Жанровые системы искусств. Жанровая система дрл

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА
Рубрика (тематическая категория) Литература

Сумматор с параллельным переносом (со схемой ускоренного переноса)

Очень связана с экстралитературными обстоятельствами, с практическими потребностями древнерусского общества. Каждый лит.жанр обслуживал определœенную сферу. К примеру, летопись родилась из потребности государства иметь свою письменную историю.

В XI-XVII вв. несколько жанровых систем: фольклор, переводная литература, деловая письменность, богослужебная, светская публицистическая литература.

Жанры богослужебной литературы (ʼʼПрологʼʼ, ʼʼЧасословʼʼ, ʼʼАпостолʼʼ) - связаны со сферой бытования, очень статичны.

Церковные жанры - песнопения, жития. Светская литература -летопись, воинская повесть. Уникальные жанры, к примеру, жития, позднее в литературе в ʼʼчистомʼʼ виде не встречается (элементы жития есть в ʼʼБратьях Карамазовых Достоевского, ʼʼПопрыгуньеʼʼ Чехова).

Особо: не было любовной лирики, театра, драматургии (до 17 века).

В корне выделœения жанров - объект повествования: ратные подвиги - воинские повести, путешествия, паломничества - хожения. Для каждого жанра существовал свой канон. Объединœенный жанр - летопись. Первичные - повесть, легенда, житие.

К примеру, агиографический канон (житие = агиография):

· Герой - святой

· Идеализация героя: он и небесный ангел, и земной человек

· 3 части: рождение, подвиги при жизни, чудеса на могиле святого

· Витиеватый, словесно украшенный стиль.

Судьба жанров:

Некоторые жанры исчезли. Хождения (или хожения) дали жанр путешествий 18 века, очерки 19, бытовая повесть 17 века дала жизнь роману, ораторское искусство отразилось в поэтике оды.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК XI-XII вв.

Это истоки русской духовности. Широко известны западно-европейские хроники, так называемые королевские или императорские, где в центре повествования фигура короля. В Повести временных лет в центре тоже фигура князя - но акцент иной - автора волнует судьба всœей русской земли.

Летопись - письменная история государства. Это исторический документ государственного значения, летописи включали Договорные Грамоты, Завещания князей, Постановления феодальных съездов. При этом фиксируя наиболее существенные вехи исторического развития древнерусского общества, летописец отстаивал мысль о его ПОЛИТИЧЕСКОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ., изображал историю Руси как часть мирового процесса.

В отличие от римских анналов и византийских хроник летопись строилась по годам, а не по циклам(то есть период одного короля или династии). Летопись носила коллективный характер.
Размещено на реф.рф
Время возникновения летописей - в науке спорно. Возможно, были они и в X веке. Системный и целœенаправленный характер писание летописей приняло при Ярославе Мудром, то есть не ранее 30-х годов XI века Первое из дошедших до нас летописаний - начала XII века - ʼʼПовесть временных лет черноризца Федосьева монастыря, откуда есть пошла Руская (написано правильно)земля… и хто в ней началъ первее княжити, и откуда Руская земля стала есть…ʼʼ

Название не о жанре, здесь отражены объект, тема, идея произведения.

ʼʼПовесть временных летʼʼ - коллективный свод, многое написано по ʼʼгорячим следамʼʼ, то есть хорошая историческая осведомленность, точна я топография, хронология.. Хотя есть более поздние напластования, вставки, к примеру 4 месть княгини Ольги, когда она обложила Искоротень ʼʼлегкойʼʼ данью - по воробью и по голубю - чтобы потом вернуть, привязав к хвостам птиц горящую паклю. Это нарушало принципы троекратного действия - троекратная месть Ольги (1. заживо погребенные послы древлян, 2. сожженные в бане и 3.истребленная после тризны на могиле мужа вражеская дружина).

ʼʼПовесть..ʼʼ - это исторический памятник, но и литературный. В.О. Ключесвкий : летописец интересуется человеком, его земной и загробной жизнью, историка же интересует механизм развития общества.Дата создания ʼʼПовести…ʼʼ приблизительно 1113 год, это жанр светской литературы, но разрозненные летописи объединил монах Нестор в Киево-Печерском монастыре. Почему монах создал светское произведение? Возможность единœения с людьми? Жизнь с людьми, а не единожитие? (Проанализируйте вопрос, обратитесь к картинœе Васнецова ʼʼНестор-леитописецʼʼ, обратите внимание на символические детали - и дайте ответ).

Средневековые монахи - это древнерусские интеллигенты, И Нестор выступает как историк-исследователь, но он же противостоит официальной истории Руси как истории княжеских деяний - он воспевает народную мудрость, отвагу и патриотизм (Легенда о белгородском киселœе, сказание о юноше Кожемяке).

Новая редакция сделана отцом Сильвестром в 1116ᴦ. по поручению Владимира Мономаха с целью исправить текст ʼʼпод себяʼʼ.Такие ʼʼисправленияʼʼ были и потом. И всœе же в ʼʼПовести…ʼʼ дана единая политическая концепция и Русь включена в мировой исторический процесс равноправно с другими государствами. В этом литературном памятнике закрепился и пантеон русских святых, и представлена идея богоизбранности русского народа, и призыв к князьям прекратить междоусобицы (!) и тем самым уменьшить страдания людей. Много цитируется Святое писание, цель - придать авторитет слову.

О том, что это действительно не в меньшей степени литературный памятник с установкой на эстетический эффект, говорят такие данные:

· Искусство композиции (см. А.Шайкин ʼʼСе Повести временных лет… от Кия до Мономахаʼʼ. М., 1989).

· Искусство детали 9подробности)

· Ритмическая организация текста

· Психологические черты

Как смотрит на мир летописец? По христиански: от языческой тьмы к свету, главные ценности - миролюбие, незлобивость, кротость, тихость. Гордыня и высокомерие - грех. Даже князья должны умерить свою гордыню, дабы спасти родину. Но много и языческих ʼʼвоспоминанийʼʼ: ладья в загадке Ольги - традиционный у язычников символ смерти; смерть Олега от коня и от змеи – змея у язычников - символ земли, значит, князь наказан не только за недоверие к предсказанию волхвов, но и за грехи перед землей и т.д.

Интересно, но ведь уже в ʼʼПовести…ʼʼ оформляются глобальные темы: отцы-дети, война-мир, преступление - наказание. А сам автор верит в добро и справедливость, и надеется, что Гориславичи и Окаянные не погубят землю русскую.

· Независимости Руси

· Превосходства христианства над язычеством

· Призыв к единству действий

· К соборности духа русского народа, к просвещению.

В целом же литературное развитие XI-XII веков связано с развитием ораторской прозы (наследие византийского красноречия): ʼʼслово о Законе и Благодатиʼʼ будущего митрополита Иллариона, ʼʼПоучениеʼʼ Вл. Мономаха; и с развитием агиографической литературы.

И разумеется чудо древнерусской литературы - ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ.

Музей этого литературного памятника в Ярославле, 5 томная энциклопедия, словарь и бесчисленное количество научных трудов.

Список ʼʼСлова…ʼʼ найден в конце 80-х гг 18 века известным любителœем и собирателœем древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. 9Есть отдельная версия, что Мусин-Пушкин - гениальный мистификатор и он сделал не что иное как подделку. Но если ʼʼсделалʼʼ такой шедевр, почему не сотворил что-то еще, зачем скрывал недюжий талант?, то есть вряд ли он мог быть автором) В конце 18 века М.Херасков и Н.Карамзин сделали ʼʼСловоʼʼ достоянием публики, был сделан ряд копий, но единственная осталась после пожара 1812 года

2 самых сложных культурных проблемы ʼʼСловаʼʼ это:

· проблема подлинности

· проблема соотношения с другим гениальным памятником русской литературы ʼʼЗадонщинойʼʼ: то есть какое из этих произведений появилось раньше и послужило ʼʼпрототипомʼʼ. Есть версия, что Задонщина более раннее произведение. Эту точку зрения отстаивал французский исследователь ХХ века А.Мазон, советский историк А.А.Зимин. Знаменитый академик С.Н.Азблев считал ʼʼСловоʼʼ подделкой.

И вссе же многое говорит за то, что ʼʼСловоʼʼ - оригинальный памятник литературы XII –нач.XIII века. Это: точнейшие исторические и ʼʼбытовыеʼʼ подробности; это лингвистический анализ в пользу подлинности (не мог фальсификатор разбираться в процессе падения редуцированных звуков, который действительно шел на момент создания текста); это и удивительная образность, метафоричность, свойственная на самом делœе многим текстам этого периода - изронить слово, мерить мыслью пространство (ʼʼШестодневʼʼ - переводной памятник 12 века - ʼʼчеловек мерит мыслью божию силуʼʼ). А относительно ʼʼЗадонщиныʼʼ: Д.С. Лихачев в книге ʼʼКультура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрогоʼʼ высказал предположение, что автору Задонщины был известен факт существования ʼʼСлова…ʼʼ

· сам князь Игорь (В.Чивилихин, роман ʼʼПамятьʼʼ)

· Яровлавна (Ефросинья)

· Боярин Петр Бориславич (Б.А. Рыбаков ʼʼРусские летописцы и автор ʼʼСлова…ʼʼʼʼ)

О ʼʼСлове…ʼʼ и древнерусской литературе вообще неплохо посмотреть:

· А. Сулейменов ʼʼАз и Яʼʼ.

· В.П. Адрианова-Перетц Древнерусская литература и фольклор

· А.С. Демин О художественности русской литературы: Очерки древнерусского мировидения от ʼʼПовести временных летʼʼ до сочинœений Аввакума.

· Д.С. Лихачев Поэтика древнерусской литературы

· Он же Человек в литературе древней Руси

· Он же Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси.

· И.Шкляревский ʼʼЧитаю ʼʼСлово…ʼʼʼʼ.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА" 2017, 2018.

Тредиаковский усваивает основные доктрины классицизма: рацио­налистичность, следование правилам, подражания образцам. 1:Ода о сдаче города Гданска" являет собой пример одного из самых основных стихо­творных жанров русской литературы XVIII века - торжественной "по­хвальной"" оды. К оде автор приложил теоретическое "Рассуждение об оде вообще", в котором впервые дается жанровое определение оды. Позднее Тредиаковским были написаны теоретические рассуждения о жанре эпи­ческой поэмы ("Предъизъяснения об ироической пииме") и комедии ("Рас­суждения о комедии вообще"). Тредиаковский ввел е литературный оби­ход и ряд других жанров - послание, любовную элегию, оду, стансы, эпи­грамму, мадригал, рондо, сонет. Впервые дано у нас Тредиаковским пере­ложение басен Эзопа. В 1752 году он издал первое и единственное собра­ние своих сочинения в 2-х томах - "Сочинение как стихами, так и прозой".

"Тилемахида"

Лучшим произведением Тредиаковского является "Тилемахида" - переложение в форме эпической поэмы французского политико- нравоучительного романа Фенелона ""Похождения Телемака". Это произведение импонировало Тредиаковскому скрытой сатирической струей, направленной против "неправедных царей" (это вызвало раздражение Екате­рины II. которая попыталась принизить значение "Тилемахиды", высмеи­вая во «Всякой всячине" ее манеру и стиль). "Тилемахида» замечательна в истории русской литературы тем, что в ней впервые употреблен в большом произведении нерифмованный гекзаметр, составленный из дактилей и хо­реев и приближающийся к античному размеру поэм Гомера. Исследовате­ли сходятся в том, что гекзаметр употреблен Тредиаковским чрезвычайно удачно, Встречаются и крайние точки зрения. Следует определенно ска­зать, - писал С. Бонди, - что гексаметр Тредиаковского один из лучших в русской литературе по ритму. Он во всяком случае лучше в этом отно­шении гексаметра Гнедича. Дельвига и Пушкина, гораздо богаче и разно­образнее его".

Велико значение Тредиаковского как ученого филолога и стиховеда. Именно он является родоначальником русской фи­лологии. Эту его заслугу подчеркивал Пушкин: ""Его грамматические и филологические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихо­сложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков <...> Вообще изучение Тредиаковского приносит более пользы, нежели изуче­ние прочих наших старых писателей" (Пушкин А.С. Полн. собр. соч. / А.С. Пушкин. - Т. XI. - С. 227). Это мнение гения русской словесности не сле­дует забывать молодому филологу, который за несовершенной формой не всегда умеет разглядеть ценное содержание.

Тексты

Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Мнение о начале поэзии и стихов вообще; Песенка любовна; Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Стихи похвальные России; Ода торжественная о сдаче города Гданска; К читателю (предисловие к "Езде в остров любви"): Тилемахида (отрывки) / В.К. Тредиаковский // Русская литература XVIII века. 1700-1775: хрестоматия // сост. В.А. Западов. - М, 1979.-С. 88-97.

Основная литература

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира / И.З. Серман. - Л., 1973.-С. 101 -113.

Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г.В. Москвичева. - М., 1986. - С. 20 - 42.

Жанровая система древнерусской литературы очень сильно отличается от современной. Каждый жанр имеет утилитарную направленность (то есть некое практическое предназначение – государственное, религиозное и так далее). А раз так (тогда не было ни романов, ни повестей), то у нас есть только летописи, проповеди, житие.

Есть произведения жанров очень распространенных, а есть произведения единичных в своем жанре (например, “Поучения Владимира Мономаха” – это и духовное завещание, и послание, и автобиография. Другого такого поучения нет). Есть жанры, которые к нам пришли из Византии (например, это жанр житие – он известен везде). Есть жанр, известный только в русской литературе – это жанр летописи – писание по летам/годам, поэтому совершенно другое представление о развитии. Есть жанры малые – они не велики по объему, но входят, как правило, в большие сборники. Есть сборники случайного состава, а есть постоянного состава, включающие в себя произведения малого жанра: жанр патерика (истории о жизни монахов одной местности или одного монастыря – например, Киево – Печерский патерик). Были широко распространены сборники под названием “Бэгела” (“пчела” – сборник афоризмов).

Эти памятники серьезные, государственные, религиозные. Отсюда и пафос – государственный, гражданственный.

СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА.

Переводная литература.

Переводная литература возникла за пределами Древней Руси.

Задача переводной литературы – привести новое миросозерцание, новые представления о человеке, рассказать о первых русских святых.

Можно выделить несколько групп переводных сочинений:

Переводная литература
Христианская книжность (святость, неизменяемые тексты) Светская книжность (изменяемые тексты)
1. Священное писание (исторические, дидактические, лирические (“песнь песни”), апокалиптические (повествование о конце света). Стал необходим переход к человеку. Его осуществляли проповедники. Священное писание – основа всего и вся); 2. Патристика /гомилетика (патристика – от лат. “pater” – отец. Это сочинения “отцов церкви”. Обосновались идеи христианской религии. Иоанн Златоуст - “Литургия”, Иоанн Листвичник. “Литургия” – главное богослужение дня (“обедня”) – заутренняя, обедня, вечерня. Создавался текст служб. Смысл этой службы – пресуществление вина в кровь Христова. Вставлялись и тексты из священных писаний (например, стихи из Ветхого Завета). “Отцы церквей” составляли большинство молитв (например, молитва, которая произносится верующими на “сон грядущий” Иоанна Златоуста). Произносили они и проповеди (зачастую не только с богослужебной целью, но и с политической значимостью – Ефрем Сирин). Основная задача – донести до верующего человека христианские заповеди, чтобы они молились утром и на сон грядущий, и перед вкушением пищи. Некоторые “отцы церквей” (Иоанн Златоуст) создавали сборники (“Лествица”). Патристика поясняет значение тех постулатов, о которых речь идет в священных писаниях); 3. Житие (образец, жизнеописание святого человека, рассказ о его судьбе. В Византийской столице существовали разные типы жития. Житие = агиография (от греч. “agios” – святой, “grafo” - пишу). Их классифицируют по объему, по составу (известны жития пространные /линейные – под соответствующим днем определенный святой. В частности известны 3-частные жития – вступление, основная часть, часть чудес (каноническая форма). Проложные жития –более короткие, назывались “пролог”) и по характеру событий (жития – романы : рассказывают о жизни христиан, их борьбе, которых преследуют язычники. Таких житий было мало, так как не было такого преследования христиан; жития – биографии : рассказывают о святых, которые по собственной воле подвергли себя мучениям, дабы укрепить свой долг). Самое известное житие – биография - “Житие Алексия, человека Божьего” (начинается со вступления, где автор говорит о своей ничтожности, о том, что не достоин писать о святом. Это нужно, чтобы воздействовать на читателя, чтобы противопоставить обычного человека святому, затем идет рассказ о родителях святого – они либо боголюбивы, либо нехорошие. На Руси было распространено, что родители боголюбивые, так как шло становление христианской религии и языческие представления были очень сильны. Эта композиция (канон) удачна, так как она подчеркивает различие между простым человеком и святым).); 4. Патерики (истории о жизни монахов одной местности или одного монастыря – например, Киево – Печерский патерик); 5. Апокрифы (“книги не для всех”, тайные книги, потому что книги ложные, не признанные церковью. Есть сказание среди апокрифов о сотворении Адама (= IV в.) – описывается, как Бог сотворил человека из 8 частей. Для апокрифа характерно обилие чудес, фантастики. Апокрифы для людей, кто размышляет. Характерна примитивизация. Апокрифы – книги запрещенных индексов, хотя написаны на библейские и евангельские сюжеты. Они были ярче, конкретнее, интереснее, привлекали внимание, да к тому же индексы долго доходили до Руси, и, переписывая апокрифы, не догадывались, что они ложные. Ложно в апокрифах: 1) как слишком конкретно изображается человек, языческая конкретика; 2) вид творца – умелый, мастеровитый старичок, ругающийся с дьяволом, приземленный образ; 3) идея о том, что в создании человека принимает участие не только Бог, но и дьявол: Бог создает душу, дьявол - тело). 1. Естественно – научные сочинения (описывают устройство мира. Сюда относятся “Шестоднев”, “Физиолог” – рассказ о животных и птицах, “Христианская типография” Космы Индикоплова - это описание земли. “Шестоднев” – рассказ о мире, в каждой главе содержаться образы. Здесь ставятся научные проблемы: из скольки элементов состоит мир – из 4 или 5? Рассказывается о делении планеты на пояса. “Физиолог” – много глав, каждая из которых посвящена отдельному животному или птичке. Глава состоит из двух частей: первая описывает животного, вторая – символическую содержательность данного образа животного); 2. Византийские хроники (об устройстве мира. Были популярны “Хроника” Георгия Амартола и “Хроника” Иоанна Малалы. Очень разные, не похожие друг на друга хроники. Г. Амартол размышляет, основывается на огромном количестве источников, использует все, что можно, рассказывает массу интереснейших историй (например, находка красной краски). Много рассказывает о исторических и религиозных деятелях (говорит об епископе Сильвестропе; рассказ о крещении Константина I Великого, первого Византийского императора), много занимательных историй. Но все они несут неизбежность идеи того, что творится. Совершенно другая “Хроника” Иоанна Малалы. Для него история – цепь забавных происшествий (например, стих о мифе об Эдипе). Между хрониками и повестями - “История Иудейской вофны” Иосифа Флавия. Основное внимание – осада Иерусалима римскими войсками); 3. Повести (рассказывают, что такое человек, каким должен быть человек, не уходящий в монастырь).


Апокрифы делятся на:

Ветхо – заветныеНово – заветныеАпокалиптические

(рассказывают о том, как (рассказывают о том,

Бог сотворил Адама. Книга апокалипсис Иоанна. Связаны

Пророка Авинила). темами рая и ада)

Ново – заветные апокрифы связаны с темами рая и ада. Существуют многочисленные хождения в ад (например, “{Хождение Богородицы по мукам”). То, что там рисуется, по сути дела, тоже не совсем по-христиански. Ад, прежде всего, в душе человека. “Хождение Богородицы по мукам” перекликается с фресками, где изображаются муки грешников. По сути дела, это описывается в “Хождении Богородицы по мукам” (например, говорится, что подвешен за язык за вранье).

Грешнику пройти в рай трудно: туда ведет мост тоньше пальца, и если ты грешник, то обязательно упадешь в пропасть под мостом. Богородица пожалела всех грешников, кто не участвовал в распятии ее сына.

“Хождение Богородицы по мукам” – апокриф, так как Творец изображается тут очень жестоким.

“Хождение Агапия в рай”. Агапий рано ушел в монастырь. Там задумывается о том, почему люди стремятся жить по-христиански. Господь, услышав это, решил показать ему: Агапию явился орел, привел его к морю, где его (Агапия) забирают на корабль и везут на остров. Там Агапий пробирается в сад, но душ умерших не видит (они явились ему в виде гроздей винограда). Это – апокриф.

Апокрифы по сути дела отвечают представлениям людей, поэтому они распространены. Людям не хватает определенности. Апокрифы удовлетворяют эту потребность. Но они, апокрифы, интересны как художественный текст, они отражают психологию человека.

Но человеку интересен и мирской удел. Об этом рассказывает светская переводная литература.

Оригинальная русская литература.

Жанр, который лучше всего определяет первый период – жанр летописи . Каковы этапы формирования этого жанра? Какие жанровые черты сформировались на том или ином этапе развития летописания? Каковы главные жанровые черты?

Как известно, “Повесть временных лет” дошла до нас в двух видах (вторая (1116 г.) и третья (1118 г.) редакции), лучшие - “Лаврентиевская” (2) и Ипатиевская (3) редакции. Эти тексты обработал Шахматов (образец филологического мышления, чтения). Он обращает внимание на то, что имеются точные даты из XI века (например, смерть князя Ярослава, хотя даты не запоминаются! Предполагают, что до этого были какие-то тексты), что в эпических сказаниях/преданиях есть очень странные добавления, которые как будто добавили потом (например, крещение Руси и выбор веры Владимиром веры, когда он спрашивает у гонцов: “Где мне крестится?”, а затем идет в поход на Корсунь – греческий город, и он говорит: “Если так – крещусь!”, и в конце концов креститься). Шахматов предположил, что здесь две версии – корсуньская и киевская.

Также Шахматов, сравнивая “Повесть временных лет” с “Новгородской летописью”, обнаружил, что первая “Новгородская летопись” написана позже, чем “Повесть временных лет”. Но она короче, чем “Повесть временных лет” (можно было бы подумать, что это результат сокращения. Но нет!). В первой “Новгородской летописи” отсутствуют все ссылки на “Хронику” Георгия Амартола (как открытые, так и закрытые). Если бы не было только открытых ссылок, это мог бы быть вариант сокращения. Но тут нет и закрытых ссылок, когда при переписывании летописец указывает, откуда взял материал. Раз “Новгородская летопись” короче, но и не результат сокращения, значит у них (“Повести временных лет” и “Новгородской летописи”) есть общий источник, который был в руках и киевлян, и новгородцев. Сделав эти наблюдения, Шахматов решил, что сводом, которым отталкивались эти летописцы, был свод 90-х годов (древнейший свод ); но позже обнаружил свод 30-х годов, который назвал начальным сводом .

В эту гипотезу вес свои изменения Лихачев. Но наиболее радикально поступает с гипотезой Шахматова академик Рыбаков, у которого историко-политическая цель.

Действительно, начало летописания принадлежит к 30-м годам XI века. Но какие-то записи, вероятно, были и до этого. Была выдвинута гипотеза о том, что существовали какие-то исторические сведения в:

Устной форме (в которой уходит детализация, добавляются общие места);

Записях (которые начали вестись с пасхальных таблицах , откуда и пошел принцип погодной записи. В каждой церкви существовали пасхальные таблицы, в которых дни пасхи были рассчитаны на несколько лет вперед, а на пустом месте фиксировались наиболее значительные факты (например, о князьях). Но был и второй результат таких записей – была найдена форма погодной записи, которая была наиболее закрытой системой).

Когда была использована погодная запись ? По Шахматову, в 30-40-е годы, но Лихачев так не считает. Он говорит, что “нет”. Он тоже наблюдает, читает текст. Обнаруживает, что есть несколько историй, очень похожих стилистически, но разбросанных по всему тексту “Повести временных лет” (рассказы о крестьянах – Борисе и Глебе, Владимире). Лихачев предположил, что все эти эпизоды составляли один единый текст, которые еще не был летописным, у него не было погодной записи, и назвал этот текст “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”. По Лихачеву, цель автора этого сказания – доказать Византии, что у нас есть свои святые, что Русь не хуже Византии, им что чем больше святых, тем больше Бог любит Русь. Но это и не житие, потому что нет жизнеописания каждого их этих героев; есть описания подвигов (публицистическая цель). Автор использует там в качестве источника предания (крещение Ольги), записи (об убийстве Глеба и Бориса). Автор создал публицистический трактат, где есть летописные черты:

Ø стремление охватить достаточно большой хронологический отрезок, и следовательно охватить различные эпизоды, передать ощущение движения/смысла теории;

Ø компилятивность (использование различных источников);

Ø публицистическая направленность (доказать что-то врагам, друзьям, наш патриотический взгляд на историю);

Из этого источника мы будем выводить историю жанра жития.

Этот текст (“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”) попадает к Никону, у которого есть и пасхальные таблицы, и он слышал много легенд, и беседовал с очевидцами (Вушата). Никон выводит это в погодную запись, которая начала выводить летописание. История приобретает продленность во времени. В это время появляется рассказ “Похож Олега на Царьград”. Усиливаются те 3 черты и появляется новая летописная черта – ощущение течения истории (важнейшая черта летописания и СМИ), движения, в которое вовлечены все и вся. О такая погодная запись имеет и отрицательную черту – “пишу все, что вижу и знаю”. Но возникает и новая философия – равноправность всех событий.

В 70-е годы летопись приобретает свою форму.

Свод 90-х годов усиливает тенденции. Используются византийские хроники, то есть история выходит за рамки истории Руси, история становится мировой. И политика понимается иначе (говоря о публицистичности, мы имеем в виду им осуждения об усобице, а не только нападки на князей). Продолжается линия родовых преданий. Публицистичность государственная, а история мировая.

В 1113 году Нестор (летописец) довершает создание летописи как жанра, который существует до XVII века. Нестор вводит библейские аспект – он связывает все с библейской историей (наприме, деление земли между сыновьями Ноя). Нестор мыслит в категориях мировой истории, но и остается человеком своего племени, и он издевается над другими племенами (говорит о древлянах: не было браку, не имеем стыду). Это местный патриотизм с широтой мышления. Перед нами уже государственная хроника, отсюда – патриотизм.

Нестор выступает и как исследователь (его добавления в рассказ о мести Ольги из устных источников - легенд), он размышляет о том, что достоверно, а что нет (например, размышления о возникновении Киева. По Кию - Нестор отвергает эту версию, так как его это оскорбило, он говорит, что Кий был князем). В результате летопись становится официальной историей.

Черты, повлиявшие на появление летописи:

Новая философия;

Политическая заостренность;

Мировое пространство;

Компилятивность.

Жанр Житие.

“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” – еще не житие, но есть описание подвигов, рассказы о смерти (например, “Борис и Глеб”). Из него вырастает первое русское житие, которое не имеет всех житийных черт (сказание о Борисе и Глебе).

Исследователи до сих пор выясняют, какое из сказаний о Борисе и Глебе появилось позже: сказание или чтение. Чтение написано Нестором – это правильное житие, каноническая форма.

Из летописной истории вырастает анонимное сказание о Борисе и Глебе. Анонимный автор расширяет и дает нам подробное описание того, как Борис и Глеб приняли смерть. Здесь нет канонического вступления, младенчества их и отрочества. Затем рассказ о сыновьях Владимира, а потом рассказ о смерти Бориса и Глеба, которых убивает Святополк, их брат (сын убитого брата Владимира). Он боялся соперничества с братьями как князьями.. княжеский род тогда еще воспринимается как единый. Но Ярослав затем победил Святополка. В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое описывается очень подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев очень похожи (мы видим, что Борис догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство). Описывается ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для него – Глеба – отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние). Также после смерти брата Глеба Бориса еще сильнее усиливается его переживания.

Но это еще и не каноническое житие (поэтому оно такое насыщенное и эмоциональное). Так как оно не каноническое, Нестор взялся сделать его каноническим. Он добавил вступление, рассказ о юности (а так как мало знал, то добавлял то, что нужно: читали божественные книги, не играли с детьми). Нестор убрал всю конкретику (имя отрока, который пытался спасти Бориса). Конкретика принижала их поступки, приземляла. Когда ушла конкретика, острота, эмоциональность, получились так называемые риторические упражнения. Нестор отредактировал и часть чудес (убирает социальные мотивы, конкретику). Это неудачная модель построения жития.

Но в же время Нестору удается создать насыщенное, эмоциональное житие - “Житие Феодосия Печерского”. Это человек, с которым он жил рядом в монастыре. В нем соблюдался византийский канон (правильный). Это – глубоко верующий человек, проживший традиционную для святого жизнь с особенностями своей личной жизни. Нестор начинает и пишет житие по правилам. Но о родителях Феодосия говорит подробно (что каноном не требуется!). Он говорит, что мать его была властной, грубоватой, сильной, она считала, что знает, как сделать счастливым своего сына. Феодосий не играет, носит нехорошие одежды, он уходит из дома вместе с паломниками, странниками. Феодосий думает о душе, а мать хочет, чтобы он достиг земного счастья. Уходит в Киев и принимает постриг. Его нигде не хотят стричь. Мать, узнав это, находит Феодосия и просит его выйти (он выходит на третий раз, и при условии, что его мать станет монахиней). Он становится игуменом (настоятелем) Киево – Печерского монастыря. Его подвиги стандартны. Но он еще и воспитатель, и строитель (рассказ о строительстве новых зданий в Киево – Печерском монастыре). В результате Феодосий получает возможность творить чудеса (так как он очистился душой). Чудеса даже забавны (приход пекаря к Феодосию и жалобы на беса – Феодосий на ночь затворяется в пекарне, молится и бес исчезает. Бродячий сюжет Веселовского!). Смирение – самая главная добродетель (послушание - было присуще Феодосию).

Есть вещи политические (например, столкновение Феодосия с киевским князем).

Здесь соблюдается канон, но присутствует и эмоциональность, насыщенность. Минейное житие. Движение к канону (византийскому), сохраняя некоторые особенности (например, минейное житие).

Патерик.

Замечательный памятник - “Киево – Печерский патерик”. Сохранились психологические и бытовые детали. Также говорится о подвигах святых монахов (рассказ о Моисее и Унгре). Монахи совершают подвиги и получают возможность творить чудеса (рассказ об Олимпии). Сама земля становится святой.

Рассказ о двух братьях (в начале). Зловоний нет, если человек святой (до смерти).

Рассказ о Марке. Марк рыл могилы, но с леньцой (часто бывало, что брат умер, а могила еще не готова!). Рассказ об отношениях между моназами (когда Сид во время службы…?). Чудо – Тит здоров, а Вагрий окоченел, как будто бы умер несколько дней назад.

Было известно имя Прохора Лебедника (питался одной лебедой!). Если люди получали хлеб из рук Прохора – он (хлеб) был сладкий, а ворованный – горький. Прохор из золы творил соль, а на дворе у царя превращались обратно в золу. Это патериковыя новеллы.

Проповедь.

Проповедь – то слово, которое произносят служитель перед службой. Самый синкретический и свободный жанр (соединение разных искусств). Важно не только слово проповедника, но и архитектура, живопись, в какой-то степени музыка. Эти элемента используются в разных видах проповеди.

Выделяют проповедь:

Будничную (в обычные дни, касается житейских, а иногда политический вопросов);

Торжественную (по большим праздникам, воздействует на слушателей).

Будничная проповедь . Вступление, последовательное изложение, вывод. Должно что-то логически доказать/донести слушателю. Отражается личность проповедника.

Лука Жидята – человек простой. Его интересуют отношения между людьми. Он излагает все положения христианства на одной с лишним страничке (во что веровать; нужно ходить в церковь; нравственная часть; заключение – заканчивает, что надо/не надо делать). Он верующий, но на эмоциональном уровне.

Феодосий в проповеди – человек страстный, фанатик, что направлено на прославление православия и борьбу с врагами – католиками. Феодосий пишет “Слово о вере христианской и латинской”, чтобы убедить, что ни в коем случает нельзя принимать католичество. Казалось бы, вопрос серьезен и надо начинать с того, почему разошлись церкви. Феодосий начинает с заклинания князя не общаться с католиками. Первый аргумент – так заповедовали отцы; говорит – не право веруют, не чисто живут. Прием градации (с безобидного до отвращения): “Едят супцы и с кошками и пьют… мочу”. Феодосий – человек средневековый; все чужое – плохое. Он подходит к главному вероучительному учению. Отношения уже сформированы.

Образ: человек сильный, фанатичный, убежденный, убеждает князя в том, в чем сам убежден.

Илларион и Кирилл – разработали торжественную проповедь . Кирилл произносил на очень торжественные праздники, человек эмоциональный. Все худ. средства направлены на то, чтобы мы почувствовали себя соучастниками. Он конкретизирует некоторые вещи, которые нам непонятны (например, вознесение Христа). Его главный художественный прием – риторическая амплификация. Кирилл хочет, чтобы мы испытали то чувство, которое крестьянин/христианин испытывает.

Илларион – первый митрополит из русских. Бес согласия. Его проповедь имеет философско – политическое значение. Пишет “Слово о Законе и Благодати”. Закономерность смены иудаизма христианством. Благодать – христианство, закон – иудаизм. Он осмысливает закономерные исторические процессы: всемирное распространение христианства было задумано всевышним с самого начала, это было предопределено. Но тогда люди не были готовы. Бог решает, какому народу и когда принимать веру. Все делается по воле Божьей.

Биография Иллариона интересна. Когда мы приняли христианство, митрополиты – греки. После смерти очередного митрополита без чьего – либо согласия ставит митрополитом Иллариона Ярослав Мудрый. Спустя несколько лет митрополит снова грек. Есть одна гипотеза (но не достоверная): Илларион принял потом монашество в Киево – Печерском монастыре, стал монахом и принял имя Никона! Илларион принадлежал к кружку книжников. У него те же интересы, что и у Ярослава Мудрого.

В своем “Слове о Законе и Благодати” Илларион размышляет(!) об историческом движении. Берет один аспект: смена иудейской религии христианством. Варьирует схему и приходит к выводу, что иудаизм – ступень к христианству. Проповедь произносится в храме, где есть фрески по этому поводу. Таким образом достигал синкретизма (то есть связь разных искусств). Одна из замечательно выстроенных проповедей. Строится на системе параллелей и синтеза.

иудаизм христианство

закон благодать

Измаил и Агарь Сара и Исаак

тень, холод, луна свет, тепло, солнце

Закон – отношения человека с Богом, жестко регламентированы. Благодать – свободный выбор, нравственный выбор каждый день. В иудаизме все предопределено (например, в иудаизме нельзя готовить молочное и мясное в одной посуде, нельзя работать в субботу, после замужества бреют женщин наголо). Закон противопоставляется благодати. Агарь и ее сын Измаил противопоставляются Саре и ее сыну Исааку.

“Преже сень и потом истина” – учит Илларион. Здесь он философ. Представлена философия истории. Цель Иллариона – доказать, что эта смена вещь совершенно естественная, предвиденная творцом. Илларион приводит множество примеров (например, приход Благодати к Богу); если иудаизм есть естественная ступень к христианству, значит здесь нет никакой заслуги Византии (+ независимость Руси). Все по Божьей воле. Тема религиозно – философская, идея – политическая. Для средневекового человека любой постулат должен обосновываться религиозно – философски. Илларион прежде всего философ.

Как проявился СМИ (тиль монументального историзма)? У Феодосия и Луки не очень; у Кирилла: история для него циклична, то есть каждый год мы вновь и вновь проживаем христианские события, все проживаем по-новому (например, начало года по церковному календарю 1.09). У Иллариона история линейная. Точка зрения Кирилла ближе, вернее. Линейность характерна для ветхо – заветного восприятия.

Хождения.

Жанр путешествий. Возник после принятия христианства. Надо убедится в том, о чем писано. Многие люди возжелали стать паломниками, поэтому начинаются паломничества в Константинополь. Люди задаются вечными вопросами (“+”) , но большой урон экономике (“-”). Церковь резко охарактеризовала это движение: по церкви это – посягательство на ее миссию, церковь обеспокоена тем, что происходит (поля заброшены). Многие тексты осуждали паломничество. Церковь убеждает в том, что совсем не надо далеко отправляться, а надо прочесть описание святых мест.

Первым написал игумен Даниил. Есть гипотеза (ч).: цель Даниила – политическая; Даниил выполнял дипломатическое поручение Киевского князя Святополка. В это время есть государство Крестаносцы с королем Болдуином, его поддержка – в самый раз (начало ХII в., борьба с Мономахом, который в полной силе, + авторитет Константинополя). Святополку надо поставить кого-нибудь за спиной (но ему это не удалось). Доказывают эту цель многие документы, по которым эта гипотеза вполне вероятна. Во-первых, он пользуется уважением; Даниила одного водят ко гробу Господня и к столбу Давида. Сам Даниил говорит, что “подал, и его пустили” – все гораздо проще. Во-вторых: “Хождение игумена Даниила” – была реконструкция поминального списка: перечень – разный в разных экземпляров, поэтому обращаемся к протографу, а там (в поминальном списке) есть все старшие, самостоятельные князья, поэтому Даниил ощущает ходатаем (представителем) всей русской земли. Все эти аргументы в целом все подтверждают. Скорее всего Даниил игумен одного из южно-русских (Черниговского) монастырей. Его ассоциации похожи на рус. Самое главное, что мы видим в тексте – особый взгляд на мир благодаря композиции.

Композиция обоснована целью. В каждой главе пересекается прошлое и настоящее. Даниил любознателен, хочет во всем убедится. Его взгляд – взгляд того человека, который с радостью убеждается в том, что все, во что он верит, действительно существует. Неразрывность прошлого и настоящего, мостик (черта СМИ). Он человек живой, любопытный. Это подтверждают детали, которые он описывает. Ему все интересно. При этом он – представитель всей русской земли и видящий мир как все представители СМИ. Это “Хождение” – своеобразный путеводитель.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Понятия «система», жанр. Жанровые структуры. Жанр как система. Основные жанры в газете, на радио и телевидении. Проблема выбора жанра. Взаимовлияние и взаимопроникновение жанров.

Система (от греч. sysntema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Жанр (франц. genre) (иск.) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие «Жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Публицистический жанр - относительно устойчивая структурно-содержательная организации текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношений к ней творца.

Жанр - особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических структурно-композиционных признаков.

Группы жанров:

Информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет) - необходимые признаки - информационный повод, оперативность;

Аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати, комментарий) - изучение системы фактов, анализы, выводы;

Художественно-публицистические (очерк, зарисовка, эссе, фельетон, памфлет)

Исторически конкретная (развивающаяся во времени);

Особая форма жизненного уклада

Типологическая (обладающая рядом устойчивых признаков;

Гносеологическая (в разных жанрах - разные цель, средства, уровень познания)

Морфологическая (особенности структуры повествования, место факта в нем, образный строй, специфика разработки проблемы);

Аксиологическая (содержит определенную оценку действительности публицистом);

Творчески-назидательная (текст создается публицистом как определенная модель мира);

Обладание уровнем детерминизма, еог обусловленность:

.) объективные свойства описываемого факта;

.) мировоззрение и индивидуально-психологическим особенности автора

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, - сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт - новость). Факт для журналистики без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроника, расширенная информация, заметка, реплика, отчет, эпистолярные жанры, интервью и репортаж .

Хроника - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный, стиль - сухой, отстраненный, официальный.

Информация - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из 10-30 строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.

Интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.). Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью- экспресс, блиц-интервью . Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги . К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за "круглым столом" и др.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический - освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями - изложение основных событий и высказывание совей точки зрения; отчет-коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече;

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный - событие передается хронологически (также различают до-событийный и после-событийные репортажи), тематический - событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии, постановочный (ситуационный) - когда репортаж передается с не запланированного события.. В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе.

Опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам.

Некролог - не путать с извещением о кончине. Некролог - это рассказ о этапах жизни умершего со словами прощания и скорби.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо - жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ .

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ - это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия .

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. В статье события рассматриваются от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов. Факты в статье играют иллюстративную роль, здесь важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:

1) передовая - в ней основа директивность;

2) пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

3) научная и научно-популярная статья;

К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их.

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

1) информационная - отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

2) аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3) постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4) корреспонденция-раздумье - журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов.

Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Рецензия - жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности". Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент, являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

Виды рецензии:

1) литературная

2) научная

3) театральная

4) кино-рецензия и т. д.

Обозрение или обзор - жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

1) внутренние - о событиях жизни внутри страны.

2) международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

1) политические,

2) экономические,

3) спортивные,

4) сельскохозяйственные,

5) культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Комментарий - это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Призван не столько разобрать по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. Виды комментария:

1) расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2) комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.

3) полярный комментарий - толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.

4) синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5) подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Журналистское расследование - рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. Версия - моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Художественно-публицистические жанры отличаются от других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет . В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда как в литературе - самый небольшой.

Очерки делятся на:

1) описательные:

а) путевые;

б) событийные.

2) сюжетные:

а) портретные;

б) проблемные.

Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий. Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:

1. Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.

2. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

1) пейзажная.

2) ассоциативная - построенная на ассоциациях.

3) портретная - портрет человека, или местности, явления.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты "Комсомольская правда".

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике:

1) политические,

2) экономические,

3) литературные,

4) публицистические, и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сатира - в переводе с греческого "смесь", это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. Сатира появилась в древности, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов.

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.

Фельетон - это объемный сатирический жанр, синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки). Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон-скетч и т.д.

Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

Памфлет - происходит от греческого "пан" - все, "пфлего" - жгу, произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского ("Письма темных людей", 1515 г.), Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. "Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение. В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

Пародия - жанр-передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

Эпиграмма - в переводе с греческого "надпись на камне" - это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.

Басня - сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание, написанное высоким стилем. Басни древнегреческого баснописца Эзопа дошли до наших дней и в настоящее время проблемы, поднимаемые в них, являются актуальными. Французский баснописец Лафонтен продолжил их традиции, которые позднее были поддержаны русским баснописцем Крыловым И. А.

Карикатура - это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. Например, на российском телевидении программу "Куклы" можно отнести к карикатуре.

Шарж - от французского слова "тяжесть", критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи.

Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу "перевернутой пирамиды" - назидание в самом конце, на "вершине".

Жанр - это конкретная форма бытования данного издания в журнальном мире. В формировании жанров взаимодействуют не­сколько составляющих: публицистика, информация, художествен­ные произведения, изобразительный ряд.

Различное их сочетание и рождает конкретные жанры, например научный и производствен­ный.

Условно жанры можно разделить на 3 группы:

1. Информационные:

Хроника - факт без подробностей. Небольшие сообщения, не имеющие заголовка. Обычно публикуются подборками.

Извещение - факт без подробностей, адресованный оп-ределенному кругу читателей (извещение о кончине, сообщение о ликвидации предприятия ит.д.).

Информация (заметка, новость, информационное сообщение, «бегущая строка», историческая справка, сравнение, характеристика героев) - оперативное и актуальное изложение сущности факта с некоторыми подробностями. Часто публикуется в подборке. Содержит заголовок, допускает подзаголовок. Может включать в себя краткое изложение предыстории факта, события или явления.

Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Образный рассказ журналиста о своих впечатлениях.

Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Диалог журналиста с собеседником, имеющий целью краткое освещение факта, события, явления.

Информационный отчет (общий, тематический, с комментариями) - последовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.

Обозрение - важнейшие факты, события, явления жизни за определенный период (сводки, итоги).

Информационная корреспонденция - освещение фактов, событий, явлений за счет объема, повествовательности и широты освещения, их детализирование.

Репортаж (событийный, тематический, постановочный) - освещение фактов, событий, явлений через непосредственное восприятиежурналиста или действующего лица, побывавших«на месте происшествия». Репортаж сочетает в себе элементы нескольких жанров. Часто иллюстрируется фотоснимками. Допускается эмоциональность, субъективные ощущения. Используется прямая речь, короткие диалоги.

Информационный комментарий - разъяснение факта или набора фактов компетентным лицом или отношение автора к данной проблеме или чьему-либо мнению.

Опрос - публикация коллективного мнения по одному или нескольким актуальным вопросам или проблемам.

Вопрос-ответ («горячая линия», «прямая связь») - ответ специалиста или редакции на вопросы читателей.

«Пинг-понг» - короткие ответы на короткие вопросы.

Совет - узкоспециализированный жанр. Совет специалиста по актуальным проблемам («советы дачникам», «в помощь автолюбителю» и т.д.).

Пресс-релиз - презентация фактов, объектов, субъектов и событий, служащая сырьем или одним из источников для подготовки публикаций разного жанра.

Некролог - рассказ об этапахжизни умершего со словами прощания и скорби.

2. Аналитические:

Аналитический отчет - активное сопоставление фактов, поиск слабых мест, расстановка акцентов, комментирование, резюме.

Аналитическая корреспонденция - оперативные и конкретные описание и анализ фактов, последующие выводы. Корреспонденция сочетает в себе элементы нескольких жанров. Проблемы рассматриваются методом дедукции (по отдельности, от частного к общему).

Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая) - обобщение и анализ фактов, событий, явлений. Проблемы рассматриваются методом индукции (путем разложения на части, от общего - к частному). Статья характеризуется глубоким анализом предмета освещения, обобщением фактов, вскрытием закономерностей в развитии явлений, многогранным исследованием причинно-следственных связей.

Аналитическое интервью («в поисках истины») - диалог между журналистом и собеседником, в ходе которого вопросы ставятся так, чтобы ответы интервьюируемого как можно глубже раскрыли суть выбранной темы.

Беседа - диалог между журналистом и собеседником, в котором журналист выступает как специалист в той или иной области.

Круглый стол - процесс общения, в котором принимает участие несколько человек - специалистов в той или иной области, объединенных решением одной или более проблем.

Аналитический комментарий - помимо разъяснения фактов компетентным лицом, призван публично выразить мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Анкета - определение коллективного мнения по тем или иным проблемам, обобщение результатов, оценка и резюме.

Мониторинг - фиксация показателей динамики развития определенных явлений, событий, фактов. Допускаются комментарии автора или компетентных лиц.

Рецензия - основанный на аргументах отзыв о факте, событии, явлении (чаще всего, о произведении литературы, искусства).

Обзор (обозрение) - сквозное наблюдение и анализ фактов, событий, явлений («в мире спорта», «международная панорама» и т.д.).

Прогноз - предсказание фактов, событий, явлений, процессов, их развитие.

Версия - предположение, основанное на детальном изучении фактов, событий, явлений, подкрепленное имеющимися или дополнительными аргументами.

Эксперимент («примерка шкуры») - моделирование си-туации с помощью исследования проблемы изнутри (журналист стал нищим, богатым и т.д.).

Письмо (открытое письмо) - непосредственное обращение автора к конкретному адресату (обычно - к высокопоставленному должностному лицу), имеющее целью либо привлечение внимания к проблеме, либо ответное проявление реакции нате или иные факты, события, явления.

Исповедь («крик души») - в классическом варианте - публикация письма или подборки писем из читательской почты. Характеризуется высокими эмоциональностью и откровенностью.

3. Художественно-публицистические:

Очерк (сюжетный, описательный) - факт отходит на второй план. Важен не факт, а его восприятие и трактовка. Допускается его типизирование и образная трактовка. Главным является впечатление и мысль журналиста, порожденные фактом, событием, явлением. Очерк сочетает в себе элементы нескольких жанров.

Фельетон - актуальная критика фактов, событий, явлений, личностей с помощью особых приемов изложения (образность, юмор, ирония и т.д.).

Памфлет - актуальная критика, в основном - социально-политическое обличение фактов, событий, явлений, личностей, насыщенное эмоциями и эпитетами.

Пародия - подражание фактам, событиям, явлениям, личностям, акцентирующее внимание на преувеличении недостатков, имеющее целью раскритиковать объект пародии смехом читателя.

Сатирический комментарий - комментарий фактов, событий, явлений, построенный на критике и высмеивании их недостатков (нелогичности, непоследовательности, глупости и т.д.).

Житейская история - детальное художественное изображение фактов, событий, явлений, личностей. Допускается деление персонажей на «плохих» и «хороших».

Легенда - вымышленное произведение. Фантазия журналиста часто основывается на реальных или условно реальных фактах, событиях, явлениях и личностях.

Эпитафия - произведение, освещающее факты, события, явления, личности, встречавшиеся на жизненном пути покойного, насыщенное эмоциями.

Анекдот (прибаутка) - сатирическое или юмористическое произведение, в основе которой лежит вымышленная или реальная история.

Шутка - вымышленное сатирическое или юмористическое произведение.

Розыгрыш («Добрый обман») - вымышленное произведение, посвященное тем или иным фактам, событиям, явлениям, личностям, датам (например, розыгрыш читателей 1 апреля).

Игра («раздача слонов»)- метод привлечения внимания читателей к изданию, стимулируя победу в том или иной игре (конкурсе, викторине и т.д.) выдачей призов.

Впрочем, строгое разделение по жанрам в постсоветской журналистике существует лишь в теории. Жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.

В международной журналистике наибольшее распространение получили четыре жанра:

1. Новости (заметка);

2. Новостная статья с элементами анализа;

3. Тематический очерк;

4. Комментарий (мнение).

Сейчас в журналистике стали исчезать целые жанры аналитического и проблемного характера. Исчезают слова публицистика, газетные жанры.

Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером. Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов... Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций.

В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров. Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Среди общественно-политических изданий можно выделить как минимум три жанра: теоретико-проблемный журнал («Свободная мысль»), «тонкий» общественно-политический и литературно-ху­дожественный журнал (иллюстрированное издание «Мир женщи­ны» и преимущественно текстовое типа «Диалог»), общественно-политический еженедельник («Новое время», «Эхо планеты», «Ито­ги»). Большинство изданий этого направления, не претендуя на изобразительное насыщение и оформительскую броскость, в ос­новном заполнены публицистическими материалами и докумен­тальными фотографиями.

В традиционном для России жанре - «толстом» литературно-художественном журнале, кроме публикации литературных про­изведений, представлены общественная и научная публицистика, критика и библиография. В последние годы некоторые редакции изменили каноническое определение «литературно-художествен­ный и общественно-политический журнал» на более свободные: «журнал литературы и общественной мысли» («Новый мир»), «жур­нал русской культуры» («Москва»), «литературный, публицисти­ческий и религиозный журнал» («Континент»). Но это скорее иде­ологические, а не жанровые новации.

К популярным жанрам относятся журналы, не имеющие чет­кого определения приоритетного предмета - тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и горос­копы, и бытовые советы, и всякая увлекательная смесь. Показа­тельна в этом отношении структура «Огонька», сменившего свой прежний жанр общественно-политического и литературно-худо­жественного иллюстрированного еженедельника на жанр общена­ционального иллюстрированного журнала, в котором есть ново­сти, российская политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, расследования, культура, массовая культура, на­ука и техника, здоровье, досуг, масс-медиа, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации (полтора десятка отделов-направлений!). Достаточно гибким является жанр научно-популярного журна­ла («Химия и жизнь», «Здоровье», «Терра инкогнита», «Знание - сила»).

Среди других жанров легко различимы семейные журналы, юмористические издания для детей младших возрастов.