Поселок Билимбай, Городской округ Первоуральск ()

Билимбай - рабочий посёлок на правом берегу реки Чусовой, в 15 км. на северо-запад от г.Первоуральска. Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, который построен графом Григорием Строгановым по разрешению Берг-коллегии от 10 июля 1730 г. А 17 июля 1734 г. завод, получивший название от речки, на которой он стоял, выдал первый чугун и вошёл в строй действующих. В 1761 г. Строганову разрешили построить на заводе вторую доменную печь. Завод стал выпускать до 192 тысяч пудов чугуна. С проведением Московско-Сибирского тракта через Билимбай здесь была учреждена почтовая станция, 13-я по счёту от Перми.
В начале XIX в. билимбаевский чугун пробил себе выход на рынки Европы и даже Америки. Строгановы владели заводом вплоть до Октябрьской революции.
Над посёлком не раз гремела военная гроза. В январе 1774 г. мастеровые взбунтовались и примкнули к пугачёвцам. В 1918 г. посёлок захватили контрреволюционные войска. В июле 1919 г. части 28-й дивизии под командованием В.М. Азина освободили Билимбай от колчаковцев.
С каждым переворотом Билимбаевский завод терял былую славу, приходил в упадок. В 1933 г. завод перепрофилировали: домну демонтировали, организовали труболитейное производство.
В 1955 г. Билимбаевский завод объединили со Старотрубным, а в январе 1973 г. их включили в состав Новотрубного завода.
В 1939 г. Билимбай выделился в самостоятельный район, в который входили: Билимбай, Новоуткинск, Кузино, Коуровка, Северка и тяготеющие к ним деревни.
В годы войны в поселке расположилось несколько военных предприятий. На резинотехническом заводе клеили оболочки аэростатов, в швейной мастерской шили парашюты, в труболитейном цехе отливали корпуса снарядов к минометам. В помещении церкви работало конструкторское бюро под руководством М. Я. Миля, где разрабатывались и собирались первые вертолеты. Над созданием первого самолета с реактивным двигателем работали конструкторы В. Ф. Болховитинов и А. М. Исаев. 15 мая 1942 г. такую машину поднял в воздух с Билимбаевского аэродрома летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи.
Билимбаевский лесхоз также работал на оборону. В мастерских делались заготовки для прикладов к винтовкам и автоматам, пиломатериалы для оборонной промышленности. В настоящее время это лесохозяйственное предприятие-одно из лучших по Свердловскому управлению лесами. Указом президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1967 г. Билимбаевский лесхоз был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На сегодняшний день общая площадь лесхоза составляет 118 тыс. га.
В 1955 г. Билимбаевский сельский район вошёл в состав Первоуральского. Об истории посёлка рассказывают документы и экспонаты краеведческого музея, открытого в Билимбае в 1975 г. В настоящее время экспонаты переданы в музей школы № 23.
Численность населения на 1 января 2001 г. в пос. Билимбай составляла 6,4 тыс. человек. На территории поселка расположено около 40 предприятий, организаций и учреждений, в том числе ОАО «Завод ТИМ», занимающийся производством минваты, ОАО «ЗСКиД», выпускающий металлические конструкции, ОАО «Билимбаевский рудник», добывающий доломит.

Билимбай сегодня

В п. Билимбай на сегодняшний день насчитывается около 40 предприятий, организаций и учреждений, в том числе ОАО «Завод ТИМ», возглавляемый Гробовым Е. Н., занимающийся производством минваты. В посёлке 4 образовательных учреждения: школа № 22 (директор - Кичигина Т. П.), школа-детский сад № 31 (директор - Куличикова С. В.), детский сад № 75 (заведующая - Гурьева Г. В.). Медицинскую помощь жителям посёлка оказывают работники Билимбаевской больницы № 8 (главный врач - Елохина Т. В., зав. поликлиникой - Елохин В. Н.), лекарственным обеспечением занимается аптека № 72 (заведующая - Конюхова Л. А.). Функционирует ветучасток под руководством Лаврентьева Н. А. Островком культурной жизни является поселковая библиотека, возглавляемая Белобородовой В. П.

Промышленность

  • Билимбаевский завод термоизоляционных материалов (ТИМ)

Происхождение топонима

По данным Словаря топонимов среднего течения реки Чусовой , название «Билимбай» происходит от башкирского или татарского антропонима (личного мужского имени). Сначала возникло название реки Билимбаевка, затем название посёлка.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай ("белем" - знание, "бай" - богатый, т.е. "богатый знаниями"). По легенде название деревни возникло по имени башкира Белембай. Постепенно название трансформировалось в Билимбай .

Здание железнодорожного вокзала Билимбая

Интересно, что это не единственный такой топоним на Урале. А.К. Матвеев в книге "Географические названия Урала" пишет, что в Очерском районе Пермского края есть деревня Билимбаиха (основана выходцами с чусовского Билимбая), в Талицком районе Свердловской области есть урочище Билимбаиха, а также аналогично называется одна из вершин Веселых гор в окрестностях Нижнего Тагила - Билимбаиха (или Билимбай).

В 1730 году Строгановы начали здесь строить Билимбаевский чугуноплавильный завод . Завод был пущен в 1734 году.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Во время сплава по Чусовой барок Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда его роль была куда скромнее, чем роль . Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский - лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды ( и ) давали и того меньше.

Билимбаевский пруд - одно из главных украшений поселка.

Билимбай - очень интересный поселок, оказавший немалое влияние на нашу историю. Именно здесь, в Билимбае, в военные годы проходили сборка и испытание первого в стране реактивного самолета. Так что Билимбай можно назвать родиной первого советского реактивного самолета.

Об этом, безусловно, исторически значимом событии напоминает лишь скромный камень-памятник близ местного храма.

Между тем до наших дней дошел цех, в котором собирались самолеты. Было бы разумно устроить в нем музей, однако здание без всякого присмотра стремительно разрушается и растаскивается местными жителями на стройматериалы, а внутри свалены кучи мусора.

В Билимбае была очень красивая, большая церковь . В советское время в ней размещался Дом культуры. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии, нуждается в реставрации. Под одной из колонн храма можно увидеть старинную закладную плиту с датой постройки храма.

Вообще в Билимбае сохранилось немало старинных домов и построек. Стоит дойти до плотины пруда и посмотреть старое здание заводского цеха, стоящего сразу за плотиной на правом берегу речки Билимбаихи.

Одно из самых интересных мест в Билимбае – роща Могилица , окруженная интересными легендами и преданиями. В наши дни в этой роще нет никакого кладбища, как можно было бы подумать, исходя из названия. На самом деле необычное загробное название рощи связано с легендой о башкире Билим-бае, в честь которого был назван поселок.

«…Смел и неуловим был предводитель храброй дружины Билим. Богат и знатен он. Но жажда обогащения и тщеславия захватили его… В одну из осенних дождливых ночей Билим со своей дружиной напал на деревню, в которой приметил красивую девушку. Но счастье на этот раз изменило ему. В жаркой схватке был ранен Билим ядовитой стрелой. Похоронили знатного бая на каменном утесе, возвышающемся на прибрежном чусовском холме. Башкиры сложили большой костер, на который положили своего предводителя и все его воинские доспехи… Черная туча закрыла солнце. Все вокруг погрузилось во мрак. Прогремел гром. Молния подожгла костер на вершине камня. Всю ночь пылал костер. Утром налетел ветер и развеял пепел в разные стороны…» (по книге Н.П. Архиповой «Заповедные места Свердловской области»).

Как вы уже наверняка догадались, холм, на котором сожгли бая Билима – это и есть гора Могилица .

Впрочем, есть и другие вариации легенды. На нашем сайте вы можете познакомиться с полными вариантами .

Однако до прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. По рассказам старожилов, еще в прошлые века здесь встречались надмогильные памятники, а местные жители, чьи огороды примыкают к роще, не раз находили, копаясь в земле, человеческие кости.

Кстати, эту сосновую рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную. Произошло это в 1840-х годах. Садили только что созданной в то время сеялкой Шульца. Шульц был известным уральским лесоводом, занимал должность главного лесничего Уральских горных заводов. На площади 9 десятин тогда было высажено 28 тысяч побегов сосны. Посадка прошла успешно и даже превзошла тогда западно-германские лесные культуры. Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Впрочем, среди жителей Билимбая бытовали и другие легенды о рощи:

"Есть тут у нас в Билимбае рощица Могилица. На косогоре стоит особняком. Люди сказывают, похоронил тут заводчик Демидов свою дочь. Зверь человек был. А дочь-то у него красавицей была. Отчаянная девка. С гусаром взяла да убежала. Отец отыскал да и убил. Похоронил на косогоре. А потом рощицу насадил. Сверху поглядишь: будто имя Мария из сосен сделано. Сам же убил, сам и живой памятник сделал. Вот поэтому и назвали рощу Могилицей" (записано в пос. Билимбае от П.А. Латышева, 1900 г.р.).

Конечно, это не более чем народный вымысел, не имеющий никакого отношения к реальности.

До Билимбая можно доехать как на автобусе (из Екатеринбурга или Первоуральска), так и на электричке. Железнодорожный вокзал находится на противоположном от основной части поселка левом берегу реки Чусовой.

За Билимбаем находится небольшая деревня Макарова (вспомним, что именно из-за нее у поселка близ появилась приставка "Верхне") , которая получила свое название от речки Макаровки , притока Чусовой. Как пишет краевед Рудольф Кашин, очень интересны верховья этой небольшой речки длиной около 10 километров. В своем верховье речка имеет подземное русло длиной более километра. В месте выхода речки из-под земли образовалась пещера.

Происхождение топонима

По данным Словаря топонимов среднего течения реки Чусовой , название «Билимбай» происходит от башкирского или татарского антропонима (личного мужского имени). Сначала возникло название реки Билимбаевка , затем название посёлка.

Население

География

Посёлок расположен на берегу реки Билимбаевка , на западном склоне Уральского хребта , находится в 60 км к северо-западу от Екатеринбурга , в 2 км к северо-западу от районного центра города Первоуральска и к юго-западу от Нижнего Тагила . В черте посёлка река Билимбаевка образует большой городской пруд - Билимбаевский пруд , который пользуется популярностью у местных рыбаков.

История

В 1942 году в Билимбае проводились испытания ракетного самолёта БИ-1 .

В 1941-1955 годах Билимбай был центром Билимбаевского района .

    Водонапорная башня на ст. Билимбай.JPG

    Водонапорная башня на станции Билимбай

    Макет паровоза Черепановых на ст. Билимбай.JPG

    Макет паровоза Черепановых на станции Билимбай

    Церковь Святой Троицы. Памятник у входа.JPG

    Мемориал возле церкви в Билимбае

Инфраструктура

В посёлке Билимбае работают клуб (дом культуры), библиотека, опорный пункт полиции, пожарная часть, а также отделения почты и «Сбербанка ».

В посёлке 3 образовательных учреждения: школа № 22 (директор - Мусина Вера Павловна), школа-детский сад № 31 (директор - Куличикова С. В.), детский сад № 75 (заведующая - Гурьева Г. В.).

Медицинскую помощь жителям посёлка оказывают работники Билимбаевской больницы № 8 (главный врач - Елохина Т. В., зав. поликлиникой - Елохин В. Н.), лекарственным обеспечением занимается аптека № 72 (заведующая - Конюхова Л. А.). При больнице работает служба скорой помощи. Также в посёлке функционирует ветучасток под руководством Лаврентьева Н. А..

Промышленность

В Билимбае на сегодняшний день насчитывается около 40 предприятий, организаций и учреждений, в том числе ОАО завод «ТИМ», возглавляемый Гробовым Е. Н., занимающийся производством минваты.

Крупнейшие градообразующие предприятия:

Религия

В Билимбае есть православный «Свято-Троицкий» храм (полуразрушенный стоит и поныне), построенный на средства заводовладельцев в середине XIX века.

Вот как описывает Билимбаевскую церковь писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» (её прадед Пётр Кузнецов, крепостной Строгановых, служил на Билимбаевском заводе): «…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог - создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев - крепостных. На двери в алтарь - мудрёная резьба по дереву».

Строгановы открыли школы. Частная школа в Билимбаевском заводе была одной из первых, если не первой, на Урале. Во второй половине XIX века в Билимбае было две земские трёхгодичные школы и графское училище, готовившее специалистов, школа-читальня, богатая библиотека. Строгановы внимательно следили за ходом обучения и успеваемостью учеников.

Когда большевики разрушили храм, из звонницы и церковной ограды была построена школа.

    Церковь Святой Троицы. Аллея справа.JPG

    Аллея церкви Святой Троицы

    Церковь Святой Троицы. Вход.JPG

    Церковь Святой Троицы. Портал

    Церковь Святой Троицы. Вид слева.JPG

    Церковь Святой Троицы. Боковой фасад

Транспорт

Городской общественный транспорт внутри посёлка - только местные службы такси.

Напишите отзыв о статье "Билимбай"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Билимбай

Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.

, – в отличие от соседних заводов, был основан не Демидовыми, а Строгановыми, став первым металлургическим предприятием в их хозяйстве. Причем завод был удален от основных строгановских земель.

Получил свое название по реке. Топоним связывают с башкирским именем Белембай («белем» – «знание», «бай» – «богатый», то есть «богатый знаниями»).

Первый чугун Билимбаевский завод выдал 17 июня 1734 года. Именно эта дата и считается основанием поселка.

В устье Билимбаевки была сооружена пристань, с которой каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по Чусовой.

С 1771 года граф Строганов отдал завод в аренду Ивану Лазареву сроком на шесть лет. Спустя три года - в 1774 году – Билимбаевский завод пострадал от пугачевцев. В результате бунта производство прекратилось, в домнах образовались «козлы» из застывшего металла. Потребовался долгий ремонт, чтобы возобновить работу завода.

По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России, уступая на Урале только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому, Сысертскому и Кушвинскому заводам.

Билимбай был связан дорогой со станцией Тарасково (ныне Таватуй) на первой на Урале железной дороге, когда она была открыта в 1878 году. А в 1910 году железная дорога прошла и через Билимбай.

Билимбаевский завод был одним из наиболее прогрессивных для своего времени. Здесь имелись школа, больница, театр. В Билимбае жили интеллигенты и ученые, вносившие вклад в изучение Урала, такие как Я.А. Рогов, П.В. Сюзев, А.Г. Замятин, А.А. Вологдин. В «Записках УОЛЕ» часто публиковались труды из Билимбая.

В Билимбае строго следили за лесом, который требовался для получения необходимого заводу угля. На вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где еще практиковалось. Огромный вклад в лесоводство на Урале внес главный строгановский лесничий А.Е. Теплоухов.

Билимбаевский завод принадлежал Строгановым с момента основания и вплоть до революции 1917 года. Редчайший случай для Урала, где заводы часто меняли своих хозяев.

Выплавка чугуна продолжилась и после революции, производство было окончательно прекращено лишь в 1973 году.

В наши дни старинные сооружения завода постепенно разрушаются, несмотря на статус памятника архитектуры. Часть старых заводских построек (доменный цех с эстакадой) можно посмотреть со стороны плотины. Кроме того, хорошо видна возвышающаяся над территорией завода старая доменная труба квадратного сечения. Она присутствует на всех старых фотографиях завода.

«Здание доменного цеха – редкий сохранившийся образец этого типа промышленного здания в стиле русского классицизма, выполненный по проекту незаурядного архитектора», - резюмируется в книге «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Точное имя архитектора неизвестно, но есть предположение, что им мог быть И.М. Подъячев – помощник А.Н. Воронихина.

Заводская плотина – самое старое сооружение завода (1733-34 гг.) – состоит из насыпи длиной 174 м, шириной 3 м и высотой до 15 м, шлюз плотины в ходе реконструкции облицован невзрачными железобетонными блоками. А прорез для подвода воды к доменному цеху в 1930-е годы и вовсе был засыпан.

В 1914 году произошло сильнейшее в современной истории Урала землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился близ Билимбаевского завода, благодаря чему землетрясение назвали Билимбаевским.

В настоящее время население поселка – 6 тысяч человек.

Известные люди о Билимбае

Летом 1865 года, отправляясь из Екатеринбурга в Пермь, в Билимбае побывал писатель Ф.М. Решетников.

«Проехали билимбаевскую контору вольных почт, битком набитую проезжающими, проехали постоялые дворы, битком набитые телегами и ямщиками. Жизнь кипит в заводе по случаю праздника, Ильина дня, народ идёт в церковь, много едет во дворы домов телег с мужчинами и женщинами, с литовками, граблями и травой. Завод по тракту очень чистенький, но чем дальше вовнутрь, тем он больше походит на большое село, и здесь, по тракту, в двух местах ребята стараются закинуть на телеграфные проволоки клочок рогожи с камешком, бечёвку», - написал Решетников в «Очерках обозной жизни».

Летом 1899 года Билимбаевский завод посетил знакомый каждому со школы знаменитый ученый Д.И. Менделеев. На Урале он искал пути выхода из возникшего промышленного кризиса. Билимбай, в котором он провел двое суток, произвел на ученого самое благоприятное впечатление.

«Я видел в билимбаевских лесах прекрасно содержимые дороги и много бравых сторожей и надсмотрщиков. Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей с возрастными, и, главное, хороший досмотр - вот те средства, которыми борются с возрастающим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале».

Первый реактивный самолет

Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы войны здесь разместилось секретное производство.

Как установила краевед Инна Гладкова, в проектировании самолета принимал участие теперь известный всему миру конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ», его именем назван вертолетный завод в Москве). В конструкторском бюро, разместившемся в церкви Билимбая, велись работы по разработке нового самолета. В Билимбае супруги Миль похоронили двоих своих детей. Сохранились и их могилы на местном кладбище, и дом, в котором жили Миль.

Для испытаний нового самолета на Урал был отправлен опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.

Первому в мире самолету с жидкостно-реактивным двигателем дали имя «БИ-1». Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши . Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.

Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.

Достопримечательности Билимбая

Билимбай начинает удивлять еще с вокзала. Живописное здание деревянного вокзала дошло до нас практически без изменений со времени пуска железной дороги Екатеринбург – Пермь.

Красиво смотрится и стоящая по соседству водонапорная башня .

Одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь . Была заложена в 1820 году. В 1823 году случилась неприятность – рухнул купол недостроенного здания. Окончательно церковь достроили лишь в 1879 году. Возводилась по проекту архитектора Ивана Свиязева. Церковь окружала ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.

Писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» так описывала церковь:

«…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог - создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев - крепостных. На двери в алтарь - мудрёная резьба по дереву».


По легенде из храма шел подземный ход в дом управляющего заводом. А по другой легенде когда копали котлован под храм, то нашли гроб, в котором лежало нетленное тело юной девушки-башкирки. Но как только на нее брызнули святой водой, то от красавицы осталась лишь кучка праха.

В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. 8 марта 1938 года взорвали колокольню. В основании одной из колонн сохранилась закладная чугунная плита колокольни.

Интересны и чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала.

Над входом в церковь и сейчас сохранилось «Всевидящее око».

В годы войны здесь разрабатывали первый реактивный самолет (сохранился и цех, в котором происходила сборка самолетов). А после войны церковь стала Дворцом культуры. Сейчас ее вернули РПЦ.

Около плотины можно посмотреть цеха старого завода . Сохранилось в поселке и немало старых, дореволюционных домов.

Еще одна интересная достопримечательность – роща Могилица . Она находится прямо в поселке, со всех сторон окружена домами.

Сосны здесь были посажены в 1843 году ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем. Есть легенда (впрочем, вряд ли имеющая какое-то отношение к реальности), что в прошлом с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова - Анна. Принимал участие в повторной посадке деревьев в роще Могилица и ученый Д.И. Менделеев во время визита на Билимбаевский завод.

Но откуда такое ужасающее название? Ведь поселковое кладбище находится не здесь.

Легенды связывают это место с предводителем башкир Билимбаем. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны. Кроме того, местные жители находили в роще и близлежащих огородах человеческие останки и каменные надмогильные столбики. Здесь находилось древнее башкирское кладбище.

Ныне роща Могилица является памятником природы. Сейчас билимбаевцы задумали возродить постепенно редеющую рощу Могилица. В 2012 году здесь высадили 5 тысяч молодых сосен.

Близ поселка есть несколько памятников природы – культурных посадок сосны и ели XIX – начала XX веков. А чуть выше по течению Чусовой на левом берегу расположена скала Дюжонок . В 1905 году рабочие провели здесь маевку.

Также можно прогуляться до Сухореченского карьера к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг.) здесь добывался огнеупорный материал – доломит. В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро глубиной 110 метров. Исследовавшие затопленный карьер дайверы обнаружили в нем самосвал. Встречаются там и затопленные деревья (вплоть до глубины 30 метров).

Рядом находятся отвалы, лазить по которым нужно очень осторожно, поскольку они очень сыпучи (был даже смертельный случай).

По другую сторону от поселка (чуть восточнее) на вершине горы Теплой (446 м) есть пожарная вышка высотой 35 метров. С нее открывается потрясающий вид на все окрестности.

Как добраться до Билимбая?

Поселок Билимбай расположен в 57 км к западу от Екатеринбурга, недалеко от Первоуральска. На автомобиле нужно ехать по Московскому тракту, повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжаете движение по дороге и вскоре окажетесь в Билимбае. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

На общественном транспорте проще всего доехать до Билимбая на электричке на Шалю. Нужная станция так и называется – «Билимбай». Путь от Екатеринбурга на электричке занимает 1 час 10 минут.

© Павел Распопов