Регистрация общественной организации в россии. Как самостоятельно пройти государственную регистрацию НКО: подробная инструкция

Некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации:

Этап 1. Сбор данных

Этап 1. Сбор данных

— Наименование

— Юридический адрес

Согласно закону, каждое юридическое лицо должно иметь адрес местонахождения, по которому осуществляется регистрация этого юридического лица и по которому всегда можно найти его исполнительный орган.

На практике это положение закона было интерпретировано «по-своему», в результате чего возникло разделение понятия «место нахождения юридического лица» на «юридический адрес» и «адрес фактический». В связи с этим сформировались два отдельных понятия, не закрепленные официально, но активно используемые в обиходе.

Под термином «фактический адрес» понимается адрес реального местонахождения организации, по которому непосредственно можно найти ее исполнительный орган.

Под термином «юридический адрес» понимается адрес, указанный в учредительных документах юридического лица, который указывается в реквизитах организации в ходе ее деятельности (при заключении договоров и сделок) и по месту которого определяются права и обязанности регистрируемого юридического лица.

Для того, что бы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а так же, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника).

В качестве юридического адреса, может быть использован домашний адрес Исполнительного органа (Генеральный директор, Президент и т. п.). Для этого Исполнительный орган должен быть прописан на данной жилплощади или иметь ее в собственности.

— Учредители

Учредителями НКО могут являться физические лица, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица.

Благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией.

Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) — только религиозными организациями.

Общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации, физические лица.

Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ.

— Уставной капитал

В НКО нет уставного капитала, они создаются и функционируют с источников финансирования:

— вступительные и членские взносы, уплата которых предусмотрена уставом;

— добровольные взносы и пожертвования;

— поступления от проводимых мероприятий;

— предпринимательская деятельность, соответствующая целям, для достижения которых создана указанная организация.

Право учредителей на имущество. Не сохраняют имущественных прав на переданное этим организациям в собственность имущество (кроме учреждений), в том числе на членские взносы и не распределяют полученную прибыль между участниками.

— Органы управления НКО

Высшим руководящим органом общественной организации, общественного движения и политической партии является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации и общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В политической партии избираются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Особым органом управления фонда, создаваемым в обязательном порядке является попечительский совет фонда. В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом и другими некоммерческими организациями определяется уставом и соответствующими федеральными законами. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно.

— Цели, виды деятельности

Некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. А именно для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).

— Система налогообложения

Льготное налогообложение

1. Льготами по налогу на добавленную стоимость могут пользоваться:

— общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители),

— учреждения, единственным собственником имущества которых является общественная некоммерческая организация инвалидов,

— религиозные некоммерческие организации (при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

2. Налогом на прибыль не облагаются:

— вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерческих партнерствах, общественных некоммерческих организациях, ассоциациях,

— паевые вклады в потребительских кооперативах,

— пожертвования, вносимые в некоммерческие организации,

— имущество, наследуемое некоммерческим организациям по завещанию,

— суммы из государственного бюджета, выделяемые на осуществление благотворительной деятельности,

— средства и иное имущество, которые получены некоммерческими организациями на осуществление благотворительной деятельности.

3. От уплаты налога на имущество освобождаются:

— религиозные некоммерческие организации (в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности),

— общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности),

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители).

Упрощенная система налогообложения, согласно Закону, с одной стороны, может быть применена к некоммерческим организациям, доля участия в которых других организаций составляет менее 25%. С другой стороны, Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установили, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо.

Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия:

Не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В контексте главы 26.2 Налогового кодекса РФ под словами «доля участия» следует понимать участие в уставном капитале. Поскольку у НКО не существует уставного капитала, не может существовать и доля участия в НКО других организаций, даже в том случае, если учредителем (одним из учредителей) НКО является юридическое лицо. В отношении же коммерческих организаций данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

В числе организаций, которые не вправе применять УСН, названы инвестиционные фонды. Можно ли этот критерий применить к некоммерческим фондам, которые осуществляют так называемые социальные инвестиции, например к фондом местного сообщества? Нет, нельзя, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» слова «инвестиционный фонд» — это часть фирменного наименования акционерного инвестиционного фонда — открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. К таким исключениям не относятся некоммерческие фонды.

Этап 2. Подготовка пакета документов

В соответствии с утвержденными требованиями необходимо подготовить следующий пакет документов:

— Заявление о государственной регистрации (форма РН 0001). Данную форму заявителю необходимо заверить у нотариуса. Заявителем может выступать любой из учредителей (если их несколько). Должно быть подготовлено заявление в 2х экземплярах: первый должен быть нотариально заверен, второй (копия) — подписан заявителем;

— Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);

— Устав (прошитый оригинал, каждую страницу, кроме титульного подписывает заявитель) в 3-х экземплярах;

— Решение (в 2х экземплярах) или Протокол общего собрания учредителей (в 2 экземплярах);

— Документ об уплате госпошлины — 4000 рублей за государственную регистрацию (оригинал и копия);

— Документы на адрес (Гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности);

— Доверенность на подачу и получение документов (не требуется, если подает непосредственно заявитель лично);

— Расписка о получении документов Минюстом.

Этап 3. Подача документов в Минюст

По доверенности от Заявителя, подготовленный пакет документов подается в Минюст (Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 50, 1 этаж, оф. 105)

Взамен получаем расписку, где указано: ФИО заявителя, количество полученных документов, контактная информация.

На основании расписки по доверенности получаем документы — см. Этап 4.

Этап 4. Получение документов из Минюста

Через 30 календарных дней, на основании расписки, выданной при подаче документов в Минюст, по доверенности получаем:

— Свидетельство о создании Организации (выдается Минюстом);

— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании организации (Свидетельство ОГРН);

— Свидетельство о постановке на налоговой учет (Свидетельство ИНН, выдается ИФНС по месту регистрации);

— Выписку из ЕГРЮЛ.

Этап 5. Получение информационного письма Росстата

Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий.

По результатам внесения сведений в целях учета, Госкомстат выдает уведомление о присвоении ОКВЭД.

Данный документ требуется для открытия расчетного счета в банке, а так же при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Получаем информационное письмо из Госкомстата (статистика). Для получения письма необходимо при себе иметь — свидетельства ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав.

Этап 6. Открытие расчетного счета

Требования к документам, которые необходимы для открытия расчетного счета, различаются в зависимости от банка. Примерный перечень документов таков:

— Свидетельство ОГРН;

— Свидетельство ИНН;

— Выписка из ЕГРЮЛ;

— Оригинал уведомления из Госкомстата (коды статистики);

— Решение о создании организации, заверенное руководящим органом;

— Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера, заверенный руководителем;

— Документы на юридический адрес, подтверждающие право собственности, и законность вашей регистрации по данному адресу;

После открытия расчетного счета необходимо в течение 7 календарных дней уведомить территориальную налоговую инспекцию и фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Этап 7. Постановка на учет в фондах

В момент регистрации организация автоматически встает на учет в фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Данные извещения необходимы для сдачи отчетности, т.к. фонды присваивают каждой организации свой номер, который заносится в бухгалтерскую программу или прописывается в отчете.

Трудности, связанные с регистрацией некоммерческой организации

1. Неверно подготовленные документы (неверно заполнены данные, неверные данные, не правильно оформлены документы)

Влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, вы теряете деньги за госпошлину (4000 за регистрацию) и нотариальные расходы.

2. Проблемы с юридическим адресом

  • Отказ в регистрации в налоговом органе.

Получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о Вашем юридическом адресе. В случае если собственник не подтвердил наличие между вами договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации.

Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, Минюст и ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.

  • Отказ в открытии счета.

Проблемы при открытии расчетного счета для юридического лица, могут возникнуть в случае, если юридическое лицо не находится по адресу, заявленному как его фактическое местонахождение, либо если адрес является массовым, на который зарегистрировано большое количество юридических лиц. В этом случае банк вправе потребовать документальное подтверждение местонахождения юридического лица (Договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение), либо может совершить выездную проверку на адрес местонахождения.

3. Устав. Должны быть четко определены цели и предмет деятельности организации, структура органов управления и его функции, процедура по формированию и сдаче ежегодной отчетности.

Устав, не соответствующий требованиям закона, может быть отправлен на доработку, или выносится решение об отказе в регистрации.

4. В случае, когда не вовремя подано заявление на переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), следует отказ на переход на УСН.

5. Организация обязана выплатить штраф в случае несвоевременной подачи уведомлений об открытии счета в территориальную налоговую и фонды.

6. Несдача/Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, грозит выплатой штрафных санкций, а так же блокировкой расчетного счета организации.

Алгоритм подготовил юрист Анна Бутрина

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

АНО и НКО - аббревиатуры для обозначения «автономной некоммерческой организации» и «некоммерческой организации». Учреждения создаются на основе добровольных пожертвований участников и без желания извлечения прибыли из рабочей деятельности .

Однако, по законодательству Российской Федерации, НКО вправе заниматься предпринимательством для достижения поставленных организацией задач.

Основные цели

Для АНО и НКО важен фактор независимости, обеспечивающий организации возможность открытости и непредвзятости. Особенно это актуально для независимых СМИ и благотворительных учреждений.

Некоммерческие объедения могу преследовать следующие цели :

  • благотворительные;
  • культурные;
  • политические;
  • научные;
  • экологические;
  • образовательные;
  • цель защиты прав и интересов граждан;
  • и другие.

Существуют специальные практики и меры предосторожности , направленные на то, чтобы оградить организацию от давления заинтересованных лиц и спонсоров. Устав НКО может прописывать положения, гарантирующие соблюдение порядка внутри предприятия и прозрачность течения финансовых средств.

Возможности и особенности деятельности

Объедения могут совершать один или несколько типов деятельности, не запрещённых законодательством страны. Тип занятия должен соответствовать целям создания НКО, прописанными в учредительных документах.

Окончательный перечень всех видов инициатив от объедения определяется учредительными документами.

В России любая деятельность некоммерческих организаций сдерживается «Законом об иностранных агентах» №121-ФЗ , вступившим в силу с 2012 года, и «Законом о реестре нежелательных организаций» , подписанном в 2015. Таковой может быть признана любая международная или иностранная некоммерческая негосударственная организация, принятая государственным аппаратом за угрозу конституционному строю Российской Федерации.

Срок, по которым возможно административное наказание по делам об «иностранных агентах» составляет 4 года. Законодательство РФ может ставить ограничения на род занятий некоммерческого объединения. Для некоторых из видов деятельности требуется специальная лицензия.

Виды НКО

Один из видов некоммерческой организации - автономная некоммерческая организация . Все блага, переданные в АНО, становятся её собственностью. Создатели и учредители не сохраняют за собой право на имущество некоммерческой организации и не несут ответственности по её обязательствам.

Других видов НКО огромное множество. Выделить можно некоторые из них:

  • учреждения;
  • общественные объедения;
  • религиозные объединения;
  • потребительские кооперативы;
  • фонды;
  • ассоциации и союзы компаний и организаций.

Учреждения - тип НКО, необходимый для осуществления социальных, культурных или управленческих функций. Собственник НКО данного вида имеет возможность финансировать организацию полностью или частично, одновременно с этим управляя ее имуществом.

В виде собственника может выступать физическое или юридическое лицо, субъект или образование Российской Федерации или сама федерация.

Общественным объединением именуется организация, состоящая из добровольно объединившихся на основании общих интересов граждан, желающих удовлетворить потребности своей группы. Объединение может осуществлять деятельность исключительно в рамках достижения цели своего создания, а выглядеть как общественное движение, организация, общественный фонд или учреждение. Создаются по инициативе не менее трёх физических или юридических лиц.

Религиозные объединения устроены также, как и общественные. Создаются для совместного проведения религиозных обрядов, религиозного воспитания или проповедования своего учения. Конституционно любые религиозные объединения отделены от органов государственного управления и равны перед законом.

Локальной религиозной организацией имеет право быть признано объединение, состоящее не менее чем из десятка совершеннолетних участников, проживающих в одной местности. Религиозные объединения обладают налоговыми льготами.

Потребительный кооператив - это объединение, состоящее из физических и юридических лиц, вступающих в организацию для удовлетворения своих потребностей в необходимых услугах и товарах. Удовлетворение потребностей достигается за счёт суммирования общих добровольных паевых взносов.

Фонд - вид НКО, основанный на добровольных взносах участников, имеющих перед собой культурные, благотворительные, образовательные, социальные и другие цели, полезные для общества.

Имущество, переданное во владение фонда, закрепляется за ним. Членами НКО могут являться как граждане, так и компании.

Информация о том, нужно ли создавать НКО, есть на данном видео.

Наименования некоммерческих организаций

Любой организации необходимо собственное . Некорректное название некоммерческой организации может привести к отказу в регистрации.

Название НКО обязано состоять из двух частей: именования и указания на вид объединения . К примеру, наименование кооператива должно содержать указание на его основной род занятий и слова вроде «потребительский союз», «кооператив», «потребительское общество».

Образцом подобных названий являются «Кредитный потребительский кооператив» или «Жилищный накопительный кооператив».

Изменение наименования НКО предусмотрено законодательством и требует регистрации в государственном органе. Все нововведения должны быть отражены в учредительных документах и бумагах, содержащихся в Федеральной налоговой службе.

Изменения предполагают уничтожения старой круглой печати НКО и создание новой. При смене имени организация должна уведомить Росстат, Фонды, банк с НКО, партнёров и клиентскую базу.

Список документов для регистрации с образцами в 2018 году

Для фонда, общественной организации, партнёрства, автономной некоммерческой организации и частного учреждения следует подготовить устав, подтверждённый учредителями и членами организации.

Для создания союза помимо устава требуется учредительный договор между участниками организации. Учреждение нуждается в уставе и решения об открытии учреждения от собственника организации.

В учредительных документах должна в обязательном порядке содержаться следующая информация:

  • название НКО с указанием на вид занятости;
  • цель открытия и дальнейшей деятельности;
  • порядок управления;
  • данные о представительствах и филиалах НКО;
  • обязанности и права участников организации;
  • данные об условиях приёма и выхода из НКО;
  • источники имущества и данные о необходимом использовании;
  • вся информация об изменениях в учредительных документах;
  • дополнительные законодательные положения.

С образцом устава конкретного вида некоммерческой организации можно ознакомиться на официальном портале НКО www.portal-nko.ru .

Перечень требуемых бумаг для регистрации в Уполномоченном органе:

  • заявление формы №РН0001;
  • устав и, если имеется, учредительный договор;
  • протокол о создании НКО;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение юридического адреса;
  • в случае иностранного учредителя - документ, подтверждающий его юридический статус;
  • если в названии или символике НКО используется интеллектуальная собственность - документе о праве на её использование.

Точную информацию о необходимых документах следует уточнить в регистрирующем органе.

Процесс создания и сроки

В первую очередь создатели должны утвердить и зарегистрировать НКО, передав пакет бумаг в Уполномоченный орган. Необходимые документы подаются в течении трёх месяцев с даты решения об утверждении организации .

Спустя 14 или 30 рабочих дней Уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации организации или отказа. При подтверждении регистрации учреждение пересылает бумаги в регорган для внесения сведений из Федеральной налоговой службы.

Спустя рабочую неделю регорган вносит данные о НКО в и сообщает об этом в Уполномоченный орган. Тот принимает информацию и течение трёх дней выдаёт учредителям организации документ о государственной регистрации НКО.

Регистрацию можно пройти самостоятельно или с помощью юридической конторы. Некоторые компании предлагают услуги регистрации «под ключ» за определённую плату, обычно включающую в себя сумму государственных пошлин.

Изменения в учредительной документации

Следует провести регистрацию любых изменений в учредительных документах в том же порядке, что и при государственной регистрации открытия НКО. За регистрацию изменений в учредительных документах предусматривается пошлина в размере около 800 рублей .

Пакет бумаг должен содержать подпись учредителя организации или нотариуса. Для фиксирования изменений в документации следует предоставить в прошитом и пронумерованном виде:

  • данные о государственной регистрации;
  • решение о внесении изменений в документацию и сами изменения;
  • данные об уплате госпошлины.

Частые вопросы

Как проводят ликвидацию? После решения о ликвидации НКО, учредители должны оповестить об этом государственный орган и передать в Управление Федеральной Регистрационной Службы пакет документов.

Спустя несколько месяцев учреждение рассмотрит заявление и выдаст подтверждение о фиксировании ликвидации. Далее необходимо разместить в СМИ данные о ликвидации НКО и уведомить кредиторов.

Ликвидация может проводиться по нескольким причинам:

  1. По решению учредителей или руководства организации.
  2. После истечения срока, на который создавалась НКО.
  3. После достижения целей создания организации.
  4. По решению суда.

Фонд может быть ликвидирован только после соответствующего постановления суда.

Можно ли использовать название НКО коммерческой организацией? При именовании организации необходимо использовать следующую схему: индивидуальное обозначение + указание на вид организации. Следовательно, одинаковые названия некоммерческих и коммерческих организациях исключены.

Кроме того, полное дублирование , находящихся в границах города Москвы, недопустимо.

Может ли некоммерческая организация быть учредителем ООО? Может, это предусмотрено законодательно. Однако НКО может осуществлять только ту деятельность, которая направлена на достижение целей её создания. В этом случае два предприятия ведут учёт и платят налоговые взносы автономно друг от друга.

Вебинар о том, как открыть НКО, представлен ниже.

Стоимость регистрации некоммерческой организации - от 15 000 рублей.
Срок регистрации НКО - ориентировочно 4 недели.
Госпошлина за регистрацию НКО - 4 000 рублей.

Мы поможем Вам зарегистрировать НКО любого вида без отказов и приостановок.

Некоммерческие организации

это организации, в основе которых лежит желание учредителей (участников, членов) достичь общественно-полезные, социальные и другие нематериальные цели (развитие отношений в сферах культуры, искусства, спорта, медицины (здравоохранения), социальной сферы и т.д.), например - социальные некоммерческие организации.

Некоммерческими организациями может выполняться деятельность приносящая доход, но исключительно для достижения целей создания НКО, в том числе, если такая деятельность предусмотрена уставом организации и у организации имеется для этого имущество рыночной стоимостью не меньше 10 000 рублей. Однако данное правило не применяется к религиозным организациям и частным, казенным учреждениям.

Некоммерческие организации Москвы

учреждаются в пределах территории г. Москвы и подлежат прохождению процедуры регистрации в управлении Министерства юстиции Москвы. НКО регистрируется по месту нахождения ее руководящего органа, соответственно находящегося в Москве. Адресом для регистрации некоммерческой организации может служить как нежилое, так и жилое помещением в Москве. Адрес предусматривается не только для места нахождения руководящего органа НКО, но и для связи с самой организацией.

Особенности некоммерческих организаций

заключаются в источниках формирования имущества, которое используется исключительно на уставные цели НКО. Кроме того, учредители (участники, члены) не претендуют на долю имущества НКО (даже при ее ликвидации). Так же к особенностям НКО можно отнести срок и порядок регистрации НКО, а также регистрирующий орган, который принимает решение о ее регистрации некоммерческой организации.

Налогообложение некоммерческих организаций

основывается на Налоговом кодексе РФ и практически не имеет отличий от налогообложения коммерческих организаций. НКО, так же как и коммерческие организации, обязаны при госрегистрации оплатить через своих учредителей госпошлину размером 4000 рублей.

Регистрация некоммерческих организаций - наша услуга

При регистрации НКО необходим профессионализм и ответственный подход. Функцию регистрации некоммерческой организации осуществляет территориальный орган Минюста России. При оформлении НКО в Минюсте России проводится тщательная проверка поданных документов Минюстом на соответствие действующему законодательству РФ, достоверность информации, указанной в документах. Особо тщательно сотрудниками Минюста проверяется Устав регистрируемой организации. Ведь наибольшая вероятность получения отказа в регистрации НКО возможна в связи с противоречиями отдельных положений устава и наименования НКО действующему законодательству. При получении заявителем отказа в регистрации НКО, документы возвращаются заявителю, за исключением государственной пошлины, которая взымается Минюстом за рассмотрение документов. Услуга рассмотрения документов Минюстом и регистрации НКО предоставляется только после оплаты госпошлины в размере 4000 рублей.

Для регистрации НКО без получения отказа и затраты драгоценного времени, Вы можете обратиться к нам, предоставив паспортные данные учредителей и руководителя будущей НКО и документы на адрес регистрации НКО. Необходимая информация для регистрации НКО будет записана с ваших слов нашими сотрудниками в офисе нашей компании. Нами будут поданы в территориальное управление Минюста документы для регистрации Вашей НКО, а взамен по истечении определенного срока мы самостоятельно получим из территориального управления Минюста свидетельство о госрегистрации вашей НКО и заверенный Минюстом Устав некоммерческой организации.

Также можем предоставить Вам услуги по внесению различных изменений как в устав Вашей НКО, так и в госреестр. Важно то, что данные изменений будут внесены так же без потери времени на получение ненужных отказов.

Нами предоставляются услуги по регистрации НКО любых форм без получения отказов в регистрации, как в Москве, так и в Московской области. Кроме того можем помочь не только с регистрацией НКО и внесением необходимых изменений в госреестр и Устав, но и с реорганизацией и ликвидацией вашей НКО.

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.

Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2018 — 2019 году включает описание следующих шагов:

  1. Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
  2. Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
  3. Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
  4. Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.

Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455017 (далее — Регламент).

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций» . Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6-11) закона № 7-ФЗ:

  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • госкорпорация;
  • некоммерческое партнерство и др.

Основные признаки НКО — это отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и выплаты дохода от деятельности участникам. Цели регистрации НКО общественно полезные из числа перечисленных в п. 2 ст. 2 закона № 7-ФЗ.

Состав документации, представляемой на регистрацию

В соответствии со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ для госрегистрации НКО представляются:

  • заявление по ф. Р11001 (Р12001 — в случае реорганизации) с указанием сведений об учредителях, кодах ОКВЭД, адресе, руководителе (см. подробнее в статье «Заявление о регистрации юридического лица»);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • решение о создании;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы о согласии правообладателя на использование имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ, полного наименования иного юрлица как части собственного наименования;
  • копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя — иностранного лица.

Решение об учреждении НКО

Решение об учреждение может быть выражено в разных формах:

  • Протокол собрания учредителей, в случае если учредителей несколько. Это характерно для корпоративных НКО (потребительских кооперативов, общественных организаций и др., п. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Таким образом могут создаваться и унитарные НКО (фонды, религиозные организации и др.).
  • Единоличное решение учредителя (например, фонда).
  • Нормативный акт (см. в качестве примера закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ о создании госкорпорации «Ростех»).

В данном документе приводятся основные решения, принятые при учреждении: о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления (например, в учреждении обязательно назначается руководитель, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и др. Он подписывается единоличным учредителем либо председателем и секретарем учредительного собрания. В последнем случае в протоколе отражается их избрание (1 вопрос повестки дня).

Учредительные документы НКО

Допускается замена устава на положение для казенного учреждения, наличие учредительного договора для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций (АНО).

Основные положения устава НКО, а также образец такого документа приведены в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2018 — 2019 года» . При этом пункты устава должны соответствовать п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ и содержать:

  • наименование, указывающее на характер деятельности и организационно-правовую форму (ОПФ);
  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности (см. статью «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»);
  • порядок управления (структуру, полномочия органов);
  • условия членства;
  • источники формирования имущества и др. (имущественные отношения в НКО подробно раскрыты в статьях «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации» и «Членские взносы в некоммерческую организацию»).

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Требования к наименованию НКО

Указание на ОПФ НКО необходимо в том случае, если она не имеет разновидностей (видов), к таким относятся:

  • некоммерческое партнерство;

Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.

В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.

Согласно абз. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) в названии общественного объединения должно содержаться указание на территориальную сферу его деятельности (как правило, в виде прилагательных: «Всероссийский…», «Самарский областной…» или «Владимирский региональный…», «Ульяновский городской…» и т. д.).

«Произвольная» часть наименования — собственно название НКО, которое формулируется по усмотрению учредителей по общим правилам для юридических лиц с ограничениями, установленными п. 1 ст. 54 ГК РФ.

Список учредителей НКО

Учредители НКО должны быть указаны в заявлении Р11001 (листы А-Г). В этом качестве могут выступать полностью дееспособные граждане и юрлица (п. 1 ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ установлены ограничения возможности учреждать НК. Так, не могут быть учредителями:

  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
  • лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Минимальное число учредителей определяется нормами об НКО соответствующей ОПФ или вида. Так, число учредителей общественной организации должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ), ассоциации (союза) — не менее 2 (ст. 123.9 ГК РФ), учреждение создается единолично его собственником (ст. 123.21 ГК РФ), число учредителей фонда не регламентировано ни ГК РФ, ни законом № 7-ФЗ.

На местах территориальные подразделения Минюста РФ нередко предлагают представить список учредителей на отдельном листе с указанием паспортных данных (для физлиц) или сведений о регистрации (по юрлицам).

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация - особенности» . Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента).

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Общий срок регистрации НКО более длителен в связи с тем, что решение о регистрации принимается Минюстом РФ или его территориальным органом после проведения правовой экспертизы представленных документов. Движение документов согласно Регламенту выглядит следующим образом.

Итак, для государственной регистрации НКО необходимо представить заявление и документы (учредительные, решение о создании и др.) в территориальный орган Минюста РФ. После проведения правовой экспертизы принимается решение о регистрации и документы передаются в ФНС РФ для внесения сведений в ЕГРЮЛ. После возвращения документов в Минюст РФ и ведомственной регистрации документы выдаются заявителю.

Организации некоммерческого типа имеют несколько иную цель создания, нежели предпринимательские объекты, и заключается она не в максимальном получении прибыли, а в достижении социальных и общественных целей. При этом стоит понимать, что законодательство не запрещает такой организации иметь предпринимательские проявления, а вот прибыль от них она должна тратить на улучшение общественного и социального положения. Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2019 году отличается от регистрации других типов предприятий.

Осуществлением государственной регистрации НКО ранее была уполномочена заниматься Регистрационная служба РФ. Позже полномочия проведения этой процедуры передали Министерству юстиции, в котором регистрация проходит и сейчас. Это означает, что при регистрации НКО отечественного происхождения или иностранного взаимодействовать придется именно с этой государственной структурой. При этом стоит понимать, что в иностранном варианте пройдет регистрацию только организация, не имеющая отношения к правительству.

Именно Минюст проводит рассмотрение документов, которые подают на регистрацию, анализирует их состав и назначение создаваемой структуры, после чего принимает решение о регистрации, передавая ее документы в уполномоченные органы по региональной принадлежности. При этом организаторам придется появиться в этой структуре лично или отправить документы с использованием почтовых услуг. Растет и количество предложений по проведению регистрационного процесса без участия организаторов специальными фирмами за определенное вознаграждение.

Подготовительные моменты

Пошаговая инструкция регистрации некоммерческой организации 2019 начинается именно с подготовительного процесса, который включает следующие процедуры:

  • НКО должна получить наименование, которое будет создано без использования названий государственных органов, а также в некоторой мере будет отражать специфику деятельности создаваемого учреждения.
  • Определение юридического адреса для организации. Им может быть приобретенное или арендованное помещение, наличие которого подтверждается правом собственности, договором аренды и гарантийным письмом от арендодателя.
  • Подбор специфики деятельности, кодов ОКВЭД и т.д.
  • Подготовка и юридическое оформление решения о создании организации, которое единогласно принимается на собрании учредителей, на нем же утверждается устав, название и основные моменты по регистрации.

Далее регистрация некоммерческой организации переходит на иной этап, который посвящается подготовке регистрационной документации. Юридическую силу документы будут иметь при правильном оформлении, а также полном соответствии документального регистрационного пакета требованиям, предъявляемым законодательством.

Как подают документы

Подача регистрационного пакета должна произойти не позже чем через три месяца с даты официального решения создать НКО. Этот документальный пакет состоит из:

  • Заявления формы Р0001.
  • Документов учредительного назначения.
  • Двух экземпляров принятого и юридически оформленного решения относительно создания.
  • Квитанции, свидетельствующей оплату госпошлины.
  • Подтверждений действительного юридического места деятельности организации.

Теперь поговорим о непосредственной процедуре регистрации. Перед тем как зарегистрировать НКО, документальный пакет внимательно рассматривается Министерством юстиции, и если принимается положительное для регистрации решение, то вносятся некоторые данные в реестры, а документы передают в орган налогового контроля по месту расположения создаваемой структуры, где происходит внесение данных в ЕГРЮЛ с последующей выдачей документов, свидетельствующих об акте регистрации. После этого организация должна пройти постановку на учет в ПФР, а также в Центре занятости и получить разрешение на создание собственной печати. Весь акт регистрации занимает максимально 33 дня. Проведение регистрации через специализированную юридическую фирму помогает сэкономить время как на подготовке, так и непосредственно на регистрации объекта.

Результаты проведения регистрационного процесса

Соблюдение пошаговой инструкции предусматривает в итоге получение свидетельства о государственной регистрации. Документы этого типа не выдаются Министерством юстиции, а получаются в территориальном органе налогового контроля, куда Минюст передает документальный пакет. В 2019 году регистрационные документы – это лист из ЕГРЮЛ, код ИНН, свидетельство о регистрации в налоговом органе. Данные документы потребуются для проведения дальнейшего процесса регистрации.

Необходимо будет написать заявление и вместе с копиями регистрационных документов передать в Росстат, после чего получить письмо оттуда, которое станет основанием для открытия банковского счета. Также, потребуется регистрация в Пенсионном фонде и в Центре занятости, куда также будут подаваться документы, полученные от государственных органов при проведении регистрации.

Итак, регистрацию некоммерческих организация Минюст проводит на основании подаваемых ими документальных пакетов для проведения регистрационного процесса.