Характер труда мануфактуры. Iii. разделение труда и мануфактура

Мы рассмотрели сначала происхождение , затем её простые элементы - частичного рабочего и его орудие,- наконец, её механизм в целом. Коснёмся теперь вкратце отношения между мануфактурным и общественным разделением труда, которое составляет общее основание всякого товарного производства.

Если иметь в виду лишь самый , то разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т. д., можно назвать общим разделением труда, распадение этих родов производства на виды и подвиды - частным разделением труда, а разделение труда внутри мастерской - единичным разделением труда .

Разделение труда внутри общества и соответственное ограничение индивидуума сферой определённой профессии имеет, как и разделение труда внутри , две противоположные исходные точки развития. В пределах семьи , - а с дальнейшим развитием в пределах рода - естественное разделение труда возникает вследствие половых и возрастных различий, т. е. на чисто физиологической почве, и оно расширяет свою сферу с расширением общественной жизни, с ростом населения, особенно же с появлением конфликтов между различными родами и подчинением одного рода другим. С другой стороны, как я уже отметил раньше, обмен продуктами возникает в тех пунктах, где приходят в соприкосновение различные семьи, роды, общины, потому что в начале человеческой культуры не отдельные индивидуумы, а семьи , роды и т. д. вступают между собой в сношения как самостоятельные единицы, Различные общины находят различные средства производства и различные жизненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Это - те естественно выросшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продуктами, а, следовательно, постепенное превращение этих продуктов в товары. Обмен не создаёт различия между сферами производства, но устанавливает связь между сферами, уже различными, и превращает их в более или менее зависимые друг от друга отрасли совокупного общественного производства. Здесь общественное возникает посредством обмена между первоначально различными, но не зависимыми друг от друга сферами производства. Там, где исходный пункт образует физиологическое разделение , особые органы непосредственно связного целого разъединяются, разлагаются, - причём главный толчок этому разложению даёт обмен товарами с чужими общинами, - и становятся самостоятельными, сохраняя между собой лишь ту связь, которая устанавливается между отдельными работами посредством обмена их продуктов в качестве товаров. В одном случае утрачивает самостоятельность то, что раньше было самостоятельным, в другом случае приобретает самостоятельность раньше несамостоятельное.

Основой всякого развитого и товарообменом опосредствованного разделения труда является отделение города от деревни . Можно сказать, что вся экономическая история общества резюмируется в движении этой противоположности, на которой мы не будем, однако, здесь долее останавливаться.

Если для разделения труда внутри мануфактуры материальной предпосылкой является определённая численность одновременно занятых рабочих, то для разделения внутри общества такой предпосылкой являются численность населения и его плотность, которые здесь играют ту же роль, какую играет скопление людей в одной и той же мастерской . Но эта плотность населения есть нечто относительное. Страна, сравнительно слабо населённая, но с развитыми средствами сообщения, обладает более плотным населением, чем более населённая страна с неразвитыми средствами сообщения; и этом смысле северные штаты Американского союза населены плотнее, чем, например, Индия .

Так как товарное производство и товарное обращение являются общей предпосылкой капиталистического способа производства, то мануфактурное разделение труда требует уже достигшего известной степени зрелости разделения труда внутри общества. Напротив, путём обратного воздействия мануфактурное разделение развивает и расширяет общественное разделение труда. По мере дифференцирования орудий труда всё более и более дифференцируются и те отрасли производства, в которых эти орудия изготовляются . Когда мануфактурное производство распространяется на какую-либо отрасль промышленности, которая до сих пор была связана с другими как главная или побочная и осуществлялась одним и тем же производителем, то немедленно происходит разделение и взаимное обособление. Если мануфактура овладевает отдельной ступенью производства данного товара, то различные ступени его производства становятся самостоятельными промыслами. Выше уже было указано, что там, где готовый продукт представляет собой чисто механическое соединение частичных продуктов, частичные работы могут, в свою очередь, обособиться в отдельные ремёсла. Для того чтобы полнее провести разделение труда внутри мануфактуры, одна и та же отрасль производства делится, - в зависимости от различия её сырья и различных форм, которые может принимать одно и то же сырьё, - на различные и притом иногда совершенно новые мануфактуры. Так, в одной только Франции уже в первой половине XVIII столетия ткалось более 100 видов разнообразных шёлковых материй, а в Авиньоне, например, существовал закон, согласно которому «каждый ученик должен всецело посвящать себя изучению одного вида производства и не изучать одновременно способов изготовления нескольких продуктов».

Территориальное разделение труда, закрепляющее определённые отрасли производства за определёнными районами страны, получает новый толчок благодаря мануфактурному производству, эксплуатирующему всякого рода особенности . В мануфактурный период богатый материал разделению труда внутри общества доставляется расширением мирового рынка и колониальной системой, которые входят в круг общих условий существования мануфактурного периода. Здесь не место исследовать, каким образом разделение труда наряду с экономической областью охватывает все другие сферы общества и везде закладывает основу того узкого профессионализма и специализации, того раздробления человека, по поводу которого уже А. Фергюсон, учитель Адама Смита , воскликнул: «Мы - нация илотов, и между нами нет свободных людей!» .

Однако, несмотря на многочисленные аналогии и связь между разделением труда внутри общества и разделением труда внутри мастерской, оба эти типа различны между собой не только по степени, но и по существу. Аналогия кажется наиболее бесспорной там, где внутренняя связь охватывает различные отрасли производства. Так, например, скотовод производит шкуры, кожевник превращает их в кожи, сапожник превращает кожу в сапоги. Каждый производит здесь лишь полуфабрикат, а окончательный, готовый предмет есть комбинированный продукт этих отдельных работ. Сюда присоединяются ещё различные отрасли труда, доставляющие скотоводу, кожевнику и сапожнику их средства производства. Можно вообразить, подобно А. Смиту, будто это общественное разделение труда отличается от мануфактурного лишь субъективно, только для наблюдателя, который в мануфактуре одним взглядом охватывает различные частичные работы, объединённые пространственно, тогда как в общественном производстве связь эта затемняется благодаря разбросанности его отдельных отраслей на значительном пространстве и благодаря большому числу рабочих, занятых в каждой отрасли . Но что устанавливает связь между независимыми работами скотовода, кожевника и сапожника? Бытие их продуктов в качестве товаров. Напротив, что характеризует разделение труда в мануфактуре? Тот факт, что здесь частичный рабочий не производит товара . Лишь общий продукт многих частичных рабочих превращается в товар . Разделение труда внутри общества опосредствуется куплей и продажей продуктов различных отраслей труда; связь же между частичными работами внутри мануфактуры опосредствуется продажей различных рабочих сил одному и тому же капиталисту, который употребляет их как комбинированную рабочую силу. Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями.

В мануфактуре железный закон строго определённых пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Правда, различные сферы производства постоянно стремятся к равновесию, потому что, с одной стороны, каждый товаропроизводитель должен производить , т. е. удовлетворять определённой общественной потребности, - причём размеры этих потребностей количественно различны и различные потребности внутренне связаны между собой в одну естественную систему, - с другой стороны, товаров определяет, какую часть находящегося в его распоряжении рабочего времени общество в состоянии затратить на производство каждого данного вида товара. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [заранее] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [задним числом], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.

Мануфактурное разделение труда предполагает безусловную власть капиталиста над людьми, которые образуют простые звенья принадлежащего ему совокупного механизма; общественное разделение труда противопоставляет друг другу независимых товаропроизводителей, не признающих никакого иного авторитета, кроме конкуренции, кроме того принуждения, которое является результатом борьбы их взаимных интересов, - подобно тому, как в мире животных bellum omnium contra omnes , есть в большей или меньшей степени условие существования всех видов. Поэтому буржуазное сознание, которым мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как организация труда, повышающая его производительную силу, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося «гения» индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы всё общество в фабрику.

Если анархия общественного и деспотия мануфактурного разделения труда взаимно обусловливают друг друга в обществе с капиталистическим способом производства, то, наоборот, более ранние формы общества, в которых обособление ремёсел естественно развивается, затем кристаллизуется и, наконец, закрепляется законом, представляют, с одной стороны, картину планомерной и авторитарной организации общественного труда, с другой стороны - совсем исключают разделение труда внутри мастерской или развивают его в карликовом масштабе, или же лишь спорадически и случайно .

Так, например, первобытные мелкие индийские общины, сохранившиеся частью и до сих пор, покоятся на общинном владении землёй, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каждой новой общины служит готовым планом и схемой. Каждая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины, а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того разделения труда во всём индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только избыток продукта превращается в товар, притом отчасти лишь в руках государства, к которому с незапамятных времён притекает определённое количество продукта в виде натуральной ренты. В различных частях Индии встречаются различные формы общин. В общинах наиболее простого типа обработка земли производится совместно, и продукт делится между членами общины, тогда как прядением, ткачеством и т. д. занимается каждая семья самостоятельно как домашним побочным промыслом.

Наряду с этой массой, занятой однородным трудом, мы находим: «главу» общины, соединяющего в одном лице судью , полицейского и сборщика податей; бухгалтера, ведущего учёт в земледелии и кадастр; третьего чиновника, который преследует преступников, охраняет иностранных путешественников и сопровождает их от деревни до деревни; пограничника, охраняющего границы общины от посягательства соседних общин; надсмотрщика за водоёмами, который распределяет из общественных водоёмов воду, необходимую для орошения полей; брамина, выполняющего функции религиозного культа; школьного учителя, на песке обучающего детей общины читать и писать; календарного брамина, который в качестве астролога указывает время посева, жатвы и вообще благоприятное и неблагоприятное время для различных земледельческих работ; кузнеца и плотника, которые изготовляют и чинят все земледельческие орудия; горшечника, изготовляющего посуду для всей деревни; цирюльника; прачечника, стирающего одежду; серебряных дел мастера и, в отдельных случаях, поэта, который в одних общинах замещает серебряных дел мастера, а в других - школьного учителя. Эта дюжина лиц содержится на счёт всей общины. Если население возрастает, на невозделанной земле основывается новая община по образцу старой. Механизм общины обнаруживает планомерное разделение труда, но мануфактурное разделение его немыслимо, так как рынок для кузнеца, плотника и т. д. остаётся неизменным, и в лучшем случае, в зависимости от величины деревень, встречаются вместо одного два-три кузнеца, горшечника и т. д. . Закон , регулирующий разделение общинного труда, действует здесь с непреложной силой закона природы: каждый отдельный ремесленник, например кузнец и так далее, выполняет все относящиеся к его профессии операции традиционным способом, однако совершенно самостоятельно, не признавая над собой никакой власти в пределах мастерской. Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем , объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики.

Как уже было отмечено, цеховые законы, строго ограничивая число подмастерьев, которым имел право давать работу один мастер, тем самым планомерно препятствовали превращению его в капиталиста. Равным образом мастер мог использовать подмастерьев исключительно в том ремесле, мастером которого он сам был. Цех ревностно охранял себя от всяких посягательств со стороны купеческого капитала, - этой единственной свободной формы капитала, противостоявшей цехам. Купец мог купить всякие товары, но не труд в качестве товара. Его терпели лишь в роли скупщика продуктов ремесла. Если внешние обстоятельства вызывали прогрессирующее разделение труда, то существующие цехи расщеплялись на подвиды или же наряду со старыми основывались новые цехи, однако без объединения различных ремёсел в одной и той же мастерской. Таким образом, хотя обособление, изолирование и развитие ремёсел цеховой организацией послужило материальной предпосылкой мануфактурного периода, тем не менее, сама цеховая организация исключала возможность мануфактурного разделения труда. В общем и целом рабочий срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной, и, следовательно, недоставало первой основы мануфактуры: обособления средств производства в качестве капитала, противостоящего рабочему.

В то время как разделение труда в целом обществе - независимо от того, опосредствовано оно товарообменом или нет - свойственно самым различным общественно-экономическим формациям, мануфактурное разделение труда есть совершенно специфическое создание капиталистического способа производства.

1 «Разделение труда, начинаясь обособлением разнообразнейших профессий, идёт вплоть до такого разделения, когда разделяются рабочие, занятые изготовлением одного и того же продукта, что имеет место в мануфактуре» (Storch . «Cours d’?conomie Politique», парижское издание, т. I, стр. 173). «У народов, достигших известной ступени цивилизации, мы находим три рода разделения труда: первый, который мы назовём общим, сводится к разделению производителей на земледельцев, промышленников и торговцев - это разделение соответствует трём основным отраслям национального производства; второй, который можно было бы назвать специальным, есть разделение каждого рода производства на виды… Наконец, третий род разделения производства, который можно было бы назвать разделением работы или труда в собственном смысле, имеет место в пределах отдельных ремёсел или профессий… имеет место в большинстве мануфактур и мастерских» (Skarbek , цит. соч., стр. 84, 85).

2 {Примечание к 3 изданию . Более поздние весьма основательные исследования первобытного состояния человечества привели автора к выводу, что первоначально не семья развилась в род, а, наоборот, род был первоначальной естественно сложившейся формой человеческого общества, покоящегося на кровном родстве, так что различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов. Ф. Э. }

3 Сэр Джемс Стюарт лучше других осветил этот пункт. Насколько мало известен в настоящее время его труд, появившийся десятью годами раньше «Wealth of Nations» Адама Смита, видно, между прочим, из того, что почитатели Мальтуса не знают даже, что первое издание его работы о «народонаселении», если оставить в стороне её чисто декламаторскую часть, почти целиком списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таунсенда.

4 «Требуется известная плотность населения как для того, чтобы могли развиваться социальные сношения, так и для того, чтобы создалась такая комбинация сил, при которой возрастает производительность труда» (James Mill . «Elements of Political Economy». London, 1821, p. 50). «Когда возрастает число рабочих… производительная сила общества увеличивается пропорционально результату умножения этого роста на эффект разделения труда» (Th. Hodgskin . «Popular Political Economy», р. 120).

5 С 1861 года вследствие большого спроса на хлопок в некоторых: сильно населённых районах Ост-Индии расширилось производство хлопка за счёт производства риса. Местами возник голод, так как из-за недостаточности средств сообщения и вследствие этого недостаточной физической связи недопроизводство риса в одном районе не могло быть восполнено подвозом его из других районов.

6 Так, например, в Голландии производство ткацких челноков уже в XVII столетии составляло особую отрасль промышленности.

8 A. Ferguson «History of Civil Society». Edinburgh, 1767, Part IV, sect. II» p. 285.

9 В собственно мануфактурах, говорит он, разделение труда кажется более значительным, так как «здесь рабочие, занятые в каждой из различных отраслей труда, зачастую могут быть объединены в одной и той же мастерской и таким образом все сразу охватываются взглядом наблюдателя. Наоборот, в таких больших мануфактурах (!), которые имеют своим назначением удовлетворять обширные потребности многочисленного населения, каждая отдельная отрасль труда занимает столь значительное число рабочих, что невозможно объединить их всех в одной и той же мастерской… разделение труда далеко не так резко бросается в глаза» (A. Smith . «Wealth of Nations», b. I, ch. 1). Знаменитое место той же самой главы, которое начинается словами: «Взгляните на жизненные удобства, выпадающие на долю простого ремесленника или поденщика цивилизованной и цветущей страны…» и в котором расписывается затем, сколь многочисленные отрасли производства объединяют свои усилия для удовлетворения потребностей простого рабочего,- место это почти буквально списано из примечаний к работе В. Мандевиля «Fable of the Bees, or Private Vices, Publick Benefits» (первое издание без примечаний вышло в 1705 г., с примечаниями - в 1714 г.).

10 «Здесь уже нет более ничего, что можно было бы назвать естественным вознаграждением индивидуального труда. Каждый рабочий производит лишь часть целого, и так как каждая часть не имеет сама по себе никакой ценности или полезности, то здесь нет ничего такого, что рабочий мог бы взять и сказать: «Это мой продукт, это я сохраню для себя»» («Labour Defended against the Claims of Capital». London, 1825, p. 25). Автором этой превосходной работы является цитированный выше Т. Годскин.

11 Примечание к 2 изданию . Это различие между общественным и мануфактурным разделением труда было для янки практически проиллюстрировано. Одним из новых налогов, придуманных в Вашингтоне во время Гражданской войны, был акциз в 6% на «все промышленные продукты». Но вот вопрос: что такое промышленный продукт? Законодатель отвечает: всякая вещь есть продукт, «раз она сделана» (when it is made), а она сделана, раз она готова для продажи. Вот один из многих примеров. Мануфактуры Нью-Йорка и Филадельфии в прошлом «делали» зонтики со всеми их принадлежностями. Но так как зонтик есть mixtum compositum [соединение] совершенно разнородных составных частей, то мало-помалу изготовление последних стало предметом особых отраслей производства, не зависимых друг от друга и расположенных в различных местах. Их частичные продукты входили в качестве самостоятельных товаров в мануфактуру зонтиков, которая лишь соединяет вместе их составные части. Янки назвали такого рода продукты assembled articles (сборными изделиями), и это название они действительно заслужили как сборные пункты для налогов. Так, зонтик «собирает» 6%

14 Mark Wilks , Lieutenant Colonel. «Historical Sketches of the South of India». London, 1810–1817, v. I, p. 118–120. Хорошее описание различных форм индийских общин можно найти в работе: George Cumpbell , «Modern India». London, 1852.

15 «В этих простых формах… протекала с незапамятных времён жизнь обитателей страны. Границы отдельных деревень изменялись редко; и хота сами деревни порой разорялись и даже окончательно опустошались войной, голодом или эпидемиями, тем не менее они восстанавливались вновь под тем же самым названием, в тех же самых границах, с теми же интересами и даже с теми же самыми семьями и продолжали существовать целые века. Крушение или разделение государства мало беспокоит обитателей деревни; раз деревня осталась цела, им безразлично, под чью власть она попала, какому суверену должна подчиняться; их внутренняя жизнь остаётся неизменной» (Th. Stamford Raffles , late Licut. Gov. of Java. «The History of Java». London, 1817, v, I, p. 285).

III. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА

Мануфактура, классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, господствует приблизительно с 1550 до 1770 года. Она возникает:

1) Или путем соединения различных ремесел, каждое из которых выполняет частичную операцию (например, производство карет), причем очень скоро соответствующий отдельный ремесленник теряет способность заниматься всем своим ремеслом в целом, зато совершенствуется в выполнении частичной операции. Следовательно, при этом весь процесс сводится к разделению совокупной операции на ее отдельные части (стр. 318, 319).

2) Или же многие ремесленники, выполняющие одну и ту же или однородную работу, объединяются на одной и той же фабрике, и отдельные операции производятся не последовательно одним рабочим, а разделяются и выполняются одновременно различными рабочими (иголки и т. д.). Продукт теперь уже не произведение одного ремесленника, а произведение группы ремесленников, каждый из которых исполняет только одну частичную операцию (стр. 319, 320).

В обоих случаях результат мануфактуры: производственный механизм, органами которого являются люди. Производство сохраняет свой ремесленный характер; каждый частичный процесс, через который проходит продукт, выполняется ручным трудом, следовательно, здесь исключается возможность действительно научного расчленения процесса производства. Именно вследствие ремесленного характера труда каждый отдельный рабочий в полной мере прикован к одной частичной функции (стр. 321).

Таким путем сберегается труд по сравнению с ремесленником, и это сбережение труда еще более растет вследствие передачи приобретенных навыков следующим поколениям. Этим мануфактурное разделение труда соответствует тенденции прежних обществ: сделать ремесло наследственным; кастовые цехи (стр. 322).

Подразделение орудий вследствие применения их к различным частичным операциям - пятьсот видов молотков в Бирмингеме (стр. 323–324).

Рассматриваемая с точки зрения совокупного механизма, мануфактура имеет две стороны: она - или чисто механическое соединение самостоятельных частичных продуктов (часы), или ряд связанных между собой процессов в одной мастерской (иголки).

В мануфактуре каждая группа рабочих доставляет другой группе необходимое ей сырье. Поэтому основное условие состоит в том, чтобы каждая группа в данное время производила данное количество, следовательно, создается совершенно другая непрерывность, порядок, однообразие и интенсивность труда, чем в собственно кооперации. Здесь, таким образом, становится уже технологическим законом процесса производства то, что труд является общественно необходимым трудом (стр. 329).

Неодинаковость времени, требующегося для выполнения отдельных операций, обусловливает то, что различные группы рабочих имеют различный состав и численность (в словолитне на одного полировщика приходится четыре литейщика и два отбивальщика). Таким образом, мануфактура создает математически определенное отношение для количественного размера отдельных органов совокупного рабочего, и производство может быть расширено только путем принятия на работу такого количества новых рабочих, которое является кратным от совокупной группы. К этому надо прибавить, что обособление известных функций - надзора, перевозки продуктов с одного места на другое и т. д. - становится выгодным лишь по достижении известного уровня производства (стр. 329, 330).

Имеет место также объединение различных мануфактур в одну общую мануфактуру, но и в ней всегда недостает действительного технологического единства, которое появляется лишь с введением машин (стр. 331).

В мануфактуре довольно рано появляются машины, но спорадически, и они играют только побочную роль, например, мельницы, толчеи и т. д. Главной машиной мануфактуры является комбинированный совокупный рабочий, который обладает гораздо более высокой степенью совершенства, чем прежний единичный ремесленный работник, и у которого все несовершенства, часто неизбежно развивающиеся у частичного рабочего, проявляются как достоинства (стр. 333). Мануфактура развивает различия между этими частичными рабочими, квалифицированными и неквалифицированными, и даже создает настоящую иерархию рабочих (стр. 334).

Разделение труда: 1) всеобщее (на земледелие, промышленность, судоходство и т. д.), 2) особенное (на виды и подвиды) и 3) единичное (внутри мастерской). Общественное разделение труда также развивается из различных исходных пунктов: 1) внутри семьи и рода - естественное разделение труда по полу и возрасту, которое расширяется еще насильственным порабощением соседних племен (стр. 335); 2) различные общины в зависимости от своего положения, климата, уровня культуры производят различные продукты, и эти продукты обмениваются там, где общины приходят в соприкосновение между собой (стр. 49). Обмен с чужими общинами является одним из главных средств разрушения естественной связи внутри собственной общины вследствие дальнейшего развития естественного разделения труда (стр. 335).

Таким образом, мануфактурное разделение труда, с одной стороны, предполагает известную степень развития общественного разделения труда, а с другой стороны, оно развивает его дальше - таково территориальное разделение труда (стр. 337, 338).

Однако между общественным и мануфактурным разделением труда всегда имеется то различие, что при первом необходимо производятся товары, между тем как при втором частичный рабочий не производит товаров. Поэтому при последнем существует концентрация и организация, при первом же - раздробленность и беспорядочность конкуренции (стр. 339, 341).

О ранней организации индийских общин (стр. 341, 342). О цехах (стр. 343, 344). В то время как во всех этих случаях существует разделение труда в обществе, мануфактурное разделение труда есть специфическое создание капиталистического способа производства.

В мануфактуре, как и в кооперации, функционирующее рабочее тело есть форма существования капитала. Вследствие этого производительная сила, возникающая из комбинации различных видов труда, представляется производительной силой капитала. Но в то время как кооперация в целом оставляет без изменения способ труда отдельного рабочего, мануфактура революционизирует его, она уродует рабочего; неспособный производить самостоятельный продукт, он является лишь принадлежностью мастерской капиталиста. Духовные потенции труда исчезают у многих, чтобы у отдельных лиц увеличить свой масштаб. Мануфактурное разделение труда приводит к тому, что духовные потенции процесса труда противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила. Этот процесс отделения, который начинается уже в кооперации и развивается в мануфактуре, завершается в крупной промышленности, которая отделяет науку, как самостоятельную потенцию производства, от труда и заставляет ее служить капиталу (стр. 346).

Цитаты (стр. 347).

Будучи, с одной стороны, определенной организацией общественного труда, мануфактура, с другой стороны, есть особый метод производства относительной прибавочной стоимости (стр. 350). Именно в этом ее историческое значение.

Препятствия к развитию мануфактуры даже во время ее классического периода: сокращение числа необученных рабочих вследствие роста числа обученных; ограничение применения труда детей и женщин вследствие противодействия со стороны рабочих-мужчин; ссылка на laws of apprenticeship [законы об ученичестве. Ред.] до самого последнего времени, даже там, где это в сущности является излишним; постоянное неподчинение рабочих, так как совокупный рабочий не обладает еще независимым от рабочих остовом; эмиграция рабочих (стр. 353, 354).

К тому же сама мануфактура не была в состоянии произвести переворот во всем общественном производстве или хотя бы только овладеть им. Ее собственный узкий технический базис вступил в противоречие с ею же самой созданными потребностями производства. Появилась потребность в машинах, и мануфактура научилась их изготовлять (стр. 355).

Из книги Том 16 автора Энгельс Фридрих

III. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА Мануфактура, классическая форма кооперации, основанной на разделении труда, господствует приблизительно с 1550 до 1770 года. Она возникает:1) Или путем соединения различных ремесел, каждое из которых выполняет частичную операцию (например,

Из книги Том 6 автора Энгельс Фридрих

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Разделение труда Нельзя читать это без улыбки. Марксисты тоже посмеивают­ся над Кропоткиным, над его наивностью и нереалистичностью предсказаний. Они утверждают, что только Маркс поставил учение об отмирании государства на "реалистическую" и "науч­ную" основу, связав

Из книги Том 4 автора Энгельс Фридрих

§ II. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАШИНЫ Разделением труда открывается, согласно г-ну Прудону, ряд экономических эволюций.Хорошая сторона разделения труда.«Рассматриваемое в своей сущности разделение труда есть способ осуществления равенства условий и умствен ных способностей»

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

Глава двенадцатая РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И МАНУФАКТУРА 1. Двоякое происхождение мануфактуры Кооперация, основанная на разделении труда, приобретает свою классическую форму в мануфактуре. Как характерная форма капиталистического процесса производства, она господствует в

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

4. Разделение труда внутри мануфактуры и разделение труда внутри общества Мы рассмотрели сначала происхождение мануфактуры, затем ее простые элементы - частичного рабочего и его орудие, - наконец, ее механизм в целом. Коснемся теперь вкратце отношения между

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это положение

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Наибольшее разделение материального и духовного труда, это – отделение города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к

Из книги автора

Следующее расширение, которое получило разделение труда, заключалось в отделении общения от производства, в образовании особого класса

Из книги автора

Из книги автора

[л. 3] Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, насколько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это

Из книги автора

Наибольшее разделение материального и духовного труда, это – отделение города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к

Из книги автора

Неудержимо развивавшаяся в XVII столетии концентрация торговли и мануфактуры в одной стране – в Англии – мало-помалу создала для этой страны относительный мировой рынок, а тем самым – такой спрос на ее

Из книги автора

1. Критический анализ: «собственность», «разделение труда», «культура», «бизнес» Даже среди радикально настроенных трансценденталистов Торо выделялся своей непримиримостью по отношению к духовным ценностям, одобрявшимся современным ему общественным мнением. Это

Из книги автора

Разделение труда как разделение предметов деятельности и как расщепление самой деятельности Каковы же исторические пути к этой универсальной деятельности – пути, пролегающие сквозь эпоху классово-антагонистических обществ и затем вырывающиеся из нее? Ответ на этот

1. Двоякое происхождение мануфактуры. Её элементы: частичный рабочий и его

В первом отделе мы в основу своего изложения положили кроме «Капитала» ещё «К

критике политической экономии» Маркса, а отчасти его «Наемный труд и капитал».

При составлении настоящей и следующей глав, трактующих о разделении труда и

мануфактуре, о машинах и крупной промышленности, мы пользовались кроме

«Капитала» ещё «Нищетой философии» Маркса, а именно ¶2 второй главы,

озаглавленным «Разделение труда и машины».

В «Нищете философии» подробнее, чем в «Капитале», разобрана литература,

характеризующая невыгодные последствия, вытекающие для рабочих от разделения

труда в капиталистической мануфактуре. Таким образом, упомянутый ¶2 является не

только предшественником по времени двух излагаемых здесь глав «Капитала», но и

их дополнением. Эти главы, по нашему мнению, следует отнести к числу самых

блестящих страниц, написанных Марксом, а они до сих пор, к сожалению, не

пользуются со стороны большинства читателей «Капитала» тем вниманием, какого они

заслуживают.

Прежде всего рассмотрим мануфактуру, т. е. «ту промышленность, которая не

превратилась еще в современную промышленность с ее машинами, но не представляет

собой уже ни средневекового ремесла, ни домашней промышленности» (К. Маркс,

Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 154). Как характерная

форма капиталистического производственного процесса она в общем и целом

господствует примерно с середины XVI до конца XVIII века [Слово «мануфактура»

составлено из двух латинских слов -- manus (рука) и factus (сделанный,

изготовленный). Одной из важнейших отраслей промышленности, которой овладела

мануфактура, была обработка волокнистых веществ -- шерсти, хлопка и т. д.

Поэтому, ещё и теперь текстильные фабрики часто называют мануфактурами, хотя их

следует относить не к области мануфактуры, а к области крупной машинной

промышленности; иногда же под мануфактурой разумеют исключительно текстильную

промышленность. Такое употребление слова «мануфактура» неверно.].

Она имеет двоякое происхождение. С одной стороны, капитал застал такие продукты,

которые должны были проходить через руки различных ремесленников, прежде чем они

получили свою окончательную форму. Так, экипаж из рук каретника переходил в руки

шорника, обойщика, маляра, стекольщика и т.д. На место самостоятельных

ремесленников разных специальностей капиталист поставил наёмных рабочих тех же

видов труда, работающих планомерно и совместно в общем помещении над

изготовлением кареты.

Но мануфактура развивалась также и противоположным путём. Капиталист собирал

целый ряд рабочих, производивших один и тот же предмет, например булавочников.

Каждый из них должен был выполнять в известной последовательности все операции,

необходимые для изготовления продукта. Но как только значительное количество

рабочих начало работать таким образом, это, естественно, привело к разделению

различных операции между различными рабочими.

Итак, мануфактура, с одной стороны, возникала путём соединения разнородных и

самостоятельных ремёсел, а с другой стороны,-- путём разделения разнородных

операций одного и того же ремесла между различными рабочими.

Однако, была ли выполняемая мануфактурным рабочим операция раньше

самостоятельной операцией отдельного ремесленника или она произошла из

разложения операций одного и того же ремесла,-- ремесло всегда составляло не

только историческую, но и техническую основу мануфактуры. Необходимым условием

этого вида производства остаётся выполнение каждой отдельной операции

человеческими руками. Успешность труда в мануфактуре, как и в ремесле

существенным образом зависит от ловкости, уверенности и проворства отдельных

Однако между ремесленником и мануфактурным рабочим существует громадное

различие. На место разнообразия операций первого мануфактура вводит простоту и

однообразие операций, выполняемых рабочим изо дня в день, из года в год. Рабочий

здесь уже не является целесообразно действующим самостоятельным производителем,

он превращается в несамостоятельную часть большого рабочего механизма, он

является как бы членом совокупного рабочего организма.

Конечно, благодаря этому искусность рабочего в его ограниченной сфере

деятельности в огромной степени повышается. Он открывает много новых приёмов

работы, передаёт их товарищам и в свою очередь многому у них научается. Перемена

места и орудия, неизбежная при разнообразии операций, влечёт за собой излишнюю

трату времени и энергии. Эта трата избегается частичным рабочим мануфактуры,

который непрерывно работает на одном и том же месте, одним и тем же орудием, в

одном и том же направлении. С другой стороны, перемена работы даёт отдых и

возбуждает энергию. Частичный рабочий лишён этого.

Разделение труда в мануфактуре не только развивает искусность рабочего, но и

способствует совершенствованию его орудия. Орудие, которое должно служить для

множества разнородных операций, не может быть вполне приспособлено к каждой из

них. Орудие же, которое применяется исключительно при одной операции, может быть

соответствующим образом приспособлено к ней. Это значительно повышает его

производительность.

Все эти обстоятельства приводят к значительному повышению производительности

труда в мануфактуре по сравнению с ремеслом.

2. Две основные формы мануфактуры

Выше мы рассмотрели двоякое происхождение мануфактуры и её составные элементы --

частичного рабочего и его орудие. Рассмотрим теперь мануфактуру в целом.

Мануфактуре свойственны две основные формы, существенно отличные одна от другой,

вытекающие из природы изделия, продукта. В первом случае продукт составляется из

нескольких частей, из которых каждая является особым самостоятельным продуктом.

Во втором случае он изготовляется путём нескольких, одна с другой тесно

связанных манипуляций и операций, которые последовательно производятся над одним

и тем же предметом труда.

Каждую из этих двух основных форм мануфактуры мы можем пояснить классическим

примером. Сэр Вильям Петти наглядно поясняет мануфактурное разделение труда на

примере производства часов, которое следует причислить к первой из основных форм

мануфактуры. В ремесленном производстве часы были первоначально продуктом труда

одного рабочего, который изготовлял их сам с начала до конца. Но как только

изготовление часов подпало под власть капиталистического производства, выделка

каждой отдельной составной части часов, равно как их сборка были поручены особым

частичным рабочим. Таким образом, появились особые мастера, изготовляющие

пружины, циферблаты, зубчатые колёса, наконец мастера, собирающие часы из

отдельных частей и выверяющие их.

Пример второй основной формы мануфактуры дал нам Адам Смит в своём знаменитом

описании изготовления булавок, как оно происходило в его время.

«Один рабочий тянет проволоку,-- говорит он,-- другой выпрямляет её, третий

обрезает, четвёртый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания

головки; изготовление самой головки требует двух или трёх самостоятельных

операций; насадка её составляет особую операцию, полировка булавки -- другую;

самостоятельной операцией является даже завёртывание готовых булавок в пакетики.

Таким образом сложный труд производства булавок разделён приблизительно на

восемнадцать самостоятельных операций, которые в некоторых мануфактурах все

выполняются различными рабочими, тогда как в других один и тот же рабочий

нередко выполняет две или три операции» (Адам Смит, Исследование о природе и

причинах богатства народов, 1935, т. 1, стр. 10).

Кусок проволоки проходит последовательно через руки различных частичных рабочих;

но все эти рабочие заняты одновременно. В булавочной мануфактуре одновременно

тянут проволоку, растягивают, разрезают, заостряют её и т. д.,-- короче говоря,

различные операции, которые ремесленному рабочему приходилось выполнять одну за

другой, в мануфактуре выполняются одновременно и одна рядом с другой. Благодаря

этому становится возможным в одинаковый промежуток времени производить товаров

больше прежнего.

Сравнительно с ремеслом мануфактура выигрывает и в отношении производительности

труда, чем она обязана своему кооперативному характеру. Однако мануфактура ещё

стеснена некоторыми ограничительными условиями; всё равно, принадлежит ли она к

первому типу, который мы иллюстрировали примером часового производства, или ко

второму, примером которого служит булавочное производство,-- в обоих случаях

изделие или составные части его должны совершать переход из одних рук в другие,

что требует времени и труда. Это ограничение устраняется лишь крупной

промышленностью.

При таком переходе изделия из одних рук в другие один рабочий доставляет другому

сырой материал для его труда, т. е. каждый рабочий даёт работу другому. Так,

например, рабочий, насаживающий головки на булавки, не может выполнить своей

операции, если ему не будут доставлены в достаточном количестве куски проволоки,

надлежащим образом приготовленные. Чтобы общая работа шла непрерывно и

безостановочно, должно быть поэтому точно определено время, необходимое для

изготовления каждой из отдельных частей продукта, а со временем необходимо

сообразовать и число рабочих, занятых изготовлением каждой из этих частей.

Если, например, рабочий, разрезающий проволоку на куски, может нарезать в час в

среднем 1000 булавок, между тем как рабочий, насаживающий головки, справится за

это время только с 200 булавками, то, для того чтобы десять рабочих, исполняющих

последнюю функцию, были заняты бесперебойно, необходимо иметь в мануфактуре двух

резчиков проволоки.

С другой стороны, капиталист, нанявший одного резчика проволоки, должен

пригласить пять рабочих, насаживающих головки, если он хочет полностью

использовать рабочую силу первого. Если капиталист пожелает расширить своё

предприятие, то число новых рабочих, которых он может занять, опять-таки.не

будет произвольным, если только он хочет сполна использовать их рабочую силу.

Если он, в нашем примере, оставит одного нового резчика проволоки, то это лишь в

том случае принесёт ему соответствующую выгоду, когда он пригласит при этом ещё

пятерых, а не троих или четверых рабочих, насаживающих булавки.

Изготовление товара в течение общественно необходимого для этого рабочего

времени является, как мы знаем, требованием товарного производства вообще; к

исполнению этого требования товаропроизводитель вынуждается конкуренцией. С

развитием же капиталистической мануфактуры изготовление определённого количества

продуктов в течение общественно необходимого рабочего времени становится также и

технической необходимостью.

Если ремесленник работает быстрее или медленное, чем это является общественно

необходимым, то это обстоятельство оказывает влияние на его трудовой заработок,

но не делает ещё для него невозможным самый труд. В капиталистической же

мануфактуре весь процесс труда нарушается, как только в изготовлении

какой-нибудь детальной части продукта произошло отклонение от нормы. Однако, как

мы видели выше, одновременное применение труда значительного числа рабочих в

одном и том же деле превращает их труд в средний. Это явление, представляющее

выгодную сторону простой кооперации, становится необходимым условием

производства в мануфактуре.

Итак, только при капиталистическом способе производства отдельный

товаропроизводитель (капиталист) в виде общего правила производит свои товары

при затрате общественно необходимого среднего труда,-- и он принуждён

производить именно таким образом. Только при капиталистическом способе

производства закон стоимости достигает своего полного развития.

Уже при мануфактуре начинается кое-где применение машин. Но в этот период они

всегда играют лишь второстепенную роль.

Важнейшей машиной мануфактуры остаётся совокупный рабочий, при котором отдельные

частичные рабочие являются лишь колесиками, тесно соединёнными между собою. При

мануфактурной системе рабочий является в сущности лишь частью машины и, подобно

последней, должен действовать регулярно и непрерывно. Как в машине есть и более

и менее сложные части, так и различные частичные работы требуют и более и менее

обученных рабочих. Их рабочая сила обладает соответственно этому большей или

меньшей стоимостью.

Когда изготовление булавок производилось ещё ремесленным способом, обучение

каждого булавочного мастера было одинаково. Соответственно этому стоимость

рабочей силы каждого из них была, вообще говоря, одинакова и притом сравнительно

высока. Когда же производством булавок овладела мануфактурная система, это

производство распалось на ряд частичных работ. Одни из них требовали

основательного навыка, а другие могли быть усвоены без всякого труда. Рабочая

сила тех рабочих, которые потратили много времени на приобретение необходимого и

основательного навыка, естественно, имела гораздо большую стоимость, чем рабочая

сила тех, которые выполняли более простые операции.

Так возникла «иерархия рабочих сил, которой соответствует шкала заработной

платы»[Эта таблица, заимствованная у Баббэджа («On tne Economie of Machinery and

Manufakture», London 1835), даёт очень ясное изображение иерархической шкалы

заработной платы и прекрасно иллюстрирует техническую необходимость -- приводить

в надлежащее соответствие число рабочих, занятых при каждой отдельной операции,

равно как и строго придерживаться среднего общественно необходимого времени.

Таблица изображает положение небольшой английской булавочной мануфактуры в

начале XIX века.]

Название работыРабочиеПодённая плата

Вытягивание проволоки1 мужчина3 шилл. 3 пенса

Растягивание проволоки1 женщина1 шилл.

1 девочка6 пенсов

Заострение1 мужчина5 шилл. 3 пенса

Приготовление головок1 мужчина5 шилл. 4½ пенса

1 мальчик4½ пенса

Насаживание головок1 женщина1 шилл. 3 пенса

Полировка1 мужчина6 шилл.

1 женщина3 шилл.

Втыкание в бумагу1 женщина1 шилл. 6 пенсов

Таким образом, заработная плата колебалась от 4½ пенсов (18 копеек) до 6

шиллингов (3 рубля).

На низшей ступени этой шкалы стоят те рабочие, которые выполняют операции,

доступные каждому без особой подготовки и навыка. Такого рода простые операции

бывают в каждом производственном процессе. В ремесле они чередуются с более

сложными работами. В мануфактуре же они остаются постоянным и неизменным

занятием особого разряда рабочих, которые теперь различаются как необученные

рабочие от обученных.

Почти каждому из мануфактурных рабочих приходится тратить на свою подготовку

меньше времени, чем ремесленнику соответствующей отрасли труда. Ремесленнику

приходится овладеть всеми приёмами, необходимыми для окончательного изготовления

продукта, тогда как мануфактурный рабочий может ограничиться усвоением лишь

одного или нескольких приёмов. А у необученного рабочего расходы на обучение

вовсе отпадают.

Таким образом, при мануфактурном способе производства понижается стоимость

рабочей силы. Вместе с тем понижается и необходимое для содержания рабочего

рабочее время. При той же самой длине рабочего дня растет продолжительность

прибавочного труда, растет и относительная прибавочная стоимость.

А рабочий оказывается физически и духовно изуродованным. Работа теряет для него

Карл Каутский. "Экономическое учение Карла Маркса" >

Cтраница 1


Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собой распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [ заранее ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Мануфактурное разделение труда значительно повышало его производительность, п в то же время узкая специализация и повторение одних н тех же движений уродовали рабочего, обрекая его на крайне одностороннее развитие.  

Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими не зависимыми друг от друга товаропроизводителями. Если в мануфактуре железный закон количественных отношений или пропорциональности подчиняет определенные рабочие массы определенным функциям, то на распределение товаропроизводителей и их средств производства между различными общественными отраслями труда оказывает влияние игра случая и произвол. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Правило, действующее при разделении труда внутри мастерской a priori [ заранее ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Мануфактурное разделение труда предполагает концентрацию средств производства в руках одного капиталиста, общественное разделение труда - раздробление средств производства между многими независимыми друг от друга товаропроизводителями. В мануфактуре железный закон строго определенных пропорций и отношений распределяет рабочие массы между различными функциями; наоборот, прихотливая игра случая и произвола определяет собою распределение товаропроизводителей и средств их производства между различными отраслями общественного труда. Однако эта постоянная тенденция различных сфер производства к равновесию является лишь реакцией против постоянного нарушения этого равновесия. Норма, применяемая при разделении труда внутри мастерской a priori [ наперед ] и планомерно, при разделении труда внутри общества действует лишь a posteriori [ задним числом ], как внутренняя, слепая естественная необходимость, преодолевающая беспорядочный произвол товаропроизводителей и воспринимаемая только в виде барометрических колебаний рыночных цен.  

Однако именно мануфактурное разделение труда создало предпосылки возникновения крупной машинной индустрии.  

Этот продукт мануфактурного разделения труда, в свою очередь, производил машины. Последние устраняют ремесленный тип труда как основной принцип общественного производства. Этим, с одной стороны, устраняется техническая основа пожизненного прикрепления рабочего к данной частичной функции. С другой стороны, падают те преграды, которые этот принцип еще ставил господству капитала.  

Противоречие между мануфактурным разделением труда и существом крупной промышленности насильственно прокладывает себе дорогу. Оно выражается, между прочим, в том ужасном факте, что огромная часть детей, занятых на современных фабриках ж мануфактурах и с самого нежного возраста прикованных к элементарнейшим манипуляциям, целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике. Например, в английских типографиях - раньше был в обычае соответствующий системе старой мануфактуры и ремесла переход учеников от сравнительно легких к более содержательным работам.  

Противоречие между мануфактурным разделением труда и существом крупной промышленности дает о себе знать насильственным образом. Оно выражается, между прочим, в том ужасном факте, что большая часть детей, занятых на современных фабриках и мануфактурах и с самого нежного возраста прикованных к простейшим манипуляциям, целые годы подвергается эксплуатации, не имея возможности научиться какой-либо работе, которая сделала бы их впоследствии пригодными хотя бы на этой же самой мануфактуре или фабрике. Например, в английских типографиях раньше был в обычае соответствующий системе старой мануфактуры и ремесла переход учеников от сравнительно простых к более содержательным работам.  

С точки зрения мануфактурного разделения труда ткачество было отнюдь не простым, а, напротив, сложным ремесленным трудом, и потому механический ткацкий станок есть машина, исполняющая очень многосложные операции. Вообще ошибочно то представление, будто современные машины первоначально овладели такими операциями, которые были упрощены мануфактурным разделением труда. Прядение и ткачество в мануфактурный период обособились как новые виды, соответствующие орудия подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Своей исходной точкой машина берет не труд, а средство труда.  

С точки зрения мануфактурного разделения труда ткачество было отнюдь не простым, а, напротив, сложным ремесленным трудом, и потому механический ткацкий станок есть машина, исполняющая очень разнообразные операции. Вообще ошибочно то представление, будто современные машины первоначально овладели такими операциями, которые были упрощены мануфактурным разделением труда. Прядение и ткачество в мануфактурный период обособились как новые виды, соответствующие орудия подверглись усовершенствованиям и видоизменениям, но самый процесс труда, нисколько не разделенный, оставался ремесленным. Исходным для машины является не труд, а средство труда.  

Это различие между общественным и мануфактурным разделением труда было для янки практически проиллюстрировано.  

То, что сказано относительно мануфактурного разделения труда внутри мастерской, сохраняет свое значение и для разделения труда внутри общества.  

То, что сказано относительно мануфактурного разделения труда внутри мастерской, сохраняет свое значение и для разделения труда внутри общества. Пока ремесло и мануфактура образуют всеобщий базис общественного производства, подчинение производителя исключительно одной отрасли производства, разрушение первоначального многообразия его занятий 304) являются необходимым моментом развития. На этом базисе каждая отдельная отрасль производства эмпирически находит соответствующий ей технический строй, медленно совершенствует его и, как только достигается известная степень зрелости, быстро кристаллизует его. Время от времени происходят изменения, которые вызываются кроме нового материала труда, доставляемого торговлей, постепенным изменением рабочего инструмента. Но раз соответственная форма инструмента эмпирически найдена, он перестает изменяться, как это и показывает переход его в течение иногда тысячелетия из рук одного поколения в руки другого. Крупная промышленность разорвала завесу, которая скрывала от людей их собственный общественный процесс производства и превращала различные стихийно обособившиеся отрасли производства в загадки одна по отношению к другой и даже для посвященного в каждую отрасль.  

Поэтому буржуазное сознание, которым мануфактурное разделение труда, пожизненное прикрепление работника к какой-нибудь одной операции и безусловное подчинение капиталу частичного рабочего прославляется как организация труда, повышающая его производительную силу, - это же самое буржуазное сознание с одинаковой горячностью поносит всякий сознательный общественный контроль и регулирование общественного процесса производства как покушение на неприкосновенные права собственности, свободы и самоопределяющегося гения индивидуального капиталиста. Весьма характерно, что вдохновенные апологеты фабричной системы не находят против всеобщей организации общественного труда возражения более сильного, чем указание, что такая организация превратила бы все общество в фабрику.