Какой фотоаппарат nikon зеркальный лучше купить. Семейство цифровых зеркальных фотоаппаратов Nikon

Теперь так: 100 - - 0 - 00s - - . Если «тысячные» модели относятся к младшей ценовой категории, у Nikon - к младшей и средней. Переход на использование четырех цифр в названии должен более четко разграничить фотоаппараты различного класса. Кроме того, как вы уже заметили, Nikon ставит букву «D» перед цифрой модели, а - после.

Мы разделили все модели на пять подгрупп. Деление это условное, зависит от позиционирования фотокамеры и ее стоимости. У каждой модели будет указана цена - среднее значение из предложенных вариантов на сайте «Поиск-Подбор» (верно на начало февраля). Цены указаны за модели со стандартным объективом (так называемый Kit), входящим в комплект. Фотоаппараты также можно купить без объектива - в таком случае модель обозначается как Body. Например, 0D Kit и 0 Body. Профессиональные модели обычно продаются в комплектации Body.

Для начинающих

Линейка самых простых и дешевых цифровых зеркальных камер появилась в 2006 году после выхода . В отличие от популярной модели , получила ряд упрощений, заодно став меньше и легче. Главный минус - отсутствие привода автофокуса, необходимого для автофокусировки популярных объективов типа AF. Таким образом, при работе с распространенными на то время объективами типа AF приходилось использовать ручную фокусировку. Либо приобретать объективы AF-S и AF-I со встроенными приводами автофокуса.

В дальнейшем цифрозеркалки Nikon низшей ценовой категории стали выпускать без привода автофокуса ( 000/D3100/D5000/D5100). Данное решение поначалу было воспринято фотосообществом негативно, однако сейчас в продаже имеется большое количество объективов со встроенным автофокусом, и большим минусом данный недостаток уже не является. Тем более в арсенале начинающих фотографов обычно всего один или два объектива, а профессионалы редко пользуются бюджетными аппаратами.

В следующем году был выпущен более качественный и дорогой x, который, как и его предшественник, не получил широкой известности. Продолжение линейки последовало спустя три года, после выхода 000. Но и он вышел не слишком удачным. Положение поправил 100 (2010 г.).

X (270 000 руб.). Светочувствительная КМОП-матрица формата Nikon FX с разрешением 24,5 Мпикс. Новейший на тот момент блок автофокуса (51 точка), серийная съемка до 5 кадров/с, диапазон ISO 100-6400, 3-дюймовый ЖК-экран (920 тыс. точек), режим LiveView с автофокусом, 14-битная система обработки изображений, два слота для карт памяти CF и стандартный для «топовых» аппаратов корпус из магниевого сплава, защищенный от пыли, брызг и электромагнитных помех.

S (165 000 руб.). Апгрейд модели Nikon . Матрица 12,1 Мпикс, скорость серийной съемки составляет 9 кадров/с в формате FX и 11 кадров/с - в формате DX. Базовый диапазон чувствительности ISO 200-6400. Есть два слота для карт памяти CF, возможность съемки видео в формате HDTV (1280x720), режим LiveView и режим бесшумной съемки. По сравнению с моделью , увеличен размер буфера для промежуточного хранения снимков до 48 кадров в формате NEF и до ISO 12 800 - диапазон базовой чувствительности (максимальное значение - 102 400).

. Преемник модели S. Новая матрица с разрешением 16,2 Мпикс, скорость непрерывной съемки до 11 кадров/с (в формате FX). Максимальная чувствительность увеличена до ISO 204 800, диагональ ЖК-монитора - до 3,2 дюйма. Система обработки изображений EXPEED 3 использует 14-разрядное аналого-цифровое преобразование и 16-разрядную систему обработки изображений. Обновленный 51-точечный сенсор автофокусировки стал лучше работать при слабом освещении. Также появились 91000-пиксельный сенсор для замера экспозиции (с режимом определения лиц) и подсветка кнопок. Разрешение при видеосъемке - до 1920x1080 при 24/25/30 кадрах/с. Несжатый видеопоток позже можно экспортировать через порт HDMI.

Один слот отдан под карты памяти новейшего стандарта XQD, другой остался за CF. Причем записывать информацию можно следующим образом: поочередно до заполнения карт, одновременно на обе карты, раздельно RAW и JPG либо раздельно фото и видео. Можно отметить и следующие особенности: увеличенный срок службы затвора (до 400 тыс. циклов срабатывания), Ethernet-разьем (передача изображений и управление камерой по сети), сохранение индивидуальных настроек. С помощью встроенных возможностей можно создавать timelapse-видеоролик и автоматически получать HDR-фотографии.


Canon – мировой лидер на рынке фото- и видеотехники. Почти вековая история компании нередко становится решающим фактором при выборе камеры. Логотип Canon встречается на бюджетных компактных цифровых фотоаппаратах и профессиональных зеркалках. Но важно учитывать, что за выпуск «мыльниц» компания взялась сравнительно недавно, поэтому не имеет таких преимуществ перед конкурентами, как при производстве зеркальных фотокамер. Canon делает первые шаги по применению беззеркальных технологий, но до лидеров рынка ему пока далеко.

Конёк компании – зеркальные фотоаппараты. Поклонники брэнда отмечают интуитивно понятное меню и приятную цветопередачу в тёплых тонах. Говорят, что мир фотографов разделился на «кэнонистов» и «никонистов», однако это обусловлено скорее силой привычки, чем существенными отличиями. Под любой маркой могут скрываться более и менее удачные модели. Чтобы не ошибиться с выбором, читайте обзоры лучших фотоаппаратов.

Лучшие компактные (цифровые) фотоаппараты Canon

Компактные фотоаппараты - самые недорогие и мобильные представители фототехники Canon. Компактнее и легче зеркальных моделей, они отлично подходят для путешествий и памятных фотографий для семейного фотоальбома. Вес большинства из них колеблется в пределах 400 - 600 грамм. При этом корпус цифровых устройств лишен хрупких выступающих частей, что позволяет легко перевозить их в сумке или чемодане.

Несмотря на миниатюрность и сравнительно невысокую стоимость, эти разработки Canon по качеству снимков не уступают некоторым зеркальным фотоаппаратам для начинающих. Ведь лучшие представители категории оснащены достойной матрицей с достаточно большим числом фоточувствительных точек, чтобы сравниться с более дорогостоящими приборами.

3 Canon PowerShot SX620 HS

Выгодная покупка. Удачное сочетание наименьшего веса и времени работы
Страна:
Средняя цена: 12 989 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Наиболее удачная недорогая модель уверенно вошла в ряды лучших благодаря практичному весу 182 грамма, тонкому корпусу 2,8 сантиметра и отличному стабилизатору изображения. При всем при этом компактный фотоаппарат работает от аккумулятора дольше соседей по рейтингу и прочих представителей класса. В среднем батареи хватает на 295 фотографий. Ценителей съемок при плохом освещении определенно порадует встроенная вспышка Кэнон, убирающаяся в корпус. Также фотоаппарат хорош для любителей экспериментов с оптическими эффектами. Наличие специальной резьбы на объективе позволяет устанавливать разнообразные насадки и фильтры.

Благодаря своей практичности этот Canon стал одним из самых популярных бюджетных фотоаппаратов бренда. Помимо автономности и четких снимков на ходу, в отзывах отмечаются удобство, поддержка Wi-Fi и Bluetooth. Качество фото, конечно, уступает профессиональным моделям, но для своей цены оно лучшее.

2 Canon PowerShot SX540 HS

Лучшая скорость съемки. Призер пользовательских симпатий. Оптический суперзум
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 19 890 руб
Рейтинг (2018): 4.6

Хотя компактные фотоаппараты традиционно считаются не слишком мощными и недостаточно функциональными, относительно недорогая модель, относящаяся к среднему ценовому сегменту, удивительным образом сочетает в себе эти важные черты и не только. Canon с шикарным 50-кратным оптическим зумом, позволяющим снимать с расстояния, для которого аналогам потребовался бы бинокль, радует и отличной матрицей с разрешением 21,1 мегапикселя, что несколько больше, чем у некоторых зеркальных фотоаппаратов для начинающих. Кроме того, устройство выделяется на фоне аналогов скоростью съемки в серийном режиме, которая достигает почти 6 кадров в секунду. Улучшенная скорость досталась и функции видеосъемки, благодаря чему камера снимает видео со скоростью 60 кадров в секунду.

Все пользователи оценивают компактный фотоаппарат на лучшие баллы и оставляют исключительно положительные отзывы. По их мнению, это отличный выбор за свою цену.

1 Canon PowerShot G1 X Mark II Kit

Лучшее качество среди компактных цифровых фотоаппаратов
Страна: Япония
Средняя цена: 45 490 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

На первых строчках рейтингов фотокамера держится с 2014 года. Это выбор ценителей качества, которые готовы за него платить и ищут компактный цифровой фотоаппарат. Главное достоинство – качественная оптика. Светлый объектив (диафрагма открывается до F2) на близких расстояниях позволит снимать без вспышки при недостатке света.

Из других технических параметров отметим 5-кратный оптический зум, режим макросъемки, впечатляющий для компакта кроп-фактор 1.85, видео в формате Full HD, Wi-Fi и поворотный сенсорный дисплей.

PowerShot G1 X Mark II можно было бы назвать идеальным компактным цифровым фотоаппаратом, но в его конструкции нет видоискателя. Энтузиасты могут приобрести его отдельно, но покупка увеличит стоимость камеры в полтора раза.

Лучшие зеркальные фотоаппараты Canon для любителей

Вопреки мнению многих новичков, зеркальные фотоаппараты далеко не одинаковы. Поэтому тем, кто только приступает к освоению фотоискусства рекомендуется отдавать предпочтение моделям для начинающих. В отличие от более навороченных продвинутых и профессиональных фотоаппаратов, они богаче на готовые режимы и фильтры, чем на ручные настройки, что значительно упрощает создание уникальных фотографий с улучшенными свойствами. Это позволяет постепенно познавать возможности фототехники, не путаясь в не всегда нужных новичку опциях, требующих опыта и определенных знаний.

Не смотря на простоту использования, фотоаппараты Кэнон для начинающих предлагают немало возможностей, поддерживая ряд интерфейсов и дополнений. Лучшим из них среди прочего свойственно максимальное доступное фотоаппарату разрешение.

3 Canon EOS 1300D Kit

Цена - качество. Режим брекетинга вспышки
Страна:
Средняя цена: 24 840 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Бронзу обзора заслужил один из самых недорогих фотоаппаратов, который несмотря на доступность, получил немало преимуществ, делающих его лучшим решением для начинающих среди сравнительно бюджетных устройств. Достойная цветопередача в сочетании с разрешением 5184 на 3456 точек обеспечивает хорошее качество снимков. Также эта модель Кэнон оснащена неплохим набором режимов ISO, позволяющими экспериментировать со светом, и даже брекетингом вспышки, которого нет у большинства конкурентов. Данный автоматический режим, меняющий мощность вспышки для каждого следующего кадра, используется при серийной съемке для создания серии снимков, каждый из которых имеет уникальный уровень освещенности.

Также, согласно многочисленным отзывам, зеркальный фотоаппарат очень удобен в использовании, наделен интуитивно понятным меню, хорошо держит заряд и передает мельчайшие детали. Но стабилизация не стала его сильной стороной.

2 Canon EOS 750D Kit

Гибридный тип автофокуса. Наибольший радиус действия вспышки. Батарейный блок
Страна: Япония (производится в Тайване)
Средняя цена: 46 620 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Одна из наиболее дорогих разработок Canon для начинающих - достойный представитель премиального класса. Получивший очень редкую систему автофокуса, известную как гибридная, зеркальный фотоаппарат совмещает лучшие черты двух других систем и поддерживает полезный режим Live View. Он позволяет фотографу отслеживать предмет съемки в реальным времени, упрощая выбор ракурса и настроек. При этом снимки нешумные и достаточно четкие даже в условиях плохой освещенности. Мощная вспышка с расстоянием действия вспышки до 12 метров удобна для съемки близкой и средней дальности. Другим достоинством Кэнона стала возможность подключения батарейного блока для увеличения времени автономной работы.

Главной чертой фотоаппарата для начинающих многие пользователи называют высокое качество фотографий. Богатая комплектация, включающая набор объективов и программу для работы с изображениями в формате RAW также порадует покупателя.

1 Canon EOS 200D Kit

Лучшая новинка 2018. Емкий аккумулятор и Time-lapse. Самый тонкий и компактный
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 36 570 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Canon с максимальным для этой категории числом мегапикселей матрицы, достигающим показателя в 25,8, идеален как для начинающих, так и для любителей, продолжающих неспешно осваивать фотографию. Несмотря на превосходное качество снимков и функциональность, новинку 2018 года можно назвать недорогой, в сравнении с аналогами. Также фотоаппарат оснащен емкой батареей, рассчитанной на автономную съемку до 650 фотографий, что делает его одним из наиболее энергоэкономичных в категории. Режим Time-lapse для съемки с большими интервалами для создания ускоренных видеороликов. При этом фотоаппарат тонок, а его вес не превышает 456 грамм. Поэтому его удобно брать на выездные фотосессии.

Среди прочего в отзывах нередко сильными сторонами называют подсветку вспышкой для фукусировки в условиях скудного освещения, мобильность, сенсорное управление. Общее быстродействие и отличная сборка дополняют образ лучшей модели новичков.

Лучшие зеркальные фотоаппараты Canon для продвинутых пользователей

Модели для продвинутых фотографов - разумный выбор для тех, кому функционал фотоаппарата для начинающих уже тесноват, но опыта и знаний для работы с полноценной профессиональной техникой еще не хватает. Также значимым фактором в пользу этой категории может стать цена, ведь полупрофессиональные устройства стоят в разы дешевле и нередко при примерно таких же свойствах. При этом зеркалки Canon успешно сочетают автоматические режимы для любителей с ручными настройками, давая владельцу огромный выбор фильтров, уровня освещенности и так далее.

Все это не мешает продвинутым фотоаппаратам Кэнон быть сравнительно компактными и в некоторых случаях даже не тяжелее цифровых аналогов. Поэтому для выездных съемок или фотоотчета о путешествии они подходят как нельзя лучше.

3 Canon EOS 7D Mark II Body

Лучшая репортажная фотокамера
Страна: Япония
Средняя цена: 98 890 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Для репортажной съёмки EOS 7D Mark II – лучший вариант, недаром фотоаппарат сравнивают с пулемётом. В последней версии скорострельность увеличена до рекордных 10 кадров в секунду. И это не просто маркетинговый ход: обработка кадров происходит мгновенно без ограничения по количеству снимков. При такой скорости актуален увеличенный до 200 тысяч ресурс затвора.

Автофокус под стать репортажной модели: 65 точек фокусировки крестового типа. Рычаг на корпусе для подстройки фокуса поможет не упустить важный момент в череде быстро меняющихся событий. Точность и скорость автофокуса отразилась и на качестве видеосъемки. Для записи сюжетов предусмотрены необходимые разъёмы и настройки. Скорость составляет 50/60 кадров в секунду при разрешении Full HD.

Улучшенная защита от пыли и влаги, надёжный металлический корпус зеркального фотоаппарата позволят вести съёмку в сложных условиях без риска повредить технику.

2 Canon EOS 70D Kit

Выгодная цена
Страна: Япония
Средняя цена: 69 100 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Удачная зеркалка держится в рейтингах лучших фотоаппаратов на протяжении нескольких лет. Помимо качественных характеристик, модель выделяет пыле- и влагозащита. Высокое качество изображения, приятная цветопередача, рабочее ISO до 1600. Камера славится скоростью съёмки – 7 кадров в секунду, причём электроника успевает обрабатывать материал без подвисаний.

По количеству точек фокусировки (19) автофокус уступает конкурентам, но на удобстве это почти не отражается. Фотокамера быстро выхватывает объекты и наводится на резкость. Начинающим фотографам понравится простое меню, сенсорный монитор, а профессионалы оценят эргономику. Отдельно отметим востребованный Wi-Fi, обеспечивающий связь с мобильными устройствами.

1 Canon EOS 80D Body

Лучшее соотношение цены и качества
Страна: Япония
Средняя цена: 72 920 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Новая модель Canon стремительно завоёвывает рынок. От профессиональной полнокадровой техники её отделяет одно ключевое отличие – кроп-фактор 1,6. По сравнению с предыдущей версией зеркальный фотоаппарат получился ещё совершеннее. Размер матрицы вырос с 20,9 до 24,2 мегапикселей, а 45 точек фокусировки (вместо 19) обеспечивают точное наведение на резкость, даже если объекты расположены по краям кадра. Система фазовой автофокусировки позволяет комфортно снимать фото и видеосюжеты. Кстати, частота кадров в Full HD в EOS 80D увеличена до 60 кадров. Новинка выручит фотографа при репортажной работе: скорость съёмки составляет 7 кадров в секунду.

Из прочих новшеств добавим электронный уровень, модули Wi-Fi и NFC. Это лучшее предложение на рынке продвинутых зеркальных фотоаппаратов по соотношению цены и качества.

Лучшие зеркальные фотоаппараты Canon для профессионалов

Невозможно называться профессиональным фотографом, не имея соответствующей техники. Поэтому, несмотря на многочисленные преимущества сравнительно недорогих фотоаппаратов для начинающих и продвинутых пользователей, зеркальные Canon модели для профи - лучшее решение для тех, кто решил сделать фотоискусство делом своей жизни. Ведь этой категории свойственно наибольшее количество мегапикселей матрицы, изобилие ручных регулировок и дополнительных возможностей, расширенная серийная съемка, наиболее качественный звук при видеосъемке и иные преимущества.

Удивительно, но при столь богатом функционале многие профессиональные фотоаппараты держат заряд дольше представителей прочих категорий. При этом они поддерживают большинство известных форматов.

3 Canon EOS 5DSR Body

Лучший зеркальный фотоаппарат для студийной съёмки. Матрица 50.6 мегапикселей
Страна: Япония
Средняя цена: 195 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Зеркальный фотоаппарат ориентирован в первую очередь на студийных и рекламных фотографов и расширяет возможности коммерческой съёмки. Лидирующие позиции в рейтингах камера занимает, благодаря улучшенной матрице с разрешением 50,6 мегапикселей.

Кроме высокой разрешающей способности, Canon EOS 5DSR славится быстродействием, но уступают ближайшим конкурентам по светочувствительности. Но если учесть использование импульсного света в студии, то недостаток покажется несущественным.

Особенностью полнокадровой фотокамеры является возможность вести съёмку с кроп-факторами 1,3 и 1,6. Ещё одна полезная опция – уровень горизонта в видоискателе. Canon EOS 5DSR станет лучшим для студийных фотографов, но параметры для работы на природе ограничены. По отзывам фотографов, модель требовательна к оптике, потенциал «тушки» раскрывается с новыми объективами L-серии.

2 Canon EOS 6D Body

Лучшее соотношение цены и качества
Страна: Япония
Средняя цена: 94 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Доступная полнокадровая зеркалка сопоставима с фотоаппаратами премиум-класса, но стоит вдвое дешевле. Проверенная электроника появилась в продаже в 2012 году, стала прорывом своего времени. В частности, занимать первые места в рейтингах помогает наличие своевременно установленных модулей Wi-Fi и GPS.

При использовании топовых объективов зеркальная фотокамера позволит добиться отличной детализации. Незначительный уровень шума и высокие рабочие ISO позволяют вести съёмку в сумерках и в слабоосвещенных помещениях. Скорострельность меньше, чем у конкурентов – 4,5 кадра в секунду, но для решения большинства творческих задач этого достаточно. Фотоаппарат прилично пишет видео, претензий по звуку и детализации картинки у покупателей нет.

Доступная стоимость «полного кадра» отразилась на эргономике. По сравнению со старшими моделями кнопочный функционал урезан и не даёт быстро откорректировать установленные параметры. Но указанные недостатки нельзя назвать существенными. При отсутствии лишних денег Canon EOS 6D – лучший выбор.

1 Canon EOS 5D Mark IV Body

Самый популярный зеркальный фотоаппарат
Страна: Япония
Средняя цена: 223 090 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Продажи полнокадрового EOS 5D Mark IV стартовали в сентябре 2016 года. Он стал продолжением легендарной линейки Canon. Четвёртое поколение 5D стало ещё совершеннее. По сравнению с предшественником модель получила увеличенное количество мегапикселей 31.7, модули Wi-Fi, GPS, возможность вести видеосъемку в формате 4К и сенсорный экран.

По остальным параметрам принципиальных различий нет. В умелых руках при использовании топовой оптики Canon способен творить чудеса. Звенящая резкость, эффектное размытие фона, съёмка в условиях слабой освещённости. Даже придирчивые эксперты называют рабочими значения ISO до 3200.

Как и предшественник, Mark IV имеет металлический корпус с пыле- и влагозащитой. Технике не страшны лёгкие удары и капризы погоды, а металл препятствует радиопомехам, снижая количество помех от мобильных телефонов. Зеркальный фотоаппарат хвалят за молниеносную скорость фокусировки: автофокус редко помахивается даже при съёмке динамичных сцен.

Однако некоторые критики посчитали внесённые изменения недостаточными и говорят о том, что Mark IV теряет позиции в рейтингах. К недостаткам относят малый размер буфера и слабоватый процессор: электроника не успевает обрабатывать видео в формате 4К. Несмотря на это, продажи легендарного цифровика растут.

Лучшие беззеркальные фотоаппараты Canon (со сменной оптикой)

Беззеркальные модели отлично подходят тем, кто разбирается в фототехнике достаточно хорошо, чтобы освоить нюансы сменной оптики. Впрочем, профессиональные знания для освоения большинства фотоаппаратов категории не требуются. Модели со сменной оптикой немногочисленны и в большинстве своем предлагаются в варианте Kit, что значит, что в комплекте с устройством идет как минимум один тщательно подобранный объектив, а иногда и целый набор.

Отсутствие зеркала дает фотоаппаратам этого вида некоторые преимущества перед зеркальным типом при записи видео. При этом они гораздо компактнее и легче. Поэтому это неплохой промежуточный вариант между зеркалкой и цифровой моделью.

3 Canon EOS M10 Kit

Наименьшая цена. Легкость и компактность
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 22 890 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Тройку лучших фотоаппаратов со сменной оптикой открывает самая доступная и практичная разработка японской фирмы. Стоя в разы дешевле некоторых конкурентов, этот Кэнон тем не менее по ряду возможностей не уступает многим из них. Конечно, по уровню качества матрицы эта беззеркальная модель несколько проще, чем профессиональные зеркальные фотокамеры. Однако наличие функции очистки матрицы, поворотный сенсорный экран и разрешение 5184 на 3456 точек делают Canon, учитывая стоимость, достаточно заманчивым приобретением. Более того, этот фотоаппарат весит меньше не только зеркалок, но и цифровых устройств. Вес 301 грамм и скромная толщина всего лишь в 3,5 сантиметра позволяют комфортно перевозить компактный прибор даже в небольшой дамской сумочке.

Удобство фотоаппарата во всех отношениях подтверждают и многочисленные отзывы. Пользователи хвалят его за качество, миниатюрность, функциональность, режимы и надежность.

2 Canon EOS M100 Kit

Самая большая максимальная серия снимков. Качество снимков. Шустрый автофокус
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 30 030 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Стильная новинка 2018 года отличается от конкурентов не только оригинальным рифленым корпусом и яркой выдвижной вспышкой, но и мощностью некоторых функций. Прежде всего фотоаппарат порадует владельца лучшим в категории количеством эффективных светочувствительных элементов матрицы, которое достигает показателя в 24,2 мегапикселя, а также разрешением 6000 на 4000 точек. Поэтому в качестве снимков и возможности их увеличения или печати в большом формате сомнения быть не может. Сильной стороной фотоаппарата стала и серийная съемка. Скорость более 6 кадров в секунду, а также максимальное количество снимков 21 для формата RAW и 89 для привычного всем JPEG пригодятся для спортивных съемок.

Кроме того, согласно многочисленным отзывам, эта модель Canon отличается четким и очень быстрым автофокусом, хорошей стабилизацией и качеством фото. Также многие отмечают приятную эргономику, интуитивно понятное меню, автономность.

1 Canon EOS M50 Kit

Лучшая скорость быстрой съемки. Микрофонный вход. Башмак для вспышки
Страна: Япония (производится в Китае)
Средняя цена: 42 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Лидером лучших фотоаппаратов со сменной оптикой становится мощный прибор с дополнительными возможностями, встречающийся преимущественно лишь у не слишком дешевых профессиональных и полупрофессиональных зеркалок. В отличие от конкурентов, данная модель не лишена возможности подключать дополнительные вспышки. Специальное приспособление под названием башмак позволяет подключить и синхронизировать с фотоаппаратом любую внешнюю портативную вспышку, тем самым давая неплохое поле деятельности любителям поэкспериментировать со светом. Наличие микрофонного входа существенно улучшит звучание видеоматериалов. Также Canon хорош в серийной съемке, развивая скорость до 10 кадров в секунду.

При этом в отзывах покупатели отмечают изобилие настроек, которые подойдут не только новичкам, но и продвинутым пользователям. Кроме того, фотоаппарат получил отличный электронный видоискатель и удобное расположение кнопок.

"А какая у вас камера?" - это самый популярный вопрос, который задают фотографу зрители, которым понравился тот или иной кадр. Маркетинг делает свое дело и теперь почти у каждого на шее висит зеркалка с китовым объективом, фотохостинги стремительно наполняются однотипным цифровым мусором, а пользователи с недоумением спрашивают "почему же мои фотографии не отличаются от мыльницы, ведь я же потратил 1000$ ?"

"Александр, а какая у вас камера?"… этот вопрос задают мне с завидным постоянством, пришло время ответить, чем я снимаю. А тут вчера Петя lovigin написал, что пост о фототехнике должен написать каждый фотограф... А еще я выскажу свое о том, как следует подходить к вопросу о выборе цифровой камеры простым человеческим языком c точки зрения любителя. Ведь я фотографирую свои путешествия для себя и для удовольствия:)


Доступность зеркальных фотокамер, появление беззеркальных компактных камер и просто прогресс в развитии фототехники привел к тому, что количество фотомусора в интернете растет в геометрической прогрессии. Самый важный момент в выборе камеры - этот тот факт, что качество получаемых снимков далеко не всегда зависит от стоимости камеры.

Матрица фотоаппарата

Среди бесконечного кол-ва технических характеристик - матрица, это один из самых важных параметров. Многие при выборе цифровой камеры обращают внимание на количество мегапикселей. Однако не количество мегапикселей, а физический размер матрицы является тем параметром цифровой камеры, от которого напрямую зависит качество снимков (чем матрица больше, тем соответственно качество снимка выше). Особенно заметно влияние размера матрицы на качество проявляется при съемке в условиях недостаточной освещенности. При этом на маленьких матрицах снимки начинают «шуметь». Для бюджетных камер приводится в дюймах в виде дроби. Для стандартных компактов размер матрицы составляет 1/2,3 - 1/3. Для компактов.зеркальных камер классом выше – 1/1,6 - 1/2. При этом нужно понимать, чем больше знаменатель (цифра внизу), тем меньше физический размер матрицы. У фотоаппаратов высокого класса размер матрицы, как правило, приводится в мм.

Таблица сравнения размера матриц у новых камер, которые представлены в этом году на осенней выставке Фотокина в Германии:

Камеры бывают такие:

I. Цифровые компактные камеры:

A. Компактные цифровые камеры (нормальная картинка, нормальный динамический диапазон, много любительских опций и режимов):

1/ Совсем маленькие камеры формата "кредитной карты". У некоторых из них имеется зум-объектив, который перемещается в вертикальной плоскости, тем самым камера фактически "плоская". С одной стороны - это синоним стереотипа "женская" камера, с другой стороны она удивительно компактна.

2/ Камера чуть побольше со степенью увеличения до 4x-10x

3/ Специальные влаго- пыле- защитные и ударостойкие компакты. По опыту моих друзей, которые ныряют, такой бюджетный вариант не выдерживает даже половины из заявленой глубины и картинка достаточно посредственна. Так что этот выбор остается разве-что для "рыбок-в-Египте".

А это GoPro - камера, которая стала негласным стандартом в экстрим фото и видео съемке. Качество картинки весьма посредственное, но, наверное, самое высокое в своем классе камер. Крепится на шлеме, на автомобиле, самолете и т.д.

Б. Универсальные цифровые камеры с широкими диапазоном фокусных расстояний - степень увеличения до 20-25х
(нормальная картинка, нормальный динамический диапазон, много любительских опций и режимов, есть мануальные режимы)

Эти камеры не ультракомпактны, но меньше чем зеркалка, однако их хватит для большинства творческих задач.
Обязательное условие при выборе такой камеры - это наличие стабилизатора изображения, хотя сейчас он уже есть практически везде.

B. Полупрофессиональные компакты (улучшеная картинка, больший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)

Эти камеры обычно размером с компактный ультразум (категория Б), однако имеют улучшенную оптику, лучшее качество сборки и, по заверениям, производителя, дают очень качественный результат. На моем опыте длительного использования камеры Canon PowerShot Pro1 я это подтверждаю, это была очень классная модель. Сейчас в линейке Кэнон - это модели c индексом G.

II. Беззеркальные камеры со сменной оптикой (кроп-фактор матрицы 1,0-1,6)

(отличная картинка, большой динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)

Это сравнительно новый класс камер, когда в компактном корпусе вы получаете качество фотографий, вполне сравнимое с громоздкими зеркальными камерами. Я был на презентации серии беззеркальных камер Фуджи, мне очень понравились их модели. Задумываюсь о такой камере как второй. Однако я рассматривал вариант с объективом 10-20, но такого нет пока.

Fuji X-E1 и X-F1 - это единственные беззеркальные камеры, которые я держал в течении пары дней. С одной стороны мне очень нравится их олдскульный дизайн и маленький размер, с другой она для меня какая-то слишком маленькая. Шикарное качество картинки сочетается с медлительным цифровым видоискателем. Подробный пост о моих впечатлениях о Х-E1 будет в ближайшее время, однако не все так однозначно, как обещают.

Хороший тест топовых компактов, в т.ч. и беззеркальных есть в жж Антона Мартынова .

III. Зеркальные камеры

В этом классе за последние годы идет все большая сегментация модельного ряда, на мой взгляд даже с точки зрения маркетинга не всегда оправданная. Я снимаю камерами Canon, поэтому мне проще привести пример их их модельного ряда.

1/ Ультрабюджетные зеркалки (отличная картинка, хороший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)
Они самые маленькие среди зеркалок, кроп-фактор матрицы 1,6, качество сборки - экономия на всем.
Пример: Canon 1000D

2/ Зеркальные камеры начального уровня (отличная картинка, хороший динамический диапазон, много любительских опций и режимов, а также профессиональные режимы и настройки)
Это самый востребованный класс зеркальных фотокамер. При стоимости 500-700$ - это самый оптимальный вариант для старта.
Кроп-фактор 1,6х
Пример: Canon 550-650D

3/ Полупрофессиональные зеркальные камеры.
Кроп-фактор 1,6х. По сравнению с предыдущей субкатегорией здесь чуть больший размер и вес, прекрасное качество сборки, корпус уже не пластиковый, а из металла. Больше творческих и профессиональных режимов. Я пользуюсь такой камерой (40D) c 2008 года и очень много раз убеждался, что выбор был сделан правильный, хоть и с переплатой на старте.
Пример: Canon 60D

4/ Бюджетная полнокадровая зеркалка
Кроп-фактор 1,0х. Это чуть более бюджетная версия топовой модели, но с полнокадровой матрицей. Стоимость 2100$. Эти модели Кэнон и Никон представили в сентябре 2012 года, т.е. совсем новые.
Пример: Canon 6D

5/ Профессиональная полнокадровая зеркалка.
Кроп-фактор 1,0х. 3200$. Почему-то именно эта категория является мечтной любого фотографа (не всегда оправданно) и мажорным выбором всех тех, кто не считает деньги. Тут идеальное качество картинки при сочетании с хорошей оптикой, много настроек и максимально широкий динамический диапазон.
Пример: Canon 5D Mark II-III

6/ Профессиональные репортажные зеркальные камеры
Кроп-фактор 1,0х. Дорого, для узкого сегмента профессионалов.
Пример: Canon 1DX

Выбор оптики:

Чем я снимаю?

1. 2003-2005. Моей первой цифровой камерой, купленной в 2003 году, стал китайский полу-ноу-нейм Дженоптик с пластиковой оптикой 2МП. В нем не было никаких мануальных настроек, но он умел писать видео 320x240 15 к/с:) Я купил его в центре Мюнхена во время своей первой поездки заграницу.

С самого начала увлечения фотографией я поставил себе задачу, чтобы каждый следующий аппарат как минимум окупил себя. Это просто и достижимо, при определенных усилиях. Фотографии, полученные этой камерой несколько раз печатались в журналах на полосу А4, а также выиграли несколько конкурсов, которые принесли мне еще две новые камеры:)

2. 2005-2006. Canon PowerShot S1. Это был первый ультра-зум от Canon со стабилизатором, отличным качеством съемки видео. Потрясающая камера!

3. 2006-2008. Canon PowerShot Pro1. Эта камера была выпущена единственной в своем модельном ряду и так и не получила продолжения. На старте она стоила более 1000 долларов, имела оптику класса L и отличные характеристики. Эта камера оставила после себя самые приятные впечатления и воспоминания. Как-то я наклонился к воде сидя в байдарке и забыв, что на шее висит камера. В общем она полностью нырнула под воду… Неделю я ее сушил, а затем сдал в официальный сервис, где мне сказали, что дешевле купить новую, однако умельцы в небольшой фотомастерской оживили ее поменяв какой-то контролер питания всего за 30 долларов:)

4. 2008-2011. Наконец-то наступила эра зеркальных камер в моем фотоарсенале. К этому моменту я уже давно созрел к покупке зеркалки, однако в случае выбора "камера или очередное путешествие" я склонялся к последнему. Я не купил камеру начального уровня 450Д на тот момент, а взял 40Д за 1300 долларов, которые в тот момент для меня были космической суммой. Спустя 4 года камера выглядит практически идеально, удобнейшее колесико под большим пальцем, выносливая и неприхотливая. Аналог ее сейчас - 60Д, рекомендую!

Здесь уместно упомянуть об оптике… 1300 за боди в тот момент меня сильно подкосили, поэтому первым объективом стал полтинник - Canon EF 50mm F1.8 II. Служил мне верно вплоть до 2011 года, когда упал на пол в отеле на Шри-Ланке и распался на две половинки:(

Также с этой камерой у меня были в работе два объектива Sigma AF 18-200mm F3.5-6.3 DC OS и Sigma AF 10-20mm F4-5.6 EX DC HSM.
Это минимум, которые я и сейчас советую брать тем, кто ограничен в бюджете. Сигма имеет непостоянное качество и советуют выбирать между несколькими объективами при покупке. Большинство фотографий в моем блоге сняты именно этими объективами. С позиции того, какую технику я использую сейчас, можно говорить о том, что эти объективы нерезкие, дают плохое боке, не светосильны и т.д… Однако все этом познается в сравнении и это сравнение должно быть пройдено постепенно фотографом, который растет и совершенствуется.

5. 2011-… . Поняв, что и где меня сдерживает в техническом росте, я купил фулл-фрейм Canon 5D Mark II. С камерой такого класса уже не следует размениваться на посредственную оптику, поэтому первым объективом стал Canon EF 24-70mm f/2.8 L USM. Очень резкий, быстрый и качественный, однако совсем не универсальный. Поэтому я его продал спустя пол года.

Я очень люблю широкий угол и жанровые портреты, поэтому взял Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM. Выбирал между 16-35 и 17-40 F4. Все взвесил и выбрал первый, очень доволен.

И Canon EF 70-200mm f/2.8L USM. Тут выбор был мужду аналогичным с F4 и вариантом с/без стабилизатора. Я взял "без", так как цена "с" запредельно высока. Просто идеальный объектив для тревел-портрета, светосильный, резкий. Из недостатков - большой, заметный и тяжелый.

Если посмотреть на примеры фотографий от старта до сегодняшнего дня - разница, безусловно, заметна. Однако эту разницу нужно ощущать и понимать что и зачем нужно в каждый следующий момент времени. Дальше, возможно, у меня будут какие-то фиксы, посмотрим…

Вот пример симпатичной инфографики - как выбрать камеру, которая подходит именно для вас:

Мои советы по выбору камеры для путешествий:

Вы уже несколько лет снимаете цифровой мыльницей, но не хотите покупать громоздкую камеру - обратите внимание на класс беззеркальных камер.
- Не гонитесь за мегапикселями и цифрами в технических характеристиках. Определенный уровень прогресса уже скачкообразно достигнут, дальше он движется очень медленно и поступательно.
- Не меняйте камеру спустя 2-3 года на аналогичную в этом же классе. Обновленная модель имеет, скорее всего, исключительно маркетинговые улучшения. Существенно вперед вы не продвинитесь.
- качество исходной картинки будет увеличиваться прямопропорционально стоимости камеры и стоимости оптики к ней, однако взяв в руки самую дорогую камеру - вы не сможете сразу получить желаемый результат и, вполне вероятно, разочаруетесь в неудачно вложенных средствах.
- исходное качество картинки получаемой при съемке дорогой зеркальной камерой, но без обработки и смысловой нагрузки при съемке практически ничем не будет отличаться от картинки полученной с помощью дешевой компактной камерой, а иногда и телефоном. Пример - это жж Лебедева (tema) - он снимает одной из самых дорогих камер в модельном ряду Кэнон и самой лучшей оптикой, однако для абсолютного большинства его задач вполне может хватить хорошего компакта.
- Я считаю, что нужно постепенно и осознанно увеличивать класс техники, понимая, что и в какой момент вас ограничивает технически. Нужно использовать по максимуму тот уровень техники, который уже у вас в руках. Только понимание этого позволит делать очень осознанный выбор как с технической, так и с финансовой точки зрения.

PS Эта статья - лишь субъективный взгляд любителя, который снимает для себя и с душой. Технические неточности имеют место быть, однако я не придаю им большого значения, так как главное все же в фотографии - это отнюдь не техника:)

А какое у вас мнение? Расскажите, чем снимаете вы? Довольны? Чего вам не хватает? Как выбирали ту или иную технику? Наступали ли на грабли? Ошибались ли в выборе?

Есть ряд занятий, которые можно делать бесконечно: смотреть на огонь, на воду, щелкать семечки и… сравнивать зеркалки Canon и Nikon. При всех своих различиях между фирмами и фирменными линейками фотоаппаратов, у них много общего (десятки лет конкуренции не прошли даром). В прошлом нашем исследовании мы занимались общим сравнением фирм и их потенциала в плане производства камер . Сегодня мы остановимся на конкретных моделях, выпущенных в начале второго десятилетия XXI века. Итак, лед тронулся…

Сравнение Сanon 600D и Nikon D5100

С небольшим отрывом друг от друга компании-гиганты выпустили в 2011 году зеркалки бюджетного класса, ставшие невероятно популярными в кругу начинающих и опытных фотографов. Цена у аппаратов приблизительно одинаковая.

Прежде чем переходить к сравнению, можем дать вам совет: прямо сейчас отправляйтесь в магазин и попытайтесь просто прикинуть, подержать немного в руках, минимально “поюзать” обе модели. Может статься, что на интуитивном уровне вам какая-нибудь из них придется по вкусу и проблема сама собой отпадет.

Дело в том, что модели являются конкурентами настолько похожими, что просто диву даешься и чтобы вот эту разницу между ними почувствовать, нужно немало попотеть. Второй вопрос - будет ли разница преимуществом или же просто особенностью той или иной модели. Итак, как мы видим, вы продолжаете читать статью. Значит, вопрос остался актуальным.

Вопрос цены и вкуса

Canon, хоть и не столь разительно, но дешевле. И не в последнюю очередь это связано с ценой на комплектующие. Оптика у Nikon всегда стоила дороже, чем у Canon. Тот же кэноновский объектив на 50mm 1.8 стоит в два раза дешевле, что никоновский. Некоторые предпочитают оптику компании Nikon, потому что она, как считается, дает более четкую картинку (впрочем, всегда ли она так нужна, эта четкая картинка?! художественную фотографию, требующую более плавного рисунка, никто не отменял). Динамический диапазон и ISO у Nikon D5100 тоже лидирует перед Сanon 600D.

Зато Canon 600D оснащен встроенным автофокусом (“отверткой”), который есть только у более дорогих моделей Nikon. У Canon D600 к тому же байонет EF-S, под него легко подобрать нужную оптику.

Быстродействие

Одним из определяющих факторов является быстродействие: фотографирование и сохранение фотографий. Чтобы было быстро, эффективно и надежно. Процессор у Canon 600D работает без проблем и сохраняет фотографии как в JPEG, так и в RAW, работает в режиме Live View, он обрабатывает видеоматериал довольно быстро, на максимуме настроек и даже при использовании специальных эффектов. Есть минусы, которые проявляются при серийной съемке (у Nikon, в свою очередь, они не проявляются) - бывает так, что аппарат немного “подвисает” на пару секунд. Последствия такого рода можно предотвратить, если немного уменьшить разрешение итоговых снимков. Совет профессионалов: выставлять 6 мегапикселей, а не 18, как стоит по умолчанию.

Кстати, если брать по мегапикселям, что Nikon D5100 максимально возможное их количество 16, а у Canon EOS 600D - 18. Судя по всему, в плане быстродействия компания Nikon тоже лучше все продумала. В аппарат встроен процессор EXPEED2, он позволяет сохранять снимки сразу. Доля секунды - и можно продолжать фотоохоту дальше. И с серийными съемками, судя по всему, проблем не возникает.

Некоторые пользователи отмечают некоторое притормаживание при съемках видео, на что профессионалы отвечают: “Покупаете и ставите высокоскоростные карты памяти SD (Ultra) и будет вам счастье.

Кроп-фактор

У Canon 600D он идет в значении 1,5, у Nikon - 1,6. Разница совершенно несущественная. У обоих фотоаппаратов матрица типа CMOS. В пределах одной десятой доли фотоаппараты снимают одинаково.

ISO

По заявленным официальным характеристикам диапазон ISO что у Canon, что у Nikon - одинаковый. Но результаты тестирования показывают, что Nikon в плане шумоподавления - лучше. При съемке на высоких значениях ISO (например - 6400) Nikon D5100 показывает себя лучше, чем Canon EOS 600D. Если снизить ISO до 3200, разница существенно снижается, хотя небольшой перевес остается за Nikon. Если снимать не в JPEG, а в RAW, то шумы можно убрать в Photoshop или Lightroom. Глядя на приведенную нами шкалу, можно понять, на каком моменте полезный сигнал превалирует над уровнем шума. Чем более гармонично соотношение сигнала и шума, тем чище изображение. Цифра +6dB значит, что уровень шума меньше в два раза. Расхождение между точками замера и значениями ISO несколько расходятся, вследствие того, что между заявленной производителем чувствительностью матрицы и реальной, существует разница. Теперь давайте отойдем от этих нудных цифр и просто резюмируем: заявленные параметры матрицы и реальные у Сanon 600D и Nikon D5100 - одинаковые, а вот на практике Nikon немножко лидирует. Но проявляется это лишь на завышенных ISO. Как мы уже говорили в другой статье, на экстремальных показателях лучше не снимать вовсе, а искать необходимых баланс эмпирически.

Диапазон выдержек

С этим никаких расхождений у моделей нет. Что у Canon, что у Nikon она в пределах от 1/4000 до 30 секунд.

Съемка видео

И у Сanon 600D, и у Nikon D5100 предельное разрешение 1920/1080. Обе камеры позволяют снимать отличное Full HD видео с хорошим звуком. Только Full HD ролики на Никоне получаются хронометражом в 20 минут максимум, а у Кэнон - всего 12 минут (так как файл не может “весить” больше 4000 Mb.
Вообще, для приличного результата будет достаточно и разрешения HD c параметрами 1280х720, и это существенно расширит хронометраж. У Никона для начала съемок нужно активизировать Live View, после чего нажать кнопку “Запись”. Положение диска с выбором режима в данном случае роли не играет. Canon 600D перед началом съемок переводится в положение “запись видео”, после чего нажимается “Record”.


Также обе модели располагают возможностью делать ролики MPEG-4. Автофокус есть у обеих камер. Что у той, что у другой он не безупречен. Если набить руку и пристрелять глаз, то можно вполне использовать ручную фокусировку. Также что у Сanon 600D, что у Nikon D5100 имеется возможность использования внешнего микрофона.

Почему Canon все же лучше для видео

Продолжаем наше сравнение зеркалок Кэнон и Никон, чрезвычайно популярных в 2011 году, которые и сегодня пользуются спросом. И данный подраздел окажется немного более драматичным, чем предыдущие, где мы, несмотря ни на что, примиряли конкурентов. Существует бесспорный факт, что для съемок видео Canon, в частности - эта модель, более пригоден. В случае с моделью 600D, имеется опция, позволяющая вручную устанавливать экспозицию (спросите у любого профессионала и он вам ответит, почему это хорошо). Ещё Кэнонов модели EOS 600D имеется цифровой зум.

Не спешите плеваться - это в случае с “мыльницами” “зум” считается бонтоном, в случае с DSLR - это дополнительный арсенал выразительных средств. Изображение, полученное с 18 MpX матрицы, вы сможете без потерь растянуть до двухмегапиксельного кропа.

Есть еще одна уникальная опция у Canon 600D. Она заключается в съемке видеоматериала с прытью порядка 60 кадров за секунду, впрочем, так можно делать при съемке обычного HD-видео. Итак, вот очевидные плюсы Canon 600D перед его не менее звездным конкурентом: возможность цифрового зума, скоростной съемки и ручного управления экспозицией.


Сравнение Canon 60D и Nikon D5200

Чтобы сравнить эти две не менее популярные модели, мы провели небольшое исследование и обратились к популярному сайту, где такие сравнения и в чести. Для начала - самое основное. Система автоматического фокуса у Nikon выигрывает. Теперь по остальным параметрам.

Размер сенсора и другое

Размер сенсора у Canon - больше, это говорит в пользу большего качества картинки. А вот точек фокусировки больше у Nikon D5200 (в четыре с лишним раза!), а это значит, что у аппарата более гибкие возможности в плане фокусировки. К тому же, это облегчает поиск более выгодного для фокусировки ракурса на автоматическом режиме. В плане ISO та же ситуация, что и у Сanon 600D и Nikon D5100: у Nikon модели D5200 можно поднимать светочувствительность до более высокого уровня, чем у Canon 60D. Но, как мы уже говорили - можно снимать в формате RAW и спокойно себе редактировать в Photoshop или Lightroom.
Еще один параметр - быстрая серийная съемка при работе с движущимися объектами. Здесь Canon ненамного, но превосходит своего конкурента. Выходное качество картинки (фото и видео) лучше у Nikon. У Canon Этой модели отсутствует стерео-микрофон, который может позволить качественно записывать звук без привлечения внешнего устройства. Есть еще такой показатель как динамический показатель. Так вот, он лучше у Nikon D5200. Что он вообще дает? А дает он на выходе лучшую детализацию предметов, даже если снимать при плохом свете.
Теперь остановимся на тех моментах, на которых Nikon и Canon - равны. И у той, и у той модели есть следящий фокус (он позволяет правильно сфокусироваться, если объект движется). Также Canon 60D и Nikon D5200 оснащены двухступенчатым затвором, который позволяет при полунажатии кнопки спуска фокусироваться, при полном - фотографировать.

Резюмируем

Стало ли вам немного более ясно после нашего мини-исследования? Такое вполне может быть, и все-таки это спор без конца и края. Кто бы ни брался за сравнение зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon, он все равно приходит к выводу, что это дело вкуса. По отдельным параметрам та или иная модель превосходит свой аналог, произведенный другой фирмой. Но она не может превосходить ее во всем, как и в обратном случае.

© 2018 сайт

Ввиду остроты поднимаемой мною темы, я постараюсь быть максимально объективным и беспристрастным. Это означает, что я не стану выносить окончательного суждения о том, какой производитель фотооборудования – Nikon или Canon, – является лучшим, а лишь на примере конкретных фактов попробую показать, чем Nikon в действительности отличается от Canon, и в чём они схожи. Об истории развития и взаимного противостояния двух компаний можно почитать в статье «Nikon и Canon: сравнительная история ».

Nikon и Canon стоят друг друга. Обе системы хороши, но хороши по-разному. Любой, кто всерьёз заявляет об однозначном преимуществе одного бренда перед другим, – либо дурак, либо материально заинтересован в продвижении конкретной марки. Участие в спорах «Nikon vs. Canon» – удел новичков-технофилов, для которых фотография – модное увлечение, а вовсе не способ художественного самовыражения.

Уважающий себя фотограф не делает культа из своих инструментов. Он не станет носить майку с логотипом Canon или Nikon (по крайней мере, он не станет делать это бесплатно). Он выбирает фототехнику на основании личных предпочтений и творческих или профессиональных задач, которые она призвана решать. Если система, которую он использует, перестаёт справляться с возложенными на неё обязанностями, то он со спокойной совестью может взять аппарат другой марки, или вовсе сменить систему целиком, не чувствуя себя при этом предателем.

И Nikon, и Canon выпускают прекрасные камеры и объективы – лучшие на рынке профессиональной малоформатной цифровой фотоаппаратуры. Среди фотографов, предпочитающих продукцию любого из двух фотогигантов, достаточно как успешных профессионалов, так и талантливых любителей.

По количеству продаж цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon занимают первое и второе места соответственно, умудряясь оставаться, кажется, единственными двумя компаниями, для которых производство фотооборудования нынче не является убыточным.

Nikon (американцы произносят – «На́йкон», японцы – «Нико́н») является сравнительно небольшой корпорацией с годовым оборотом около 7 млрд. долларов и штатом в 25 тыс. сотрудников. При этом Nikon входит в гигантскую группу компаний Mitsubishi Group. Помимо фотоаппаратов и фотографических объективов (как для малого, так и для большого формата) Nikon производит бинокли, зрительные трубы, оптические дальномеры, медицинскую оптику, микроскопы, сканеры и фотолитографические степперы для полупроводниковой промышленности. Однако именно фототехника приносит Никону три четверти дохода.

Canon – куда более крупная компания (годовой оборот 27 млрд. долларов, число сотрудников 198 тыс.), для которой производство фотоаппаратов уже не является приоритетным направлением. Canon выпускает видео- и кинокамеры, а также кинематографические и телевизионные объективы (стоящие на порядок дороже фотографических), принтеры, сканеры, копировальные аппараты, калькуляторы, медицинское и фотолитографическое оборудование.

Никакая другая компания, кроме Canon и Nikon, не может себе позволить направлять практически неограниченные ресурсы на разработку фотоаппаратуры. В первую очередь это касается оптики, где Никону и Кэнону с их огромным опытом нет равных. Они несколько консервативны по части внедрения инновационных технологий (сенсорные экраны, встроенные в камеру Wi-Fi и GPS модули и пр.), но их традиционно отличает пристальнейшее внимание к качеству изображения, к эргономичности фотоаппаратов, к гибкости и универсальности системы в целом.

И у Nikon, и у Canon имеются как профессиональные, так и любительские модели на любой вкус и на любой карман. Различия между напрямую конкурирующими моделями двух брендов заключаются не в качестве, а в особенностях управления, в структуре меню, в логике настроек , т.е. в вещах, не поддающихся количественному измерению, но являющихся объектом индивидуальных пристрастий и привычек. Ниже я на конкретных примерах проиллюстрирую особенности подхода Кэнона и Никона к фотоделу, но сперва – пару слов об отношении обеих компаний к различным типам фотоаппаратов .

Компактные камеры

И Canon, и Nikon выпускают множество моделей компактных камер: от простейших мыльниц, до ультразумов и компактов с большими матрицами (по части последних у Canon выбор побогаче). Справедливости ради следует заметить, что компактные фотоаппараты от Nikon и Canon принципиально не отличаются ни друг от друга, ни от мыльниц других компаний. Как у Nikon, так и у Canon встречаются как весьма удачные, так и откровенно провальные модели. Впрочем, компактные камеры Sony, Fujifilm или Panasonic, в сущности, ничем не хуже. Мыльницы не являются частью большой системы, как зеркальные камеры, и потому фотографическое наследие Nikon и Canon не даёт им почти никаких конкурентных преимуществ.

Следует понимать, что рынок компактных камер переживает не лучшие времена. Прогресс не стоит на месте. Все, кто раньше снимал для протокола на мыльницу, обзавелись смартфонами со встроенной фотокамерой и не видят смысла платить за отдельное устройство. «Продвинутые» фотолюбители (целевая аудитория ультразумов и псевдозеркалок) переходят либо на подешевевшие зеркальные фотоаппараты, либо на набирающие популярность беззеркальные камеры. Остаются немногочисленные энтузиасты, которым возможностей мобильного телефона маловато, но которые не желают при этом связываться со сменной оптикой.

Беззеркальные камеры

Лишь в 2018 году Nikon и Canon наконец-то решили взяться за беззеркальные камеры всерьёз, практически одновременно представив совершенно новые полнокадровые беззеркальные системы: Nikon Z и Canon EOS R. Очевидно, что в недалёком будущем, говоря «Nikon» или «Canon», мы будем иметь в виду прежде всего именно эти системы, но в настоящий момент их ещё сложно назвать зрелыми в силу крайне скудного выбора камер и объективов.

Пионером же по части полнокадровых беззеркальных камер и наиболее серьёзным конкурентом Nikon и Canon является фирма Sony.

Также Canon с 2012 пытается с переменным успехом продвигать беззеркальную систему формата APS-C (кроп-фактор 1,6) – Canon EOS M. За счёт достаточно крупной матрицы камеры EOS M не уступают зеркалкам по качеству изображения, но проигрывают им по эргономике, а стоят при сопоставимых параметрах дороже.

Система Nikon 1, которая была представлена в 2011 году, перестала обновляться через пять лет. Впрочем, она никогда не пользовалась большой популярностью за пределами Японии. Маленький сенсор (кроп-фактор 2,7) и мыльничное управление делали всю систему Nikon 1 неприемлемой для сколько-нибудь серьёзного использования.

В любом случае, кропнутые беззеркальные системы Fujifilm X, Sony α или Olympus Micro 4/3 пока что выгодно отличаются от того, что предлагают Canon и уж тем более Nikon, так что старичкам есть над чем работать.

Зеркальные камеры

Именно в этой области протекает самая жёсткая и напряжённая борьба. Nikon и Canon вытеснили практически всех конкурентов с рынка зеркальных фотоаппаратов и теперь стараются ни в чём не уступать друг другу. Следствием этой битвы за сердца и кошельки фотографов является тот факт, что соотношение цены и качества у обеих марок примерно одинаково. Две камеры, имеющие равную стоимость, будут обладать и сопоставимыми возможностями. Однако равноценны, не значит равны. Фотоаппараты производства Nikon и Canon отличаются великим множеством мелких нюансов, которые, может быть, и незначительны по отдельности, но в совокупности своей заставляют каждого конкретного фотографа однозначно предпочесть один бренд другому. Об этих особенностях у нас и пойдёт речь.

Формат матрицы

В 2018 году обе компании начали выпуск полнокадровых беззеркальных камер с новыми байонетами: Nikon Z и Canon RF. В обоих случаях старые объективы, создававшиеся для зеркальных камер, можно установить на новые беззркальные аппараты с помощью переходников. Однако если в случае с Canon все объективы EF безоговорочно совместимы с камерами EOS R, то Никону опять аукнулся 86-й год, и старые автофокусные объективы без встроенного мотора хоть и садятся на камеры Nikon Z, но фокусируются при этом только вручную. Зато мануальные объективы 1959 года выпуска работают отлично.

Объективы

Обе компании выпускают самые разнообразные объективы. Богатейший выбор оптики – это основной повод предпочесть Nikon или Canon прочим брендам. Говорить о преимуществе одного перед другим нельзя, поскольку вам придётся сильно постараться, чтобы найти объектив Nikon, которому нельзя подобрать достойной альтернативы среди объективов Canon, и наоборот. Но есть здесь и свои нюансы, касающиеся в основном бюджетных моделей.

В системе Canon отсутствует нормальный светосильный фикс для кропнутых камер, в то время как у Nikon имеется прекрасный объектив 35mm f/1.8 DX. Аналогом для Canon может служить полнокадровый EF 35mm f/2, но он дороже и не так хорош оптически.

Зато у Canon есть замечательный и дешёвый «полтинник» EF 50mm f/1.8 II, который может работать на всех без исключения фотоаппаратах Canon. Аналогичный объектив от Nikon – 50mm f/1.8D, – не будет фокусироваться на камерах без встроенного фокусировочного мотора, а более новый Nikon 50mm f/1.8G, который может исправно работать даже на младших моделях фотоаппаратов, стоит вдвое дороже кэноновского полтинника.

Простейший штатный объектив 18-55mm, с которого многие начинают, в исполнении Никона и резче, и качественнее.

В обеих системах, к величайшему моему прискорбию, отсутствуют лёгкие широкоугольные фиксы для кропа. Первый, кто выпустит компактный DX или EF-S эквивалент для 24mm f/2.8, очень вырастет в моих глазах. Кстати, у большинства конкурентов такие объективы есть, что не делает Никону и Кэнону чести.

Я не люблю суперзумы, но система Nikon ими богата. Как 18-200 f/3.5-5.6G VR DX II, так и 18-300 f/3.5-5.6G VR DX – весьма добротные объективы. Canon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 IS отличается не в лучшую сторону. Для полного кадра Nikon делает 28-300 f/3.5-5.6G VR – очень сбалансированный любительский объектив. Роскошный Canon EF 28-300 f/3.5-5.6L IS USM хорош только в теории, будучи вдвое тяжелее и втрое дороже Никона.

Canon выпускает автофокусные фотообъективы с максимальной светосилой вплоть до f/1,2 (в прошлом – до f/1), а Nikon – только до f/1,4 (с ручной фокусировкой – до f/1,2).

Объективы с возможностью коррекции перспективных искажений (tilt-shift) Canon TS-E намного практичнее аналогичных объективов Nikon PC-E.

Таких примеров много, но в целом, повторюсь, системы Nikon и Canon вполне равноценны и не дают друг другу спуску.

Диаметр фильтров

В старые добрые времена (60-70 гг.) все объективы Nikon имели резьбу для светофильтров диаметром 52 мм. Сегодня Nikon мало печётся о стандартизации и использует девять (!) различных типоразмеров: 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77, 82 и 95 мм.

Canon не многим лучше. Объективы Canon имеют резьбу для фильтров следующих семи диаметров: 49, 52, 58, 67, 72, 77 и 82 мм.

Обоим следовало бы пойти навстречу пользователю и сократить число используемых диаметров хотя бы до трёх, но Nikon и Canon предпочитают не замечать проблемы.

Эргономика и управление

Удобство управления – самая важная характеристика любой фотографической системы, поскольку именно от неё во многих ситуациях зависит, сможете вы сделать снимок или же упустите такую возможность. У каждого свои предпочтения: кому-то интерфейс Кэнона кажется более дружественным, а кому-то легче управляться с Никоном. Советую, как минимум, подержать в руках камеры обоих производителей, прежде чем решить, какая из них позволит вам работать быстрее и с большим комфортом.

Диски и кнопки

Главными органами управления у большинства фотокамер Nikon являются два диска, вращающихся вокруг вертикальных осей. Главный диск расположен сзади, в верхнем правом углу корпуса фотоаппарата, под большим пальцем, а вспомогательный диск – спереди, в пределах досягаемости среднего пальца. Таким образом, фотограф имеет возможность крутить оба диска, не снимая указательный палец с кнопки спуска затвора. Задний (главный) диск в режимах S и M управляет выдержкой, а в режиме P отвечает за сдвиг программы. Передний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режимах A и M. Для экспокоррекции необходимо нажать указательным пальцем на кнопку +/-, расположенную рядом с кнопкой спуска, и, удерживая её, покрутить большим пальцем задний диск.

На младших Никонах передний диск управления отсутствует, а на единственный задний диск возлагается ответственность за управление как выдержкой, так и диафрагмой, в зависимости от выбранного режима.

У старших аппаратов Canon также два диска, но вращаются они вокруг горизонтальных (точнее, сагиттальных) осей. Главный диск находится сверху, непосредственно над кнопкой спуска, а вспомогательный – сзади, но не в углу, как на Никонах, а ниже и немного левее, под подушечкой большого пальца. Я нахожу такое расположение не слишком удобным, поскольку дотянуться до любого из дисков, не меняя положения руки, затруднительно.

Задний диск снабжается предохранителем, исключающим его случайное проворачивание.

В отличие от камер Nikon, где главный диск всегда управляет выдержкой, а вспомогательный диафрагмой, у Canon главный (верхний) диск отвечает либо за выдержку (режимы Tv и M), либо за диафрагму (режим Av), либо за сдвиг программы (режим P). Задний (вспомогательный) диск управляет диафрагмой в режиме M, а во всех остальных режимах он используется для компенсации экспозиции.

На младших моделях Canon заднего диска нет, и устанавливать экспокоррекцию приходится указательным пальцем с помощью верхнего диска, удерживая при этом большим пальцем кнопку +/-, расположенную на задней панели фотоаппарата.

У беззеркальных аппаратов Canon задний диск сместился вверх, и его ось теперь ориентирована вертикально, как у Nikon.

Кроме, того объективы Canon RF снабжаются дополнительным управляющим кольцом, с помощью которого можно контролировать диафрагму, ISO, экспокоррекцию и т.д.

И в Кэнонах, и в Никонах для оперативного управления прочими функциями фотокамеры – балансом белого, чувствительностью ISO, режимами работы автофокуса и вспышки, режимами спуска затвора, способами экспозамера, размерами и качеством изображения, – используются всё те же диски управления, но в сочетании с соответствующей кнопкой или кнопками. Если у старших моделей имеется отдельная кнопка или переключатель для каждой функции, то у любительских камер органы управления редуцированы и многие важные кнопки могут отсутствовать, что заставляет фотографа постоянно обращаться к меню и терять время.

В целом младшие Кэноны имеют больше кнопок, чем Никоны: в частности, обычно присутствуют кнопки для установки ISO, баланса белого, режимов работы затвора и автофокуса.

У любительских Никонов управление довольно куцее: присутствуют только кнопки для выбора режимов работы затвора и вспышки. Кроме того, имеется программируемая кнопка Fn, на которую можно повесить управление ISO, балансом белого или чем-нибудь ещё.

Функции, не имеющие собственных кнопок, устанавливаются через меню, и тут следует вспомнить, что многие модели Canon и Nikon комплектуются сенсорными экранами, которые худо-бедно компенсируют нехватку настоящих кнопок и переключателей, хоть и не заменяют их в полной мере.

Вспышка

Управление вспышкой удобнее в Никонах хотя бы потому, что даже в самых дешёвых камерах Nikon есть отдельная кнопка для переключения режимов работы вспышки и установки экспокоррекции для вспышки. В Кэнонах всё это приходится делать через меню.

Фотоаппараты Nikon значительно реже ошибаются с мощностью заполняющей вспышки, хотя и они зачастую заставляют фотографа прибегать к компенсации.

Отличается и сам подход к управлению экспокоррекцией вспышки. У Nikon компенсация вспышки управляет разницей между общей экспозицией и экспозицией вспышки, в то время как собственно экспокоррекция управляет экспозицией вообще, изменяя сразу и внешнюю экспозицию и экспозицию вспышки, одновременно с сохранением разницы между ними. У Canon же экспокоррекция управляет только внешней экспозицией, а компенсация вспышки – только экспозицией вспышки, без оглядки на основную экспокоррекцию.

Автофокус

Автофокус работает отлично, что в Никонах, что в Кэнонах. Я мог бы сказать, что у Canon автофокус быстрее, а у Nikon точнее, но, возможно, я и ошибаюсь – столь незначительна и субъективна разница.

Число фокусировочных сенсоров различается от модели к модели и составляет у Nikon – от 11 до 153 у кропнутых фотоаппаратов и от 39 до 153 у аппаратов полнокадровых, а у Canon – от 9 до 19 и от 11 до 61 соответственно. Всего этого более чем достаточно.

У кропнутых моделей обеих марок фокусировочные точки покрывают довольно большую часть кадра, а у полнокадровых – жмутся к центру видоискателя.

У большинства фотоаппаратов Nikon имеется лампа подсветки автофокуса, которая включается при недостатке внешнего освещения. Canon в аналогичной ситуации поднимает встроенную вспышку и даёт серию импульсов, помогая автофокусу найти цель. Рекомендую всегда отключать эту вздорную функцию, чтобы не раздражать окружающих.

Все зеркальные фотоаппараты позволяют использовать фокусировку задней кнопкой . Лично я всегда разобщаю фокусировку и спуск затвора, и потому кнопка спуска у меня не имеет никакого отношения к автофокусу.

Старшие модели как Nikon, так и Canon имеют сзади специальную кнопку AF-ON, которую можно нажимать большим пальцем, активируя тем самым автофокус. На младших моделях кнопки AF-ON обычно нет, но её обязанности можно взвалить на кнопку блокировки экспозиции, которую лично я всё равно никогда не использую по назначению.

Вынужден признать, что на аппаратах Canon кнопка AF-ON расположена несколько удобнее, и, кстати, впервые функция фокусировки задней кнопкой была реализована именно компанией Canon в 1989 г. в фотоаппарате Canon EOS 630.

Nikon против мыслей человека

Все мы привыкли, что практически любая шкала читается слева направо. Если вы посмотрите на шкалу экспонометра Canon (хоть в видоискателе, хоть на ЖК экране), то увидите вполне логичную и ожидаемую картину: меньшие значения – слева, большие – справа. Опять же, чтобы уменьшить экспозицию следует повернуть соответствующий диск влево, а чтобы увеличить – вправо. А у Nikon всё наоборот! Минус – справа, плюс – слева. Соответственно и диски нужно крутить в неожиданную для неподготовленного человека сторону. К счастью, направление вращения дисков, равно как и ориентацию шкалы экспонометра можно обратить в соответствии со здравым смыслом с помощью специального пункта меню, что я всегда и делаю.

Жаль, что не все подобные фокусы можно нейтрализовать через меню. Вспомните, как устроено большинство резьбовых и байонетных соединений? Правильно, они затягиваются по часовой стрелке. Иными словами, направо – закручиваются, налево – откручиваются. Точно так же, устанавливая объектив на фотоаппарат Canon, вы поворачиваете его по часовой стрелке до щелчка. Снимается же объектив путём нажимания кнопки и поворота объектива против часовой стрелки. Просто и понятно. Но Никону правило буравчика не указ, и никоновские объективы следует закручивать налево (смотря со стороны объектива), а откручивать – направо. Я понимаю, что иногда в технике вынужденно используется левая резьба, чтобы избежать самораскручивания (пример – левая педаль велосипеда), но о каком самораскручивании может идти речь в случае с байонетным креплением объектива, которое вряд ли испытывает сколько-нибудь значимые вращательные нагрузки?

Как следствие левого байонета, задние крышки также надеваются на объективы Nikon с поворотом против часовой стрелки. На дешёвых объективах это может быть даже опасным, поскольку пытаясь, по многолетней привычке, закрутить или открутить крышку в неправильную (с точки зрения Nikon) сторону, вы рискуете сломать хрупкий пластмассовый байонет.

Спасибо Никону, что хоть резьба для фильтров и для штатива имеет традиционное направление. Но почему не следовать мировым стандартам во всём? Быть оригинальным и непохожим на конкурентов – это хорошо и похвально, но не в ущерб же удобству и здравому смыслу!

Кольца зумирования, фокусировки, а на старых объективах ещё и кольцо диафрагмы также вращаются в нестандартном направлении. Впрочем, если рассматривать эти кольца со стороны видоискателя (а именно так мы обычно держим фотоаппарат при съёмке), то направление их вращения приобретает смысл: вращая кольцо направо, мы увеличиваем фокусное расстояние, дистанцию фокусировки или диафрагменное число, а вращая налево – уменьшаем.

Canon Nikon

А вот бленды на объективы Nikon надеваются привычным поворотом по часовой стрелке. Господа! Если уж вы всё делаете наоборот, то будьте хотя бы последовательными!

На самом деле, при постоянном использовании фотоаппаратов Nikon ко всем этим нюансам очень быстро привыкаешь и перестаёшь их замечать, но новичка они могут смутить, причиняя ему на первых порах знакомства с системой не столько физические, сколько психологические неудобства.

Пользовательские настройки

В любительских моделях, что у Nikon, что у Canon, с сохранением индивидуальных настроек всё из рук вон плохо: для каждой ситуации камеру приходится перенастраивать вручную, теряя драгоценное время. В камерах посерьёзнее появляются очень удобные режимы пользовательских настроек, позволяющие сохранять индивидуальные пресеты для разных сюжетов и при необходимости вызывать их в одно мгновение. У Canon пользовательские режимы обозначаются буквой C (Custom), у Nikon – U (User). Остаётся только жалеть, что число пользовательских пресетов невелико (от одного до трёх, в зависимости от модели), в то время как я предпочёл бы иметь их не менее пяти штук.

Странно, но в наиболее дорогих профессиональных моделях Nikon используется система банков настроек (settings banks), которая, на мой взгляд, менее удобна, чем пользовательские режимы (U1, U2) более простых камер.

Съёмка видео

Снимать видео удобнее с Canon. Я не сторонник видеосъёмки на зеркальную фотокамеру, но не позволяйте мне убить в вас видеографа. В новых фотоаппаратах Canon в режиме LiveView и при съёмке видео используется гибридная фазово-контрастная система автофокуса, которая работает и быстрее, и точнее, чем обычный контрастный автофокус. Бесшумные шаговые фокусировочные моторы последних кэноновских объективов полезны, в первую очередь, именно при видеосъёмке. Да и опыта в производстве видео- и кинокамер у Кэнона предостаточно.

Качество сборки

И Nikon, и Canon делают весьма качественные продукты. Многое здесь зависит не от бренда, а от конкретной модели и её назначения. Топовые профессиональные фотоаппараты и объективы надёжны, как автомат Калашникова, и предназначены для самых суровых условий эксплуатации. Они не боятся ни дождя, ни пыли, ни случайных ударов или падений. Дешёвые любительские модели почти целиком сделаны из пластмассы и вряд ли выдержат встречу с асфальтом, но и они сделаны вполне добротно и обладают запасом прочности достаточным для большинства нормальных фотографических ситуаций.

Помните о том, что цифровые фотоаппараты морально устаревают быстрее, чем изнашиваются физически, особенно в руках любителя, который сдувает с аппарата пылинки и до судорог боится малейшей царапины на объективе. Профессиональных фотографов отличает беспощадное и прагматическое отношение к своим инструментам, но даже они редко вырабатывают ресурс камеры. И, конечно же, прочность фотоаппарата прямо пропорциональна его весу и стоимости.

Внешний вид

Ну, уж экстерьер фотоаппарата это точно дело вкуса, и слабо влияет на снимки, хотя и важен для эмоционального настроя фотографа. Я бы сказал, что дизайн Никона несёт на себн налёт классики, а дизайн Кэнона имеет оттенок модернизма. Младшие камеры Nikon стараются выглядеть дороже, чем они есть на самом деле, в то время как дизайн любительских Кэнонов более прямолинеен и утилитарен. Некоторые камеры можно заказать не только в чёрном, но и в красном, сером или бронзовом цвете. Надеюсь, вы не станете этого делать.

Лучшие телеобъективы серии L от Canon окрашены в белый цвет (якобы, чтобы они не перегревались на солнце), и фотографа с дорогим Кэноном видно за версту. Оптика Nikon в основном чёрного цвета.

Быть может, кому-то покажется любопытным тот факт, что в разработке дизайна многих фотоаппаратов Nikon принимал участие Джорджетто Джуджаро , если это имя вам о чём-то говорит.

Цена

Оба производителя занимают одну ценовую нишу, иначе бы между ними не было столь жёсткой конкуренции. Шутки о том, что «Canon – это Nikon для бедных» были актуальны в 80-х годах прошлого века, но сегодня лишены всякого основания. Практически любой модели Nikon противостоит аналогичная по стоимости, качеству и характеристикам модель Canon. Как правило, вы получаете то за что платите, хотя хватает и исключений. Только что выпущенная на рынок модель всегда имеет завышенную цену. Доходит до того, что новейший аппарат начального уровня стоит дороже, чем более продвинутая модель предыдущего поколения, объективно превосходящая его по всем статьям. Цифровые фотоаппараты дешевеют быстро, особенно любительские. Поскольку новые модели выпускаются Кэноном и Никоном асинхронно, камеры одного класса могут находиться в различных фазах своего рыночного жизненного цикла и, в связи с этим, стоить по-разному. Сегодня выгоднее покупать Canon, завтра – Nikon, но, в целом, цены на схожие модели остаются примерно на одном уровне.

Из всего вышесказанного видно, что ни Nikon, ни Canon не имеют никаких безоговорочных преимуществ друг перед другом, а различаются лишь в мелочах, хоть мелочей этих и довольно много. Оба достаточно хороши, чтобы, вне зависимости от своего выбора, у вас не возникло повода о нём жалеть.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.