Притчи буддистов. Воспарить над верой. Три типа слушателей

Для того чтобы дать толкование понятию «буддийская притча», давайте обратимся к истокам буддизма. Если говорить в целом, то буддизм представляет собой систематизированную практику и доктрину, где за основу взяты религиозно-философские учения Индии. Краеугольный камень учения буддизма - это вера в перерождение, именно поэтому многие буддийские притчи посвящены этой теме. Кроме этого, буддизм во многом основывается на идее, что всю свою жизнь человек живёт в страданиях, постигает самого себя, совершенствуется и развивается и, таким образом, через мучительное осознание приходит к спасению. Если рассматривать человека сквозь призму буддизма, то это богатый внутренний мир, который ещё не познан ни окружающими, ни им самим; человек делает себя сам, а это значит, что он же сам и способен постичь путь спасения. Именно этот путь спасения, называемый «Срединный Путь», и предлагает постичь человеку буддизм.

Срединный Путь пролегает где-то в середине между ведическими обрядами и аскетическими практиками древних мудрецов Индии. Как известно, Будда постиг, что всё в жизни относительно: и добро, и зло, и любовь, и ненависть... Так Будда избрал для себя и своих учеников путь промеж добра и зла - Срединный Путь.

Буддийские притчи - это небольшие рассказы назидательного характера, которые дают нам представление о золотой середине. Читая буддийские притчи, с одной стороны, мы учимся достигать внутреннего спокойствия, контролировать свои мысли и своё сознание. С другой стороны, Будда в своих притчах уделяет много внимания жизни человека в социуме, его поведению в обществе, его постижению и соблюдению норм морали.

Достигнув момента просветления, Будда осознал, что весь жизненный путь - это процесс сплошного страдания, причём страдание это создаёт сам человек: своими страхами, маниями, жаждой материальных благ, тщеславием и жаждой высокого положения в обществе. Иными словами, все проблемы и трудности в жизни человек создаёт себе сам, ставя на первое место то, что поистине вторично, а истинные ценности отодвигает на второй план. Всё это описано в буддийских притчах, и примечательно также то, что такие, казалось бы, сложные вещи описаны в простой форме и очень легко читаются.

Буддийские притчи - это выражение в словесной форме тех состояний человека, которые он не осознаёт, и от этого страдает. Давайте попробуем разобраться вместе. Все мы знаем, что существует боль физическая; так вот Будда учит нас, что это ничто по сравнению с более тонкой формой страдания - неудовлетворённостью, несчастьем, вызванных обладанием того, что в действительности нам не нужно, и страстно жаждем непостижимого. А оказывается, что непостижимого нет, что «непостижимое» существует только в нашей голове, и как только мы это осознаем, мы станем счастливее. Однако именно тревоги и страх потерять работу, семью или положение в обществе движут человеком и заставляют его работать ещё больше. Это естественный процесс, в котором тонкой нитью проходит грань между вещами насущными и абсурдными. Буддийские притчи демонстрируют читателям абсурдность тех или иных ситуаций, многие из которых каждый из нас примеряет на себя и себя же видит среди её героев. Читая, мы начинаем осознавать, что нельзя позволять своим внутренним страхам чинить нам препятствия, а освободившись от них, мы получаем возможность двигаться дальше.

Благодаря внимательному и осознанному чтению буддийских притч, человек встаёт на путь просветления и постижения мудрости. Очень наглядно притчи демонстрируют нам необходимость сострадать всем окружающим, относиться к ним дружелюбно; через такое отношение человек достигает внутренней гармонии, баланса, счастья, истинного удовлетворения и спокойствия.

Буддийские притчи читать онлайн

Сегодня, в наш век, когда истинные ценности всё больше и больше утрачивают свою значимость (речь идёт о сострадании, добре, уважении, внимательности и так далее), человеку нужен источник, где он будет черпать мудрость, силы и вдохновение следовать истинному пути. Таким источником становятся для нас буддийские притчи.

В ежедневной сумятице и заботах найдите немного времени, чтобы уединиться и почитать буддийские притчи онлайн. Чем больше вы будете углубляться в чтение, тем больше вам будет приходить осознание, что ваша жизнь - это результат ваших собственных действий и что в ваших силах изменить мир внутри и вокруг себя. Чтение буддийских притч онлайн - это то время, когда вы сможете поистине отдохнуть душой, окунуться в мир добра и созидания.

Буддийские притчи читать

Зачем человеку читать буддийские притчи? Всё очень просто! Если это осознанное и вдумчивое чтение, то оно, наверняка, послужит своеобразным толчком для некоего анализа себя самого и своей жизни. На интуитивном уровне мы начинаем следовать морали в конце каждой притчи, начинаем прозревать духовно. Притчи показывают нам, насколько важна может быть каждая мелочь, мимолётное знакомство или событие, а также учат нас, что «незначительного» в жизни не бывает в принципе.

Очень много внимания уделено в буддийских притчах карме, и это неспроста. Согласно закону кармы, человек делает себя сам; человек и то, что он представляет собой, - это его поступки, которые и определяют его социальный статус, положение в семье, а также уровень финансового благосостояния. Читая притчи, мы понимаем, что все мы находимся в равном положении от рождения, а уже всё, что происходит с нами дальше и до самой физической смерти, является делом наших рук. Так мы начинаем осознавать, что винить окружающий мир в своих жизненных неудачах не стоит, так как вся ответственность лежит полностью на нас самих. Однако при этом не стоит забывать, что мы несём ответственность и за вверенные нам жизни других людей, это касается наших детей, престарелых родителей или тех людей, за которых мы ответственны в силу рода нашей профессиональной деятельности, например: врачи в отношении своих пациентов, учителя в отношении к ученикам и так далее. Буддийские притчи являются самым ярким тому доказательством.

Буддийские притчи

Подожди год

Однажды некий человек пришел к Будде и попросил его ответить на накопившиеся у него многочисленные вопросы. Будда выслушал все вопросы и сказал:

– Я отвечу, но при таком условии: ты должен сейчас уйти и вернуться ко мне через год. Проведи этот год в молчании, отбрось все мысли. И через год я отвечу на все твои вопросы.

Ученик Будды, который присутствовал при этом разговоре, рассмеялся и сказал:

– Спрашивай лучше сейчас, иначе никогда уже не спросишь.

– Нет, – снова сказал Будда. – Сейчас отвечать не буду, приходи через год и выполни мое условие.

Спустя год тот же человек снова пришел к Будде и сказал:

– Теперь я понял, почему смеялся твой ученик. Все мои вопросы исчезли.

Будда и астролог

Однажды астролог шел по берегу реки и увидел следы на песке. Этот астролог возвращался из Каши, где он постигал великое искусство тайных знаний на протяжении долгих пятнадцати лет и достиг больших успехов в предсказаниях. Разглядывая следы на песке, астролог пришел в недоумение, ведь, согласно его книгам, следы эти должны были принадлежать владыке Вселенной Чакравартину. Однако следы вели в бедное селение, и астролог засомневался в правильности выводов – зачем владыке идти босиком в какую-то глухую деревушку? Неужели книги врут?

И астролог поспешно направился по следам на песке. Они привели к дереву, под которым сидел нищий в лохмотьях. Это был Будда Просветленный. Глаза его были закрыты. Подойдя к нему, астролог растерялся еще больше – он видел нищего, но понимал, что этот человек по сути своей – царь. И астролог обратился к Будде с такими словами:

– Помоги мне рассеять мои сомнения. Долгие годы я провел в Каши, изучал искусство предсказаний. Я считал, что постиг все тайны, и вот теперь передо мной ты, и я потерял уверенность в своих знаниях. Знаки на песке говорят мне, что ты – владыка Вселенной Чакравартин, а вижу я перед собой нищего. Если ты и впрямь нищий, я сожгу свои книги – ведь столько лет они обманывали меня, и, читая их, я потратил зря свою жизнь. Скажи мне, кто ты, молю тебя!

Будда открыл глаза и сказал:

– Я понимаю твое удивление, но книги сжигать не нужно. То, чему они научили тебя, будет справедливым по отношению к сотням тысяч. Но сейчас тебе повстречался тот один, к которому твои книги неприменимы. Поэтому не расстраивайся – ведь больше такой не встретится тебе на пути. Не бросай свои книги в костер.

– Но как же ты стал непредсказуемым? Открой мне свою тайну, – взмолился астролог.

– Я не совершал одну и ту же ошибку дважды, я был внимательным, поэтому я стал человеком, я больше не машина, поэтому меня нельзя предсказать. Ни я, ни ты не знаем, что произойдет со мной через мгновение. И никто другой этого не знает.

Задавай вопросы вовремя

В одном небольшом городке жил лавочник. Через этот городок несколько раз проходил Будда и общался с жителями, отвечая на их вопросы. Лавочник тоже имел много вопросов к Будде. Но всегда какое-то дело мешало ему пойти и задать свои вопросы: то гости придут, то покупателей много. За тридцать лет ни разу не удалось ему оставить свои дела, чтобы встретиться с Буддой – когда заканчивались дела, заканчивалась и проповедь. Когда же он услышал, что Будда умер, то закрыл свою лавку и помчался туда, где был Будда. Будда же перед тем, как проститься с людьми навсегда, трижды обратился к ним со словами: «Есть ли у кого что спросить?» Люди же просто плакали и ничего не спрашивали.

Тогда Будда лег под дерево и, закрыв глаза, стал готовиться отправиться в последний путь. Тут, расталкивая людей, с криками: «Пустите меня к нему, дайте мне спросить его!» к дереву стал пробираться лавочник. Ученик Будды Ананда остановил его и сказал:

– А ведь я знаю тебя, ты – лавочник. Восемь раз мы проходили через твой город, и ни разу ты не нашел времени задать Будде свои вопросы.

– Я очень хотел, но все время что-то мешало – то жена рожала, то ребенок болел, то гости приходили, то покупателей было много и я не мог оставить свою лавку. Пустите же меня к нему!

– Поздно, – отвечал Ананда. – Он ушел от нас.

Но Будда все слышал и, вернувшись в свое тело, сказал:

– Ананда, не мешай ему! Этот человек пришел ко мне, пока я еще почти жив, он стучится в мои двери, и я не должен оставить их закрытыми. Задай свои вопросы, лавочник!

Вопросов у лавочника было много, и на все он получил ответ Будды. Но он не стал просветленным. Он вернулся в свою лавку, и никто о нем больше не слышал.

Листья в лесу

Однажды, когда Будда был уже старым и собирался покинуть этот мир, он сидел под деревом в лесу. К нему пришел некий мудрец и спросил:

– Ответь мне, пожалуйста, сказал ли ты уже нам все, что знал?

Вместо ответа, взяв в руку несколько сухих листьев, Будда сказал:

– Как вы думаете, где больше листьев – у меня в руке или в этом лесу?

Мудрец удивился:

– Странный вопрос! Весь лес полон сухих листьев, слышишь, как они шумят на ветру? У тебя в руке их несколько штук, а в лесу – миллионы листьев.

И тогда Будда ответил:

– То, что я сказал, это только листья в моей руке. А то, что я не сказал, это все листья в этом лесу.

– Почему же ты не сказал нам всего? – воскликнул мудрец.

Будда ответил:

– Потому что это не поможет вам. Даже если бы я хотел сказать это, оно не может быть сказано. Вы должны пережить и тогда узнаете это. Оно идет через переживание, через существование.

Три типа слушателей

Однажды ученый человек, имя которого было широко известно в стране, пришел к Будде с вопросом. Будда отказался отвечать на вопрос тотчас и попросил прийти к нему через какое-то время. Человек был очень обижен и спросил:

– А что мешает тебе ответить на мой вопрос сейчас? Похоже, ты ничем сейчас не занят и просто не хочешь уделить мне немного времени.

– Время у меня есть. Просто ты сейчас не готов принять мой ответ, – ответил ему Будда.

– Почему же? – удивился ученый.

И Будда пояснил ему:

– Люди подобны горшкам. Один перевернут вверх дном, сколько ни льешь в него, он не наполняется. Поэтому человек этот закрыт для твоего ответа и не воспринимает его. Другие имеют дыру в донышке. Ты льешь в него, и кажется, что он наполнился, но очень скоро горшок снова становится пустым, Сколько ни льешь в него, он не наполняется – ничего в нем не удерживается. Третьи же, как горшки, заполненные всяким хламом. В них нет дыры, и стоят они правильно, не вверх дном, и вода вливается в него и задерживается. Но из-за хлама вода эта никогда не будет свежей. И ты сейчас – как такой горшок, полный отбросов. Ты очень много знаешь, но не все осознал. Поэтому пока нет смысла отвечать на твой вопрос. Приходи позже.

Однажды, рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его:
- Существует ли Бог?
Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал:
- Нет, Бога не существует вообще, никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы.
Человек был шокирован.
Будду сопровождал Ананда. Он всегда сопровождал Будду.
В середине того же дня пришёл другой человек и спросил:
- Существует ли Бог? Будда сказал:
- Существует, всегда был, всегда будет. Ищи и найдёшь.
Ананда пришёл в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа. И прежде чем он получил возможность спросить, вечером, на заходе солнца, пришёл третий человек. Будда сидел под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил:
- Существует ли Бог?
Будда просто сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал:
- Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе. А потом пошёл прочь. Тут Ананда не выдержал. Когда они остались одни, он сказал:
- Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день на один и тот же вопрос ты даёшь три разных ответа. В чём дело?
Ты привёл меня в сильное замешательство.
Будда сказал:
- Я отвечал не тебе, почему же ты пришёл в замешательство? Первый человек был верующим. Он верил в Бога и пришёл не с целью выяснить вопрос, а с целью получить подтверждение. Он был учёным, хорошо знающим Священное Писание. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что не желаю поддерживать ничьи верования. Все верования ошибочны. Знание - совершенно иная вещь.
Второй человек был атеистом, он не верил в Бога. Он также был учёным и был набит всевозможными идеями, но он был просто противоположностью первого человека. Он хотел, чтобы я поддержал его неверие.
Третий человек был подлинным искателем. Он не искал ответа, он хотел испытать. Он был человеком с большим доверием. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, поэтому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И нечто произошло.

Дань Шэнь

Когда Дань Шэнь пришел в мир, он увидел волка, который гнался за зайцем. Он убил волка и спас зайца от смерти. Вскоре он увидел другого волка, преследовавшего другого зайца. он поймал зайца и накормил волка. Затем он увидел третьего зайца и третьего волка, и сказал: "Мне не спасти всех зайцев и не накормить всех волков. Я пробовал и то и другое, и это не интересно мне более".
Некто спросил у Дань Шэня: "Ты столько говоришь о власти над чувствами, а что ты будешь делать сам, если тебе будет нестерпимо больно?"
"Как что?" - ответил Дань Шэнь, - "Орать!".
Однажды Дань Шэнь увидел человека, страдавшего от стрелы, торчавшей в ео плече. "Давай я выну ее!", - предложил он. Однако человек возражал, говоря, что он уже давно ходит с ней, привык, и не испытывает неудобств. Дань Шэнь бросился на человека, повалил его и вынул стрелу. Тот ушел, осыпая Дань Шэня бранью. Спустя некоторое время он почувствовал себя лучше, и пришел к Дань Шэню поблагодарить и извиниться за недобрые слова. "Твоя благодарность, - ответил Дань Шэнь, - так же не нужна мне, как и твои проклятия. Я сдела то, что считал нужным, а выздоровел ты или умер - твое дело."
"Что такое Путь?" - спросили у Дань Шэня. "Если бы я высекал статую Будды по правилу одного удара и трех поклонов, и почти закончил бы ее, и мне осталось бы высечь только одно ухо, и мне бы надоело это занятие, то я оставил бы его. Вот что значит Путь."
Однажды Дань Шэнь шел по дороге и увидел человека, сидящего под деревом. Человек сказал: "Я не ел целый день, дай мне чего-нибудь!" "Но у меня ничего нет", - ответил Дань Шэнь.
"Тогда не мог бы ты залезть на дерево и собрать для меня немного плодов, так как я не умею лазить по деревьям?" Дань Шэнь уже было собрался подняться на дерево, но спросил: "А что же ты ел в последний раз?"
"Добрый человек залез на дерево и угостил меня".
Тогда Дань Шэнь пошел прочь со словами: "Мне будет проще, если ты научишься лазить по деревьям!"
Однажды Дань Шэнь заночевал в стогу, укрывшись плащом. Хозяин оказавшегося неподалеку дома, увидев это, пригласил его к себе. Дань Шэнь отказался со словами: "Пока нет дождя, мой плащ ничем не хуже твоего дома. А будь дождь, я пришел бы к в твой дом еще до того, как ты подошел ко мне."
Однажды некто доказывал Дань Шэню, что нет необходимости усердно заниматься медитацией, так как мир постоянно показывает человеку знаки, которые только надо уметь толковать: погода, скрип двери или дерева, встречи на дорогах, пение птиц, лай собаки, наконец... Дань Шэнь, выслушав, пнул подвернувшуюся под ноги собаку, и, когда та с лаем убежала, сказал: истолкуй мне это лай!"

Брось это!

У одного крестьянина зацвели белые лилии. Обычно в это время цветы ещё не цвели, поэтому предприиимчивый крестьянин очень обрадовался такой диковине и решил выгодно продать их. Он знал, что утром мимо их деревни поедет к Будде один очень состоятельный человек, и решил предложить ему прекрасные цветы.
Утром, когда крестьянин предложил цветы богачу, тот очень обрадовался, хотя цена и была высока.
Мимо проезжал князь из соседней провинции, он тоже направлялся к Будде. Увидев цветы, князь воскликнул:
- Подожди, не продавай их, я дам тебе в два раза больше! С цветами в руках счастливый князь предстал перед Буддой. Будда посмотрел на него, на цветы и сказал:
- Брось это!
Князь подумал, что нехорошо подавать Будде цветы левой рукой, переложив их в правую, князь снова протянул их Будде, чувствуя себя виноватым. Будда засмеялся и вновь сказал:
- Брось это!
И князь должен был выбросить цветы. "Но почему?" - озадаченно подумал он. И когда обе руки были пусты, Будда засмеялся и снова сказал:
- Брось это!
Теперь уже нечего было бросать, поэтому князь вопросительно посмотрел по сторонам - что же теперь делать?
Ананда сказал:
- Будда вовсе не имел в виду, чтобы ты бросил эти цветы. Должен быть брошен тот, кто принёс цветы. Ничего не произойдет от бросания цветов. Почему бы тебе не бросить того, кто принёс цветы?
Князь понял и припал к ногам Будды.
Он больше не вернулся в свой дворец. Его главный министр пришёл к князю, и сказал ему:
- Что ты делаешь? Даже если ты хочешь отречься, зачем так спешить? Подумай немного. Твоя жена, твои дети, и все царство и твои дела...
Князь ответил:
- Если человек понимает, то это происходит всегда сразу. Если человек хочет обманывать себя, он говорит: "Завтра я решу, я сделаю это, но только не сейчас".

Будда и путь

Ученик спросил Мастера:
- Что есть Будда?
Мастер ответил:
- Будда есть ум.
Ученик спросил:
- Тогда, что есть Путь?
Мастер ответил:
- Путь есть не-ум.
Тогда ученик спросил:
- Значит, Будда и Путь - это разные понятия?
Мастер сказал:
- Будда - это открытая вытянутая рука, а Путь - это рука, сжатая в кулак.

Великая алхимия

Будда умер от пищевого отравления. Случилось это так.
Один бедняк очень долго ждал и никак не мог решится, чтобы пригласить Будду в свой дом. И вот однажды рано утром бедняк пришёл и стал рядом с деревом, под которым спал Будда, чтобы быть первым, кто пригласит его в гости.
Будда открыл глаза и человек сказал:
- Прими моё приглашение! Я ждал много дней, и многие годы мечтал о том, что однажды ты будешь гостем в моем доме. Я бедный человек и не могу предложить тебе многое, но не откажи мне, пожалуйста.
Будда ответил: - Я приду!
Как раз в это время прибыл царь этой местности со своей свитой на красивых колесницах. Он сказал Будде:
- Приходи, я приглашаю тебя посетить мой дворец. Окажи мне честь.
Будда ответил царю:
- Сегодня не получится. Мои ученики придут в твой дворец, но я уже дал обещание быть в гостях у этого человека.
Чем же занимался этот бедный человек, пригласивший Будду? В Бехаре, и в других районах Индии, люди собирают в сезон дождей различные растения. Одно из них - редкий гриб под названием кукармутта, зонтичное растение с широкой шляпкой. Его собирают и сушат, а затем в течение года употребляют в пищу, как овощ. Но иногда этот гриб становится ядовитым. Но бедняк этого не знал и собрал кукармутты в качестве угощения для Будды. Когда Будда начал есть, он почувствовал ядовитую горечь. Но это было единственное приготовленное блюдо и, чтобы не огорчать бедного человека, Будда ел отравленную пищу.
Бедняк был очень счастлив, что угощает трапезой самого Будду.
Когда Будда вернулся к себе домой, яд кукармутты начал действовать. Пришёл врач и сказал:
- Это очень тяжелый случай. Яд уже попал в кровь и с этим ничего невозможно сделать. Будда неминуемо умрёт.
Будда собрал своих учеников и сказал им:
- Этот бедняк - необычный, исключительный человек. Ведь первую пищу в жизни мне дала мать, а последнюю - он. Моя мать помогла мне вступить в этот мир, а этот человек помог мне вступить в иной мир. Вы должны к нему относиться с уважением. Ученики были очень взволнованы, и Ананда сказал:
- Это уж слишком. Уважать его и поклоняться, как твоей матери. Он ведь убийца! Его следовало бы наказать!
К этому времени вокруг Будды остались лишь самые близкие ученики, и Будда сказал им:
- Я знаю, что вы могли бы убить этого несчастного человека, но сделайте так, как я вам говорю. Это великая алхимия!
Даже если Будде дают яд - из него должна выйти любовь!

Вкус блаженства

Каков вкус у твоего блаженства? - спросили однажды у Будды.
- Отпей от моря, - ответил Будда. - Отпей от одного берега, отпей от другого, попробуй отпить с середины океана: вкус всегда один - солёный. И у блаженства всегда один вкус.

Воспарить над верой

Будду однажды спросили: "Есть ли Бог?". Будда ответил: "Да". В тот же самый день другой человек спросил его: "Существует ли Бог?" И Будда ответил: "Нет". К вечеру того же дня третий человек спросил Будду о существовании Бога, и Будда промолчал в ответ, лишь подняв указательный палец вверх.
Всё это видел его ученик Ананда. Ночью он спросил Будду:
- Я никак не могу заснуть. Ответь, пожалуйста, почему на один и тот же вопрос ты дал три совершенно разных ответа?
Будда ответил:
- Вопрошающие были разными людьми. Первый верил, что Бога нет, и ему очень хотелось, чтобы я укрепил его веру. Ему я ответил: "Бог есть!" Потому что прийти к Истине человек может только освободившись от того, во что он верит. Другой человек верил, что Бог есть. Ему тоже очень хотелось получить подтверждение истинности своей веры. Ему я ответил, что Бога не существует. А здесь для того, чтобы разрушать всякую веру, чтобы ум мог освободиться и воспарить над ней и войти в Истину. Третий человек не был ни верующим, ни атеистом, поэтому не нужно было говорить ни "да", ни "нет". И я промолчал, говоря этим: "Делай как я, просто погрузись в молчание и тогда ты узнаешь Истину!"

Высшая жертва

Один важный брамин обратился к Будде с вопросом о том, какими особенностями должна отличаться высшая жертва. И Будда рассказывал историю о могущественном и счастливом царе былых времен, который, после великих побед и завоевания половины мира, вознамерился в честь всех своих побед воздать крупную жертву богам.
Царь призвал известного в те времена святого и попросил у него совета, каким образом лучше всего осуществить задуманное.
В ответ святой сказал царю, что сначала следует восстановить в государстве спокойствие, благосостояние и безопасность, а лишь затем приступать к жертвоприношению. При этом ни одно живое существо не должно пострадать: ни быки, ни овцы не должны быть отданы на заклание. Слуги же царя должны совершать свои обязанности не по принуждению, не под страхом, а добровольно, по своему личному побуждению. Пусть совершат тогда возлияние молока, масла и меда, и, только тогда, царская жертва достигнет своей цели. - Но есть и другого рода жертвоприношения, - продолжал рассказ Будда. - Они легко осуществимы и, между тем, очень благотворны: когда раздают подаяние благочестивым монахам, когда строят жилище Будде и ученикам его. И есть ещё высшая жертва: когда с полным убеждением прибегают к Будде, к учению его, к его общине, когда не лишают жизни ни одно живое существо и когда избегают лжи и обмана. И есть еще высшая жертва: когда, приняв монашеское посвящение, отрешаются от всех мирских радостей, от всех страданий, и погружаются в священный покой. И самая высшая жертва, какую может принести человек, самая высшая благодать, участником которой он может сделаться, доступна ему тогда, когда он обрящет искупление и полную уверенность в том, что он никогда больше не вернется к привязанностям этого мира.

У кого спросить?

Однажды случилось так, что один человек пришёл к Будде, когда тот умер. За тридцать лет Будда восемь раз проходил через его город, а человек так ни разу и не удосужился подойти к Будде. Он всё откладывал и откладывал, как это обычно делают все на свете, из-за занятости - занятия без дел. Он держал небольшой магазин, и ему приходилось поддерживать свою маленькую семью. То приходил гость, то перед самым закрытием являлся неожиданный покупатель. И когда заканчивались дела, проповедь тоже заканчивалась. И так было в течение тридцати лет много раз - то одно, то другое, то третье… И в тот день, когда человек услышал, что Будда умер, он тот час побежал к нему. Человек закрыл свой магазин средь бела дня и побежал туда, где был Будда. А там он принялся плакать и кричать, потому что Будда ушёл, сказав последнее "простите!" людям. Он трижды перед этим спрашивал: "Есть ли у кого что спросить?" А они всё кричали и плакали, и спрашивать было попросту некому. Задав свой вопрос трижды, Будда лёг под деревом, закрыл глаза и приготовился к последнему путешествию.
И в этот момент прибежал тот человек и сказал: - Не останавливайте меня, дайте спросить мне у Будды! Дайте мне подойти к нему!
Ананда, ученик Будды, сказал ему:
- Я узнал тебя. Мы проходили за всё время восемь раз через твой город. Будда говорил в твоём городе, что же ты не нашёл тогда времени, чтобы прийти к нему? Где ты тогда был?
Человек ответил:
- Что я мог поделать? То моя жена была беременна, то ребёнок болел, то приходили гости, то покупатели, и я всё не мог найти время, чтобы прийти к Будде. А теперь, когда я пришёл, не останавливайте меня! Ананда ответил:
- Теперь слишком поздно, и мы уже не в силах попросить его вернуться, ибо Будда ушёл в Это.
Но Будда всё слышал и, вернувшись в своё тело, сказал:
- Ананда, не мешай ему, иначе останется на мне пятном, что, пока я ещё был почти жив, человек постучался ко мне в дверь, а я не открыл и не захотел помочь ему.
Будда спросил у человека:
- Ну, чего ты хочешь? Что у тебя за вопрос? Чего ты ищешь?
И человек задал ему много вопросов, и Будда ответил ему на них. Но никто больше ничего не слышал об этом человеке. Он не стал просветлённым. Он просто вернулся в свой городок - к своему магазину, к своей жене и детям, к своим покупателям...

Окружающее нас лишь зеркало

Как-то Учитель спросил:
-Что для вас является наибольшей проблемой в общении с другими людьми?
Ученики задумались, наконец, один из них сказал:
- Я знаю, Учитель. Меня просто бесит ситуация, когда я договариваюсь с кем-то о встрече, прихожу, а его нет вообще или он заставляет меня ждать.
Другой ученик сказал:
- А меня больше всего раздражает, когда кто-нибудь обещает мне что-то, а потом не делает.
Третий ученик пожаловался:
- Я просто ненавижу, когда человек не дает конкретного ответа. Не важно, предлагаю ли я ему товар или спрашиваю, как он собирается провести выходные.
Больше учеников в тот день не было. Учитель спросил первого ученика:
- Скажи, ты хоть раз опаздывал куда-то?
- Я не помню таких случаев, может быть, только в детстве. Я постоянно смотрю на часы и тороплюсь.
Второго ученика Учитель спросил:
- Ты всегда выполняешь свои обещания?
- Да, – ответил ученик, – чего бы мне это ни стоило!
Третьему ученику Учитель задал вопрос:
- Ты сам всегда конкретен в своих высказываниях?
- Абсолютно! – воскликнул третий ученик.
- А теперь представьте, – сказал Учитель, – что вам не нужно никуда спешить, совершенно необязательно отвечать за свои слова и можно говорить общими словами, практически ни о чем.
Каждый из учеников подумал о своем, и, увидев, как все трое задумчиво опустили головы, Учитель продолжил:
- Нас больше всего раздражает в других то, чего мы сами не можем себе позволить. Мы думаем, что это проблемы, но гораздо чаще это наша зависть. Не нужно злиться на ближнего - ищите ответ в себе...

Будда скитался шесть лет, он посетил всех мудрецов, святых, ученых, всевозможных гуру, но ничего не произошло: Аскетизм, пост, йога - все напрасно.
Однажды Сиддхартха пытался перейти вброд небольшую речку, течение было сильным, а он так ослаб от постоянных лишений и недоедания, что голова его закружилась, он упал в воду и его понесло вниз по течению. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы он не ухватился за длинный корень. Его прибило к берегу.
В таком положении, не имея сил выбраться, он ясно осознал: «Жизнь подобна океану». И если жизнь - это океан, то тогда все, что я делаю - неверно. Если я довел себя до такого состояния, что не могу перейти даже эту речку, то как же я собираюсь пересечь океан жизни? Мой путь не верен. Я стал слабым, а для того, чтобы подняться к Богу, нужна огромная энергия».
Ему удалось выбраться из реки, он лег под деревом и расслабился. В тот вечер было полнолуние и впервые за шесть лет скитаний он хорошо спал, ему больше не нужно было никуда спешить, нечего было достигать; никакой практики, никаких упражнений. Впервые он почувствовал полную свободу . Никуда не торопясь, лежа под деревом, он наблюдал восход солнца. Он смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Говорят, что когда она исчезла, исчез и Сиддхартха. В одно мгновение перед его мысленным взором пронеслись шесть лет скитаний, как ночной кошмар, нo это уже стало прошлым. Будда стал просветленным!

Святая истина

После этого Будда идет в Бенарес и начинает учить Святой истине о срединном пути и о страде (страдании):

«Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие же это крайности? Одна - жизнь среди сладострастия, похотей, наслаждений: это низко, неблагородно, недуховно, недостойно, ничтожно. Другая — жизнь среди самоистязания: это грустно, недостойно, ничтожно. Совершенный, монахи, избег двух крайностей и вступил на тот совершенный путь, где ум и взор его просветляются, на тот путь, который ведет к покою, познанию, просвещению, к Нирване.

Вот, монахи, святая истина о страде: рождение - страда, старость - страда, болезнь - страда, смерть - страда, быть в союзе с нелюбимым - страда, быть в разлуке с любимым - страда, не достигнуть желаемого - страда; одним словом - все пятиричное (чувственное) стремление к земному - страда.

Вот, монахи, Святая истина о происхождении страды: это есть жажда земной жизни, ведущая от рождения к рождению, жажда наслаждений, жажда существования, жажда могущества. Вот, монахи, Святая истина об упразднении страды: прекращение этой жажды полным уничтожением вожделений, отказом от них, стремление воздерживаться, не доставлять им ни малейшей пищи. Вот, монахи, Святая истина о пути к упразднению страды - это есть святая восьмиричная стезя:
истинная вера,
истинная решимость,
истинное слово,
истинное дело,
истинная жизнь,
истинное стремление,
истинные помыслы,
истинное погружение в самого себя!»

Далее Будда поучал о тленности всего земного, о том, что сквозь пелену счастья и юности просматривается страдание, в которое счастье и юность неизбежно обратятся. Будда говорил, что телесное не есть истинное Я, ибо оно подвержено болезням и смерти. Поэтому ощущения, представления и сознание-также не истинны. Отсюда - неведение, как основа страдания. Человечеству, вращающемуся среди земных забот, в них находящему удовлетворение и радость, трудно уразуметь такую вещь, как закон причинности, связь причин и действий.

Истинная любовь

Однажды, когда Будда со своими учениками отдыхал в тенистой прохладе деревьев, одна куртизанка подошла к нему. Как только она увидела Божественное лицо, сияющее небесной красотой, она влюбилась в него, и, в экстазе, с распростертыми объятиями, громко воскликнула:
- О Прекрасный, сияющий, я люблю тебя!
Ученики, давшие обет безбрачия, были очень удивлены, услышав, что Будда сказал куртизанке:
- Я тоже люблю тебя, но, любимая моя, прошу, не притрагивайся ко мне сейчас.
Куртизанка спросила:
- Вы называете меня любимой и я люблю Вас, почему же Вы запрещаете мне прикасаться к Вам?
Великий Мастер ответил:
- Любимая, я повторяю, что сейчас не время, я прейду к тебе позже. Я хочу проверить свою любовь!
Ученики подумали: «Неужели Учитель влюбился в куртизанку?»
Несколько лет спустя, когда Будда медитировал со своими учениками, он внезапно воскликнул:
- Мне нужно идти, любимая женщина зовет меня, теперь я действительно ей нужен.
Ученики побежали за Буддой, который, как им показалось, был влюблен в куртизанку и бежал, чтобы встретиться с ней. Все вместе они прибыли к тому дереву, где встретили куртизанку несколько лет назад. Она была там. Ее некогда прекрасное тело было покрыто язвами. Ученики остановились в растерянности, а Будда взял ее изможденное тело на руки и понес в больницу, говоря ей:
- Любимая, вот я пришел, чтобы проверить свою любовь к тебе и исполнить свое обещание. Я долго ждал возможности проявить свою подлинную любовь к тебе, ибо я люблю тебя, когда всякий другой прекратил любить тебя, я обнимаю тебя, когда все твои друзья не желают прикасаться к тебе.
После излечения куртизанка примкнула к ученикам Будды.

Что посеешь, то и пожнешь

Гаутама Будда проходил мимо одной деревни, в ней жили противники буддистов.
Жители выскочили из домов, окружили его и начали оскорблять. Ученики Будды начали сердиться и уже готовы были дать отпор, но присутствие Учителя действовало успокаивающе. А то, что он сказал, привело в замешательство и жителей деревни и учеников.
Он повернулся к ученикам и сказал:
- Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему у вас такая реакция? Вы позволили этим людям манипулировать вами. Вы зависите от них. Разве вы не свободны?
Люди из деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены. В наступившей тишине Будда обратился к ним:
- Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.
Люди из деревни сказали:
- Но мы оскорбляли тебя, почему ты не сердишься на нас?
Будда ответил:
- Вы свободные люди, и то, что вы сделали - ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния.
И я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. В предыдущей деревне люди встречали меня, приветствовали, они принесли с собой цветы, фрукты, сладости. Я сказал им: «Спасибо, мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты и сладости с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». А теперь я спрашиваю вас:
- Что они должны сделать с тем, что я не принял и вернул им назад?
Один человек из толпы сказал:
- Должно быть, они раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям.
- Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их и возвращаю вам. Если я могу отвергнуть те фрукты и сладости, они должны забрать их обратно. Что можете вы сделать? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним все, что хотите.

Пристально всматривайтесь в себя

Когда жители деревни ушли, Будда обратился к своим ученикам:
- В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый. Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шел через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев?
Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает свое лицо в чистом зеркале. Заметив на нем нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: «Вот прекрасно! Как я чиста. Точно также и ученик, убедившись, что он еще не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них. Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!

Просто идите своим путем

Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на вас с дерева упадет сухая ветка и ударит вас, что вы должны сделать?
Ученик сказал:
- Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался поддеревом, когда с него упала сухая ветка.
Будда сказал:
- Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это все равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.

Исход

Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
- Это все, или ты хочешь чего-нибудь еще? Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, - ответил Будда. - Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать Таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущен и задачей. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно - любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли . Рано или поздно оно превратится в пыль и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушел.
Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!
Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

Слепая вера

Будда разрушал авторитеты, с горькой иронией бичевал он книжную премудрость, как пустой вздор или же дерзкое сумасбродство; к кастовому высокомерию браминов он относился с не меньшей строгостью: «Кто, повторяя песни и изречения древних мудрецов, вообразит себя таким же, как они, мудрым, тот уподобляется простолюдину или рабу. Ученик верит в то, во что верит учитель; учитель верит в то, что он узнал от предшествующих учителей. Речь брамина похожа на вереницу слепых : стоящий впереди ничего не видит, стоящий посредине ничего не видит, стоящий позади ничего не видит. Как же тут быть? Разве при таких условиях вера браминов чего-нибудь стоит?»

Несите мою любовь

Ученик Будды собрался идти распространять учение в очень беспокойное место, никто еще не ходил туда. Узнав об этом, Будда спросил его:
- Перед тем, как решить окончательно, ответь мне на три вопроса. Первый вопрос: знаешь ли ты, что люди той области очень жестоки и легко раздражаются? Опасно идти к ним, поэтому никто из моих учеников не ходил туда. Если тебя оскорбят, а они оскорбят, как ты собираешься отреагировать? Что случится в твоем сердце?
Ученик ответил:
- Ты знаешь совершенно ясно, что случится в моем сердце, потому что ты знаешь мое сердце; ты есть мое сердце! Но я отвечу: если они оскорбят меня, глубоко в моем сердце я буду чувствовать благодарность к ним за то, что они лишь только оскорбили меня, а могли бы и побить.
Будда сказал:
- Хорошо. Теперь второй вопрос. Если они изобьют тебя, что ты будешь чувствовать к ним? Ученик ответил:
- Ты знаешь совершенно ясно, я буду благодарен им потому, что они только избили меня, а могли бы и убить.
Будда сказал:
- Теперь третий вопрос. Если тебя будут убивать, что ты будешь думать о них, как ты будешь реагировать?
И ученик ответил:
- Ты знаешь совершенно ясно. Но раз ты спрашиваешь, я отвечу тебе. Если они будут убивать меня, я буду благодарен им, поскольку они дадут мне величайшую возможность, величайший вызов. Может быть, таким образом они освободят меня из рабства.
Будда сказал:
- Теперь ты можешь идти. Я за тебя спокоен. Куда бы ты не пошел, ты будешь излучать мою энергию и понесешь людям мою любовь и сострадание.

Развяжите узлы

Однажды Будда пришел на встречу со своими учениками с носовым платком… с очень ценным носовым платком. Возможно, какой-то царь подарил его.
Но Будда не приемлет таких вещей, поэтому все смотрели и думали: «В чем дело? Почему он несет его в руке, держа перед собой, как бы говоря каждому: «Смотрите, внимательно смотрите!»
Смотреть было не на что. Это был всего лишь красивый шелковый носовой платок. Затем Будда начал завязывать узлы на нем, пять узлов. Стояло полное молчание… все просто смотрели на то, что он делает.
Будда спросил учеников:
- Это тот же самый носовой платок, который я принес с собой, или это другой носовой платок?
Сарипутта, один из его старых учеников, встал и сказал:
- Бы шутите с нами? Я думаю, что это тот же самый носовой платок. Будда сказал:
- Сарипутта, подумай еще раз, так как у носового платка, который я принес, не было узлов, а у этого их пять. Как же он может быть тем же самым?
Сарипутта увидел смысл и сказал:
- Я все понял. Хотя это тот же носовой платок, но теперь он в узлах - подобно страдающему человеку.
- Совершенно точно. Вот что я хочу показать вам: человек, который терзается, не отличается от Гаутамы Будды. Я - лишь носовой платок без узлов. Ты - носовой платок с пятью узлами (пять узлов - агрессивность, алчность, лживость, неосознанность и эгоизм).
Затем Будда сказал:
- Я хотел бы спросить вас еще об одной вещи. Я пытаюсь развязать эти узлы. Взгляните на меня - это поможет развязать их?
Он потянул за оба конца носового платка, узлы сделались еще меньше и туже. Кто-то сказал:
- Что Бы делаете? Таким способом узлы никогда не развяжутся. Такой тонкий шелк, а Вы так сильно тянете! Узлы становятся маленькими и их теперь почти невозможно развязать! Будда сказал:
- Бы можете так ясно понять все относительно этого носового платка. Разве вы не можете понять самих себя? Разве вы не видите себя в такой же ситуации? Вы тянули свои узлы или нет? Иначе, почему они продолжают становиться все меньше и меньше, туже и туже?
Затем Будда спросил:
- Что же я должен сделать? Один монах встал и предложил:
- Сначала я хотел бы подойти поближе и посмотреть, как были завязаны узлы.
Он взглянул на носовой платок и сказал:
- Узлы были сделаны таким образом, что, если мы расслабим их и позволим им стать более свободными, они развяжутся; это не трудно. Это простые узлы.
Будда дал монаху носовой платок и тот развязал узлы один за другим.
Будда сказал:
- Сегодняшняя проповедь закончена. Идите, медитируйте!

Не теряйте времени

Мулинкьяпутта однажды пришел к Учителю и высказал ему свое удивление по поводу того, что его проповедь оставляет неразрешенными целый ряд самых важных вопросов: вечен ли мир или ограничен временем? Продлится ли жизнь после смерти? и т.д.
- Мне не нравится это, - сказал Мулинкьяпутта. - Поэтому я пришел к Учителю, чтобы он разрешил мои сомнения, если может. Если же прямодушный человек чего-то не знает, он должен просто сказать: «Я этого не знаю».
Будда ответил ему в своей манере с легкой иронией:
- Что говорил я тебе прежде, Мулинкьяпутта? Говорил ли я тебе: «Приходи ко мне и будь моим учеником, я хочу научить тебя, вечен ли мир или не вечен, тождественна ли с телом жизненная сила или не тождественна и т.д.?»
- Ты этого не говорил, владыко, -
Может быть ты говорил мне: «Я желаю быть твоим учеником. Открой мне, вечен или же не вечен мир и т.д.?»
Мулинкьяпутта вынужден был отрицать и это.
- Один человек, - продолжал Будда, - был поражен отравленной стрелой; тогда его друзья и родственники призвали сведущего врача . Что, если бы больной в этом случае сказал: «Я не позволю лечить рану, пока не узнаю, кто тот человек, как его имя, какого он роду-племени, из какого оружия была выпущена стрела? Каков был бы конец всего этого?»
Мулинкьяпутта ответил:
- Человек, скорее всего, умер бы.
Будда сказал:
- Жизнь коротка, энергия - ограничена, не стоит отвлекаться на вопросы, которые не ведут к просветлению. Поэтому, Мулинкьяпутта, что открыто мной, то и считай за открытое, а что не открыто мной, то считай за неоткрытое.

Это не ведет к святости

Будда объявлял в каждом городе, куда бы не пришел:
- Пожалуйста, не задавайте одиннадцать вопросов. Эти вопросы включают в себя все важнейшие понятия: Бог, душа, смерть, жизнь, истина и т.д.
Когда его спрашивали: «Почему?», он отвечал:
- Потому, что на них не могут быть даны ответы. Не то, чтобы я не знал ответы на них, но, во-первых, это невозможно выразить словами, во-вторых, познание этих вещей не способствуют святости жизни и не ведет к просветлению, а, в-третьих, эти вопросы создают верования, которые мешают вам воспринимать Истинную реальность. Спрашивайте о гневе и о том, как выйти за его пределы. Спросите о жадности, о привязанности, о трансформации. Спросите о том, как отбросить ум и достичь состояния медитации…

Однажды, прося подаяние, Будда пришел к дому своего богатого почитателя Анатгапиндики и услышал в его доме крики и спор. Будда спросил:
– Что это люди в твоем доме так расшумелись? Можно подумать, что у рыбаков похитили их рыбу.

Хозяин дома поделился с Буддой своим горем. Он сказал, что в его дом вошла невестка из очень богатой семьи, которая не хочет слушать ни мужа, ни его родителей, и не хочет воздать Будде подобающего почитания.

Будда позвал невестку:
– Поди сюда, Суджата.
– Иду, владыка,- ответила она и пришла к Будде.
– Семи различий бывают жены, Суджата,- сказал он ей. Какие же это семь различий? Та, которая подобна убийце; та, которая подобна воровке; та, которая подобна владычице; та, которая подобна матери, та, которая подобна сестре; та, которая подобна другу; та, которая подобна служанке. Вот, Суджата, каковы семь различий меж женами, которых может иметь муж. К которым из них ты принадлежишь?

07.05.2017

Однажды утром человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
– Это все, или ты хочешь чего-нибудь еще?

Ананда все видел и пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
– Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
– Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом,- ответил Будда.- Этот бедняга итак слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
– Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

21.04.2017

Сарипутта пришел к Будде. Он много медитировал и к нему стали приходить разные видения, как это случается со всеми, кто входит в состояние медитации. Он начал видеть ангелов, богов, демонов. Они были очень реальными.

Но Будда сказал:
– Это все ничто – просто мечты.
– Но они такие реальные!- пытался возражать Сарипутта.

06.04.2017

Однажды, когда Будда со своими учениками отдыхал в тенистой прохладе деревьев, одна куртизанка подошла к нему. Как только она увидела Божественное лицо, сияющее небесной красотой, она влюбилась в него, и, в экстазе, с распростертыми объятиями, громко воскликнула:
– О, прекрасный, сияющий, я люблю тебя!

Ученики, давшие обет безбрачия, были очень удивлены, услышав, что Будда сказал куртизанке:
– Я тоже люблю тебя, но, любимая моя, прошу, не притрагивайся ко мне сейчас.
– Вы называете меня любимой, и я люблю вас, почему же вы запрещаете мне прикасаться к вам?- спросила куртизанка.
– Любимая, я повторяю, что сейчас не время, я приду к тебе позже,- ответил Будда.- Я хочу проверить свою любовь!

Ученики подумали: «Неужели Учитель влюбился в куртизанку?»

Несколько лет спустя, когда Будда медитировал со своими учениками, он внезапно воскликнул:
– Мне нужно идти, любимая женщина зовет меня, теперь я действительно ей нужен.

03.02.2017

Однажды Ананда спросил Будду о Нирване. И Будда рассказал ученикам об искушении Мары, который пытался совратить его с истинного пути спасения:
– Когда я стал просветленным, подступил ко мне злой Мара со словами: «Погрузись теперь в Нирвану. Великий, погрузись в Нирвану, Совершенный, время Нирваны наступило теперь для тебя». И сказал я злому Маре так: «Я до тех пор не погружусь в Нирвану, пока не приобрету себе учеников в среде монахов, мудрых и сведущих, вещих слушателей… Я до тех пор не погружусь в Нирвану, злой дух. пока не приобрету себе последовательниц в среде монахинь. Я до тех пор не погружусь в Нирвану, пока святое, мною преподанное учение, не окрепнет, не упрочится, не усвоится всеми народами и распространяемое все далее и далее, не станет достоянием всего человечества».

02.01.2017

Когда Гаутама Будда стал просветленным, была ночь полнолуния. Исчезли все его беспокойства, тревоги, как будто их никогда не существовало прежде, как будто он спал и теперь пробудился. Все вопросы, беспокоящие его прежде, отпали сами собой, он ощущал полноту Бытия и Единство.

Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников.

Он повернулся к ученикам и сказал:
– Вы разочаровали меня. Эти люди делают свое дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?

Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
– Вы все сказали? Если вы не все сказали, у вас еще будет возможность высказать мне все, что вы думаете, когда мы будем возвращаться.