Как называется крупнейшая в мире система нефтепроводов. Крупнейшие магистральные нефтепроводы. Самый протяженный нефтепровод США

История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности, восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании был соединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америке первый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) - в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) - в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, был построен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже после Первой мировой войны, а газопроводов - после Второй мировой войны.

К середине XX в. общая протяженность трубопроводов мира достигла 350 тыс. км, а в 2005 г. она превысила 2 млн км. Трубопроводы построены и функционируют в нескольких десятках стран мира, но, как обычно, определяющее значение имеют страны, входящие по этому показателю в первую десятку.

Помимо десяти стран-лидеров трубопроводы значительной протяженности имеют и многие другие государства мира, расположенные в Юго-Западной, Юго-Восточной Азии, в Северной Африке, в Латинской Америке, а также страны СНГ.

Анализируя размещение нефте- и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системы сложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия, Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, они сложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтяной промышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла). Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженной импортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания, Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводы сооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.

В составе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций - с огромным количественным перевесом - занимают экономически развитые страны. Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началось сравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортирует природный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, из перечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к ним можно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярко выраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можно добавить Туркмению, Норвегию, Алжир) - потребительско-экспортную или экспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженности газопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.

Показатель густоты трубопроводной сети применяется значительно реже, чем показатель густоты железных и автомобильных дорог. Тем не менее можно отметить, что по густоте нефтепроводной сети выделяются страны Западной Европы (особенно Нидерланды, Бельгия, Германия, Италия, Великобритания), США и небольшие нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие государства Тринидад и Тобаго («рекордсмен мира» с показателем 200 км на 1000 км 2 территории), Бруней и Бахрейн. По густоте газопроводной сети лидируют Нидерланды и Германия (275 км на 1000 км 2 территории).

Обратимся теперь к характеристике работы, т. е. грузопотоков мирового трубопроводного транспорта. В конце 1990-х гг. грузооборот нефте- и продуктопроводов мира приближался к 4 трлн т/км, а газопроводов - к 2,5 трлн т/км (наверное, понятнее будет, если сказать, что нефте- и продуктопроводы мира ежегодно перекачивают более 2 млрд т нефти и ее продуктов). В этом грузообороте участвуют все те же страны, которые уже были названы выше, но с еще большим перевесом двух из них - России и США.

Трубопроводный транспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростом потребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах и странах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главным центром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион. Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают во многих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, то следует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай, Австралию, а во вторую - Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку и Латинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. км новых трубопроводов.

Россия, уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг. намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевес сохранился и позже: ведь грузооборот нефте- и газопроводов России составляет 1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно действующим международным трубопроводам - нефтепроводу «Дружба» и газопроводам «Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. И тем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе (БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морским газопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черном море. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет на рынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1,5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.

Лидерами среди операторов трубопроводного транспорта являются российская компания ОАО «Транснефть» (ее предприятия имеют самую большую в мире систему нефтепроводов - более 50000 километров) и канадское предприятие «Enbridge». По прогнозам специалистов в США системы нефтепроводов достигли своего оптимального уровня, и потому их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне. Сооружение нефтепроводов будет увеличиваться в Китае, Индии и, как бы это не казалось странным, в Европе, поскольку там идет тотальная диверсификация поставок.

Самые длинные трубопроводы, кроме Европейского континента, находятся в Канаде и направляются в центр континента. Среди них нефтепровод «Редуотер - Порт-Кредит», длина которого составляет 4840 километров.

США - крупнейший в мире производитель и потребитель энергии. Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40% потребностей страны. У Соединенных Штатов система нефтепроводов очень разветвленная, особенно густо они покрывают юго-восток страны. Среди них можно выделить следующие нефтепроводы:

«Трансаляскинский нефтепровод» -- нефтепровод диаметром 1220 мм, предназначенный для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге. Пересекает штат Аляска с севера на юг, длина нефтепровода 1288 км. Состоит из трубопровода сырой нефти, 12 насосных станций, нескольких сот километров подводящих трубопроводов, и терминала в городе Валдиз. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным ее добычу в Прадхо-Бей. Строительство столкнулось со множеством проблем, главным образом очень низкой температурой и труднопроходимой, изолированной местностью. Нефтепровод был одним из первых проектов, столкнувшихся с проблемами вечной мерзлоты. Первый баррель нефти был перекачан по нефтепроводу в 1977 году. Является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. Трансаляскинский нефтепровод был спроектирован инженером Егором Поповым так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Он был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м, при помощи специальнойгравийной подушки, и на 1,5 метра вертикально. Кроме того прокладка трассы нефтепровода осуществлялась зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Пропускная способность нефтепровода 2130000 баррелей в сутки.

Магистральная нефтепроводная система «Seaway» -- 1080 километровый нефтепровод, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки сырой нефти между двумя нефтяными регионами в Соединенных Штатах. Магистральный трубопровод был введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи иностранной нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась вплоть до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении -- с севера на юг. В июне 2012 года по трубопроводу снова прокачивается нефть. Мощность нефтепровода 400000 баррелей в сутки. Вторая нитка трубопровода сдана в эксплуатацию в декабре 2014 года и идёт параллельно первой очереди «Seaway». Мощность второй нитки 450000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Flanagan south» введен в эксплуатацию в 2014 году и имеет протяженность 955 километров, пересекая штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахома. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака (штат Иллинойс) до терминалов Кушинга (штат Оклахома). Трубопроводная система имеет семь насосных станций. Нефтепровод «Flanagan south» обеспечивает дополнительную мощность, необходимую для поставки нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки, и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода приблизительно 600000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Spearhead» -- 1050 километровый нефтепровод диаметром 610 мм, который транспортирует сырую нефть из Кушинга (штат Оклахома) к главному терминалу Чикаго (штат Иллинойс). Мощность нефтепровода 300000 баррелей в сутки.

Первый магистральный нефтепровод диаметром 1000 мм в США был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Сент-Джеймса (штат Новый Орлеан) до Патоки (штат Иллинойс). Протяженность нефтепровода составляет 1012 километров. Мощность нефтепровода «Сент-Джеймс» -- «Патока» 1175000 баррелей в сутки.

Нефтепроводная система «Keystone» -- сеть нефтепроводов в Канаде и Соединенных Штатах. Подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), с побережья Мексиканского залива Техаса. Кроме синтетической нефти и расплавленного битума (дилбит) с нефтеносных песков Канады, также транспортируют светлую сырую нефть с Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты. Три этапа проекта находятся в эксплуатации -- четвертый этап ждет одобрения правительства США. Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, был завершен летом 2010 года, протяженность участка 3456 километров. Участок II, ответвление Кистоун-Кушинга, было завершено в феврале 2011 года с трубопровода от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома). Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти до 590 000 баррелей в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап, ответвление с побережья Мексиканского залива, открыт в январе 2014 года, имеет мощность до 700 000 баррелей в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4720 километров.

Нефтепроводная система «Enbridge» -- трубопроводная система, которая транспортирует сырую нефть и расплавленный битум из Канады в США. Общая протяженность системы составляет 5363 километра, включая несколько путей. Основными части системы являются 2306-километровый учаток «Enbridge» (канадский участок магистрали) и 3057-километровая участок «Lakehead» (участок магистрали США). Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 1400000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Нью-Мексико - Кушинг» -- протяженность 832 километров, пропускная мощность 350000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Мидланд - Хьюстон» -- протяженность 742 километров, пропускная мощность 310000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Кушинг - Вуд Ривер» -- протяженность 703 километров, пропускная мощность 275000 баррелей в сутки.

В Бразилии, Венесуэле и Мексике открыты новые месторождения нефти. Теперь эти государства полностью обеспечены энергоресурсами, поставку которых обеспечивают такие нефтепроводы, как «Сальяко - Байя-Бланка» в Аргентине протяженностью 630 км, нефтепровод «Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти» в Бразилии протяженностью 370 км, а также нефтепровод «Сикуко - Ковеньяс» в Колумбии протяженностью 534 км.

Европа имеет большие запасы нефти и газа. Из стран, входящих в Европейский Союз, 6 - производители нефти. Это Великобритания, Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды. Если взять ЕС в целом, то он является крупнейшим производителем нефти и занимает седьмое место, а также второе место по ее потреблению в мире. Доказанные запасы нефти стран ЕС на начало 2014 года составляют 900 млн тонн. Одна из самых крупных магистралей - Южно-Европейский нефтепровод, которая транспортирует нефть от порта Лаверт в Карлсруэ через Страсбург. Протяжённость данного нефтепровода составляет 772 км.

Нефтепровод «Баку -- Тбилиси -- Джейхан», предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположен на берегу Средиземного моря. Нефтепровод введен в эксплуатацию 4 июня 2006 года. В настоящее время по нефтепроводу прокачивается нефть с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и конденсат с месторождения «Шах-Дениз». Протяжённость нефтепровода «Баку -- Тбилиси -- Джейхан» составляет 1768 километров. Нефтепровод проходит по территории трёх стран -- Азербайджана (443 км), Грузии (249 км) и Турции (1076 км). Пропускная способность составляет 1,2 млн баррелей нефти в сутки.

Центрально-европейский нефтепровод -- приостановленный трубопровод для сырой нефти, который пересекает Альпы проходя по маршруту Генуя (Италия) -- Феррара -- Эгль -- Ингльштадт (Германия). Нефтепровод сдан в эксплуатацию в 1960 году и снабжал нефтеперерабатывающие заводы Баварии. Нефтепровод закрылся 3 февраля 1997 из-за проблем с экологией и высоких санационных издержек. Протяженность нефтепровода 1000 километров.

Нефтепровод «Казахстан-Китай» является первым для Казахстана нефтепроводом, позволяющим напрямую осуществлять импорт нефти за рубеж. Протяженность трубопровода составляет порядка 2000 километров и простирается от Каспийского моря до города Синьцзян в Китае. Трубопровод принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и нефтяной компании казахского КазМунайГаз. Строительство газопровода было согласовано между Китаем и Казахстаном в 1997 году. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько этапов.

Нефтепровод «Киркук -- Джейхан» -- 970 километровый нефтепровод, самый большой нефтепровод Ирака, соединяющий Киркукское месторождение (Ирак) с нефтеналивным портом в Джейхане (Турция). Нефтепровод состоит из 2 труб диаметром 1170 и 1020 миллиметров, с пропускной способностью в 1,100 и 500 тысяч баррелей в день соответственно. Но сейчас нефтепровод не использует всех свои мощностей и фактически через него проходит около 300 тысяч баррелей в день. Во многих местах трубы нуждаются в значительном ремонте. С 2003 года с Иракской стороны работа нефтепровода усложнялась многочисленными актами саботажа.

Трансаравийский нефтепровод -- 1214 километровый нерабочий ныне нефтепровод, который пролегал от Аль-Кайсума в Саудовской Аравии до Сайды (нефтеналивной порт) в Ливане. Он служил важной частью мировой нефтяной торговли, американской и внутриближневосточной политики в период своего существования, а также способствовал экономическому развитию Ливана. Пропускная способность составляла 79000 м 3 в сутки. Строительство трансаравийского нефтепровода началось в 1947 году и велось, в основном, под руководством американской компанией Bechtel. Первоначально он должен был заканчиваться в Хайфе, которая находилась тогда под британским мандатом в Палестине, но в связи с созданием государства Израиль, был выбран альтернативный маршрут через Сирию (Голанские высоты) в Ливан с портовым терминалом в Сайде. Перекачивание нефти по трубопроводу началось в 1950 году. С 1967 года в результате Шестидневной войны, часть трубопровода, которая проходила через Голанские высоты перешла под израильский контроль, но израильтяне не перекрыли трубопровод. После нескольких лет постоянных диспутов между Саудовской Аравией, Сирией и Ливаном о транзитных сборах, появления нефтяных супертанкеров, и аварий на нефтепроводе, часть линии севернее Иордании прекратила функционировать в 1976 году. Оставшаяся часть нефтепровода между Саудовской Аравией и Иорданией продолжала транспортировать небольшие объёмы нефти вплоть до 1990 года, когда Саудовская Аравия прекратила поставки в ответ на нейтралитет Иордании во время первой войны в Персидском заливе. Сегодня, вся линия непригодна для транспортировки нефти.

Восточно-Аравийский нефтепровод длиной 1620 км обеспечивает поставки углеводородного сырья на побережье Персидского залива.

Африка имеет большой потенциал, но он почти не используется. Большие месторождения нефти есть в Нигерии, Алжире и на шельфе Атлантического океана. Среди нефтепроводов можно выделить трубопровод «Эджеле (Алжир) - Сехира (Тунис)» длиной 790 километров, а также «Чад -- Камерун» протяженностью 1080 километров.

Нефтепровод «Tazama» -- нефтепровод длинной 1710 километров от терминала в Дар-эс-Саламе (Танзания) в Ндола (Замбия). Он был введен в эксплуатацию в 1968 году. В настоящее время мощность нефтепровода составляет 600000 тонн в год. Диаметр трубопровода колеблется между 8 и 12 дюймов (200 и 300 мм).

World records of oil and gas industry: what, where, when and how much?

Ye. KHARTUKOV, MGIMO(U) of Russian Foreign Affairs Ministry

Вниманию читателя предлагается нефтегазовая «книга рекордов Гиннесса».

Oil and gas «Guinness records book» is offered to readers’ attention.

Скважины: самые глубокие…

В конце января 2011 г. компания «Экссон нефтегэс» за 60 суток пробурила самую протяженную в мире (12 345 м) наклонную скважину «Одопту ОП-11» на о. Сахалин с горизонтальным смещением 11 474 м.

Самая глубоководная платформа для добычи нефти и газа (башенного типа) находится в американском секторе Мексиканского залива, она пришвартована на глубине 2438 м на подводном нефтегазовом месторождении «Пердидо», введенном в эксплуатацию в конце марта 2010 г.

В этом же секторе на глубине 2925 м располагается и самая глубоководная в мире система подводной добычи нефти, установленная в 2010 г. на соседнем с «Пердидо» месторождении «Тобаго».

Подводные скважины, пробуренные на месторождениях группы «Пердидо-Тобаго-Сильвертип», относятся к числу самых глубоководных коммерческих скважин, однако самая глубоководная скважина на нефть и газ (глубина воды – 10 385 футов, или более 3165 м) была пробурена в январе 2013 г. у восточного побережья Индии. Всего же с конца 50-х гг. глубины Мирового океана, ставшие доступными для коммерческого бурения, увеличились более чем в 17 раз – с 608 до 10 385 футов (табл. 1).

Табл. 1. Максимальные глубины Мирового океана, освоенные бурением на нефть и газ с 1958 г.

… и самые дорогие

Морское бурение на нефть и газ в приполярных районах обходится недешево – более 100 млн долл. на скважину. Так, в 1982 – 1983 гг. на бурение скважины «Муклюк» (оказавшейся в итоге «сухой») с насыпного острова в американском секторе моря Бофорта в Северном Ледовитом океане компания «Сохайо» израсходовала – еще один мировой рекорд нефтегазовой промышленности.

Самые большие БУ и морские платформы

Самыми большими буровыми установками, смонтированными на морских плавучих платформах, считаются буровые системы Aker H-6e, производимые с 2009 г. норвежской компанией «Акер дриллинг». Например, первые из этой серии полупогружные буровые платформы «Акер Баренц» и «Акер Шпицберген» при водоизмещении в 56 900 двт и площади рабочей палубы в 6300 м 2 способны бурить 10-километровые скважины в водных глубинах до 3 км.

А вообще самыми большими буровыми установками являются выпускаемые с начала 70-х гг. установки уральского завода тяжелого машиностроения – УЗТМ серии «Уралмаш-15000», одна из которых была задействована при бурении сверхглубокой скважины на Кольском полуострове (12 262 м). Эти гигантские буровые максимальной высоты с двадцатиэтажный дом и отличной мировой репутацией способны бурить скважины глубиной до 15 км.

В разговоре о морских платформах для добычи нефти и газа обязательно приходит на ум самая большая в мире железобетонная промысловая платформа TROLL-A высотой 472 метра и сухим весом 683 600 тонн. Это вообще самый тяжелый объект, когда-либо перемещавшийся по поверхности Земли. Она установлена на норвежском газонефтяном месторождении «Тролль» в Северном море в 1996 г.

Самой крупной полупогружной платформой, когда-либо устанавливавшейся на морском месторождении, была бывшая буровая платформа «Спирит оф Колумбус» (1995 – 2000 гг.), переоборудованная на верфях Канады, установленная на подводном (глубина – 1360 м) нефтегазовом месторождении «Ронкадор» у берегов Бразилии в качестве эксплуатационной платформы П-36 и вскоре затонувшая – в апреле 2001 г. Платформа была рассчитана на добычу 9 млн тонн нефти и 2,6 млрд м 3 газа в год, имела длину 112,8 м, ширину 77 м и высоту 120 м, весила 34 600 тонн.

Самые крупные месторождения

Самым крупным из известных месторождений нефти считается нефтегазовое месторождение «Гавар», обнаруженное в Восточной провинции Саудовской Аравии в 1948 г. и введенное в эксплуатацию в 1951 г. Извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются обычно в 10,3 – 13,7 млрд тонн, но, по некоторым данным (в частности, МЭА), они достигают 19,2 млрд тонн. В настоящее время на месторождении ежегодно добывается около 250 млн тонн нефти и 20 млрд м 3 природного газа (ПГ), и пока не ясно, прошло ли оно пик своей добычи.

В свою очередь крупнейшим из газовых месторождений считается иранско-катарское газоконденсатное месторождение «Саут Парс/Норт Доум» с извлекаемыми запасами ПГ на уровне 35 трлн м 3 и не менее 3 млрд м 3 конденсата, обнаруженное в водах Персидского залива в 1971 г. и эксплуатируемое с 1989 г.

Трубопроводы: самые длинные…

Самым протяженным из подводных трубопроводов считается полностью введенный в строй в октябре 2012 г. двухниточный газопровод «Норд стрим» мощностью 55 млрд м 3 в год и диаметром 1220 мм 2, идущий по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского Грейсвальда и имеющий протяженность 1222 км. На звание самой глубоководной трубы претендуют газопровод «Блу стрим» мощностью 16 млрд м 3 в год, проложенный из России в Турцию по дну Черного моря на глубине до 2150 м (официально открыт в ноябре 2005 г.), и 206-километровый трубопровод от уже упоминавшегося месторождения «Пердидо» (с глубинами до 2530 м), проложенный в водах Мексиканского залива в 2008 г. Однако с запланированным на 2014 г. вводом в строй газопровода «Галси» для транспортировки до 8 млрд м 3 алжирского газа через о. Сардиния в континентальную Италию мировой рекорд прокладки подводных трубопроводов, как ожидают, «углубится» до 2824 – 2885 м.

Самым протяженным в мире нефтепроводом считается введенный в строй в конце 2012 г. трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) мощностью около 80 млн тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмина в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км).

… и самые северные

Самым северным магистральным нефтепроводом считается введенный в строй в 1977 г. Трансаляскинский нефтепровод (TAPS) протяженностью 1288 км, диаметром 1219 мм и мощностью 107 млн тонн в год для перекачки нефти с крупнейшего в США месторождения «Прудо-Бей» на севере Аляски до незамерзающего порта Валдиз на юге полуострова. Для предотвращения таяния и проседания вечномерзлого грунта (высоковязкая нефть месторождения подогревается для повышения текучести) и обеспечения беспрепятственной миграции карибу (северного оленя) трубопровод на всем протяжении крепится над землей на 78 тыс. металлических опорах. Строительство TAPS обошлось в 8 млрд долл.

Самые крупные НПЗ и танкеры

Самым мощным в мире нефтеперерабатывающим заводом является НПЗ частной индийской компании «Релайенс индастриз» (RIL) в г. Джамнагар (запад штата Гуджарат). Первичная мощность этого НПЗ, введенного в строй в июле 1999 г., составляет 668 тыс. барр. нефти в сутки (или более 33 млн тонн в год).

Seawise Giant стал крупнейшим танкером и вообще самым крупным морским судном, построенным в XX-м веке. Seawise Giant начали строить в 1979 г., но вскоре судно купил гонконгский магнат Тунг, который профинансировал его достройку и настоял, чтобы дедвейт был увеличен с 480 000 тонн до 564 763 тонн, благодаря чему Seawise Giant и стал крупнейшим в мире судном. Супертанкер имеет длину 458,45 м и ширину 68,9 м. Его летнее водоизмещение при полной загрузке составляет 647 955 тонн, грузовместимость – почти 650 000 м 3 нефти (4,1 млн барр.), а осадка – 24,6 м, что делает невозможным прохождение загруженного мегатанкера через пролив Ла-Манш, не говоря уже о менее глубоководных Суэцком или Панамском каналах.

Танкер вступил в строй в 1981 г. и сначала перевозил нефть с месторождений Мексиканского залива. Затем его перевели на перевозки нефти из Ирана. В Персидском заливе в 1986 г., во время ирано-иракской войны танкер атаковали ракетами Exocet и потопили самолеты ВВС Ирака. Он затонул на мелководье вблизи о. Харг. В августе 1988 г. его поднял и отвел на ремонт в Сингапур (скорее всего, в целях престижа) новый владелец, калифорнийская оконная компания Norman International. Отремонтированный Seawise Giant переименовали в Happy Giant. К 1999 г. он вновь поменял хозяина и имя – его купила норвежская Jahare Wallem и переименовала в Jahre Viking. В марте 2004 г. у гиганта появился новый хозяин – First Olsen Tankers. Учитывая возраст танкера, его решили переделать в FSO – плавучий комплекс для хранения и налива. После переделки он получил имя Knock Nevis и был затем поставлен в качестве FSO на месторождение «Аль-Шахин» в водах Катара.

В декабре 2008 г. было сдано заказчику (компании Qatar Gas Transport) крупнейшее в мире судно для перевозки сжиженного природного газа (LNG) Mozah. Метановоз был построен на верфях Samsung и назван в честь жены эмира Катара. Более 30 лет максимальная вместимость судов-метановозов не превышала 140 000 м 3 сжиженного газа, а гигант Mozah, из серии Q-Max, берет на борт 266 000 м 3 – достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством всю Англию в течение 24 часов. Дедвейт Mozah 125 600 тонн, длина 345 м, ширина 50 м, осадка 12 м. От киля до клотика высота судна равна высоте 20-этажного небоскреба. Сжиженный газ перевозится в пяти гигантских танках мембранного типа. Метановоз имеет собственную установку сжижения газа – для сжижения испарений в танках, что обеспечивает практически 100-процентную сохранность груза при перевозке. В качестве главных двигателей установлены два низкооборотных дизеля, вращающих два винта.

В 2010 г. корпоративная группа «Ройал Датч Шелл» обнародовала планы постройки крупнейшего в мире судна – плавучей фабрики по сжижению природного газа и хранению LNG – проект Prelude FLNG. Компания давно уже вынашивала и отстаивала идею строительства плавучих фабрик-хранилищ и, похоже, идея близка к реализации. Дело в том, что многие газовые шельфовые месторождения невыгодно разрабатывать в силу их удаленности от берега и трудностей со строительством фабрик по сжижению газа, а также всей необходимой инфраструктуры – подводных газопроводов, хранилищ СПГ, причалов для метановозов и т.д. FLNG – плавучая фабрика-хранилище, которая решает все эти проблемы. Гигантское судно будет работать на шельфовых месторождениях Prelude и Concerto бассейна Брауз, расположенных на расстоянии около 200 км от северо-западного побережья Австралии. Судно водоизмещением 600 000 т будет иметь длину 480 м при ширине 75 м, вес всех механизмов и оборудования – 50 000 тонн.

Новый гигант, впрочем, ненамного превзойдет крупнейшее до сего времени судно, мегатанкер Seawise Giant (ныне Knock Nevis). Проект был одобрен и утвержден в мае 2011 г., тогда же и началось строительство судна.

Самые крупные СПГ-заводы

Самые мощные установки по производству СПГ находятся в Катаре и относятся к комплексу «Рас-Гэс3». Годовая мощность его установок №6 и №7, эксплуатируемых, соответственно, с конца 2010 г. и с начала 2011 г., составляет по 7,8 млн тонн СПГ.

Самый северный завод по производству СПГ – это введенный в строй в конце 2007 г. завод мощностью 5,4 млн тонн СПГ в год, расположенный за Полярным кругом, на о. Мелькойя в северной части Норвежского моря, в 140 км к северо-западу от прибрежного норвежского городка Хаммерфест, и снабжаемый газом с подводных месторождений Snшhvit (Белоснежка), Albatross и Askeladden по подводному 160-км газопроводу диаметром 830 мм, проложенному на глубинах до 340 м.

Самые высокие доходы и затраты

Самую высокую зарплату получают сейчас австралийские нефтяники и газовики: по данным британской рекрутинговой фирмы «Хейз» – порядка 163 600 долл. США в год. На второй и третьей ступеньках «пьедестала» находятся рабочие нефтегазовых проектов в Норвегии и Новой Зеландии – 152 600 и 127 600 долл. в год. Что же касается нефтяников и газовиков США, которые зарабатывают в среднем на 25% меньше, чем их австралийские коллеги, – 121 400 долл. в год, то их средняя зарплата лишь пятая по миру в оценочном ряду фирмы «Хейз».

Подводный трубопровод Лангелед стал одним из самых рискованных проектов газовой индустрии. Сооружение также является самым протяженным подводным трубопроводом в мире. Так как же создавался этот уникальный проект.

обнаружение месторождения

В 120 километрах от побережья Норвегии находится одно из крупнейших глубоководных газовых месторождений ORMEN LANGE (Ормен Ланге), обнаруженное в 1997 году. На площади 40 на 10 километров и на глубине 1,2 км залежи содержат около 400 миллиардов куб. м природного газа. Считалось, что ввиду своей удалённости месторождение недоступно для человека.

Шел 1984 год. Рядовое исследовательское судно провело очередное исследование Норвежского моря сканируя морское дно. Было отснято несколько тысяч метров пленки которая легла мертвым грузом в архив. Она оставалась там еще 6 лет пока за неё не взялись норвежские инженеры компании «Norsk Hydrо». Самые опытные геофизики провели исследования сейсмических линий в более глубокой части моря. Они установили в этих данных наличие соприкосновения точек углеводорода с водой. Это был газ.

Информация сохранялась в строжайшем секрете, пока не было произведено пробное бурение летом 1997 года. Так геофизиками было открыто второе по величине месторождение в Норвежском шельфе.

как создавался самый большой трубопровод в мире

Так как Норвегия не испытывает недостатка в природном газе, инженеры предложили найденные ресурсы странам, испытывающим нехватку полезных ископаемых.

Так правительство Великобритании, находясь на пороге серьезного энергетического кризиса, подписало контракт на строительство газоперерабатывающего завода в норвежском поселке Ньюхамне и транспортировке газа через 1200 км в английский городок Исингтон по самому крупному в мире подводному трубопроводу. Названное в честь корабля викингов газовое месторождение Ормен Ланге обеспечило Соединенное королевство энергетикой на 40 лет.

На выполнение контракта ушло 10 лет и потрачено 10 миллиардов долларов. В процессе строительства проекта возникало множество сложных задач, решение которых можно считать гениальными. Так для добычи газа на данном месторождении из-за слишком большой глубины и штормовой погоды все существующие модели газодобывающих буровых платформ не подошли. Ключом стало решение объединить типичную буровую платформу и подводный кондуктор для забуривания скважин. Установка получила название "донная направляющая платформа".

донная направляющая платформа

Донная направляющая платформа действительно является ядром производственного процесса. Именно сюда поступает газ, собирается и направляется к берегу на перерабатывающий завод в Ньюхамне. Общее управление комплексом осуществляется из центра управления за 120 км. Всего на норвежском месторождении установлено четыре донных платформы, с помощью которых из 24 скважин ежедневно выкачиваться около 70000000 куб.м газа.

корабли и подводные аппараты строившие газопровод

Однако находку мирового масштаба достать из недружелюбного враждебного дна океана довольно сложное дело. Для выполнения этой миссии были задействованы самые большие технические суда в мире. Каждое из них предназначено для выполнения определенных задач глубоководного строительства.

буровое судно West Navigator

Бурение 24 скважин заняло шесть лет, которые выполняло специальное буровое судно West Navigator.

судно траншеекопатель Island Frontier

Неровность морского дна Северной Атлантики заставляет инженеров создавать все новые и новые типы специальных судов, способных решить эту проблему. При строительстве данного трубопровода на возникающих на пути склонах с различным углом пришлось рыть траншеи. С этой задачей легко справилась современное судно-траншеекопатель Island Frontier, использующее два способа производства траншеи. Чтобы пробить в глине траншею используется гибридный клинорезный траншеекопатель новейшего образца, способный вырыть траншею шириной 7 м и глубиной 5 м. Он состоит из четырех водометов с переменным углом наклона. Над дном зависает 4-х тонный водометный винт. Он приводит в движение огромную массу воды, направляя ее под большим давлением на дно, очищая траншею от остатков глины. За ним следует платформа BPL2, засыпающая траншею защитным слоем грунта. Специальное устройство расположенное над ним передает трехмерное изображение выполняемых работ на судно в рубку управления. С помощью ПАДУ операторы следят за техническим соответствием траншеи.

камнеукладчик Tertnes

В процессе укладки труб из-за неровности морского дна образуются так называемые свободные пролеты. В результате не поддерживаемая часть трубы может сломаться под собственным весом и вызвать утечку газа. В таком случае для выравнивания дна, где прошла трасса, свободное пространство заполнили гравием с помощью судна камнеукладчика TERTNES. Подачу гравия на морское дно осуществляют с помощью эластичной трубы. Контроль и точность процесса достигается посредством создания трехмерной модели производственного участка.

плавучее крановое судно Thialf

Для установки донных платформ на свои места, понадобился настоящий гигант - голландское самоходное крановое судно большой грузоподъемности THIALF. Стоимость фрахтовки самого большого плавучего крана общей грузоподъемностью 14200 тонн составляет 500 тысяч долларов в сутки.

трубоукладочное судно LB 200

Выполнением трубоукладочных работ на самом протяженном трубопроводе в мире занималось самоходное трубоукладочное судно LB 200. На самом деле это большой плавучий сборочный конвейер. Причем начавшийся процесс укладки остановить нельзя ни по причине непогоды, ни по причине несчастного случая. Трубы должны поставляться непрерывно и в том порядке, в котором должны быть соединены и уложены на морское дно.

Судно LB 200 прокладывает трубы диаметром 12 м. Каждую из них перед укладкой покрывают бетонным покрытием толщиной 80 мм. Бетонное покрытие не позволяет трубе всплывать на поверхность. Чтобы сохранять непрерывность графика нужно прокладывать 4 км труб в сутки. На внутренних палубах 370 человек трудятся, приваривая каждые 6 минут новые участки трубопровода.

Первым этапом укладки труб является скашивание кромки трубы под углом вертикальной плоскости с клеймом сварки основной магистрали. Затем две 12-метровые трубы свариваются в единое звено. После этого 24-метровая труба поступает на вращающиеся вокруг основной оси сварочные станции, где их приваривают к основному трубопроводу. Конечно же каждый шов тщательно проверяется на отсутствие дефектов. Затем стыки трубы обертывают для лучшей гидроизоляции и покрывают пенопластом для защиты от механических повреждений. Заключительным этапом является укладка трубы на морское дно.

Чтобы непрерывно идти вперед судно трубоукладчик использует весьма необычную форму тяги - движение якорями, которое называют "верп". Таким образом, судно LB 200 передвигается с помощью 14 якорей расставленных вокруг него. Якоря передвигают специальные . Выполняя прекрасно отлаженную операцию, трубоукладочное судно в месяц проходит более 100 км.

Строительство трубопровода Лангелед стало гигантским скачком подводного строительства. Примененные при его создании технологические новшества будут дальше использованы при разработке недоступных ранее месторождений.

Реализация одного из крупнейших мировых проектов стала возможной благодаря трудолюбию тысячи людей, а упорная работа обеспечила выполнение программы в точно назначенные сроки. Теперь газ непрерывно транспортируется из Норвегии в Англию по самому длинному в мире подводному трубопроводу.

  1. Самая глубокая скважина
    Мировой рекорд по бурению самой длинной в мире скважины принадлежит российскому проекту "Сахалин-1". В апреле 2015 г. участники консорциума (российская "Роснефть", американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) на месторождении Чайво пробурили наклонную скважину глубиной 13 500 м по стволу с горизонтальным смещением длиной 12 033 м. Рекорд по глубоководному бурению принадлежит индийской ONGC: в январе 2013 г. у восточного побережья Индии компания пробурила разведочную скважину на глубине 3 165 м.

    Скважина, пробуренная «Орланом», на 2 километра глубже Марианской впадины. Фото: Роснефть

  2. Самая большая буровая платформа
    В этой номинации рекордсменом вновь становится проект "Сахалин-1": в июне 2014 г. на месторождении Аркутун-Даги была введена в строй платформа "Беркут". Высотой с 50-этажный дом (144 м) и весом более 200 тыс. тонн она способна выдержать натиск 20-метровых волн, землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера и температуру до -45 градусов Цельсия при порывах ветра до 120 км в час. Строительство "Беркута" обошлось консорциуму в $12 млрд.


    «Беркут», самая большая в мире буровая платформа стоимостью $12 млрд. Фото: ExxonMobil
  3. Самая высокая буровая платформа
  4. Самым заметным "ростом" среди буровых платформ обладает глубоководная нефтепромысловая платформа Petronius (управляется компаниями Chevron и Marathon Oil Corporation). Ее высота - 609,9 м, из которых на надводную часть приходится только 75 м. Общий вес конструкции - 43 тыс. тонн. Платформа ведет работы в 210 км от побережья Нового Орлеана на месторождении Петрониус в Мексиканском заливе.


    Буровая Petronius почти вдвое выше башни «Федерация» - 609 против 343 метров. Фото: primofish.com
  5. Самая глубоководная буровая платформа
    Когда концерн Shell арендовал блок Пердидо в Мексиканском заливе, нефтяные компании могли разрабатывать месторождения на глубинах не более 1 000 м. Тогда казалось, что развитие технологий достигло своего предела. Сегодня платформа Perdido стоит на глубине 2 450 м. И это самая глубоководная буровая и эксплуатационная платформа в мире. Perdido – настоящее чудо инженерной мысли своего времени. Дело в том, что на таких экстремальных глубинах установить платформу на опоры невозможно. Плюс инженерам необходимо было учитывать непростые погодные условия этих широт: ураганы, штормы и сильные течения. Для решения проблемы было найдено уникальное инженерное решение: верхние строения платформы закрепили на плавучей опоре, после чего всю конструкцию заякорили стальными швартовыми тросами на океанском дне.


    Perdido, не только одна из самых красивых, но и самая глубоководная буровая. Фото: Texas Charter Fleet

  6. Крупнейшим нефтяным танкером, а заодно и самым большим морским судном, построенным в XX веке, стал Seawise Giant. Супертанкер шириной почти 69 м имел в длину 458,5 м - это на 85 м больше, чем высота башни Федерация - самого высокого на сегодняшний день здания в Европе. Seawise Giant развивал скорость до 13 узлов (около 21 км в час) и имел грузовместимость почти в 650 000 м3 нефти (4,1 млн. барр.). Супер-танкер был спущен на воду в 1981 г. и за свою почти 30-летнюю историю поменял несколько хозяев и имен, и даже терпел крушение, попав под обстрел иракских ВВС во время Первой войны в Персидском заливе. В 2010 г. судно было принудительно выброшено на берег у индийского города Аланг, где его корпус в течение года утилизировали. Но один из 36-тонных становых якорей гиганта сохранили для истории: сейчас он выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.



  7. Самым протяженным в мире нефтепроводом является "Восточная Сибирь – Тихий океан" мощностью около 80 млн. тонн нефти в год. Его протяженность от Тайшета до бухты Козьмино в заливе Находка составляет 4857 км, а с учетом ответвления от Сковородино на Дацин (КНР) – еще 1023 км (т. е. 5880 км в общей сложности). Проект был запущен в конце 2012 г. Его стоимость составила 624 млрд. руб. Среди газопроводов рекорд по протяженности принадлежит китайскому проекту "Запад-Восток". Общая длина газопровода-8704 км (включая одну магистральную линию и 8 региональных ответвлений). Мощность трубопровода - 30 млрд. куб м газа в год, стоимость проекта составила около $22 млрд.


    Уходящий за горизонт нефтепровод ВСТО. Фото: Транснефть

  8. Рекордсменом среди глубоководных трубопроводов является российский Nord Stream, проходящий от российского Выборга до немецкого Любмина по дну Балтийского моря. Это одновременно самый глубокий (максимальная глубина прохождения трубы 210 м) и самый протяженный маршрут (1 124 км) среди всех подводных трубопроводов мира. Пропускная способность трубопровода - 55 млрд. куб. м газа в год (2 нитки). Стоимость проекта, запущенного в 2012 г., составила 7,4 млрд. евро.


    Укладка морского участка газопровода Nord Stream. Фото: «Газпром»
  9. Самое большое месторождение
    "Король гигантов" - такого второе имя крупнейшего и, пожалуй, самого загадочного месторождения нефти в мире – Гавар, расположенного в Саудовской Аравии. Его размеры потрясают даже самых опытных геологов - 280 км на 30 км и возводят Гавар в ранг самого масштабного из разрабатываемых месторождений нефти в мире. Месторождение находится в полной собственности государства и управляется госкомпанией Saudi Aramco. И поэтому о нем известно очень немного: реальные текущие показатели производства не раскрываются ни компанией, ни правительством. Все сведения о Гавар в основном исторические, собранные по случайным техническим публикациям и слухам. Так, например, в апреле 2010 г. Вице-президент Aramco Саад аль-Трейки заявил саудовским СМИ, что ресурсы месторождения поистине безграничны: за 65 лет разработки оно уже дало более 65 млрд. баррелей нефти, и при этом компания оценивает остаточные ресурсы месторождения в более чем 100 млрд. баррелей. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, эта цифра скромнее – 74 млрд. баррелей. Среди газовых гигантов звание лидера принадлежит двусоставному месторождению Северное/Южный Парс, расположенному в центральной части Персидского залива в территориальных водах Ирана (Южный Парс) и Катара (Северное). Совокупные запасы месторождения оценивается в 28 трлн. куб. м газа и 7 млрд. тонн нефти.


    Самое большое и одно из самых таинственных в мире месторождений. Графика: Geo Science World
  10. Самый большой НПЗ
    Самый большой в мире нефтеперерабатывающий завод находится в Индии в городе Джамнагар. Его мощность - без малого 70 млн. т в год (для сравнения: самый крупный завод в России - Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза"- втрое меньше - всего 22 млн. т в год). Завод в Джамнагаре занимает территорию более 3 тыс. гектаров и окружен внушительным манговым лесом. Кстати эта плантация в 100 тыс. деревьев приносит заводу дополнительный доход: ежегодно отсюда продается около 7 тыс. тонн манго. Джамнагарский НПЗ - частный, он принадлежит компании Reliance Industries Limited, чей руководитель и владелец-Мукеш Амбани - является самым богатым человеком Индии. Журнал Forbes оценивает его состояние в $21 млрд. и отводит 39-е место в списке самых богатых людей мира.


    Мощность Джамангара в три раза больше чем у крупнейшего российского НПЗ. Фото: projehesap.com

  11. 77 млн. тонн в год – именно столько СПГ производится на промышленных площадках Рас Лаффан - уникального энергетического хаба, расположенного в Катаре, и крупнейшего в мире центра по производству сжиженного природного газа. Рас Лаффан задумывался как промышленная площадка для переработки газа уникального месторождения Северное, расположенного в 80 км от побережья Рас Лаффан. Первые мощности энергоцентра были запущены в 1996 г. Сегодня Рас Лаффан располагается на территории в 295 кв. км (из которых 56 кв. км занимает порт) и насчитывает 14 очередей по производству СПГ. Четыре из них (мощностью по 7,8 млн. тонн каждая) являются крупнейшими в мире. Среди «достопримечательностей» энергогорода – нефте- и газопререрабатывающие заводы, электростанции (в том числе солнечная), нефте- и газохимия, а также самый большой в мире завод по производству синтетического жидкого топлива – Pearl GTL (мощность 140 000 баррелей в день).


    Завод Pearl GTL (на фото) лишь часть энергетического хаба Ras Laffan. Фото: Qatargas