Как не быть грустным? I. Мотивация к учебной деятельности














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В работе дана структура урока открытия нового знания в 4 классе по теме “Правописание не с глаголами” по программе “ Начальная школа 21 века” . В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Научить любому умению, будь то умение кататься на велосипеде, умение читать и писать, умение управлять самолетом, при помощи слов, объяснением, невозможно. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа учеников. Причем не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового учебного материала, а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала. Существенно поменялась роль учителя. Учитель не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

Цели урока

Образовательные:

  • расширить знания детей о служебных частях речи;
  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола,
  • положительный и отрицательный смысл глаголов);
  • познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
  • обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

Воспитательные:

  • воспитание культуры учебного труда;
  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Развивающие:

  • развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
  • развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать внимание и память учащихся;
  • развивать умение слушать товарищей;
  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.

Оборудование:

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.

Прочитайте. (Дети хором читают)

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)

Учитель: Что хотел сказать нам поэт?

Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного

II.

Языковая разминка

Учитель: Напишите первое предложение себе в тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его. Определите, какой частью речи является слово учите?

Дети: Глаголом

Учитель: Сравните свою запись с образцом. (Обращается к презентации. Слайд №3) Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

Дети: О глаголе

III. Актуализация новых знаний

Учитель: Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №4)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает . (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят ,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу . (Петух)

Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал ? (Воробей)

Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?

Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?

Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.

Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?

Дети: Предлоги, частицы, союзы.

(Обратиться к эталонам с прошлых уроков)

Учитель: Какой частью речи является не ?

Дети: Частицей

Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №5)

Дети: Не с глаголами пишется отдельно.

Учитель: Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.

Дети: Правописание частицы не с глаголами. (Тема записывается на доске)

Учитель: Прочитайте поговорки. (Обращается к презентации. Слайд №6)

Потчевать велено, а (не)волить грех.
Кто кого обидит, тот того и (не)навидит .
Плохо можется, коли (не)здоровиться.

Учитель: Напишите, выделенные глаголы, маркером у себя в блокнотах раскрывая скобки.

IV. Выявление места затруднения

Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.

Учитель: В чём ваше затруднение?

Дети: Мы не знаем правило.

Дети: В учебнике.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Прочитайте тему нашего урока. (На доске)

Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №7)

Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.

Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.

1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81

2. Вывести алгоритм действий. (Обращается к презентации. Слайд №8)

Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

(Обратиться к презентации. Слайд №9)

Существует ли такое слово в русском языке? Да.

Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.

Вывешиваем на доску.)

Существует ли такое слово в русском языке? Нет.

Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. (Это эталон.

Вывешиваем на доску)

Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?

Дети: Нет

Учитель: Как надо поступить в данном случае?

Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №10)

VI. Реализация построенного проекта

Учитель: А сейчас потренируемся. Посмотрим задания, которые нам предлагает автор учебника. Выполним упражнение 2 в печатной тетради на стр. 32. Работаем по алгоритму. Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно. Комментированное письмо с проговаривание по цепочке. Записать в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать

(Обращается к презентации. Слайд №11)

VII. Первичное закрепление

Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.

Прочитай. Запиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

Оправдался

VIII. Самостоятельная работа

Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.

Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.

(Обратиться к презентации. Слайд №12) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть

IX. Включение в систему знаний. Повторение.

Выполнить упражнение 3 на стр. 82. Выписать из рассказа слова в три столбика. В первый слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.

соединяется

не отстанет

не придёшь

посмотреть

удаляется

отодвинется

на расстоянии

С приходом осени в нашей жизни появляется холод и ветер, дождь и лужи, хандра и печаль. Как же избавить себя от грусти, которая так и навевает в такое унылое межсезонье?

Самое главное - быть готовым дать осенней хандре отпор и не поддаваться печальному настроению во что бы то ни стало! Даже в такое дождливо-мрачное время года нужно получать удовольствие от жизни, находить поводы для радости и положительной энергии.

    Двигайтесь. Ведь осенью не обязательно сидеть дома. Пока нет дождя, идите на прогулку: в парк, на природу, по городу. Можно кататься на велосипеде, роликах, самокате, а также аттракционах.

    Устройте фотосессию. Осенью не холодно и не жарко, много ярких листьев вокруг, можно устроить отличную фотосессию, если выбрать недождливый день. Можно хоть целый день фотографировать себя, семью, друзей, природу, город или же заказать фотосессию с профессиональным фотографом и благодаря таким фотографиям вы влюбитесь в осень.

    Улыбайтесь. Оглянитесь вокруг: кругом золотая листва, в которой можно забавно шуршать и дурачиться, веселиться и фотографироваться. Можно собрать листья и сделать осенний букет. Ну разве это не поднимет вам настроение?

    Занимайтесь творчеством. Когда за окном непогода, ничего нет приятней сидеть дома в тепле за любимым хобби. Шейте, вяжите, собирайте паззлы, пишите рассказы, плетите бижутерию, готовьте, читайте - в общем что угодно, к чему лежит душа.

    Забудьте об одиночестве. Зачем в такое унылое время года быть одним? Зовите друзей на пироги, играйте с ними в игры, смотрите фильмы, разделите с ними хобби или просто поговорите за чашечкой чая. Как известно, друзья и общение - лучшее лечение от депрессии и скуки.

    Новое увлечение. Вам некогда будет грустить об осени, когда появится новое увлечение. Запишитесь на фитнесс, танцы, йогу, в бассейн или тренинги с семинарами. Возможно, вы найдёте новое хобби на всю жизни или по крайней мере с интересом проведёте осенние деньки.

    Наведите порядок. Когда как не сейчас у вас есть время, чтобы разобрать гардероб, сделать перестановку, изменить что-то в интерьере, ну или просто заправить новое постельное бельё, которое будет радовать вас по вечерам и утрам.

    Порадуйте себя. Давно что-то хотели, но постоянно себе отказывали? Самое время сделать для себя приятный подарок. Это может быть новая одежда или косметика, красивый ежедневник или долгожданная книга. А может это поход в аквапарк или кино? В общем - дерзайте, любите себя и жизнь заиграет для вас всеми цветами радуги даже в такое время года, как осень.

    Обновите гардероб. Пересмотрите свои вещи. Не слишком ли он старый, унылый, заношенный. Возможно, пора его обновить или добавить несколько ярких акцентов? Многим женщинам поднимает настроение шоппинг. Пройдитесь по магазинам, возможно вам приглянется какая-то вещь или несколько. Если не любите ходить по магазинам, то всегда можно купить вещь по интернете, например, посмотрите осенние платья здесь http://jadone.biz/platya-optom/osenniye-platya . И помните, что новая вещь должна сочетаться минимум с двумя другими вещами из вашего гардероба.

  1. Обновите себя . после обновления гардероба вам непременно захочется обновить и себя. Сходите в салон красоты, возможно, вы зохотите сменить прически или сделать можное окрашивание волос. Ну и, конечно же, обязательно сделайте маникюр и педикюр.

Все, вы готовы к осени! Любите себя, полюбите осень, полюбите любую погоду и делитесь своей любовью с окружающими вас людьми!

«Я больше не могу. Моё терпение находится на грани из-за происходящего». «Мне грустно. Я с трудом выношу свою жизнь. У меня совсем нет сил, даже чтобы подняться с дивана». «Почему он меня бросил? Что я буду делать без него? Как дальше жить?» «Я не хотел, чтобы она ушла. Мне трудно свыкнуться с мыслью, что это произошло». «У меня нет желания что-либо делать. Я не чувствую голода и не хочу есть». Если вам когда-либо приходили в голову похожие мысли, значит, вам знакомо чувство грусти, тоски и апатии. Если вы хотите научиться преодолевать печаль и справляться с этими и чувствами, в этой статье мы расскажем вам, как это можно сделать.

Что такое грусть?

Грусть принадлежит к группе из шести основных эмоций, которые испытывает каждый человек: , счастье, отвращение, удивление, и печаль. Когда мы грустим, у нас нет настроения, мы можем впасть в уныние, испытывать чувство одиночества, вины, усталость… Печаль — это реакция на негативные события: неприятный момент, разочарование, смерть кого-то, разрыв в отношениях, недовольство человеком, который вам не безразличен, и т.д.

Грусть и депрессия : в чём состоит их отличие?

Очень важно уметь различать чувство грусти и депрессию, поскольку, вопреки стереотипам, они имеют разные причины и проявления. Депрессия может быть вызвана различными причинами или просто появляться ввиду генетических факторов. На протяжении всей нашей жизни мы накапливаем проблемы, которые затем могут проявляться в виде депрессии, особенно если у нас есть к этому генетическая предрасположенность. Человек в депрессии чувствует себя беспомощным, потерявшим радость жизни, надежду и . В то время как в состоянии печали человек грустит и переживает, но это со временем проходит. Часто случается так, что грусть не появляется, как полноценная эмоция, а скорее своего рода мгновенное ощущение, которое длится недолго. Если печаль начинает все чаще вторгаться в жизнь человека, со временем она может превратиться в депрессию.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического , присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Мне грустно. Как преодолеть печаль?

«Я просыпаюсь по утрам. Открываю глаза. И начинаю чувствовать сильное недовольство своей жизнью. У меня нет ни малейшего желания жить. У меня нет настроения, даже чтобы встать с постели. Я не могу перестать думать о том, что не даёт мне покоя. Не знаю, что мне делать. Мне грустно».

  1. Возьмите за правило говорить себе: «да, я могу». Ели у вас так начинается каждое утро, сомнений нет – вам грустно. Нужно срочно изменить отношение к ситуации! Чтобы преодолеть свою печаль, первое, что вам предстоит сделать, это принять всё как есть. Да, вы грустите. В этом нет ничего страшного. Не волнуйтесь. После того, как вы осознали проблему, нужно её преодолеть. Каждое утро вы должны думать о том, как приятно жить. Сконцентрируйтесь на желании делать то, что вам нравится, и не оставайтесь надолго в постели, это вам точно ничем не поможет. Вы позволите одеялу взять вас в плен? Или встанете с новыми силами, чтобы показать миру, на что вы способны? С каждым днем понемногу меняйте свои мысли к лучшему.
  2. Ставьте перед собой задачи. Вместо того, чтобы начинать утро с негативных переживаний, попробуйте каждый день ставить перед собой новую задачу. Это может быть бег трусцой, катание на лошадях, прогулки, приготовление любимого блюда, катание на каноэ, рафтинг или просто дочитайте роман, который так и не закончили. В конце дня вам предстоит подвести итоги, и очень важно в этот момент осознать, что день прошел не зря. Почувствуйте, что оно того стоило. Постарайтесь отказаться от , которые угрожают вашему психическому здоровью.
  3. Отпустите то, что вас тревожит. Это нормально, что вы грустите, переживая сложную жизненную ситуацию. Если вас уволили с работы или вы расстались со своей половинкой, с кем-то поругались или потеряли члена семьи, пришло время, чтобы начать новую жизнь, как говорится, с чистого листа. Мы не можем жить полноценно, когда прошлое, словно якорь, не даёт нам идти вперед. Мы должны действовать и видеть новые перспективы. Научитесь наслаждаться своим одиночеством и найти в этом преимущества. Так вы лучше узнаете себя самого. Начнёте лучше понимать себя и ценить. Это тоже помогает преодолеть грусть.
  4. Улыбайтесь, даже когда вам грустно. Подумайте о положительных моментах, которые вам принес уходящий день. В постели, прежде чем заснуть, вспомните лучшие моменты этого дня: с кем и над чем вы смеялись от души, что вас заставило почувствовать себя хотя бы чуточку счастливее. Ваша задача – это научиться фокусировать внимание и энергию на счастливых моментах и постараться забыть о грустных. Пришло время научиться быть счастливым.
  5. Займитесь йогой или медитацией . С каждым разом появляется всё больше людей, которые выбирают для себя эти типы физической активности. Они приносят пользу как для вашей осанки, так и для внутренней гармонии. Медитация может помочь вам преодолеть печаль. Вы ещё не знаете, что такое ? На YouTube в свободном доступе вы найдёте множество руководств для начинающих, или запишитесь на занятия недалеко от дома. Вы можете просто начать с фокусировки внимания на всех мышцах, закрыв глаза. Постепенно вы почувствуете, как расслабляется ваше тело, а вместе с ним меняется отношение к происходящему. По мере достижения первых результатов в этих дисциплинах, вы почувствуете себя более спокойно.
  6. Найдите виды активности на свежем воздухе. Когда вам грустно, найдите в себе силы пойти на прогулку или на пробежку, фотографируйте пейзажи, прогуляйтесь по мокрой от утренней росы траве, парку или пляжу, прикоснитесь к коре деревьев, согретой предзакатными лучами солнца, стройте песочные замки, подобно детям … есть множество приятных занятий, которые будут для вас бесплатны. Они находятся в пределах нашей досягаемости, а мы даже не пытаемся ими воспользоваться. Не закрывайтесь от мира в четырёх стенах вашего дома, вне дома вас ждёт много интересных дел.
  7. Заведите домашнее животное или возьмите на передержку. Научно доказано, что наличие домашнего животного имеет много преимуществ и может помочь вам преодолеть печаль. В приюте для бездомных животных вы можете найти себе четвероногого друга, и с этой минуты на долгое время вы забудете об одиночестве. Однако, если вы не уверены, вы сможете заботиться о нём в течение долгого периода времени, возьмите животное на передержку! Этот вариант всё чаще практикуется. В течение нескольких месяцев животное, которое нуждается в помощи, будет жить с вами, а вы, нуждающийся в приливе счастья, будете жить с ним. Оба от этого выигрывают.
  8. Разговаривайте с окружающими вас людьми. Часто бывает так, что когда мы выговоримся и расскажем кому-то о том, что нас так тревожит, то нам становится гораздо легче. Так мы сбрасываем напряжение и освобождаемся от накопленного негатива. Этот трюк очень хорошо . Если у вас есть возможность поговорить с кем-то, кто вас понимает и может дать вам совет, и вы знаете, что это может вам помочь, не стесняйтесь. Не бойтесь показаться слабым. Всем нам бывает грустно в какой-то момент, и если вам нужно выпустить пар, кто подойдет для этого лучше, чем ваш близкий друг?
  9. Минимизируйте симптомы печали с помощью режима персональных тренировок для мозга от CogniFit : люди, которые испытывают грусть или депрессию, имеют нарушения когнитивных функций, таких как рабочая память , ингибиция , распределённое внимание , и исполнительные функции в целом. Недавние исследования показали, что персонализированные тренировки мозга от Cognifit («КогниФит») помогают уменьшить симптомы депрессии и выработать более эффективные стратегии, чтобы преодолеть печаль.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью ! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

И, наконец, если вы видите, что чувство печали сохраняется продолжительное время, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Узнайте больше о . Вам может понадобиться помощь профессионала, который сможет дать вам конкретный алгоритм действий и контролировать процесс улучшения эффективным образом.

Физиология грусти

Когда мы испытываем грусть, уровень гормонов в нашем организме дестабилизируется, вызывая следующие эффекты:

  • Грусть характеризуется изменениями в вегетативной (ВНС) , которая страдает от повышения частоты сердечных сокращений и нестабильности кровяного давления.
  • Данные, полученные в результате исследования ученых Cacioppo , Klein y Hatfield , подтвердили, что печаль провоцирует снижение интереса к различным занятиям.

Многие люди время от времени испытывают печаль. Чувство печали может влиять на эмоции, мысли и поведение, и варьироваться от легкой мимолетной грусти до тяжелой клинической депрессии. Кратковременная грусть вполне нормальна, однако слишком длительная печаль может привести к проблемам с эмоциональным и физическим здоровьем. С печалью можно справиться путем изменений в своем мышлении и образе жизни, а также с помощью специалиста по психическому здоровью.


В разделе Когда следует попробовать это? подробнее рассказано о том, когда стоит предпринять меры по преодолению грусти.

Шаги

Измените мышление и образ жизни

    Научитесь отгонять от себя навязчивые мысли. Иногда нас одолевают назойливые негативные мысли. Мы можем вновь и вновь проигрывать в уме неприятный разговор или вызывать в памяти воспоминания о чем-то плохом. Это приводит к еще более печальным мыслям и негативным эмоциям, что ухудшает наше состояние. В конечном счете такая зацикленность на негативных мыслях может вызвать депрессию. Попробуйте в подобных ситуациях поступать следующим образом:

    Научитесь прощать. Постоянные самообвинения и недовольство собой и окружающими усиливают чувство печали. Относитесь к себе и другим снисходительнее, и ваше настроение улучшится.

    Контролируйте уровень стресса. Стресс способен оказывать значительное влияние на чувство печали. Старайтесь, по возможности, избегать стрессовых ситуаций, чтобы преодолеть грусть.

    Находите в жизни позитивные моменты. Негативное мышление и неприятные мысли усиливают чувство печали и одиночества. Научитесь находить в себе, других людях и различных ситуациях положительные стороны - это поможет вам преодолеть грусть.

    Окружайте себя позитивными и счастливыми людьми. Их поддержка поможет вам меньше грустить и с оптимизмом смотреть на жизнь. Старайтесь как можно чаще общаться с позитивными людьми и участвовать вместе с ними в различных мероприятиях.

    Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Регулярные занятия спортом являются важным фактором, который обеспечивает психическое и физическое здоровье, так как они повышают уровень серотонина в мозге. Старайтесь ежедневно выполнять какие-либо упражнения, чтобы прогнать грусть и печаль.

    Подумайте о том, чтобы ежедневными заниматься медитацией. Медитация является прекрасным способом сконцентрировать внимание и расслабиться. Отведите для медитации всего лишь несколько минут в день, и это поможет вам прогнать печаль.

    Побалуйте себя массажем. Чувство печали и вызванное им напряжение приводят к физическим изменениям в организме. Массаж помогает снять напряжение и стимулирует выработку окситоцина - гормона, который способствует социальным связям. Профессиональный или даже любительский массаж поднимет ваше настроение и улучшит общее самочувствие.

    Правильно питайтесь. Неправильное питание способно усугубить грусть и депрессию. Ешьте здоровую пищу - это не только улучшит ваше самочувствие, но и поможет справиться с печалью и стрессом.

    Не употребляйте спиртные напитки и рекреационные наркотики. Рекомендуется полностью отказаться от алкоголя и рекреационных наркотиков. Эти вещества вызывают кратковременное улучшение настроения, однако вскоре оно сменяется упадком сил, что может затруднить избавление от депрессии.

  1. Уделяйте достаточно времени сну. Сон необходим для поддержания физического и психического здоровья. Спите каждую ночь по 7-9 часов, чтобы уменьшить чувство печали.

    Научитесь преодолевать грусть

    1. Подумайте о том, почему вы грустите. Печаль является нормальной реакцией на многие жизненные ситуации и события. Вы можете испытывать грусть из-за утраты близкого человека, обиды или из-за того, что все идет не так, как вы хотели. Если вы поймете причины печали, это поможет вам правильным образом справиться с этим чувством. Люди часто испытывают печаль и грусть по следующим причинам:

      • Разрыв дружбы или близких отношений
      • Смерть близкого человека или разлука с ним
      • Низкая самооценка
      • Информация о трагедии
    2. Обратите внимание на то, как вы чувствуете себя, когда грустите. Печаль - отрицательная эмоция, поэтому возникает желание быстрее отогнать ее прочь, а не присмотреться к ней. Тем не менее, постарайтесь распознать печаль, чтобы отличить ее от других эмоций. Если взглянуть печали прямо в лицо, это поможет распознать ее начало и конец и справиться с нею.

      • Грусть может проявляться в форме физических ощущений. Например, она может сопровождаться тяжестью в руках и ногах или неприятными ощущениями в желудке. Кроме того, вы можете испытывать вялость и апатию.
      • Иногда полезно представить грусть в виде мысленного образа. Вероятно, вы слышали выражение "нахлынула волна печали". Попробуйте представить грусть с помощью подходящего вам образа. Это может быть вздымающаяся волна или глубокий темный колодец. Если вы сомневаетесь в выборе образа, попытайтесь выразить свои чувства с помощью рисунка.
    3. Научитесь принимать чувство и преодолевать его. Распознавайте грусть и принимайте ее вместо того, чтобы пытаться отогнать прочь. Если вы представляете ее в образе волны, не сопротивляйтесь и позвольте ей увлечь вас. Подумайте о том, чем вызвана ваша печаль, и признайте ее право на существование.

      • Обычный приступ грусти может длиться как несколько минут, так и намного дольше, в зависимости от вызвавшей его причины.
      • Наблюдайте за грустью и следите за тем, как она проходит. Обращайте внимание на каждое небольшое улучшение настроения и периоды, когда вы испытываете новые эмоции.
    4. Наметьте план преодоления грусти. Когда на вас в очередной раз нахлынет грусть, помните о том, что рано или поздно она пройдет, как и другие эмоции. Это поможет вам составить план своих действий во время и после приступа печали, и вы легче сможете справиться с ним.

      • Если вы почувствовали печаль, попробуйте уединиться. Наедине вы сможете вызвать соответствующий печали образ, будь то волна, колодец или что-то еще. Позвольте себе на время предаться грусти.
      • Запланируйте что-нибудь на то время, когда грусть начнет отступать. Чтобы быстрее развеять печаль, можно позвонить другу, прогуляться или заняться чем-нибудь еще.
    5. Обратите внимание на признаки депрессии. Если грусть не проходит и подавляет другие эмоции, это может свидетельствовать о депрессии. Депрессия сопровождается плохим и печальным настроением, которое длится более двух недель и отрицательно сказывается на повседневной жизни. При депрессии одного умения преодолевать печальное настроение может оказаться недостаточно. Лучшим способом избавиться от депрессии являются изменения в образе жизни и профессиональная помощь. Депрессия часто сопровождается следующими симптомами:

      • Чувство печали и тревоги
      • Ощущение собственной никчемности и пониженная самооценка
      • Мрачные мысли и чувство безысходности
      • Упадок сил
      • Снижение аппетита и потеря веса
      • Изменение режима сна
      • Мысли о самоубийстве

АНДРЕЙ САННИКОВ
Екатеринбург

НЕ БОЙСЯ, НЕ ГРУСТИ. НЕ СЛУШАЙ

Из книги "АНГЕЛЬСКИЕ ПИСЬМА" (2007)

ПЯТОЕ ПИСЬМО. ЕКАТЕРИНЕ ГРИШАЕВОЙ

И в нищем сентябре

В протянутом июле

В белесом августе

Повсюду ты одна

Сидишь среди дерев

На деревянном стуле

И улыбаешься

Как будто из окна

ТРИНАДЦАТОЕ ПИСЬМО. ВИТАЛИЮ КАЛЬПИДИ

Кровь языка со вкусом глины-

Протяжный, Раша, твой язык.

Он высунут до половины.

А я отвык.

Идите в жэ, пишите чаще!-

Молчать, молчать, молчать, молчать!-

Как будто Дант глядит из чащи

И можно молча отвечать,

Как Мандельштам (или Кальпиди)-

И можно молча отвечать

И видеть или ненавидеть.

Молчать, молчать, молчать.

ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ПИСЬМО. МАРИНЕ САННИКОВОЙ

Пустынные птицы поют в корабле,

А я не могу их найти.

Какие (метро затопило) пути

В подземной и нижней земле!

Какие (Марина!) какие (отстань!)

О, мой деревянный ковчег!

Не пой и не мучай меня, перестань,

Забудь обо мне, человек…

ДВАДЦАТОЕ ПИСЬМО. НАТАЛЬЕ КОСОЛАПОВОЙ

Вот и птицы пролетели -

Тихо, погодите.

Если это дни недели -

На меня смотрите.

Если это ровный воздух -

Отпусти меня.

Поздно, Господи, как поздно!

Понедельник дня.

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ПИСЬМО. АЛЕКСАНДРУ ПЕТРУШКИНУ

Есть на Урале город Кыштым.

Саша, не надо, мы очень темним

И говорим про себя, как про них.

Есть гениальная рифма проник.

Саша, ты знаешь же - я одинок.

Я умираю с тромбозом ног.

Эти лекарства долларов тыщ.

Есть гениальная рифма (прощай и) про нищ.

Ромка бы жив был, ну, Тягунов -

Он написал бы про русских слонов.

Вот ты удерживаешь меня.

Я умираю, это херня.

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ ПИСЬМО. АНДРЕЮ САННИКОВУ

Отстань, не бойся. Не грусти -

Почти прости,

Не бойся,

Не грусти. Не слушай.

Но там же лучше.

Вот ты же понимаешь, что

Почти ничто.

Я продевал, что было сил,

Все сделал, чтоб Господь простил.

Почти невидимый зазор.

Почти невидим до сих пор.

Из книги "МИРИСЬ. ПРОЩАЙСЯ. БЕСПОМОЩНЫЕ СТИХИ" (2008)

Мне говорили что над головой

Есть кто-то дополнительный живой

Потом мне говорили что потом

Он сообщит об этом т.е. о том

Что чтобы я болел ну или врал

Что чтобы жил где в общем ну Урал

И или плакал или много пил

И из двух окон голубей кормил

И умер и лежал четыре дня

Что это он придумал для меня

Чего ты хочешь слепота

Не та которую я ждал

Как бы спокойная а та

Которой я все время лгал

Такие нищие глаза

Такие белые глаза

Гляди- я на тебя гляжусь

Я руку за руку держусь

Не надо Господи сержусь

Не надо я и так стыжусь


Евгению Туренко


Белы небеса. Несъедобные воды.

Днем осенью спишь на песке на боку.

Глаза отворяешь - деревья-уроды

Стоят и качаются на берегу.

Какое отчаяние и свобода!

Какое пространство несмертное ты,

Смеясь, озираешь!.. Какая погода

Торчит, как фанерная, из высоты.

Напился деревянным пивом

Купил полкурицы в кульке

Как хорошо быть некрасивым

И налегке

Когда дома стоят рядами

Сухой апрель и слышен звук

Идущий надо мной (над нами)

У поезда который вслух

Идет и шаркает ногами

О одиночество стыда

Как бы вода

Как бы спокойная река

Оглядывающегося греха

Сижу вдвоем или один -

О одиночество мужчин

Деревья или берега

О, Родина ободранная, ты

Иди ко мне.

Я ранен на полях прозрачной жизни

(дождливый август, едешь в электричке).

О, без иронии, а - просто и прилично,

О, Родина ободранная, здравствуй!

Попроще, проще некуда уже,

Еще банальнее, еще, еще, еще.

Ну и - еще, еще.

Нога болит.

Вмятина на воде -

Воздух идет к еде.

На берегу народ

Воздуху смотрит в рот.

Вывалившийся хлеб

Тихо лежит, ослеп.

Самому не дойти,

Кто-нибудь по пути.

Вмятина на воде -

Воздух идет к еде.

Руку просуну в рот -

Хочешь - не умирай,

Ври, бухай, в рай

Все равно не берут.

45 лет тут.

Поэт, общественный деятель. Родился в городе Березники. Живёт в Екатеринбурге. Куратор фонда "Трезвый город", руководитель поэтического клуба "Капитан ЛебядкинЪ" при журнале "Урал". Живет в Екатеринбурге.