Защитные светофильтры для объективов. Нейтрально серый фильтр. Конверсионный и цветоусиливающий фильтры - идеальный цвет

Если Вы всерьез займетесь фотографией, то через некоторое время с удивлением обнаружите у себя в шкафу немало коробочек с разнообразными фильтрами. И хотя распространение цифровой фотографии с возможностью дальнейшей обработки полученных изображений в графических редакторах сделало использование многих типов светофильтров (контрастные, цветные, туманные и др.) неактуальным, остались 4 группы фильтров, использование которых не заменит никакой графический редактор:

  1. защитные фильтры
  2. поляризационные фильтры
  3. градиентные фильтры
  4. фильтры, ослабляющие световой поток.

Выбор фильтра осложняется малым количеством обзоров и тестов в сети (в отличие, например, от объективов). Я нашел два польских обзора - УФ и поляризационных фильтров - которые впоследствии перевели и разместили на Lenstip. Ссылки привожу в соответствующих разделах.

Если теория представляет интерес, то поищите следующие книги:

Р. Хеймен, "Светофильтры", Мир, 1988 год

Ли Фрост, "Светофильтры в фотографии", АСТ Астрель, 2005 год

Защитные и УФ фильтры Kenko

Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры.

Основная задача этой группы фильтров: защита передней линзы объектива от грязи и повреждений. В некоторых объективах с защитой от пыли и влаги (weather sealed) они являются неотъемлемой частью этой защиты (например, Canon рекомендует использование фильтра на объективе 24-105/4L). Ультрафиолетовые фильтры используют в качестве "защитных" потому, что они блокируют невидимый глазу диапазон спектра, не меняя картинку.

Дискуссии о необходимости использования защитных фильтров продолжаются. Многие, и небезосновательно, считают, что фильтр портит картинку, снижая контраст и резкость, а при попадании источника света в кадр может привести к переотражениям.

Я использую защитные фильтры на всех своих объективах. Защита дорогостоящей оптики для меня важнее незначительного ухудшения картинки. Тем более, я так и не смог увидеть разницу в изображениях, снятых с фильтром и без. Есть только одно "но": избегайте дешевых фильтров и фильтров неизвестных производителей. Понятно, что заплатив немалую сумму за объектив, трудно заставить себя купить дорогой высококачественный фильтр. Однако, есть качественные защитные фильтры среднего ценового диапазона.

В качестве защитных я выбрал фильтры Kenko. Они занимают более 60% рынка Японии. Бытует мнение, что фильтры Kenko и Hoya - один и тот же продукт, волей маркетологов продающийся по разным ценам. Утверждать не берусь, однако, на старых коробках от Hoya значится "Made by Tokina Co. Ltd", на коробочках Kenko: "kenko-tokina.co.jp". Какая-то неявная связь присутствует:)

Ассортимент защитных и UV-фильтров может насчитывать несколько десятков наименований у одного производителя. Какой же из них выбрать?Первый критерий: диаметр резьбы под фильтр. Его легко узнать на любом ресурсе с обзором планируемого к покупке объектива.

Второй: тип объектива. Для широкоугольных объективов лучше покупать фильтры в "тонкой" оправе, чтобы избежать возможного виньетирования.

Третий: просветление. На просветлении стоит остановиться подробнее. Как понятно из названия, просветление фильтра имеет отношение к количеству проходящего через него света. Разница между просветленным и обычным фильтром составляет менее 8% и на нее не стоило бы обращать внимание, если бы не одно "но": просветление снижает возможные переотражения и падение контрастности снимка. Обозначения и маркировка просветленных/непросветленных фильтров стандартна у большинства производителей:

    Без маркировки или non-C (non-coated) - без просветления. Светопропускание 92%;SC, C (single coated, coated) - однослойное одностороннее просветление, светопропускание 95%

    MC (multi-coated) - по три слоя с каждой стороны. Светопропускание 99,7%;

    SMC, HMC, MRC (super multi-cjated) - по 6 слоев с каждой стороны

    SMC Pro, Pro - по 9-12 слоев с каждой стороны.


Просветление "борется" с отражением света от поверхности стекла. Делается это при помощи вакуумного напыления на стекло светофильтра тончайшей пленки, имеющей толщину в 1/4 длины волны света. Она не позволяет входящему и отражающемуся лучам выйти за пределы этого покрытия и преобразует отраженный луч обратно - во входящий. Так работает однослойное покрытие. Но каждый цвет отличается по длине волны. Поэтому многослойное просветляющее покрытие состоит из нескольких слоев с толщиной в 1/4 длины волны соответствующего цвета.


Два совета из моего опыта:

    Не покупать фильтры Vitacon и Soligorлетом

    Когда света достаточно и темнеет не в 4 часа вечера, можно использовать поляризационный фильтр вместо защитного.

Быстро текущая вода, снятая через "полярик"

Поляризационные фильтры.

Необходимый "инструмент" фотографа, снимающего пейзажи. Объяснить принцип их действия я не смогу, только "напеть" с чужих слов: круговой (он же circular - циркулярный) поляризатор представляет собой два стекла с наклеенными на них тончайшими "решетчатыми" пленками, собранные в одной оправе. Вращением этих стекол относительно друг друга можно добиться "удаления" отраженного света. "Работу" поляризатора особенно ярко можно увидеть в трех случаях:

  • при съемке воды (она становится прозрачнее)

Вода через полярик

  • съемке под углом через стекло (когда без поляризатора видны только отражения окружающих предметов)
  • и - основное - снимая пейзаж (увеличивая "насыщенность" неба и зелени при помощи "полярика").

Поляризационный фильтр работает только в случаях, когда объектив направлен под углом к солнечным лучам и совершенно не работает в пасмурные дни, когда нет прямых лучей света и "отражаться" нечему.

Поляризационные фильтры Marumi, Kenko, B+W

Поляризационные фильтры уменьшают световой поток, делая необходимым использование более длительных выдержек/открытых диафрагм по сравнению со съемкой в тех же условиях, но без фильтра. Из-за этого у многих фотографов они лежат в сумке и ставятся на объектив непосредственно перед съемкой. В "светлое" время года (весна, лето, начало осени) "полярик" стоит у меня на объективах постоянно. Мне легче снять его в случае, если света не хватает, чем накручивать перед каждой съемкой.

Выбор поляризационного фильтра - дело непростое. Стоимость качественного фильтра вполне сопоставима со стоимостью недорого объектива. Здесь могу посоветовать одно: если не готовы купить хороший (а значит "дорогой") фильтр, то не покупайте никакого - толку от него не будет, а "ухудшить" картинку некачественный "полярик" может очень значительно.

Я использовал и использую поляризационные фильтры фирм Marumi, Kenko и B+W.

B+W несомненно лидер "поляриков", с которыми я встречался. Он дает наиболее "выраженный" эффект, но одновременно и "съедает" самое большое количество света. Самым "светлым" у меня был Kenko Pro1D C-Pl, но я продал его из-за невнятности "поляризации".

Не советовал бы покупать "тонкие" поляризационные фильтры фирм Marumi и B+W - на них нет внешней резьбы и поэтому стандартная крышка объектива не ставится. B+W в комплекте прилагает свою "крышку", но она просто надевается сверху на фильтр и легко "спадает". Тонкие Marumi требуют "докупания" такой же надевающейся крышки, либо "однократного" использования: накрутил - сделал снимок - снял и спрятал до следующей съемки.

Не стоит покупать поляризационный фильтр для объектива с вращающейся в процессе фокуировки передней линзой: теоретически, наверное, можно крутить полярик каждый раз после фокусировки, но практически это маловыполнимо. К счастью, большинство современных объективов имеют внутреннюю фокусировку, что не препятствует использованию поляризационных фильтров.

Неоднократно встречал информацию о том, что поляризационные фильтры подвержены "старению" и поэтому не рекомендуются к покупке подержанными. Ни подтвердить, ни опровергнуть не могу: свой B+W я покупал подержанным, но нареканий он не вызывает. Может, еще не "состарился"?

Kenko ND4 и B+W gradual grey 25%

Градиентные светофильтры и светофильтры, ослабляющие световой поток.

Эти светофильтры можно рассмотреть вместе: основная их задача состоит в уменьшении количества света, проходящего через объектив. Только градиентные фильтры "затемняют" часть кадра, а ND (neutral density) фильтры - весь. Действие и тех и других основано на применении "затемненного" нейтрально-серого (neutral density) стекла, не меняющего тональный рисунок, а лишь уменьшающего световой поток.

Градиентный фильтр представляет собой стекло, наполовину затемненное нейтрально-серым цветом, в крутящейся оправе. Градиентные нейтральные фильтры (я не рассматриваю "цветные" градиентные фильтры - их польза для "цифрового" фотографа сомнительна ) используются в пейзажной фотографии для

Продолжение...

2 фильтра, показанные на фотографии - единственные оставшиеся у меня из этой группы фильтров. Без сомнения, градиентные и нейтрально серые фильтры могут быть очень полезны для пейзажного фотографа, но их "ценность" именно для меня очень невелика: обычно получается так, что они лежат в коробочках дома. Причина банальна: к моему огромному сожалению, очень нечасто получается выбраться именно фотографировать, когда процесс происходит "с чувством, с толком, с расстановкой" - кадр планируется, есть возможность тщательно продумать и подготовиться (в данном случае речь идет о "снять защитный фильтр, достать нейтрально серый или градиентный, сделать снимок, снять нейтрально-серый фильтр, накрутить защитный...).

Эффектные светофильтры

В цифровой фотографии используются в значительно меньшей степени, чем в пленочной. Причина та же: возможности графических редакторов позволяют при постобработке добиться большинства эффектов, создаваемых фильтрами.

Тем не менее, определенной популярностью пользуются так называемые "лучевые" или "звездные" фильтры, которые благодаря линиям, нанесенным на поверхность, создают пересечения лучей от источников света, попавших в кадр. Для меня полезность и необходимость таких фильтров стремится к нулю, но многим фотолюбителям эффект, создаваемый лучевыми фильтрами, нравится. Особенно на ночных фотографиях.

Снимок с применением лучевого фильтра

Светофильтр на объектив - это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу - защиту передней линзы объектива от механических повреждений - никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения - лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 70.0 мм экв.

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта - сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Ликбез: для чего нужны светофильтры

На полках фотомагазинов можно увидеть много всевозможных светофильтров, отличающихся по цвету, внешнему виду, назначению и т.д. Использование светофильтра не самоцель. Определите, что он вам даст – улучшит ли фотографию в целом, усилит ли эффект восприятия, сделает ли фотографию более привлекательной, эмоциональной. Можно снять кадр, в котором внимание будет привлекать именно эффект от фильтра. Зная, как он влияет на восприятие, вы продумываете будущий снимок, строите композицию. Применять фильтры нужно обдуманно. Покупать фильтры следует по мере необходимости, а не «чтобы было», на всякий случай.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Для защиты объектива прекрасно подойдут и светофильтры UV, SKY. UV – ультрафиолетовый фильтр. Матрица и фотопленка восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, на снимках становятся заметными легкая дымка, голубоватый оттенок. Эффект усиливается при съемке в горах либо объектов, находящихся на очень большом расстоянии, а в особенности на море, где в солнечный день много УФ лучей. УФ-фильтр не влияет на контрастность. Его можно не снимать с объектива, то есть использовать постоянно, при этом надо помнить, что он не «фильтрует» смог и туман. Применим он и для черно-белой фотографии: белый цвет будет менее тусклым.

SKY – защитный светофильтр, контролирующий «синеву». Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра. Подходит для портретной съемки, пригодится и в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

Определить результат, который даст фильтр, можно по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне от «2 до 6 часов», минимальный эффект в районе «от 3 до 9 часов».

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана кратность – коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит, какую нужно внести коррекцию. Для фотоаппаратов с TTL-замером (Throw The Lens - через объектив) кратность не столь существенна, ведь в них замеряется свет, который «просеян» светофильтром.

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Star (лучевой фильтр) – позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра. Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двулучевую звезду, есть фильтры, создающие 4-, 6-, 8-, 12-лучевые звезды и больше.

Используя светофильтры с 8- или 12-лучевыми звездами, будьте осторожны, так как большое число лучей может перекрыть значительную часть изображения. Несмотря на то, что светофильтры Star образуют симметричные лучи, можно создать и не симметричную картину. Будьте внимательны с глубиной резкости – не допускайте, чтобы тончайшие линии, нанесенные на линзу фильтра, отображались на получаемом снимке.

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Изображение в черно-белой фотографии зависит от света, тени, контраста, и фильтры здесь явно лишними не будут. В силу особенностей человеческого зрения, а также несовершенства пленок (да и матриц тоже) для лучшей тональной передачи рекомендуется большинство сюжетов снимать со светофильтрами. Пленки «считают» наиболее ярким сине-голубые тона, а человеческий глаз – желтые. Чтобы исправить положение, для правильно передачи тонов, например, днем применяется желто-зеленый фильтр. При съемке вечером, когда освещение от ламп накаливания дает преимущественно красно-желтые лучи, применяется зеленый фильтр – он исправляет недостаток интенсивности сине-голубых лучей. Желтый, оранжевый и красный фильтры увеличивают контраст.

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Крепление

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Если ваш объектив не имеет резьбы, либо резьба «сорвана», то поможет переходник фирмы Cokin, который надевается на объектив и крепится тремя винтиками. Если у вас несколько объективов, то они, скорее всего, имеют разный диаметр. Но покупать, скажем, три или пять поляризационных фильтров, для каждого объектива, дороговато. Поэтому вы покупаете светофильтр на объектив максимального размера. И на остальные, меньшего диаметра, надеваете через переходник. Переходники, резьбовые адаптерные кольца, бывают «повышающего» и «понижающего» типа. Также если нет в продаже фильтра на маленький диаметр вашего объектива, то можно взять ближайший больший размер и переходник. Кстати, считается, что маленького диаметра фильтры бликуют меньше.

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Иногда широкоугольный объектив со светофильтром с «правильной» резьбой даст виньетирование, если оправа светофильтра глубокая. Для высококлассных и широкоугольных объективов лучше использовать светофильтр с тонкой оправой. Это фильтры серии Slim от B+W, Pro 1, Ultra от HOYA. Оправа – 3 мм.

Цена

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Заслуженно пользуются успехом фильтры производителей Hoya, Tiffen, B+W, Promaster, Sunpack, Kenko, Marumi. «Родные» фильтры, которые рекомендуют производители фототехники, такие как Nikon, Canon и пр., очень дорого стоят. В этом случае завышенная цена не оправдана – они не лучше, чем вышеперечисленные «неродные».

Уход за фильтрами

Старайтесь всегда содержать светофильтр в чистом виде, так как жирные пятна, пыль, грязь все это не лучшим образом сказывается на фотографиях. Для протирки лучше применять не «народный» способ – подышать и протереть майкой, хотя, в крайнем случае, можно и так. Все же лучше приобрести специальный комплект для чистки. Не носите фильтр в кармане, пусть он у вас лежит в той упаковке, в которой вы его купили. Еще существуют специальные мягкие чехлы для светофильтров.

Сейчас большинство фотографов не представляет работы без компьютерной постобработки. Однако, когда современных компьютеров не существовало, всевозможных творческих эффектов было сложнее достичь.

Одним из способов решения этой задачи были фотографические светофильтры .

В фотографии под светофильтром подразумевается оптическое стекло (не линза), которое тем или иным способом закрепляется перед объективом (реже внутри объектива) и изменяет изображение, либо выполняет защитные функции.

Итак, на современных объективах можно увидеть резьбу на передней части, с помощью которой и прикручиваются светофильтры.



В этом случае светофильтр не мешает использованию фотоаппарата. На передней части такого светофильтра также находится резьба, которая позволяет закрепить еще один фильтр, либо использовать штатную крышку.

Другой вариант - более редкий. Здесь светофильтры представляют собой прямоугольную пластину, которая с помощью специального держателя крепится на объектив. Преимущество такого подхода в том, что светофильтр может двигаться внутри этого держателя.

Какие же типы светофильтров существуют? Перечислим их.

Защитные

Как можно понять из названия, это светофильтры, которые несут защитную функцию. Они имеют полностью прозрачное стекло с просветлением, влияние которого на изображение, в идеале, отсутствует.

Например, фирма HOYA, которая является одним из крупнейших производителей оптического стекла, выпускает светофильтры с обозначением HD, которые имеют упрочненное стекло, а также покрытие, отталкивающее жиры и воду. Это помогает лучшим образом защитить объектив, а также облегчает задачу очистки самого светофильтра.

Также, для постоянного ношения подходят ультрафиолетовые фильтры , так как они не влияют на изображение на цифровых камерах.

Поляризационные

Свет имеет волновую природу, причем колебания происходят перпендикулярно направлению света. Благодаря этому возможно явление поляризации света - преобладание колебаний с одинаковой направленностью. Поляризационный фильтр соответственно, пропускает только такой свет. Какое практическое применение такого фильтра?

Дело в том, что свет, который отражается от неметаллических поверхностей - воды, стекла - тоже поляризован. Соответственно, поляризационный фильтр будет пропускать такой свет только если его направление поляризации совпадает с таковым у отраженного света.

Оправа поляризационного фильтра состоит из двух колец, свободно вращающихся друг относительно друга. Одно из них служит для прикрепления к объективу и при использовании остается неподвижным. Второе же служит оправой самого фильтра. Таким образом, фильтр свободно вращается на объективе, и мы можем сделать так, чтобы он не пропускал свет, отраженный от какого-либо объекта.

Итак, благодаря такому фильтру мы можем, например снимать на ярком солнце или со вспышкой на малых значениях диафрагменных чисел.

Эффект длинных выдержек может понадобиться для съемки воды, ночной съемки, городской съемки - в этих случаях можно наблюдать очень интересные, красивые эффекты.



Не могут обойтись без них и видеографы - ведь они не снимают на коротких выдержках.

Ну и конечно, стоит приобретать светофильтры с проверкой, в магазине, который специализируется на фототехнике и, соответственно, светофильтрах крупных мировых производителей.

Все, что изменяет картинку, задерживает определенный тип лучей, подаваемых на матрицу фотоаппарата, можно назвать фильтром. Большинство фотографов пренебрегают их использованием, полагаясь полностью на графические редакторы.

По своей сути, светофильтр – это пленка, которая помещается перед объективом, с целью защитить стекло или изменить картину. В связи с этим, есть полностью прозрачные варианты (для защиты), а есть цветные, оснащенные дифракционным покрытием, либо с определенной поверхностью.

Использование светофильтров позволяет фотографу значительно расширить функциональные возможности камеры, добавить интересные эффекты, снизить степень воздействия яркого света и так далее. Существуют несколько простых правил применения светофильтров:

  • Применять модели только высокого качества, так как это сильно влияет на готовый снимок;

    Использовать только 1 светофильтр одновременно, чтобы избежать искажений;

    Бережно относится к фильтрам и правильно их хранить, чтобы избежать повреждений и микроцарапин на поверхности;

    Подбирать варианты крепления, которые подходят для вашей камеры;

    Тестировать каждый фильтр до работы, чтобы знать все нюансы и применять эффекты по назначению.

Для того чтобы определить, какой фильтр нужно приобрести, следует узнать, какие вообще бывают варианты. Начинающему фотографу можно разобраться в тонкостях, поэтому можно приобрести один, попробовать его, затем другой и так далее.

Какие бывают светофильтры?

Если делить светофильтры по назначению, то можно назвать 14 основных групп: защищающие стекло объектива от механических воздействий, нейтральные, задерживающие ультрафиолет, поляризационные и отдельной категорией выделяют фильтры, которые изменяют цветовую гамму, или делают акцент на каком-то эффекте.

  • Защитные светофильтры чаще всего выпускаются из абсолютно прозрачного, так называемого clear стекла. Их главная функция – это защита объектива от пыли, грязи, влаги и ударов. Их пропускная способность стремится к 100%, что позволяет говорить об отсутствии влияния на изображение. Они навинчиваются на резьбу и подбираются, исходя из модели объектива. Отличный вариант для съемки на улице, на свадьбах и банкетах, в экстремальных условиях.

  • Нейтральные серые используют для снижения интенсивности светового потока, который направлен на объектив, что позволяет избежать пересвеченых снимков без потери во всех спектрах. Обозначаются они буквами ND и могут быть разной кратности, тогда эффект затемнения будет усилен. Высокий показатель может применяться для выделения на фотографии неподвижных и размытия движущихся объектов. Таким образом еще можно снимать фонтаны и водопады и другие пейзажи, чтобы не получалось неприятное ощущение неестественной воды. Существуют градиентные нейтральные серые светофильтры, когда одна половина окрашена, а вторая нет (бесцветная). Оттененные фильтры имеют постепенный переход между темным и светлым участками, а полуфильтры – резкие границы. Обычно их используют для снижения яркости неба без искажения остального пейзажа.

  • Ультрафиолетовые (UV) . Такие светофильтры снижает пропускание ультрафиолета на линзу, тем самым убирается сильный голубой оттенок. Современная фототехника уже снабжается такими фильтрами, поэтому их использование дополнительно не всегда целесообразно. Одним из побочных эффектов можно считать повышение контрастности.

    Поляризационные светофильтры – самые популярные среди фотографов. Они значительно улучшают качество снимка, снижая интенсивность отраженного света. Это приводит к повышению контрастности и снижению яркости бликов от воды. Такие фильтры отлично подходят для съемки в солнечный день, когда есть вероятность получить пересвеченный снимок. Существуют модели с разной степенью поляризации. Маркируются они буквами PL и C-PL, обычный и циркуляционный поляризационный фильтр, соответственно. Светофильтры с поляризацией позволяют усилить насыщенность цвета, но снижают количество света, попадаемого на матрицу, что чревато нечеткими снимками при недостаточном освещении. При съемке с PL-фильтром на природе нужно следить за положением света, относительно объектива. Максимальный эффект достигается при 90 градусах между прямыми лучами и осью объектива, то есть солнце находится сбоку от фотографа. А если нужно снимать без бликов и отражений, то угол должен быть 30-45 градусов.

  • Скайлайт (Skylight) имеет слабый розовый оттенок и предназначен для снижения цветовой температуры неба. Эффект получается следующий: снижается голубизна снимка, и изображение получается теплее. Маркировка на этих фильтрах – 1А и 1В, они имеют очень низкую оптическую плотность.

    Цветовые фильтры окрашены в разные цвета, что позволяет выделить на снимке одни оттенки и приглушить другие. Есть одноцветные, градиентные (переход от цвета к прозрачному), двухцветные, трехцветные и так далее. Такие светофильтры используются гораздо реже других, потому что они узконаправленные и имеют только 1 эффект.

    Туманные светофильтры сглаживают детали, придают снимкам эффект тумана. Это достигается нанесением точек на поверхность фильтра, они рассеивают свет и получается эффект мглы. Не подходит для портретной съемки.

  • Для черно-белой фотографии , их еще называют фильтры для правильной передачи тонов. Зеленый и желто-зеленый светофильтр для черно-белой фотографии позволит усилить четкость некоторых цветов, за счет увеличения или уменьшения чувствительности матрицы к синему и зеленому спектрам. Сюда еще можно отнести фильтры для управления контрастов, которые позволяют выделить каждый цвет на черно-белой фотографии. Иногда бывает так, что разные цвета передаются одинаковым серым, что на снимке выглядит, как сплошное пятно.

    Лучевые, variocross и дифракционные – принцип этих фильтров похож, меняется только методика нанесения линий. За счет микроскопической сетки попадающий свет разделяется на звездочки.

Лучевые имеют 2 группы линий, вытравленных параллельно, таким образом получается 4 луча. С 3-мя группами линий – источник света имеет 6 лучей, с 4-мя – 8 лучей, соответственно. Variocross имеет такой же принцип, но пленки 2,они могут перемещаться относительно друг друга, точка имеет 4 луча, но можно менять углы между ними.

  • Дифракционный фильтр тоже имеет вытравленные линии, но расположены они очень часто, тем самым разбивая попадающий свет, а на изображении каждый источник дополняется радугой.

  • Специальные насадки. Придают мягкий фокус за счет скрадывания излишних деталей. Снимок получается более теплым и нерезким. Такая функция имеется у дорогих портретных объективов, которые накладывают два изображения друг на друга – резкое и нерезкое. И за счет разницы получается такой эффект. В сочетании с игрой теней при активном свете могут получаться настоящие шедевры. Если переборщить со светом или с настройками, то можно увидеть на выходе нерезкий расплывчатый контур, смазанные детали. Поэтому такой светофильтр требует опыта и подробного изучения.

  • Коррекционные фильтры меняют цветовую температуру (теплые и холодные), а также баланс белого. Они изменяют настроение кадра, снижают яркость одних цветов, усиливают другие. Они широко применяются фотографами в любых жанрах съемки. Бывают желто-розовые, розово-коричневые, синие, янтарные и отличаются не только цветом, но и плотностью.

Инфракрасные настроены на излучения от 700 нм, что позволяет получать более четкие и контрастные снимки в необычных цветовых сочетаниях – голубое становится черным, зеленый цвет – белый.

  • Эффектные фильтры. Это soft-spot, central-spot, misty-spot и color-spot. В основе их действия лежит разность плотности центрального участка и периферии стекла. В центре имеется круглый плоскопараллельный участок прозрачного стекла, или отверстие. Cetral-spot – выводит края изображения из резкости, делая акцент на центральной части. Soft-spot имеет эффект тумана по краям, оставляя центральную часть неизменной. Misty-spot искажают периферию, путем изменения или размытия. Например, модель Windmill «скручивает» края снимка по спирали. Color-spot окрашивает часть снимка, в центре находится отверстие или прозрачный участок.

    Полулинза. Как видно из названия, она имеет крепление, в которой вращается половина линзы, изменяя часть изображения. Можно получать весьма интересные художественные эффекты, играя на резкости и контрасте объектов, особенно в пейзажной съемке.


Материал для изготовления светофильтров

Для создания светофильтров для объективов применяют материал высокого качества, так как от этого зависит вся работа камеры. Основные материалы – оптическое стекло, специальные полимерные материалы, или пластмассы и желатиновую пленку. По качеству и оптическим свойствам лидируют стеклянные, они служат дольше, достаточно простые в уходе и хранении, но они и самые дорогие. Пластиковые более хрупкие, их поверхность более нежная, портятся они гораздо чаще и быстрее, но значительно дешевле стеклянных моделей.

Крепление светофильтров

Способов крепления всего 2 – навинчивание круглых фильтров на объектив и установка прямоугольных моделей в специальный держатель – компедиум. Первые нужно подбирать под модель объектива и его резьбу, бывают 46, 49, 52, 55 и так далее, до 77 мм. А вот компедиум – более универсальный вариант, в него можно поставить до 3 фильтров одновременно.

Хранение и уход за светофильтрами

Есть несколько важных правила, которые помогут вам использовать свои светофильтры долгие годы:

  • Они боятся долгого воздействия солнечного света, поэтому их нужно доставать непосредственно перед съемкой и сразу после нее убирать в защитный чехол;

    Брать фильтры можно только за крепление, пальцы повреждать поверхность и могут оставить отпечатки, что сильно скажется на качестве снимка;

    Уход за стеклянными моделями нужно осуществлять специальными приспособлениями – грушей для сдувания пыли, мягкой кисточкой, жидкости для ухода за оптикой, пластиковые портятся от механических воздействий и плохо реагируют на протирания;

    Нужно иметь специальные устройства для хранения – коробочки или футляры, это неудобно и занимает много места, но бережно сохраняет фильтры.


Как выбрать светофильтр?

Когда фотограф начинает собирать свой походный чемоданчик, встает вопрос, какие светофильтры необходимы, а без каких можно первое время обойтись. По большому счету, обойтись можно и вообще без них, но для качества получаемых изображений следует запастись базовым набором:

  • Обязательно нужно иметь защитный светофильтр , обычно он имеет и защиту от ультрафиолетовых лучей;

    Поляризационный фильтр незаменим при съемках на улице, где яркий свет может «убить» любую композицию;

  • Нейтральный серый нужен для съемок в движении, на природе, для портретов при ярком свете и так далее. Незаменимый аксессуар для любого фотографа;

    Остальные фильтры – по желанию, достигать определенных эффектов можно и другими способами и на первое время хватит работы с первыми 3 видами, а потом уже можно постепенно подкупать и специализированные.

Для чего их используют?

Подводя итоги статьи, можно вынести важные моменты при использовании светофильтров. Фотографы используют их для получения эффектов, которых невозможно достичь только возможностями камеры и графических редакторов. Сочетания и комбинации эффектов создают бесконечное множество вариаций изображений одного и того же объекта. Поэтому опыт работы со светофильтрами – это показатель профессионализма фотографа. Благодаря большому выбору светофильтров. снимать стало возможно практически в любых условиях, при ярком солнце и неестественных цветах, в движении и так далее.

Использование нейтрального серого, поляризационного и ультрафиолетового фильтров не прихоть, а в некоторых случаях необходимость для получения снимков высокого качества. А защитное стекло сохранит ваш объектив в экстремальных условиях.