специфика социально-психологического подхода
  • 2. Теоретические подходы к исследованию малых групп
  • 3. Сущность и содержание понятия «малая группа»
  • 4. Классификация малых групп
  • 5. Психологические характеристики малой группы
  • Тема 15 групповая динамика и ее психологические механизмы
  • 2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы
  • 4. Изменение групповой динамики как социальная техника
  • Тема 16 психология организованных социальных групп: психология производственного коллектива
  • 1. Содержание и структура психологии коллектива
  • 2. Психологическая типология членов трудового коллектива
  • Тема 17
  • 11Сих0л0гия организованных социальных групп: ! психология семьи
  • 1. Психологические типы семьи
  • 12 3 4 5 7 Свобода
  • 3. Психология супружеских взаимоотношений в семье
  • Психологическим практикум
  • ТЕма 18
  • 1. Методология исследования психологии больших социальных групп
  • 2. Особенности психологии классов
  • 3. Психологические особенности этнических групп
  • Психологический практикум
  • Тема 19
  • 2. Масса и вождь
  • 3. Поведение индивидов в массе
  • 4. Поведение массы
  • Тема 20
  • 1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав
  • 2. Классификация толпы
  • 3. Психологические свойства толпы
  • 4. Психологические особенности индивида в толпе
  • 5. Поведение толпы
  • 6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
  • 3. Структура взаимодействия в общении

    Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

    Взаимодействие- это процесс, который складывается из:

    Физического контакта;

    Перемещения в пространстве;

    Совместного группового или массового действия;

    Духовного вербального контакта;

    Невербального информационного контакта.

    Взаимодействия бывают:

    Внутриличностные;

    Межличностные;

    Личностно-групповые;

    Личностно-массовые;

    Межгрупповые;

    Массово-групповые.

    В структуру взаимодействия входят:

    Субъекты взаимодействия;

    Взаимная связь субъектов общения;

    Взаимное воздействие субъектов;

    Взаимные изменения субъектов общения.

    4. Социально-психологическая общность как результат общения

    В общении и через общение формируется социально-психологическая общность - МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

    В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

    Понятие «общность» многозначно:

    Социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;

    Объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

    Общность может выполнять следующие функции:

    Закреплять групповые особенности;

    Обособлять одну группу от другой;

    Выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.

    Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

    Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

    Общность обычно проявляется в:

    Идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

    Согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;

    Взаимопонимании;

    Симпатии и эмпатии;

    Кооперации деятельности.

    Итак, общность - это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

    5. Социально-психологические механизмы общения

    Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.

    Заражение - это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.

    Заражение - это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

    Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения - эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

    Источником заражения является носитель эмоционального заряда - индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.

    Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя- ние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)

    Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.

    Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.

    Внушение - это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.

    К основным условиям эффективности внушения относят:

    Доверие к нему;

    Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

    Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.

    Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:

    При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо- ций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);

    Процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;

    Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства - восклицания, ритмы и др.

    Убеждение - это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.

    Убеждение - это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

    Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:

    Убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;

    Убеждение является последовательным и доказательным;

    Убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;

    Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

    Убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.

    Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.

    При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение -" преимущественно эмоционально-волевое воздействие.

    Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.

    Подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

    Различают несколько видов подражания:

    Логическое и внелогическое;

    Внутреннее и внешнее;

    Подражание-мода и подражание-обычай. Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:

    Подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;

    Низшие по социальной лестнице подражают высшим. Установлены три способа подражания:

    Когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

    Когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;

    Когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

    Частным случаем подражания выступает мода. Мода - это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.

    Мода - это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.

    Мода выполняет следующие функции:

    Коммуникативную (общения);

    Интерактивную (согласования, взаимодействия);

    Компенсаторную (психологической защиты индивида).

    6. Соотношение общения, деятельности и поведения

    Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.

    В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.

    Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.

    Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:

    Как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;

    Как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

    Как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;

    Как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:

    Как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;

    Как речевая деятельность.

    По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.

    Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.

    Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.

    Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, - это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.

    Контрольные вопросы:

    1. Какова сущность понятия «общение»?

    2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение - это:

    Вид самостоятельной человеческой деятельности;

    Атрибут других видов человеческой деятельности;

    Взаимодействие субъектов.

    3. Каковы основные элементы содержания общения?

    4. Каково содержание функций общения?

    5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?

    6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?

    7. Перечислите основные группы средств общения.

    8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

    9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

    10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»?

    11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание.

    12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?

    Психологический практикум

    Игра «Слои»

    Цель игры : показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.

    Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон - это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», - так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон - это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.

    Примерно одной трети участников игры завязывают глаза - им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».

    Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

    Какие они испытывали ощущения во время игры?

    Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?

    Игра «Нестандартный подход»

    Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.

    Каждый участник игры пробует произнести разными способами:

    а) свое имя;

    б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;

    в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировочки!»: один - как начальник, второй - как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;

    г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», - как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;

    д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;

    Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:

    Какой темп разговора кажется самым результативным?

    Как это связано с конкретной ситуацией?

    Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?

    Игра «Место встречи»

    Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

    Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:

    а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;

    б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.

    Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:

    Что мешало понять собеседника?

    Что помогало понять собеседника?

    Что помогало «встать» на позицию говорящего?

    Игра «Мечта»

    Цель игры : научиться анализировать собственные позиции в общении.

    Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: Если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?

    Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?

    Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?

    Тест «Коммуникативная компетентность»

    В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.

    1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.

    2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.

    3. Уверенность в себе - лучший способ общения.

    4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.

    5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.

    6. Улыбка - не обязательно признак радости.

    7. Общение - это простой процесс.

    9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто - самый заинтересованный.

    10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.

    11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.

    12. Вещи отражают индивидуальность.

    13. Умение слушать - вполне естественное умение.

    14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.

    15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.

    16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.

    17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.

    19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.

    20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.

    21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.

    22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.

    23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.

    24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^

    25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.

    26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.

    27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.

    28. Уверенное владение темой - почти стопроцентный залог успешного общения.

    29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.

    30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.

    31. Молчание - знак согласия.

    32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.

    33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.

    34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.

    35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.

    36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,

    37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.

    38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.

    39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.

    40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.

    41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.

    42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.

    43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.

    45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.

    46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.

    47. Повторение только что сказанного - хорошее доказательство того, что сообщение было понято.

    48. Люди часто общаются, не задумываясь.

    49. Криком ничего не добьешься.

    50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разобл ач ител ьн ы м.

    51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.

    52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.

    53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.

    54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.

    55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто,громко и уверенно.

    56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.

    57. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.

    58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,

    59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.

    60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.

    В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно»,

    «несогласен» означает «верно».

    1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28

    31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

    2 5 8 И 14 17 20 23 26 29

    32 35 38 41 44 47 50 53 56 59 .

    3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

    33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 "

    Степень коммуникативной компетентности: 1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.

    План

    1. Место взаимодействия в структуре общения.

    2. Роли и ролевые ожидания в общении.

    3. Механизмы взаимопонимания.

    4. Виды социального взаимодействия

    5. Техники и приёмы общения

    6. Правила слушания и ведения беседы,убеждения.

    Место взаимодействия в структуре общения

    Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей.

    Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая – по сравнению с коммуникативной – сторона общения.

    В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия.

    В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.
    Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:

    а) деятель,

    б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие),

    г) ценности (которые принимает каждый участник),

    д) ситуация (в которой совершается действие).

    Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого.

    Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции.

    При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении.

    Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) .

    Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

    Показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.)

    Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.

    Введение 2

    1. Психология общения 4

    1.1. Понятие общения в психологии_ 4

    1.2. Человек как субъект общения 12

    1.3. Общение как взаимодействие 15

    2. Общение как взаимодействие 19

    2.1. Место взаимодействия в структуре общения 19

    2.2. Взаимодействие как организация совместной деятельности_ 27

    3. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов 28

    3.1. Тест на общительность 28

    3.2. Приятно ли с вами общаться? 31

    Заключение 34

    Тема общения как взаимодействия является актуальной, так как является еще не до конца изученной. Этому вопросу посвящено множество научных трудов, но все же ученым не удалось до конца постичь все тайны общения как взаимодействия

    Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

    Гипотеза. Общительный человек совсем не обязательно должен быть приятным собеседником, и наоборот, человек не очень общительный, но умеющий хорошо слушать, вовремя поддержать беседу парой нужных слов может быть более приятным собеседником, чем общительный, но не умеющий слушать окружающих.

    Объектом исследования являются студенты МГУ в количестве 10 человек.

    Методы исследования: В качестве методов исследования нами были использованы: тест на общительность и тест «Приятный ли вы собеседник?».

    Задачи исследования:

    1. Дать определение понятия «Общение»;

    2. Рассмотреть основные аспекты общения;

    3. Изучить общение как взаимодействия.

    Объектом исследования является процесс общения.

    Предметом исследования является общение как взаимодействие.

    1. Психология общения

    1.1. Понятие общения в психологии

    Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

    Общение – сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

    Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

    Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А. Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно. Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне… общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». С этой позицией согласны многие авторы. Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности»[ .]

    В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека… Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения.

    Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

    Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

    Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

    В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

    Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).

    Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

    Интерактивная сторона общения - условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности . Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

    Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция . Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

    Кооперация обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

    Что касается конкуренции , то здесь анализ чаще сконцентрирован в наиболее яркой её форме - конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия).

    Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, регулирует свои отношения с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и ожиданиям окружающих.

    Один и тот же человек выполняет различные роли. Множество ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевыеконфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца осуждается.


    Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностныйконфликт.

    В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной конфликта являются также непреодолённые смысловые барьеры в общении, которые препятствуют налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для взаимопонимания и взаимодействия.

    Здесь большое значение имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированное в работах А. Н. Леонтьева. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами её осуществления, то, в чем запечатлены потребности человека. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важно умение поставить себя на место того, с кем общаешься. В любой ситуации общения требуется “одинаковое понимание ситуации”, т.е. понимание стратегии и тактики партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия могут быть разработаны только на основе взаимопонимания. В. Н. Куликов говорит, что взаимопонимание между общающимися людьми - это “единство взаимного понимания, взаимной эмпатии и взаимного доверия. В этой триаде исходным является понимание другого человека, которое помогает общающимся выбирать стратегию общения и отношения друг к другу”.

    Интересная теория конфликтного общения разработана американским психологом Э. Берном. С его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). “Я” в виде Дитя у человека возникает и разрабатывается в детстве. В том же возрасте за счет подражания старшим формируется родительское “Я”. “Я” в форме взрослого складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называется житейской мудростью.

    Выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого - корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

    С позиции Родителя “играются” роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего “Зайдите завтра”. С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики. С позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

    Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых; могут друг друга понять и два Ребенка.

    Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого.

    Суть теории Э. Берна сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении на радость партнеров, то такой тип взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной позиции, это вызывает гнев и может стать причиной конфликта.

    Как видно из всего сказанного, с психологической точки зрения, содержание конфликта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров. Для всего диалога решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологический ролей, которые нам предстоит исполнить.