Эффект маятника психология. Манипуляции сознанием. «Эффект маятника»

ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ

Начнем с эксперимента.

Попробуйте представить себе огромный маятник длиной во много километров.

Просто сосредоточтесь и представьте. Нить спускается из облаков и на ней висит тяжелый шар величиной с дом. Когда я представляю это, то обычно вижу трос и на нем глыбу темного свинца – все это яркой лунной ночью, яркой, как негатив солнечного дня – такой светлой, что, кажется, даже можно читать газету. Вокруг поздняя осень или ранняя зима, широкое пустое поле, несколько голых деревьев, темные домики и деревянная церквушка вдалеке. И над всем этим свинцовая глыба на нити: многокилометровый маятник. Впрочем, пейзаж можете представить любой, это дело вкуса. Только постарайтесь, чтобы образ был ярким. В этом вся суть.

Затем качните маятник и продолжайте раскачивать. Первая вещь, которую вы сразу же замечаете: маятник, совсем как настоящий, раскачивается медленно и постепенно, во всяком случае, не хочет идти в первые колебания, он тяжел и инертен, нить вздрагивает, гудит, маятник сопротивляется, но наконец проходит первую медленную дугу. Раскачиваем дальше. Вот уже тяжелый шар летит, рассекая воздух, со свистом, и ветви деревьев гнутся, чувствуя движение раздвигаемого воздуха. Посмотрите внимательно за ним несколько колебаний. Просто посмотрите.

Вот оно – чистейшее создание ума, идеал бесплотности, нечто, что не существует, не существовало и не будет существовать – более того, нечто такое, что не может существовать – вдвойне несуществующее. Чистая игра разума. Чистая идея.

Чистое ничто. А теперь МГНОВЕННО остановите его – пусть он зависнет неподвижно.

Попробуйте это сделать.

Ну как, получилось? Маятник сопротивляется. Маятник, если вы его хорошо вообразили, не остановился. Он продолжает свое качание. И сколько бы раз вы ни пробовали заставить его замереть в пространстве, он уходит от предназначеной точки, не подчиняясь вам.

Есть несколько способов «якобы» остановить его. Можно представить маятник, заснятый на киноленту – вдруг пленка останавливается, замирает кадр. Да, кадр замер, но оригинал ведь продолжил движение. Посмотрите не на пленку, а на маятник – он все так же качается. Попробуйте поставить преграды на его пути, даже поставьте бетонную стену – он их снесет. Можно, конечно, подставить гору, шар ударится, успокоится и ляжет на нее – но ведь это уже не маятник, а просто шар, лежащий на земле. Маятник вы так и не остановили. Он не подчиняется вам.

Сосредоточившись, вы ясно ощутите его сопротивление.

Но это мелочь, это совсем не важно. Какое же это может иметь значение для жизни? – спросите вы. Примерно такое же, как первая трещина для плотины или для горной лавины первый покатившийся камешек.



Задумайтесь: создание нашего ума, абсолютно бесплотное, вдвойне несуществуюшее, только родившись, сразу же не подчиняется нам? Но как же так может быть? Не подчиняется свому отцу и хозяину? Впервые я представил маятник лет пятнадцать назад. Время от времени я вспоминал о нем. Все эти годы он продолжал качаться. Когда я вспоминаю о нем и представляю его, он качается, как качался и раньше. Он не остановится никогда. Он не остановится даже несколько поколений спустя, потому что я рассказал о нем людям и сейчас он качается внутри их воображений. Он почти бессмертен и НЕ ПОДЧИНЕН МОЕЙ ВОЛЕ. Он, чистая идея.

Я выдумал его, а он сразу же обрел собственную жизнь.

Вы думаете, что так обстоит дело лишь с идеей большого маятника? Ничуть.

ЛЮБАЯ ИДЕЯ, ЕДВА РОДИВШИСЬ, УЖЕ НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ СВОЕМУ СОЗДАТЕЛЮ. Она сильнее своего "хозяина". Назовем это эффектом маятника.

Идея вступает в свою собственную жизнь, не подчиненная нам. Так было с идеей каменного топора. Где‑то кто‑то на опушке древнего леса нагнулся, взял в руки камень, ударил по нему другим камнем и использовал орудие как топор. Идея топора, родившись, обрела собственную особую жизнь и продолжила ее в тысячелетиях – вырубая леса, защищая, как алебарда, и снося головы, как гильотина. Кстати, изобретатель гильотины окончил жизнь под ножом своего детища – и его идея тоже не подчинилась ему. Наполеон нянчился с идеей завоевания, и эта же идея его и погубила. Идеи Христа подняли его на крест. Вот разве что Галилей успел сбежать от своей идеи, которая уже открыла над ним клыкастую пасть и облизнулась. А идея пролетарской революции? Не она ли сгубила большинство революционеров, вкупе с контрреволюционерами? А, возможно кровожаднейшая из идей, идея свободы‑равенства‑братства? Сколько людей она сожрала? А идея атомной бомбы? Сколько ни пытается человечество подчинить эту вредную идею себе, этого никогда не удасться сделать. Потому что идеи бессмертны и неподвластны никому, кроме собственной логики развития.

Столько людей было уничтожено казнями и сломлено пытками за протекшие тысячелетия, столько книг было сожжено, столько разрушено памятников и сокрыто улик – но была ли уничтожена, вырвана с корнем при этом хотя бы одна идея? Даже самая вздорная? Что значит и к чему приводит эта пугающая жизнеспособность и способность к распространению? – идеи расползаются среди людей, как чернильные пятна на промокашке. Идеи сжигают нас, как лесной пожар.

Идея поражает нас как болезнь, от которой нет лекарства.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Манипуляции сознанием. «Эффект маятника».

В социальной психологии описан «Эффект маятника» применительно к групповым процессам. Мы же рассмотрим каким образом работает маятник в эмоциональной сфере, и как это используют для манипулирования сознанием.

Представьте маятник. Фактически это нить с грузом, который тянет вниз, соответственно, если не раскачивать маятник, то он занимает строго вертикальное положение.Представьте, что сторона справа от нити это зона отрицательных эмоций. Слева - положительных.

Теперь давайте проведем мысленный эксперимент (можно сделать и не мысленный). Начинаем отводить груз вправо, в зону положительных эмоций. Все больше и больше. А теперь отпустите груз. Маятник, пройдя среднее положение, по инерции отклонится влево, в зону положительных эмоций. При этом мы не прилагаем никаких усилий, чтобы маятник качнулся влево. Вполне достаточно прекратить действие сил, которые маятник двигали в левую сторону.

Вы надели новые туфли, которые Вам жутко натерли ноги. Вы пришли домой, с трудом сняли обувь и почувствовали облегчение. По сути, Вам стала хорошо, потому что теперь не так плохо, как было раньше. Мозоли никуда не делись, но теперь Вы довольны. Вы испытываете радость - точнее псевдорадость.

Псевдорадость не является положительной эмоцией. Это, по сути, облегчение, которое человек испытывает, когда снимается мощное отрицательное воздействие. Поэтому «эффект маятника» заставляет человек почувствовать себя хорошо, хотя на самом деле ничего хорошего не происходит. В отличие от реального маятника, эмоциональный маятник в зону положительных эмоций не переходит, а остается в зоне отрицательных эмоций. Но при этом человек испытывает вроде бы положительные эмоции.

«Эффект маятника» можно обозначить формулой: «Сделай человеку плохо, а потом немного облегчи воздействие. Человеку станет хорошо. Хотя на самом деле ничего хорошего нет».

Давайте рассмотрим пару примеров, как это используется для манипулирования сознанием. Обратите внимание, как вводят непопулярные законы. Например, недавно повышали налоговую нагрузку на бизнес. Сначала публикуют проект постановления, где уровень нагрузки такой, что можно всем закрываться (если интересно можно отследить динамику публикаций по торговым сборам). Все в ужасе. «Мы разоримся» - кричат эксперты и бизнес сообщество.

Потом говорят, что это предварительный проект и его будут обсуждать. Потом его корректируют. Потом налог увеличивают, но в меньшей степени, чем обсуждалось первоначально. И все счастливы. Хотя ничего хорошего на самом деле не произошло - налоги то повысили.

Если вы понаблюдаете как проводятся все непопулярные законы, то вы увидите, что всегда используется «эффект маятника». Сначала кто-то из депутатов, вносит такое предложение, что «хоть стреляйся». Потом кто-то более серьезный говорит, что «депутаты погорячились». А потом все равно внедряют непопулярные меры, под благодарности людей, чьи интересы пострадали от новых правил.

На предприятии можно объявить о планирующихся увольнениях, а потом отменить сокращения персонала при условии 10% снижения зарплаты. И все будут счастливы.

Прием очень распространенный. И весьма эффективный. Область его применения широка - от политики, до личной жизни. Более того, наверное, это правильный способ, более мягкого введения непопулярных мер. Хотя я считаю, что для любого человека важно понимать механизмы того, что происходит в его жизни. Понаблюдайте и Вы сможете увидеть как часто используется «эффект маятника» для манипуляций.

P.S.

Как распознать манипуляторов в вашей жизни? Как научиться профессионально их нейтрализовывать? Что делать, если манипулятор - близкий человек? Ответы на все эти вопросы вы узнаете из нашего видеокурса "Манипуляции"⇩⇩⇩

Многие знают или слышали про эффект маятника в поведении человека.

Это когда всё колеблется.

Если у тебя сегодня - беспричинно хорошее настроение, то, скорее всего, завтра будет - беспричинно плохое.

Но каждый раз я убеждаюсь, насколько силен этот эффект в человеке.

Если вчера я сильно грешил, то сегодня мне легче не грешить.
И чем сильнее я грешил вчера, тем легче мне сегодня держаться и делать только то, что нужно.
А если я сегодня почти не грешил, если рано встал, делал только важные и правильные дела, то завтра мне будет очень тяжело удержаться от безобразий.

У каждого - свои безобразия.

Для одного на работу пойти - уже подвиг, для другого - потерять два часа у телевизора - страшный грех и преступление.

Но из того, что всё колеблется, конечно, не следует, что движение вперед невозможно.

Как раз - возможно, но любое движение вперед происходит не с постоянной скоростью.

Наш путь к совершенству правильнее называть «путь по направлению к совершенству».
Ведь мы туда никогда не дойдём, мы туда только движемся.

Весь смысл - в движении и стремлении пройти как можно дальше.

Мы идём по этой дороге по направлению к совершенству очень неравномерно.

Иногда останавливаемся, иногда - откатываемся назад.
Главное - это максимально продвинуться вперед.

Причём Бог так всё замечательно устроил, что мы не знаем своего часа окончания пути.

Это здорово, потому что отсюда следует, что мы должны максимально продвинуться в каждый момент.

Отступать (делать шаг назад) опасно - вдруг сегодня последний день, и завтра не успеешь отыграть своё отступление(сделать два шага вперед).

В этом великий смысл и большой интерес такой игры, такого интересного забега как наша жизнь.

Понимание закона маятника полезно ещё по 2 причинам:

1. Если сегодня я вёл себя хорошо, значит завтра у меня будет опасный день. Нужно быть настороже, чтобы не пуститься во все тяжкие.
Если ты сегодня праведник - завтра особенно берегись, чтобы не стать первым грешником.

2. Если вчера ты был праведник, не удивляйся падению сегодня. Спокойно сопротивляйся, но не впадай в уныние - у тебя сегодня по графику день больших проблем. Ты предупрежден – значит вооружен.

Вспоминается, что в далёком детстве бабушка всегда делала замечание, когда видела, что дети безостановочно смеются:
- Не смейтесь так, а то как бы завтра плакать не пришлось.

Это она ещё не умела формулировать закон маятника в поведении человека:).

Я так понимаю принцип маятника у человека, например, в применении к духовному росту:

1. Есть некий средний уровень (что-то вроде среднемесячного уровня). Этот уровень растет, если человек духовно растет. Уровень падает - если человек деградирует.

2. На фоне этого медленно изменяющегося уровня (тренда, среднего, тенденции) есть ежедневные или полудневные (или еще более короткие) резкие колебания.
Вот эти колебания надо учитывать и надо их понимать, чтобы понимать ситуацию в целом.

Еще один пример - принцип маятника у человека в применении для физических нагрузок.

У меня средняя норма подтягиваний - 40 раз в день.
Я могу сегодня подтянуться 43 раза. Тогда завтра я не вытяну и 40.
Могу сегодня не подтягиваться, тогда завтра смогу 45 раз.
И есть общий тренд - увеличение или уменьшение ежедневной нормы.

Когда-то я наращивал свою норму от 20 до 40 подтягиваний. Росла средняя норма. Но в конкретный день я мог подтянуться и 30 и 25, а мог вообще не подтянуться. Это всегда колебалось.
Чтобы понимать процесс тренировки подтягиваний, нужно учитывать принцип маятника.

Тем более нужно его учитывать при духовных практиках.

Исходя из этого понимания принципа маятника, получается, что праведнику каждый праведный день не приносит страха.
Это как ежедневное подтягивание по норме. Оно говорит, что человек в форме, может подтянуться 40 раз.

Фокус в том, что для настоящего праведника его праведность - это не рекорд.
Это обыденность.

Если праведность - это достижение, то перед нами грешник, который напрягся до праведности.

Для праведника его праведность - это обычная, естественная рутина.

UPD: Хорошо с подтягиваниями. Их легко подсчитать. И по ним оценивать физическую форму и волю (возможность себя затавить выдать результат).
С духовным уровнем все гораздо сложнее.
Но всё равно очевидно, что если хочешь расти, то надо хоть какие-то иметь критерии роста.
Хорошо бы научиться мерить, например, количество любви или доброты в душе.
Или научиться точно измерять время, которое, например, поддавался гневу.
Допустим - гневался 5 часов в месяц. А потом долго работал над собой и добился, что гневался только 3 часа в месяц.
При все примитивности такого рода методик, они могли бы дать хорошее подспорье для работы над собой.
А замерять нужно средние показатели, например, за месяц. Так как эффект маятника приводит к тому, что сегодня я больше гневаюсь, а завтра мне стыдно - я каюсь более горячо.
Можно, конечно, считать сами случаи впадения в гнев.
Но, во-первых, в такие минуты про это забываешь.
А, во-вторых, важен часто не сам факт впадения, а глубина и длительность падения.
Одним из слабых, но хоть в какой-то степени, объективных критериев может послужить, например, число молитв.
Число молитв в день - это показывает, сколько ты хочешь и сколько ты реально читаешь молитв.
Я понимаю, что у святого может просто не быть достаточно времени на молитвы.
Бывает, что грешник много и часто молится.
Но и святых совсем без молитв не бывает.

Еще хорошая статья на эту тему

С каждым новым месяцем, с каждым новым демаршем Кремля в среде западных политиков укрепляется мнение о том, что нынешний курс Владимира Путина опасен, неконструктивен, и вреден – и для России, и для мира, и для отноше­ний между Россией и миром. И хотя не приходится сомневаться, что сегодня и в краткосрочной перспективе дело обстоит именно так, я хотел бы прив­лечь внимание к одному существенному обстоятельству, которое очень часто не принимает­ся в расчет.

Обстоятельство это на первый взгляд очевидно: многие процессы в обществе, в том числе и политические, имеют не столько линейную, сколько волнообразную, или маятниковую, природу. Классическая демократия строит­ся как раз на том, что политические партии то привлекают к себе бóльшие симпатии, то начинают раздражать избирателя и лишаются его поддержки. В результате происходит постоянное обновление политической элиты. Если предположить, что некая властная верхушка вообще не совершает ошибок, с идеальной четкостью просчитывая настроения масс, окажется, что подобное общество будет проигрывать в своем динамизме, ибо в конечном счете окажется во власти гражданской апатии. Нечто подобное можно заметить и во внешней политике: ее полная предсказуемость концентрирует все внимание граждан на внутренних проблемах, сводя на нет возможное влияние на об­щество происходящих в мире перемен.

Внешняя политика президента Путина долгие годы носила достаточно спонтанный характер (от восстановления связей с ос­тавшимися в мире советскими сателлитами в 2000-2001 годах до дружбы с США после 11 сентября, от антиамериканского сближения с Францией и Германией в 2003-2004 годах до ставки на союз с Китаем, а затем к полной самоизоляции), но при этом мало влияла на внутриполитическую повестку. Однако сегодня она превращается в исключительно важный фактор, определяющий не только отношения между Россией и западным миром, но и мировоззрение значите­льной части самих россиян. Президент повышает ставки; его шаги становя­тся все менее предсказуемыми и все более отчаянными; он менее чем за два года втягивает Россию уже во второй вооруженный конфликт – и делает это, массированно обрабатывая общественное мнение внутри страны. Все опро­сы показывают, что число россиян, негативно относящихся к Западу, находится сейчас на самом высоком за последние десятилетия уровне, а перспектива масштабной войны кажется весьма вероятной. Не будучи в состо­янии ре­а­­­лизовать многие из своих экономических обещаний, российская политичес­кая элита с августа 2008 года сделала сначала робкий, а потом весомый акцент на внешнеполитическую повестку дня.

Здесь-то и вспоминается пресловутая цикличность развития, которую можно описать «эффектом маятника». Когда его колебания размеренны и неве­лики, они успокаивают, если не усыпляют. Однако если очень долго откло­нять маятник в одну определенную сторону, существует риск (или, скажем менее категорично, возможность), что когда-то он резко качнется в противо­положном направлении.

Примеров тому можно насчитать множество даже в недавней российской истории. Я не буду вспоминать давно уже забытые зигзаги нашей вне­шней политики, когда бывшие враги наутро становились друзьями, разворачивались армии, и перекраивались карты: 1761 и 1801 годы сейчас ни в ко­ей мере не актуальны; укажу лишь на два относительно «свежих» цикла. В 1962 году аван­тюрная политика Никиты Хрущева (человека, который был инициато­ром первой «разрядки» в отношениях с Западом во второй половине 1950-х) поставила мир на грань ядерной войны в ходе Карибского кризиса. Эффект того (столкновения) был настолько велик, что в течение полутора лет после пика противостояния СССР и США заключили ряд важнейших согла­шений (включая и Договор о запрещении испытаний ядерного оружия), а так­же выработали направления сотрудничества, определившие довольно сдержанное отношение сверхдержав друг с другом вплоть до се­редины 1970-х годов. Чуть позже, на рубеже 1970-х и 1980-х, советские лиде­ры вновь «ударились во все тяжкие»: вторжение в Афганистан в 1979-м, вме­шательс­тво во внутренние дела Польши в 1981-м, очередные витки гонки воору­жений в 1978-1982 годах, наконец, уничтожение пассажирского «Боинга» корейской авиакомпании в 1983-м – и реакция Рональда Рейгана, объявившего СССР «им­перией зла», указывали на приближение новой кульминации соперничест­ва и вражды. Однако уже в 1986 году Михаил Горбачев объявил о «новом политичес­ком мышлении», и в 1989-м продолжавшаяся 40 лет «холодная война» закон­чилась.

Политика нынешнего российского руководства по степени ее импульсивности крайне напоминает курс советских лидеров конца 1970-х годов. Опья­нение нефтяными и газовыми «парами» в обоих случаях настолько сильно, что не дает возможности адекватно оценить потенциал отечественной эко­номики; стремление к утверждению «сверхдержавности» подталкивает к не­просчитанным внешнеполитическим решениям; идеологизированное противопоставление себя миру становится все более навязчивым. Со временем это вызовет те же след­ствия, которые проявились в позднесоветские годы. С одной стороны, часть элиты начнет по­нимать, что «игра» становится все более опасной и чрева­той непредсказуемыми кризисными последствиями. С другой стороны, насе­ле­ние задумается о том, следует ли ему жертвовать если и не оставшимися сво­бодами, но экономическим благосостоянием и даже жизнями близких для того, чтобы давать «отпор» Западу то в Донбассе, то в Сирии, а то и где-нибудь в еще более далеких и малозначительных местах – причем в условиях, когда никаких верифицируемых признаков агрессии со стороны самого Запада как не было, так и нет.

«Маятниковые» движения во внешней политике происходят постоянно – вопрос заключается только в их амплитуде (если она недостаточно велика, значимых последствий увидеть не удается). Конечно, «проза­падная» политика российского МИДа 1990-х годов спровоцировала доволь­но показушный, но бессмысленный разворот над Атлантикой, вы­полненный в 1999 году Евгением При­маковым – но уже в начале 2000-х годов началось новое сближение с теми же США. Напряженность с Америкой в 2003-2004-м, а по­том и с НАТО в 2004-2005 годах тоже были «отрыжкой» 1990-х, но и они никак не сказались на мироощущении большинства россиян. Сейчас же «маятник» отклоняется от рав­новесного положения очень существенно – его «оттягива­ют» всей мощью госу­дарственной машины, не жалея (в переносном смысле) сил и (в пря­мом) средств. Обратное колебание можно ожидать соответству­ющим, так как масштаб имиджевых потерь и экономического уще­рба от по­добного курса уже сейчас перекрывает все достижения 2000-х го­дов, а в случае его сохранения еще хотя бы на несколько лет, он станет поистине катастрофическим.

Поэтому я хотел бы несколько предостеречь своих коллег из либерального лагеря, которые последовательно критикуют путинскую внешнюю политику за то «катастрофическое» влияние, которое она оказывает на отношения между Россией и Западом. Мне кажется, что эта катастрофичность скорее относится к состоянию дел в самой России, чем за ее пределами. Запад, стол­кнувшись с происходящим, похоже, не склонен драматизировать новую ре­альность, понимая, что Путин не готов к фронтальному военному противостоянию – и в этом он вполне прав. В отличие от начала 1980-х, Россия иг­рает не с «вероятным противником», а скорее сама с собой, так как ее поли­тика никаких значимых реакций у оппонентов не вызывает. Поэтому сейчас самой верной стратегией было бы дать Кремлю завязнуть в максимальном количестве бессмысленных внешнеполитических «болот» и дождаться момента, когда Россия в очередной раз изменит свое отношение к Западу с «гнева» на «милость». Безусловной позитивной чертой нынешнего курса является то, что он на каждом новом «витке» показывает самим россиянам собственную бессмыслен­ность и опасность. И, вероятно, не слишком далек тот момент, когда маятник качнется обратно – слишком уж сильно он сейчас выведен из «точки равновесия».

И здесь следует сказать пару слов о партнерах (контрагентах, оппонентах, как угодно) современной России. В значительной мере они тоже ответственны за то, что несколько раз разворачивавшийся в сторону Запада «маятник» российской внешней политики благополучно откатывался обратно. Россия, и это Европе и Соединенным Штатам, видимо, все-таки придется признать – не «обычная» («нормальная») страна; это государство с довольно сложной судьбой и большими возможностями (потенциально как созидательными, так и разрушительными). Поэтому в случае (а точнее – когда) случится обратное движение России в сторону Запада, у европейцев и американцев должен уже иметься план того, что можно сделать, чтобы в будущем избежать подобных циклических аномалий. Не стоит забывать, что Россия историче­ски и культурно – составная часть западной цивилизации, а если она сейчас находится со своими «родственниками» в таком сильном «разладе», то это означает: виноваты в существующих проблемах обе стороны. И когда «блуд­ный сын» вернется, он должен быть радушно принят в европейский «общий дом», а не остаться в очередной раз на его пороге…