Осуществляющих социальное обслуживание на территории. Организация социального обслуживания населения. новые социальные службы

Неотъемлемым элементом государственной системы социально-

обеспечения в Российской Федерации выступает социальное об-

рсивание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, ко-

рое включает различные виды социальных услуг, направленных

удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для

Эта медсестра должна обладать хорошими техническими знаниями о операции хирурга, чтобы предвидеть, что ему нужно, в этот точный момент вмешательства такого инструмента. Более того, передавая ему этот инструмент в этот точный момент, он снимает психологическую нагрузку на хирурга в обязанности его профессионального акта.

Эти ноу-хау сдержанны в том смысле, что для достижения своей цели используемые средства не должны привлекать внимание тех, кто извлекает из нее выгоду, и должны быть способны мобилизоваться, не ожидая, что они будут благодарны. Думая, что эти дискретные ноу-хау можно распознать, с одной стороны, и признать их компетенциями, с другой стороны, показывает расстояние, пройденное в том, что служит сегодня этапом для торгов и с учетом опыта как источник обучения.

здания комплексной системы социального обслуживания насе-

ния, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приня-

I основные законы, составившие правовую базу для ее функци-

шрования: Федеральный закон «Об основах социального обслу-

ивания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. № 195-

"3; Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан

Работа по уходу остается в коллективном сознании, как и все моральные качества, скорее переданные женщинам или женским мужчинам. Он воспринимается как дар от себя другим, а не как знание, приобретенное через опыт. Раскрыть условия, в которых рассматриваются эти практики, поставить их в перспективе организации - это то, что мы пытаемся сделать вокруг фигуры советников по работе.

То, что выявляется в результате этих размышлений, - это напряженность между окружающей средой, субъектом, коллективом, законом, организационными и материальными непредвиденными обстоятельствами компании. Эта напряженность сегодня является показателем работы и требует сотрудничества с различными отделами и актерами в компании. Позиция консультантов по труду заключается в том, чтобы знать, как поддерживать границы, часто пористые между службами и деятельностью людей, чтобы сделать разнообразие, основой управления людскими ресурсами.

эжилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г. № 122-ФЗ; Феде-

алъный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г.

19 181-ФЗидр.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность со-иальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-ытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, оциально-правовых услуг и материальной помощи, проведению оциальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в рудной жизненной ситуации.

Поиски смысла, которые представляют собой путь ходьбы, а не цель пути и которые могут быть задуманы только в перспективе этического отражения. Однако для его институционализации необходимо проанализировать различные компоненты, чтобы создать как регистр навыков, так и миссий.

Постоянная забота об этике облигации, воплощенной в уходе, учитывает все существующие в ней напряженность и основывается на Третьей социальной позиции, которая заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на связях и на суставах. Корректировки с помощью исправлений и ошибок происходят между участниками. Этика заботы как динамика разнообразия становится практикой в ​​служении действию, а не самоцелью.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано по-1ятие такого основания социальной помощи, как трудная жизнен-гая ситуация. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объектив--ю нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не иожет преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения уюгут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, пре­клонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в се­мье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Право на социальное обслуживание в нашей стране имеют граж­дане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российс­кой Федерации.

Точно так же техника, каким бы сложным она ни была, не имеет значения, если мы не вернемся к вопросу о смысле деятельности каждого из них. Кастель, Роберт и Клодин, Хароше. Частная собственность, социальная собственность, собственность самого себя. Де Брай, Франсуаза, Жак, Игаленс и Жан-Мари, Перетти.

Усталость бытия: депрессия и общество, Париж, Одилли Якоб, 318 страниц. Гаррау, Мари и Алиса Ле Гофф. Другой голос: для этики ухода, Париж, издание Фламмариона, 284 страницы. Ости, Флоренции, Сенаулье, Рено и Марка, Уальде. Паперман, Патриция и Сандра Лаугье.

Социальное обслуживание основывается на следующих прин­ципах:

1) адресность: предоставление обслуживания персонифициро­
ванно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка
данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты
населения по месту жительства инвалидов, престарелых, много­
детных и одиноких семей. Информацией о детях-сиротах, одино­
ких и многодетных семьях располагают также органы народного
образования; о беженцах - миграционная служба; о лицах без оп­
ределенного места жительства - органы внутренних дел и пр.;

2) доступность: обеспечивается возможность бесплатного и ча­
стично платного получения социальных услуг, которые включены
в федеральный и территориальные перечни гарантированных го­
сударством социальных услуг. Их качество, объем, порядок, усло­
вия оказания должны соответствовать государственным стандар­
там, установленным Правительством Российской Федерации. Со­
кращение их объема на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, шторым они предназначены. Федеральный перечень гарантиро­ванных государством социальных услуг для граждан пожилого воз­раста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципаль­ными учреждениями социального обслуживания, утвержден по­становлением Правительства Российской Федерации от 25.10.95 г. № 1151 1 .

На его основе разрабатываются территориальные перечни. Фи­нансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов;

3) добровольность: социальное обслуживание осуществляется
на основании добровольного обращения гражданина, его опеку­
на, попечителя, другого законного представителя, органа госу­
дарственной власти, органа местного самоуправления или обще­
ственного объединения. В любое время гражданин может отказать­
ся от получения социальных услуг;

4) гуманность: граждане, проживающие в стационарных уч­
реждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается
в целях наказания или создания удобств для персонала использо­
вание лекарственных средств и физического сдерживания, а также
изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дис­
циплинарную, административную или уголовную ответственность;

5) приоритетность предоставления услуг несовершеннолетним;

6) конфиденциальность: сведения личного характера, ставшие
известными работникам учреждения социального обслуживания
при оказании социальных услуг, составляют профессиональную
тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установлен­
ную законом ответственность.

Законодательство предусматривает следующие виды социаль­ного обслуживания:

а) материальная помощь в виде денежных средств, продуктов
питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других
предметов первой необходимости, топлива, специальных транс­
портных средств, технических средств реабилитации инвалидов и
лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

б) социальное обслуживание на дому. Оно направлено на мак­
симально возможное продление пребывания граждан пожилого
возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях под­
держания их социального статуса, а также на защиту их законных
прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, пре­
дусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка про­
дуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и
промышленных товаров первой необходимости; содействие в по­
лучении медицинской помощи, в том числе сопровождение в ме­
дицинское учреждение; уборка помещения и другие надомные ус­
луги (например, содействие в обеспечении топливом); содействие
в организации юридических услуг; содействие в организации ри­
туальных услуг.

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обу­чение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Пере­чень заболеваний, при наличии которых ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисля­ются в образовательное учреждение по месту жительства, получа­ют бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посеща­ются педагогическими работниками, проходят аттестацию и полу­чают документ государственного образца о соответствующем об­разовании;

в) полустационарное социальное обслуживание. Оно осуществ­
ляется отделениями дневного (ночного пребывания) при муни­
ципальных центрах социального обслуживания или органах соци­
альной защиты;

г) стационарное социальное обслуживание. Оно направлено на
оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающим­
ся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и на­
блюдении.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориаль­ный перечни, предоставляются гражданам бесплатно либо на ус­ловиях частичной оплаты. Положение о порядке и условиях опла­ты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого воз

раста и инвалидам государственными и муниципальными учреж­дениями социального обслуживания, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 г. № 473 1 .

Следующие группы населения имеют право на получение услуг бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие суп­ружеские пары) и инвалиды, получающие пенсию с учетом над­бавок в размере ниже регионального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регио­нального прожиточного минимума; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граж­дан превышает региональный прожиточный минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг на дому не должен превышать 25 % разницы между получаемой пенсией и региональным прожи­точным минимумом; в полустационарных условиях - 50 % разни­цы между получаемой пенсией и региональным прожиточным минимумом; в стационарных условиях - суммы превышения по­лагающейся пенсии над региональным прожиточным минимумом. I Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150 % выше региональ­ного прожиточного минимума, то социальные услуги предостав­ляются на условиях полной оплаты.

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установлен­ных для конкретного региона. В оплату стоимости не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой про­граммы обязательного медицинского страхования, получению об­разования в пределах государственных образовательных стандартов. Дополнительные основания, по которым социальные услуги

■Ь предоставляются бесплатно, определяются органами исполнитель-

Н| ной власти субъектов Российской Федерации.

■ р Контрольные вопросы и задания "

1. Охарактеризуйте планы и графики, составляемые в органах социаль­
ной защиты населения.

2. Перечислите требования, предъявляемые к составлению планов.

3. Расскажите о значении письменных обращений граждан по вопро­
сам социальной защиты населения.

4. Охарактеризуйте основные обращения граждан: предложение, заяв­
ление, запрос, жалоба.

5. Охарактеризуйте основные этапы работы с письмами граждан.

6. Какова роль общественности в работе органов социальной защиты
населения?

7. Обоснуйте значение справочно-кодификационной работы в деятель­
ности органов социальной защиты населения.

8. Какие основные формы систематизации нормативных актов вы зна­
ете?

9. Охарактеризуйте работу общественного представителя предприятий,
учреждений, организаций.

10. Перечислите требования, предъявляемые к документам при их ос­
мотре, при подготовке макета пенсионного дела.

11. Охарактеризуйте организацию работы по назначению пенсий.

12. Какие формы трудоустройства инвалидов вы знаете? Какова роль
органов занятости в деле трудоустройства инвалидов?

13. Перечислите виды учебных заведений для инвалидов.

14. Расскажите о транспортном обеспечении инвалидов, перечислите
виды моторных и немоторных средств передвижения для инвалидов.

15. Охарактеризуйте протезно-ортопедическую помощь населению.

16. Пероечислите виды домов-интернатов для престарелых и инвали­
дов.

17. Каков порядок направления и содержания граждан в домах-интер­
натах для престарелых и инвалидов?

18. Охарактеризуйте новые социальные службы.

19. Что такое социальное обслуживание, каковы принципы его пост­
роения?

20. Расскажите о социальном обслуживании на дому, его роли и значе­
нии в обслуживании нетрудоспособного населения.

21. Охарактеризуйте центры социального обслуживания населения, их
структурные подразделения.

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населе­ния на подведомственной территории осуществляют органы со­циальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организа­ции при наличии лицензии) создают специализированные учре­ждения социальной службы, ведущее место среди которых от­водится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социально­го обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.). Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и прак­тическую деятельность по оказанию различных видов социаль­ной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социального обслуживания могут иметь в своей струк­туре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и ин­валидов, социальной помощи на дому, службы срочной соци­альной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необхо­димости и имеющихся возможностей. Такие центры оказыва­ют комплексную социальную помощь разных видов: психоло­гическую, юридическую, реабилитационную, социально-педа­гогическую, медико-социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

Муниципальная социальная служба (органы местного само­ управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

    нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

    поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

    средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

    финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

    дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

    доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

    благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

    слабая правовая база системы социального обслуживания;

    ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

    отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

    нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

    низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

    недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи. Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

Расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

Установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах. В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

аналитическую : изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

планово-организационную : планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

управленческую : обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

информационную : сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье . Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая по­мощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов клиента, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний и т.д. Опосредованная помощь предос­тавляется через работу с социальным окружением клиента (се­мья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и др.), через различные государственные организации и фонды.

Кроме того, помощь может быть прямой и в другом смысле слова, а именно − в ответ на сложившуюся ситуацию или обра­щение клиента, а также превентивного характера, т. е. преду­преждающей прогнозируемую неблагоприятную ситуацию.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России № 47 от 14 апреля 1994 г. было утверждено Примерное положение о тер­риториальном Центре социальной помощи семье и детям, в ко­тором дано его определение как учреждения государственной системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной под­держке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогно­зирования, социально-экономической помощи, медико-соци­альной помощи, психолого-педагогической помощи, профилак­тики безнадзорности детей и подростков и т.д.

Цель деятельности Центра − способствовать реализации пра­ва семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, со­действовать развитию и укреплению семьи как социального ин­ститута, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установ­лению гармоничных внутрисемейных отношений.

Основными задачами Центра являются :

    выявление причин социального неблагополучия конкрет­ных семей и детей, их потребности в социальной помощи;

    определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-со­циальных, социально-педагогических, юридических и иных со­циальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

    поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

    социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

    участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

    анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;

    привлечение различных государственных и неправитель­ственных организаций к решению вопросов социального обслу­живания семьи и детей.

Семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные и т.д.;

Дети и подростки, находящиеся в неблагоприятных семей­ных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; имеющие отклоне­ния в физическом и психическом развитии, в т.ч. инвалиды и т.д.;

Взрослые граждане (беременные женщины и кормящие матери; имеющие на иждивении несовершеннолетних детей и т.д.);

Бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов.

Сегодня в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, из них около 200 − центры социальной помощи семье и детям.

Учреждения социального обслуживания пенсионеров

В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда :

достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

Не нуждающиеся в помощи;

Частично утратившие трудоспособность;

Нуждающиеся в обслуживании;

Требующие постоянного ухода и т. д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-" щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

    дома-интернаты;

    отделения дневного и ночного пребывания;

    специальные дома для одиноких престарелых;

    больницы и отделения для хронических больных;

    стационары различного типа;

    территориальные центры социального обслуживания;

    отделения социальной помощи на дому;

    геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

    обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;

    предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

    создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

Социальное обслуживание инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой явля­ется обеспечение инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономических, поли­тических и других прав и свобод, предусмотренных Конститу­цией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и международными до­говорами Российской Федерации.

Согласно указанному Закону, инвалидом является лицо, ко­торое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последст­виями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата способности или возможности осу­ществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инва­лидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в воз­расте до 16 лет − категория «ребенок-инвалид».

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих условия для создания инвали­дам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества: для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов в соответствующих госу­дарственным программах, предоставления им социальной по­мощи и т.д.

В соответствии с Федеральными Законами определяются сле­дующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвал идов:

    социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального об­служивания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях);

    срочное социальное обслуживание в целях оказания не­отложной помощи разового характера остро нуждающимся в со­циальной поддержке;

    социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в общест­ве, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Все большую роль играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания одиноких пожи­лых людей и инвалидов.

Согласно Примерному положению о Центре социального об­служивания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказа­нию различных видов социальной помощи престарелым граж­данам, инвалидам и другим группам населения, нуждающим­ся в социальной поддержке.

Центр может иметь в своей структуре различные подразде­ления социального обслуживания, в том числе отделения днев­ного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помо­щи на дому, срочной социальной помощи и т.д.

Основными задачами деятельности Центра являются :

    выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке, совместно с государственными и общественными организациями (органами здраво­охранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, об­ществами инвалидов и т.д.);

    определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи;

    дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в со­циальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

    предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в со­циальной поддержке;

    анализ уровня социально-бытового обслуживания населе­ния города, района, разработка перспективных планов разви­тия этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от харак­тера нуждаемости граждан и местных условий;

    привлечение различных государственных и негосударст­венных структур к решению вопросов оказания социально-бы­товой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.

В настоящее время расширяется система медико-социальной помощи инвалидам.

Так, Федеральный Закон о социальной защите инвалидов конкретизирует понятие медико-социальной экспертизы как определения в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабили­тацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вы­званных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, кото­рые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза осуществляется Государст­венной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения.

На Государственную службу медико-социальной эксперти­зы возлагаются:

    определение группы инвалидности, ее причин, сроков, вре­мени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

    разработка индивидуальных программ реабилитации ин­валидов;

    участие в разработке комплексной программы профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

    определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональ­ное заболевание;

    определение причины смерти инвалида в случаях, когда действующим законодательством предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как систе­мы медицинских, психологических, педагогических, социаль­но-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жиз­недеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации явля­ются восстановление социального статуса инвалида, достиже­ние им экономической независимости и его социальной адап­тации.

Реабилитация инвалидов включает :

медицинскую реабилитацию инвалидов, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального об­разования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

социальную реабилитацию инвалидов, которая состо­ит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральной базовой программой реабилитации инвалидов является гарантированный перечень реабилитационных меро­приятий, технических средств и услуг, предоставляемых ин­валиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

На основе решения Государственной службы медико-соци­альной экспертизы для инвалида разрабатывается индивиду­альная программа реабилитации, которая представляет собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприя­тий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сро­ки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановле­ние, компенсацию нарушенных или утраченных функций ор­ганизма, восстановление и компенсацию способностей к выпол­нению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида явля­ется обязательной для исполнения соответствующими органа­ми государственной власти, органами местного самоуправле­ния, а также предприятиями, учреждениями и организация­ми, независимо от форм собственности.

Мероприятия по медицинской, профессиональной и социаль­ной реабилитации инвалидов осуществляет Государственная служба инвалидов, представляющая собой совокупность орга­нов государственной власти, независимо от ведомственной при­надлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляю­щие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реаби­литационными программами.

Обеспечение жизнедеятельности инвалидов происходит через медицинскую помощь, беспрепятственный доступ к ин­формации и к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, важнейшей задачей государства на совре­менном этапе является создание эффективной системы социаль­ного обслуживания как комплекса услуг различным категори­ям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в ре­шении возникших у них социальных проблем по восстановле­нию или усилению их способности в самообеспечении и само­обслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспо­собности лиц е ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы − повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных га­рантий.