Изображение портрета с передачей освещения с боку. Определение съёмочной экспозиции по яркости. Позирование и композиция

Предвосхищая ваши ожидания, мы вынуждены сообщить – в этой статье вы не найдете описание некого «магически – всеобъемлющего» метода постановки света при съемке портрета в студии, который мгновенно возвысит ваши снимки на уровень «отцов» вроде Хельмута Ньютона, который снимал шедевральные портреты с одним источником света.

Ничего подобного не ждите – этот материал нужен для того, чтобы расширить ваш кругозор, поставить на путь истинный и, конечно же, рассказать о световых схемах для портрета.

Как поставить свет для портрета?

Для начала, господа новички, вам необходимо освоить работу с двумя источникамиосвещения. Почему так мало?

  • Во-первых, не всегда качество зависит от количества, хоть многие фотографы и любят говорить о том, что света не бывает много.
  • Во-вторых, как только вы научитесь делать невообразимые вещи с двумя источниками, то освоить три, пять и десять не будет для вас какой-то проблемой.
  • В-третьих, такое количество источников в студии – это стандартный минимум, который, порой одновременно является и максимумом. Смеем предположить, что вы либо уже оборудовали свою домашнюю мини-фотостудию, либо всерьез задумываетесь над этим. Имея ограниченный бюджет и небольшую площадь, два источника света (при съемке портрета особенно) – это оптимальный вариант.

Схемы света для съемки портрета

Схема первая

Используем один источник (моноблок и тарелку) плюс белый фон – таким образом получим строгий рисунок тени и света, а также стильный и четкий переход. Вашу «жертву» необходимо поставить как можно плотнее к фону для того чтобы фронтальный источник света нарисовал плотную, короткую тень на светлом фоне. Положение моноблока можете изменять в зависимости от задуманного результата – чем выше по отношению к «жертве» вы его разместите, тем длиннее получите тень.

Схема вторая

Используем один источник освещения (моноблок и белый зонт) плюс черный фон – так мы получим свет в портрете лишь с одной стороны. Такая схема добавляет снимку выразительности, правда, подходит она не для каждой «жертвы». Моноблок располагаем на уровне головы, модель стоит разместить чуть поодаль от фона.

Схема третья

Здесь мы используем два источника освещения (моноблоки и белые зонты) плюс белый фон, источники расположите по диагонали, как показано на схеме. Основной источник освещения создает мягкий рисующий свет. Дополнительный источник, в данном случае, будет создавать заполняющий свет, который устранит теневые провалы справа, и одновременно выступать в роли контрового света, добавляя объема портрету.

В данном случае нужно попросить модель повернуться к камере в «три четверти». Основной источник света располагаем либо на уровне лица, либо чуть выше. Дополнительный источник установите на уровне плеч, дабы свет на фоне лучше распределялся.

Схема четвертая

Здесь – моноблоки и белые зонты плюс белый фон. Источники расположите справа и слева от модели на уровне ее глаз (либо немного выше), согласно схеме. Оба источника заполняют, создавая мягкий рисунок. При такой схеме глубоких теней на лице вы не добьетесь.

Портретная съемка в beauty стиле частенько требует отражателя – он помогает ровно распределить по лицу свет, смягчить теневые переходы на шее и нижней части лица.

Схема пятая

Портрет в контровом свете. Используйте два источника: все те же белые зонты и моноблоки плюс черный фон. Эта схема называется «треугольник», ибо источники создают светом данную фигуру на лице модели. Устанавливаются источники по диагонали справа и слева относительно модели. Основной источник слева – это «рисующий свет».

Схема шестая

Установите моноблоки и один белый зонт согласно схеме. Основной источник – это заполняющий свет, а дополнительный выступает в роли контрового света, который добавляет объем фотографии. Также примените «чашку» в качестве рассеивателя, которая идет в тандеме с моноблоком. Она поможет создать жесткие переходы света и тени.

Схема седьмая

Оба источника устанавливаем позади модели, справа и слева, и направляем на фон под углом 45 градусов, согласно схеме. Мы получаем легкую засветку и красивый силуэт. Конечно, детализация теряется, но не в этом суть созданного стиля фотографии. Если мелкие детали вам очень важны, используйте описанные выше схемы студийного света. Портрет в данном случае смотрится очень стильно и загадочно.

Мужской портрет: схемы света

Конечно, фотографируя мужчину, вы можете использовать и другие схемы света для портрета. Но, та, которую мы хотим представить, практически универсальна. Здесь также два, уже привычных нам, источника света. Один моноблок расположите за фотоаппаратом, фронтально по отношению к модели, так вы получите свет умеренной жесткости. Второй установите за моделью и подсветите фон (желательно темный), тем самым вы немного подсветите силуэт вашей модели и добавите объема фотографии.

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет. Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире. Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом. С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью. Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку. Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света, тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый


Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:


фронтальное освещение


передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


боковое освещение (рисующий свет слева)


задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

контровый свет

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.


верхний свет


нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1-1,5 ступени ярче, чем другие источники. Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет - источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет - узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.). Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет - источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника рисующего света.

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)

два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света (сильное или слабое заполнение теней). И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя.

Научиться эффективно пользоваться светом - важная ступень для каждого фотографа, ничто не заменит понимания того, как работает свет и как использовать его в интересах своей работы. При съемке портретов я всегда предпочитаю естественное освещении, даже если снимаю в закрытом помещении. Работа с естественным светом не так проста, есть множество аспектов, которые необходимо понять, чтобы не допустить ошибок.

1. Чего ради вы снимаете.

Прежде, чем взяться за камеру, вы должны определиться, какой кадр вам нужен. Есть ли у съемки какая-то цель?

Может быть, это актерская или бизнес-съемка, может быть, фэшн, семейный портрет, съемка для интернет-продвижения или просто для друга. Хорошенько подумайте о настройке и стиле съемки в зависимости от ее целей. Понадобится ли вам дополнительная одежда, макияж и время для стилизации? Каков должен быть антураж - для портрета, изображающего человека в знакомой обстановке, возможно, на работе или дома?

2. Место, место, и еще раз место.

Как только Вы определились с целью съемки, Вам будет гораздо легче выбрать подходящее для нее место. Подумайте, что могло бы соответствовать общему стилю съемки, например, какая-нибудь живописная местность с широкими пространствами, берега реки, озера, холмы или парк?

Может быть, Вы хотите представить объект съемки в русле шумного города среди современной архитектуры, непрерывного движения и толпы? Также можно использовать комнату в помещении. Более просторные комнаты, как правило, ярче (за счет того, что в них обычно несколько окон) и дадут Вам ощущение относительной свободы для работы. Комнаты поменьше и потемнее подойдут для съемки, которая требует глубоких теней и мрачной атмосферы. Не забывайте использовать то, что вокруг Вас, особенно в помещениях, это касается дверных проемов, окон, лестниц, колонн, все может создать необходимую поддержку общей композиции в кадре.

3. Определить качество света.

Одна из самых важных вещей, которую необходимо учесть при съемке на открытом воздухе, это время суток, в которое Вы снимаете. Я советую работать в середине дня, потому что прямой солнечный свет, его яркие лучи, только затруднят Вашу работу и будет непросто избежать пересвета в кадре.

Лучше всего снимать немного раньше или позже, вплоть до полудня или после полудня, так у Вас будет достаточно света для работы, и этот свет не будет слишком сильным. Кроме того, можно попробовать снимать в пасмурную или облачную погоду. Может прозвучать, как плохая идея, однако на самом деле облака действуют как диффузор, и Вы можете работать в течение всего дня с постоянным источником света.

Помните об основах светотени. Резкий или жесткий свет создает драматические тени. Если это не есть Ваша цель, Вы можете сделать так, чтобы прямой свет падал на весь объект сразу. Мягкий свет может сделать предметы более плоскими на вид, но зато позволяет меньше волноваться о потере деталей в ярко освещенных или, наоборот, темных пространствах.

Если Вы работаете в помещении, Вы можете впустить в комнату столько света, сколько Вам нужно. Зная Ваше местоположение, Вы можете легко определить, какое время суток предлагает лучшее освещение, это зависит от того, в какую сторону выходят окна (север, юг, восток или запад).

4. Правильная позиция.

Одним из основных преимуществ искусственного света в студии - это свобода передвижения и регулирования высоты и наклона источника света в соответствии с Вашими требованиями и желаниями. Это, очевидно, невозможно, когда речь заходит о естественном освещении, поэтому Вам и карты в руки, чтобы Вы, как фотограф, смогли использовать свет, который находится в Вашем распоряжении, как можно лучше. Когда Вы находитесь на месте съемки, необходимо решить, где именно будет Ваша модель, и каково положение солнца в небе на данный момент. Важно, чтобы модель не смотрела прямо на солнца, иначе ее взгляд будет перекошен, а глаза на мокром месте! Начните с того, чтобы солнце было в стороне, и работайте с той точки. Хороший совет: повернуть модель на все 360 градусов, и следить за тем, как в определенной точке солнечный свет ложится на нее. Таким образом, Вы будете иметь возможность наблюдать, как меняется освещение, а значит, сможете выбрать наилучшую позицию.

5. Использовать свет в собственных интересах.

Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить набиольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.

В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигруы Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.

Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.

Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.

6. Окна.

Используя солнечный свет, проникающий через окно, можно снять отличный кадр с драматическим эффектом, это мой излюбленный метод. Мягкий свет через окно - это идеальный момент для сильной съемки, он работает особенно хорошо, если свет выделяет лишь одну сторону лица, оставляя другую в тени.

Основное правило заключается в том, что чем ближе Вы к окну, тем с большим количеством света придется работать, а значит, контраст между светом и тенью будет сильнее. Кроме того, если свет, проникающий через окно, слишком яркий, у Вас всегда есть возможность использовать шторы или жалюзи, чтобы немного рассеять его.

7. Настройки камеры.

Как и в любом портретной работе, здесь есть несколько приемов, которые помогут Вам получить желаемый результат. Во-первых, фокусировка на глазах. Когда мы смотрим на фото, первое, что мы замечаем, за что цепляемся взглядом, это глаза. Убедитесь, что глаза являются центром кадра и используйте ручную фокусировку, чтобы не бояться, что автофокус Вас подведет!

Еще одна хорошая идея - это большие значения диафрагмы (малое f-число), это размоет фон, чтобы ничто не отвлекало от объекта съемки.

8. Контакт играет ключевую роль.

Крайне важно - то, как Вы взаимодействуете с моделью. Убедитесь в том, что между Вами есть контакт, прежде, чем начинать съемку. Разговоры, обсуждение идей съемки - это должно обеспечить взаимопонимание, без которого цель не может быть достигнута.

Когда Вы снимаете, не думайте, что Ваша модель обладает сверхъестественными способностями и читает Ваши мысли. Она не будет знать, что Вы хотите, как себе представляете и что ждете от нее, если Вы не скажете об этом. Если Вы хотите запечатлеть какую-то особую форму, не стесняйтесь демонстрировать модели пример позы.

Некоторые практические рекомендации действительно помогают, хотя бывают и такие объекты, которые не выносят, когда им указывают, как делать их работу! Кроме того, помните, модель работает на съемках больше, чем Вы, и устает тоже больше. Делайте перерывы.

9. Тип света.

Не надейтесь, что все ситуации, в которых Вы используете естественный свет, будут одинаковыми. Качество и цвет света будет меняться в зависимости от времени суток, времени года и погоды. Через несколько дней у Вас будет желтый и теплый свет, хотя сейчас, допустим, на фото преобладают холодные голубые оттенки.

Здесь вступает в игру баланс белого. Вы можете менять настройки камеры, чтобы адаптироваться к новым условиям света, все равно достигая нужного Вам результата. Я предпочитаю снимать в RAW и редактировать баланс белого во время последующей обработки, но и варианты настроек непосредственно во время съемки тоже очень неплохо справляются с этой задачей.

10. Попробуйте сами.

Так, на этом в общем-то все! Надеемся, что эти несколько простых советов по поводу света просветили Вас (каламбур), и Вы готовы теперь к съемкам в естественном освещении. Наиболее сложный урок предоставит Вам личный опыт.

Не бойтесь просить семью или друзей о помощи. Это даст Вам отличную возможность попрактиковаться в методах съемки и заодно научит снимать кое-какие темы (это зависит, конечно, от того, кого Вы выберете "мишенью" своей тренировки). Всегда говорите им обо всем, что они должны делать, даже если это сводится к простому - "Стой там и улыбайся"!

Фотограф Ken Koskela окунулся в мир портрета в окружающей среде в 2014 году. С тех пор он не обращает внимание на другие жанры. В этой статье Кен поделится некоторыми советами по созданию портретов на широкоугольный объектив с одной вспышкой вне камеры.

Используйте объективы с низким значением фокусного расстояния

В портретной съемке выбор объектива — критически важен. Большинство фотографов работают с фокусным расстоянием 85 или 105мм. Эти объективы дают хорошую и реалистичную картинку. Как бы там ни было, я пришел к портретам, которые обладают неким сюрреализмом и содержат контент, помогающий раскрыть историю. Также, широкоугольные объективы заставляют вас подходить ближе к субъекту, что больше вовлекает зрителя в сцену.

Итак, первый шаг — отложить в сторону ваш 85 или 105-мм объектив и взять широкоугольный. Большинство портретов, которые опубликованы здесь сняты на 24мм установленных на фул фрейм камеру (для такого же вида на кропе, нужно использовать 16мм). На мой взгляд ткое фокусное расстояние идеально подходит для смешения реальности и искажения линзы. Если снимать шире, то элементы расположенные ближе к объективу, например, руки — будут выглядеть значительно больше или чрезмерно удлиненными. Также более широкие объективы приведут к увеличению влияния фона в фотографии, что тоже не желательно.

Находите изумительных моделей для портретов

Ваша модель — это важнейшая составляющая кадра. Индонезийский работник порта просто невероятный! Я потратил 20 минут на фотографии с ним и потом очень долго выбирал лучшую картинку. С другой стороны, вы можете целый день фотографировать меня в тех же доках, на фоне тех же кораблей, и в конце рабочего дня у вас будет только мусор.

Я ищу людей, в которых чувствуется жизненный опыт. У идеального человека в кадре есть какое-то особенное качество, вызывающее интерес. То, что выделяет его или ее из числа окружающих. Как бы там ни было, у моего персонажа есть и типичная ежедневная деятельность. Это может вызвать определенные трудности, найти такого персонажа. Особенно если вы живете в предместьях Чикаго, как я. В своих путешествиях я чаще всего нахожу субъектов для фотографии в сельской местности, где-то за рубежом. В любом случае, интересных людей можно найти везде.

Очень важна одежда. Если ваш 90-летний сельский житель носит кепку, на которой написано “I Love New York”, то скорее всего вы попросите его снять головной убор, ну или отвернуть надпись в другую сторону. Другими словами: не позволяйте вещам выпадающим из контекста разрушить или ослабить вашу фотографию.

Выбирайте сложный фон

Ваше изображение настолько хорошо, насколько сильный его самый слабый элемент. Чаще всего — это фон. Фотограф Jim Zuckerman говорит об этом так: «Мир — это композиционное безумие». Есть 2 важных составляющих которые нужны для хорошего фона:

Ваш фон не должен быть отвлекающим. Также можно отделить вашу модель от фона более длинным фокусным расстоянием. Влияние фона — это основной спорный момент при съемке на широкий угол. Начинающие или даже опытные фотографы могут не обратить внимания на явные отвлекающие объекты на фоне. Вы наверняка видели такие элементы в фотографии: деревья, которые словно растут из головы модели, похожие на заплатки, элементы повышенной яркости, цветные объекты, прямые линии и геометрические фигуры. Определенно стоит избегать чего-то такого, что сможет сильно отвлечь внимание от вашего субъекта фото.

Изображение индонезийского портового работника не давит на глаз и не более. Он буквально стоит напротив грузового контейнера и очевидно, что эта картинка не выиграет никаких премий за работу над фоном. Как бы там ни было — это все равно хорошая фотография из-за мощной роли главного героя.

Второе свойство фона — он должен усложнять картинку, добавляя контекст к ключевому персонажу.

Я отснял много изображений с простыми не отвлекающими фонами. Но мои любимые снимки сделаны с фоном, который рассказывает историю о субъекте. Именно по этому мне нравится снимать в местах на подобие сельской местности Китая или Индонезии. В этих странах очень много древних поселений, которые переполнены изумительными фонами, такими, как на картинке ниже.

Мне нравится оставлять все признаки современности за пределами фона. Мне не нравится всякие пластиковые штуки в кадре. Я не включаю в кадр современные постройки или автомобили. Вместо этого я предпочитаю сельскую местность с побитыми погодными условиями строениями. Конечно — это зависит от ваших целей. Важный аспект — фон должен дополнять субъект и не отвлекать внимание от него.

Снимайте в правильных условиях освещения

Учитывая то, что на большинство фонов не попадает свет от вспышки, многие из принципов освещения фотографии на локации остаются актуальными, даже при съемке со вспышкой. Постарайтесь снимать ранним утром или поздним днем (когда солнце низко в небе) или при пасмурной погоде. Лично мне больше по душе пасмурная погода, но все равно утром или поздно днем.

Не напрягайте вашу модель

Я не нанимаю профессиональных моделей, поэтому кто-то из моих персонажей смотрится в кадре хорошо, а кто-то не очень. Чего стоит однозначно избегать, так это того, что ваша модель будет стоять прямо перед камерой по стойке смирно и с натянутой неестественной улыбкой.

Чтобы избежать этого, правильно будет начать съемку заручившись их заинтересованностью и уверенность. Если у вас уже есть какие-то похожие изображения, то покажите их ему или ей, что бы стало ясно, чего вы именно хотите. Это должно сразу показать то, что вы не хотите сделать просто фотографию улыбающегося незнакомца. Также это покажет то, что вы ожидаете какого-то простого позирования.

Позирование и композиция

Т.к. я снимаю портрет на широкоугольный объектив, то мне приходится работать в непосредственной близости с субъектом, я предупреждаю об этом еще до первых кадров. Лично для меня, глаза — это критически важный элемент картинки и они обязательно должны быть в фокусе и оставаться резкими. Я фокусируюсь на ближнем ко мне глазе и постоянно корректирую фокус при перемещении.

Чаще всего я прошу его или ее просто посмотреть в объектив и не улыбаться, но не всегда. Затем я плавно двигаюсь влево или вправо, при этом прошу их держать голову в том же положении, просто слегка следить за моей камерой. Чаще всего я снимаю чуть ниже уровня глаз. Я прошу их встать или присесть и снимаю при определенном угле. Если субъект стоит, то я прошу перенести его вес на заднюю ногу.

Мне нравится, когда руки субъекта включены в кадр. С широкоугольным объективом их руки расположенные близко к камере будут выглядеть слишком большими. Избежать этого можно помещая руки в кадре ближе или дальше к камере, по отношению к телу.

Оборудование и настройки

Ваша камера должна быть оборудована синхронизатором, для управления вашей вспышки вне камеры.

Что бы создать качественный портрет, я придерживаюсь такого порядка:

  • Для начала не включайте вспышку или синхронизатор
  • Выставьте камеру в ручной режим
  • Если съемка на локации, я пытаюсь выставить ISO 100, f/7.1 и выдержка около 1/160. Вы можете подстраивать выдержку и диафрагму для корректной экспозиции и своей творческой мысли, но держите в уме то, что ваша камера не будет работать быстрее, чем скорость синхронизации со вспышкой.
  • Настройте экспозицию так, что бы слегка недоэкспонировать фон где-то на 1/3, 2/3 стопа. Чаще всего я подстраиваю выдержку, но не опускаюсь ниже 1/60 и не быстрее, чем 1/160. Если будет такая необходимость, я подстрою диафрагму до f/5.6 максимум. И только после этого я начну поднимать значение ISO.
  • Если вы снимаете в помещении, то придется начать съемку с более высоким показателем ISO, а затем подстраивать выдержку и диафрагму по тому же принципу.

Портрет: освещение

В 90% случаев я пользуюсь только одной вспышкой, под зонтом или софтбоксом. Самое важное правило для использования вспышки — «не испорти кадр». Чаще всего на вспышке устанавливается чрезмерная мощность. Вместо этого, необходимо получить точный баланс между естественным и искусственным светом. Это нужно сделать так, что бы свет от вспышки остался незаметным для неопытного глаза, но сделал ваш субъект лучше освещенным, чем фон.

Теперь, включите вспышку и синхронизатор:

  • Выставьте вспышку в ручной режим
  • Чаще всего я располагаю вспышку под углом в 45 градусов к субъекту, где-то в полуметре над ним. Выше головы, направленной вниз.
  • Чаще всего я начинаю с мощности 1/16 при съемке на локации, и подстраиваю мощность с этой позиции, пока субъект не будет отделен от фона, но не будет выглядеть явно освещенным вспышкой.

Обработка

В первую очередь нужно добиться хорошего результат сразу на камере. Но вам необходимо будет обладать некоторыми навыками, что бы обработать кадр так, как на картинках в этой статье. Я расскрою свои техники обработки в дальнейших статьях.

Статья переведена специально для Strobius.

Изображение фактуры

Реалистическое изображение действительности выразительными средствами искусства связано с обязательной передачей фактур реального мира. Убедительно переданная фактура увеличивает сходство снимка с оригиналом и дает возможность зрителю, рассматривающему картину или снимок, получить точное представление о предмете, об объекте съемки.

Достаточно вспомнить такие произведения живописи, как "Боярыня Морозова" В. И. Сурикова с мастерским изображением поверхности парчи, бархата и снега, развороченного полозьями саней, на первом плане; или "Пруд в парке" В. Д. Поленова с тонкой передачей поверхности воды и пр., чтобы понять все значение правдивого изображения фактуры в произведении реалистического искусства. Изображение фактур здесь не является некой самоцелью, а служит лишь одним из средств правдивого изображения реального мира.

Под фактурой понимается характер поверхностного строения предмета. По этому признаку фактуры делятся на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные.

К матовым фактурам относятся все поверхности, имеющие шероховатое строение: клеевые покраски, бумаги сортов "ватман", "полуватман" и "слоновая", хлопчатобумажные ткани и пр.

Глянцевыми фактурами являются все гладкие поверхности, такие, как масляные покраски, бумаги типа "меловая", шелковые ткани (например, атлас) и т.д.

К зеркальным фактурам относятся все гладко полированные поверхности металлических, стеклянных и других подобных предметов.

В прямой зависимости от поверхностной структуры находится и характер отражения фактурой падающего на нее света. Так, матовые поверхности отражают свет одинаково во всех направлениях (диффузное отражение), как это показано на рис. 9 (фигура а). Параллельный пучок лучей, направленный свет, падающий на такую поверхность, отражается от нее в виде мягкого рассеянного света; поверхность при этом выглядит равномерно и мягко освещенной.

Рис. 9. Отражение света от различных фактур

Количество отраженного от глянцевой фактуры света зависит от углов, под которыми на такую поверхность падает свет и под которым она рассматривается. Так, под углом зеркального отражения образуется максимальное отражение (зеркальная составляющая), под другими углами света отражается тем меньше, чем меньше угол падения (фигура б).

При равномерном освещении глянцевой поверхности на ней под определенными углами образуются мягкие блики, имеющие повышенную яркость по сравнению с яркостью всей поверхности. Эти блики позволяют отличить глянцевую поверхность от поверхности матовой.

Отражение от глянцевой поверхности можно назвать смешанным, так как в этом случае в потоке отраженного света наряду с диффузной составляющей имеется составляющая зеркальная.

Зеркальная фактура характеризуется только направленным отражением падающего на нее света (фигура в). Вследствие такого характера отражения даже при освещении зеркальной поверхности равномерным световым потоком на ней образуются лишь яркие жесткие блики, являющиеся отражением самого источника света в зеркальной поверхности. Вне бликов ввиду отсутствия в отраженном свете диффузной составляющей зеркальная поверхность выглядит темной, неосвещенной.

Для передачи фактуры предметов на фотографическом снимке решающее значение имеет соответствующее их освещение.

Так, при освещении матовых фактур с мелкой, неразличимой глазом поверхностной структурой следует учитывать их свойство отражать свет диффузно. Благодаря такому отражению и мельчайшему, не воспринимаемому глазом рельефу фактуры снимаемые предметы нуждаются в тонкой световой отработке, очерчивании светом складок, изгибов и граней объемных форм. Такое освещение как бы рассекает плоскости с матовой поверхностью и нарушает их однообразие.

При избытке света или при передержке матовые фактуры передаются на снимке в виде забитой светом однообразной и скучной поверхности; при этом зачастую теряется и пластика объемных форм, объект выглядит на снимке плоским и невыразительным.

Другой разновидностью матовой фактуры являются поверхности с крупнозернистой структурой, хорошо различимой глазом. Для выявления поверхностной структуры таких шероховатых поверхностей необходимо освещать их косыми пучками направленного света, как бы скользящего по освещаемому предмету.

Фото 75. Н. Степаненко (ВГИК). Натюрморт

Действительно, только косой пучок направленного света способен обрисовать выпуклости и впадины шероховатой поверхности, только в этом случае образуются света и тени, очерчивающие эту структуру (рис. 10, фигура а). Подобное освещение дает возможность выразительно показать фактуру ткани на фото 75. Освещение шероховатой фактуры светом, падающим на нее по нормали (фигура б) или под малыми углами, а также освещение её рассеянным светом (фигура в) не дает возможности показать на снимке характерные особенности данной поверхности. В этом случае бывают в одинаковой степени освещены и выпуклости и впадины, вследствие чего рельефность поверхности сглаживается, и фактура, теряя на снимке свои главные признаки, искажается. В результате изображение теряет свою живость и убедительность.

Рис. 10. Значение освещения для выявления фактуры

В освещении глянцевых фактур, как и всяких других, следует учитывать их характерные особенности. Как указывалось выше, глянцевая фактура дает смешанное отражение, при котором под определенными углами на освещаемой поверхности образуются мягкие блики. При освещении такой фактуры следует использовать косые световые пучки – свет, направленный под некоторым углом к освещаемой поверхности. Вместе с тем, во избежание образования слишком ярких бликов, свет в этом случае должен быть смягчен; возникает необходимость применять наряду с направленным рисующим светом и рассеянный заполняющий свет.

В случаях когда при фотосъемке используются специальные осветительные приборы, направление световых потоков которых целиком зависит от фотографа, нахождение углов падения света, благоприятных для отработки глянцевой фактуры, представляется задачей легко разрешаемой. При съемке в существующих условиях освещения эти углы могут быть учтены лишь соответствующим выбором точки съемки.

При выборе точки съемки прежде всего решаются смысловые и композиционные задачи, но в ряде случаев может быть принята во внимание и отработка светом фактуры там, где это представляется существенно важным. Фото 76 – пример удачной отработки светом глянцевых фактур в существующих условиях освещения. В основе светового построения снимка лежит контровой свет, четко обрисовывающий контурные формы предметов и заставляющий бликовать глянцевые фактуры, что оживляет все изображение.

Фото 76. А. Бахрушин (ВГИК). Интерьер

Наиболее сложными, в смысле световой отработки и воспроизведения фотографическим путем, являются фактуры зеркальные. Яркие жесткие блики в местах зеркального отражения самого источника света и очень незначительная яркость других участков освещаемой поверхности (вследствие отсутствия диффузной составляющей в отраженном свете) приводят к возникновению высокого интервала яркостей, трудно воспроизводимого на фотографических светочувствительных материалах. В этих случаях изображение получается высококонтрастным, состоящим из белых забитых светом бликов и черных поверхностей, находящихся в области недодержек. Такое изображение дает совершенно искаженное представление о фактуре предмета. Полированный или никелированный металл, который в действительности воспринимается глазом как светлый, блестящий, на фотографическом снимке получается темным, почти черным. Объемная форма металлических предметов очерчивается при этом только яркими бликами при полной потере её пластики.

При освещении зеркальных фактур прежде всего следует избегать применения резкого направленного света, лучше использовать свет мягкий, рассеянный, что дает возможность несколько смягчить яркость образующихся бликов. Но даже и этот рассеянный свет не дает еще нужного высветления зеркальной поверхности. Здесь необходима особая схема расстановки осветительных приборов.

Зеркальная поверхность отражает в себе окружающие её предметы. И если лучи осветительных приборов направить на эти предметы, начинает высветляться и отражающее их зеркало. И тогда на снимке зеркальные поверхности приобретают свойственную им светлоту, дающую представление о характере зеркальной фактуры.

Полное уничтожение бликов не является здесь задачей фотографа, так как отсутствие бликов на зеркальной фактуре лишает её существенных признаков, делает её трудно узнаваемой на снимке. Так, отработка стеклянных предметов контровым светом, бликующим на гранях и полированных поверхностях этих предметов, дает возможность изобразить предмет на снимке именно таким, каким мы видим его в действительности (фото 77).

Фото 77. А. Осипов (ВГИК). Натюрморт со стеклом

До сих пор мы говорили о специальной отработке светом фактур с целью их наиболее полного выражения и воспроизведения на снимке. Однако в практике фотографа могут встретиться случаи, когда перед ним встают задачи скрытия, нивелировки фактуры. Такие задачи могут возникнуть, например, в некоторых случаях портретной съемки, где излишне подчеркнутая на снимке фактура лица, строение кожи с её морщинками и другими возможными дефектами могут привести к натуралистичности портрета и лишить его необходимой художественности, примером чего является фото 78.

Фото 78. Пример натуралистического изображения фактуры лица

Для мягкой отработки фактуры лица и выразительной, но ненавязчивой передачи её на снимке необходим точный баланс направленного и рассеянного света. В этом случае портрет обычно решается в мягкой светотени, яркость рисующего света снижается, количество рассеянного света увеличивается. Прибор заполняющего света устанавливается рядом с фотоаппаратом и освещает портретируемого спереди.

Стремление к мягкой отработке фактуры лица в портрете никоим образом не должно приводить к полному её исчезновению. Снимок, в котором фактура лица никак не выявлена, лишается всякой живости, а лицо при этом становится какой-то меловой маской.

Но и в портретной съемке далеко не всегда возникают задачи нивелировки фактуры лица.

Часто бывают случаи, когда характер лица и художественные задачи как раз требуют полноценного её выявления. Примером может служить характерный портрет казахской женщины работы А. Штеренберга (фото 79), где фактура лица на снимке выражена в полную силу.

Фото 79. А. Штеренберг. Портрет казахской женщины

Таким образом, при сочной светотени, при правильном определении направления рисующего света и точной дозировке заполняющего света портрет сохранит и пластику объемных форм и элементы фактуры кожи лица. Портрет каменотеса Хачика Кашкаряна работы Г. Колосова (фото 80) является примером удачного использования освещения и светотеневого рисунка изображения для отработки фактуры лица. Задне-боковой свет, скользя по рельефу лица, образует яркие блики, передающие характерный блеск кожи. Косой пучок световых лучей вырабатывает не только рельеф объемной формы лица, но и его фактуру. Следует отметить простую и строгую композицию портрета, его собранность в тоне. Хорошо найденная поза, характерный жест, точное композиционное, световое и тональное решение делают этот портрет по-настоящему художественным, образным изображением человека. – Здесь выражен его характер, а не только запечатлен внешний облик.

Фото 80. Г. Копосов. Каменотес Хачик Кашкарян

Таково значение передачи фактуры в реалистическом фотопортрете, где фактура способствует правдивому и выразительному изображению человека со всеми его индивидуальными особенностями.

Из книги Фотокомпозиция автора Дыко Лидия Павловна

Изображение пространства Между произведением искусства и жизненным явлением, которое лежит в его основе, нельзя ставить знака равенства, так как художник не копирует действительность. Являясь одной из форм общественного сознания, искусство отражает жизнь в

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Изображение объемной и контурной формы фигур и предметов Изображение объемной формы фигур и предметов на плоскости снимка также связано с законами линейной и тональной перспективы и подчинено этим законам, поскольку перспективное изображение того или иного предмета

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Изображение цвета С возникновением и развитием цветной фотографии перед мастерами советского фото встала проблема цветовой организации, цветового решения, колорита фотографического снимка.Понятие "колорит" пришло в фотографию из живописи, где этим термином

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Передача фактуры предметов Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна

Из книги автора

Стилизованное изображение человеческого тела и окружающих предметов Количество возможных вариантов изображения человеческого тела бесконечно. Однако существует несколько основных моделей стилизации, помогающих разложить все по полочкам. От них можно сколько угодно

Из книги автора

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги автора

Структуры и фактуры Фактура - важный декоративный элемент в иллюстрации. С ее помощью можно разнообразить однотонную плоскость, создавать контраст в композиции и даже иллюзию полутона.Фактурой считается любое нагромождение изобразительных элементов, настолько