Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений. Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Работа над композицией сочинения

Ребята! Закройте глаза и прослушайте отрывок из муз. произвед. Чайковского «Щелкунчик».

А теперь постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, чувства, которые вы испытали во время слушания, употребив только глаголы.

Почему именно глаголы помогли передать ваши ощущения?

Слайд 2.

К нашему уроку я подобрала эпиграф:

- "Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи". А. Югов.

Таково мнение писателя Алексея Югова.

А как вы понимаете смысл этих слов?

Слайд 3.

Какова же тема нашего урока ?
-У каждого из вас есть таблица
«Что я хочу узнать», отметьте галочкой цели, которые вы хотите достичь на сегодняшнем уроке.

Сформулируйте цели, которые поставили перед собой.

На протяжении всего урока вы будете заполнять лист самоконтроля. Каждое выполненное задание оцениваете и ставите соответствующий балл в колонку «Моя самооценка». В конце урока я соберу эти листы и поставлю за ваши задания баллы в колонку «Оценка учителя», а затем мы сравним наши оценки и проверим, правильно ли вы оцениваете свои достижения.

Запишем в тетрадях число, Классная работа с комментированием.

(На доске написано предложение:

Лера видела в лесу настоящую лису.)

Прочитаем предложение.

Чтобы отгадать букву минутки чистописания, послушаем её характеристику:

Эта буква согласная.

Она обозначает звонкий звук.

Она является суффиксом в глаголах прошедшего времени.

В данном предложении она встречается 4 раза. Слайд 4.

Пропишем заглавную и строчную Л

одну строку.

На следующей строке запишите предложение.

Выполним синтаксический разбор.

На какой вопрос отвечает глагол?

Каким членом в предложении является?

Отметьте в листе самоконтроля свой результат.

Что обозначает глагол?

На самом деле обозначать действие может и существительное.

Послушайте стихотворение поэта 19 века Афанасия Фета и попытайтесь найти глаголы.
Шёпот, робкое дыханье,
трели соловья.
Серебро и колыханье
сонного ручья
- Ну что, вы услышали хоть один глагол? Шепот, дыханье, колыханье - это всё существительные, хоть и обозначают действия. Но всё же существительные не для этого созданы. Обозначать действия существительными, всё равно, что гвозди скалкой забивать, лучше всё-таки взять молоток. Для того чтобы обозначать действия, в русском языке есть часть речи - глагол. Глагол многогранен.

Выясним, какова его роль в речи? Слайд 5.

1. Работа с текстами.

Прочитаем тексты на экране.

Сравним их.

Что общего между ними?

Чем они отличаются?

Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?

Какова роль глагола в нашей речи?

2. Работа по учебнику

Откройте учебник на стр. 68. Найдите упр. 139.

О чем может идти речь в тексте, к которому выполнена иллюстрация?

Прочитаем стихотворение. Кто написал это произведение?

С помощью каких частей речи Елена Благинина рисует картину весеннего дня?

Почему она использовала глаголы?

Найдите их в тексте, работаем в парах.

Какая пара готова?

Прочитайте свои глаголы.

По каким признакам определили глаголы?

Запишем эти слова в тетрадь. (у доски)

Как различаются глаголы? (по временам)

Как определить время глаголов?

Определите в каком времени употребляются данные глаголы?

Какие ещё грамматические признаки глаголов вам известны? (по числам)

Как определить число глаголов?

Определите в каком числе употребляются эти глаголы?

Изменяются глаголы по родам?

Какой сделаем вывод?

Поставьте оценку во 2-ю строку.

Я буду называть действия, а вы их выполнять.

Встаньте, хлопайте,

Топайте, прыгайте,

Шагайте, поворачивайтесь

Хлопайте, топайте,

Прыгайте, стойте.

Вдохните, выдохните, Садитесь.

С помощью слов какой части речи нам удалось провести физ. минутку?

Это ещё раз доказывает, что глаголы – большие труженики, они всегда что-то делают.

Слайд 6.

- А сможем ли мы обойтись без них?

Предлагаю проверить.

Рассмотрите картинку, попробуйте безглаголов описать, что на ней изображено.

………….. долгожданная зима.

…………. первый снег.

Дети ………… на улицу.

Они ………. снеговика.

У Миши ………. пальцы.

Яша ….. ему рукавицы.

Весело …. время дети.

(Наступила, выпал, лепят, выбежали, замёрзли, дал, проводят

Смогли узнать из этого текста о чем идет речь? (Нет)

Как «оживим» текст?

Вставьте в предложения подходящие по смыслу глаголы. Прочитайте предложения.

Что скажете теперь? Можем ли мы обойтись без глаголов? Каково их значение в предложении?

- Как можно назвать глаголы, которые создают действия?

Из упр.145унаем, какие ещё глаголы существуют в речи? Прочитайте текст.

Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки?

Как его можно озаглавить?

Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?

Назовите глаголы, передающие звуки.

В каком значении употреблены эти глаголы?

Как глаголы характеризуют неодушевленные предметы?

Как называется такой прием в литературе?

Найдите в тексте глаголы движения.

Перечислите глаголы, которые обозначают цвет.

Какую функцию в речи выполняют эти глаголы?

Какой глагол не назвали? (любят)

Что он обозначает?

Это глагол состояния души.

Какой сделаем вывод?

- 1 ряд выписывает глаголы, которые создают движения, 2 ряд выписывает глаголы, передающие звуки, 3 ряд выписывает глаголы, обозначающие цвет и состояние (3 уч. у доски)

Слайд 7.

Слайд 8.

Самым показательным с точки зрения употребления глаголов, на мой взгляд, является стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды».

Сколько глаголов использовал поэт? (14)

По какому значению распределим их в группы?

- Назовите глаголы, передающие звуки,создающие движения, обозначающие цвет.

Самостоятельно выпишите глаголы, создающие действия, движения.

1 уч. выписывает глаголы, передающие звуки.

2 уч. выпишет глаголы, обозначающие цвет.

Слайд 9. Проверим, верно ли распределили глаголы по значению? (Проверка по слайду)

Это стихотворение интересно тем, что поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Алексей Югов, называя глагол самой живой частью речи? Докажите. Глагол – это…

Какова роль глагола в речи?Какие грамматические признаки глаголов вам известны? Какие глаголы придают речи выразительность?

Слайд 10. Перед вами на экране оценочный лист, сформулируйте своё отношение к уроку.

Слайд 11. Запишите Дом. Зад.

Выдержка из текста:

Ход урока:

1. Орг. момент:

Начнём урок с маленького слова - Еж.

Какие ассоциации возникли у вас с этим словом?

Что вы представили, увидели, услышали, когда прочитали это слово?

Можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке?

Моя подсказка. Ёж предлагает принять телеграмму: Михалков, Успенский, Рачёв, Заходер, Иванов, Лаптев, Канашевич, Алтаев. (МУРЗИЛКА)

2. Постановка темы и цели урока:

3. Знакомство с новым материалом:

Прежде, чем мы будем работать с журналом «Мурзилка», найдите объяснения значения слов с помощью толкового словаря.

4. Творческое задание по группам

  • 1 группа НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Выберите пословицы, которые можно отнести к рассказу Ю.Ермолаева «Проговорился».

Изба красна пирогами, а человек – делами.

Труд кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Делу – время, а потехе – час.

  • 2 группа КРОССВОРД

Разгадайте кроссворд « МУРЗИЛКА»

  1. Детский поэт Самуил Яковлевич ……..
  2. Кто такой Чико?
  3. Количество экземпляров, выпущенного в свет печатного издания.
  4. Печатное периодическое издание.
  5. Заголовок раздела.
  6. Автор рассказа «Проговорился».
  7. Главная героиня рассказа «Проговорился».
  8. Литературный работник, занимающийся журналистикой.
  • 3 группа ВЕСЁЛЫЙ ХУДОЖНИК

Раскрасьте попугая Чико.

  • 4 группа ПРОБА ПЕРА

Напишите в журнал заметку о своём однокласснике или о своём классе.Попробуйте подобрать рифму к строкам стихотворения:

  • «Мурзилка» – журнал 21 века………………………………….
  • «Мурзилка» - весёлый журнал для детей,……………………………………………….

Д/з – написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях(на доске появляются рубрики, заполненные детьми)

5. Итог урока:

Результатом совместной работы у нас получился номер журнала. Осталось заполнить ещё 1 рубрику «Игродром».Обсудите в группе и выберите, каким цветом вы раскрасите полоску, какому настроению она соответствует. Раскрасьте её и объясните свой выбор (появляются слова: спасибо, молодцы, отлично, успешно)

Д/з: Выполнить задание на выбор:

  1. Принести в класс любой детский журнал и сделать обзор.
  2. Прочитать рассказ Ю. И. Ермолаева по ролям.
  3. Написать заметку в газету «Солнышко» о своём классе, об однокласснике, о своих увлечениях

8. «Хранила я среди младых созвучий…»

Хранила я среди младых созвучий
Задумчивый и нежный образ дня.
Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий,
И солнца нет, и сумрак вкруг меня.

Но в келье - май, и я живу, незрима,
Одна, в цветах, и жду другой весны.
Идите прочь - я чую серафима,
Мне чужды здесь земные ваши сны.

Идите прочь, скитальцы, дети, боги!
Я расцвету еще в последний день,

Моя любовь - немеющая тень.
17 октября 1901

Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.»

В рамках романа Любочки с Сашурой…
Представьте измученного «беспричинной ревностью», приступами отчаяния 20-тилетнего Блока, увидьте их встречу – на Невском, в сумерках… Совершенно случайную… Как на зимой на Сенной площади, как в театре на соседних местах, как мистическим летом в Богом забытой деревеньке или посреди Церковного леса… Случайно – раз, два, три – в двухмиллионном городе, случайно в миллионногектарном подмосковье…
Теперь вслушайтесь в слова Любови Дмитриевной: «Позволила идти с собой». Всей «привычной суровостью» насладились? Всю «привычную суровость» впитали? А теперь услышьте: «Я рассказала, куда иду и как все это вышло».
Если Вы всё правильно представили, увидели, услышали – у Вас должна закружиться голова.

В рамках сюжета СПД – это вставка чужим почерком - ответ Твой на обвинения: какие «страсти»? Страсти у той, у русской твоей Венеры, а у меня–

Мои мечты - священные чертоги,
Моя любовь - немеющая тень.

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ()

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».

3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».

4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

Вставка чужим почерком.

8. «Хранила я среди младых созвучий…» ()
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты - священные чертоги, моя любовь - немеющая тень.»

9. «Медленно в двери церковные…» ()
Вставка другим почерком: «в церковные двери я вхожу без сомнения.»
10. «Ловлю я тонкий прах надежды…» ()
Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».
11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…» (

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений (по романсу «Сирень»). 6 класс

Цель: обучение описанию предмета, который вызывает эстетические чувства (цветок). Подготовка к описанию необычного предмета - цветка, о котором «рассказал» русский композитор.

Развитие творческих способностей учащихся.

Задача: помочь выразить в письменном высказывании возникшие у детей чувства.

Оборудование: романс «Сирень», репродукция картины «Сирень», стихотворения Б. Пастернака «Сирень», «Ты в ветре веткой пробующем…», портрет, таблица-словарь, записи на доске (теория: романс, вокализ; описание, композиция описания, эпиграф).

Данный урок является интегрированным: русский язык + музыка.

Ход урока

1. Слово учителя.

Цель урока: вам сегодня предстоит подготовиться к описанию необычного поэтического предмета - цветка сирени, о котором «рассказал» в своём романсе русский композитор.

Какие чувства вызывает у вас этот цветок? Какое впечатление производит? Нравится ли он вам?

2. Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку мною выбрано высказывание о романсе «Сирень».

(Эпиграф - изречение, цитата, находящееся перед произведением, главой и сосредоточивающее мысль на его идее.)

Романс «Сирень» воспринимается как музыкальный «портрет»

Цветущего сиреневого сада, в котором композитор передал тончайшие оттенки чувств, вызванных весенним возрождением.

Постараемся «увидеть» то, о чём говорил Астафьев.

3. Слово учителя. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, прекрасному ароматному растению, Сергей Васильевич Рахманинов пронёс через всю жизнь. По словам композитора. Скромная ветка сирени была «царицей» его души.

Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. А какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет - частицу российского пейзажа.

4. Прослушивание романса.

Подготовьтесь к прослушиванию музыки романса Сергея Васильевича Рахманинова. Для этого сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте не только услышать эту музыку, но и «увидеть», почувствовать её.

Представьте, что майским утром вы входите в сиреневый сад…(звучит музыка).

5. Беседа. Обмен впечатлениями.

Вспомните, а что же такое романс? (Романс - небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.)

Вы слушали романс без слов, вспомните, как называется такое исполнение? (Вокализ.)

Прекрасная музыка, не правда ли?

Воспроизведите про себя то, что вы услышали, «увидели» и почувствовали.

Вам понравилась музыка?

Какие чувства она у вас вызвала?

Расскажите о том, что вы «увидели», услышали в сиреневом саду.

Опишите запахи сада.

Какой вы представили сирень в музыкальном саду?

В самом музыкальном произведении не называются краски сиреневого сада. Но если внимательно слушать музыку, она поможет вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому нам, слушателям, иногда кажется, что увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебником-художником.

Ребята, вы рассказали о своих впечатлениях. А вот таким сиреневый сад увидела я (на фоне музыки романса):

Мне кажется, что композитор передаёт в своём романсе весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматами сиреневого сада с помощью звуков. Романс «Сирень» словно пронизан лучами ласкового майского солнца. В музыке можно услышать шелест проснувшихся ветвей, можно «увидеть», как склоняют головы душистые тяжёлые грозди, ещё мокрые от ночной росы. Чувствуется свежесть и лёгкая прохлада солнечного утра. Музыка напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного. Кажется, что вместе с композитором можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картинах Петра Петровича Кончаловского.

Как, с помощью чего художник передаёт свежесть и великолепие цветов?

А чем воспользуется поэт, писатель для создания образа цветов сирени? (словом! Поэт воспользуется выразительными средствами языка!)

Послушайте стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, посвященные сирени. С произведениями поэта нас познакомят ученики.

(Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

У капель - тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.)

«Сирень»

(Положим,- гудение улья,

И сад утопает в стряпне,

И спинки соломенных стульев,

И черные зерна слепней.

И вдруг объявляется отдых,

И всюду бросают дела.

Далекая молодость в сотах,

Седая сирень расцвела!

Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты.

И чуть наполняет повозка

Раскатистым воздухом свод,-

Лиловое зданье из воска,

До облака вставши, плывет.

И тучи играют в горелки,

И слышится старшего речь,

Что надо сирени в тарелке

Путем отстояться и стечь.)

А вы же подобно писателям, поэтам попробуете в своих сочинениях «нарисовать» картину сиреневого сада, созданного в романсе «Сирень» .

(Прослушивание музыки.)

6. Работа над композицией сочинения.

Вы попробуете создать сочинение-описание. То есть в ваших работах будет преобладать тип речи - описание.

Вспомним, что такое описание как тип речи. Что значит «описать»?

Работа с таблицей.

ОПИСАНИЕ (Какой? Каков? Что из себя представляет?)

ОПИСАТЬ - «нарисовать», воспроизвести какую-либо картину.

КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ

А) Вступление, передающее общие впечатления от предмета описания.

Б) Основная часть, раскрывающая свойства описываемого предмета.

В) Концовка (часто содержит оценочный момент).

Трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю вам вариант начала сочинения:

Когда я слушаю музыку, я как будто попадаю в… (я вижу…)

(Договоримся, что вы воспользуетесь данным началом, если не сможете начать по-своему.)

В первой части вы напишете о том, что «увидели», услышали, почувствовали и пережили, когда слушали музыку.

А чтобы ваш читатель понял, что речь идёт о музыкальном образе сирени, постарайтесь передать словами особенности романса, его настроение. Это можно сделать попутно, описывая саму сирень, которую вы «увидели» в музыке Рахманинова.

Также включите в сочинение вторую часть и начните её словами «Музыка словно…» или «Звуки музыки (какие?)…».

В третьей части напишите, понравилось ли это музыкальное произведение, чем.

В написании сочинения вам помогут таблицы с опорными словами.

7. Итоговое прослушивание.

Послушайте романс ещё раз, но уже со словами.

Сядьте удобно, можете закрыть глаза.

Вслушайтесь в музыку, в слова романса и оживите те впечатления, о которых вы говорили на уроке.

Итак, раннее майское утро, вы выбегаете в сад…

(Звучит романс.)

8. Написание сочинения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица-словарь к сочинению

Чувства

Радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность

Звуки сада

Шелест, шёпот, негромкий разговор ветвей, нежная утренняя песня; лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия; тихие вздохи просыпающегося душистого моря

Майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный, уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы.

Воздух в саду

Сырой, бодрящий, ароматный, свежий, влажный , чистый, прозрачный, утренний, напоённый запахами.

Сирень

Ветви: гордые, мощные, могучие, нежные, пышные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, парящие в воздухе, тянущиеся к солнцу, нарядные.

Грозди: крупные свежие, тяжёлые, влажные, мокрые от росы и дождя.

Цветы: звёздочки, звоночки, маленькие, хрупкие, нежные, крошечные, милые.

Аромат сирени: медвяный, чарующий, прекрасный, нежный, упоительный, таинственный, загадочный, удивительный.

Цветовая палитра: сирень нежно-розовая, жемчужная, серебристая, опаловая, таинственно-голубоватая, сказочно-прекрасная, разноцветная.






Б. Пастернак

«Ты в ветре веткой пробующем…»

Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь!

У капель - тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.

«Сирень»

Положим,- гудение улья,

И сад утопает в стряпне,

И спинки соломенных стульев,

И черные зерна слепней.

И вдруг объявляется отдых,

И всюду бросают дела.

Далекая молодость в сотах,

Седая сирень расцвела!

Уж где-то телеги и лето,

И гром отмыкает кусты,

И ливень въезжает в кассеты

Отстроившейся красоты.

И чуть наполняет повозка

Раскатистым воздухом свод,-

Лиловое зданье из воска,

До облака вставши, плывет.

И тучи играют в горелки,

И слышится старшего речь,

Что надо сирени в тарелке

Путем отстояться и стечь.