Минтранс отправил мегапроект РЖД «Евразия» на доработку. ВСМ «Евразия» начнется с российского Урала. Для ВСМ «Евразия» требуются инвесторы и подрядчики

Минтранс обновил проект техзадания на железнодорожную магистраль Евросоюз - Китай.

Амбициозная программа строительства высокоскоростных железных дорог в России сокращена до минимума. Тем не менее, ОАО «РЖД» и Минтранс России продолжают прорабатывать техзадание ВСМ «Евразия» - грузопассажирского коридора ЕС - Китай, сообщает «Коммерсант» сегодня, 16 октября 2018 года.

На прошлой неделе Минтранс разослал профильным ведомствам и организациям обновленный проект технического задания (ТЗ) на разработку ТЭО российской части ВСМ «Евразия», сам проект 26 сентября представило в министерство ОАО РЖД. От исполнителя ТЭО потребуется проведение инженерных изысканий, разработка технических решений, определение параметров проекта (в том числе состава участников, маршрута, объема капзатрат), построение коммерческой, операционной и финансовой моделей проекта и так далее.

По проекту, протяженность грузопассажирской ВСМ «Евразия» от Берлина до Урумчи (КНР) должна составить 9,4 тыс. км, средняя скорость движения - 250 км/ч. Стройку собирались начать уже в этом году, а пассажирское движение на первом участке (Москва - Казань) запустить уже в 2023 году. Стоимость всей ВСМ «Евразия» оценивалась в 9,8 трлн руб.

Однако на фоне дефицита бюджетных средств на инфраструктуру, который уже вызвал интерес государства к конъюнктурным доходам металлургов и химиков, Россия резко сократила планы по развитию ВСМ. В проекте стратегии пространственного развития предусмотрено окончание в 2025 году строительства ВСМ Москва - Казань и Екатеринбург - Челябинск. При этом в комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года включена лишь часть ВСМ до Казани: трасса Железнодорожный - Гороховец протяженностью 301 км, да и на нее ищут порядка 200 млрд руб. частных инвестиций из общего бюджета проекта в 621,8 млрд руб.

Проект ВСМ «Евразия» схож с проектом моста на Сахалин: в контексте транспортного коридора Европа - Китай он крайне интересен, но с точки зрения внутрироссийского сообщения нецелесообразен, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, сейчас очевидно, что ОАО «РЖД» следует сосредоточить ресурсы на основном приносящем доходы сегменте - грузовых перевозках, а конкретно на повышении эффективности управления вагонопотоками и расшивке узких мест инфраструктуры. Иначе, полагает эксперт, возмущение грузоотправителей может вылиться в требования ограничить полномочия монополии и сделать прозрачным процесс обработки заявок на перевозку. И лишь после исчерпания ресурса инфраструктуры и полного обновления парка имеет смысл всерьез задуматься о ВСМ.

© Андрей Махонин/ТАСС

Общая стоимость российского участка магистрали оценивается в 3,58 трлн рублей

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Железная дорога приобретает новые конкурентные преимущества за счет ускорения доставки грузов и пассажиров и становится все более востребованным видом транспорта в новой экономической реальности. Тренды и перспективы в мировой железнодорожной отрасли планируется обсудить в рамках деловой программы Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Одной из масштабных задач является соединение Запада и Востока путем создания единого железнодорожного пояса - высокоскоростной магистрали "Евразия".

Зачем миру новая магистраль

Согласно предварительным расчетам, грузопассажирская ВСМ "Евразия" станет крупнейшим в мире проектом в сфере железнодорожного транспорта и позволит объединить крупнейшие высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая. Его реализация позволит не просто изменить структуру трансконтинентальных перевозок и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта - проект создаст значительные социально-экономические и агломерационные эффекты.

Мультипликативный эффект проекта будет выражен в повышении мобильности населения, создании условий для развития высоких технологий в сфере железнодорожного транспорта и ускорении темпов роста национальных экономик стран-участниц. Формируются новые сегменты бизнеса, в частности, грузовые перевозки по ВСМ. Такой вариант позволяет осуществить доставку груза со скоростью до 300 км/ч. В частности, использование новой ВСМ возможно для транспортировки грузов электронной торговли, объемы которой в последнее время растут впечатляющими темпами. В перспективе это позволит осуществлять доставку из Китая в Европу в среднем за трое суток.

Проект в России

Общая протяженность магистрали составит 9 тыс. 447 км (расстояние "Пекин - Москва - Берлин"), из которых по территории РФ - 2 тыс. 366 км. Общие капитальные затраты на строительство участка "Брест (Белоруссия) - Достык (Казахстан)" составляют 7,08 трлн рублей, участка "Достык - Урумчи (Китай)" - 0,76 трлн рублей.

Стоимость российского участка ВСМ "Евразия" оценивается в 3,58 трлн рублей. Протяженность магистрали по территории России превысит 2,3 тыс. км по маршруту "Красное (граница с Белоруссией) - Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Золотая Сопка (граница с Казахстаном)". Ввод различных высокоскоростных участков в эксплуатацию возможен в разное время.

Первым этапом новой ВСМ станет строительство участка "Москва - Казань", проектирование которого в настоящее время осуществляет российско-китайский консорциум. Начало строительства ВСМ "Москва - Казань" запланировано на 2018 год, ввод в эксплуатацию - на 2023 год.

"ВСМ "Евразия" - это крупнейший в мире международный проект в сфере железнодорожного транспорта, часть инициативы "Один пояс - один путь", предполагающий интеграцию высокоскоростных железнодорожных сетей Европы и Китая, - отмечают в РЖД. - Предварительное ТЭО проекта показало высокую перспективность развития грузовых высокоскоростных перевозок по подобной инфраструктуре. Был проведен ряд исследований и моделирование переключения грузов и пассажиров на ВСМ с учетом чувствительности ко времени в пути, цене, качеству услуг".

Прогнозы грузопотока и пассажиропотока по коридору "Евразия" базируются на работах, выполненных по заказу РЖД компаниями PricewaterhouseCoopers и Центр Экономики Инфраструктуры. В рамках этих работ были проведены исследования, включающие опросы грузоотправителей и населения, данные о тарифах и других условиях перевозки грузов и пассажиров, анализ грузо- и пассажиропотоков по видам транспорта и т.д. Эти параметры, а также схема финансирования и организационно-правовая модель проекта будут уточнены в ходе дальнейшей проработки и консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

Международное сотрудничество

В настоящее время формируется план дальнейшего обсуждения проекта с партнерами и международным профессиональным сообществом. "Уже проведены предварительные переговоры с руководством Китайских и Казахстанских железных дорог, основные положения ТЭО представлены руководству Белорусских железных дорог, ведется их обсуждение. Взаимодействие со странами ЕС выстроено на площадке Международного союза железных дорог", - отмечают в РЖД.

По словам первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, компания ожидает, что Минтранс в течение месяца внесет в правительство РФ предварительное технико-экономическое обоснование строительства ВСМ "Евразия". Говоря о возможной организационно-правовой форме реализации проекта, первый вице-президент РЖД отметил, что, в том числе, может быть создана межгосударственная проектная компания.

Также, по его словам, планируется создание рабочей группы России, Белоруссии и Казахстана, целью которой является уточнение плана трассы, разработка на базе национального законодательства организационной правовой модели и разработка отдельно в Казахстане и Белоруссии предварительного ТЭО с учетом бюджетных эффектов для этих стран. Мишарин подчеркнул, что проект может быть реализован при минимальной государственной поддержке.

О фестивале

Всемирный фестиваль молодежи и студентов пройдет в России с 14 по 22 октября 2017 года. В первый день в Москве состоится международный парад-карнавал студенчества, а основные мероприятия пройдут в сочинском Олимпийском парке с 15 по 22 октября. Участниками форума станут более 20 тыс. молодых людей - представители общественных организаций, преподаватели, политики. Заявки на участие в фестивале поступили из более чем 180 стран мира.

Информационное агентство России ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. В проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Евразия" есть пока плохо оцененные риски формирования ниши спроса в грузовом движении; необходимы расчеты различных сценариев развития транспортной системы с учетом конкуренции воздушного транспорта и ВСМ в пассажирском движении, рассказала в своем анализе данного проекта "Евразия" для газеты "Ведомости" эксперт управления стратегического и отраслевого анализа Евразийского банка развития (ЕАБР) Наталья Гастон.

Проект, являющийся для стран ЕАЭС новым опытом, потребует разработки и согласования новых для этого рынка типов подвижного состава и технологических регламентов.

В иерархии видов грузового транспорта по соотношению стоимости и времени доставки ВСМ может занять нишу между авиацией и морским транспортом, говорится в публикации. Отмечая ряд преимуществ морской доставки грузов, среди которых вместимость, стоимость и прозрачность международного морского права, аналитик напоминает, что сухопутные перевозки значительно быстрее. Более близким конкурентом ВСМ "Евразия" по соотношению стоимости и скорости может стать авиация, отмечает Гастон. Тем не менее она добавляет, что масштаб этого рынка на пространстве ЕАЭС пока очень мал.

Устойчивая ниша грузов для ВСМ еще не сформировалась - проект предвосхищает спрос, пишет аналитик. Заявленные капитальные затраты в проекте на российском отрезке составляют 3,58 трлн рублей. Если 50% объемов ВСМ будет обеспечиваться грузовым движением, даже при стоимости привлечения финансирования под 4-6% инфраструктурная составляющая тарифа в грузовом движении в транзите может составить от 6 тыс. до 9 тыс. рублей за одну т груза, в пересчете на условный контейнер 20 т - $2-3 тыс. за контейнер, не включая все прочие расходы, размышляет аналитик.

Потенциальные грузы ВСМ - товары высокой добавленной стоимости, продолжает она. Сегодня общий объем этих перевозок составляет менее 1% от общего объема погрузки РЖД, замечает Гастон. По данным ПАО "Трансконтейнер", объемы контейнерного транзита в 2016 году достигли 258 тыс. TEU (+18,8% год к году). В случае увеличения существующего транзита контейнеров (в два или три раза) до 10-12 млн т в масштабе деятельности РЖД, эти объемы не превысят 2-3% погрузки на существующей инфраструктуре в той же нише спроса, на которую может претендовать ВСМ, говорит Гастон.

Касаясь пассажирского сегмента, аналитик отмечает острый вопрос конкуренции магистрали и воздушного транспорта. Приводя в пример строительства ВСМ за рубежом, которые в конечном счете оказываются убыточными вследствие низкой загрузки, Гастон отмечает низкую плотность населения в России, что обостряет риски пассажирского спроса в проекте "Евразия".

Ранее газета РБК сообщала о том, что Министерство транспорта РФ отправило проект на доработку после рассмотрения предварительного ТЭО "Евразии" у заместителя министра транспорта Алана Лушникова.

О проекте

Проект ВСМ "Евразия" соединит Европу и Китай. Общая протяженность магистрали составит 9 тыс. 447 км (расстояние Пекин - Москва - Берлин), из которых по территории РФ - 2 тыс. 366 км. Общие капитальные затраты на строительство участка Брест (Белоруссия) - Достык (Казахстан) составляют 7,08 трлн рублей, участка Достык - Урумчи (Китай) - 0,76 трлн рублей.

Стоимость российского участка ВСМ "Евразия" оценивается в 3,58 трлн рублей. Предполагается, что ВСМ по России пройдет от станции Красное (Смоленская область, недалеко от границы с Белоруссией) до станции Золотая сопка (Челябинская область, недалеко от границы с Казахстаном).

Восьмое заседание российско-китайской рабочей группы предприятий по сотрудничеству в области ВСМ прошло в Пекине. С российской стороны группу возглавлял первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин , с китайской - заместитель руководителя корпорации "Китайские железные дороги" Хуан Минь.

Участники заседания рассмотрели предварительное технико-экономическое обоснование и признали перспективным проект ВСМ "Евразия", предполагающий создание высокоскоростного грузопассажирского транспортного коридора между Китаем и ЕС. Предварительное ТЭО проекта было подготовлено АО "Скоростные магистрали" (дочернее общество ОАО "РЖД"), компанией PriceWaterhouseCoopers и Центром экономики инфраструктуры по поручению Правительства Российской Федерации.

"Степень взаимопонимания и поддержка проекта со стороны органов власти обеих стран позволяют оперативно решать ключевые технологические и организационные вопросы. С предыдущей встречи нам удалось сблизить позиции по многим вопросам", - отметил Александр Мишарин.

В свою очередь, Хуан Минь поблагодарил коллег за конструктивный подход к совместной работе.

Согласно предварительным расчетам, грузопассажирская ВСМ "Евразия" станет крупнейшим в мире проектом в сфере железнодорожного транспорта и позволит объединить крупнейшие высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая. Его реализация позволит не просто изменить структуру трансконтинентальных перевозок и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта - проект создаст значительные социально-экономические и агломерационные эффекты.

Протяженность магистрали по территории России превысит 2,3 тыс. км по маршруту Красное (граница с Белоруссией) - Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Золотая сопка (граница с Казахстаном). Ввод различных высокоскоростных участков в эксплуатацию возможен в разное время.

Китайская сторона отметила проект ВСМ "Евразия" в качестве перспективного масштабного проекта и выразила поддержку в части развития сотрудничества по изучению его экономических и технических параметров.

Рабочая группа признала этот проект частью инициативы "Один пояс - один путь", который свяжет воедино транспортные системы Китая и Европы. Для объединения усилий в этом направлении участники заседания договорились создать совместную экспертную группу.

Также в рамках рабочей группы были продолжены консультации по вопросам финансового участия китайской стороны в проекте высокоскоростной магистрали "Москва - Казань" , которая в перспективе станет одним из участков ВСМ "Евразия". Стороны обсудили модель распределения рисков между участниками проекта, результаты переговоров по вопросам финансирования проекта с российскими и международными банками, международными финансирующими организациями, включая Новый Банк Развития, пенсионные фонды и страховые компании. Также участники рабочей группы договорились о принципах использования инновационных технологий и приступили к формированию его перечня.

Кроме того, в рамках заседания российско-китайской рабочей группы состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между АО "РЖДстрой" (дочернее общество ОАО "РЖД") в лице заместителя генерального директора по инновационному развитию Евгения Дорота и китайской инженерной железнодорожной корпорацией "Эр Юань" в лице заместителя генерального директора Ху Сеня. Предметом меморандума стало развитие сотрудничества в области проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей на территории России.

Ключевыми направлениями совместной работы станут разработка и локализация технологии производства бетонных плит для укладки безбалластного железнодорожного полотна, технические и технологические аспекты производства пролетных строений железнодорожных и автомобильных эстакад, а также производства работ по укладке верхнего строения пути на сплошном основании.

Девятое заседание рабочей группы предприятий по сотрудничеству в области ВСМ будет проведено в России.