Столяренко психология делового общения и управления читать. Вербальные средства общения. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия

Редактор: Волкова Д.

Издательство: Феникс, 2018 г.

Серия: Среднее профессиональное образование

Жанр: Классическая и профессиональная психология

В учебнике излагаются психологические основы общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.
Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.
3-е издание.

Комментарии пользователей:

Пользователь Павел Осипов пишет:

Добавляю фотографии, чтобы вы могли посмотреть и решить, подходит ли вам это издание

Добавляю фото для ознакомления

Чтобы скачать, выберите формат:

Отзывы читателей «Столяренко, Самыгин: Психология общения. Учебник для колледжей»:

Пользователь Павел Гришин пишет:

На мой взгляд, не самая удачная книга Алексея Шевченко, хотя иллюстрации А. Сиволодского, по-прежнему милые. Пять разворотов книги предоставлены «Сказке про мишку», ещё одной вариации, как мишка по лесу гулял. Так вот, как раз эта сказка настолько типична, что, в общем-то, совсем не обязательно иметь её в библиотеке. Нет новизны идеи, некоторые строчки выбиваются из ритмики стиха, ряд рифм не особо удачны. Белки и зайцы над медвежонком посмеялись, а ёжик рассказал медведице, что её медвежонок один гуляет по лесу. Мораль: дети не должны гулять по лесу без родителей. Сказка из разряда морализаторских.
А на двух разворотах книги размещены стихи-миниатюры про птиц (три стихотворения) и бабочек (одно), и вот на них как раз стоит обратить внимание. Можно их выучить и рассказывать детям в нужный момент наблюдений за природой или для знакомства с птицами и растениями.

Среднее профессиональное образование

Л. Д. Столяренко

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО

ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Учебник Издание четверное, дополненное, и переработанное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для

студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Ростов-на-Дону «Феникс»

УДК 159.9:330(075.32) ББК 88.4я723 КТК 0968

Столяренко Л. Д. С 81 Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс,

2005. - 416 с.-(СПО). ISBN 5-222-07020-4

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.

Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.

Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс «Психология и этика деловых отношений», «Психология управления»; соответствует Госстандарту РФ.

УДК 159.9:330(075.32) ББК 88.4я723

ISBN 5-222-07020-4 © Столяренко Л. Д., 2005 © Оформление, изд-во «Феникс», 2005

1.1. Виды, функции общения

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в неко--торых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получи-

ли от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированыи содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет васи по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии - «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации - «не ври»; 4) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) «умей учесть

индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

В деловом общении предметом общения является дело.

Собеседник 1 /

\^ Собеседник 2

Особенности делового общения заключаются в том, что

- партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь раз бираться в людях и на этой основе строить свои взаимоот-

представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, таковы стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность возможна, как правило, только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов - превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства.

В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимомдля нас неравенстве.

По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

одежда человека, его внешнее «оформление», включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, обстановка кабинета и т. д.;

манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.). Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т. д., т. е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

В разные времена господствовали разные представления о привлекательности; у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака че-

ловека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом типы внешности. И привлекательность

Не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера - его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Очень близка к идентификации эмпатия, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствует-ся. Основоположник гуманистической психологииК. Роджерс (1902-1987) определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понимание».

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, когда,

общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия;

она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются невернымии ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций).

Йроцесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под

рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. /своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друт друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, чтов этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джонаи три позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе.

2. Джон, каким он сам себя видит.

3. Джон, какшл его видит Генри.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию:

4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции. Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социальной психологии Г. Андреевой.

Если человек (А) имеет неверное представление о себе(А"), о слушателях(Б 2 ) и, главное, о том, как его восприни-

Название: Психология делового общения и управления.

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.
Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.
Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс "Психология и этика деловых отношений", "Психология управления"; соответствует Госстандарту РФ.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).
Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Оглавление:
1.1. Виды, функции общения
1.2. Общение как восприятие людьми друг друга
1.3. Структура и средства общения
1.4. Коммуникационный процесс
1.5. Общение как взаимодействие
1.6. Синтоническая модель общения
Основные умения общения
1.7. Манера общения, взаимодействия с людьми
1.8. "Я-высказывания"
1.9. Виды и техника слушания
1.10. Наши собеседники
1.11. Этапы общения
1.12. Деловая беседа
1.13. Деловые переговоры
1.14. Деловые совещания
1.15. Деловые дискуссии
Правила, которые помогут вам убедить собеседника
Законы аргументации и убеждения
Практикум
Контрольные вопросы
2.1. Этика делового общения
Вопросы для самоконтроля
2.2. Этикет и культура поведения делового человека 128
2.2.1. Культура общения по телефону
2.2.2. Работа с деловой корреспонденцией
2.2.3. Шесть основных заповедей делового этикета
Практикум
Ваш стиль делового общения
3.1. Детерминация поведения
3.2. Поведение человека в организации и типы сотрудников
3.2.1. Типы сотрудников
3.3. Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
3.3.1. Типология темперамента и акцентуаций характера
3.3.2. Характеристика психосоциотипов
Практикум
Контрольные вопросы
4. Руководство и лидерство
4.1. Менеджер и психологические требования к менеджеру
Биологические качества менеджера
4.2. Власть, авторитет менеджера и стили управления
4.3. Теории и типы лидерства
Природа лидерства
Мотивация лидерства и типы лидерства
4.4. Мышление руководителя и принятие решения
4.5. Основные правила (техника) делегирования
4.6. Распорядительная деятельность
4.7. Критерии оценки эффективности руководства
Практикум
Опросник УСК
Контрольные вопросы
5. Управление коллективом
5.1. Классификация и формирование групп
5.2. Социальная и социально-психологическая структура группы
5.3. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление
Практикум
Контрольные вопросы
6. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией
Краткие рекомендации по разрешению конфликтов
Выход из конфликта достичь?
Кодекс поведения в конфликте
табу в конфликтной ситуации
Практикум
Контрольные вопросы
Рекомендуемая литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология делового общения и управления - Столяренко Л.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Столяренко Л. Д ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.-(СПО).

1. Тюрин Ю.Н. , Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.˸ Финансы и статистика, 1995. 384 с.

2. Рао С.Р. Линейные статистические методы и их применения. М.˸ Наука, 1968. 548 с.

3. Смирнов Н.В., Дунин - Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. М.˸ Наука, 1965. 511с.

4. Горицкий Ю.А., Перцов Е.Е. Практикум по статистике с пакетами. М.˸ Изд - во МЭИ, 1997. 84 с.

5. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. М.˸Дело, 1998. 248с.

6. Айвазян С.Ф., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. М.˸ ЮНИТИ, 1998. 1022 с.

7. Леман Э. Проверка статистических гипотез. М.˸ Наука, 1979. 408 с.

Л.Д. Столяренко

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Учебник Издание четверное, дополненное, и переработанное

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Ростов-на-Дону ʼʼФениксʼʼ

УДК 159.9˸330(075.32) ББК 88.4я723 КТК 0968

Столяренко Л. Д ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Учебник / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д˸ Феникс, 2005. - 416 с.-(СПО).

ISBN 5-222-07020-4

В учебнике излагаются психологические основы делового общения, взаимодействия и управления людьми с учетом их темперамента, характера, психосоциотипа, позиции в общении. Рассматриваются закономерности лидерства и руководства, условия и критерии эффективной деятельности менеджера. Анализируется этикет и этика деловых отношений.

Учебник освещает методы управления коллективом и пути преодоления конфликтов, содержит психологический практикум.

Предназначено для студентов колледжей, изучающих курс ʼʼПсихология и этика деловых отношенийʼʼ, ʼʼПсихология управленияʼʼ; соответствует Госстандарту РФ.

УДК 159.9˸330(075.32) ББК 88.4я723

ISBN 5-222-07020-4 © Столяренко Л. Д., 2005

© Оформление, изд-во ʼʼФениксʼʼ, 2005

1.1. Виды, функции общения

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны˸ коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция); интерактивная сторона состоит в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция); перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой базе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимопонимания).