Eurofighter Typhoon FGR4 он же EF2000. Проектные требования к двигателю EJ200. Основные модификации Хоукер «Тайфун»

Продолжение. Начало в «АиК» №3/2010 г.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Истребитель EF2000 «Тайфун» представляет собой высокоманевренный самолет, выполненный по схеме «утка» с цельноповоротным ПГО, трапециевидным крылом, однокилевым оперением и двумя ТРДДФ.

На крыле имеются двухсекционные предкрылки, на задней кромке – внутренние и внешние флаперо-ны. За кабиной экипажа установлен тормозной щиток. В хвостовой части фюзеляжа в основании вертикального оперения расположен контейнер с тормозным парашютом.

Для поперечного управления используются флапероны,для продольного – флапероны и ПГО, а для путевого – руль направления.

Для привода поверхностей управления служат две независимые гидравлические системы, которые также обеспечивают уборку и выпуск шасси, привод тормозов и работу фонаря кабины экипажа.

Фюзеляж, крыло (включая внутренние флапероны), обтекатель стыка крыла с фюзеляжем, вертикальное оперение и руль направления почти полностью изготовлены их углепластиков. ПГО, внешние флапероны и обтекатели выхлопных сопл двигателей выполнены из титановых материалов, носовой обтекатель -из армированного стеклопластика. Предкрылки, носок киля, закабин-ный обтекатель и некоторые другие детали планера сделаны из алю-миниево-литиевых сплавов. На долю углепластиков приходится 70% (по омываемой поверхности), металлических сплавов – 15%, стеклопластиков – 12%, других материалов -3%.

В конструкции крыла на долю углепластиков приходится 438 кг, алюминиевых сплавов – 174 кг, титановых сплавов – 179 кг, заклепок – 33 кг, различных вспомогательных деталей – 17 кг, дополнительного оборудования – 274 кг.

При разработке истребителя большое внимание уделялось снижению радиолокационной заметности. Однако перед разработчиками самолета не стояла цель сделать его «невидимкой», как это задумали американцы при создании малозаметных ударных самолетов F-117 и истребителей F-22. Уменьшенная заметность самолета EF2000 «Тайфун» достигается за счет сочетания аэродинамической формы планера, применения радиопог-лощающих материалов и использования соответствующих электронных систем. Определенную роль в снижении ЭПР играют управляемые ракеты, размещенные в полу-утопленом положении под фюзеляжем.

Реальная величина ЭПР истребителя «Тайфун» засекречена. Представители английских ВВС лишь заявили, что по результатам испытаний она оказалась лучше расчетной (по сравнению с истребителем Панавиа «Торнадо» снижена в 4 раза) и не превышает 1 м2. Конструкторы самолета считают, что ЭПР самолета «Тайфун» самая малая среди всех истребителей западного производства (кроме самолета Локхид Мартин F-22A). В частности, фирма «БАЕ Системз» сообщила, что по уровню ЭПР в передней полусфере самолет «Тайфун» уступает только истребителю F-22A, а под некоторыми ракурсами он его превосходит.



Фонарь кабины экипажа двухместного варианта самолета «Тайфун»



ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z



Обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете (перед кабиной экипажа)


Кабина экипажа (на одноместном и двухместном вариантах самолета) имеет монолитный фонарь, открывающийся назад и вверх. Фонарь и лобовое остекление изготовлены фирмой «Аэроспейс Композите». Летчики размещаются на катапультных креслах Мартин-Бей-кер Мк.16А, обеспечивающих покидание самолета во время стоянки на ВПП. Для личных вещей экипажа по бокам фюзеляжа над воздухозаборниками расположены два отсека объемом по 0.01 м3.

Силовая установка истребителя EF2000 «Тайфун» состоит из двух ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z тягой по 6125 кгс (9195 кгс на форсаже).

Двигатель оснащен системой управления FADEC с двумя дублированными блоками и системой диагностики и контроля технического состояния.

Воздухозаборники двигателей размещаются под фюзеляжем в едином блоке, который при виде спереди имеет характерную «улыбку».

Масса сухого двигателя 1040 кг (по другим данным 989 кг), длина 4 м, максимальный диаметр 0,74 м. Фирма ITP проработала вариант ТРДДФ EJ200 с системой управления вектором тяги (УВТ) с углом отклонения ±20°. Были проведены его стендовые испытания, но в эксплуатацию двигатель с системой УВТ не поступил.

Топливо на самолете находится в двух фюзеляжных баках и в двух крыльевых баках-кессонах. Запас топлива держится в секрете, но специалисты полагают, что он составляет не менее 5700 л. На двухместном варианте за кабиной экипажа в увеличенном надфюзеляжном обтекателе расположен топливный бак, частично компенсирующий уменьшенный запас топлива в переднем фюзеляжном баке. Заправочная горловина расположена под фюзеляжем за воздухозаборниками.

С правой стороны фюзеляжа перед кабиной находится обтекатель убираемой штанги системы заправки топливом в полете. Под крылом имеется возможность размещения двух ПТБ емкостью по 1000 и 1500 л, а под фюзеляжем на центральном пилоне – одного ПТБ емкостью 1000 л.

Летные испытания ПТБ начались в декабре 1997 г., когда опытный самолет DA3 (специально предназначенный для испытаний различных внешних подвесок) впервые выполнил полет с подвесными баками емкостью по 1000 л. В июне 1998 г. на самолете DA7 успешно прошли испытания по сбросу баков в полете. В марте 1999 г. этот же самолет с двумя ПТБ емкостью по 1000 л впервые преодолел «звуковой барьер». В конце марта он также с двумя подобными баками достиг скорости, соответствующей числу М = 1,6, а в декабре 1999 г. повторил такой же полет уже с тремя ПТБ.



Размещение трех ПТБ емкостью по 1000 л на самолете «Тайфун»



Конформные топливные баки на самолете «Тайфун»


В 1998 г. в Великобритании были разработаны конформные топливные баки (КТБ) емкостью по 1500 л. С их помощью появлялась возможность увеличить боевой радиус почти до 2780 км. КТБ предусматривалось размещать на верхней поверхности фюзеляжа по бокам гаргрота. Баки могли устанавливаться или сниматься за 75 мин. До настоящего времени истребители «Тайфун» не эксплуатируются с КТБ, хотя на серийных самолетах второй партии предусмотрены конструктивные решения, позволяющие устанавливать КТБ.


АВИОНИКА

Истребитель EF2000 «Тайфун» всегда рассматривался как одноместный самолет, предназначенный для маневренного воздушного боя. Это, в свою очередь, требовало наличия в кабине самого современного оборудования и наиболее передового во всех отношениях интерфейса «человек – машина», высокотехнологичного комплекса авионики и скоростных цифровых шин передачи данных. Самолет оснащен квадруплексной цифровой ЭДСУ. Для навигации служат инерциальная система и спутниковая система GPS. Для посадки в плохих метеоусловиях может использоваться система автоматической посадки ILS.

Одной из особенностей истребителя является кабина экипажа, на приборной доске которой нет ни одного стрелочного индикатора, характерного для истребителей предыдущих поколений. В состав информационно-управляющего поля кабины экипажа входят семь средств визуализации: широкоугольный коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС); три жидкокристаллических многофункциональных дисплея системы MHDD (Multifunction Head Down Display) для отображения тактической и пилотажно-навигационной информации, работы бортовой РЛС и других систем; нашлемный прицел-индикатор (HMSS); дисплей системы предупреждения об угрозе со стороны противника (DWP); дисплей многоцелевой системы рспределения (MIDS). ИЛС обладает полем зрения 35° х 25°, что обеспечивает управление всеми типами управляемых ракет. Система DWP с помощью визуальных и звуковых (тоновых и речевых) сигналов предупреждает летчика о внешних угрозах, классифицируя их по степени приоритета.

Летчик может использовать шлем, оснащенный прицелом-индикатором и всеми необходимыми информационными системами, включая очки ночного видения. Шлем представляет собой интегрированную конструкцию НЕА (Head Equipment Assembly). Он выполняет все функции, характерные для других самолетных шлемов: жизнеобеспечение, подачу кислорода, связь, защиту от ударных нагрузок, от воздействия скоростного напора (до скорости 1110 км/ч), от средств массового поражения и защиту глаз от лазерного луча. Шлем также может выполнять дополнительные функции: обеспечение повышенного комфорта (за счет хорошей эргономики, наличия индивидуальной системы кондиционирования, небольшой массы и т. д.), вывод пилотажно-на-вигационной и тактической информации на дисплей нашлемного прицела индикатора, бинокулярный обзор в пределах ±40°, использование средств ночного видения.

Ручка управления и РУД разработаны с учетом принципа HOTAS, что позволяет, не отрывая руки от органов управления, управлять полетом, вооружением, различными датчиками и средствами самообороны. Каждый орган управления имеет по 12 кнопок и переключателей, обеспечивающих 50 различных функций.

Вся информация, получаемая от всевозможных датчиков (бортовых и находящихся вне самолета), с помощью системы MIDS (Multifunction Information Distribution System) выдается летчику на три цветных многофункциональных крупноформатных дисплея системы MHDD. Для управления системой MIDS летчику не нужно прикладывать больших усилий. Для этой цели служит система VTAS, в состав которой входят рукоятка управления, РУД и командная речевая система управления (РСУ). Последняя рассчитана на восприятие 600 слов-команд, но пока она может оперировать не более 100 словами. Такое ограничение введено с целью устранения фонетических проблем, связанных с распознаванием звуков. При совместной работе системы MIDS и РСУ летчик может классифицировать цели и с помощью радиообмена распределять их среди других экипажей авиационной группы. В ситуациях, связанных с безопасностью полета (например, использование оружия или выпуск шасси перед посадкой) используется обычное управление. Для получения предупреждающей информации в РСУ предусмотрен диалоговый режим: например, она может ответить на вопрос об остатке топлива или сообщить расстояние до какого-либо объекта. В состав ЭДСУ входит так называемая «кнопка паники», которая позволяет автоматически перевести самолет в режим прямолинейного горизонтального полета.


РЛС Еврорадар «Кэптор» (ECR-90)


Кабина истребителя «Тайфун»


Ручка управления истребителем «Тайфун»


Истребитель «Тайфун» оснащен многорежимной импульсно-допле-ровской РЛС «Кэптор» с механическим сканированием. Станция разработана СП «Еврорадар». Первоначально для истребителя EFA предлагались две РЛС: станция ECR-90, разработанная итальянской фирмой «Ферран-ти» и поддерживаемая Великобританией и Испанией, и станция MSD2000, создававшаяся немецкой фирмой AEG на основе американской РЛС Хьюз AN/APG-65, которая устанавливается на истребителях F/A-18C/D «Хорнит». После длительных переговоров между Министерствами обороны Великобритании и Германии было решено за основу будущей РЛС взять проект станции ECR-90, получившей позднее название «Кэптор». Контракт на разработку был подписан в марте 1989 г.

РЛС «Кэптор» представляет собой модификацию РЛС Бритиш Аэроспейс «Блю Виксн», созданной для палубного истребителя КВВП Бритиш Аэроспейс «Си Харриер». По своим параметрам она занимает промежуточное положение между обычными РЛС с механическим сканированием и РЛС с электронным сканированием. Она имеет малоинерционную антенну диаметром 700 мм. Станция состоит из шести быстро сменяемых модулей.

Представители СП «Еврорадар» сообщают, что станция может автоматически выбирать частоту повторения импульсов, сопровождать и идентифицировать воздушные цели и распределять их по степени угрозы. В состав РЛС входят три процессора, которые могут одновременно работать в различных режимах.

Многие характеристики РЛС «Кэптор» держатся в секрете. По имеющейся информации, она способна обнаруживать воздушные цели в азимуте +60° 70° . Дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 160 км, а цели типа «транспортный самолет» – 300 км. Число одновременно сопровождаемых целей 20, по шести из которых может осуществляться ракетная атака.

В режиме «воздух – поверхность» станция «Кэптор» обладает разрешающей способностью около 1 м, что позволяет формировать цифровую карту местности для навигации и обнаружения целей. В режиме синтезирования апертуры разрешающая способность достигает 0,3 м, обеспечивая выполнение разведывательных заданий и обнаружение подвижных целей. РЛС также может обеспечивать полет на малой высоте в режиме огибания наземных препятствий.










Контейнер на конце правой консоли крыла, содержащий средства РЭП и буксируемую радиолокационную ловушку «Ариэль»


Контейнер с дипольными отражателями, размещенный в задней части подкрыльного пилона для подвески ракет


Система PIRATE


Обтекатель РЛС системы предупреждения о ракетной атаке MA WS под вертикальным оперением самолета «Тайфун»


В настоящее время станция «Кэптор» работает в режиме «воздух -воздух». Остальные режимы станут штатными после того, как истребитель «Тайфун» достигнет полной степени оперативной готовности.

Первая опытная РЛС «Кэптор» проходила летные испытания на са-молете-летающей лаборатории БАК 111. Начались они в январе 1993 г. К середине 2001 г. на нем было выполнено свыше 200 полетов, а наработка локатора составила почти 400 ч. 25 февраля 1997 г. опытный истребитель EF2000 DA5 впервые выполнил полет со станцией «Кэптор». С самого начала летных испытаний РЛС показала высокую эффективность при работе по воздушным целям, при этом были выявлены ее большие потенциальные резервы по дальнейшему совершенствованию. Специалисты отметили, что станция «Кэптор» может обеспечивать защиту истребителя от любых существующих и будущих воздушных угроз по крайней мере в течение первых 25 лет эксплуатации.

В феврале 2001 г. консорциум «Еврофайтер» получил первые две станции, соответствующие серийному варианту «Кэптор» С. Одна была передана на завод фирмы «БАЕ Системз», а другая – на фирму «Аления».

Изготавливаются станции на заводе фирмы «БАЕ Системз»; ежемесячный выпуск составляет 10 РЛС. Так как истребители партии «Транш 1» будут использоваться только в качестве перехватчиков, то поставляемые для них РЛС «Кэптор» предназначены только для работы против воздушных целей.

На истребителях третьей серийной партии «Транш 3» предполагается установка РЛС CAESAR (Captor Active Electronically Scanned Array Radar) с АФАР. Первый полет опытного образца станции состоялся в конце февраля 2006 г. на летающей лаборатории БАК 111.

Самолет «Тайфун» оснащен системой DASS (Defensive Aids Sub-System), предназначенной для выполнения оборонительных задач. Испытания эта система проходила на опытном самолете DA4. В состав системы DASS входят датчики предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, средства РЭП и радиоэлектронной разведки (находящиеся в обтекателе, расположенном на конце левой консоли крыла), буксируемые радиолокационные ловушки БАЕ Системз «Ариэль» (два таких изделия находятся в обтекателе на конце правой консоли крыла; для их буксировки имеется тонкий кевларовый трос длиной 100 м), контейнеры с дипольными отражателями и блоки отстреливаемых тепловых ловушек.

Система DASS разработана консорциумом «EBpoDASS», во главе которого стоит фирма «БАЕ Системз». Первоначально ее создание вели английские и итальянские специалисты, позднее в состав консорциума вошли фирмы Германии и Испании. Несмотря на то, что система DASS создавалась как общий продукт, каждый заказчик хочет получить систему, соответствующую его специфическим требованиям. Например, ВВС Германии и Италии не планируют использовать датчики предупреждения о лазерном облучении. Кроме того, Италия хочет вместо буксируемых радиолокационных ловушек устанавливать контейнер с системой РЭП «Кросс Ай».




В режиме поиска радиоэлектронных средств противника датчики системы DASS могут обнаруживать источники электромагнитного излучения на расстоянии около 100 км и указывать направление на них с точностью до 1°. Антенны этой системы расположены на самолете таким образом, что обеспечивают поиск в азимуте 360°. Могут выявляться цели, излучающие в диапазоне от 100 МГц до 10 ГГц.

Входящее в состав системы DASS оборудование для обнаружения приближающихся ракет (MAWS) имеет импульсно-доплеровскую РЛС миллиметрового диапазона. На самолетах ВВС Великобритании, Италии и Испании обтекатели этих РЛС расположены в корневых частях крыла и под вертикальным оперение; на самолетах ВВС Германии и

Австрии станции установлены только в корневых частях крыла. Предполагается, что РЛС будут заменены пассивной системой обнаружения ракет, работающей в ультрафиолетовом диапазоне.

На истребителях «Тайфун», соответствующих стандарту «Блок 5» и предназначенных для ВВС Великобритании, станут устанавливать систему предупреждения о лазерном облучении (LWS), разработанную фирмой «Селекс Сенсоре». В ее состав войдут три датчика: два будут расположены по бокам передней части фюзеляжа, а один -под хвостовой частью фюзеляжа.

«Тайфун» имеет два блока с дипольными отражателями BOL 180, поставляемых шведской фирмой «SAAB Тек». Они смонтированы в задней части внешних подкрыльных пилонов для подвески ракет. Еще два подобных блока, разработанных итальянской фирмой «Элеттро-ника Астер», находятся на обтекателях силового привода закрылков. Каждый блок содержит по 16 тепловых ловушек.

Перед кабиной экипажа слева расположен обтекатель пассивной тепловой системы обнаружения и сопровождения воздушных целей PIRATE (Passive Infra-Red Airborne Tracking Equipment), разработанной фирмами FIAR, «Талес» и «Технобит». По оценкам специалистов, система PIRATE способна обнаруживать цель на расстоянии 150 км и идентифицировать ее с расстояния 35 – 40 км.

Система PIRATE может вести обнаружение и сопровождение наземных целей и передавать их изображение на дисплей в кабине экипажа, ИЛС и нашлемный прицел-индикатор. Первый истребитель, оснащенный системой PIRATE, был поставлен в августе 2007 г. на вооружение ВВС Италии.


ВООРУЖЕНИЕ

Самолет EF2000 «Тайфун», являясь многоцелевым истребителем, должен соответствовать требованиям ведения воздушной войны первой половины XXI столетия. Он предназначен для круглосуточной и всепогодной эксплуатации, ведения воздушного боя на ближней дистанции, уничтожения воздушных целей, находящихся за пределами визуальной видимости, и нанесения ударов по наземным целям. Самолет способен осуществлять непосредственную поддержку сухопутным войскам, подавление средств ПВО противника, уничтожение надводных целей и выполнение ударных операций в тылу противника.

Истребитель имеет 13 внешних узлов для подвески различного вооружения и специальных грузов: пять узлов находятся под фюзеляжем (один из них предназначен для подвески ПТБ) и восемь – под крылом (включая два для ПТБ). Нормальная боевая нагрузка составляет 6500 кг, в перегрузочном варианте – 7500 кг.

В состав вооружения входит 27-мм пушка Маузер ВК27, расположенная в корневой части правой консоли крыла. Боезапас пушки 150 снарядов. Эта же пушка используется на самолетах SAAB JAS 39 «Грипен».

Поскольку истребитель «Тайфун» пока предназначается для ведения воздушного боя, то основным его вооружением в настоящее время являются УР класса «воздух – воздух» AIM-132 ASRAAM и AIM-120B AMRAAM, в дальнейшем будут использоваться ракеты IRIS-T и «Метеор». По желанию заказчиков возможно применение ракет малой дальности AIM-9L «Сайдуиндер».

ВВС Великобритании с самого начала отдали предпочтение УР класса «воздух – воздух» малой дальности AIM-132 ASRAAM, разработанной в начале 1980-х годов совместно фирмами Великобритании, Германии, Канады и Норвегии для замены ракет семейства AIM-9. На начальном этапе работ было подписано соглашение с США, согласно которому европейцы станут покупать американские ракеты AMRAAM, а американцы – ракеты ASRAAM. Вскоре это соглашение было расторгнуто, поскольку в США началась разработка ракеты малой дальности AIM-9X. В 1989 г. от разработки ракеты ASRAAM отказалась Германия, так как ее фирма BGT приступила к созданию более эффективной ракеты IRIS-T. В 1990 г. прекратили сотрудничество Канада и Норвегия. После этого дальнейшую разработку УР ASRAAM продолжила только английская фирма «БАЕ Дайнэмикс», а позднее все работы стала вести корпорация MBDA.



Пуск ракеты AIM-132 ASRAAM с «Тайфуна»


Ракета BGTIRIS-T


Ракета класса воздух – воздух AIM-132 ASRAAM


Ракета AIM-132 ASRAAM выполнена по бескрылой схеме с четырьмя крестообразными рулями. Длина ракеты 2.9 м, диаметр корпуса 166 мм, размах оперения 450 мм. Стартовая масса ракеты 87 кг. Силовая установка состоит из высокоэффективного твердотопливного двигателя, обладающего высоким удельным импульсом, бездымностью и малой тепловой заметностью. Ракета оснащена тепловой ГСН и лазерным взрывателем. .

Летные испытания показали, что ракета может использоваться не только на малых дальностях, но и против целей, находящихся на расстоянии, недоступном для ракеты AIM-9L. Дальность полета УР ASRAAM засекречена, но эксперты полагают, что она составляет 15 -25 км. Чувствительность и высокая разрешающая способность теплового датчика позволяют выделять отдельные части самолета противника (например, кабины экипажа) для обеспечения максимальной вероятности поражения. Масса боевой части ракеты 22 кг.

Летные испытания УР AIM-132 начались в 1994 г. Поставки ракеты в английские ВВС начались в декабре 1 998 г., а официально ее принятие на вооружение состоялось в сентябре 2002 г. Первый пуск ракеты с самолета «Тайфун» произошел в мае 2005 г. С целью улучшения характеристик ракеты был предложен вариант P3I-ASRAAM с системой управления вектором тяги двигателя.

Выше отмечалось, что в Германии после прекращения сотрудничества по созданию ракеты ASRAAM началась разработка ракеты класса воздух – воздух малой дальности IRIS-T. В 1995 г. фирма BGT объявила о проекте ракеты с системой управления вектором тяги двигателя и комбинированной системой управления: на начальном этапе должна использоваться инерциальная система управления, а на заключительном этапе – тепловая. Двухслойная боевая часть должна обеспечивать надежное поражение цели.

В создании УР IRIS-T сначала принимали участие Германия (доля участия 46%), Италия, Швеция, Греция, Канада и Норвегия. Позднее две последние страны перестали сотрудничать, а их место в 2003 г. заняла Испания. Первый пуск УР состоялся в октябре 2000 г. с истребителя Локхид Мартин F-16 греческих ВВС, а первый пуск с работающей системой управления был выполнен в апреле 2002 г. В декабре 2005 г. ракета IRIS-T вошла в состав штатного вооружения истребителей «Тайфун» немецких ВВС. До 2011 г. планируется изготовить 4000 ракет.

Длина ракеты IRIS-T составляет 3 м, диаметр корпуса – 127 мм, размах крыла – 350 мм. Стартовая масса 87 кг, масса боевой части около 12 кг. Ракета является всеракурсной.


Ракета MBDA «Метеор» под истребителем «Тайфун»



КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением


Кассетные бомбы BL755 под крылом самолета «Тайфун»


Тактическая КР Таурус KEPD-350 под крылом истребителя «Тайфун»


Для борьбы с целями, находящимися за пределами визуальной дальности, предназначена УР AIM-120 AMRAAM. Первый пуск ракеты с опытного самолета EF2000 DA7 осуществили в мае 2001 г. на полигоне на о. Сардиния. Ракета не была оснащена системой управления, она предназначалась только для проверки ее отделения от самолета. Первый пуск ракеты AMRAAM, имеющей систему управления и боевую часть, выполнили с опытного истребителя DA4 в апреле 2002 г. Во время этого пуска была уничтожена радиоуправляемая мишень «Мирак-9». В марте 2005 г. с самолета DA4 был произведен пуск двух УР против двух мишеней «Мирак».

В мае 2000 г. министр обороны Великобритании объявил, что для истребителей «Тайфун» будет закупаться ракета класса воздух – воздух большой дальности «Метеор», победившая в конкурсной программе BVRAAM, объявленной английскими ВВС. Разработку УР «Метеор» с середины 1990-х годов вели Великобритания и Франция, к которым позднее присоединились Германия, Италия, Испания и Швеция. В дальнейшем фирмами этих шести стран был образован европейский консорциум MBDA для создания авиационного ракетного оружия. Ведущую роль в консорциуме играет Великобритания, согласившаяся выделить более 34% средств на создание ракеты «Метеор», доля Германии составила 21%.

Предполагалось, что ракета будет принята на вооружение в 2005 г. Затем этот срок неоднократно переносился, в настоящее время известно, что ракета «Метеор» поступит в эксплуатацию в 201 1 -2012 гг. и станет устанавливаться на истребителях «Тайфун» «Блок 15» (заключительные самолеты партии «Транш 2»). До тех пор, пока ракета «Метеор» не будет принята на вооружение, Министерство обороны Великобритании согласилось закупить в США 400 ракет AIM-120B AMRAAM.

Для поражения наземных целей сначала будут применяться обычные бомбы. В дальнейшем номенклатура вооружения класса воздух – поверхность станет расширяться. В состав вооружения войдут КАБ «Пейвуэй» с лазерным наведением: GBU-16 калибром 454 кг и GBU-10 калибром 907 кг. ВВС Великобритании планируют принять на вооружение усовершенствованные КАБ «Пейвуэй» со спутниковой системой наведения и лазерной, что позволит использовать бомбы круглосуточно и против целей, покрытых туманом или дымом, а также подвижных. В качестве вариантов таких бомб могут применяться модернизированные английские бомбы Mk. 13/20 калибром 454 кг и американские бомбы Мк.82Е калибром 227 кг. Самолет может нести до шести кассетных бомб BL755 калибром 280 кг. Каждая бомба содержит 147 поражающих элементов.

Обеспечивать применение КАБ должен лазерный целеуказатель, который станет подвешиваться на центральном подфюзеляжном пилоне. В качестве кандидатов рассматриваются израильские системы Рафаэл LITENING II и III, отличающиеся высокой избирательностью целей. Великобритания отдает предпочтение целеуказателю LITENING III, а Германия – целеуказателю LITENING II, который успешно применяется на истребителях-бомбардировщиках «Торнадо».

В сентябре 2005 г. английская фирма «Ультра Электронике» была выбрана Министерством обороны Великобритании в качестве поставщика подвесных контейнеров с системами целеуказания и навигации Рафаэл LITENING EF, относящимися к третьему поколению. С фирмой «Рафаэл» подписан контракт стоимостью 15 млн. фунтов стерлингов на поставку 20 комплектов, которые будут устанавливаться на истребителях «Тайфун» F.I.




Испытания КАБ начались в июне 1999 г. на опытном самолете DA3 на полигоне в Италии. В феврале 2001 г. в Испании на самолете DA1 отрабатывались сбросы КАБ GBU-10 с различных высот (от 3050 до 12200 м) при скоростях, соответствующих числам М = 0,4 – 0,9. В дальнейшем в испытаниях КАБ участо-вал серийный истребитель IPA2, который одновременно нес четыре КАБ GBU-16 и два ПТБ. В октябре 2006 г. на серийном истребителе IPA1 начались испытания КАБ GBU-10 «Пейвуэй» III калибром 910 кг.

Существуют шесть основных вариантов вооружения истребителя «Тайфун»:

– при перехвате воздушных целей самолет может нести шесть УР AMRAAM, две УР ASRAAM и три ПТБ емкостью по 1000 л;

– при выполнении ударных операций в тылу противника в состав вооружения входят четыре КАБ с лазерным наведением, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, подфюзеляжный контейнер с лазерным це-леуказателем LDP и два ПТБ емкостью по 1 000 л.;

– при подавлении средств ПВО истребитель несет две КАБ, две противорадиолокационные УР ALARM, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM, контейнер LDP и два ПТБ емкостью по 1000 л;

– при непосредственной поддержке войск в состав вооружения входят 18 противотанковых боеприпасов «Бримстоун», четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л;

– при ударах по морским целям самолет вооружен четырьмя ПКР, четырьмя УР AMRAAM, двумя УР ASRAAM и тремя ПТБ емкостью по 1000 л;

– в многоцелевом варианте самолет несет две тактические КР, четыре КАБ, четыре УР AMRAAM, две УР ASRAAM и один ПТБ емкостью 1000 л.

Во всех случаях присутствует пушка Маузер ВК27.

В перспективе истребитель «Тайфун» будет способен нести американские КАБ GBU-24 «Пейвуэй» III и GBU-31/32 и испанские КАБ BPG-2000, оснащенные комплектом наведения JDAM. Самолеты получат противотанковые боеприпасы «Бримстоун», ракеты класса воздух – поверхность AGM-65 «Мейврик», ПКР AGM-84 «Гарпун», противорадиолокационные ракеты ALARM (только самолеты ВВС Великобритании) и «Армигер» (разрабатывается в Германии), тактические КР «Шторм Шэдоу» и Таурус KEPD-350. Рассматривается возможность использования ПКР NSM производства шведской фирмы «Конгсберг».

Истребитель «Тайфун» может использоваться в качестве разведчика, но пока ни одна страна не выработала формальные требования к такому варианту. Необходимые подвесные контейнеры с соответствующим оборудованием существуют; их надо только оговорить в требованиях.

Материал подготовлен Виктором БЕЛЯЕВЫМ


ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТРЕБИТЕЛЯ ЕВРОФАЙТЕР EF2000 «ТАЙФУН»

Размах крыла, м 11,28

Длина, м 15,99

Высота, м 5,28

Площадь крыла, м2 51,2

База шасси, м 4,07

Число и тип двигателей 2 ТРДДФ Евроджет EJ200-03Z

Взлетная тяга 2x6125 кгс (9195 кгс – на форсажном режиме)

Масса пустого снаряженного самолета, кг 11150

Максимальная взлетная масса, кг:

в варианте перехватчика 16000

в варианте истребителя-бомбардировщика 21000

в перегрузочном варианте 23500

Масса топлива во внутренних баках (5625 л), кг 4500

Максимальное число М:

на большой высоте 2,0 (2120 км/ч)

на уровне моря 1,2 (1460 км/ч)

Время разгона со скорости 370 км/ч до скорости,

соответствующей числу М = 1.0 (на уровне моря), с 30

Время набора высоты 10600 м

(с момента отпуска тормозов), мин, не более 2,5

Скороподъемность на уровне моря, м/с 315

Длина разбега, м 700

Эксплуатационный потолок, м 16765

Боевой радиус, км:

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 10 мин)1390

при перехвате воздушных целей (с учетом патрулирования в зоне в течение 3 ч) 185

при выполнении ударных операций (профиль полета малая – малая – малая высота) 600

при выполнении ударных операций (профиль полета большая – малая – большая высота, вооружение состоит из трех КАБ с лазерным наведением, семи УР класса воздух – воздух и подвесного контейнера с лазерным целеуказателем LITENING) 1390

Перегоночная дальность с ПТБ, км 3790

Диапазон перегрузок от + 9 до – 3

Успех истребителя Хоукер «Харрикейн» был в определенной степени неожиданным даже для его создателя С. Кэмма - ведь он рассматривал «Харрикейна» лишь как промежуточное решение до принятия на вооружение истребителя с более высокими летными качествами.

Уже в конце 1936 г. с министерством авиации были согласованы требования к такой машине, сформулированные в спецификации F. 18/37. Она предусматривала создание цельнометаллического одноместного истребителя, способного развить скорость 640 км/ч и вооруженного 4 20-мм пушками или 12 7,7-мм пулеметами. Предусматривалось установить на самолет новый 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. К разработке таких моторов приступили фирмы «Роллс-Ройс» («Валчер») и «Нэпир» («Сэйбр»). Соответственно авиаконструктор Кэмм проектировал новый истребитель в двух вариантах: R (позже получивший название «Торнадо») под мотор «Валчер» и N («Тайфун») - под «Сэйбр».

Прототип «Тайфуна» впервые поднялся в воздух 24 февраля 1940 г. - спустя почти пять месяцев после облета «Торнадо», но последний в серию так и не попал. Причиной стала загруженность «Роллс-Ройса» производством и модернизацией «Мерлина» - наиболее востребованного в Великобритании авиамотора. Из-за этого программу создания «Валчера» пришлось свернуть. Доводка «Тайфуна» тоже замедлилась после «шока Дюнкерка» - Королевским ВВС требовались прежде всего уже проверенные и .

Второй прототип, получивший вооружение из 4 20-мм пушек, вышел на испытания лишь 3 мая 1941 г., а 27 мая поднялась в воздух первая серийная машина. Хотя пушечное вооружение к тому времени однозначно доказало свое превосходство над пулеметами, из-за недоведенности механизма подачи снарядов пришлось выпустить серию «Тайфунов» с пулеметным вооружением.

Производство самолетов продолжалось до мая 1945 г. Построено 3317 «Тайфунов», причем завод «Хоукер» в Лэнгли выпустил, помимо прототипов, лишь 15 серийных машин в ноябре-декабре 1941 г. Остальные были построены заводом фирмы «Глостер» в Хакклкоте.

Основные модификации Хоукер «Тайфун»

  • «Тайфун» Mk .IA - двигатель «Сэйбр» I (2100 л.с). Вооружение - 12 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в крыле. Построено 110 машин, часть из которых впоследствии перевооружена пушками.
  • «Тайфун» M k . I B - двигатель «Сэйбр» I. Вооружение - 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II . Самолеты могли нести две авиабомбы калибром до 454 кг, либо 8 76,2-мм НАР, или же два 175-л ПТБ. В ходе выпуска вносились изменения в конструкцию. В частности, самолеты получили каплевидный фонарь вместо фонаря «автомобильного типа» (с боковой дверкой), существенно улучшивший обзор. Устанавливались более мощные двигатели «Сэйбр» IIА и IIВ (2180 л.с), а в самом конце серийного выпуска - «Сэйбр» IIС (2260 л.с.) с четырехлопастным винтом вместо трехлопастного.

В серийное производство не внедрялись ночной истребитель «Тайфун» NF Mk.IB с РЛС Al Mk.VI, а также разведчик «Тайфун» FR Mk.IB с АФА в левой консоли крыла (вместо ближней к фюзеляжу пушки).

Технические характеристики самолета Хоукер «Тайфун» Mk.IB

  • Двигатель: Нэпир «Сэйбр» II
  • мощность, л.с.: 2180
  • Размах крыла, м.: 12,67
  • Длина самолета, м.: 9,74
  • Высота самолета, м.: 4,67
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,90
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3992
  • взлетная: 5216
  • максимальная взлетная: 5850
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 663/5880
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 5’50»
  • Практический потолок, м.: 10730
  • Дальность полета, км. (с ПТБ): 820* (1580)

* с двумя 227-кг авиабомбами.

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер "Тайфун"

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них - над . Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть - направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. - и 1000-фунтовые (454-кг).

К июню 1944 г. Королевские ВВС насчитывали 20 эскадрилий «Тайфунов», 18 из них привлекли к операции «Оверлорд». Ещё до начала высадки «Тайфуны» наносили удары по германским РЛС на побережье Франции. Впоследствии главным способом боевого применения таких самолетов стали действия «по вызову» - одиночные «Тайфуны» патрулировали определенные районы. При обнаружении противника они обозначали цели дымовыми сигналами и вызывали наряд самолетов с бомбами и НАР. В частности, 7 августа 1944 г. «Тайфуны» нанесли удар по германским танковым частям, выдвигающимся к Нормандии, записав на свой счет 84 уничтоженных и 56 поврежденных танка. Впоследствии, перебазировавшись на аэродромы Голландии, эскадрильи «Тайфунов» вплоть до конца войны действовали в качестве истребителей-бомбардировщиков. Однако послевоенная служба их оказалась очень короткой - уже в сентябре 1945 г. «Тайфуны» были сняты с вооружения, и к 1947 г. отправлены на слом.

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси - гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить - в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Еврофайтер Тайфун — двухдвигательный многоцелевой истребитель 4-го поколения со схемой «утка» и треугольным крылом. Поздние модификации данного истребителя относятся к поколению 4+ или 4++. Разработка и производство Тайфуна ведется фирмой Eurofighter GmbH, которая была создана консорциумом Alenia Aeronautica, EADSМ и BAE Systems в 1986 году. Разработку перспективного самолета начали в 1979 году.

Тайфун - уникальный боевой самолет, выпускаемый в четырех вариантах: по одному варианту для каждой страны входящей в консорциум (Британия, Германия, Италия и Испания). В это же время все компании-подрядчики занимаются производством агрегатов для каждого из 620 самолетов.

Члены консорциума занимаются производством следующих элементов многоцелевого истребителя:
AleniaAeronautica — задняя секция фюзеляжа, внешние флапероны, левое крыло;
BAE Systems — задняя секция фюзеляжа, передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), гаргрот, фонарь, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны;
EADS Deutschland — центроплан, центральная часть фюзеляжа;
EADS CASA — предкрылки, правое крыло.

Конструктивные особенности Еврофайтер Тайфун отражают стремление конструкторов использовать последние достижения в области электроники и самолетостроения. Чтобы обеспечить требуемый уровень маневренных характеристик, особенно при больших углах атаки, истребитель спроектировали по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (стреловидность составляла 53 градуса), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными предкрылками и закрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем и рулем направления без стабилизатора. Данная схема обладает рядом преимуществ, главным из которых является снижение сопротивления на сверхзвуковой скорости.

Передняя кромка переднего горизонтального оперения выполнена из радиопоглощающего материала. Хотя новый истребитель к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс» не относится, при его проектировании выполнили несколько конструктивно-компоновочных мероприятий, которые были направлены на снижение эффективной поверхности рассеяния. Во время проектирования поставили задачу снизить эффективную поверхность рассеяния с передних ракурсов облучения радиолокационных систем в четыре раза в сравнении с аналогичным значением самолета «Торнадо».

К числу таких мер относятся: утопленные воздухозаборники и маскируемые входными устройствами входные каскады двигателей (значительный источник отражения электромагнитных излучений). Некоторые элементы конструкции самолета, важные по отражательной способности (несущие плоскости и передние кромки горизонтального оперения и стабилизатора) отличаются большим размахом, из-за чего обладают в переднем секторе хорошей отражательной способностью. Внешние подвески управляемых ракет полуутоплены, что дает возможность частично экранировать от падающего ЭМ излучения подвески ракет конструкцией самолета.
Лидирующие по отражательной способности элементы конструкции и участки истребителя «Eurofighter» покрыты радиопоглощающими материалами, в основном разработаны концерном EADS/DASA. В их числе: передняя кромка крыла, внутренние поверхности и входные кромки воздухозаборников, руль направления, а также примыкающие к нему поверхности и тому подобное.

В конструкции самолета использованы различные материалы углепластики составляют 40 процентов массы планера, алюминиево-литиевые сплавы (Al-Li 8090) - 20%, сплавы алюминия - 18%, титановые сплавы - 12% и стеклопластики - 10%. На углепластики приходится 70 процентов поверхности планера, 12% - стеклопластики составляют, 15% - металл, 3% - другие конструкционные материалы. Контрактом предусмотрено, что вес пустого самолета не должен превышать 9999 кг. В перспективе возможно использование усовершенствованных алюминиево-литиевых сплавов. Расчетный ресурс конструкции составляет 6 тыс. ч.
Фюзеляж типа полумонокок. Летчика от поражения огнем стрелкового оружия среднего калибра частично защищает накладная броня кабины. Бескаркасный цельноформованный выступающий фонарь дает хороший обзор.

На истребителе применено однокилевое оперение имеющее большую площадь с рулем направления. Корневая часть киля оснащена воздухозаборником теплообменника системы охлаждения.

Крыльевая механизация - секция флаперонов и зависающие элевоны, а также на каждой консоли секции отклоняемых носков. Обшивка крыла изготовлена из углепластика (отклоняемые носки и контейнеры на концах крыла, выполнены из алюминиево-литиевых сплавов).
Площадь переднего горизонтального оперения - 2,40 м2. Для его изготовления в основном использован углепластик.

Трехопорное шасси самолета имеет одноколесные стойки. Основные стойки убираются в направлении фюзеляжа, передняя управляемая стойка - вперед. Конструкция пневматиков и шасси оптимизирована для действий даже с грубо отремонтированных бетонированных взлетно-посадочных полос, а также для посадки без выравнивания. Но для того чтобы устранить проблемы с нагревом дисков колес во время интенсивного торможения потребная длина полос, которая составляла, согласно первоначальным планам, 500 метров, была увеличена до 700 метров. Для аварийного торможения самолет оснащается тормозным парашютом.

Программа разработки двигателя (EFA-Programm) была начата в 1983 году. За основу взяли двигатель RB 199 использованный на многоцелевом самолете «Торнадо». По другим сведениям, двигатель создавался на базе экспериментального Rolls-Royce XG.40. его стендовые испытания проводились в 1988 году.
В 1986 году был основан консорциум EurojetTurboGmbH для разработки, проектирования и последующего выпуска двигателей EJ200. Основатели консорциума: Rolls-Royce (Великобритания), ITP (Испания), FiatAvio (Италия) и MTU AeroEngines (Германия). EurojetTurboGmbH размещался в местечке Hallbergmoos, пригород Мюнхена, и связан договорами с агентством NETMA (НАТО), который в свою очередь, является партнером всех перечисленных государств.

EJ200 - двухконтурный двухвальный турбовентиляторный двигатель, имеющий форсажную камеру. В конструкции двигателя используются монокристаллические турбинные лопатки, диски из порошковых материалов, всережимная цифровая система управления, щеточные уплотнения, встроенная система диагностирования. Для неподвижных частей двигателя широко используются композитные материалы. Камера сгорания двигателя имеет термоизолирующее покрытие, выполненное из керамического материала.

На истребителе применяется нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольными боковыми кромками и криволинейной нижней кромкой, разделенный на два канала вертикальной перегородкой (подвод воздуха к каждому ТРДДФ), имеющий отклоняемую нижнюю и неподвижную верхнюю панель.

Силовая установка

Согласно межправительственному соглашению четырёх государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа — 45 мин.

Тяга на форсаже: 9097 кгс;
- Тяга сухая: 6120 кгс;
- Расход топлива на бесфорсажных режимах: 0,745—0,813 кг на кгс в час;
- Расход топлива на форсаже: 1,65—1,72 кг на кгс в час;
- Расход воздуха: 76 кг/с;
- Температура газов перед турбиной: 1840 °К;
- Длина: 4 м;
- Входной диаметр: 740 мм;
- Масса: 989 кг;
- Межремонтный ресурс: 1000 часов;
- Назначенный ресурс: 6000 часов;

Состав двигателя:

3 ступени КНД (блиск, без ВНА, степень сжатия 4,2);
- 5 ступеней КВД (степень сжатия 6,2, общая 26);
- кольцевая камера сгорания;
- 1 ступенчатая ТВД (монокристаллическая);
- 1 ступенчатая ТНД (монокристаллическая);
- форсажная камера (отсутствует дымный выхлоп);
- сопло регулируемое.

Топливо размещается в фюзеляже, киле и крыле в протектированных баках. На центральном и паре подкрыльевых узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки, емкостью 1500 л и по 1000 л соответственно. Также в истребителе предусмотрена система дозаправки топливом в полете.

Электродистанционная система управления полетом квадруплексная адаптивная, резервной механической проводки не имеет. Обеспечивает искусственную устойчивость самолета и безопасное пилотирование на предельном режиме и высокую маневренность.

Система управления вооружением включает инфракрасную систему переднего обзора PIRATE и многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию ECR90.

EF2000 оснащается инерциальной навигационной системой с лазерными кольцевыми гироскопами, нашлемным прицелом-индикатором, аппаратурой опознавания и определения приоритета средств нападения противника, вычислителями оборонительных и наступательных маневров и области возможного применения вооружения.

Оборонительная система DASS является самой дорогостоящей частью радиоэлектронного оборудования, созданного для евроистребителя. Система обеспечивает оценку и синтезирование данных, получаемых от приемников лазерного и радиолокационного излучения, других датчиков и автоматическое включение необходимых активных (буксируемые ложные цели, передатчики помех) и пассивных средств защиты. Контейнеры с аппаратурой располагаются на концах консолей крыла.

У истребителя «EF2000» отсутствуют внутренние отсеки вооружения. Вместо них имеются узлы внешней подвески, которые ухудшают показатели ЭПР, однако, позволяют расширить варианты и номенклатуру применяемого вооружения.

На истребителе тринадцать узлов внешней подвески. Типовой состав вооружения - 4 управляемые ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM, «Скайфлэш» (на самолетах Великобритании) или «Аспид» (на итальянских самолетах) размещенные в полуутопленном положении под фюзеляжем, а также 2 управляемые ракеты малой дальности ASRAAM или AIM-9 «Сайдуиндер» размещенные на крайних подкрыльевых узлах. Общее количество ракет класса «воздух-воздух» до 10 штук, однако взлетная масса истребителя даже с таким вооружением не должна превышать 18140 кг (40 тыс. фунтов). На 3 узлах внешней подвески могут размещаться подвесные топливные баки. Самолет оснащен пушкой фирмы Маузер калибра 27 мм.

При выполнении ударных операций самолет на семи узлах подвески может размещаться до 6500 килограмм бомб, а также 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух». Боевой радиус действия при ведении борьбы за превосходство в воздухе может составлять более 1000 километров, при выполнении ударной операции по профилю малая-малая высота 325 километров, по профилю большая-малая-большая - 1000 километров. Самолет с вооружением «воздух-воздух» может патрулировать в воздухе на протяжении 3 часов 15 минут.

Для истребителя спроектированы полуконформные подвесные топливные баки. Под одним фюзеляжным узлом подвески может размещаться лазерный дальномер-целеуказатель. На законцовках крыла в контейнерах расположены аппаратура РЭП и блоки инфракрасных ловушек.

Производство истребителя разделено на три транша - 148/236/236 едениц (всего 620 самолетов) для четырех государств-участников (Великобритания - 232, Германия - 180, Италия - 121 и Испания - 87). В ВВС четырех государств-участников самолеты "Транша-1" начали поступать летом 2003 г. В свою очередь самолеты каждого транша делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для британских ВВС разделен на две партии T1 и T1A. Первые самолеты поступили в 17 эскадрилью в 2003 году. Там первую партию самолетов тщательно изучили и протестировали. В военновоздущные силы первые «тайфуны» официально поступили 1 июля 2005 г. Количество истребителей EF-2000 поставленных по первому траншу в настоящее время составляет 148 штук.

Консорциум в 2002 году заключил первый экспортный договор с правительством Австрии на 18 истребителей модификации «Tranche-2» на сумму 2,55 млрд. дол (1,95 млрд. евро). Однако министерство обороны Австрии и «Еврофайтер» в июне 2007 г. достигли договоренности о сокращении заказанных самолетов до 15 едениц и изменении модификации с «Tranche-2» на «Tranche-1». С учетом договора на поставку Саудовской Аравии 72 истребителей, программа EF-2000 на сегодняшний день включает производство 707 истребителей для шести заказчиков.

Соглашение о производстве и поставке «Tranche-2» страны-участники программы подписали 14 декабря 2004 г. Первый самолет данной версии 16 января 2008 года поднялся в воздух на предприятии ЕАДС в Манчинге.

Первоначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 Tranche 1» («F2 модель 1»), который предполагал использовать самолеты исключительно в воздушных боях против вражеской авиации. Однако, чтобы задействовать истребители в Афганистане в полной мере необходимо было реализовать возможность уничтожения наземных целей. «Тайфун» в июле 2008 г. был объявлен многоцелевым истребителем, который способен эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Машина получила аббревиатуру FGR4 (T3 — двухместная версия самолета). Полную модернизацию всех истребителей «F2» до уровня «FGR4» планировалось завершить к концу 2012 г.

Самолеты стандарта «Tranche-2» от «Tranche-1» отличаются усиленным шасси, новым бортовым компьютером, улучшенным пакетом авионики и усовершенствованными системами вооружения "воздух-земля".

Сейчас подписан договор на создание 40 истребителей «Tranche 3». С учетом истребителей предыдущих моделей, в ВВС Великобритании будет 107 машин «Eurofighter Typhoon» вплоть до 2030 г.

Многоцелевые истребители версии «Tranche-3» получит конформные топливные баки, модернизированную бортовую ЭВМ, двигатель с увеличенной тягой, пакет нового программного обеспечения и радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой.

Модификации

Block 1 - Tranche 1, начальный вариант истребителей;

Block 2 - Tranche 1, истребитель воздушного боя;

Block 5 - Tranche 1, многоцелевой вариант истребителей (имеется возможность нанесения ударов по наземным целям);

Block 8 - Tranche 2, истребителей с новым бортовым компьютером;

Block 10 - Tranche 2, истребитель с EOC 1, IFF Mode 5, improved DASS, Rangeless ACMI, IRIS-T digital, УРВВ - AIM-120C-5 AMRAAM, УРВЗ- GBU-24, GPS-guided weapons,

Paveway III & IV, ALARM, Rafael Litening III;

Block 15 - Tranche 2, истребитель с EOC 2, УРВЗ - TAURUS, УРВВ METEOR, Brimstone, Storm Shadow;

Block 20 - Tranche 2, истребитель с EOC 3;

Typhoon S - серийный вариант для стран участниц за исключением Великобритании;

Typhoon T1 - учебно-тренировочный двухместный вариант для британских ВВС;

Typhoon F2 - одноместный истребитель для британских ВВС;

Typhoon T3 - учебно-тренировочный двухместный вариант модификации Block 5 для Великобритании;

Typhoon FGR4 - многоцелевая модификации вариант Block 5 для британских ВВС. Модернизация свелась к монтажу новых подвесных систем целеуказания, которые были разработаны израильской компанией Rafael и пополнению боекомплекта управляемыми бомбами весом 450 килограмм (1000 фунтов). Бомбы EnhancedPaveway II и Paveway II производит американская компания Raytheon. Данные бомбы имеют систему лазерного наведения, но у EnhancedPaveway II данная система дополняется системой GPS-наведения. Эффективность «работы» по наземным целям модернизированного «Тайфуна» проверили во время прошедших в Неваде совместных британо-американских учений Green Flag.

Снижение радиолокационной заметности

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов (ЛА), выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолёта с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолёта Панавиа «Торнадо». К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе. Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения. Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п. У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.

Бортовая РЛС Captor (Captor-M, ECR-90) с механическим сканированием, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON. Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2015 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии бортовой РЛС следующего поколения Captor-E (CAESAR) на основе активной фазированной антенной решетки, которая будет иметь значительно меньшее радиоизлучение. По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами.[источник не указан 2476 дней] Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо». Точное значение ЭПР истребителя не разглашается, но по оценкам экспертов оно не превышает 1 квадратного метра без учёта внешних подвесок.

Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E, по инициативе американцев, имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.

На вооружении

Австрия - 15 Typhoon;

Германия - 125 Typhoon;

Италия - 83 Typhoon;

Саудовская Аравия - 68 Typhoon;

Испания - 61 Typhoon;

Великобритания - 141 Typhoon;

Оман - заказано 12 Typhoon;

Кувейт - заказано 28 Typhoon;

Эксплуатация

С момента принятия на вооружение самолет использовался практически во всех операциях НАТО. 15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд. евро.

7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей стоящих на вооружении будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям предъявляемым к возможностям самолета действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.

Авионика

РЛС : CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)

ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)
- Длина: 680 мм
- Ширина: 591 мм
- Высота: 300 мм
- Вес: 48 кг

Тактико-технические характеристики Еврофайтер Тайфун

Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)

Размеры Еврофайтер Тайфун

Длина: 15,96 м
- Размах крыла: 10,95 м
- Высота: 5,28 м
- Площадь крыла: 50 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 55o
- Коэффициент удлинения крыла: 2,2

Вес Еврофайтер Тайфун

Масса пустого: 11000 кг EF-2000 Typhoon
- Масса снаряжённого: 16000 кг
- Максимальная взлётная масса: 23500 кг
- Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)

Двигатели Еврофайтер Тайфун

Двигатели: 2×ТРДДФ Eurojet EJ 200

Тяга Еврофайтер Тайфун

Максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
- на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
- Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
- Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Скорость Еврофайтер Тайфун

Максимальная скорость:
- на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
- у земли: 1400 км/ч (M=1,2)

Боевой радиус действия Еврофайтер Тайфун

В режиме истребителя: 1389 км
- в режиме ударного самолёта: 601 км

Перегоночная дальность: 3790 км
- Практический потолок 19 812 м
- Скороподъёмность: >315 м/с
- Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
- Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
- Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
- Тяговооружённость: 1,18

Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
- ЭПР: 1 м² (без наружних подвесок)

Вооружение Еврофайтер Тайфун

Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 (англ.) в корневой части правого полукрыла
- Узлов подвески вооружения: 13
- Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:
- Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
- Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
- Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
- Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Кабина Еврофайтер Тайфун

Разработка данных истребителей началась в 1988 году совместно Британией, Германией, Италией и Испанией. Спустя 10 лет Великобритания подписала контракт о закупке 53 истребителей для нужд своих ВВС. Первые из них поступили в 2003 году в 17 эскадрилью, которая располагается на территории комплекса BAE Systems. Там первая партия самолетов была тщательно изучена и протестирована. Официально первые «тайфуны» поступили в ВВС 1 июля 2005 года.

Изначально, самолеты соответствовали стандарту «F2 модель 1» (F2 Tranche 1), который предполагал использование самолетов только в воздушных боях для борьбы с вражеской авиацией. Однако, для задействования истребителей в полной мере в Афганистане встала необходимость реализации возможности уничтожать наземные цели. В июле 2008 года «Тайфун» был объявлен многоцелевым (мультизадачным) истребителем, способным эффективно уничтожать не только воздушные, но и наземные цели и получил аббревиатуру FGR4 (T3 — 2х местная версия самолета). Полная модернизация всех истребителей модели «F2» до «FGR4» планируется закончить к концу 2012 года.

Сейчас подписан контракт на разработку 40 истребителей «модели 3». Вместе с предыдущими моделями предполагается, что у ВВС будет порядка 107 машин «Тайфун» вплоть до 2030 года.

Истребитель легко узнаваем с любого угла обзора. Двигатели расположены под фюзеляжем (1). В передней части фюзеляжа самолет имеет два небольших «крыла» (2). Основные крылья самолета имеют треугольную форму (3). Хвост самолета высокий и имеет небольшой наклон назад (4).

Технические характеристики истребителя «Тайфун»:

Экипаж: 1/2
Двигатели: 2 турбодвигателя «Евроджет» EJ200, тягой до 20000 фунтов/c каждый
Длина: 16м
Размах крыла: 11м
Высота: 5.3м
Масса (пустого): 11000кг
Масса снаряжённого: 15550кг
Максимальная взлётная масса: 23500кг
Максимальная скорость: от 1.2 до 2х Махов (1400 — 2450км/ч)
Боевой радиус действия: от 600 до 1390км в зависимости от роли истребителя
Максимальная полета дальность (перегоночная): 3790 км
Практический потолок: 19812м
Скороподъёмность: 315м/с
Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч = 30с
Необходимая длина взлетной полосы: 700м 311 кг/ м²

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка «Маузер» в корневой части правого «полукрыла»
Точек подвески: 13 до 6500кг различного вооружения от ракет до бомб
Ракеты: AMRAAM и ASRAAM
Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II), 1000-фунтовые бомбы «Пингвин»
Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod)
Радио-локационная система: «ЦЭПТОР» (CAPTOR), а с 2010 года Активная фазированная антенная решетка (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

Показательные выступления Тайфуна FGR4 (видео)

Играет одну из ключевых ролей. Ведущие военные державы миры имеют развитую авиационную промышленность и способны самостоятельно создавать боевые самолеты. Сегодня существует целый ряд государств (Индия, Турция, Иран), стремящихся в «высшую военно-политическую лигу», все они уделяют огромное внимание авиационной отрасли и стремятся любыми способами получить новейшие технологии в этой области. Умение строить боевые самолеты – это не только вопрос престижа, но и национальной безопасности.

В начале 80-х годов прошлого столетия европейский истребительный парк уже не соответствовал реалиям времени. Машины, созданные в 60-х годах (первого и второго поколения), выглядели явно устаревшими как морально, так и физически. В это же время в США уже началось серийное производство прекрасного многоцелевого истребителя четвертого поколения F-16 , а в СССР работали над МиГ-29 и Су-27. Американцы настойчиво предлагали европейским союзникам F-16, но для Англии, Франции и Германии было позорным не иметь своего современного истребителя.

Кроме амбиций, большую роль сыграло и нежелание терять рабочие места в столь важной области, как авиастроение, да и европейские требования к истребителю четвертого поколения несколько отличались от американских. Поэтому примерно в одно и то же время в разных странах Европы начались работы по созданию нового боевого самолета. Позже они решили объединить усилия, что привело к появлению консорциума EFA, в который первоначально вошли ведущие авиапроизводители из Англии, ФРГ, Франции, Италии и Испании.

Результатом его работы стал европейский истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon или EF2000. Его серийное производство началось в 2003 году. Сегодня эта машина стоит на вооружении ВВС Англии, Германии, Италии, Испании, Саудовской Аравии и Австрии. Планируется поставка этого самолета в Кувейт и Оман, большой интерес к EF2000 проявляет Индия.

«Еврофайтер Тайфун» выпускается в четырех различных модификациях, по одной для каждой страны, участвующей в проекте.

Отечественные и зарубежные эксперты считают, что на нынешний момент Eurofighter Typhoon – это один из лучших истребителей в мире. Последние модификации EF2000 можно отнести к поколению 4+ или даже 4++. На начало нынешнего года произведено 476 самолетов, стоимость одной машины составляет 123 млн долларов.

История создания

Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.

Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.

В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.

Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.

Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».

Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.

По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.

В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.

Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.

Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.

Изначально планировали построить 620 Eurofighter Typhoon, заказы неравномерно распределили между заводами четырех стран: Англия — 232 истребителя, Германия — 180 единиц, Италии достался 121 самолет. Испании доверили сборку 87 машин.

В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.

В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.

В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.

Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.

«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.

Описание самолета

Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель, который должен стать основой европейских ВВС в первой трети XXI столетия.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка», переднее горизонтальное оперение – цельноповоротное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидность передней кромки составляет 53 градуса. Для снижения заметности истребителя она выполнена из радиопоглощающего материала.

Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Eurofighter Typhoon имеет однокилевое вертикальное оперение.

Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен накладной броней от огня стрелкового оружия. Кабина летчика закрыта цельноформованным бескаркасным фонарем, который обеспечивает пилоту отличный обзор. В кабине установлено катапультируемое кресло, которое позволяет пилоту покидать самолет при любых скоростях и режимах полета.

Корпус EF2000 на 40% состоит из углепластиков, на 40% из различных сплавов алюминия, на 12% — из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.

Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыльев. На узлах внешней подвески могут быть размещены несколько подвесных баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе.

Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с одноколесными стойками. Основные стойки убираются в сторону фюзеляжа, а передняя стойка – вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать со взлетно-посадочных полос с невысоким качеством покрытия. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.

При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача уменьшить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.

Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета были активно использованы композитные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, внешние подвески вооружения сделаны полуутоплеными. Начиная с 2018 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изготовленной на основе фазированной решетки, которая имеет гораздо меньший уровень радиоизлучения.

Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу по 9.18 тс. При изготовлении EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать при любых режимах, монокристаллические турбинные лопатки, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, которое значительно увеличивает ее срок службы. Одна из главных особенностей двигателей самолета – их модульная конструкция, на демонтаж необходимо всего 45 минут.

«Еврофайтер» можно назвать одним из наиболее долговечных боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, конструкторы довели его ресурс до 10 тыс. часов работы.

Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет криволинейную нижнюю кромку, что также уменьшает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.

Eurofighter Typhoon оснащен электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ) без резервной механической подводки. Во многом именно она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.

Система управления вооружением состоит из инфракрасной системы переднего обзора PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначается для поиска и определения воздушных и наземных целей.

Навигационная система истребителя – инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, опознавания и определения приоритета внешних угроз и другие компоненты.

Наиболее дорогим компонентом электроники самолета является его оборонная система DASS. Она собирает и анализирует информацию от многих датчиков, которые способны воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS управляет целым рядом элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ находятся на концах консолей крыльев.

Истребитель имеет тринадцать узлов внешней подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных баков.

Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузер, она размещается в корневой части правого крыла.

Также самолет может брать на борт до 6,5 тыс. кг различных бомб.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М<1 и М>1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль» .

Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.

Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.

В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения , хотя его время наступит еще не скоро.

Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителем современности. Возможно, он и уступает по некоторым параметрам новейшим российским и американским машинам, но все равно Eurofighter Typhoon является весьма грозным противником.

На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.

Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них