"Лада" для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы. Подводный истребитель: как будет искать и уничтожать врага новейшая подлодка «Лада

Головная дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» прошла все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Таким образом, сложились благоприятные условия для получения отечественной промышленностью дополнительных заказов Министерства обороны РФ на корабли данного типа и заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Амур 1650».Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Главная задача «Лады» - поиск и уничтожение вражеских субмарин. Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» создали уникальный «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике и затем (с середины 2013 года по настоящее время) на полигонах Северного флота «Санкт-Петербург» продемонстрировал отменные качества «охотника». В дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал «противника». Это давало командиру подлодки возможность занять выгодное для атаки положение и неожиданно «открыть огонь» по ничего не подозревающему «супостату».

Порой «жертвами» «Лады» становились и непрошеные гости из числа подводников стран НАТО. Получив звуковым импульсом по корпусу, «лоси» предпочитали поскорее «унести копыта», направляясь прочь от российских берегов. У наших геополитических «партнеров» остается одна отрада - тот факт, что в состав ВМФ России пока принят только головной корабль данного типа. Однако в радостном настроении они будут пребывать недолго. На мощностях «Адмиралтейских верфей» кипит работа над вторым корпусом - «Кронштадтом», спуск на воду которого ожидается в начале следующего года. За ним последует ДЭПЛ «Великие Луки». Предполагается, что сначала ВМФ России получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте, а затем - еще пять улучшенного проекта с воздухонезависимой энергетической установкой.Аэробная силовая установка Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит утверждает, что «Лада» представляет самую современную на сегодняшний день неатомную подводную лодку, способную успешно конкурировать со всеми существующими германскими, французскими и шведскими субмаринами данного класса. В практическом плане данное утверждение относится в первую очередь к международному тендеру Project 75i на шесть субмарин для ВМС Индии, в котором с российской стороны «Рособоронэкспорт» продвигает «Амур 1650». «Все остальные предложения основаны на кораблях более ранних проектов и каких-то их усовершенствованиях, тогда как мы предлагаем индийским партнерам создавать собственную подлодку на базе нашей, которая на сегодняшний день является самой современной. И это очень важное обстоятельство», - говорит Игорь Вильнит.Второе обстоятельство связано с конкретными особенностями будущего корабля в свете обязательного требования ВМС Индии по оснащению его воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение дизель-электрических субмарин ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (три-пять узлов) в два-три раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. «Санкт-Петербург» аэробной системой не обладает, но, начиная с пятого корпуса, на серийные «лады» будут устанавливаться ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива.

За последние несколько лет специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания аэробной энергетической установки для подводных лодок. Сначала ими был построен демонстратор технологий, затем - береговой стенд. Испытания на нем полностью завершены, а требования ВМФ России выполнены. В настоящее время идет подготовка к следующему этапу испытаний. Ввиду режима секретности подробности программы не раскрываются. Вместе с тем создатели отечественной ВНЭУ открыто заявляют, что их установка обладает рядом существенных преимуществ над аналогичными западными разработками. «Принцип работы нашей ВНЭУ признан в мире как наиболее оптимальный, поскольку и немецкие, и французские коллеги перешли на этот тип, но наше конструкторское бюро начало эту работу гораздо раньше. Тут мы имеем преимущество, и оно будет воплощено в перспективном проекте для ВМС Индии с помощью и при участии индийских предприятий», - утверждает гендиректор «Рубина».Победа в Индии очень важна для вывода нового продукта на мировой рынок. Иностранные контракты, идущие в дополнение к государственному оборонному заказу, позволят быстрее окупить понесенные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повысить серийность и снизить стоимость единицы продукции. Субмаринами с ВНЭУ интересуются многие страны-импортеры, но им хочется получить готовую, апробированную систему. Если «Рособоронэкспорту» удастся убедить наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству в преимуществах продукции отечественных судостроителей, то «Рубин», «Адмиралтейские верфи» и их смежников ждут многочисленные контракты, номинированные в свободно конвертируемой валюте. Это позволит им сохраниться на рынке и продолжить развитие отечественной школы подводного кораблестроения.Мощная гидроакустика Индийские военные внимательно отслеживают все последние достижения российских моряков и корабелов. Особенный интерес они проявляют к «Санкт-Петербургу», коль скоро этот корабль предъявляется в качестве прототипа в тендере Project 75i. Главный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов поясняет: «Мы говорим, что прототипом для "Амура 1650" выступает дизель-электрическая подлодка проекта 677 "Лада". Подтверждаю, что все основные испытания головного корабля завершены. Остался лишь небольшой объем проверок, связанный с новым гидроакустическим комплексом».Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор». По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».

«Поскольку на "Санкт-Петербурге" установлен действительно уникальный гидроакустический комплекс, сегодня все работы направлены на то, чтобы провести его всестороннюю проверку в совершенно различных условиях, - продолжает Игорь Молчанов. - Комплекс работоспособен и подтвердил все заложенные в него характеристики, но поскольку гидрология - вещь сложная и меняющаяся, проводится большой объем работ именно для различных гидрологических условий, какие только могут встретиться в Мировом океане. Подчеркну, что речь идет не о подтверждении работоспособности ГАК - в этом больше нет сомнений, - а о наборе определенной статистики, которая позволит использовать данный комплекс с заданной эффективностью в совершенно различных условиях».Именно «Лира» в сочетании с малыми размерами корабля и необыкновенно малошумным гребным электродвигателем на постоянных магнитах СЭД-1 (а таковой применен на российской подлодке впервые) придает «Ладе» черты «охотника» за иностранными субмаринами. Однако основания для страха есть не только у вражеских подводников. Торпедные аппараты калибра 533 мм приспособлены для стрельбы и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Свои первые ракетные пуски «Санкт-Петербург» провел осенью прошлого года.Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц. Это делает «Ладу» опасной для любого противника, включая авианосную ударную группу. Среди вариантов исполнения ракет есть и 3М14Т, которые уже использовались ДЭПЛ проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» для уничтожения наземных целей в Сирии, принадлежавших террористам из так называемого «исламского халифата». Хотя испытания головного корабля заняли продолжительное время (с 2005 года по настоящее время), их завершение свидетельствует, что у нашего флота появился грозный «подводный истребитель», полностью подготовленный к серийному производству.

Проекты 677, 677М «Лада» и 677Э «Амур-1650»
(NATO – «Lada(?)» и «Amur(?)»).

1. Количество подводных лодок проекта: 677 - 1, 677М - 2 (в постройке) и 9 (по плану 2018 года), 667Э - 1 (недостроена)


2. Изображение проекта:



3.Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО «Адмиралтейские Верфи», проект 677(1) и 677М (0+2)

1997 - "Санкт-Петербург"

2005 - "Кронштадт"
2013 - достройка по пр.677М

10.11.2006
19.03.2015

2006 - "Севастополь"
2014 - достройка по пр.677М
2015 - "Великие Луки"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП «Адмиралтейские Верфи», проект 677Э (1)

2009 - строительство остановлено

4. История проекта:


Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных ДПЛ проектов 641Б и . Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта и экспортные модификации ПЛ этого проекта и его дальнейшего развития - ДПЛ проектов 877ЭКМ и КР в составе вооружения не имели. Только в последние годы появились модификации этих кораблей с комплексом КР на борту - 08773 , 636М и 06363 , чему способствовало создание малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.

Однако еще в 1987 году в СССР были начаты НИОКР по проекту 677 "Лада" , представляющего собой корабли нового, четвертого поколения, создаваемые на основе нового вооружения, механизмов и оборудования. Новые лодки получили новое название - "неатомные (НПЛ)" (так как дизель более не являлся движителем корабля, а использовался для получения электроэнергии для питания электродвигателей, которые и используются для обеспечения движения).

Несмотря на развал СССР, работы по этому проекту продолжались даже в самое тяжелое для страны время. Технический проект НПЛ проект 677 был утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта был утвержден в 1997 г. При создании новой НПЛ было отработано 180 ОКР. Проект НПЛ разрабатывался ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - Ю.Н. Кормилицын. Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для обеспечения надводной непотопляемости, НПЛ оснащены новыми образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности эффективного использования оружия на НПЛ установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению скрытности и защиты НПЛ будет способствовать использование механизмов и источников энергии новой разработки, включающее в себя дизель-генератор (ДГ) переменного тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный гребной электродвигатель (ГЭД), который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.

Генеральный конструктор проекта Ю.Н. Кормилицын отмечал: "Подводная лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов, постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов". За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта (по терминологии NATO - класс "Kilo") на Западе назвали "черной дырой в океане". На "Ладе" , благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса "Kilo".

Предполагалось, что ПЛ проекта 677 постепенно заменят в советском флоте ПЛБ проекта . Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г.Ленинград), СМП (г.Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г.Горький) и ССЗ им.Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР головной корабль серии было решено строить на ГП «Адмиралтейские верфи», куда передали имевшийся задел.

В конце 1997 года на ГП "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге были заложены головные корабли: НПЛ Б-585 "Санкт-Петербург" проекта 677 для отечественного ВМФ и НПЛ типа "Амур-1650" (в дальнейшем упоминаемый в СМИ как проект 677Э ) для экспортных поставок. В 2007 году головной корабль вышел на ходовые испытания и в марте 2009 года зам.начальника генштаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев заявлял, что всего для ВМФ планируется постройка серии из 8 ПЛ этого проекта. Однако испытания и доводка корабля шли несколько лет, и к 2011 году в СМИ уже не встречалось упоминаний о строительстве такой крупной серии, речь шла только о достройке еще двух уже заложенных кораблей, да и то их строительство в 2009 году было приостановлено по решению Минобороны РФ. В мае 2010 года НПЛ "Санкт-Петербург" наконец-то вошла в состав ВМФ. В декабре 2010 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков в интервью заявил, что акватория Черного моря слишком мала для подводных лодок проекта 677 и поэтому НПЛ данного типа не будут входить в состав Черноморского флота. Так же было заявлено, что НПЛ "Санкт-Петербург" будет находиться в опытной эксплуатации в составе ВМФ России. В ходе опытной эксплуатации системы НПЛ будут доводиться до желаемых показателей.

В ноябре 2011 года генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" А.А. Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (в СМИ встречается как проект 677М , а в некоторых источниках - 677Д ). Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В августе 2013 года в СМИ появилась информация о том, что НПЛ Б-586 "Кронштадт" достраивается по новому скорректированному проекту. В отличие от головной НПЛ "Санкт-Петербург" на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования - системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа "Лада" планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой. Над ее созданием уже работают специалисты ЦКБ МТ "Рубин". 03.09.2013 появилась информация от ИТАР-ТАСС о том, что до конца 2020 года в состав ВМФ поступят еще четыре неатомные подводные лодки нового проекта. Контракт на строительство Б-587 "Великие Луки" (до 2015 года - "Севастополь" ) был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Об этом сообщило в январе 2015 года ТАСС со ссылкой на источник в Главном штабе ВМФ России - но этого не произошло, а 19.01.2016г. на сайте РИА "Новости" появилась информация: "Дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада" больше строиться не будут, финансирование будет направлено на проект с шифром "Калина" (усовершенствованная "Лада" ). Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества "Лады" с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям.

Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство серии. Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. 01.07.2017 в ходе Международного военно-морского салона МВМС-2017 глава ОАО "Адмиралтейские Верфи" Александр Бузаков сообщил, что по условиям госконтракта передача двух серийных заказов проекта 677 ВМФ России по графику запланирована в 2020 и 2021 году соответственно. В конце ноября 2018 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью Красной звезде заявил, что для ВМФ России в общей сложности построят двенадцать подводных лодок проекта 677 "Лада".

Судьба проекта 677Э (Амур-1650) находится под большим вопросом. По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 году ПЛ экспортного варианта была готова на 47%, а к 2009 году его строительство было полностью остановлено. Кроме ПЛ типа "Амур-1650" для экспорта было разработано целое семейство различных вариантов ПЛ типа "Амур" , отличающихся водоизмещением и типом двигательной установки.


5. Схема проекта:


Продольный разрез:

1 - выгородка основной антенны ГАК; 2 - носовая ЦГБ; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - якорь; 6 - носовой (торпедный) отсек; 7 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 - выгородка вспомогательных механизмов; 9 - носовая АБ; 10 - ходовой мостик; 11 - прочная рубка; 12 - второй (центрального поста) отсек; 13 - центральный пост; 14 - главный командный пост; 15 - агрегатная выгородка РЭВ; 16 - выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 - третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 - кают-компания и камбузный блок; 19 - жилые помещения и медицинский блок; 20 - кормовая АБ; 21 - четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 - ДГ; 23 - выгородка вспомогательных механизмов; 24 - пятый (электромоторный) отсек; 25 - ГЭД; 26 - топливная цистерна; 27 - приводы кормовых рулей; 28 - линия вала; 29 - кормовая ЦГБ; 30 - кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 - обтекатель канала выхода ГПБА.


6. Тактико-технические данные проекта (предполагаемые):


Водоизмещение, т:

надводное- 1765

Длина наибольшая, м- 67,0

Ширина корпуса наибольшая, м-7,1

Архитектурно-конструктивный тип- однокорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая- 240 (250?)

предельная- 300

Автономность по запасам провизии, сут-45

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

подводная- 650 (3)

подводная в режиме РДП- 6 000 (?)

Экипаж, чел- 35 (34?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип-ДЭУ с полным электродвижением

кол-во х мощность ДГ, кВт- 2 х?

кол-во х мощность гл. ГЭД, л.с- 1 х 4100

кол-во х тип движителей- 1 х малошумный ВФШ

А ккумуляторная установка:

Кол-во групп АБ х элем.-2 х 120

Резервные средства движения:

количество х тип РСД- 2 х ВД

привод ВПК х мощность, кВт- ЭД х 102

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная- 10,0

подводная- 21,0

Вооружение:

Торпедное:

кол-во х калибр ТА, мм- 6 х 533 (1*)

боезапас (тип) торпед или ПКР- 18 торпед (УСЭТ-80К) и ПКР (« Club - S »)

СУТА- «Мурена»

Зенитный ракетный комплекс:

тип ПЗРК- «Игла-1М»

кол-во конт. для хранения ЗР-1

боекомплект ЗР- 6

Радиоэлектронное:

К АС- «Литий»

КНС- «Андога»

РЛК- нового поколения

ГАК- нового поколения с антенной

большой эффективной площади


(1*) Носовые, два из которых приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами.


7.Источники:


Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Информация с сайта http://www.laes.sbor.ru/~psv/Catalog/lada.htm .
- Информация с сайта СКБ "Рубин" http://www.ckb-rubin.ru/Subs.html .
- Информация с сайта "Музей подводного флота" http://submarine.narod.ru/lada.html .
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- "В России прекращено строительство подлодок проекта 677 "Лада" (http://ria.ru/defense_safety/20160119/1361783316.html).
- Информация с сайтов новостных агентств.

21 января 1954 года произошло знаменательное событие, которое положило начало настоящей революции в военно-морском деле, – в США на воду была спущена первая в мире подводная лодка с ядерной силовой установкой Nautilus (SSN-571). В отличие от своих дизельных предшественников атомные подводные лодки (АПЛ) стали действительно «подводными» и получили качественно новые тактико-технические характеристики: практически неограниченную автономность, значительную скорость и мощный корпус, способный выдержать погружение на недостижимые ранее глубины. Высокая энерговооруженность АПЛ позволила разместить на их борту убийственное по своей силе оружие: баллистические и крылатые ракеты с ядерной боевой частью.

Казалось бы, время подводных лодок с дизель-электрическими энергетическими установками (ДЭПЛ) ушло безвозвратно, но вскоре выяснилось, что это не совсем так. Данный класс боевых кораблей по-прежнему находится на вооружении многих флотов мира, более того, создание неатомных подводных лодок является одним из наиболее приоритетных направлений развития военно-морской техники. Ведущие морские державы мира – Германия, Япония, Китай, Испания и Великобритания – ведут активные исследования в этом направлении. Сегодня на вооружении уже находятся неатомные подводные лодки четвертого поколения, а в конструкторских бюро вовсю кипит работа над созданием субмарин следующего поколения – пятого.

СССР, не раздумывая, принял американский вызов и с большим азартом включился в «подводную ядерную гонку». Уже в 1957 году на воду была спущена первая советская АПЛ К-3. В последующие десятилетия советский и американский атомный подводный флот неистово состязались за почетное звание сильнейшего на планете. Несмотря на явную приоритетность подводных лодок с ядерной силовой установкой, в СССР – в отличие от американцев – не отказались и дальнейшего использования дизельных субмарин.

В конце 80-х годов на вооружении военно-морского флота СССР состояли весьма совершенные дизель-электрические субмарины проекта 877 «Палтус» - эта подлодка за свою малошумность получила на Западе прозвище «Черная дыра». Шли работы над их улучшенной версией – ПЛ типа «Варшавянка», строительство которых началось уже в 90-е годы.

Венцом эволюции отечественных неатомных подлодок должны были стать корабли проекта 677 «Лада», разработка которых началась в конце 80-х годов.

Созданием этого проекта ПЛ занималось ленинградское ЦКБ «Рубин», а его практическое воплощение в металле было поручено государственному предприятию «Адмиралтейские верфи». Головная подводная лодка проекта 677 «Лада» была заложена в конце 1997 года, и только в 2010 году она была принята в состав ВМФ РФ. В настоящее время ведется строительство подводных лодок «Великие Луки» и «Кронштадт», ориентировочно они будут приняты в эксплуатацию в 2020 и 2021 году. Однако, учитывая, насколько тяжело движется этот проект, возникают определенные сомнения относительно указанных сроков.

Изначально в планах было создание масштабной серии этой ПЛ, но затем они были пересмотрены. Единственная подводная лодка проекта 677 «Лада» – Б-585 «Санкт-Петербург» – по сути, до сих пор является испытательным стендом…

История создания

Несмотря на все преимущества, которые обеспечивает подводным кораблям ядерная энергетическая установка, АПЛ имеют и значительные недостатки. Главным из них является высокая сложность и непомерная дороговизна подобных кораблей. Так, например, каждая из новейших американских АПЛ «Сивулф» обошлась бюджету в 4,3 млрд долларов, а стоимость подводной лодки «Северодвинск» – головного корабля проекта 885 «Ясень» – в 2011 году составляла 47 млрд рублей.

Есть у атомных субмарин и другая «ахиллесова пята» – значительный уровень шумности. Наличие на борту сложнейшей силовой установки, состоящей из ядерного реактора, турбин, насосов, генераторов и прочего оборудования порождает огромное количество самых разнообразных колебаний и требует сложнейшей и дорогостоящей системы снижения шума.

С другой стороны, есть целый комплекс боевых задач, для выполнения которых мощь атомных подводных лодок просто избыточна. Для несения береговой охраны, защиты прибрежных коммуникаций, постановке минных заграждений, проведения разведывательных и диверсионных акций дизельные подлодки подходят просто идеально. Поэтому ряд ведущих морских держав не только не отказался от использования ДЭПЛ, но и активно работают над их дальнейшим совершенствованием. Хотя, например, США и Великобритания полностью отказались от использования дизель-электрических подлодок, а Франция продолжает их использовать, но новые строит только на экспорт.

В конце 80-х годов в Советском Союзе при поддержке главкома ВМФ Чернавина начались работы над проектом новой дизель-электрической подводной лодки, получившим название «Лада». Его разработка была поручена конструкторам ЦКБ «Рубин», производство планировали развернуть на Балтийском заводе.

Уже подготовленный проект несколько раз возвращали на доработку. Первый раз это случилось в 1990 году, затем – в 1993, окончательно он был утвержден только в 1997 году. Тогда же началось строительство головного корабля серии. Из-за недофинансирования оно затянулось на целых семь лет, на воду подлодка была спущена только в 2004 году, после чего началась ее доводка. В 2007 году корабль вышел в море на ходовые испытания.

Тем временем в 2005 и 2006 году были заложены вторая и третья лодка серии – Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки».

Планы на этот корабль были грандиозными. Его хотели сделать одним из четырех типов подлодок, принятых на вооружение. Контр-адмирал Бурцев заявлял о серии из восьми подлодок проекта «Лада», а в прессе появлялась информация о возможном заказе двадцати кораблей подобного типа. Однако испытания затянулись, и уже к 2011 году о постройке масштабной серии подлодок никто даже не вспоминал.

В ноябре того же года директор «Рубина» Дьячков сообщил о достройке трех кораблей по доработанному проекту, который в прессе иногда называют 677М или 677Д.

И тут, словно гром среди ясного неба, появилось заявление главкома ВМФ РФ Высоцкого, которое он сделал в начале 2012 года. «…В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же», – резко высказался по данному вопросу адмирал.

Правда, потом он несколько смягчил свой тон, заявив, что лодки все-таки возьмут на вооружение, но только после серьезной доработки.

Окончательное решение относительно двух кораблей проекта 677 было принято только в 2013 году, уже при следующем главнокомандующем Чиркове. В этом же году с «Адмиралтейскими верфями» был заключен новый контракт на достройку субмарин, правда, с внесением многочисленных изменений в проект. Они появились с учетом опыта эксплуатации головного корабля серии. Тогда в качестве сроков принятия на вооружение «Великих Лук» и «Кронштадта» сначала называли 2018 и 2019 год, сейчас они передвинуты еще на два года.

В 2017 году главком Королев сообщил, что строительство серии будет продолжено и дальше. Будут заложены еще два корабля, планируется, что они, кроме дизель-электрической, получат еще и воздухонезависимую энергетическую установку.

Описание конструкции подлодок проекта 677

Подводная лодка проекта 677 выполнена по так называемой полуторакорпусной схеме, которая является несколько необычной для советской и российской школы кораблестроения. Это означает, что легкий корпус лишь частично закрывает прочный. Подобная схема обеспечивает субмарине меньший уровень шума, по сравнению с привычной нам двухкорпусной.

Проч­ный кор­пус имеет асимметричную форму и выполнен из ста­ли АБ-2. Его диаметр одинаков прак­ти­че­ски по всей дли­не. Законцовки корпуса сферические. Водонепроницаемыми плоскими пе­ре­бор­ка­ми кор­пус поделен на пять от­се­ков по длине, кроме того, по высоте платформы делят его на три яру­са.

Лег­кий кор­пу­с имеет об­те­кае­мую фор­му, которая обеспечивает кораблю отличные гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ог­ра­ж­де­ние вы­движ­ных уст­ройств (рубка) по форме идентично аналогичному элементу конструкции подло­док про­ек­та 877. На нем размещены передние горизонтальные рули, что уменьшает помехи работе ГАК. Кор­мо­вое опе­ре­ние ПЛ проекта 677 сделано кре­сто­об­раз­ным.

Вооружение подводных лодок проекта 677 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект составляет 18 торпед. Также для стрельбы могут быть использованы крылатые ракеты «Оникс» или «Калибр». На борту могут находиться 22 мины модели ДМ-1.

Лодка может вести как одиночную, так и залповую стрельбу, допускается залп из шести шахт одновременно. Перезарядка торпедных аппаратов автоматическая, она производится с помощью комплекса «Мурена», причем процесс управляется дистанционно с центрального поста. В целом подлодка проекта «Лада» стала первым кораблем подобного класса в отечественной истории с таким большим количеством сложной автоматики на борту. Корабль оснащен боевой информационно-управляющей системой «Литий» и автоматизированной системой управления движением «Лиана».

Высокая степень автоматизации корабля позволила сократить его экипаж до 35 человек.

Гидроакустический комплекс «Лира» включает в себя три высокочувствительные антенны, одна из которых занимает практически всю носовую оконечность корабля, а две другие расположены на его бортовых поверхностях. Кроме того, ПЛ оснащена и буксируемой антенной, выпускаемой из верхней точки вертикального стабилизатора.

Также лодка оснащена перископным комплексом «Парус-98», в состав которого, кроме командирского перископа непроникающего типа, входит РЛС, цифровой комплекс радиосвязи «Дистанция», лазерный дальномер и навигационный комплекс с инерциальной системой и системой спутниковой связи ГЛОНАСС/GPS.

Главная энергетическая установка лодки ди­зель-элек­три­че­скую с полным элек­тро­дви­же­нием. Она состоит из двух ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­сто­ян­но­го то­ка (мощ­но­стью по 1 тыс. кВт), двух груп­п ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей (их об­щая мощ­ность составляет 10580 кВт/ч), и все­ре­жим­ного низ­ко­обо­рот­ного греб­ного элек­тро­дви­га­теля с воз­бу­ж­де­ни­ем по­сто­ян­ны­ми маг­ни­та­ми.

Элек­тро­дви­га­тель при­во­дит в дей­ст­вие ма­ло­шум­ный греб­ной винт с семью саб­ле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми. Максимальная скорость подводного хода 21 узел, а в надводном положении субмарина может разгоняться до 10 узлов. Запасы топлива, воды и продовольствия обеспечивают подводной лодке автономность 45 суток.

На случай аварийной эвакуации субмарина оснащена спа­са­тель­ным ком­плек­сом ав­то­ма­ти­че­ско­го вы­пус­ка спа­са­тель­ных плотов.

Подводные лодки проекта 677 «Лада» отличаются крайне низким уровнем шумности. По этой характеристике они даже превосходят очень «тихие» корабли проекта «Варшавянка» и вплотную приближаются к фоновым значениям моря. Подобная скрытность достигается за счет использования виброизоляторов, специальной форме гребного винта и покрытия корпуса материалом нового поколения «Молния», которое не только эффективно гасит внутренние шумы подлодки, но и поглощает импульсы гидролокаторов.

Как несложно заметить из описания, подводные лодки проекта 677 «Лада» – это грозные боевые корабли, с высочайшей степенью автоматизации, низким уровнем шумности и мощным вооружением. Почему же тогда сами моряки относятся к этим подлодкам без особого энтузиазма, а флотское руководство вообще едва не зарубило этот проект «на корню»? В чем подвох?

Хмуриться не надо, Лада…

Проект 677 можно смело назвать многострадальным. Мало того что его реализация началась в «лихие» и «голодные» 90-е, когда стране было не до подводного флота, так и отношение военных к этому проекту, мягко говоря, неоднозначное. Из-за этого постройку второго и третьего корабля этой серии неоднократно останавливали, да и головной корабль серии строился почти тринадцать лет. За это время немцы успели построить четыре аналогичные подлодки проекта 212А.

В российской прессе ДЭПЛ проекта 677 «Лада» часто называют неатомными подлодками четвертого поколения, хотя с этим утверждением согласны далеко не все. Эти корабли действительно имеют много прогрессивных черт, но их основной проблемой является дизель-электрическая силовая установка. Хотя уже много лет подряд в отечественных СМИ появляется информация о создании российской ВНЭУ – воздухонезависимой энергетической установки.

Подобная установка является важнейшей составляющей неатомных подводных лодок четвертого поколения. Именно она позволяет субмарине находиться в подводном положении без всплытия на протяжении многих дней и недель. Так, например, немецкие субмарины проектов 212 и 214, оснащенные, кроме дизеля, еще и ВНЭУ могут пребывать в подводном положении до 20 суток, то есть в 8 раз больше, чем отечественные «Варшавянки». Данная энергетическая установка работает на основе специальных топливных элементов, заполненных гидридами металлов и криогенным кислородом. Есть ВНЭУ на основе так называемого двигателя Стирлинга, такую схему используют шведские корабелы. Она позволяет подлодке не всплывать на поверхность в течение 20-25 суток. Японцы и южные корейцы пытаются оснастить свои неатомные подлодки литий-ионными батареями. То есть, можно сказать, что основным направлением развития субмарин подобного класса является повышение длительности их подводного плавания.

Учитывая все вышесказанное, легко понять слова главкома Высоцкого о том, что лодки «Лада» – это отличные мозги с энергетикой Второй мировой войны. Без работоспособной и эффективной воздухонезависимой установки российские неатомные подводные лодки будут топтаться на рубежах, достигнутых 20-25 лет тому назад.

Причем, любопытно, что еще тридцать лет назад ведущие советские «подводные» КБ занимались созданием субмарин с ВНЭУ. Это были и системы с использованием электрохимических генераторов, и двигатели с замкнутым циклом. В этих работах принимало участие даже НПО «Энергия», которой нужна была подобная система для космоса. ВНЭУ планировали оснастить и подлодки проекта 677. Однако нормально работающую установку сделать так и не получилось.

В марте 2013 года в СМИ появилась информация о том, что специалисты ЦКБ «Рубин» приступили к работам над проектом неатомной подводной лодки пятого поколения, который получил наименование «Калина». Планируется, что корабли этой серии будут оснащены ВНЭУ и литий-ионными аккумуляторными батареями. В 2016 году было объявлено о завершении работ и начале этапа согласования облика новой ПЛ с Министерством обороны. Планируется, что постройка подводных лодок проекта «Калина» будет включена в программу развития вооружения до 2025 года, а первая субмарина будет заложена уже в 2018 году.

Также есть информация, что в 2016 году проводит испытания новой ВНЭУ на основе электрохимических генераторов. Причем от иностранных аналогов российская установка отличается тем, что водород для ее работы генерируется из дизельного топлива, а это более предпочтительно с точки зрения пожарной безопасности.

Большая часть информации о ней засекречена, но уже известно, что воздухонезависимая установка позволит кораблям проекта «Калина» находится под водой около 25 суток. Возможно, что если ВНЭУ для этих подлодок не удастся создать в срок, то их сначала оснастят обычными дизель-электрическими установками, а ВНЭУ будет установлена позже.

Четвертое поколение неатомных субмарин проекта 677 «Лада» превзошло по своим характеристикам подлодки 636 проекта, которые неофициально называют «черной дырой» за скрытность и бесшумность.

Об этом заявил в беседе с корреспондентом ТАСС генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. «Уже по итогам опытной эксплуатации подводной лодки „Санкт-Петербург“ можно сказать, что „Лада“ по скрытности превосходит свою предшественницу проекта 636, которую во всем мире называют „черной дырой“, — сказал он.

Подводные лодки четвертого поколения проекта „Лада“ являются дальнейшим развитием подлодок 636 проекта, напомнил Бузаков. Их отличает низкий уровень шумности благодаря новому противогидролокационному покрытию, усовершенствованный гидроакустический комплекс, а также новые технологии и материалы.

„Кроме того, в рамках реализации проекта 677 было выполнено значительное количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Внедряя новые разработки на подводных лодках проекта 677, мы „подтягиваем“ на новый уровень и подлодки 636-го проекта. Наглядный пример — непроникающие подъемно-мачтовые устройства, которые впервые были установлены на первой „Ладе“ („Санкт-Петербург“), а сегодня успешно внедрены на всех сериях 636 проекта“, — добавил собеседник агентства.

Глава „Адмиралтейских верфей“ отметил, что сегодня лодки проектов 636 и 677 являются „одними из наиболее серьезных представителей своего класса благодаря мощному ракетному вооружению“.

Говоря о возможном продолжении серии „Лада“, Бузаков подчеркнул, что такие вопросы находятся в компетенции Министерства обороны. „Да, такие планы есть, но без постановления правительства по гособоронзаказу говорить о конкретных сроках подписания контракта преждевременно“, — пояснил собеседник агентства.

„Адмиралтейские верфи“ являются одним из старейших судостроительных предприятий страны. В 2014 году они отметили 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти 3 тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое „потаенное судно“ — прообраз первой подводной лодки, легендарный крейсер „Аврора“, первый атомный ледокол „Ленин“.

Сегодня это петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На стапелях „Адмиралтейских верфей“ строятся подлодки проектов 636 и 677.


Ну, а далее предлагаю вашему вниманию подробную информацию об этих субмаринах. Взято от сюда — http://militaryrussia.ru/blog/topic-217.html :

Большая дизель-электрическая подводная лодка („Б“). Разработана ЦКБ МТ „Рубин“, главный конструктор — Ю.Н.Кормилицын. НИОКР начаты в 1987 г. и изначально планировалось строительство большой серии подводных лодок на заводах „Ленинградское Адмиралтейское объединение“ (г.Ленинград), „Севмаш“ (г.Северодвинск), „Красное Сормово“ (г.Нижний Новгород) и „Им. Ленинского Комсомола“ (г.Комсомольск-на-Амуре).

Технический проект ПЛ пр. 677 утвержден в 1993 г., но был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997 г. При создании ПЛ отработано 180 ОКР. Разработка ГАК на начальном этапе поручена НИИ „Океанприбор“, но предложенный ими проект ГАК по массо-габаритным характеристикам не мог быть размещен на ПЛ пр. 677. Генеральный директор ЦКБ МТ „Рубин“ И.Д.Спасский добился решения Минсудпрома о передаче разработки ГАК радиоэлектронному ПО „Волна“ (г.Москва). Летом 2005 г. к доводке ГАК в качестве основного исполнителя подключилось ФГУП НПО „Электроприбор“ (г.Санкт-Петербург, договор от апреля 2006 г.).

Головные лодки серии — пр. 677 „Лада“ — Б-585 (иногда встречается название Б-100 и С-100, заводской № 01570) и головная пр. 677Э „Амур“ („Амур-1650“) заложены на заводе ФГУП „Адмиралтейские верфи“ (г.Санкт-Петербург) 26 декабря 1997 г. В 1997 г. ПЛ Б-585 получила название „Санкт-Петербург“. В течение 1998-2001 г. г. (по данным на 1 апреля 2002 г.) на строительство головной ПЛ пр. 677 „Адмиралтейскими верфями“ было затрачено 335.1 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 263.1 млн руб (включая 175.5 млн руб в 2001 г.). В первом квартале 2002 г. федеральное финансирование строительства заказа не велось ().

Головная лодка спущена на воду 28 октября 2004 г. Сдача ПЛ ВМФ планировалась в 2006 г. (не состоялась в срок). 14-21 декабря 2005 г. ПЛ „Санкт-Петербург“ совершила первый выход в море на испытания, совершено первое погружение. По данным СМИ в 2006 г. лодка должна была приступить к государственным испытаниям, но до первой половины 2008 г. (как минимум) проходила заводские ходовые испытания с доводкой узлов и комплексов ПЛ. По состоянию на 2009 г. принятие лодки ВМФ планируется на 2009-2010 г. г. В феврале 2010 г. объявлено, что головная лодка „Санкт-Петербург“ до лета будет принята в опытную эксплуатацию ВМФ и 22.04.2010 г. ВМФ подписал приемный акт головной лодки Б-585 „Санкт-Петербург“, лодка принята в опытную эксплуатацию. 8 мая 2010 г. на ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ поднят флаг ВМФ России.


ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ пр. 677 на Неве в Санкт-Петербурге в День ВМФ, 25.07.2010 г. (фото — Дмитрий Шипуля, http://militaryrussia.ru/forum).Серия ПЛ пр. 677 находится в производстве — всего по планам 2009 г. планируется для отечественных ВМФ построить 8 ПЛ такого типа. Согласно же Госпрограмме вооружений на 2007-2015 г. г. запланирована постройка 6 ПЛ пр. 677. В первых числах ноября 2011 г. появилась инфромация о том, что строительство ПЛ пр. 677 заморожено. 24 ноября 2011 г. генеральный директор ЦКБ МТ „Рубин“ А.Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту (условное наименование пр.677Д). Новый технический проект будет готов в 2013 г. после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту.

27 июня 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что ВМФ России принял решение о возобновлении строительство ПЛ пр. 677 по скорректированному проекту. 13.02.2012 г. генеральный директор ОАО „Рособоронэкспорт“ Анатолий Исайкин сообщил СМИ: „"На сегодняшний день решение о серийном строительстве этих подлодок министерством обороны России принято. Финансирование строительства запланировано в гособоронзаказе, а опытная эксплуатация подлодок проходит в соответствии с программой, которая успешно выполняется“. 18 мая 2013 г. Главком ВМФ в СМИ заявил, что первые три ПЛ пр. 677 Флот получит с обычными ГЭУ (). Контракт на строительство „Крогнштадта“ и „Севастополя“ вступил в силу 9 июля 2013 г. ().


ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“ пр. 677 в Кронштадте, ноябрь 2010 г. (фото из архива Владимира Владимировича, http://military.tomsk.ru/forum).

Конструкция ПЛ — одно-полуторакорпусная, в конструкции корпуса используется сталь АБ-2 разработки ЦНИ КМ „Прометей“. За счет применения самых современных средств акустической защиты предполагается, что шумность ПЛ будет в несколько раз ниже шумности ПЛ пр.877 . На ПЛ этого проекта установлены рубочные горизонтальные рули. Противогидроакустическое покрытие лодки разработано ЦНИИ им. акад.Крылова выполнено 7-8-слойным и толщиной 40 мм.

1 отсек — антенны ГАК и ТА2 отсек — командный пункт3 отсек — жилой4 и 5 отсеки — энергетическая установка

Двигатели: полное электродвижение с единым всережимный электродвигателем

2 х дизель-генератора 28ДГ постоянного тока Коломенского завода и АО „Электросила“ мощностью по 1000 кВт, в генераторе используется 8-цилиндровый V-образный дизель Д-49 с диаметром поршня 260 мм, ходом поршня 260 мм и частотой вращения до 1000 об/мин. Дизель-генераторы управляются дистанционно из центрального поста с помощью цифровой системой управления. В ходе ремонта, который по 27 марта 2012 г. проводился на головной лодке „Санкт-Петербург“ на ССЗ Адмиралтейские верфи произведена замена генераторов (). 1 х главный гребной электродвигатель СЭД-1 (бесколлекторный низкооборотный всережимный электродвигатель с возбуждением постоянными магнитами) мощностью 4100 л.с. (4100 кВт по др.данным), разработки ЦКБ МТ „Рубин“ совместно с ФГУП НИИЭФА им. Д.В.Ефремова. Производство ОАО „Новая эра“ (сборка), ОАО „Электросила“, ФГУП ЦНИИ „Электроприбор“. Управление — цифровая система управления разработки ЦНИИ „Электроприбор“. Малогабаритный опытный прототип двигателя успешно прошел испытания, первый полноразмерный прототип установлен на головной ПЛ пр. 677. По результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы при частоте вращения 125 об/мин и более, проведена в 2007 г. Мощность, развиваемая двигателем в ходе испытаний по данным Лукина (см. источники) не превышала 50%. По данным на май 2010 г. ПЛ Б-585 принята в опытную эксплуатацию ВМФ с ГЭД работающим на 60% мощности. По состоянию на ноябрь 2011 г. по неофициальным данным и согласно СМИ проблемы с недоведенностью электродвигателя остаются. 2 х выносных винтовых колонки РДК-35 с электродвигателями ПГ-102М (?) мощностью по 140 л.с. разработки НПП „Морская техника“.

Механика — 1 вал и 1 винт 7-лопастный фиксированного шага с саблевидными лопастями и две выносных винтовых колонки РДК-35.


Выносная винтовая колонка РДК-35, ПЛ Б-585 „Санкт-Петербург“, 2009 г. (фото из архива Испытателей_10, http://forums.airbase.ru).

Энергетика — аккумуляторы, 2 группы по 126 шт — изделие 476, общая мощность — 10580 кВт/ч. Система электропитания ПЛ — для выдвижных устройств — постоянный ток напряжением не менее 175 и не более 320 вольт.

Согласно интервью директора „Адмиралтейских верфей“ Александра Бузакова достройка лодок по модернизированному проекту начнется в 2013 г. в случае включения их в Гособоронзаказ на год. Так же при готовности штатных литиевых аккумуляторных батарей они будут установлены на ПЛ „Кронштадт“. По состоянию на сентябрь 2012 г. финансирование на проведение работ по литиевым аккумуляторам выделено, опытные работы проведены.

Система спасения — спасательный универсальный комплекс типа КСУ-600 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (2 шт, в надстройке перед ограждением выдвижных устройств, система разработана ЦКБ „Лазурит“, используется так же на ПЛА К-335 „Гепард“).

ТТХ подводной лодки:Экипаж — 35 чел

Длина — 66.8 мШирина — 7.1 мОсадка — 6.7 м Водоизмещение надводное — 1765 тонн (1950 тонн по др.данным)Водоизмещение подводное — 2650 тонн Скорость надводного хода — 10 узСкорость подводного хода максимальная — 21 узДальность хода максимальная подводная с чередованием режима РДП (скорость 7 уз) и тихого хода (3.5 уз) — 16000 миль (с учетом расхода топлива на зарядку аккумуляторов)Дальность хода подводная в режиме РДП (скорость 7 уз): — 6500 миль (без учета расхода топлива на зарядку аккумуляторов) — 6000 миль ()Дальность хода подводная (скорость 3 уз) — 650 мильГлубина погружения рабочая — 240-250 м (по разным данным)Глубина погружения предельная — 300 м Автономность — 45 сутокГарантированный срок эксплуатации — 25 летГарантированный срок эксплуатации до первого ремонта — 10 лет Шумность ПЛ — по заявлениям в СМИ шумность пр. 677 должна составлять 50% от шумности ПЛ пр. 877, что означает в штиль уровень шума около 30 дБ. Вооружение:6 х носовых 533-мм торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы и устройством автоматического быстрого бесшумного перезаряжания „Мурена“ (2 ТА верхнего яруса приспособлены для стрельбы телеуправляемыми торпедами). Согласно ТТЗ на создание ПЛ предполагалось установить 4 ТА с боезапасом в 12 торпед. Боезапас — мины, 18 торпед (типов САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), ракеты-торпеды „Шквал“ и ПКР „Бирюза“ (Club-S), запускаемые из торпедных аппаратов или 22 мины типа ДМ-1. По данным 2009 г. в 1990-е годы для ПЛ пр. 677 разрабатывалась торпеда ТЭ-2 „Игрушка“ - судьба неизвестна.6 х ПЗРК „Игла-1М“


Система торпедных аппаратов ПЛ пр. 677 (рисунок Tomasz Grotnik, из Grotnik Tomasz, Pierwsza Lada przed wejsciem do sluzby. // Nova Technika Wojskowa. № 3 / 2007 г. Польша).
Вид на крышки носовых торпедных аппаратов ПЛ „Санкт-Петербург“ пр. 677 LADA (28 октября 2004 г., http://www.elforo.de)
Носовая часть ПЛ „Санкт-Петербург“ пр.677 — по центру хорошо видно люк для погрузки торпед(http://forums.airbase.ru).

Оборудование:

пр. 677 пр. 677Д
БИУС (боевая информационно-управляющая система) Комплексная система автоматизированного управления кораблем „Литий“ разработки НПО „Аврора“ при участии ЦКБ МТ „Рубин“ и нескольких НИИ ВМФ (прототипом системы „Литий“ является система „Булат“ разработанная в 1980-е годы). Автоматизированная система управления движением „Лиана“. По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно некоторым СМИ остаются проблемы с недоведенностью БИУС „Литий“ (не подтверждено). БИУС „Литий“
Управление общекорабельными системами Модернизированная система управления корабельными техникечсими средствами ()
ГАК

ГАК „Лира“ (по результатам испытаний 2006 г. требовалась существенная доработка системы — вероятно, в части сопряжения ГАК с БИУС „Литий“ и в части программного обеспечения) — НИОКР ГАК с начала 1980-х годов. Головной разработчик — ПО „Волна“ (г.Москва), основной исполнитель по разработке — ЦНИИ „Электроприбор“ (с апреля 2005 г. официально, с лета 2005 г. фактически). Производство ГАК — таганрогский завод „Прибой“. По состоянию на 2008 г. велись конструкторские испытания ГАКи испытания программного обеспечения на стенде.

Состав ГАК: — Прибор № 1 ГАК „Лира“ — носовая квазиконформная шумопеленгаторная антенна большой площади Л-01- Бортовые квазиконформные шумопеленгаторные антенны ГАС в носовой части корпуса- ГАС активная миноискания, измерения расстояний и звукоподводной связи- ГАС с буксируемой акустической антенной (пр.677 — точно, пр.677Э — ?) — Аппаратура обеспечения безопасности плавания „ГАС-БП“ (третий завершающий этап испытаний с января 2007 г.)

ГАК „Лира“
Комплекс РЛС РЛС КРМ-66 „Кодак“, экспортный вариант КРМ-66Э — разработан и производится концерном „Гранит-Электрон“ (г.Санкт-Петербург). Включает в себя активный и пассивный радиолокационные каналы, совмещенный антенный пост каналов, комплект ЗИП.Электропитание — от сети постоянного тока 175-320 вольтПотребляемая мощность — 3.5 кВт
Радио-техническое оборудование
Радиосвязь Цифровой комплекс средств радиосвязи „Дистанция“ (включая выпускную буксируемую антенну К-697 для подводной связи — из верхней кормовой оконечности ограждения рубки, длина антенны 20 м, используется на глубине до 100 м по непроверенным западным данным)
Навигационный комплекс

Навигационный комплекс „Апассионата“ (испытания 2007 г.) с инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS / ГЛОНАСС — впервые на нАПЛ в ВМФ СССР и Росии, малогабаритный, со сниженным энергопотреблением. К 2008 г. прошел государственные испытания, разработан ЦНИИ „Электроприбор“.Точность навигации — отклонение координат места за 2 дня — 5 км при изменении курсов до 6 град/мин.

О завершении разработки комплекса ЦНИИ „Электроприбор“ объявлено 03.12.2003 г. (http://www.rbc.ru/spb/), сообщается стоимость УПК — 8 млн.USD. Оба перископа с гироскопической стабилизацией линии визирования. Работа перископов обеспечивается при скорости ПЛ до 10 узлов. В 2004 г. УПК „Парус-98“ отгружен на ФГУП „Адмиралтейские верфи“ для установки на головную ПЛ пр. 677 „Санкт-Петербург“.

Модернизированный навигационный комплекс ()
Перископы

Унифицированный перископный комплекс УПК „Парус-98“ („Парус-98Э“ — экспортный вариант). Разработчик — ЦКБ МТ „Рубин“, головной исполнитель и соразработчик — ЦНИИ „Электроприбор“. Состав комплекса:

— командирский перископ непроникающего типа „Парус-98КП“ (командирский перископ) с оптическим и ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х — дневным и низкоуровневым, с видеозаписью — разработка ФГУП ЦКБ „Фотон“;

— оптронная мачта непроникающего типа „Парус-98УП“ (универсальный перископ) с ТВ-каналами с переменным увеличением от 1.5 до 12Х - дневным и низкоуровневым, тепловизионный канал, канал лазерного дальномера — разработка ФГУП ЦКБ „Фотон“;

УПК „Парус-98“
Прочее

На этапе первых ходовых испытания (декабрь 2005 г.) на ПЛ „Санкт-Петербург“ устанавливалась нештатная навигационная РЛС „Галс“ производства НПО „Горизонт“. На ПЛ „Санкт-Петербург“ начиная с 2007 г. проходили испытания оборудование: ПМУ (выдвижные устройства ограждения рубки) „Жиклер“, ПМУ „Кодак“, ПМУ „Ананас“, РДП, УПК „Парус-98“ (с забортными кабелями), блоки БДА комплекса „Клинок“, СЕВ „Гном-2М“. ОКР „Лира“ (ГАК) испытания не прошла по причине неготовности программного обеспечения (план доработки — 2008 г.). На ПЛ используется аварийный передатчик системы „КОСПАС-САРСАТ“ В-603. На ПЛ „Санкт-Петеребург“ пр. 677 по состоянию на лето 2009 г. еще дорабатывается ГАК. ПЛ пр. 677Э по состоянию на 2007 г. еще не имеет ГАК (не готов, сумма расходов на разработку ГАК уже составляет 1 млрд. 300 млн. рублей).

По состоянию на ноябрь 2011 г. согласно неофициальным данным проблемы с недоведенностью ГАК решены.


Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК „Лира“ (фото вероятно ПЛА „Кронштадт“, 2009 г., из архива Deep Blue Sea,

Я просто оочень эмоционально выражался
в общих чертах с моей колокольни это выглядит так:

1. и то и то, и будет использоваться по -тому как есть лобби и сертификат, в соответствии которому для ИУС (информационно-управляющей системы) фирмы разрабатывающие что-либо для МО, обязаны использовать ооочень узкий перечень железок (элементная база как ограничение, боятся закладок, маркировочки точно не помню, но это стаааренькие Мотороллочки и Алтера, подразумевается что проверены на закладки, и этит процессоры по производительности сиильно отстают от всеми нами известных и любимых, но это по большей части фигня, потому как мы могли заталкивать грамотнооптимизированные алгоритмы и интерфейсы по функциональности не хуже чем писанные для тех же ПСишников проекты, т.е. производительность не главное но об этом позже) который "есть и будет есть" .. так Корунд в этой области в некотором роде монополист, посему может делать халтуру, что собственно и делается.., в процессе тестирования выявляются глюки даже в работе при прямом орбращении к памяти., т.е. ПО (програмное обеспечение) в тех же ситуациях, совершенно одинаковых отрабатывало по-разному... (но это скорее к инф. поддержке), в качестве железных траблов больше всего нас мучало то что при передаче данных даже в рамках одной шины (все модули значит положим сидят на общей шине, типа как материнская плата, тока без неё (они вставляются последователно один в другой)) происходила потеря данных и наводки связанные с физическим взаиморасположением предположим сетевой катрочки и процессорного блока.
К этому же пункту отписал бы предположим, возьмём 23-багет, технология с так называемой VME шиной.. как то раз к нам приходили ребята из ЛабВью, фирма такая есть. делают что-то типа САПРА в области инф. проектирования, железок и софта, собственно про эту замечательную Шину VME которая было сказано паримерно следующее.это не то что позавчерашний день, это поза-поза-поза вчерашний, потому как уже существует несколько поколений уже выше этой шины...
Конечно остаётся вариант, делать конторе фактически заново велосипед, т.е. брать перечень доступной элементной базы, вооружится паяльником, и заняться мошным мозговым штуромом, и сваять всё заново, но зачем велосипед выдумывать-то? хочется взять готовые уже железки разрешённые, что собственно и предлагает Корунд, и для них под необходимые задачи писать софт... новот не задача.. не выходит так всё просто
2. тут всё просто как собственно ис железом... я ни сколько не снимал и не снимаю вину за многие огрехи, неудачи с себя, как с программиста и с нашей команды, мы все ошибались, но позвольте, у НАС ситема СЫРАЯ, ещё не сданная была, м ы её придумывали, и бывали такие моменты... когда ну ни как не идёт, ну просто никак не идёт обмен. по шине.. (предположим PC104) и так и эдак.. или по сеточке ну идут кривые данные и идут, и никакие тесты и проверки не помогли... одна умная голова предложила, просто взять и покопаться в операционной системе, небезизвестной ОС2000 (кто не знает, это сильно кастрированный и провереныый на закладки UNIX FRee BSD, кстати тоже залицензированный и являющийся пркатически монопольной ОС реального времени для военных целей) , обращаю внимание что она уже вовсю продаётся, причём из-за монополии за ооочень хорошие денежки (кстати благодаря этому багеты я вам скажу тоже стоят нууу совсем не дешево. как прмер багет-83 с прооцессором нуууу, по производительности эдак 100МГц, а точнее именно одна платка с процессором, шиной и небольшой ПЗУхой, стоит по цене... ну как Sun"овская спарочка простенькая) я просто к тому что благодаря монополии происходит реальнейшая переплата... причём денежки то МО, то бишь государственные, и платятся они вроде как тоже государству...или нет? вообщем это не моё дело. это только догадки... Так вот к ОС. система патентована и лицензирована. и что мы видим? почему не идёт обмен.. а всё просто.. детская ошибка... в определениях регистров (дефайн=определение) вообщем адрес одного регистра ввода/вывода, например, указан с ошибкой. и посему часть информации валится при обращении по этому адресу совершенно не туда куда надо, и потому этот сегмент нашего софта, не работал ) Я понимаю конечно что в НИИС РАН тоже работают такие же недавние студенты как и мы были и так же писали. я не умаляю их заслуг на этот счёт, т.к. такую ОС трудно сосдать, но почему же они за бешенные бабки продают нам СЫРУЮ ситему, не тестированную полностью.. монополия и лобби итить её туда... И кстати чтоб эту ошибку поправить, так это ещё гемморой на несколько недель, т.к. просто так взять у себя и махнуть адресочек у себя мы не имеем права по лиценз. соглашению.. мы конечно его правим и тестим своё дальше, но начинается волокита по официальным пинаням друг друга, пока не дадут повыю официально правленную версию.
3. это зависит от контингента, я не умоляю достоинств людей что писали софт, но согласитесь, пишет тот кто заинтересован, и пишет хорошо, в большинстве своём народ счаз стал немного к лучшему менятся, но есть, есть и другие случаи... просто смысел в том что из всех бяк описанных выше, в сроки естественно не успеваем. а не успеваешь в сроки, так сразу меньше денег дадут сверху, а раз так, то когда срок поджимает, происходит пинок от начальства высокого. что должно работать и не важно как, это понимается так, что нужно сделать так но чтоб бабки заплатили, и потому идея первоначальная, прекрасная и пушистая, уменьшается в лучшем случае до худого противного "карлика", но зато худо бедно работает, по принципу для военных, "нужна одна красная кнопка, и больше никакой нагрузке и по ней должно всё работать" (как говорило начальство) , и кстати никого не волнует что скрывается в итоге под кадиком. ооочень часто это совершенно другая разработка.. старая.. но зато работающая, она быстренько переделывется и показывается под видом новой, или ещё хуже эта идея вообще не воплощается, а военным показывается мишура, и бросается пыль в глаза, и возможно потом.. скажут.. "А у нас не получилось" народ уволят положим.. и всё... а где куча денег что было освоено?
вообщем так примерно а на счёт не оптимальности конкретно к лодк данного топика так.. оочень просто, софт для какого-то там ИУС двиг. редуктора писал мой друг... он жуууууткий раздолбай, когда я узнал что лодка смогла выйти на испытания я жутко удивился, боюсь там всё используется в качестве эл. начинки, по принципу карлика что я говорил, заявлено одно а на самом деле там всё полное старьё, и всё поставили туда по принципу типа, "мол счаз так покатит. а потом мол придумаем как отмазаться,а может и успеем всё грамотно доделать!"