Песок и глина состояние. Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка. Изучение нового материала

Песок и глина являются достаточно распространенными и доступными природными материалами. Каждый из них по-своему уникален.

Определение

Песок – материал, представляющий собой совокупность множества мельчайших фрагментов горных пород.

Песок

Глина – материал с мелкозернистой структурой, образованный вследствие разрушения горных пород.


Глина

Сравнение

Минеральный и химический состав, а также величина частиц наделяют песок и глину определенными свойствами. Попытаемся их сравнить.

Водопроницаемость

Отличие песка от глины наблюдается в способности каждого из материалов пропускать воду. Можно заметить, что в природе песок часто встречается в сухом виде. Это связано с его хорошей водопроницаемостью. Такое свойство песка используется для создания песчаных фильтров.

Глина же воду впитывает, при этом набухая (после высыхания она снова теряет в объеме). Насыщение глины влагой происходит до определенного предела. Пропускать сквозь себя воду данному материалу не свойственно. Это касается и высохшей глины, и напитанной до упора влагой.

Пластичность

Из сырого песка можно попытаться что-то слепить. Однако при этом хорошей связующей способности между его частицами наблюдаться не будет. Даже влажный песок является достаточно рыхлым, и о каких-то художественных изысках речи не идет.

Между тем из сырой глины, как из податливого теста, легко формируются всевозможные фигуры, ведь в таком состоянии она отличается вязкостью и пластичностью. Это свойство глины лежит в основе гончарного производства. Материал с успехом используется для изготовления предметов домашнего обихода и строительных элементов.

Сыпучесть

В чем разница между песком и глиной? Она также состоит в том, что сделанный из песка куличик после высыхания теряет свою форму, а глиняное изделие сохраняет ее. Сухой песок сыпуч, ведь между его частицами отсутствует сцепление. Причем через любое отверстие песок проходит равномерно, без изменения скорости, что демонстрируется в работе песочных часов.

Глина не обладает сыпучестью. Высохшая, она состоит из крепко сцепленных частиц, поэтому изделия из нее являются очень плотными. Чтобы отделить друг от друга частички сухой глины, необходимо применить дополнительное усилие – растолочь глиняный комок.

Глина - пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

Применение глины

Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

Строительство . В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

Сувениры и посуда . Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

Глина может входить в состав других материалов . Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях "Помощь художнику".

Свойства глины

Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая... Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции - соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность . Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость - изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

Состав глины

Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества - глинистые минералы - которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины - нетривиальная задача.

Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности » определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать , придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

Оборудование : Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

Ход занятия

Дети с воспитателем подходят к песочнице.

Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

Куличики.

Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

Ой, почему он не получился?

Песок сухой, он рассыпался.

Значит песок у нас какой?

Сыпучий, рыхлый.

Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

Полить.

Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

(Поливаем, дети лепят куличики).

Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

Мокрым, липким.

Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

(Дети выполняют работу).

Воспитатель - Из чего состоит песок?

Из мелких зёрнышек, песчинок.

А как они выглядят?

Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

Нет, в глине много комочков.

Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

(Дети выполняют).

Да.

Воспитатель: Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

Он рыхлый, сыпучий.

Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

Она слиплась комочками, твёрдая.

Скажите, чем песок отличается от глины?

(Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

Воспитатель: Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

Глина твёрдая.

Воспитатель: Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

Песок.

Почему вы так решили?

Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

Карандашами, красками…

А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

(Дети выполняют работу).

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

Что вы узнали про песок?

А что узнали о глине?

А чем вы рисовали?


Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • 1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

    2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

    3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

    4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

    5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

    6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

    7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

      Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

    Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

    ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

    ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

    1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

    2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

    1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

    2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

    3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

    Таблица 12. Классификация форм рельефа

    Формы рельефа

    По величине

    По происхождению

    Процессы, участвующие в образовании

    1)Планетарные

    Океанические впадины и континенты

    Геотекстуры

    Планетарные геофизические и космические процессы

    2)Мегаформы

    Горные пояса, равнинно-платформенные области

    3)Макроформы

    Горные хребты, возвышенности, низменности

    Морфоструктуры

    Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

    4)Мезоформы

    Овраги, балки, барханы

    Морфоскульптуры

    Экзогенные процессы

    5)Микроформы

    Карстовые воронки, прирусловые валы

    6)Наноформы

    Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

    4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

    Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.