Что такое эффект боке в фотографии. Что такое эффект боке на смартфоне и как его добиться. Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке

Наверное, Вы уже не раз видели фотографии с размытым фоном - на языке профессиональных фотографов - эффект размытого фона - называется "боке". Применяется оно очень широко - в самых разных фотографических жанрах, и часто является неотъемлемым элементом фотографии.

Боке (bokeh) - слово японское, и означает - "размытость"... И это действительно так! Правда, не всякая размытость будет являтся - "боке ". Этим словом принято называть размытость фона фотографии, возникающую при малой глубине резкости изображаемого пространства (ГРИП) за четко отснятым объектом.

Боке в портрете. © Карпин Антон
Диафрагма = 1/4,5
Фокусное расстояние = 70мм.

Как получить боке на фотографии? Какую технику использовать?

Конечно, уже из определения понятно - что боке - родная дочь глубины резкости. И, руководствуясь принципами создания фотографий с малой ГРИП - логично предположить, что для создания данного эффекта ГРИП должна быть наименьшей!

Приведем пример настроек фотоаппарата для получения малой ГРИП и соответственно красивого боке...
Берем фотоаппарат: например, Canon 550D, 600D, 1100D или Nikon D3100, D5100 или любой другой зеркальный фотоаппарат и устанавливаем режим "приоритет диафрагмы" (AV), далее смотрим - какая минимальная диафрагма у Вашего объектива. Например - большинства "стандартных" объективов = 3,5 или 5,6 (или она же может маркироваться как 1/3,5 или 1/5,6), ее и устанавливаем. Далее устанавливаем максимальное фокусное расстояние объектива (у "обычных" объективов это чаще всего 55 мм., говоря простым языком - делаем "максимальное приближение"), его и устанавливаем... далее приближаемся к нашей фотомодели как можно ближе, например на пол метра и фотографируем! Если боке не видно - приближаемся еще сильнее

Какая техника поможет нам создать наикрасивейшее боке?

Объектив с предельно малой ГРИП - это объектив с наибольшей диафрагмой. Большинство объективов с F 1.4 - славятся очень даже симпатичным боке! Также - чем больший размер матрицы используется - тем также меньше становится ГРИП. Но - не всегда меньшая ГРИП - добавляет красоты боке...

Как сделать боке - красивым?

Фотографы частенько любят обсуждать - какой красивый или ужасный боке у того или иного объектива. Даже при одинаковой диафрагме и фокусном расстоянии - объектив может "размывать" изображение - вовсе не одинаково!

Возьмем для примера точечный источник света на "размытом" нами горизонте. У "идеального" объектива это пятно - равномерно освещённый круг. Но у реального объектива с диафрагмой, - форма пятна будет повторять формуотверстия диафрагмы. То есть если в объективе всего 4 лепестка диафрагмы - то например огонек далекого фонаря - не попавший в зону резкости - будет размыт не в форме круга, а в форме квадрата! Не очень-то красиво! Поэтому современные объективы имеют максимально возможное количество лепестков диафрагмы.

Например на этой фотографии видно - что у диафрагмы было 8 лепестков, т.к. на ней мы наблюдаем - восьмигранники...


Фотограф: © kevindooley .

Впрочем, и это еще не все различия между формами боке.

Даже если форма размываемой точки близка к кругу - круг этот может быть освещен не равномерно! Это зависит - от оптической схемы объектива - от таланта инженеров пребывающих в вечной борьбе с аберрациями. Например - круг может быть более ярким в центре - и прозрачным по краям. Или наоборот - быть очень ярким по краям - и прозрачным в центре - напоминая по своей форме - кольцо. Попробуем сравнить...

Poe Tatum


А здесь мы видим очень мягкое боке... © gazzat

Как видим - "кольца" смотрятся гораздо хуже и "жестче", чем "мягкие" пятна.

Поэтому перед покупкой объектива - если для Вас важно боке - обязательно посмотрите фотографии сделанные этим объективом до Вас!

Когда, зачем и как - используется боке?

Этот эффект используется для визуального отделения объекта съемки от фона, а также для придания фону некой нейтральности - дабы зритель не отвлекался на созерцание фона - а смотрел, например, на лицо человека на портрете. Кстати - фото-портрет - самый популярный жанр - в котором чуть ли не в обязательном порядке используется боке. Поэтому, если на фотоаппарате Вы выбрали режим "портрет", то фотоаппарат наверняка сам откроет диафрагму - до максимально возможной!

Для использования обозначенного эффекта - желательно чтобы объект съемки - находился на некотором удалении от фона и полностью входил в зону четкой фокусировки. Подбирать необходимые значения диафрагмы и расстояний до объекта и до фона - рекомендую опытным путем.

Можно ли сделать боке - в Photoshop?

Да - это возможно! Например, с помощью плагина alen skin exposure (раньше назывался "alen skin bokeh 2". Но это - тема для отдельной публикации, так как создание боке в Фотошопе, занятие довольно трудоемкое и не быстрое.


Комментарии

1 2 3 4

#34 A. Racter 29.07.2012 19:06

Цитирую Вяч:

A. Racter, а почему для фотоаппаратов с фотосилой 3.5-5.6. вы советуете для боке выставлять 5.6., хотя в статье говорится о необходимости выставления минимального значения?


Спасибо за вопрос!
Как я вижу, у меня написано "3,5 или 5,6 ", ибо, например, при фокусном расстоянии в 55 миллиметров диафрагму "3,5 " на дешевеньком китовом объективе выставить не получится, для этого фокусного расстояния - минимальной диафрагмой как раз будет "5,6 ". А ведь для максимального проявления эффекта боке - стоит выбрать как раз максимальное фокусное расстояние. Но если Вы снимаете с фокусным расстоянием в 18 мм., то выставляйте "дырку" в значении "3,5 " без сомнений!

22.02.2015 7777 Советы по фотографии 0

Боке́ (от яп. ボケ бокэ — «размытость», «нечёткость», «дымка») — термин, появившийся в нашем лексиконе в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки. Особенно этот эффект визуализирует появление бликов, которые повторяют форму диафрагмы объектива (яркие кружочки, которые так любят многие).

Для создания боке нет четких настроек и системы измерения. Единственное, что действительно важно - это качество размытия. И, конечно же, надо понимать, что не существует четких границ между хорошем боке и плохим - на этот счет у каждого свое мнение.

Дмитрий Маркелов

Я же постараюсь кратко дать несколько советов, которые могут прояснить картину с этим эффектом у начинающих фотолюбителей.

1. Используйте широкую диафрагму

Фотографируйте на максимально возможной открытой диафрагме (если не при самом маленьком значении (оптические характеристики объектива на крайних значениях диафрагмы не оптимальны), которое позволяет ваш объектив, то на 1-2 стопа меньше). При широко открытой диафрагме глубина резкости уменьшается, а фокус сосредотачивается на небольшой части предмета съемки. Все пространство, окружающее точку фокуса, будет размыто, и соответственно будет образовано боке.

Дмитрий Маркелов

2. Фотографируйте на светосильные объективы

3. Не пренебрегайте зум-объективами

Очень часто зум-объективы подвергаются критике за недостаточно высокое качество боке в сравнении с объективами с фиксированным фокусным расстоянием. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что максимальная светосила зум-объектива чаще всего ограничена значением f/2.8, тогда как это значение у "фиксов" значительно больше (f/1.8, f/1.4 и больше). Однако, если в вашем арсенале имеется зум-объектив, особенно длиннофокусный, вы можете также использовать его с целью создания боке. Увеличив объект съемки, вы отделите его от остальной сцены, тем самым создав выразительное боке.

И не забывайте, что недорогие зум-объективы имеют малые значения максимальной диафрагмы на "длинном" конце (при диапазоне, например, f/3.5-5.6 при крайнем значении ФР значение диафрагмы составит f/5.6), что может оказаться недостаточным для получения боке и приведет к увеличению выдержки для получения нормально экспонированного снимка (что, при низкой освещенности, потребует применение штатива).

Дмитрий Маркелов

Чем ближе вы располагаете камеру относительно объекта съемки, тем более размытым получается фон, а соответственно вероятность появления боке выше. У каждого объектива есть минимальная дистанция от объектива до предмета съемки, при которой возможно наведение фокуса. Макро объективы позволяют фотографировать при самых минимальных расстояниях, размывая большую часть кадра. Конечно, такая техника неприменима к портретной съемке, и достаточно дорогая.

Дмитрий Маркелов

5. О лепестках диафрагмы

Количество лепестком диафрагмы обязательно указывает производитель объектива в его характеристиках. Некоторые утверждают, что диафрагма с большим количеством закругленных лепестков дает более качественное боке. Однако лепестки диафрагмы влияют исключительно на форму боке, которое в большей степени зависит от оптической конструкции объектива.

Дмитрий Маркелов

6. Используйте эффект боке правильно

Боке не должно выходить на передний план (если это не является художественным приемом в конкретной ситуации). Если вы снимаете портрет - глубина резкости должна быть по всему лицу модели, а не только на кончике носа. Поэтому для начала продумайте фотографию, составьте композицию и уж только тогда для большей выразительности прибегайте к использованию этого эффекта, грамотно выставив значение диафрагмы для каждого конкретного случая съемки.

Снимая с хорошей камерой и объективом с широко открытой апертурой, можно получить замечательную мелкую глубину резкости. Этот эффект часто используется в портретной фотографии. Вы отлично знаете, как он выглядит - прекрасный, мягкий, не сфокусированный фон и при этом резкий субъект. Если на фоне есть источники света, они превращаются в маленькие круги, называемые боке (англ. Bokeh). Их легко достичь на этапе съемки с достаточно хорошим оборудованием. Если у вас нет зеркалки или нужно улучшить уже имеющийся снимок, этот урок поможет достичь эффекта размытого фокуса в Photoshop.

Я покажу вам, как создать мягкий мечтательный фон на примере этой фотографии. У нас уже есть небольшой эффект боке, но я хочу сделать его выразительнее и романтичнее. Обычно он достижим при мелкой глубине резкости, достигаемой широкой апертурой.

Прежде всего нам нужно вырезать пару. После я покажу трюк для избавления от окантовки вокруг краев, которая обычно появляется при размытии фона, а затем мы перейдем к самому эффекту боке.

Шаг 1. Вырезаем субъект

Почему бы не начать с того, чтобы просто вырезать влюбленных инструментом Быстрое выделение . Выберите Быстрое выделение (Quick Select Tool) и проведите мышкой по нужным участкам. Удерживайте нажатой клавишу Alt, чтобы убрать ненужное выделение.

Шаг 2

Выглядит неплохо, но я хочу проверить свое выделение. Нажмите Q, активировав Быструю маску (Quick Mask). Смотрим на упущенные участки. Выглядит очень даже неплохо. Снова нажмите Q, вернувшись в стандартный режим.

Шаг 3

Откройте меню Выделение и маска (Select and Mask). Я добавлю немного сияния для лучшего вида и подчищу выделение. В настройках вывода нужно выбрать Слой-маска (Layer mask).

Примечание переводчика: инструмент Выделение и маска доступен только в новой версии Photoshop CC. В CS6 и младше можно воспользоваться инструментом Уточнить край ( Refine Edge) .

Шаг 4

Пара теперь находится на слое-маске.

Шаг 5

Скройте верхний слой и выберете нижний, чтобы видеть фон целиком. Обычно случается следующая ситуация: если попытаться просто размыть слой, то вокруг субъекта будет видна окантовка. Здесь она выглядит будто сияние или раздвоение. Сразу же нажимайте Отмена и позвольте мне показать лучший способ.

Шаг 6. Готовим фон

Вот как победить эту проблему. С активным фоновым слоем, кликните по миниатюре слоя маски, зажав при этом клавишу Ctrl, чтобы сгенерировать выделение.

Шаг 7

Перейдите в меню Выделение > Модификация > Расширить (Select > Modify > Expand), введите 1 пиксель и нажмите ОК. Таким же образом растушуйте выделение на 1 пиксель. В итоге мы получим более мягкий контур.

Шаг 8

Используйте Заливку с учетом содержимого (Content Aware Fill). Скройте верхний слой, чтобы видеть происходящее.

Нажмите Shift + Backspace , открыв диалоговое окно Заливка (Fill). Убедитесь, что в выпадающем меню выбрано С учетом содержимого (Content Aware), затем кликните ОК. Мы снова получили эффект окантовки, но он не создаст проблем в дальнейшем.

Шаг 9

Снова включите слой. Мы почти на месте.

Шаг 10. Создаем боке

Теперь нам нужен мягкий размытый фон, но также мы хотим подчеркнуть боке на заднем плане. Это придаст отличную романтическую атмосферу. Также появится впечатление, что снимок был сделан с более дорогим объективом.

Убедитесь, что фон выделен, затем перейдите в меню Фильтр > Размытие > Размытие поля (Filter > Blur Gallery > Field Blur).

Мы будем применять этот эффект в Photoshop CC/CS6. Галерея размытия появилась есть начиная с CS6 (если у вас более ранняя версия, просто воспользуйтесь фильтром Размытие при малой глубине резкости (Lens Blur), он создает похожий эффект).

При использовании Размытия поля обычно берут две точки. Нам будет достаточно одной. Прямо сейчас сила размытия около 15 и нам нужно увеличить этот параметр. Для правильного результата нужно будет немного попрактиковаться.

Шаг 11

Начнем с пункта Светлый боке (Light Bokeh). Переместите его вправо, пока не увидите, что появился нужный эффект. Хорошо, у нас получается, но результат пока выглядит не совсем как надо. Поиграйте со слайдером Светлый диапазон (Light Range). Нужно немного ослабить его, поэтому перетяните белый треугольник влево. Также переместите черный указатель вправо, чтобы они оба были почти друг на друге - вот мы получили нужный эффект.

Шаг 12

Давайте увеличим размытие, немного перетяните ползунок, и вы заметите, как возрос размер круглых дисков.

На этом этапе нужно получить правильный баланс, играя со Светлым боке (Light Bokeh), Светлым диапазоном (Light Range) и Размытием (Blur).

Если снова скрыть верхний слой и посмотреть на фон, можно увидеть, каким красивым и бесшовным он стал благодаря Заливке с учетом содержимого. Нет окантовки или чего-то подобного и нам удалось создать идеальный эффект.

Взглянув на результат до и после, становится очевидно насколько романтичнее и мечтательнее стала фотография.

Как вы уже знаете, боке в фотографии образуется за счет размытия отдельных участков изображения. Лучше всего боке получается при попадании в зону нерезкости источников освещения или отдельных световых пятен.

Красивое боке украшает многие портретные снимки и придает им глубину пространства и атмосферность. Чаще всего боке в портретных снимках появляется на заднем плане при съемке с малой глубиной резкости. Так, размытыми получаются лучи света, проходящие через листву на заднем плане, фонари ночного города вдалеке или блики света на водной глади днем. Все эти небольшие источники света можно превратить в красивое фоновое боке.

Как уже можно догадаться, боке получается, когда эти самые источники света оказывают в расфокусе (т.е. в зоне нерезкости, в зоне размытия). При этом чем меньше глубина резкости на снимке, тем более ярко выраженное боке получится на фотографии. Исходя из всего вышесказанного выделим основные параметры для создания красивого боке на заднем плане:

Оставлять блики (из которых должно получиться боке) в размытии , т.е. наводить резкость по главному объекту в кадре. Если это портрет, то по модели. При этом источники света для боке должны остаться либо далеко позади, либо непосредственно перед объективом, чтобы оказаться в зоне нерезкости.

Максимально увеличить расстояние между точкой фокусировки и бликами, которые должны уйти в размытие. Например, при съемке портрета чем дальше расположены огни ночного города от модели, тем сильнее они уйдут в размытие, и тем более выраженным получится боке на фотографии.

— Использовать светосильную и/или длиннофокусную оптику . Чем сильнее открыта диафрагма и чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше получается глубина резкости на фотографии. Это означает, что объекты в расфокусе будут размываться сильнее. Именно поэтому для получения красивого боке обычно используют объективы со светосилой f1.2-2.8 и фокусным расстоянием 50-200 мм.

Но можно добиться с различными сочетаниями параметров объектива. Так, например, и на объектив 20 мм на диафрагме f2.8 можно получить боке. Или на объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм даже при диафрагме f4-f5.6 можно добиться вполне симпатичного боке.

Начинающие фотографы и любители могут поэкспериментировать с боке в фотографии даже используя обычные китовые объективы 18-55 мм или 18-135 мм с диафрагмой f3.5-f5.6. Для того чтобы получить максимальное размытие пятен света на заднем плане выкрутите ваш китовый объектив на максимум (от 55 до 135 мм) и выставьте минимально возможную диафрагму (f4-5.6). Теперь расположите объект, по которому будет наводиться фокус как можно дальше от бликов, которые должны превратиться в боке. Подойдите с фотоаппаратом как можно ближе к снимаемому объекту (насколько позволяет кадрирование и ограничение по минимальному расстоянию фокусировки). Теперь, используя одну , наведите резкость на главный объект съемки и дожмите кнопку спуска. Блики и другие небольшие источники света на заднем плане должны уйти в размытие и превратиться в боке.

Эффектнее всего боке смотрится при размытии ночных огней, потому что ночью любой источник света будет выглядеть контрастнее. Также красиво смотрится боке из цветных огоньков, а вот днем при белом свете цветное боке получить практически невозможно. Днем обычно боке складывается в однородный фон, тогда как вечером и ночью вы можете получить достаточно четкие пятна, которые отделены друг от друга.

Также в фотографии можно выделить целое направление, где боке – не просто размытые пятна света на заднем плане, а полноценный смысловой и композиционный акцент. Некоторые фотографы специально фотографирует только боке, эти цветные пятна круглой формы или в форме многоугольника (зависит от конструкции объектива).

Для того чтобы сфотографировать только боке , можно полностью отключить автофокус и пользоваться ручным кольцом фокусировки. При этом главная цель – не навести резкость (как вы делаете во всех остальных случаях), а наоборот – сделать снимок полностью в расфокусе. Причем подкручивая кольцо фокусировки, следите, как меняется размер и характер боке. Чем сильнее вы уводите снимок в нерезкость, тем больше становятся пятна боке на фотографии, и наоборот.

Сейчас в предновогоднее время можно легко потренироваться фотографировать боке . Наверняка у вас в доме найдется гирлянда с цветными огоньками или где-то в городе вы найдете витрины магазинов и окна домов, украшенных новогодними огоньками. Теперь осталось выбрать самый светосильный и/или длиннофокусный объектив из имеющихся под рукой, максимально открыть диафрагму, переставить объектив в режим MF (мануальной фокусировки) и начать размывать огоньки, подкручивая колесо фокусировки. Лучше всего снимать боке в сумерках или вечером.

Экспериментируйте с композицией и степенью размытия огоньков, чтобы добиться интересного эффекта. Вот, что примерно у вас должно получиться в итоге.

О том, почему образуется боке в фотографии и какое боке бывает, .

Хороших вам снимков!

Фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Это делается не только для того, чтобы привлечь внимание к основному объекту съемки — красиво размытый фон придает фотографии особый шик, улучшает качество снимка. Такой оптический эффект называется расфокусировкой главного объекта съемки, но чаще его называют на французский манер – «боке».

Что такое боке?

Если кратко, то красивым словом «боке» называют рисунок, который создает объектив, проецируя на матрицу расфокусированные световые пятна. Для того, чтобы на снимке появился фон с красивым размытием, нужно выполнить как минимум два условия: полностью открыть диафрагму и подобрать такой фон, на котором контровой свет будет пробиваться сквозь плотную преграду (например – снять что-то на фоне листьев, сквозь которые проходит солнечный свет). Причудливая игра теней и «солнечных зайчиков» и создаст тот самый размытый фон. Само качество боке зависит от расстояния до фона, от контраста светотеневого рисунка и еще многих параметров. При максимально открытой диафрагме форма боке будет круглой, если диафрагма прикрыта, то боке принимает форму многогранника (из-за формы лепестков диафрагмы).

Выбор объектива для боке.

Фотографу, знающему как управлять ГРИП, красиво размыть фон не составит труда. Но только одного знания мало, нужен еще и хороший объектив – разные объективы по-разному изображают нерезкие предметы. Одни мягко и плавно их размывают, другие покрывают зону нерезкости двоящимися линиями и пятнами. Хорошее боке никогда не получится, если ваш объектив дает окантовку в бликах или «двоит» линию, дает четко очерченные границы световых пятен. Кстати, китовый объектив для съемки боке тоже не подходит, поэтому скорее всего придется покупать сменную оптику. Вполне подойдет для съемки боке стандартный портретный объектив 50 мм f 1,8. При выборе обращайте внимание на форму лепестков диафрагмы и их количество в конструкции диафрагмы. От этого параметра напрямую зависит размытие фона – чем больше лепестков, тем интереснее размоется фон.

Как снимать боке?

В теории это будет выглядеть примерно так: по возможности максимально открываете диафрагму, переводите камеру в ручной режим и фокусируетесь на самую близкую дистанцию. Снимаете что-то блестящее (новогоднюю елку, например, или светодиодную гирлянду, собранную в пучок). Главное – чтобы светящиеся пятнышки-точки были поярче и поменьше. Ваша задача настроить камеру так, чтобы эти светящиеся пятнышки «промахнуть» мимо фокуса.

Для съемки боке можно использовать самодельный фильтр с вырезанной в центре фигуркой (сердечком, звездочкой и т.п.). Из черного картона сооружается циллиндрик (бленда) такого диаметра, чтобы плотно надевался на объектив. Спереди на бленду крепится кружок из картона или плотной бумаги черного цвета, в центре которого будет вырезано отверстие нужной вам формы. Размер этого отверстия можно определить только опытным путем. Диафрагма во время съемки полностью открывается.

Еще один интересный методиспользовать для съемки боке рюмочки, фужеры и прочую прозрачную посуду . Держите фужер за ножку перед объективом и крутите. Занятие очень увлекательное и можно получить неплохое боке без особых усилий. Но имейте ввиду, что посуда должна быть безукоризненно чистой, иначе потом засохшие капли воды и следы от пальцев будет тяжело убирать в графическом редакторе.


Как получить эффект боке в графическом редакторе?
Если вы умеете работать в одной из программ для обработки фотографий, то ГРИП легко усилить уже после съемки. Есть немало способов для этого. Например – сделать кисть в виде полупрозрачного круга с более темной окантовкой. Потом кисть настраивается (Shape Dinamics — Other Dinamics — Scattering). Далее создаете папку с режимом наложения Color Dodge, где вы создаете слои и работаете сохраненной кистью. Можно сделать несколько слоев и в каждом рисовать кистью, меняя ее направление и размер. Под папкой создается слой, заливается разноцветным градиентом (режим наложения Overlay).

Эффект боке очень востребован на фотостоках, в макросъемке, портретной съемке , так что есть смысл потратить время чтобы научиться с помощью красивого размытия выделять главный объект на вашем снимке. Но вообще боке, как и многие художественные приемы в фотографии, вещь довольно субъективная, и не факт, что тот эффект, который нравится вам, обязательно понравится кому-то еще.