Основания для направления госслужащего на повышение квалификации. Какова продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска гражданских служащих, замещающих главные должности гражданской службы? Последствия непрохождения обучения
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?
Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».
Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!
Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?
Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.
В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.
1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.
Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.
Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.
Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.
Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.
Основания для направления на ДПО:
- при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
- включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
- по результатам аттестации.
Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.
2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?
ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.
Существует 2 вида ДПО:
- повышение квалификации;
Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Вид 1. Повышение квалификации
Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.
Пример
На завод пришло новое оборудование. Наладчик станков и оборудования Борис Петров - мастер своего дела, но со станками последнего поколения этой фирмы не сталкивался ни разу. Специалистов, способных провести их пусконаладку, на предприятии нет.
Руководство решило для повышения квалификации направить Бориса на обучение в специализированный учебный центр компании-поставщика.
Повышение квалификации требуется в следующих случаях:
- необходимо «освежить» знания и навыки после длительного перерыва в работе (декрет, служба в Армии, продолжительная болезнь и пр.);
- расширение должностных обязанностей, для исполнения которых недостаточно имеющихся профессиональных компетенций;
- участились случаи травматизма на рабочем месте по вине персонала;
- сотрудник желает повысить разряд/категорию.
Вид 2. Профессиональная переподготовка
Теперь разберёмся с профпереподготовкой.
Профессиональная переподготовка - получение дополнительных профессиональных навыков, необходимых для нового вида деятельности, должности или получения другой профессии.
Рассмотрим случай из жизни.
Пример
Людмила Попова вот уже 8 лет работает медсестрой в процедурном кабинете одной из поликлиник Казани. Работа нравится, но зарплата оставляет желать лучшего.
Девушку всегда привлекала работа косметолога. Промониторив зарплату этих специалистов, Людмила пошла на вечерние курсы по переподготовке для получения новой профессии. Через 5,5 месяцев Попова имела на руках диплом, дающей ей права работать косметологом.
Сейчас Люда работает в одном из казанских салонов и никак не нарадуется не только интересной работе, но и новой зарплате. Судите сами: работая медсестрой, она получала в среднем 11 тыс. руб., теперь Людмила-косметолог получает 40-50 тыс. руб.!
Разумеется, это только наиболее распространенные причины, когда может потребоваться подобного рода. На практике их гораздо больше.
3. Как получить дополнительное профессиональное образование - 5 простых шагов
Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.
Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Выбираем программу образования
Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.
Выбирая программу, обращайте внимание на:
- её продолжительность;
- форму обучения;
- стоимость курсов;
- вид документа, получаемого по окончанию;
- график учебы;
- наличие лицензии у обучающей компании.
От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.
Шаг 2.
Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.
Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.
В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.
После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.
Общий перечень документов для поступления:
- паспорт;
- документ о высшем или средне-специальном образовании;
- трудовая книжка;
- документ о смене фамилии (если таковая была);
- студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).
Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.
Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.
Шаг 3. Проходим обучение
Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.
Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.
Срок обучения зависит от его вида.
Сроки дополнительного образования:
Шаг 4. Сдаем экзамены
Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.
Формы итогового испытания:
- устный экзамен;
- письменная работа;
- тестирование.
Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.
Шаг 5. Получаем диплом
При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено , или диплом при профпереподготовке.
4. Где получить дополнительное профессиональное образование - обзор ТОП-3 компаний
Вы никак не можете определиться с обучающей организацией для прохождения ДПО? Я вам помогу сделать выбор!
Ознакомьтесь с моей подборкой. В ней представлены компании с отличной репутацией, высококлассными специалистами и выгодными условиями.
«Современная научно-технологическая Академия» (СНТА) - некоммерческая организация дополнительного образования более 4 лет предоставляет услуги по повышению квалификации и переподготовке по различным направлениям.
Основные услуги Академии:
- обучение;
- сертификация;
- охрана труда;
- СОУТ.
Все программы ведутся с использованием дистанционных технологий. Для этого в образовательном учреждении создана специальная информационно-образовательная среда.
СНТА имеет всю необходимую разрешительную документацию:
- лицензию;
- сертификат соответствия;
- уведомление из реестра аккредитованных организаций;
- заключение МЧС РФ.
2) Русская Школа Управления
В 2002 в Москве была создана «Русская Школа Управления» (РШУ). Сегодня бизнес-школа входит в пятерку лидеров российских образовательных компаний. За период существования бизнес-школы создана постоянная клиентская база из более 500 различных фирм и предприятий. Некоторые клиенты РШУ: гипермаркет игрушек «Бегемот», «Эльдорадо», «Мастер Фуд», «Комус», «Nikon» и пр.
РШУ в цифрах:
- представительства в 12 российских городах;
- обучение по 35 направлениям;
- 300 преподавателей-консультантов;
- 600 семинаров и тренингов;
- ежегодно 12 тыс. выпускников.
Высокое качество услуг, передовые технологии обучения, лучшие преподаватели Москвы - отличительные особенности обучения в этой бизнес-школе.
3) ЦПП ТУСУР
«ТУСУР» - это центр профессиональной переподготовки из Томска. Дополнительное образование проводится по нескольким программам. Обучение в центре ведется по 2 формам: очной и дистанционной. По согласованию сторон возможен индивидуальный план обучения.
Наиболее популярные программы ДПО:
- антикризисное образование;
- менеджмент туризма;
- менеджмент малого и среднего бизнеса;
- сервисная деятельность;
- финансово-банковский менеджмент;
- менеджмент здравоохранения;
- управление персоналом.
В компании гибкое ценообразование, предусмотрены различные скидки проводятся акции. В таблице представлены базовые тарифы на обучение.
Стоимость обучения ЦПП ТУСУР:
5. Как освоить дополнительную профессию бесплатно - 4 действующих способа
Чтобы получить новую профессию недорого и с максимальным комфортом, а ещё лучше - бесплатно, нужно знать способы, как это сделать.
В этой статье я расскажу о некоторых из них.
Способ 1. Займитесь самообразованием
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» - замечал известный русский книговед и писатель Рубакин Н.А. Это в полной мере справедливо и для дополнительного профессионального образования.
Правильно организованный процесс - гарантия результата. Рекомендую профессиональное самообразование вести несколькими способами.
Способы профессионального самообразования:
- читайте специальную литературу в сфере ваших профинтересов;
- посещайте бесплатные онлайн-уроки и вебинары, проводимые экспертами;
- не игнорируйте участие в профессиональных сообществах и ассоциациях;
- не пропускайте конференции и семинары, их очень часто проводят обучающие компании в рекламных целях совершенно бесплатно;
- перенимайте опыт коллег, предлагайте свою помощь. Так вы сможете освоить новые навыки, не затратив средств.
Помните : такой комплексный подход даст нужный результат только при высокой самодисциплине и инициативности.
Способ 2. Обучайтесь в интернете
В интернете, как в Греции, есть все! В том числе - бесплатное профессиональное обучение. Учителя и бухгалтеры, косметологи и администраторы соцсетей могут повысить свою квалификацию, не тратя при этом кровно заработанные.
Курсы на ютубе, мастер-классы, электронные библиотеки в свободном доступе - все это вам в помощь! Есть немало образовательных учреждений, обучающих бесплатно, причем некоторые из них даже выдают сертификаты.
Подборка предложений по бесплатному дистанционному обучению:
№ | Образовательное учреждение | Наименование курсов |
1 | Институт Юнеско | Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Облачные вычисления в образовании; открытые образовательные ресурсы; Основы разработки электронных образовательных ресурсов и пр. |
2 | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» | Web-дизайн; Информационная безопасность; ИТ-консультант; Разработка веб-приложений; Управление ит-проектами; 1С бухгалтерия 8.1 и т.д. |
3 | Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» | Для учителей: олимпиадная и ЕГЭ подготовка; предметные курсы и т.п. |
Выбирайте подходящие! И вперед - к повышению профмастерства или получению новой профессии!
Способ 3. Пользуйтесь благотворительным обучением
Есть еще такая возможность бесплатного допобразования, как благотворительное обучение. Этот формат представляет собой семинары, конференции, курсы, проводимые крупными компаниями. Например, «Аудэкс».
Такие мероприятия имеют свободный доступ. Следите за подобными объявлениями, чтобы успеть записаться в числе первых.
Способ 4. Пользуйтесь льготами на дополнительное образование
Если они вам положены, обязательно воспользуйтесь своим правом.
В заключение хочу отметить: получить новую профессию способами, о которых я рассказала, можно не во всех случаях. Так, например, нельзя стать хирургом, а вот веб-дизайнером или копирайтером - пожалуйста.
В видеоролике найдете много дополнительной полезной информации.
6. Заключение
Подведём итог! Дополнительное профессиональное образование - это повышение квалификации и профпереподготовка. Выбирать вид обучения следует, исходя из его цели.
Если необходимо усовершенствовать профнавыки, повысить разряд, то идем повышать квалификацию. Если хотите сменить профессию, то переподготовка - подходящий вариант.
Вопрос к читателям
Как вы относитесь к дополнительному профессиональному образованию? Хотели бы вы получить ещё одну специальность?
Учитесь, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом! Желаю успехов! Оставляйте отзывы на статью! Комментируйте и делитесь с друзьями в соцсетях!
Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов РФ.
Согласно Закону о гражданской службе одним из прав гражданского служащего является его право на дополнительное профессиональное образование, которое включает: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Профессиональная переподготовка - это получение гражданскими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Оно осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Стажировка - это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государственных служащих.
Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно этому документу видом профессионального образования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель - повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач по занимаемой или новой должности.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на их индивидуальных планах профессионального развития .
Такой план разрабатывается самим гражданским служащим совместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются :
цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
направления дополнительного профессионального образования;
ожидаемая результативность.
Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитанной на три года:
прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования.
Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансирования.
Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:
об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.
Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на конкурсной основе.
Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и соответствующее образовательное учреждение, с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих.
Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих регламентируется Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются :
назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Гражданский служащий может получать дополнительное профессиональное образование и за границей.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы , осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы .
Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.
Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие нормативные сроки освоения образовательных программ :
для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности - более 500 аудиторных часов;
для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации - более 1000 часов, в том числе более 75% аудиторных часов.
Гражданскому служащему в качестве разделов программы профессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки .
Освоение гражданскими служащими образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополнительном (к высшему) образовании.
Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях :
освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);
комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.
При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Повышение квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний :
по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;
по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; свидетельство о повышении квалификации.
Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом или иной организацией, принимающими стажеров.
Продолжительность стажировки , являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от двух до четырех месяцев . Продолжительность стажировки, являющейся частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.
Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.
Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих иных видов государственной службы регулируются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации повышение квалификации и профессиональную переподготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВДРоссии, других образовательных учреждениях, имеющих лицензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав проходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федеральных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).
Целью повышения квалификации служащих МВД России является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации включает следующие виды обучения :
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.
Целью профессиональной переподготовки сотрудников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и оперативно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учебного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результатам прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки проводятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.
Дополнительные гарантии предоставляются при наличии определенных условий, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами или иными актам субъекта Российской Федерации.
Данный подход позволяет, во-первых, обеспечить равные условия прохождения гражданской службы независимо от ее уровня (будь то федеральная гражданская служба или гражданская служба субъекта Федерации), ведомственной принадлежности гражданского служащего. Во-вторых, создаются необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социальной защите гражданских служащих с учетом характера, особенностей, эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий.
Гражданским служащим при определенных условиях может гарантироваться:
1. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
В пункте 3 ст. 62 действующего Закона устанавливается исчерпывающий перечень оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. К ним относятся: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Данным правом гражданский служащий может воспользоваться в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им дополнительного профессионального образования.
Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Государством гарантируется также направление государственного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые, при наличии указанных условий, становится обязательной.
Вид (с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы), форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории
Глава 33, Социальная защита государственных гражданских служащих 533
должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
В целях эффективной реализации указанной гарантии Закон вводит единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и повышение квалификации Закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также в иных организациях. Дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами Российской Федерации.
Закон обязывает представителя нанимателя, образовательное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы (пп. 13 п. 1 ст. 44), реализация которого осуществляется на основе государственного заказа, формируемого в соответствии с требованиями ст. 63, а также в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих (пп. 1 п.2 ст. 60 действующего Закона).
2. Право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных соответственно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса.
Порядок и условия предоставления данной гарантии гражданским служащим предполагается конкретизировать путем принятия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответствующих нормативно-правовых актов субъекта Федерации.
3. Право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государственным служащим в указанных случаях замещение иной должности, а при невозможности трудоустройства - переподготовку (переквалификацию), оставление в Реестре государственных служащих (с указанием: в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
В действующем Законе данная гарантия тесно увязывается со ст. 31, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной должности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
4. Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служащим предоставление жилой площади в случае и порядке, предусмотренных Федеральным законом или законом субъекта Федерации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Предоставление указанной гарантии осуществлялось на основе ведомственных актов федеральных государственных органов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»), а в ряде субъектов Федерации - на основе законов субъектов и напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. При этом форма ее предоставления была произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).
Действующий закон устанавливает единую для гражданской службы форму предоставления указанной гарантии - единовременную субсидию один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.
5. Иные государственные гарантии.
Данная норма создает предпосылки расширения системы гарантий для гражданских служащих по мере развития законодательства о гражданской службе. Кроме того, представитель нанимателя, исходя из возможностей соответствующего бюджета, вправе расширить спектр гарантий. В качестве примера можно привести положения Закона субъекта Российской Федерации «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26 января 2005 г., где соответствующим гражданским служащим дополнительно гарантируется:
Предоставление жилой площади (улучшение жилищных условий) либо компенсация расходов на приобретение жилья;
Бесплатная или льготная (в том числе членам семьи) санаторно-курортная путевка, возмещение средств на проезд к месту отдыха и обратно;
Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;
Медицинское обслуживание (в том числе членов семьи) в зависимости от категории и группы должности;
Бесплатный отпуск лекарственных средств, оказание протезно-ортопедической помощи {в том числе членам семьи);
Единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере двухмесячного денежного содержания по занимаемой должности;
Единовременное денежное поощрение при достижении стажа 20 лет и далее через каждые 5 лет в рамках двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности;
Выплата один раз денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере среднемесячной заработной платы в кратности количеству полных лет службы, но не более чем за 10 лет;
Доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии стажа {12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин), чтобы сумма пенсии составляла 55% месячного денежного содержания с увеличением на 3% за каждый полный год выслуги, но не более 80% месячного денежного содержания;
Возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, осуществляющим похороны гражданского служащего;
Сохранение ряда государственных гарантий за гражданскими служащими, вышедшими на пенсию;
Сохранение ряда гарантий за гражданскими служащими, уволенными при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должностей (для мужчин, достигших возраста 58лет, для женщин - 53 года).
Выводы
Государственный гражданский служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель - государство. В социальном плане институт государственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, государственного служащего и гражданина. Социальная защита государственных служащих представляет собой важный компонент социальной политики государства по отношению к собственному кадровому составу.
Государственный гражданский служащий находится на перекрестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, именно на государственную службу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и государство, в свою очередь, должно создать и развивать эффективную систему социальной защиты государственных гражданских служащих, которая бы обеспечила им условия для достойного существования, реализации прав и исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, складывается определенная система социальной защиты гражданских служащих, которая находит свое развитие в процессе реформирования государственной службы.
Реализация системы государственных гарантий гражданским служащим создает условия для повышения престижа государственной службы, ее эффективности и результативности в интересах каждого гражданина, общества в целом и государства.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое социальная защита гражданских служащих?
2. Что представляет собой система социальной защиты гражданских служащих?
3. Чем вызвана необходимость выделения основных и дополнительных гарантий гражданским служащим?
4. Охарактеризуйте состояние нормативно-правового обеспечения системы социальной защиты гражданских служащих.
5. Какие изменения произошли в системе социальной защиты гражданских служащих в процессе реформирования государственной службы Российской Федерации?
Список литературы
Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.