Как стать хорошим финансовым менеджером. Специальность финансовый менеджмент. Функции финансового менеджмента

До сих пор в философии доминирует общее абстрактное определение сознания. Сознания вообще не бывает, оно всегда кому-то принадлежит, не может быть без субъекта. В нашем сознании есть какие-то формы, которые нам не принадлежат. В отличии от психики, сознание имеет выход за пределы данного индивида. Этот выход – не уход от себя, а способ осознания самого себя. Сознание позволяет выйти к другим культурам, мышлениям и пр. границы сознания лежат не в плоскости физиологии, а в плоскости, скорее, социальной. Социальная граница сознания может превратиться в психологическую структуру. Важно ставить вопрос: чье сознание кто создает? Единого ответа на этот вопрос нет. В разных типах общества можно получить разные ответы.

Гносеологическая и онтологическая трактовка сознания. Для классического понимания сознания (от Аристотеля до Гегеля): сознание всегда связано с познанием; сознание как отражение мира. Возникает проблема, как человек познает мир? Сознание существует, чтобы правильно отобразить объект. Для развития сознания нужно развивать познавательную деятельность. Уровень развития сознания зависит от уровня образования.

В конце 19 века гносеологическое понимание сознания разрушается. Философия вообще оказалась под ударом. Появляется тяга к вещам. Вещи дают власть над остальными людьми. Научное знание- средство конкуренции, кооперации, власти. Главный вопрос сознания – вопрос борьбы людей, кооперации, связи с другими людьми. Сознание переходит в область бытия людей, в форму взаимодействия между людьми. Вопрос о сознании становится онтологическим, то есть вопросом СФ.

Сознание всегда субъективно; всегда входит в состав определенных структур, по-разному распределено между разными субъектами.

Сознание общества возникает надиндивидуально, в процессе взаимодействия людей. Есть представления, которые существуют независимо от сознания отдельного человека, но содержатся в нем. То есть в нашем сознании есть формы, которые нам не принадлежат (язык, правила, законы, стереотипы, нормы, мораль) – коллективные представления, которые не изобретаются каждым человеком в отдельности.

Разные индивиды могут образовывать разные группы, вопрос в том, какие же идеи эти группы вносят в общественное сознание.

Вывод: сознание всегда субъективно, оно включено во взаимодействие различных социальных субъектов, групп. В сознании общества идет борьба за коллективные представления. Фуко: сознание – поле борьбы за власть, то так сознание подчиняет разум, волю человека. Сознание оказывается продуктом определенной деятельности, производства. Сознание – продукт человеческой деятельности, некий инструмент коммуникации, связывающий людей.



Проблемы типологии сознания: 2 модели – классическая и постклассическая.

Классическая: классическая философия и наука оперируют понятие абстрактного сознания (непонятно, кому оно принадлежит) и общества вообще. Выделяется несколько уровней сознания:

Низший уровень

Высший уровень

Научное сознание ближе к истине, чем обыденное. С точки зрения философа-классика сознание может рассматриваться как в плане отношения к истине, так и в плане отношения к ценности. Поэтому сознание делится на 2 плана: гносеологический и аксеологический (сознание – форма отношения между людьми). Обыденное и психологическое сознание аппелирует к непосредственному опыту человека, в то время как научное и идеологическое сознание системно, опосредованно.

Научное сознание с точки зрения классики ближе к реальности, более систематично, точно. Формы научной деятельности – эксперимент, теория. Обыденное сознание существует в качестве наблюдения, повседневного опыта, слухов, сплетней, не требует эксперимента. Психология выражается в стереотипах, привычках, нормах, правилах, потребностях, ценностях. Идеология отличается от всего вышеперечисленного тем, что лежит не в обыденном опыте, а создается специально людьми; носит всеобщий характер; часто маскируется под научную теорию со своими обоснованиями.

Неклассическая: На рубеже 19-20 веков классические представления о сознании начинают меняться. В конце 19 века рациональность, научность получает все больше критики. Причины: наступление массовой жизни, развитие индустриального общества. Жизнь идет под влиянием масс, а не идеологов. Происходит осознание того, что повседневная практика сознания играет огромную роль. Повседневная жизнь оказалась разнообразной и сложной. Наука не справляется с трактовкой обыденного сознания.



Происходит возвышение обыденного сознания, познания. В каком-то смысле исчезает научное познание (аргументация, логическое доказательство). Но опускание науки в повседневную область приводит к изучению наукой повседневности. Оказывается, что повседневность неоднородна, богата, ее нельзя трактовать абстрактно, общо. У каждой культуры своя повседневность, которая требует особого, конкретного подхода.

Оказалось, что повседневное сознание людей сложно структурировано, а не просто, как считалось в классике. Человек вырабатывает свои нормы, стандарты, представления и позиции. Миры повседневности воспроизводятся и конструируются самими людьми.

Классика предлагала еще один взгляд на общество: разделить все сознание на ряд форм по критерию разного отображения мира ими ввиду разного предмета изображения, разных средств отображения, функций. (Пр: искусство и наука- формы общественного сознания) .

В архаическом обществе классическая модель неприменима, так как не существовало форм общественного сознания, они еще не сформировались. Существовала мифологическая форма сознания, синкретичная.

В традиционном обществе появилась политическая форма сознания, религиозная, так как мифы не могли уже обслуживать все общество. Но научного сознания еще не было.

В индустриальном обществе религия больше не господствует. Начинается классическая схема + взаимопроникновение различных форм общественного сознания.

Понятие общественного сознания. Формы и уровни общественного сознания.

Понятие общественного сознания.

Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Понятие общественного сознания выработано Марксом и Энгельсом в процессе материалистического объяснения истории и определяется ими в диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Парные категории «общественное бытие» и «общественное сознание» становятся научными понятиями и выполняют методологическую роль только тогда, когда рассматриваются в системе других категорий и законов, охватывающих существенные стороны и отношения общества как единого социального организма.

Развитие сознания происходит благодаря росту производительности и разделению труда, которое на определенной ступени становится разделением материальной и духовной деятельности. С этого момента общественное сознание приобретает относительную самостоятельность.

Анализируя общественное сознание в связи с другими сторонами и процессами общественной жизни, основоположники марксизма определяют его существенные черты:

1) общественное сознание есть отражение или осознание общественного бытия, охватывающее и природу и общество;

2) общественное сознание взаимодействует с общественным бытием, которое в этом взаимодействии выполняет определяющую роль.

Основные формы общественного сознания.

Формы общественного сознания - различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии.

В процессе познания сначала главным образом совершаются действия с познаваемыми предметами, в процессе совершения действий формируются чувства, представления, живое созерцание; мышление же характерно для наиболее развитой стадии познания. Конечно, в знании человека действия, чувства, мысли всегда находятся в единстве, но все же на разных стадиях, ступенях познания их соотносительная роль, соотносительное значение различны.

Соответственно и все формы общественного сознания существуют в их единстве. Однако в общем и целом, первая группа форм общественного сознания (мораль, политика, право) наиболее тесно, близко связана с общественным бытием. Более опосредствована, в общем и целом, связь с общественным бытием второй группы форм общественного сознания (эстетическое сознание, религиозное сознание), и еще более опосредствована связь с общественным бытием третьей формы общественного сознания (философии).

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. Чем больше непосредственно та или иная форма общественного сознания связана с общественным бытием, тем непосредственнее в ней отражаются изменения общественного бытия. И наоборот, чем удалённее форма общественного сознания от общественного бытия, тем более опосредствованно в ней отражается общественное бытие.

Чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем меньше – при прочих равных условиях – отражение в ней общественного бытия опосредствуется отражением общественного бытия в формах, более удалённых от общественного бытия. И наоборот.

Уровни общественного сознания.

Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.

Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень.

Общественная психология - это совокупность чувств, чувственных представлений, настроений, привычек, присущих социальным общностям, классам, людям, из которых состоит народ данного общества. Общественная психология формируется под влиянием общественного бытия и общественного воспитания.

Общественное обыденное сознание (обыденное сознание общества) складывается под влиянием общественной психологии и духовного сознания. Обыденное сознание общества представляет собой совокупность взглядов (суждений), умозаключений, понятий, соответствующих им способов мышления, обмена мнениями, присущих данному обществу людей. В обыденном сознании общества можно выделить обыденное сознание групп, классов, страт, правящей элиты и т.п., которые вместе образуют обыденное сознание народа (общества).

Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно представляет собой процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками. Духовный уровень распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.


Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.