От чего зависит грип. Грип и гиперфокальное расстояние. Расстояние минимальной фокусировки, фокусное расстояние

Что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)? В фотографии под этим термином понимают некоторую область пространства, в пределах которой на снимке все объекты будут находиться в полной резкости.

Глубина резко изображаемого пространства является, пожалуй, одним из самых основных факторов работы, с помощью которого фотограф может влиять на построение кадра, на его композиционное решение. С помощью глубины резкости можно легко управлять вниманием зрителя, акцентировать его внимание на те или иные объекты в кадре, которые автор снимка считает наиболее значимыми и важными. Так же ГРИП позволяет фотографу показать на фотографии перспективу. Проще говоря, глубина резко изображаемого пространства - один из самых мощных инструментов фотографа. Давайте о ней сегодня и поговорим.

ГРИП в деталях

Начинающие фотографы порой даже и не представляют, что даже малейшая неточность в фокусировке способна сделать фотографию совершенно испорченной. Причем, совсем не имеет значения, что изображено на снимке. Излишняя и неуместная размытость той или иной зоны изображения сразу бросается зрителю в глаза, ее без труда разглядит даже неопытный человек.

Если вы решили, например, снимать портрет крупным планом, то, пожалуй, самым лучшим вариантом тут будет сделать фокусировку на глаза портретируемого. Если глаза модели будут изображены не резко, а уши, например, в четком фокусе - это будет смотреться очень нелепо. Это будет полнейший брак.

Акцент внимания зрителя нужно делать на самом главном

Правильный выбор глубины резко изображаемого пространства поможет фотографу показать зрителю изолируемость главного объекта в кадре, оторванность его от основного фона. Если вы сумеете на своем снимке добиться нерезкости заднего плана, его приятной размытости и мягкости, это позволит вам не отвлекать внимание человека, рассматривающего вашу фотографию, от основного объекта съемки.

Обратите внимание на начало предыдущего абзаца этой статьи. Мы не зря сказали: «правильный выбор глубины резко изображаемого пространства». Этим мы хотели подчеркнуть, что нет никакой необходимости натурную съемку превращать в сложную съемку в фотостудии, на пятнистом фоне. Если на вашей фотографии фон хоть и размыт, но вполне читаем - это придаст ей определенную привлекательность, поможет создать у зрителя то или иное настроение, которое вы хотите ему передать своим снимком.

Как управлять глубиной резко изображаемого пространства

Многие, фотографы, даже те, кто совсем недавно взял в руки фотокамеру, знают, что в первую очередь глубина резко изображаемого пространства зависит от размера отверстия диафрагмы. Но, тем не менее, на величину глубины резкости так же влияют ещё и расстояние до снимаемого объекта и фокусное расстояние объектива, которым вы работаете.

Разобравшись и поняв, как работают эти два фактора, как они влияют на изображение, вы без особого труда научитесь комбинировать их. А это, в свою очередь, даст вам прекрасную возможность управлять глубиной резкости при создании ваших работ.

Давайте поговорим о каждом из этих факторов, влияющих на глубину резкости, немного поподробнее.

Диафрагма

Как мы уже сказали, диафрагма при работе с глубиной резко изображаемого пространства, пожалуй, самое главное. Главное преимущество работы с диафрагмой - то, что при съемке ее можно изменять в очень широком диапазоне значений.

Итак, главный закон диафрагмы. Чем больше диафрагменное число, то есть меньше отверстие диафрагмы, тем глубина резко изображаемого на снимке пространства будет больше. Проще говоря, чем уже отверстие, сквозь которое свет через объектив проходит на матрицу или пленку, тем больше точность фокусировки вокруг снимаемого объекта.

Если открыть отверстие диафрагмы шире, то задний фон будет размыт. И тем ближе будет граница этой размытости и размытость будет сильнее, чем отверстие диафрагмы будет шире. Это свойство оптики хорошо использовать при съемке портретов, для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на лицо портретируемого.

С узким отверстием диафрагмы принято фотографировать пейзажи, на которых обычно бывает важным показать в резкости весь ландшафт, изображенный на снимке.

Максимальные значения диафрагмы в ту и другую стороны зависит от конструкции вашего объектива. Например, объективы с фиксированным фокусным расстоянием позволяют открыть отверстие диафрагмы до значений F2,0, F1,4 или даже до F1,2.Но, работая на таких диафрагмах, попасть в резкость бывает достаточно проблематично.

Так же не рекомендуем вам фотографировать и на предельных значениях диафрагмы с другой стороны ее шкалы, то есть на самых минимальных по диаметру. Чаще всего современные объектив дают хорошие результаты по резкости в диапазоне диафрагм F8 - F16. Причем, работая на диафрагме F 1,4 нужно быть готовым не только к очень маленькой глубине резко изображаемого пространства, но и понижению четкости изображения а так же хроматической аберрации.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние объектива, которым вы работаете, тоже влияет на глубину резко изображаемого пространства. Зависимость тут такая. Чем фокусное расстояние объектива больше, тем глубина резкости меньше. И, естественно, чем меньше фокусное расстояние, тем глубина резкости больше. Широкоугольники дают большую ГРИП.

Посмотрите вот на эту таблицу. Условия съемки таковы: расстояние до объекта съемки 2 метра, диафрагма F 8.

Эта таблица хорошо иллюстрирует влияние фокусного расстояния объектива на величину глубины резко изображаемого пространства. Если вникнуть в цифры этой таблицы, вам сразу будет понятно, что для того, чтобы добиться в кадре размытого фона при съемке на одном и том же значении диафрагмы нужно снимать более длиннофокусным объективом.

Расстояние до объекта съемки

Так же как и фокусное расстояние объектива, на глубину резко изображаемого пространства влияет и расстояние от фотографа до того объекта, который является в кадре главным.

Зависимость тут такая. Чем ближе фотограф находится к объекту съемки, тем глубина резко изображаемого пространства будет меньше. Стало быть, тем мягче и размытее будет задний план.

Именно по этой простой причине фотографирование макрообъективами значительно усложняется из-за маленьких значений величины глубины резко изображаемого пространства. Взять хотя бы такой пример. Если вы будете снимать какой-нибудь объект с расстояния 15 сантиметров макароообъективом с фокусным расстоянием в 60 миллиметров на диафрагме F 2,0, то глубина резкости у вас составит всего 0,33 см. Другими словами, 3.3 миллиметра!

Расстояние от фотокамеры до снимаемого объекта измеряется не от передней линзы объектива, как считают некоторые, а от плоскости светоприемника, то есть матрицы вашего фотоаппарата или пленки, в него вставленной. На многих фотокамерах имеется специальный символ, определяющий плоскость светоприемника - перечеркнутая окружность.

Вот вам ещё одна таблица. Условия съемки таковы: фокусное расстояние объектива 85 миллиметров, диафрагма F 8.

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние также влияет на глубину резко изображаемого пространства. Что же это такое за расстояние?

Гиперфокальное расстояние - это самое короткое расстояние до точки фокусировки, при котором бесконечность попадает в зону глубины резко изображаемого пространства. Если при съемке объектив установить непосредственно на гиперфокальное расстояние, тогда глубина резко изображаемого пространства у вас будет распространяться от половины этого расстояния и до бесконечности.

Для примера такая раскладка: объектив у вас с фокусным расстоянием 24 миллиметра, снимаете вы на диафрагме F 11. Гипрефокальное расстояние в этом случае у вас составит 1,5 метра. Если вы настроите резкость на объект, находящийся от вас на расстоянии именно полутора метров, то на снимке у вас всё будет абсолютно резко от 70 сантиметров и до бесконечности.

Итог

Давайте сделаем краткие выводы из всего того, о чем мы вам сегодня рассказали.

Применяя в своей практической работе то, что вы сегодня узнали о глубине резко изображаемого пространства, для реализации своих творческих идей вы без особого труда сможете подобрать правильную комбинацию фокусного расстоянии, значения диафрагмы и расстояния до снимаемого объекта.

Для того, чтобы вам было проще ориентироваться в глубине резко изображаемого пространства, на многих современных объективах, а на объективах прошлого века абсолютно на всех, имеется специально нанесенная шкала глубины резкости. С помощью этой удобной в пользовании шкалы легко подобрать параметры съемки.

Если вы хотите получить на снимке приятный размытый фон, снимая, например, человека, который находится от вас на расстоянии 15 метров, вам будет необходимо взять объектив с фокусным расстоянием 200 миллиметров и фотографировать с диафрагмой F 4. При этих условиях глубина резко изображаемого пространства на вашем снимке составит всего 89 сантиметров.

Тот, кто не поленился и прочитал инструкцию к фотокамере, может дальше не читать. Но тем, кто ленится это делать - возможно, будет познавательно «объяснение на пальцах».

В любом фотоаппарате предусмотрена такая вещь как диафрагма. Фотографы на жаргоне еще называют ее дыркой или относительным отверстием. Диафрагма представляет из себя некий механизм, который чаще всего расположен в объективе и может обладать свойством - сужаться и расширяться.

Когда это отверстие сужается, на сенсор камеры попадает меньше света. Таким образом можно регулировать - если много света, то за счет сужения диафрагмы его количество снижается, и кадр экспонируется нормально. Обратное действие также верно - чем больше относительное отверстие, тем больше света попадет на сенсор камеры и, соответственно, можно снимать в достаточно темных условиях.

Но это не единственное полезное свойство диафрагмы. Диафрагма достаточно сильно влияет на конечный результат - на фотографию.

На изображение с помощью диафрагмы можно повлиять двумя способами. Во-первых, воздействием на ГРИП, во-вторых, на рисунок боке. Так как статья предназначена для любителей, то конечно же, ниже обязательно объясним значение и этих слов, а пока сделаем небольшую ремарку про диафрагменные числа - то есть про обозначения диафрагмы.

Диафрагма не измеряется ни в каких единицах, то есть - это не миллиметр и не секунда. Это просто число! И чем больше число, тем меньше дырка.

На примере ниже видно, как меняется экспозиция снимка в зависимости от размера диафрагмы.

Диафрагму принято обозначать буквой «F»

Еще важный факт про диафрагму, который необходимо знать - это относительная величина, она не зависит от типа фотоаппарата, которым вы пользуетесь. То есть, если вы измерили (например, ), что при прочих равных параметрах диафрагма должна быть 5,6, то этот параметр будет верным и для компактной мыльницы, и для среднеформатного фотоаппарата.

Влияние диафрагмы на ГРИП

ГРИП расшифровывается как глубина резко изображаемого пространства, или иначе просто - глубина резкости. Если вы фотографируете какой-то объект и навели на него резкость, то насколько будет резким и как далеко будет резким пространство за этим объектом, в первую очередь зависит от диафрагмы. Лучше всего это продемонстрирует пример. Тут пирожные сняты с разными выдержками и диафрагмами.

На снимках видно насколько в большей или меньшей мере оказываются размытыми крайние пирожные в зависимости от того, как была открыта диафрагма. Глубину резкости можно высчитать с помощью несложных формул, которые есть в Интернете, но в реальности специально высчитывают ГРИП очень редко, чаще используют накопленный опыт.

Кроме диафрагмы на глубину резкости влияет также и фокусное расстояние объектива. Не будем вдаваться в этой статье в физику процесса, рекомендуем просто запомнить - чем больше фокусное расстояние используемого объектива, тем сильнее будет размыт фон. То есть, телевик лучше размоет фон, по сравнению с шириком.

Например, на фотографиях выше модель снята с одинаковой диафрагмой на объективы с разным фокусным расстоянием.

Влияние диафрагмы на боке

В первую очередь давайте определимся, что такое боке? Боке - это размытость, нечеткость. Чаще всего название относится к размытому фону на фотографии. Мы уже упоминали, что диафрагма как раз и отвечает за размытость фона, о чем же тогда еще говорить? Дело в том, что наряду с оптикой, форма диафрагмы - количество лепестков и прочее, влияет на рисунок боке.

Современные производители стараются сделать форму отверстия диафрагмы максимально круглой. Но еще можно встретить фотографии, где форма диафрагмы проявляется в боке.

Наиболее ярко видна форма диафрагмы, если в фоне присутствуют яркие точки. Например, светящиеся лампочки. Сейчас нередко можно встретить снимки, на которых боке придают специальную форму искусственным образом. Как это сделать, мы писали в статье

Заключение

Мы очень старались не перегружать информацию терминами. Будем рады, если после прочтения вы, наконец-то, достанете инструкцию и прочтете ее. Вам многое станет еще более понятным. Для фотографов важно знать и понимать такие субстанции, как диафрагма, и ISO. Это инструменты, которые необходимы каждому фотографу и обязательно каждому надо попробовать поснимать на максимально открытой диафрагме и максимально закрытой, чтобы понять пределы возможностей своего фотоаппарата. И, может быть, ваши снимки станут более выразительными, когда фон будет размытым и главный объект съемки в результате станет еще лучше выделяться, или при съемке пейзажа вы уже не будете доверяться автоматике, а зажмете дырку до упора, чтобы был проработан четко и передний план, и задний.

Глубина резкости в фотографии – это расстояние между передней и задней границами резко изображенного пространства (в пространстве оптических изображений ), измеряемое вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съемки на снимке выглядят резко (рис. 1).

Рис. 1 — Глубина резкости

Существует также понятие «глубина резко изображаемого пространства» (ГРИП), которое часто путают с понятием «глубина резкости».

ГРИП — это тоже расстояние вдоль оптической оси объектива, но лежит оно в пространстве предметов и в пределах которого предметы будут изображены резко. (рис. 2, 3).

Является результатом подобранного фотографом ГРИП, который виден непосредственно на фотографии, т. е. в плоскости оптических изображений за объективом. ГРИП же находиться в плоскости изображаемых предметов. В этом и заключается основное различие.


Рис. 2 — Глубина резко изображаемого пространства и глубина резкости
Рис. 3 — Глубина резко изображаемого пространства

На ГРИП влияет:

  • расстояние до объекта съёмки;
  • фокусное расстояние объектива;
  • величина объектива.

28 mm f5.6
Дистанция: 0,2 м

28 mm f11
Дистанция: 0,2 м

135 mm f5.6
Дистанция: 0,7 м

135 mm f11
Дистанция: 0,7 м

200 mm f2.8
Дистанция: 2 м

200 mm f5.6
Дистанция: 2 м

Рис. 4 — Изменение глубины резкости при разных фокусных расстояниях и значениях диафрагмы

Максимальная глубина резкости

При создании некоторых снимков, например, пейзажей, необходимо получить большую глубину резкости, при которой резко изображается максимальная часть сцены.

Для этого необходимо:

  • встать так, чтоб предметы переднего плана находились как можно дальше от объектива, отойти на максимально возможную дистанцию;
  • закрыть диафрагму до необходимого значения (f11 – f22), проверяя глубину резкости репетиром диафрагмы;
  • по-возможности использовать широкоугольный объектив.

В некоторых фотокамерах предусмотрен режим автоматического замера экспозиции с контролем глубины резкости – DEP. В этом случае нужно указать две точки, которые должны отображаться резко и произвести съемку. Значения выдержки и диафрагмы определятся автоматически. Метод работает при автоматической фокусировке объектива.

Для достижения бесконечной (до горизонта) глубины резкости используют гиперфокальное расстояние – расстояние, начиная с которого и до бесконечности предметы выглядят резко при сфокусированном на бесконечность объективе (рис. 5). При ГРИП начинается с 1/2 расстояния до точки фокусировки и до бесконечности (рис. 6).

Значения гиперфокального расстояния при заданных параметрах (фокусном расстоянии объектива, диафрагменном числе, дистанции и величине кружка нерезкости объектива) рассчитываются с помощью специальных программ или таблиц, например, такой как таблица 1.

Таблица 1 — Расчет значений ГРИП и гиперфокального расстояния


Рис. 5 — Фокус на бесконечности
Рис. 6 — Гиперфокальное расстояние
Рис. 7 — Пример изображения снятого с гиперфокального расстояния

Минимальная глубина резкости

Задача сведения глубины резкости к минимуму намного сложнее, чем сделать ее максимальной. Во многих камерах (в основном компактных) такое вообще практически невозможно из-за маленького размера матрицы, короткофокусного объектива по умолчанию и фокусировки путем поиска гиперфокального расстояния. Именно это и является один из самых сильных аргументов в пользу цифрового зеркального фотоаппарата – возможность сделать резкой ту часть сцены, которая необходима фотографу.

Размытие фона или каких-то элементов переднего плана позволяет сфокусировать внимание зрителя на основном объекте съемки, выделить его, является одним из ключевых творческих моментов и причиной явления (рис. 8, 8).

Рис. 8 — Размытый передний план Рис. 9 — Размытие заднего плана

Для достижения минимальной глубины резкости можно:

  • использовать максимально открытую диафрагму (f1.2 — f1.8, f2.8) в зависимости от объектива;
  • использовать длиннофокусные телеобъективы. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости на изображении;
  • подобраться как можно ближе к объекту съемки;
  • по возможности, увеличить расстояние между фоном и объектом съемки.

Степень отсутствия резкости

Величина размытия изображения плавно изменяется вдоль глубины резкости. Абсолютно резким предмет изображается только в плоскости фокуса, все остальные точки начинают постепенно размываться по мере отдаления от этой плоскости.


Рис. 10 — Очень маленькая глубина резкости

Для достижения такой глубины резкости был использован макрообъектив с максимально открытой диафрагмой. Съемка проводилась со штатива максимально близко к объекту — монетке «5 копійок».

Трудности, связанные с глубиной резкости

Часто при использовании длиннофокусных или макрообъективов (большие расстояния или макросъемки) возникает ситуация, когда невозможно обеспечить такую глубину резкости, чтоб все значимые элементы были резкими, так как глубина резкости равна нескольким миллиметрам. Также это может быть связано с проблемой плохого освещения, так как при этом необходимо использовать открытые диафрагмы, чтоб обеспечить необходимую .

Для решения таких проблем можно:

  • выбрать такой угол обзора, чтобы изменение глубины резкости было минимально (рис. 11);
  • снимать с упора (штатив, монопод);
  • при съемке людей фокусироваться на глазах, так как на них мы привыкли обращать внимание в первую очередь;
  • в макросъемке делается серия кадров со смещением непосредственно камеры (без изменения фокуса), которые потом совмещаются в одно.

Рис. 11 — Изменение угла обзора

Итог

Регулировка глубины резкости во время съемки происходит в основном изменением значения диафрагмы и дистанцией до объекта съемки.

В пейзажной съемке используют максимальную глубину резкости, которую достигают фокусировкой на гиперфокальное расстояние, которое рассчитывают с помощью специальных таблиц или калькуляторов.

В портретной съемке ограничивают глубину резкости до такой, которая позволяет выделить необходимые элементы. Фокусироваться лучше всего на глаза. Исключением может быть документальная съемка, когда нужно показать человека в его среде, которая должна хорошо узнаваться (быть резкой).

При макросъемке, спортивной съемке, съемке дикой природы с длиннофокусными объективами фотографы могут сталкиваются с недостаточной глубиной резкости. Для этого закрывают диафрагму до возможных значений (f4-8) в пределах необходимой экспозиции.

Наверно вы обращали внимание, что на одних фотографиях и передний план и фон одинаково резкие, а на других - наоборот, что-то оказывается размытым. Когда заходит речь о резкости и размытии в фотографии нельзя не упомянуть о таком термине как глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) .

Говоря простым языком, ГРИП - это область пространства в которой объекты съемки получаются четкими. Эта область расположена "вокруг" плоскости фокусировки (плюс-минус какое-то расстояние).

Мне слушатели иногда задают вопрос - для чего вообще нужно размывать задний план, ведь хорошо, когда на фотографии все четко! Да, в чем-то они правы, но лишь частично. Вместо того, чтобы пускаться в длительные рассуждения, я приведу два примера фотографий. Фотографии могут показаться совсем разными, но на обоих снимках задачей фотографа было сконцентрировать внимание зрителя на объекте переднего плана. Возьмем для начала простые примеры из "бытовой" фотографии - любимая всеми макросъемка.

Предположим, стоит задача - сфотографировать цветущее комнатное растение, стоящее на окне.

Внимание, вопрос... Какой объект привлекает ваше внимание больше всего? По-моему - старый грузовик на заднем плане! Но никак не красные цветочки. Из-за огромной глубины резкости одинаково четко получился и цветок на окне и пейзаж за окном, который притягивает на себя лишнее внимание зрителя. Чтобы сконцентрировать внимание на чем-то одном, оно должно быть единственным объектом в фокусе. Такое достижимо только с малой глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Как управлять глубиной резко изображаемого пространства?

Не буду утомлять рассуждениями, а просто перечислю три вещи, от которых зависит ГРИП.

  1. Диафрагменное число
  2. Фокусное расстояние объектива ()
  3. Дистанция до объекта съемки

Диафрагменное число

Как уже говорилось ранее, диафрагма - это "зрачок" объектива. Чем шире он открыт, тем меньше глубина резкости.

Как задать значение диафрагмы?

В старых фотоаппаратах значение диафрагмы менялось вращением специального кольца на объективе. На современных автофокусных объективах этого кольца нет (за очень редкими исключениями) и диафрагму можно установить, переведя фотоаппарат в режим AV или A (от английского слова Aperture, которое соответствует русскому слову диафрагма), не путать с Auto!

Переводим диск выбора режима в положение A (AV). Отныне это будет для нас основной режим съемки!

Нетрудно заметить, что при повороте управляющего колесика на дисплее мелькают числа с приставкой "F": 2, 2.8, 3.5, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22 . Это и есть значения диафрагмы, или диафрагменные числа.

Как связано диафрагменное число с диаметром отверстия?

Правила простые:

  1. Чем сильнее зажата диафрагма (большое диафрагменное число), тем больше глубина резко изображаемого пространства;
  2. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше глубина резко изображаемого пространства;
  3. Чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше глубина резко изображаемого пространства.

Посмотрим, как действуют эти правила, рассмотрев несколько примеров в следующем разделе.

Как использовать ГРИП?

Научиться управлять глубиной резкости - это полдела. Самое важное - знать, когда глубина резкости нужна большая, а когда маленькая. В одних видах фотосъемки глубина резкости должна составлять считанные сантиметры, в других - наоборот, быть как можно больше.

Когда нужна большая глубина резкости?

В первую очередь тогда, когда объекты съемки расположены на разном удалении от фотографа и нужно обеспечить, чтобы на фотографии они были четкими. Чаще всего это - пейзажная фотография. Посмотрите на этот пример:

Заметно, что на этой фотографии резко все - от травы под ногами до листвы деревьев на заднем плане. Чтобы понять, как это сделать, посмотрим, при каких условиях была сделан этот фотоснимок.

  • Фокусное расстояние - 24 мм
  • Диафрагма - 8
  • Фокусировка производилась на второй столбик изгороди.

Как мы знаем, сочетание небольшого фокусного расстояния и прикрытой диафрагмы способствуют увеличению ГРИП, что и видно из данного примера.

Второй, не менее распространенный пример, когда нужна большая глубина резкости - это съемка на фоне чего-то. Такие фотографии обычно делаются во время туристических поездок, когда мы фотографируемся на фоне достопримечательностей. Это направление фотографии часто называют "тревел-фото".

Принцип тот же самый - уменьшаем фокусное расстояние, прикрываем диафрагму. При уменьшении фокусного расстояния сразу убиваем двух зайцев - получаем большой угол обзора (то есть, возможность уместить в кадр крупные объекты - дворцы, соборы, памятники, не отходя от них на расстояние пушечного выстрела) и увеличиваем глубину резкости (таким образом в зоне ГРИП получается и передний и задний планы).

Когда нужна малая глубина резкости?

Разумеется, основной жанр фотографии, в котором используется малая ГРИП - это портрет. Характерная особенность одиночного портрета - всего один объект съемки, на котором должно быть сконцентрировано все внимание. Логично, что глубина резкости при портретной съемке должна вмещать лицо человека, а все то что находится на заднем плане - размыть, и чем сильнее, тем лучше, чтобы не мешало и не отвлекало внимания зрителей. Смотрим пример портретной фотографии (фото из семейного альбома, да простят меня читатели - я больше пейзажист, поэтому с портретами в моей коллекции негусто).

  • Фокусное расстояние - 58 мм
  • Диафрагма - 2
  • Фокусировка на глаза

Данная фотография иллюстрирует, что такое размытие заднего плана и благодаря чему оно достигается - увеличенное фокусное расстояние и открытая диафрагма. В данном случае использовался объектив Гелиос-44М, имеющий фокусное расстояние 58 мм (то есть это что-то между "нормальным" объективом и "портретником") и светосилу f/2. При максимально открытой диафрагме ГРИП составила всего несколько сантиметров.

Однако, не стоит бездумно "щелкать" все портреты с полностью открытой диафрагмой. Во-первых, возможен вариант, когда ГРИП будет слишком мала, чтобы полностью вместить в себя все что нужно. Вот пример неудачной фотографии:

Несмотря на забавный сюжет, у фотографии есть серьезный недостаток. Обратите внимание, что морда кота находится вне зоны резкости, что вызывает некий визуальный дискомфорт, в итоге изначально интересный сюжет загублен неграмотным исполнением. Но и это не самое страшное!

Действительно страшное начинается, когда мы фотографируем групповой портрет, где люди стоят в несколько рядов, и пытаемся сделать это на открытой диафрагме. Результат предсказуем - один ряд получается резким, а остальные размытыми. Ниже приведен пример неудачной с точки зрения ГРИП групповой фотографии. Благодарю Светлану Чепурную за предоставленный пример.

Разумеется, чтобы на глазок выставить фокусное расстояние и диафрагму для обеспечения нужной ГРИП нужна практика. Возможно, для этого потребуются месяцы тренировок чтобы научиться чувствовать "золотую середину" - в этом одна из сложностей портретного жанра. А пока предлагаю попрактиковаться на своеобразном "тренажере". По ссылке ниже находится Flash-приложение, которое рассчитывает глубину резко изображаемого пространства в зависимости от дистанции фокусировки, фокусного расстояния и значения диафрагмы.

Программа расчета глубины резко изображаемого пространства (ГРИП)

Для любительских зеркалок с матрицей APS-C выбирайте размер сенсора 22.5 * 17 мм (чтобы задать этот параметр нажмите "знак вопроса" в верхнем правом углу).

Программа расчета ГРИП позаимствована с сайта www.rwpbb.ru (по ссылке — ее подробное описание).

Вопросы для самоконтроля

1. Попробуйте сфотографировать кого-нибудь или что-нибудь с одинаковым масштабом, но разными фокусными расстояниями (зафиксировав при этом диафрагму). Для этого вам придется менять и точку съемки. Как при этом меняется ГРИП?

2. Повторите эксперимент, зафиксировав фокусное расстояние и меняя лишь диафрагму. Проследите за глубиной резкости. Как при этом меняется ГРИП?

3. Вопрос повышенной сложности. Зеркалка и мыльница при одинаковом угле охвата объектива имеют разную глубину резкости при одинаковой диафрагме - у зеркалки ГРИП меньше, у мыльницы - больше. Попробуйте объяснить, почему? Подсказка - используйте программу для расчета ГРИП и попытайтесь "сфотографировать" девушку в одинаковом масштабе с матрицей 6.2*4.5 мм (мыльница) и 36*24 мм (полнокадровая зеркалка). Если вопрос вызывает затруднения, воспользуйтесь Гуглом:)

Глубина резкости – это часть фотографируемой сцены или объекта, которая будет резкой, неразмытой на фотографии. Понятия и определяют, будет у вас резким только сам объект (например, человек), или как объект, так и фон, на котором вы его снимаете.

Глубину резкости определяют несколько факторов:

  • Расстояние до объекта

Может фокусироваться только на небольшой области объекта. Если это портрет, то небольшой областью могут быть, например, глаза. Поэтому термин глубина резкости говорит, скорее, о том, какая часть изображения будет приемлемо резкой для человеческого глаза.

Выбор глубины резкости зависит от сюжета. Например, в пейзаже всегда предпочтительная , поскольку вся сцена должна быть в фокусе. В портрете, наоборот, используется , чтобы размыть фон и не отвлекать зрителя от главного объекта изображения.

Глубина резкости фотографии регулируется диафрагмой. Малая глубина резкости образуется большим отверстием диафрагмы. Большая глубина резкости образуется малым отверстием диафрагмы. Чем меньше отверстие – тем резче фон, тем больше его деталей видно на фотографии.

Большую роль при определении глубины резкости изображения играет фокусное расстояние объектива. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости, даже при закрытой диафрагме.

Глубина резкости, достигаемая объективом 70-300 мм

  • 70мм – самая большая глубина резкости
  • 100мм – большая глубина резкости
  • 200мм – малая глубина резкости
  • 300мм – самая малая глубина резкости


Особенно выражен этот эффект при использовании макро-объективов, обладающих большим фокусным расстоянием. При возможности максимально приблизиться к объекту на фотографиях получается экстремально , иногда меньше сантиметра.

Кроме того, на глубину резкости сильно влияет расстояние до объекта съемки. Максимально возможна, если фотограф подойдет к объекту как можно ближе. Убедиться в этом эффекте можно при помощи простого теста на примере собственного зрения. Поставьте ладонь перед лицом на расстоянии вытянутой руки и посмотрите на нее. Несмотря на то, что ладонь находится в центре зрения, окружающие ее предметы по-прежнему хорошо видны. Постепенно приблизьте ладонь к лицу. Чем ближе ладонь – тем меньше отвлекают вас окружающие предметы.

Подобный эффект происходите при работе с объективом. Совмещая этот эффект с большим увеличением, можно добиться отлично размытого фона при макросъемке. Этим эффектом также объясняется при съемке пейзажей на объектив с небольшим увеличением (небольшим фокусным расстоянием).