Извечный вопрос: плёнка или цифра. Спор без конца и края: Canon или Nikon

Цифровая фотография дано доказала своё превосходство над плёнкой, но всё же победа не окончательна. Есть в плёнке что-то притягательное. То, что заставляет с трепетом изучать теплоту цветов и уникальную зернистость глади фотокарточки. Конечно кто-то возразит и скажет, что все эти свойства можно придать цифровому снимку в графическом редакторе. Возможно плёнкой пользуются те, кто настольгирует по былым временам.

Все снимки в примерах сделаны с одинаковыми настройками на цифровую фотокамеру Nikon D800 и плёночную Nikon F100. В обоих случаях используется один и тот же объектив Nikon 50mm f/1.4.

Слева плёночный кадр. Цифра - справа. Диафрагма: f/2.8-, выдержка: -1/1600-, Светочувствительность -ISO: 100.

Преимущества съёмки на плёночный фотоаппарат

  • Плёнка имеет малое количество кадров. Каждый кадр обходится в определённую сумму, так что фотографу приходится более осмысленно выбирать сюжет и настраивать камеру. Материал сразу отсмотреть невозможно, поэтому приходится до совершенства оттачивать навыки настройки всех параметров камеры. Ведь и графического редактора тоже нет.
  • Плёночные камеры стоят гораздо дешевле цифровых. Каждый может позволить себе такое устройство и приступить к съёмке.
  • Плёнка имеет более широкий динамический диапазон, чем цифра. Это значит, что контрастные сцены со сложным освещением будут выглядеть на плёночных кадрах лучше. Хотя глядя на последние разработки в области цифровой фотографии стоит заметить, что современные устройства среднего и профессионального класса имеют функции расширения динамического диапазона и режимы съёмки HDR.
  • Плёночные дальномерные камеры стоят достаточно дё1шево при том, что цифровые аналоги появились лишь в 2006 году и имеют более высокую стоимость.
  • Плёночное зерно придаёт снимку определённую магию и притягательность в то время как цифровой шум просто убивает кадры.
  • Батарея плёночных фотоаппаратов служит гораздо дольше за счет меньшей энергозатратности, чем в случае с цифровыми устройствами.

Слева плёночный кадр. Справа цифровой. Диафрагма: f/1.8-, выдержка: 1/320-, светочувствительность -ISO: 100.

Отрицательные качества плёнки

  • Проявка, сканирование да и сама плёнка стоят денег.
  • Процесс получения снимка на фотобумаги трудоёмкий и требует специального оборудования и знаний.
  • Профессионалы имеют дома фотолаборатории, но это не всем удобно, поэтому многие фотографы не могут получить свои снимки без участия посредника - проявочной студии.
  • Плёнка должна храниться в футлярах. Каждый нужно подписать. Со временем их накопится очень много и придётся выделить большое пространство для хранения.
  • Чтобы плёночный кадр перевести в цифру, его необходимо отсканировать, а это приведёт к потере качества.


Слева плёночный кадр, справа - цифровой. Диафрагма: f/5-, выдержка: -1/640-, светочувствительность -ISO: 100.

Преимущества цифровой фотографии

  • Цифровые устройства работают существенно быстрее плёночных. Им не нужно время на перемотку кадров. Такие камеры наилучшим образом подходят для съёмки событий, требующих максимальной реакции и скорости. Это репортажная съёмка, спортивные соревнования и съёмка животных.
  • Карта памяти значительно меньше плёнки. При этом на ней можно хранить гораздо больше снимков.
  • Отснятый материал можно тут же просмотреть.
  • Для редактирования кадра достаточно загрузить его в графический редактор, а не заниматься изнурительной оцифровкой с потерей качества. Также большинство фотоаппаратов способны сохранять изображения в формате RAW, что позволяет работать непосредственно с той информацией, которую получает сенсор камеры без потери качества.
  • Подавляющее большинство цифровых фотокамер умеют снимать видео. Современные устройства делают это на уровне кинокамер.
  • Цифровики дают возможность манипулировать светочувствительностью сенсора и балансом белого. В случае с плёнкой для того, чтобы изменить один из этих параметров придётся менять тип плёнки. А пока плёнка не выработана вся, её нельзя вынимать из камеры.

Плёнка слева, цифровой снимок справа. Диафрагма: f/2.8-, выдержка: -1/400, светочувствительность -ISO: 100.

Недостатки цифровой фотографии

  • Высокая стоимость цифровой фототехники.
  • Дешёвые цифровые фотоаппараты вносят слишком большие изменения в получаемый снимок при конвертации в Jpeg. Переходы в ярких участках плохо передаются, а снимки становятся излишне контрастными.
  • Случаются засорения матрицы. Это приводит к необходимости проведения кропотливой процедуры по очистке сенсора. В противном случае на длительной выдержке будут видны пятна от пыли на снимках.
  • Архив с цифровыми фотографиями нужно держать на надёжных носителях и желательно резервировать. При повреждении жесткого диска вся информация будет утрачена. Вероятность повреждения плёнки ниже.

Слева плёночный кадр, справа цифровой кадр. Диафрагма: f/5.6-, выдержка: -1/250-, светочувствительность: -ISO 100, вспышка.

Начнём с того, что фотоаппараты Никон и Кэнон - самые брендовые в мире фототехники. У обеих фирм есть свои ярые адепты. Обе фирмы имеют отличные линейки зеркальных фотоаппаратов. Обоим брендам больше ста лет. Имея в лице друг друга столь мощных конкурентов, они лет 70 не расслаблялись и не расслабляются до сих пор.

Есть немало примеров, как приверженец одной фирмы менял свои предпочтения и переходил в другой “стан”. На всём протяжении своей истории в конкурентной борьбе лидировал то Canon, то Nikon. Так что выбор будет сложный. Прежде чем перейти к сравнению брэндов, дадим пару советов.

  1. Какой фирмой пользуется ваше окружение (друзья, родные, коллеги), ту и выбирайте. Вам ещё не с чем сравнивать, поэтому не всё ли равно, с чего начинать?! А если ещё есть знакомые, способные внятно объяснить, как пользоваться чудо-машиной, можно вообще расслабиться. Они же помогут подобрать объектив. Другое дело, что они будет исходить из собственного опыта и предпочтений.
  2. Чтобы понять, какая фирма - ваша, купите какую-нибудь б/у модель начального уровня, которую вам было бы приятно держать в руках. Пусть для начала это станет главным руководством к действию. Как Гарри Поттер, выбирая свою первую волшебную палочку, просто ощутил, что это Она и взял именно её.
  3. Пока будете с ней разбираться, делать свои первые снимки, всё и прояснится (по-крайне мере, лазить по форумам с темой “Что лучше Canon или Nikon” менее продуктивно).

Слово профессионалам

Сразу отметим, что здесь мы не собираемся долго и кропотливо сравнивать все линейки и фотоаппараты двух флагманов. Лучше приведём примеры профессионалов, предпочитающих ту или иную марку, ту или иную модель.

В пользу Canon:

  • Виктор Горбачев , известный московский фотограф, сотрудничающий со многими глянцевыми журналами предпочитает Сanon 5D Mark II, который, по его мнению, считается примером оптимального соотношения цены и качества.
  • Юрий Чичков , известный фотограф, в прошлом - фотокор «Русского репортёра»,
    тоже отдаёт предпочтение Сanon 5D Mark II. Он говорит, что это лучший вариант для коммерческой съемки, к тому же с этой моделью можно снимать даже на большой чувствительности.

    Юрий Иващенко , лауреат конкурса «Молодые фотографы 2006», начал снимать на Canon ещё когда делал первые шаги в фотоискусстве. Сначала это была плёночная камера, модель 350, потом аналогичная цифровая. Потом в ход пошла Canon 7D.

    Маша Кушнир , талантливый автор максимально простых и максимально стильных
    фото не знаменитостей, а ребят и девчонок «с нашего двора», тоже отдаёт предпочтение Кэнону. В первую очередь потому, что на Canon, как правило, картинка получается менее лощеная, более «жизненная».

В пользу Nikon:

    Оксана Юшко , один из самых востребованных фотографов-фрилансеров, лауреат множества конкурсов, отдаёт предпочтение Nikon. Этому выбору предшествовал период проб, смены разных моделей и фирм. Любимая модель из фотоаппаратов Nikon - D300. Максимальную творческую свободу Оксана ощущает именно с ней. Камера оснащена базовым автофокусом по 51 точке фокусировки, что упрощает процесс поиска нужного ракурса.

    Алина Никитина , успешный фотограф, сотрудничающий, в частности, с журналом FurFur, высказывала доводы в пользу Nikon D200, называя этот фотоаппарат эргономичным. Также отмечала несомненные преимущества Nikon F100.

    Кирилл Умрихин , спортивный фотограф и блоггер, раньше снимал на Canon, потом перешёл на Nikon. Его выбор - Nikon D800, который позволяет снимать отличные репортажные снимки, что важно для путешественника.

Теперь давайте попробуем рассмотреть плюсы и минусы Canon и Nikon, основываясь на различных критериях.

Плюсы Canon

  • Для новичков. Считается, что Canon больше подходит для начинающих, поскольку управление проще. Нет лишних кнопок и рычажков. И меню удобнее, с чем приверженцы Nikon поспорят. Известно, что удобство и привычность - синонимы;
  • Матрицы . Вряд ли это будет в чистом виде плюсом, скорее - особенностью производства. Компания Canon использует исключительно собственные матрицы, тогда как Nikon может заказывать их у Toshiba или Sony;
  • Съёмка видео. Если для вас эта задача приоритетна - берите фотоаппараты этой фирмы. У Canon более солидный опыт по выпуску кинокамер и видеокамер. Эта фирма - единственная, что выпускает фотоаппараты, снимающие видео в качестве Full HD (модели 500D, D5000, D90). На тот же Canon 500D, считающийся полупрофессиональным, мастера умудряются снимать шедевры, дающие фору фильмам, сделанным с помощью высокобюджетного съёмочного оборудования.

  • Более пригодны для художественной съёмки. Изображение более живое, не такое резкое, налицо изобилие полутонов. Часто Canon упрекают за “мягкость”, нечёткость, но это дело вкуса и стоящих перед вами задач;
  • Число мегапикселей. По этому параметру Canon немного опережает Nikon. Это пригодится вам, если вы соберётесь распечатывать фото в большом размере. В общем-то несущественное преимущество;
  • Доступность. Новинки Canon попадают на рынок почти сразу после того, как производитель объявит о выходе новой модели. Тогда как у Nikon этот процесс занимает 4-6 месяцев;

Для фотоаппаратов Кэнон можно найти переходник практичски для всех советских объективов (Юпитер, Таир, Гелиос, Волна, Мир).


  • Портретная съёмка. В большинстве случаев Canon больше подходит для портретной съёмки, чем Nikon, так как позволяет сглаживать недостатки кожи за счёт своей мягкости. Резкость, как известно, выдаёт все изъяны кожи;
  • Встроенные в объектив моторы. Есть во всех камерах Canon. У Nikon есть не во всех, да и за подобную роскошь придётся переплатить. Впрочем, не забывайте, что мастодонты идут “ноздря в ноздрю”. Не успеешь оглянуться - второй уже догнал первого и наоборот;
  • Кнопка AF-ON. Кнопка для включения автофокуса есть у обеих фирм (у старших моделей), но у Canon она удобнее расположена;
  • Шкала экспонометра, резьбовые соединения для байонета. У Canon они крутятся по часовой стрелке, что намного привычнее нам, чем левая резьба у Nikon;
  • Колесо пролистывания. На современных моделях Canon сзади стоит удобное колесо, с помощью которого удобно пролистывать фото;
  • Чёрно-белый режим. Он у Canon контрастнее и удобнее.

Плюсы Nikon

  • Количество точек автофокуса. Важное преимущество. Больше шансов сфокусироваться там, где понравится, не меняя точки фокусировки;
  • APS-C сенсор с более высокими параметрами. Даже при меньшем количестве мегапикселей на фотоаппаратах фирмы Nikon получается более чёткая картинка. Это актуально для кроп-камер. Это все зеркальные фотоаппараты, кроме D3, D3S, D3X, D4, D700, D800;
  • Для репортажных съёмок. Более высокая, чем у Canon скорость автофокуса, большая длина серии (количество одномоментных фотографий, сделанных за малый промежуток времени. Снимая в динамике, вы имеете шанс получить 9 чётких снимков из 10;
  • Своё меню. В новых моделях Nikon можно самому создать собственный раздел меню из пунктов, к которым вы наиболее часто обращаетесь;
  • Объективы. С 50-х годов прошлого века фирма Nikon усиленно совершенствовала оптику, когда Canon делали упор на электронику;

Бюджетные объективы Nikon дают фору низкобюджетным Canon. В линейке экстра-класса разница сглаживается, но на среднем и низкобюджетных уровнях победа на стороне Nikon.

  • Вспышка. Даже в самых бюджетных камерах есть кнопка, переключающая режимы работы вспышки и с помощью которой можно устанавливать экспокоррекцию. Также встроенная вспышка у Nikon переводится в ручной режим, тогда как у Canon - нет;
  • Фильтры. К старшим моделям Nikon в комплекте идут конверсионные фильтры, а с ними более удобно настраивать баланс белого при искусственном освещении;
  • Меньше шума. При высоких значениях ISO у фотоаппаратов Никон меньше шума, чем у аналогичных кэнонов;
  • Устранение дисторсии и хроматической аберрации. С 2007 года фирма Nikon стала выпускать модели, автоматически исправляющие дисторсию и хроматические аберрации.Чуть позже Canon догнали своих конкурентов, но процесс настройки у них более трудоёмкий, чем у Nikon, у которых все нужные настройки сделаны ещё на заводе;
  • Боке и дифракционные звёзды. В Canon традиционно у диафрагмы 6-8 лепестков, что делает боке излишне геометричным. У объективов Nikon уже давно 7 или 9 лепестков на диафрагме, что даёт приятное боке и звёзды с количеством лучей до 18-ти вокруг ярких источников света;

Опытные фотографы давно пришли к выводу, что ответить на вопрос, поставленный в самом начале статьи, не представляется возможным. Все вышеперечисленные различия - это детали, частности, дело вкуса и привычки. Один из актуальны когда-то аргумент “цена” тоже сошёл на нет. Раньше говорили, что “Canon - это Nikon для бедных. Может это имело под собой почву когда-то. Сейчас на фотоаппарат любой линейки Canon можно найти аналог из линей Nikon и наоборот. Цифровые камеры вообще дешевеют быстро, и поэтому актуальнее говорить не “Что дешевле - Canon или Nikon”, а что дешевле - “Новая модель начального уровня или старая продвинутого уровня”.
Выбирайте. Ищите и обрящете!

И одновременно став компактнее, легче и проще в управлении F100 в руках профессионала будет совершенным инструментом для творчества.

Высочайшую скорость автофокусировки обеспечивают три крестовидных датчика по горизонтали и два линейных сверху и снизу, которые охватывают значительную часть кадра. Независимо от положения объекта съемки в пространстве кадра, неподвижен он или пребывает в движении, система автоматической наводки на резкость позволит сделать восемь резких кадров в секунду. Режим динамического автофокуса позволяет фотографу полностью сосредоточиться на композиции снимка, а система сама отследит положение объекта. Этот режим фокусировки идеален для съемки спортивных соревнований, т.к. система автофокусировки постоянно "ведет" объект съемки, даже в моменты блокировки автофокуса (Lock-OnTM). Объективы с волновым мотором обеспечивают бесшумную высокоскоростную автофокусировку. По желанию фотографа можно выбрать однокадровый, следящий или однозонный режим автофокуса.

Совершенная система экспонометрии 3D Matrix Meter не только измеряет количество света достигающего плоскости пленки, но и анализирует яркость и контраст сюжета. Для достижения оптимальной экспозиции микропроцессор камеры получает информацию из трех разных источников. О количестве света (яркость, контраст) на объекте с помощью 10-сегментного матричного датчика, о состоянии фокусировки от датчика Multi-CAM1300 и о расстоянии до объекта от объектива типа D. База данных F100 содержит информацию о 30000 сюжетах и типах освещения. Центровзвешенный замер экспозиции сосредотачивает 75% чувствительности датчика в круге диаметром 12мм (25% площади кадра). Для особенно точного измерения экспозиции предназначен точечный замер экспозиции, составляющий 1,5% от площади кадра, который может быть согласован с точкой автофокусировки.

Свет вспышки измеряет пятисегментный TTL датчик. В зависимости от условий освещения и от типа используемых вспышек возможно выбрать наиболее подходящий режим работы фотоаппарата со вспышкой. Наибольший контроль за световой ситуацией обеспечивает F100 со вспышкой SB-28, в режиме 3D мультисенсорной сбалансированной вспышки. Перед основным импульсом вспышка испускает серию оценочных, практически невидимых импульсов. Информация о расстоянии до объекта поступает в микропроцессор камеры при использовании объективов типа D. Со вспышкой SB-28 в режиме FP скорость синхронизации достигает значения 1/4000сек. Также возможно синхронизировать импульс со второй шторкой затвора и с длительной выдержкой.

Отработка экспозиции возможна как в стандартных автоматических программах (программный автомат, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы), так и в ручной программе. Гибкая программа позволяет изменять значение диафрагмы или выдержки при неизменном соотношении экспозиционной пары. Для полного контроля над экспозицией предусмотрена экспокоррекция и автоматический экспобрекетинг, как для постоянного, так и для импульсного освещения.

Дополнительные возможности, такие как использование фотосекретаря (AC-2WE) и пользовательских функций, делает преимущество много снимающего фотографа неоспоримым, т.к. дает возможность настроить камеру для себя и сделать ее удобной и отвечающей требованиям конкретного пользователя. Не надо записывать съемочные данные они все будут сохранены и при возникновении необходимости записаны в компьютер.

Использование дополнительного источников питания MB-15 в комплекте с Ni-MH аккумуляторной батареей MN-15 позволит делать серии кадров с частотой до 5 кадр/сек. Кроме того, Ni-MH аккумуляторная батарея значительно более морозоустойчива (до -10оС), чем алкалайновая батарея. Вертикальная ручка MB-15 делает фотокамеру эргономически завершенной, а работа с камерой становится более удобной благодаря дополнительной спусковой кнопке и управляющему диску.

Основные части корпуса, верхняя и нижняя панели сделаны из легкого, но очень прочного магниевого сплава, основные узлы управления герметизированы для защиты механизмов от влаги и пыли.

Фотоаппарат Nikon F100 в комплекте со сменной оптикой и набором аксессуаров, поможет фотографу достичь вершин мастерства.

Технические характеристики NIKON F100

Тип Зеркальный автофокусный однообъективный 35мм фотоаппарат.
Крепление объектива (байонет) Тип Nikon F (согласованный с автофокусом).
Совместимые объективы AF Nikkor D-тип - полностью согласованная работа (все функции работают). AF Nikkor не согласованные с D-режимом - поддерживает все функции исключая 3D-матричный замер экспозиции. AI-P Nikkor - поддерживает все режимы исключая 3D-матричный замер экспозиции и автофокус. Объективы Nikkor без центрального процессора - работа в режиме приоритета диафрагмы (А) и ручном режиме отработки экспозиции (М), замер экспозиции центрально-взвешенный и точечный. Электронный дальномер может быть с объективами со светосилой f/5,6 или светосильнее.
Видоискатель Пентапризменный со встроенной диоптрийной коррекцией от -3 до +1 дптр. Точка фокуса окуляра видоискателя вынесена на 21мм.
Поле зрения видоискателя 96%
Информация в видоискателе На матовом стекле: круг диаметром 12мм, покрывающий площадь центровзвешенного замера экспозиции; 5 зон автофокусировки; зона точечного замера экспозиции 4мм в диаметре. На ЖКД: индикация окончания автофокусировки, блокировка выдержки, блокировка диафрагмы, режим отработки экспозиции, значение коррекции экспозиции, индикатор готовности вспышки, режим замера экспозиции, блокировка автоматической экспозиции, значение выдержки, значение диафрагмы, электронно-аналоговая шкала правильности экспозиции/коррекции экспозиции.
Сменные фокусировочные экраны 1. Тип В (в комплекте). 2. Тип Е (покупается отдельно).
Режимы фокусировки Автофокусировка: однокадровая (S), следящая (С). Ручная фокусировка (М).
Автофокус TTL-автофокус, с помощью датчика Nikon Multi-CAM1300.
Диапазон работы автофокуса От EV-1 до EV19 (ISO100, при нормальной температуре).
Зоны автофокусировки 5 зон (автоматически или вручную может быть выбрана одна из пяти).
Измерение экспозиции Может быть выбран один из трех режимов: 3D-матричный (10 сегментов), центровзвешенный (75% поля кадра, в круге диаметром 12мм), точечный (1% поля кадра).
Диапазон работы экспонометра 3D-матричный EV0-21, центровзвешенный EV0-21, точечный EV3-21 (при нормальной температуре с объективом 50мм/1,4 для ISO 100).
Режимы отработки экспозиции Р - программный автоматический, А - приоритет диафрагмы, S - приоритет выдержки, М - ручная установка экспозиции.
Экспокоррекция +/-5 EV с шагом 1/3 EV.
Автоматическая экспозиционная вилка Два или три кадра с шагом 1/2, 1/3, 2/3, 1 EV. Возможна со вспышкой.
Многократное экспонирование Неограниченное количество экспозиций на один кадр.
Выдержка синхронизации со вспышкой 1/250сек. - Х синхронизация. Высокоскоростная синхронизация - 1/4000сек.
Внешняя вспышка Управление светом происходит с помощью пяти сегментного TTL-датчика. Поддерживает режимы: 3D-матричный, сбалансированный, TTL. Для подключения несогласованной вспышки предусмотрен разъем Х-синхронизации.
Режимы работы вспышки: 1. Пространственная сбалансированная заполняющая вспышка (с учетом расстояния до объекта), используя объективы серии D и вспышки SB-28, 27, 26. 2. Высокоскоростная синхронизация до 1/4000сек. для вспышек имеющих FP-режим работы (SB-28, 27, 26). 3. Измерительная предвспышка со вспышками SB-28, 27, 26 при использовании автофокусных объективов Nikkor или объективов Nikkor типа AI-P. 4. Синхронизация по второй шторке затвора. 5. Медленная синхронизация. 6. Режим подавления "красных глаз".
Затвор Электронно-управляемый с вертикальным движением шторок, расположен в фокальной плоскости.
Диапазон выдержек От 30сек. до 1/8000сек., от руки.
Информация на ЖКД Значение компенсации экспозиции, значение автоматической экспозиции/автоматическая экспозиционная вилка, значение светочувствительности пленки/DX, блокировка выдержки, значение выдержки, блокировка диафрагмы, значение диафрагмы, функция пользователя, заряд батареи, режим отработки экспозиции, гибкая программа, режим синхронизации со вспышкой, электронно-аналоговая шкала, фокусировочная зона, счетчик кадров.
Диапазон светочувствительности пленки Устанавливается автоматически: от 25 до 5000 ISO, вручную от 6 до 6400 ISO с шагом 1/3 ступени.
Режимы протяжки пленки Однокадровый (S); моторный (C) с частотой 4,5 кадр/сек.(четыре алкалайновые батареи), 5 кадр/сек. (батарейный блок МВ-15); моторный (Сs) бесшумный низкоскоростной 3 кадр/сек.
Обратная перемотка Два режима обратной перемотки: "скоростной" 9сек. и "тихий" 15сек.
Автоспуск Задержка 10сек.
Просмотр глубины резкости Возможен.
Пользовательские функции 1.# Автоматическая обратная перемотка. 2.# Шаг экспозиционной ступени EV. 3.# Порядок кадров в экспозиционной вилке. 4.# Включение автофокуса после нажатия спусковой кнопки наполовину. 5.# Предупреждение об ошибочном считывании DX-кода. 6.# Выбор зоны автофокусировки. 7.# Блокировка автоматической экспозиции при нажатой наполовину спусковой кнопке (AE lock). 8.# Автоматическая зарядка пленки после закрытия задней крышки. 9.# Динамическая однокадровая автофокусировка. 10.# Динамическая следящая автофокусировка. 11.# Автоматическая экспозиционная вилка. 12.# Функции управляющего диска. 13.# Использование любого управляющего диска для установки коррекции экспозиции. 14.# Многократная экспозиция. 15.# Задержка автоматического отключения экспонометра. 16.# Задержка автоспуска затвора. 17.# Подсветка ЖКД одновременно с включением автоматического экспозамера. 18.# Впечатывание данных на кадр (MF-29). 19.# Установка значения диафрагмы в течении зуммирования. 20.# Индикация спуска затвора в процессе использования автоспуска. 21.# Функции кнопки AF/AE. 22.# Установка значения диафрагмы.
Питание Четыре алкалайновые батареи типа АА, две литиевые батареи CR123A (с помощью покупаемого отдельно держателя MS-13), батарейный блок МВ-15 четыре батареи типа АА или аккумуляторная батарея MN-15.
Размеры (Д х Ш х В, мм) 155х113х66мм
Вес (гр) 785гр (приблизительно).