Конспект игрового мероприятия (викторины) к Международному дню птиц для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о птицах? Викторины для школьников. Викторины про птиц. «Кто как летает»

«Птичья почемучка»

Цель:

Задачи: Образовательные: Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие: Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Ведущий:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли - не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий:

1. Разминка

(Филин.)

2. «Чей нос лучше»

(Показать книгу).

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 - клёст - клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 - фламинго - по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 - ворона - очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 - пеликан - в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 - орёл - острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 - гусь - водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа - инсценировка «Сорока»

Старшая группа - игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

1 . Назовите, кто летит.

(1 - утка; 2 - ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 - сорока; 2 - цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 - ворона; 2 - гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

1.

2. (Еловая шишка).

3. (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях - белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

(Синичка)

. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы»

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица…

«Лабиринт» -

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка - звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Просмотр содержимого документа
«Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Птичья почемучка"»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

«Птичья почемучка»

Цель: воспитание у старших дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях.

Задачи:
Образовательные:
Расширить кругозор детей о мире пернатых.

Развивающие:
Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

1 ребенок:

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

2 ребенок:

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли – не пугливы

Хоть руками их бери!

(Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей.

(дети старшей группы делятся на команды «Матки-матки, чьи отгадки?», дети подготовительной к школе группы складывают разрезные картинки «Птицы»)

Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды, связанное с птицами.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

1. Разминка

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

2. «Чей нос лучше»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – гусь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Подготовительная группа инсценировка «Сорока»

Старшая группа игра «Сорока»

3. «Кто как летает»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1 . Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).

Игра «Чья стая быстрее соберётся»

4. «Птичьи загадки».

«Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят, есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

3. В конверте лежит картинка дерева, которое поит дятла. Что это? (берёза)

«Угадай птиц по описанию»

1. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (Дятел)

2. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху на крыльях – белая полоска, под шейкой большое чёрное пятно. Совсем, как бант или широкий галстук. (Воробей)

3. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и груди длинный серый галстук. Спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка жёлтая, будто она в жёлтую жилетку нарядилась. (Синичка)

4. Сверху они чёрные, только под самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (Ласточка)

«Дорисуй птицу» (на мольберте)

«В сыром бору тропина» (муз. композиция)

5. «Защитники природы» «Пословица недаром молвится».

На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

Цыплят по осени… (считают).

Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

Одна ласточка… (весны не делает).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

«Правила поведения на природе - девять «Нельзя».

На мольберте прикреплены 3 ряда карточек лицевой стороной вниз по 3 карточки в каждом ряду.

«Лабиринт» - у нашего воробья есть братья и сестры, их нужно довести до корма, провести через лабиринт, давайте выполним и это задание.

Музыкальная композиция «Голуби»

Ведущая: Жаворонки прилетайте

Весну встречайте!

Угощение

Загадки для зрителей

1. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить стволы (Дятел).

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует (воробей)

3. Птичка – звонкая певичка,

Желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка,

Наша быстрая … (синичка)

4. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой (дятел)

Конспект образовательной деятельности

«Викторина «Летят перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическая культура, музыка.

Цель: Обобщить знания детей о приметах осени и перелётных птицах.

Задачи: Закреплять знания и представления детей о перелетных птицах: внешний вид, питание, место обитания.

Упражнять детей в отгадывании загадок.

Развивать абстрактное и логическое мышление, самостоятельность мышления.

Методы и приёмы: методы: игровые, практические, словесно-наглядные. Приёмы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Материалы: мультимедийная презентация «Перелётные птицы», схема перелёта птиц, видеозапись «Отлёт уток», аудиозапись «Голоса птиц», бубен, осенние листочки (красные, желтые), силуэты облаков 2х цветов.

Ход образовательной деятельности.

1. Погружение в тему.

На мультимедиа появляется видеозапись «Отлёт уток».

Вопросы воспитателя:

Кто такие перелётные птицы?

Когда они улетают в тёплые края?

Предлагается оценить свои знания и прикрепить облачка на магнитную доску (если знаний на достаточном уровне – голубое облачко, если знаний мало – серое облако).

Определить, каких облаков больше.

2. Деление на подгруппы. Подвижная игра «Будь внимателен».

Дети двигаются под бубен в свободном направлении, с окончанием сигнала бубна дети находят место на разложенных на полу осенних листочках. Дети делятся на 2 команды по цветовой гамме. В каждой команде путём обсуждения выбирается капитан. Объявляется викторина «Летят перелётные птицы», на самую эрудированную команду по этой теме.

3. конкурсные здания.

Первое задание «Приметы осени».

По очереди все игроки выполняют задания, за каждый правильный ответ даётся фишка.

1-я команда - назвать приметы осени.

2-команда – назвать перелётных птиц.

Второе задание « Загадки о перелётных птицах».

Если отгадка названа правильно, на экране появляется картинка.

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец-

Он и летчик, и певец.

(скворец)

Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
(грач)

Кто эта птица?

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(кукушка)

Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
(утка)

Третье задание «Перелёт птиц».

Команды по сигналу на скорость выстраиваются в форме отлёта птиц по схеме: косяком, вереницей. Руководят построением капитаны.

Четвёртое задание «Найди пару».

По жеребьёвке капитан команд разбирают наборы картинок. Команды определяют птицу, собирают картинки корма, который предпочитает птица (утка – рыбу, скворец – червяков, цапля – лягушек, жаворонок – насекомых и т.д.)

4. Групповая работа.

5. Рефлексия.

Воспитатель предлагает оценить свои знания после проведённой викторины и выбрать голубое или серое облачко. Проводится сравнение начального результата оценки знаний и

конечного, обсуждаются изменения.

6. Подведение итогов викторины.

Подсчёт фишек, определение победителей. Команде, выигравшей в викторине, предоставляется почётная миссия развесить кормушки на участке.

Цели и задачи:

Познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием;

Обобщить и расширить знания детей о птицах;

Прививать любовь к родному краю, его природе.

Помочь детям найти время для общения друг с другом;

Сделать жизнь детей яркой и интересной.

Оборудование: электронная презентация «Международный день птиц», жетоны (звёзды), медали, призы.

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Дальнего Востока. Здесь, у нас, гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни и яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Дети называют зимующих и перелётных птиц Дальнего Востока.)

Ведущая: Чем отличаются птицы от других животных?

Просмотр клипа-песни «Птички».

Ведущая: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Ведущая: Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

Эта птица

Зовется … (Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Ведущая: Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

Вопросы викторины:

Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Самая крупная из ночных хищных птиц Дальнего Востока? (Рыбный филин.)

Подводятся итоги первого тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Пауза для отдыха.

Проводится подвижная игра «Птицы».

Дети разбиваются на две команды. Одна команда будет «воробьями», а другая – «воронами».

Прежде чем начать игру, ведущий договаривается с детьми, что будет делать каждая из команд. Например, «воробьи» будут приседать на корточки, а «вороны» будут запрыгивать на скамейку.

Игра начинается, ведущий командует, медленно произнося первые два слога: «Вороны»! Дети из команды «ворон» должны безошибочно выполнить свое задание. И наоборот. При этом совсем не обязательно, что ведущий будет чередовать свои команды с последовательностью, он может и два раза подряд выкрикнуть одно и то же слово.

Суть игры в том, что и слово «воробьи» и слово «вороны» имеют одинаковые первые два слога, поэтому детям легко сбиться с толку.

Тот из игроков, кто ошибается, – выбывает из игры. Таким образом, участников становиться все меньше и меньше. Пока не остается один, который и становится победителем.

«Продолжи предложение, найди причину»

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что… (была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Птица чёрный журавль занесена в Красную книгу, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Дидактическая игра “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Подводятся итоги второго тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Вопросы викторины:

Назовите заповедник, расположенный в Еврейском автономном округе, в Биробиджанском и Облученском районе? (Заповедник Бастак.)

Какие редкие птицы обитают в этом заповеднике? (В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда.)

Какая птица является особой гордостью заповедника? (Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста.)

Назовите врагов дальневосточного аиста? (Враги дальневосточного аиста в природе – гималайские медведи и крупные птицы-хищники.)

Чем питается дальневосточный аист? (Основным кормом для дальневосточного аиста служит рыба: карась, вьюн, также аист питается лягушками и крупными представителями водных беспозвоночных.)

Почему рыбный филин оказался на грани исчезновения? (Интенсивное хозяйственное освоение долин рек, лесосплав, загрязнение рек, оскудение рыбных запасов, отлов норки и выдры капканами в воде; случаи браконьерства.)

Подводятся итоги третьего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Тур победителей

Марафон интеллекта:

Передние конечности птиц – это… (крылья)

Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам, занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. (Орлан белохвост и орлан белоплечий.)

Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень.)

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

- “Пернатая кошка” (Сова.)

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто-черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая. Грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок.)

Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку. Как его зовут? (Каменный глухарь)

Подводятся итоги последнего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, определяется победитель.

Все участники игры получают медали «Друзья птиц», а победитель – медаль «Знаток птиц».

Заканчивается викторина танцем «Танец утят».

Приложение. Презентация

Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.

Развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.

Развивать внимание, мышление, память.

- умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,

Совершенствовать г рамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов;

Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы:

Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, посылка с кормом.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход викторины.

Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.

Д/и «Собери картинку»

Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».

Появляется Каркуша.

А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.

1 тур «Разминка»

Чья команда назовет больше птиц.

2 тур «Загадки»

На ветвях, украшенные снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают.

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит.

Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

3 тур «Узнай по описанию»

Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.

У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.

Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.

Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.)
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх.)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы.)
Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.)
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.)
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось на землю сесть.
Присесть.

4 Тур «Ответь на вопрос»

Какая птица умеет дразниться? (попугай)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)

Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)

Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)

Какую птицу называют символом мира? (голубь)

Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)

Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)

Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)

5 Тур Игра «Летает не летает»

Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.

6 тур "Из какой мы сказки?"

Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

А) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?

А) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

7 тур: «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

8 тур: «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».( вывешиваются 2 макета деревьев)

Воспитатель : Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.

Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих

10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».

Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.

(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)

Воспитатель:

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь

Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?

Дети: Они погибнут.

Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?

Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.

Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.

Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!

Подведение итогов . Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.

Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц» Цель: обобщение знаний о птицах. Задачи: 1. Закреплять знания детей о птицах. 2. Формировать умение работать в коллективе. 3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам. Сценка. Роли исполняют заранее подготовленные дети. Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик. Автор. Встретились однажды Сорока и Ворона. На сцене появляются сорока и Ворона. Сорока: Куда летишь, ворона? Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить. Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне. Ворона: Да я там нагрязнила. Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься! Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик. Дятел: Здравствуй, Зяблик старый! Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой! Дятел: А ты как узнал, что я молодой? Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый? Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый! Герои сценки уходят за кулисы. Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.) - Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми. Команды сформированы заранее. - Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан. - Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри. Первый конкурс «Загадочный». Каждой команде будут загадываться загадки. 1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока А зовут её …….. 2. Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Всё равно он будет мой. 3. Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. 4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю Чик-чирик, не робей, Я бывалый … 5. Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая, Известная персона Это ж я … 6. Ну а я, не зная сна Ловлю мышей до поздна Даже шорох лёгкий слышу Не уйти, пожалуй, мышке. Второй конкурс «Вопрос-ответ». 1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде. 2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом. 3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. 4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси. 5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом. 6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля. 7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. 8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса. Третий конкурс «Пословицы и поговорки». Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди. Например: 1.Одна ласточка весны не делает. 2.Грач на горе, весна во дворе. 3.Всяк кулик болото знает. 4.Всякая птичка свои песенки поёт. 5.Ласточка день начинает, а соловей кончает. 6.Синичка невеличка, а птичка. 7.Болтлива, как сорока. 8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания: Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами. Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами. - А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы. Игра «Птичий язык». - А теперь поиграем! Воробей - чирикает, Кукушка -… Сорока - … Ворона - … Голубь - … Курица - … Утка - … Соловей - … - Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание. Пятый конкурс «Птицы в сказках». 1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? 2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня? 3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц. 4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота? 5. С какой птицей дружил Винни Пух? 6. В какую птицу превратился гадкий утёнок? 7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая? 8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых? Шестой конкурс «Поменяй букву». Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц. Палка (Г) Корона (В) Капля (Ц) Врач (Г) Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?» Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья). Восьмой конкурс «Охрана птиц». - Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки) - Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.