Традиции народов ханты и манси презентация. Жилище манси, посёлок Тресколье. Лабаз или Сумьях для хранения пищи

Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан

Наша Родина – Россия. Герб России - красный
геральдический щит с золотым двуглавым
орлом, поднявшим вверх распущенные
крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой -держава. На груди орла,
в красном щите, - серебряный всадник в синем
плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьём черного опрокинутого
навзничь змея.
Россия- это очень большая страна, в которой
живет много людей разных национальностей.
Россия большая и необъятная страна, она
простирается с запада на восток и с севера на
юг. В России много озер и больших рек, таких
как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Столица нашей родины город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее названи

Округ в котором мы живем называется ХантыМансийский автономный округ – Югра. История
нашего округа началась очень давно. Древнее название
нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ).
Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск,
Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион,
Нягань, Покачи.
На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп
вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого
(синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в
виде парно расположенных, совмещенных хвостами
мифических птиц. Своими крыльями птицы
поддерживают восходящее солнце,
Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет
основное занятие коренного населения - оленеводство.
Хвойные ветви являются символом флоры региона.
Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный
цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянка

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и
манси)
- Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах,
зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения
по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у
коренных жителей – это домашние животные, они очень
красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают,
поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для
этого оленей запрягают в сани (нарты).
В упряжку запрягают сразу несколько оленей.
Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное
животное, может долго бежать и не устанет.
Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей
используется для пошива одежды, из него строят жилища –
юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не
отморозить.
Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и по

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей
коренных народов Севера. Там находится много вещей
коренных народов нашего округа
Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша,
которую ханты используют для поднятия теста, а это короб
из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир.
Собирают лесные ягоды.
Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой
орнамент изображен на ней (медведь).
Ведь у коренных народов севера, медведь – это
священное животное, и поэтому его очень часто
изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и

Акань» - хантыйская кукла. Это такие
самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна
или меха. Раньше эти куклы ханты дарили
своим родственникам и сами получали в
подарки. На лице у акань непринято было
делать глаза, нос, рот, так как кукла
считалась священной. По поверью в такую
куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, как

Коренные народы севера очень любят
украшать предметы своего быта
разными орнаментами, вышивкой из
бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите,
какие красивые сумочки, украшения
для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов
нашего края, символ г.ПытьЯх

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от названия р.Вогулки и начинает употребляться в русских документах с XIV века. Выделяются южная, восточная, западная и северная этнографические группы манси. Язык, относящийся к угорским языкам, имеет множество диалектов. В 1930-е гг. на основе русской графики создана письменность.




Численность манси в России - 8,3 тысячи человек, из них в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра - свыше 6,5 тысячи человек. Манси родственны хантам Манси говорят на мансийском языке финно- угорской группы уральской семьи. Свыше 60 % манси считают родным русский язык. Письменность у манси существует с 1931 года на основе латинского, с 1937 года - на основе русского алфавита


Религия Официально обращённые в XVIII веке в православие, манси сохранили различные дохристианские верования (культ духов- покровителей, медведя, шаманство и др.). Система религиозных представлений в целом традиционна - это вера в существование у человека нескольких душ: пяти - у мужчин, четырёх - у женщин. Душа как жизненная субстанция представляется по-разному: как тень, дыхание, призрак-двойник или дух человека.






Украшение головы Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у манси носили большое количество медных и серебряных колец. Были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.




Поселения и жилища Манси вели полуосёдлый образ жизни, переезжая в разные сезоны года с одного промыслового участка на другой. Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (на местах промысла). Традиционное жилище летом - конические берестяные чумы или четырехугольные шалаши из жердей, крытых берестой, зимой - прямоугольные срубные дома, у оленеводов - крытые шкурами чумы.
Песни и танцы Музыкальный фольклор манси имеет богатую и разветвленную жанровую систему, включающую группы обрядовых и необрядовых жанров: песни медвежьего праздника (священные, призывные, песни-представления, песни-истории богов), шаманские песни, поющиеся сказки.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

В Ханты-Мансийском автономном округе проживают два коренных родственных народа – ханты и манси – с древними традициями. И тех, и других когда-то называли общим словом «югра». А самоназвание ханты, так же, как и манси, переводится просто: «человек». Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами (а город - Остяко–Вогульск).

4 слайд

Описание слайда:

Все они великолепные таёжные охотники-рыболовы и умелые кочевники- скотоводы. Охота, рыбалка и оленеводство, собирательство дают им привычную пищу, а пушнина, так же, как и лебяжьи, утиные и шкурки гагары, - отличное подспорье в пошиве красивой и тёплой национальной одежды.

5 слайд

Описание слайда:

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни. Чум - шалаш, покрытый шкурами животных

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Традиционное женское ремесло обских угров – пошив и украшение одежды и обуви. Зимняя украшается меховой мозаикой, обшивается полосами и кантами из цветного сукна, а летняя щедро орнаментируется бисером, стеклярусом и цветными пуговицами. Узоры и орнаменты в виде стилизованных заячьих ушей, оленьих рогов или следов соболя передаются из поколения в поколение. Женщин в таких расшитых одеждах можно встретить и в лесу, и на улицах Ханты-Мансийска или Когалыма, и не только в дни праздничных гуляний.

8 слайд

Описание слайда:

Тучу (тучан) Тучу (тучан), женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты и манси. Существует огромное количество по их назначению, начиная от большой по размеру хозяйственной сумки до маленькой - кошелька. Изготавливается чаще всего из замши, иногда из сыромятной кожи, встречаются тучан, изготовленные из сукна. Богато орнаментируется как в технике мозаики, так и аппликации. Узор в основном центрический и располагается по обеим сторонам. Застёжки отсутствуют. Горловина тучан стягивается сыромятным шнуром, который завязывается. Ручки для переноски небольшие, из сыромятной кожи или замши, нет аналогов заплечных ремней. Малая тучан - разновидность современной дамской сумочки для украшений, инструментов и материалов рукоделия. Тучан постоянно находится у хозяйки.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа. Весь рыбный улов разделывают женщины. Из шкур налимов делают украшения для своей зимней одежды. Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в них хранят соль, хлеб, рыбу), детские люльки, коробы для ягод.

11 слайд

Описание слайда:

Лабаз - амбар на столбах для хранения продуктов. Хантыйское название происходит от "сопасс"- запас. Лупас – значит: еда для следующих дней.

12 слайд

Описание слайда:

Олень для коренных народов Севера – это средство передвижения, пища, жильё, одежда. На оленьей упряжке по тундре можно пройти до 100 км в сутки. А лучше обшитых камусом (мехом с нижней части оленьих ног) лыж для пешего передвижения по заснеженным просторам нет ничего. Вкуснейшая оленина – привычное угощение северян. Шкурами покрывают чумы, ими же выстилают пол и спальное ложе, а из меха шьют непревзойдённую одежду, рукавицы и обувь. Когда-то из кости оленя делали наконечники для стрел и накладки для луков, а теперь вырезают настоящие произведения искусства.

13 слайд

Описание слайда:

В архитектуре городов Югры явственно угадываются национальные мотивы традиционного угорского жилища – строгие пирамидальные формы чума.

14 слайд

Описание слайда:

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРУШКИ НАРОДОВ СЕВЕРА Кукла - детская игрушка в виде фигуры человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Традиционная северная кукла не совсем соответствует этому определению, так как в северных куклах отсутствуют отличительные признаки человека - черты лица, туловище, руки, ноги, что свидетельствует об архаической природе куклы, сохранившейся у обских народов.

15 слайд

Описание слайда:

Описаны два традиционных типа кукол: первый, архаический тип - кукла с головкой из утиного клювика. Она имела широкое распространение у ненцев и северных ханты, зафиксирована у восточных ханты. С образом птицы устойчиво связано представление о душе человека - как идеи связанности с верхним миром; а с водоплавающей птицей - представление о душе предков и идее вечного обновления жизни. Образ утки, водоплавающей птицы лег в основу обской куклы. Этот образ связан с продолжением рода, охранительной функцией. Манси, чтобы проводить душу покойного, сжигали весной утку, чтобы душа вновь прилетела. Если умерла женщина, то сжигали утку женского пола, если умер мужчина - утку мужского пола - селезня. Манси верили, что сжигаемая утка покойному поможет переправиться «до юга». Новорожденных обские угры считали вернувшимися из нижнего мира умерших. У юганских ханты существует обряд почитания утки. Кроме домашнего духа-покровителя хранят носы священной птицы крохаль. Эти носы тоже завертывают в цветные тряпицы и во время поклонения садят за стол.

16 слайд

Описание слайда:

Второй тип – куклы из ткани. Ткань является более поздним материалом. Главным конструктивным элементом куклы этого типа является вертикальный стержень «тулова» из свернутой в несколько слоев полосы ткани, согнутой посредине. Верхняя часть свернутой ткани, на сгибе, является «головкой» и, по сути, заменяет клюв утки. Различные виды головки и одежды дают выразительные локальные варианты: они отличаются у северных и восточных ханты. У кукол северных, обских ханты, являвшихся предметом описания этнографов (им близка и мансийская кукла), конструктивный элемент вертикальной головки проявляется в наиболее простом, чистом виде. Причем в старых куклах, в отличие от современных, верхняя часть вертикали, «лицо», укрывалась горизонтальными цветными полосками. Эти полосы и выполняли функцию запрета изображать лицо, они «закрывали» его - подобным же образом в традиционной одежде полосы, как и вообще орнамент, выполняли охранительную, а не только декоративную роль. Именно одежда и является главной составляющей кукол всех типов: на нее нет запретов, она имитирует взрослую, выступая в охранительной роли для человека.

17 слайд

Описание слайда:

Традиционные северные куклы по одежде делятся на мужчин, женщин, детей и, как правило, у девочки имеется набор кукол, воспроизводящий ее собственную семью. Покрой одежды для традиционных кукол очень прост - обычно это кусочки сукна или ситца, отороченные мехом или украшенные бисером. Мужская и женская одежда различаются по цвету, способу завязывания пояса и головным убором. Куклы, изображающие детей, помещаются в игрушечные колыбели, сделанные кем-нибудь из старших как точные копии настоящих. Среди традиционных северных кукол встречаются куклы-растения: куклы-ягоды (канэк-пакыт), куклы-деревья (юх-пакыт), травяные куклы (пом савэли). В настоящее время используются для игр и покупные куклы, которых с особой тщательностью одевают, чтобы их одежда повторяла реальный традиционный костюм.

18 слайд

Описание слайда:

“ Игра в куклы” (“Пакилэли Анки–Ати”). Играли в нее в любое время года девочки, обычно 2–3 человека. Куклы для игры изготовлялись из тряпок. Девочки делали из коры осины игрушечные люльки, строили небольшие чумы из жердей, используя для покрытия старые халаты (саки). Внутри чума ставили постели, на которые укладывали “детей” (кукол), ставили “очаг”, делали “лепешки” из песка, ходили друг к другу в гости, разыгрывали семейные сценки и т.д. Игра способствовала воспитанию самостоятельности, инициативности; обучению навыкам ухода за детьми; ведению домашнего хозяйства.

19 слайд

Описание слайда:

Струганные щепные олени - редкостный по своей простоте и устойчивости изобразительного канона тип игрушки. Делается олень из щепного брусочка с обозначением ветвистых рогов путем их заструга. Более сложный вариант щепного оленя встречается у восточных ханты, на Вахе. Щепной олень предназначался в основном для мальчиков и, по мере взросления, изготавливался ими самими - так, через игру, материализовывалась идея «нарождения» оленьего стада и его будущего хозяина, а также мастера. У искусного мастера олени получаются то ли крылатыми, то ли плывущими - такова пластическая выразительность конструктивной формы этого типа изделия.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Различные подражательные игры, с помощью которых дети ханты обучались различным движениям, познавали навыки промысловой и хозяйственной деятельности. Так, например, у шурышкарских ханты была популярна игра оленьими косточками. В пос. Лопхари ее называли “Тупа”, а в пос. Шурышкары – “Тоба”. Играли в нее мальчики и девочки обычно на полу (земле). Количество игроков – от трех до пяти человек. Родители подбирали им различные по размеру фаланги оленьих ног (предварительно отваренные и очищенные). Дети изображали этими косточками (различными по величине) оленей, нарты, пастухов, собак. Составляли различные эпизоды из кочевой жизни (переезд, пастьбу оленей и т.д.). Игра способствовала овладению знаниями и навыками промысловой деятельности, ведения домашнего хозяйства; воспитанию самостоятельности, инициативности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МДОАУ д/с «Улыбка» г.Пыть-Ях Презентация на тему: «Знакомство с жизнью, бытом и обычаями коренных народов Севера - ханты и манси» Воспитатель: Алексеева Лариса Николаевна

Наша Родина-Россия

Наша Родина – Россия. Герб России - красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь змея. Россия- это очень большая страна, в которой живет много людей разных национальностей. Россия большая и необъятная страна, она простирается с запада на восток и с севера на юг. В России много озер и больших рек, таких как – Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Дон

Столица нашей родины - город Москва

Разнообразен растительный и животный мир нашей России

Округ в котором мы живем называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. История нашего округа началась очень давно. Древнее название нашего округа – ЮГРА («уг» - вода, «ра» - народ). Большие города нашего округа - Сургут, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Когалым, Мегион, Нягань, Покачи. На гербе изображена фигура птицы, символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Птица изображена в виде парно расположенных, совмещенных хвостами мифических птиц. Своими крыльями птицы поддерживают восходящее солнце, Корона, выполненная в форме рогов олицетворяет основное занятие коренного населения - оленеводство. Хвойные ветви являются символом флоры региона. Синий цвет символизирует красоту и величие, зелёный цвет обозначает жизнь, белый цвет обозначает снега.

Дары природы нашего округа

Наш Ханты-Мансийский автономный округ- ЮГРА

Коренные жители нашего округа

Коренными жителями нашего края, являются народы ханты и манси) - Ханты живут на берегах рек, Летом живут в берестяных чумах, зимой в землянках и избушках. Основное средство передвижения по реке – это лодки, а в зимнее время, оленьи упряжки. Олени у коренных жителей – это домашние животные, они очень красивые, гордые и выносливые. Они очень быстро бегают, поэтому люди приручили их. Их используют как транспорт. Для этого оленей запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой погонщик (каюр). Олень – очень сильное животное, может долго бежать и не устанет. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят жилища – юрты. А оленьим жиро люди смазывают руки и лицо, чтобы не отморозить. Олень для северного человека – очень хороший помощник

Постройки коренных жителей

МУЗЕЙ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ

Национальная одежда

В нашем городе Пыть-Ях, есть краеведческий музей коренных народов Севера. Там находится много вещей коренных народов нашего округа Это и посуда из древесной коры. Берестяная чаша, которую ханты используют для поднятия теста, а это короб из пихтовой коры (туесок), в нем хранят рыбий жир. Собирают лесные ягоды. Рядом мы видим игольницу, обратите внимание, какой орнамент изображен на ней (медведь). Ведь у коренных народов севера, медведь – это священное животное, и поэтому его очень часто изображают на разных предметах быта.

«Акань – хантыйская кукла

Акань» - хантыйская кукла. Это такие самодельные куклы, сшитые из ткани, сукна или меха. Раньше эти куклы ханты дарили своим родственникам и сами получали в подарки. На лице у акань непринято было делать глаза, нос, рот, так как кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух

Предметы быта

Коренные народы севера очень любят украшать предметы своего быта разными орнаментами, вышивкой из бисера, пуговиц, тесьмы. Посмотрите, какие красивые сумочки, украшения для головы из бисера

Птица глухарь-символ коренных народов нашего края, символ г.ПытьЯх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...