Ритм 200 принцип работы. Монстры на железной дороге: как перевозят атомные реакторы

Машиностроительный дивизион Росатома - АО «Атомэнергомаш» отправил в Санкт-Петербург, в ООО «Балтийский завод – Судостроение» первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь».

«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. При изготовлении первых реакторов для головного ледокола «Арктика» специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Они доказали свою эффективность в ходе производства реакторов для «Сибири», и можно уже говорить об успешном выходе в серийное производство судовых реакторных установок нового типа», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Одновременно завершается изготовление второго реактора «РИТМ-200». В настоящее корпус реактора успешно прошел гидроиспытания и начинается процесс контрольной сборки с внутрикорпусными устройствами и крышкой. Отгрузка второго реактора для ледокола «Сибирь» состоится в конце сентября.

Справочно:

«РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное преимущество нового силового блока в компактности и экономичности. «РИТМ-200» имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого он в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости, ледопроходимости, а также двойную осадку судов, что позволит им вести работу как в морской акватории, так и на малых глубинах сибирских рек. Расчетный срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторной установки, от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает АО «ОКБМ Африкантов», основные производственные операции выполняются в ПАО «ЗиО-Подольск».

Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров.

Для этого теперь отправляемся на предприятие - ЗиО Подольск.

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» обеспечит ледокол нового поколения «Арктика» инновационной реакторной установкой отечественного производства РИТМ-200. Завод с нуля создавал серийное производство реакторных установок для ледоколов. С нуля - потому что предприятие вот уже 30 лет не делало реакторы.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким, обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т. д

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло 28 месяцев. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Так как корпус интегрированный, в нем расположены гидрокамеры для установки насосов. И приварка четырех гидрокамер - а каждая весит 4,5 т - стала следующим технологическим вызовом. Сложность в том, что сварка изделий большого диаметра, 830 мм, проводилась в неповоротном положении, чтобы отклонение горизонта не превышало 0,1 мм. Такой метод применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. При этом шов должен завариваться с первого раза без дефектов. Кто увидел этот шов шириной 15 см!!! ?

Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования. После термической и механической обработки специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества, используя три вида: радиографический, ультразвуковой и капиллярную дефектоскопию. Радиографический контроль проводился в рентгеновской камере с применением ускорителя электронов (источник излучения), который позволяет производить контроль сварных швов толщиной до 250 мм. Объем исследования потребовал полной проверки кольцевого шва диаметром 2,6 м.

Эта мощь называется РИТМ-200.
Два таких реактора будет установлено на новом атомоходе «Арктика» , который неделю назад был спущен на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Мощность одного реактора РИТМ-200 составит около 175 Мегаватт. Поскольку в случае ледоколов говорить об электрической мощности реактора не совсем правильно (корабль во многом использует именно тепло реактора и преобразует энергию полученного пара прямо в мощность на валу), то вместо привычной электрической мощности реактора, которой обычно подразумевают в случае энергетических блоков АЭС, для реактора РИТМ-200 указывается тепловая мощность.

Учитывая, что КПД современных блоков АЭС обычно составляет около 34%, тепловая мощность современного ВВЭР-1000, самого массового российского реактора в эксплуатации, составляет около 3000 МВт, при его чистой, электрической мощности чуть менее или чуть более 1000 МВт, в зависимости от поколения реактора.

Таким образом, показанный на заглавном фото РИТМ-200 где-то в 17 раз меньше ВВЭР-1000 по мощности. Почему же тогда он такой большой?
Вот, если что, готовый корпус ВВЭР-1000 для Тяньваньской АЭС в Китае, в таком же производственном цеху, рядом с такими же рабочими, как и на первой фотографии:


Вся хитрость состоит в том, что в реакторе РИТМ-200, который представляет из себя с точки зрения основной конструкции не более, чем «двоюродного брата» энергетического ВВЭР-1000, конструкторы пошли на небольшую хитрость.

РИТМ-200, как и ВВЭР-1000 относится к так называемым легководным или водо-водяным реакторам под давлением, которые де-факто стали сегодня уже стандартом атомной отрасли. ВВЭР, кстати, так и расшифровывается — «водо-водяной энергетический реактор». Двойное поминание воды в названии реактора связано с тем, что наша обычная, «лёгкая» противая вода выступает в такого рода реакторе и замедлителем нейтронов, и основным теплоносителем, позволяя охлаждать активную зону реактора и, с другой стороны, нагревать воду второго контура, которая уже крутит турбину.

В английской транскрипции эта технология реактора называется PWR («реактор с водой под давлением») и тоже описывает его принципиальную конструкцию, просто с иной стороны, физической. Такой подход отличает реакторы ВВЭР/PWR от другого типа легководных реакторов, так называемых «реакторах на кипящей воде» (BWR), в которых вода первого, «грязного» реакторного контура начинает кипеть ещё в корпусе реактора, что во многом упрощает его конструкцию, хотя и за счёт усложнения контуров управления.
В СССР, а потом и в России «кипятильники»-BWR особо не прижились, поэтому и термин «реактор с водой под давлением» стал не настолько популярным.

Вот краткая, весьма упрощённая анимация действия обычного ВВЭР/PWR:

На ней легко можно понять основные этапы технологического цикла такого реактора: реактор нагревает воду первого контура, которая одновременно охлаждает его активную зону, не давая ей расплавиться и повредить конструкцию реактора, вода первого контура, циркулируя по замкнутому циклу без возможности кипения (в силу большого давления) попадает в парогенератор. В парогенераторе, который представляет из себя громадный теплообменник, происходит передача тепла от воды первого контура к воде второго контура, а уже вода второго контура, которая не имеет контакта с активной зоной реактора, крутит лопасти паровой турбины, находящейся на одном валу с электрогенератором.

В силу такого схематического описания, я думаю, некоторые из читателей уже догадались, на какую хитрость пошли разработчики РИТМ-200, инженеры из нижегородского ОКБМ И.И. Африкантова.
Вот она, в схеме-разрезе реактора РИТМ-200:


Как видите, то что вы, наверное, приняли за корпус реактора — это уже внешняя, вторая оболочка. В корпус РИТМ-200 уже интегрировано четыре парогенератора, которые составляют вместе с активной зоной единый конструктивный модуль.

В этом модуле и происходит основной теплообмен между первым и вторым охлаждающими контурами. При этом вся конструкция — активная зона, парогенераторы, циркуляционные насосы первого контура (ЦНПК) и вся управляющая механика реактора — представляют из себя единое целое, по сути дела, один блок, который изготавливается, собирается, испытуется и настраивается в заводских условиях, после чего его надо просто как кубик LEGO вставить на его штатное место, вовнутрь нового ледокола ЛК-60Я («Арктики») или же, что интересно — нового российского авианосца «Шторм».
В такой конструкции активной зоне реактора достаточно трудно расплавиться и вызвать запроектную аварию: по сути дела и активная зона, и парогенераторы второго контура в РИТМ-200 помещены в рамки одной большой «кастрюли» и пока вся вода первого и второго контура не выкипит и реактор не потеряет полностью возможность охлаждения, запроектной аварии не произойдёт. Что, конечно же, очень важно для условий автономного судна в суровых условиях, которому неоткуда ждать быстрой помощи.

Такой подход и делает реактор РИТМ-200 похожим по размерам с ВВЭР-1000: для создания безопасной и надёжной конструкции приходится идти на массу ухищрений и дополнительных систем, чтобы обеспечить такие качества у основной конструкции.
При этом, понятное дело, всё это приходится делать в условиях жёсткого экономического прессинга — в отличии от времён Холодной войны между СССР и США нынешний подход у атомной энергетике базируется не только на техническом совершенстве и технологическом изяществе любой ценой, но и на экономическом принуждении: «быть максимально дешёвым».

Каждый из конструкторов и инженеров, таким образом, в деле разработки новых реакторов оказывается в прокрустовом ложе между Сциллой экономических ограничений и Харибдой требований по надёжности и безопасности.
И, как ни печально, самая массовая технология современных реакторов, ВВЭР/PWR уже подошла к пределам в своём эволюционном развитиии.
Лёгководные водо-водяные реакторы под давлением уже не могут дальше протискиваться в это «игольное ушко» сужающихся ограничений.
И это, что радует, вызывает новый виток технологического прогресса — как в реакторных установках для морского транспорта и для военных, так и в больших, энергетических реакторах для целей стационарного генерирования электрической энергии.

И об этом — наша вторая беседа с Валентином Гибаловым ( tnenergy ) в рамках передачи «Новый День» на канале «День-ТВ»:

Немного о сюжете, что успели разобрать:


  • С чего началась «гонка безопасности» в атомной отрасли и чем она была вызвана?

  • Как повлияли на общественное мнение катастрофа на Тримайл-Айленде и на Черновыльской АЭС и какую роль в психологии, в технологии и в конспирологии сыграл «Китайский синдром»?

  • Какие альтернативы сейчас существуют вдобавок к технологии ВВЭР/PWR?

  • Что такое БРЕСТ и что такое «проект реакторов четвёртого поколения»?

  • Каковы преимущества высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов?

  • Почему за пятьдесят лет развития так и не «взлетел» по-настоящему проект быстрого натриевого реактора?

  • Что такое атомные реакторы на сверхкритической воде?

  • Почему до сих пор не создали действующий реактор на расплавах солей?

  • Что сейчас делают Китай и Индия в деле проектов реакторов четвёртого поколения?

  • Как США и Европа будут выходить из своего затяжного кризиса в атомной сфере?

  • Что есть у России предложить в новых технологиях реакторостроения?

Если вы прослушали видео, но у вас всё равно остались вопросы по нашей беседе — можете заавать свои вопросы тут, в комментариях.

С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» 24 сентября в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал».

«Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода «Урал» и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш Андрей Никипелов.

Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

«РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Машиностроительном дивизионе Росатома – АО «Атомэнергомаш». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это позволило сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости, ледопроходимости и т.д.

Конструкция реакторов позволяет надёжно работать при воздействии бортовой качки атомохода с амплитудой колебаний ±45º и килевой качки с амплитудой ±15º при длительном крене до 30º.Срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторных установок «РИТМ-200» – от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Разработчиком является нижегородское конструкторскою бюро «ОКБМ Африкантов». Основные производственные работы по изготовлению реакторов выполняются в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск». Во время изготовления реакторов используются уникальные технические решения и новые инструменты, ранее не применявшиеся в России и за рубежом. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др.

Три универсальных двухосадочных атомных ледокола ЛК-60Я проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров. Строительство судов ведется в Санкт-Петербурге на верфях «Балтийского завода»

Видеоролик о преимуществах ледоколов нового поколения, характеристиках РУ «РИТМ-200» и этапах ее изготовления можно посмотреть по

текст Владимир Тесленко кандидат химических наук
иллюстрация Александр Кольцов


Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Длина судна составит 173,3 м, ширина — 34 м. Запланированное водоизмещение — 33,54 тысячи тонн. Ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 2,9 метра.

Россия является единственной страной в мире, обладающей гражданским атомным морским флотом. Атомные ледоколы обеспечивают функционирование арктической транспортной системы для решения государственных задач в Арктике.

Стабильное функционирование атомного ледокольного флота является приоритетной задачей, что позволяет обеспечивать:

  • круглогодичную возможность освоения арктических шельфовых месторождений, а также выполнение аварийно-спасательных работ и реализацию мобилизационных задач в данном макрорегионе;
  • поддержку в строю не менее четырех судов с ядерными энергетическими установками, обеспечивающих существующий грузопоток и аварийно-спасательные мероприятия на трассах Северного морского пути (СМП).

Ледокол в реке


Особенность нового атомного ледокола — он является двухосадочным. Рабочая осадка — 10,5 м, наименьшая осадка — 8,65 м. За счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в устьях рек, таких как Енисей. Исключительное значение имеет способность двухосадочного ледокола проводить аварийно-спасательные операции с судами на потенциально опасных глубинах менее 15-10 м. Очевидно, что глубокосидящий ледокол, в отличие от двухосадочного, не сможет проводить такие операции с судами, опасно дрейфующими или севшими на мель. Ожидание подхода мелкосидящего ледокола в таких случаях может иметь катастрофические последствия.

Сегодня на Балтийском заводе строительство атомного ледокола идет в полную силу. Балтийцы меж собой именуют его "четыре двойки ноль". То есть 22220.

Реактор, даже два


Главной научно-технической новинкой является атомный реактор "РИТМ-200" мощностью 174 МВт [рис. ]. Предприятиями АО "Атомэнергомаш" обеспечена полная производственная цепочка создания силовой установки — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО "ОКБМ Африкантов", большой объем изготовительных работ выполняет ОАО "ЗиО — Подольск".

"РИТМ-200" — это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый. Это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах (у них 140-150 МВт). В то же время "РИТМ-200" почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, и, следовательно — экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем (интегральная компоновка).

В установке нового поколения учтены результаты эксплуатации и использованы прогрессивные решения, накопленные за полвека работы атомного флота России. Разработанная атомная энергетическая установка способна обеспечить более экономичную эксплуатацию нового атомного ледокола по сравнению с действующими при повышенной надежности и безопасности. В качестве основных направлений совершенствования, которые позволяют снизить капитальные и эксплуатационные затраты, предусмотрены:

  • уменьшение состава оборудования и его массогабаритных характеристик;
  • повышение маневренности;
  • увеличение ресурса оборудования;
  • снижение собственного энергопотребления.

В частности, количество циклов изменения мощности реакторной установки, допускаемое по модели эксплуатации, значительно увеличено — по сравнению с принятым для действующих ледоколов — и сопоставимо с количеством циклов изменения мощности паротурбинной установки. Это позволит исключить или существенно снизить необходимость травления пара при работе ледокола с глубокими маневрами мощности, то есть реализовать принцип "турбина ведет реактор", что обеспечивает более экономное расходование энергозапаса активной зоны с соответствующим снижением эксплуатационных затрат. Повышение ресурсных характеристик оборудования позволит обеспечить более интенсивную эксплуатацию ледокола за счет уменьшения простоев на техобслуживание и ремонт, а также сократить расходы на оборудование для замены при ремонте.

"РИТМ-200" будет использовать обогащенное до 20% урана-235 топливо. Он будет перезаправляться каждые 7 лет, при запланированном сроке эксплуатации 40 лет.

Выработка пара осуществляется по традиционной для атомной энергетики двухконтурной схеме путем передачи тепловой энергии от первого контура — питательной воде и пару второго контура в парогенераторе. Технические параметры установки "РИТМ-200" представлены в таблице 01.

В проекте использована активная зона кассетного типа с металлокерамическим топливом. В качестве материала оболочки тепловыделяющих элементов на начальной стадии будет применен хромоникелевый сплав. Этот материал обладает более высокой коррозионной стойкостью и устойчивостью к нарушению водно-химического режима, чем традиционный циркониевый сплав Э110. Основные характеристики активной зоны приведены в таблице 02.

В установке применен прямотрубный парогенератор. Его производительность в два раза выше, чем у традиционных змеевиковых парогенераторов. Конфигурация парогенерирующих кассет позволяет компактно разместить их в корпусе парогенерирующего блока. Характеристики парогенератора приведены в таблице 03 .

В реакторе имеется группа исполнительных механизмов аварийной защиты.

Важно отметить, что дозовая нагрузка на экипаж атомного ледокола при нормальной работе и проектных авариях не превышает 0,01% природного фона. Доза облучения населения при запроектной аварии с тяжелым повреждением активной зоны не превышает значений, при которых требуется реализация защитных мероприятий. Активность забортной воды не превышает 0,1 Бк/л, что в 100 раз ниже активности питьевой воды.

Сборка и сварка


Партию заготовок корпуса реактора "РИТМ-200" поставило в августе-сентябре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" (г. Краматорск, Украина, входит в машиностроительный дивизион Росатома — "Атомэнергомаш"). В партию вошли заготовки для теплообменников корпусов реакторов. Всего "Энергомашспецсталь" изготовила 80 изделий общим весом 547 т Они вовремя поступили в Подольск (поставки российского ядерного топлива на Украину и встречные поставки заготовок из специальных сталей с Украины — идут безукоризненно четко по графику). В декабре 2014 года ПАО "Энергомашспецсталь" получило повторный заказ на производство заготовок еще для двух универсальных двухосадочных атомных ледоколов проекта 22220. Для корпусного оборудования двух атомных энергетических установок "РИТМ-200" "Энергомашспецсталь" изготовит 174 изделия общим весом 958 т. Обечайки, фланцы, кольца и другие комплектующие для корпусов реакторов будут отправлены в ОАО "ЗиО — Подольск".

Корпус реактора состоит из нескольких обечаек, имеющих сложные фасонные поверхности, которые обрабатываются на металлорежущем оборудовании. Одной из наиболее сложных операций механической обработки корпуса является выполнение технологических каналов. Они представляют собой глубокие отверстия диаметром 85 мм и глубиной 810 мм. Для решения этой задачи впервые в энергомашиностроении России на "ЗиО — Подольск" было использовано специальное перовое сверло, оснащенное сменными картриджами с твердосплавными режущими пластинами и пилотной режущей частью из быстрорежущей стали.

Отработка и внедрение технологии с применением этого инструмента позволили сократить цикл изготовления корпусного оборудования до 36 суток, что, в свою очередь, обеспечило выполнение жестких требований графика исполнения ответственного заказа весной сего года.

А в июле 2015 года на "ЗиО — Подольск" завершилась уникальная операция сварки паровых патрубков с корпусом реакторной установки "РИТМ-200" для головного атомохода "Арктика". При проведении этой операции был использован один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки. Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднен. Сварные соединения выполнялись в нескольких пространственных положениях одновременно при подогреве металла в зоне сборки выше 200°С во избежание получения трещин в сварных соединениях. Процесс продолжался непрерывно в течение трех суток. Последующая термообработка изделия длилась более суток при температуре 650°C. После термической и механической обработки изделия специалисты центральной лаборатории неразрушающих методов провели контроль качества в рентгеновской камере. Результаты показали, что сварные соединения полностью соответствуют максимально жесткому стандарту качества. Всего с частями корпуса реактора установки "РИТМ-200" было соединено десять патрубков. Четыре верхних предназначены для отбора пара. К одной паре нижних патрубков подсоединят систему компенсации давления теплоносителя, к другой — систему подпитки и проливки. Из двух последних патрубков один предназначен для забора теплоносителя на очистку и расхолаживание, а второй — для его возврата. Работы по сварному соединению проходили под контролем представителя "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей".

Первый атомный ледокол нового поколения "Арктика" планируется спустить на воду в мае 2016 года.

Параметр Величина
Рабочее давление по первому контуру, МПа 15,7
Температура теплоносителя в 1-ом контуре, °С: на 277 / 313
входе / на выходе
Расход воды через 1-ый конкур, т/час 3250
Паропроизводительность, т/час 248
Параметры пара: температура, °С / давление, МПа 295 / 3,82
Количество циклов изменения мощности, тыс. раз 600
Коэффициент использования установленной мощности 0,65
(КИУМ)
Масса двух реакторных установок в пределах 2200
защитной оболочки, т

Таб.02 Основные характеристики активной зоны "РИТМ-200"


Таб.03 Основные характеристики парогенератора "РИТМ-200"


Рис. 01 Двухреакторная установка "РИТМ-200"