Кому положена социальная помощь на дому. Что необходимо для получения помощи специалиста. Кому предоставляются соцработники?

Они составляют:

  • более 40% койко-дней в больнице скорой помощи;
  • более 30% закупок рецептурных и 40% безрецептурных лекарственных средств;
  • 329 млрд долл., или почти 44% национального бюджета здравоохранения;
  • более 75% федерального бюджета здравоохранения.

Пожилые люди нуждаются в посещениях нескольких медицинских работников и перемещениях из одного медицинского учреждения в другое. Предоставление последовательной, комплексной медицинской помощи в конкретных учреждениях иногда называется преемственностью оказания медицинской помощи, что особенно важно для пожилых пациентов. Коммуникативность между врачами первичного звена, специалистами, другими медицинскими работниками, пациентами и членами их семей играет важнейшую роль в обеспечении того, чтобы пациенты получали надлежащий уход в любых учреждениях здравоохранения.

Помимо сиськи, почти никто не посещает Эрну Дж. Старушка с белыми волосами и черными опорными рельсами на ногах выжила. Она родилась вскоре после окончания Первой мировой войны. 50 лет назад она переехала в эту квартиру, десять лет спустя умер ее муж. Ее братья и сестры и все ее друзья пережили ее. Телефон миссис Дж.

Почти никогда не звонит, и если, то на другом конце, как правило, кто-то из медицинского страхования. Однажды Эрна Дж. Рухнула в ванной. С ее последней силой она смогла копаться в спальне, она выбрала 112, пожарная бригада открыла дверь и снова помогла ей.

Учреждения здравоохранения

Уход может осуществляться в следующих учреждениях:

  • Кабинет врача. Наиболее распространенными причинами для посещения являются наличие рутинных хронических или острых проблем, обострений хронических заболеваний, профилактика и диагностика или послеоперационная оценка пациентов.
  • Уход на дому. Домашний уход является наиболее используемым приемом после выписки из больницы, но госпитализация не является обязательным условием.
  • Долгосрочные услуги по уходу. Эти услуги включают помощь по обеспечению жизнедеятельности. Программы субсидирования средств к существованию»), питание и услуги по уходу. Ночные и дневные стационары»), дома престарелых и профилактические заведения. Профилактические заведения сообществ»). Возможность нахождения пациента в учреждении долгосрочного ухода частично зависит от желаний и потребностей пациента и от возможности семьи удовлетворять потребности пациента.
  • Дневной уход. Такие льготы предоставляются в получении медицинских, реабилитационных, когнитивных и социальных услуг несколько часов в день в течение нескольких дней в неделю.
  • Больницы. Только тяжелобольные пациенты пожилого возраста должны госпитализироваться. Госпитализация как таковая представляет риск для пожилых пациентов из-за изоляции, неподвижности, диагностических обследований и вмешательств.
  • Хоспис. Хосписы обеспечивают уход за умирающими больными. Целью является в большой степени облегчение симптомов и поддержание комфортных условий, чем лечение заболевания. Хосписная помощь может оказываться на дому, в доме престарелых или отдельном стационарном заведении.

В целом должен использоваться наименее ограничительный уровень ухода, соответствующий потребностям пациента. Такой подход экономит финансовые ресурсы, а также помогает сохранить самостоятельность и жизнедеятельность пациента.

Дом еще не для них. Ваши две комнаты независимы. Кулинария по-прежнему весело сегодня, она все еще может помыться, и в своей квартире она может решить, когда она встает и ложится спать. Более двух миллионов мужчин и женщин старше 80 лет живут только в Германии; В основном они остались, когда их супруги умерли. Эксперты ожидают, что их количество значительно возрастет из-за увеличения ожидаемой продолжительности жизни. Это правда, что пожилые люди в Германии так же уместны, как никогда раньше, в истории, согласно исследованию Института Демоскопии Алленсбаха.

Гериатрические междисциплинарные команды

Гериатрические междисциплинарные команды состоят из специалистов-практиков разных дисциплин, которые обеспечивают скоординированный, комплексный уход в соответствии с поставленными целями и учетом общих ресурсов и обязанностей.

Не все пожилые пациенты нуждаются в помощи гериатрической междисциплинарной команды. Однако если пациенты имеют сложные медицинские, психологические и социальные потребности, такие команды являются более эффективными в оценке потребностей пациента и создании эффективного плана обслуживания, чем практики, работающие в одиночку. Для таких больных наилучшей помощью часто является ведение больного гериатром. Междисциплинарная помощь доступна не везде.

Также верно, что пожилые граждане старше 70 лет в среднем около 17 часов в день - до тех пор, пока нет другой группы населения. По данным Немецкого центра по проблемам старости, более 20 процентов людей в возрасте старше 70 лет не имеют ни одного постоянного референтного лица, с которым у них постоянный контакт. У каждого четвертого посетителя меньше времени на посещение друзей и знакомых, чем раз в месяц, почти каждая десятая из них больше не встречается. Многим старым людям нет никого, чтобы говорить с ними с их именами или спрашивать, как они это делают.

Целью междисциплинарных команд является обеспечение следующих мероприятий:

  • легкое и безопасное передвижение пациента из одного учреждения в другое и переход от одного врача к другому;
  • уход за пациентом наиболее квалифицированным специалистом для каждого проблемного случая;
  • исключение любого дублирования.

Для создания контролирования или пересмотра плана лечения междисциплинарные команды должны общаться открыто, свободно и регулярно. Члены группы попечения должны сотрудничать с доверием и уважением к мнениям других членов и координировать план ухода (например, посредством делегирования, обмена подотчетности и совместного его выполнения). Члены команды могут работать совместно на одной территории, создавая неформальное и оперативное общение.

Изоляция пожилых людей может усугубиться, поскольку растет доля бездетных людей. Бездетность значительно увеличивает риск одиночества. Однако, поскольку люди становятся более мобильными и живут все меньше и меньше у своих старых родителей, они больше не могут полагаться на своих молодых людей, чтобы заботиться о них интенсивно.

Берлинская ассоциация Друзья старых людей пытаются облегчить это бедствие. Управляющий директор Клаус Паулетко и его коллеги организуют зообесуче, пароходы, дискуссионные круги и партнерские отношения между мальчиками и престарелыми. Там, старые люди могут войти в систему, так что раз в неделю кто-то беседует с ними. Полетко видел много бедности в своей работе. Поэтому правильно, что слишком маленькие пенсии говорят в Германии. «Одиночество пожилых людей намного хуже, чем их нехватка денег», - говорит социальный работник.

Команда, как правило, включает в себя врачей, медсестер, фармацевтов, работников социальной сферы, а иногда диетолога, физиотерапевта, специалиста по гигиене труда, специалиста по этике или врача хосписа. Члены группы должны обладать знаниями по гериатрической медицине, быть знакомыми с пациентом, демонстрировать преданность деятельности команды и иметь хорошие коммуникативные навыки.

Но это вряд ли можно сказать в Германии, оно отвергается как проблема эмоций, - сетует он. Доказано, что одиночество не только грустно, но и больно. Поэтому такие эксперты, как Паулетко, не удивляются, что количество самоубийств в любой другой возрастной группе достигает 80 лет. «Многие считают смерть спасением», - говорит он. Кроме того, болезнь усиливает одиночество.

Как трудно для старика преодолеть одиночество - это Ирмгард Бильке. Ирмгард Бильке не имел контакта с подругами, ее маленькая семья отдала ей. «Сейчас она отомстила», сожалеет она. Миссис Бильке спит на ее стороне брака, половина ее мужа оставляет ее незатронутой. На полу лежит плюшевый плюшевый слон, он был Габи, когда она была ребенком. Она часто бывает на Рождество и в плохую погоду, говорит Бильке. Когда она не может выдержать это в своем тихом доме, она отправляется в кафе, совершает поездки, но она никогда не узнает никого. «Трудно найти связь, когда вы стары».

Для того чтобы эффективно функционировать, командам необходима формальная структура. Команды должны устанавливать сроки для достижения своих целей, проводить регулярные заседания (обсуждение структуры команды, процесса и связи), а также постоянно наблюдать за их развитием (с помощью мер по улучшению качества). В целом руководство коллективом должно чередоваться в зависимости от потребности больного; ключевым источником оказания помощи является отчетность об улучшении состояния пациента. Например, если главную озабоченность вызывает состояние пациента, врач проводит заседание и представляет команду пациенту и членам его семьи. Врач определяет врачебные условия состояния пациента и информирует команду (включая дифференциальные диагнозы) и объясняет, каким образом эти условия влияют на оказание помощи. Начало лечения начинается с медицинских предписаний. Врач должен дать письменные медицинские предписания, оговоренные в процессе работы группы, и обсудить решения команды с пациентом, членами его семьи и лицами, осуществляющими уход.

Ирмгард Бильке принимает на себя больше, чем большинство других. Многие люди уже ошеломлены тем фактом, что они имеют доступ к услугам посещения и шопинга, предлагаемым городами и муниципалитетами. В то же время некоторые муниципалитеты и жилищные компании утверждают, что они должны идти к пожилым людям. Например, в Бремене и Гамбурге государственные органы призывают пожилых людей с простым вопросом: можем ли мы что-то сделать для вас?

Консультанты пожилых людей в Гамбурге встретили старушку, которая ни с кем не разговаривала в течение двух лет, кроме кассира в супермаркете; Старый джентльмен жил в темноте месяцами, потому что он забыл напоминания о счете за электричество и не знал, к кому обратиться.

Если формально структурированная междисциплинарная команда не подходит или она не оказывает нужного воздействия, может использоваться виртуальная команда. Такие команды обычно находятся под руководством врача первичной помощи, но могут организовываться и управляться хорошо подготовленной практикующей медсестрой, координатором по уходу или руководителем производства по делу. Виртуальная команда использует информационные технологии (например, карманные устройства, электронная почта, видеоконференции, телеконференции) для общения и взаимодействия с членами группы в общине или в рамках системы здравоохранения.

Подобные случаи знают и 45-летняя Габриэле Броссон. Только в районе Рамерсдорфа арендаторы, которые уже старше 75 лет, живут в более чем 800 квартирах Гевофага. Среди них двенадцать человек - живые люди старше 100 лет. Броссонн сидел в гостиной с более чем 200 пожилыми людьми. Это займет немного, пока 92-летний не подтолкнет дверь. Сутулая дама жила одна в течение двадцати лет и ждет в дверном проеме квартиры, улыбаясь. Она носит клетчатые пуговицы и перетасовывается в гостиную, где куклы сидят на координаторе и играют музыку на цитрах по радио.

Миссис Кулл поставила шоколадное печенье и налила кофе в цветущие чашки. Она проводит свое время, записывая народную музыку с Баварского радио. В разговоре Габриэле Брозонн хочет узнать, сможет ли миссис Кукла справиться с квартирой. «Спина настраивается», - говорит старушка. Вот почему ей трудно попасть в ванну и восстановить себя в ней. Халтегрифф на стене может ей помочь. «Но это все еще стоит для меня?» - спрашивает она. Социальный работник берет Фрау Куку на руки и обещает быстро отправить мастера.

Соучастие больного и ухаживающего за ним

Практикующие члены команды должны относиться к пациентам и сиделкам как к активным членам команды, к примеру, следующим образом:

  • Пациенты и сиделки должны приглашаться на собрания команды, когда это необходимо.
  • Пациентов следует просить об их участии в помощи решения целей, поставленных перед командой (например, перспективные директивы, помощь в конце жизни).
  • Пациенты и попечители должны быть включены в дискуссии касательно медикаментозного лечения, реабилитации, диетических планов и других видов лечения.
  • Пациентов необходимо опрашивать, каковы их идеи и предпочтения; таким образом, если пациент не примет особого препарата или изменит некоторые привычки питания, уход может быть соответствующим образом изменен.

Пациенты и врачи должны общаться честно, чтобы избавить пациента от подавления его собственного мнения и соглашаться на каждое предложение врача.

После визита она сказала, что Кукла произвела на нее очень хорошее впечатление. Она часто видела пожилых людей, которые были лучше в доме, но многие из них не хотели двигаться. Твой дом - последнее, что у тебя осталось, - говорит Габриэле Броззон. Со всей изоляцией и одиночеством собственный дом является важной частью самоопределения, которую пожилой человек часто хочет сохранить, пока это происходит.

Технические средства должны по крайней мере принимать страх перед несчастным случаем. Миссис Бильке носит аварийную кнопку на запястье. Когда она толкает его, оповещение о несчастном случае Йоханнитера предупреждается. Миссис Дж. Леди, которая любит кормить сиськи, также носит такую ​​кнопку на шее.

Опекуны, включая и членов семьи, могут помочь в определении реальных и нереальных ожиданий, основанных на привычках и образе жизни пациента. Опекуны должны также указать, какого рода поддержку они могут предоставить.

Медицинская помощь на дому

Как правило, помощь на дому показана, когда пациенты нуждаются в мониторинге, подборе лекарств, перевязках и терапии при ограничении подвижности.

Но с более чем половиной вызовов никто не свергнут или не заболел. Люди нажимают кнопку, чтобы поговорить с кем-то. Современные геронтологические исследования уделяют меньше внимания старению, чем процессу старения. В рамках процессов динамического старения происходит непрерывное взаимодействие между потерями и прибылью. Центральное место в современной геронтологии является основным предположением о том, что она может также увеличиваться в более высокий и высокий жизненный период. Старение многомерное, с социальными, экономическими, психологическими и физико-биологическими факторами, влияющими друг на друга. Социальная работа с пожилыми людьми Изменения в возрастной структуре означают, что сферы деятельности социальной старения становятся все более важными. В то же время они делают это в качественном смысле - благодаря оптимизации и разработке предложений для целевой группы, начиная от вооруженного досрочного выхода на пенсию и хронически больного, очень обожаемого человека. Он стремится к сохранению качества жизни до старости, консультируя по вопросам жизни и предлагая разнообразные услуги и курсы. Область работы по старости, ориентированной на общины. Сегодняшние пожилые люди становятся старше и могут испытывать все большую часть своего послеоперационного этапа без серьезных нарушений. Это также влияет на социальную работу. Работа в сообществе может открыть новые формы сотрудничества и развития. Поколения: возможность для пожилых и молодых. Дети рождаются меньше, население стареет, меняются семейные структуры, люди мигрируют в Швейцарию: наше общество сильно меняется. Востребованы новые проекты для всех сфер жизни. Европейские проекты и программы, которые были изучены в международном сравнительном исследовании в Университете прикладных наук Люцерна, призваны создать новые формы повседневной солидарности и развития социального пространства. В чем преимущества таких проектов, что Швейцария может извлечь из этого? Деменция как социальная конструкция Деменция может быть описана в различных аспектах. В настоящем документе основное внимание уделяется интерактивному подходу и, таким образом, направлена ​​на то, чтобы показать, как социальная работа может внести конкретный вклад в формирование образа жизни людей с деменцией. Взаимодействие заботы и социальной работы. Из-за их потребности в заботе, преимущественно пожилым людям в центрах по уходу в городе Цюрих, требуется стационарная помощь. В дополнение к сестринским и медицинским услугам, эти пациенты часто также нуждаются в поддержке со стороны социальных служб. Какова роль немногих специалистов социальной работы в контексте этих институтов? Социальная работа в старости. Для многих пожилых людей переход к домам престарелых или домам престарелых неизбежен. В дополнение к большой профессиональной группе медсестер, социальная работа, скорее всего, будет подчинена здесь. Уели Шварцманн приписывает эту маргинальность системе финансирования. Вместе с тем социальная работа может способствовать предоставлению жителям самостоятельного участия в общественной жизни. Когда мигранты в Швейцарии получают старые мигранты в пенсионном возрасте, недопредставлены по отношению к их доле всего населения. Эта картина изменится в ближайшие десятилетия. Поскольку все больше и больше мигрантов не возвращаются в свои дома в старости. Потому что у них есть семья и их пенсия по старости в Швейцарии или потому, что Швейцария стала их домом. В этой статье рассматривается ситуация с более старыми мигрантами в Швейцарии, а также различные проекты, направленные на эту растущую целевую группу. Образцовые проекты в старости имеют много лиц. Представляя бесчисленные другие проекты, пять примеров показывают, насколько в широком смысле потребности пожилых людей - и как учреждения и администрация реагируют на них. Современное старение - многомерный процесс. . Социальная изоляция пожилых людей происходит как пресмыкаемо, так и последовательно и ведет, если не делается, к невыносимому одиночеству.

Медицинская помощь на дому обычно используется:

  • после выписки из стационара («посткритический» уход), хотя госпитализация для пожилых людей не является обязательным условием. Дома медико-санитарной помощи могут также быть использованы для:
  • пациентов с состояниями, которые требуют многодневной госпитализации каждый год (медицинский комплексный уход);
  • медицински стабильных пациентов с выраженными функциональными нарушениями (долгосрочный уход).

Уход на дому все больше используется для того, чтобы удовлетворять спрос на долгосрочный уход. Медицинская помощь на дому, которая может уменьшить размещение пациентов в домах престарелых на 23%, является менее дорогостоящей, чем официальная помощь, при оказании которой медицинская помощь на дому и посещения квалифицированной сиделки соответственно запланированы.

Медицинская помощь на дому оказывается учреждениями, которые варьируются по виду собственности, размеру, местоположению и услугам. Некоторые из них сертифицированы. Чтобы быть сертифицированным, агентство должно соответствовать государственным лицензионным требованиям и федеральным положениям для участия в программе Медикеа. Такие организации предоставляют квалифицированный медсестринский уход под руководством соответствующих врачей. Медсестры предоставляют услуги по уходу под наблюдением врача, который консультируется с ними, когда необходимы изменения в оказании помощи. Уход за больными на дому требует общения среди медицинских работников, чтобы убедиться в поддержании функций пациента и улучшении его состояния. Пациенты или опекуны должны незамедлительно сообщать об изменениях в состоянии пациента медсестрам или врачам для обеспечения надлежащего мониторинга.

Медицинская помощь на дому может предоставлять медицинские и немедицинские услуги.

Возмещение . Некоторые пациенты с серьезными хроническими расстройствами могут позволить себе полный уход на дому, хотя большинство из них предпочтет, оставаясь дома, пользоваться более доступными по затратам методами. Медикеа покрывает некоторые услуги по уходу на дому для пациентов, которые не выходят из дома, но у нее есть определенные требования, которые зависят от выбранной опции Медикеа. Некоторые частные страховые компании покрывают некоторые услуги по медицинскому уходу на дому (например, службы внушения надежды) для пациентов, которые не привязаны к дому.

Для того чтобы производилось покрытие услуг по медицинскому уходу за пациентами третьей стороной, врачи должны подтверждать то, что уход на дому является обязательным, для покрытий Медикеа - то, что пациенты соответствуют требованиям Медикеа по домашнему уходу. Медикеа требует, чтобы агентства ставили пациентов в известность о том, какие услуги подлежат возмещению. Предоставляемые услуги по уходу на дому осуществляются на основе подробной оценки (Оценка набора информации ), которая завершается регистрацией медсестры или врача, когда пациент зачисляется в Медикеа. Плательщики третьей стороны лимитируют персональные услуги для контроля расходов. Расходы учреждений здравоохранения непосредственно возмещают Медикеа, Медикэйд или частными страховщиками.

Дневной уход за пожилыми людьми

Дневной уход предоставляют медицинские, реабилитационные и образовательно-поддерживающие службы по нескольку часов в день в течение нескольких дней в неделю. Все дневные учреждения предоставляют некоторые основные услуги: транспорт, питание, рекреационные и социальные активные программы. Существует около 2900 дневных программ по сравнению с более чем 16 ООО домов для престарелых и инвалидов с медицинским ухо-
дом. Большая часть дневных программ по уходу невелика, рассчитана в среднем на 20 клиентов.

Существует несколько моделей.

  • Дневной стационар. Эта модель сконцентрирована на реабилитации или оказании интенсивной квалифицированной помощи. Она предназначена для пациентов, которые восстанавливаются после острого состояния (например, инсульт, ампутация конечностей, перелом). Программы, как правило, ограничены в продолжительности (от 6 нед до 6 мес) и являются дорогостоящими, поскольку отношение сотрудников к пациентам является интенсивным.
  • Содержание. Данная модель подразумевает ограниченную квалифицированную медицинскую помощь (скрининг и мониторинг хронических заболеваний) в сочетании с физической нагрузкой. Задачами являются: предотвращение ухудшения состояния, сохранение или улучшение функционального уровня как можно дольше, повышение самооценки пациента, исключение монотонности повседневной жизни, предотвращение обострения хронических заболеваний, одиночества, изолированности и замкнутости. Поддерживающие программы обеспечивают долгосрочный уход и являются менее дорогостоящими, чем программы дневного стационара.
  • Социальные. Эта модель обеспечивает консультирование, групповую психотерапию, когнитивную переподготовку. Она может быть похожа на типичное сообщество пожилых людей, которое обеспечивает уход за людьми пожилого возраста с различными психологическими потребностями, или психиатрический центр здоровья, который оказывает помощь пожилым людям с деменцией или психическими расстройствами. Программы увеличивают привлечение пациентов, которые привязаны к инвалидным коляскам, и тех, которые неспокойны; однако при этом такие пациенты не должны быть социально опасными. Уход может быть длительным или с ограниченным сроком действия.

Помимо предоставления необходимой медицинской помощи такие учреждения также предоставляют услуги сиделки. Поступая таким образом, они могут помогать отсрочить или избежать размещение пациентов в доме для престарелых.

Возмещение. Медикеа не возмещает дневной медицинский уход. Фонды, как правило, поступают по закону «О пожилых американцах», отказных программ Медикэйд, долгосрочной страховки и частных средств. Некоторые центры используют перечисленные средства на субсидирование перевозок, а шкала дифференцированных платежей влияет на оказание соответствующей финансовой помощи нуждающимся пациентам.

Стационар

Стационар - это предоставление временного ухода вместо опекунства для обеспечения пациенту облегчения. Программы могут быть обеспечены в различных условиях:

  • На дому стационарными органами, медицинскими учреждениями, обеспечивающими уход на дому.
  • В сообществе по временному уходу, в центрах дневного ухода для взрослых, кооперативах или отдельными стационарными заведениями.
  • В заведении по долгосрочному уходу (например, в стационарах совета и ухода и в домах престарелых).
  • В стационаре.

Длительность терапии может различаться (например, ограничиваться до 28 дней в календарном году).

Поддержка исходит от Медикэйд (почти 50%), грантов (25%) и частных фондов (25%).

Дневные и ночные стационары

Дневные и ночные стационары обеспечивают уход за теми пожилыми людьми, которые не могут жить самостоятельно, но не нуждаются в постоянном надзоре, осуществляемом в домах престарелых. Дневной и ночной стационары (называемый также домом отдыха), как правило, обеспечивают следующее:

  • палату;
  • питание в общей столовой;
  • услуги по стирке, уборке и т.п.;
  • минимальную помощь по соблюдению личной гигиены;
  • иногда надзор за употреблением назначенных препаратов.

Количество таких заведений возрастает, потому что они предлагают экономные федерально финансируемые программы для размещения возрастающего числа пожилых людей, которые в противном случае требуют тщательного ухода на дому, оплачиваемого за счет медицинских фондов Медикэйд по штатам.

Эти минимально регулируемые и иногда не-лицензированные заведения в основном параллельно обслуживают две группы людей: относительно здоровые пожилые люди помещенные в специальные лечебные заведения психически больные пациенты. Несмотря на то что существует множество отличных домов, некоторых пациентов, как правило, имеют тенденцию помещать в нестандартные заведения и нанимать меньше квалифицированных сотрудников.

Врачи должны быть уверены в том, что их пациенты в дневных и ночных стационарах находятся в безопасности и получают надлежащий уход. Врачам может потребоваться посещение таких заведений или отправлять туда медсестру или социального работника для проведения оценки и контроля.

Программы по обеспечению средствами к существованию

Программы по обеспечению средствами к существованию позволяют пожилым людям, имеющим проблемы с выполнением деятельности в повседневной жизни, поддерживать их независимость в личном окружении, путем предоставления или организации оказания ежедневного питания, предоставления личных и других поддерживающих услуг, здравоохранения и 24-часового надзора по мере необходимости.

Программы по обеспечению средствами к существованию обычно обеспечивают следующее:

  • питание;
  • личный уход;
  • услуги по уборке;
  • транспорт;
  • 24-часовой надзор, если это необходимо.

Эти программы оплачиваются за счет частных средств, долгосрочной страховки, общинных и благотворительных организаций или конфессиональных групп.

Сообщества по жизнеобеспечению

Сообщества по жизнеобеспечению предлагают заключать пожизненный договор проживающего в сообществе пациента и как минимум гарантируют ему жилье и доступ к оказанию различных медицинских услуг.

Сообщества по жизнеобеспечению (сообщества продолженного пенсионного ухода) предоставляют разные уровни медицинской помощи:

  • для людей, которые могут жить самостоятельно;
  • для тех, кто нуждается в помощи;
  • для тех, кто нуждается в квалифицированной сестринской помощи.

Как правило,люди оплачивают солидный вступительный взнос (от 50 000 до 500 000 долларов США) при переезде в сообщество и ежемесячные взносы в дальнейшем. В одних сообществах жители платят только ежемесячную арендную плату плюс обслуживание или пакеты по уходу за здоровьем. В других жители могут приобретать жилье в кондоминиумах, кооперативах или членство в них; обслуживание или пакеты по уходу за здоровьем приобретаются отдельно. Существует 3 основных типа сообществ:

  • те, которые охватывают «все включено» по контракту;
  • те, которые охватываются изменяемым договором, ограничивающим объем долгосрочного ухода, предоставляемого до увеличения ежемесячной оплаты;
  • те, которые покрываются договором об оплате биллинговых услуг на обслуживание услуг здравоохранения так, как они используются (по факту).

Если они хорошо финансируются и имеют хорошее управление, сообщества по жизнеобеспечению предоставляют широкий спектр услуг по предоставлению жилья, социальной поддержке и медицинским услугам, которые позволяют пожилым людям жить комфортно. Однако некоторые общины не имеют хорошего управления; в некоторых из них активы проживающих были уничтожены из-за недобросовестности дилеров по недвижимости или благих намерений, но неумелого управления.

Общины могут занимать отдельно стоящее здание или быть распределены по кампусам с жилыми помещениями, которые предоставляют многие виды услуг, от эффективных квартир до коттеджей с несколькими комнатами. Многие из сообществ имеют общественные здания для проведения в них организованных социальных мероприятий, столовые, клубы, спортивные объекты, запланированные экскурсии и места для отдыха. Доступ к врачам, как правило, открыт, а многие сообщества являются филиалами заведений местной неотложной помощи.

Программа «все включено» по уходу за пожилыми людьми

Программа «Все включено» по уходу за пожилыми людьми предназначена для пожилых людей, которые отвечают критериям принятия в дом престарелых, но хотят жить дома как можно дольше. Программа включает в себя междисциплинарную команду, состоящую из врачей, медсестер, физиотерапевтов и врачей по трудотерапии, социальных работников, диетологов и водителей. Услуги обычно предоставляются в дневном центре здоровья и доступны каждый день. Программа обеспечивает транспорт до центра. Тем не менее некоторые услуги могут быть оказаны на дому.

Программа доступна только в определенных районах страны. Она сочетает в себе средства от Медикеа и Медикэйд. Веб-сайт Министерства здравоохранения и социального обеспечения объясняет эту программу и обеспечивает текущий список участвующих в них специалистов медико-санитарной помощи.

Фармацевты и пожилые люди

Для пациентов пожилого возраста развитие отношений с фармацевтом, помощь одной аптеки могут помочь обеспечить согласованность. Фармацевт может помочь предотвратить проблемы, связанные с употреблением препаратов, которые представляют особый риск для пожилого возраста.

Для пациентов пожилого возраста помощь фармацевта часто более доступна, нежели помощь врача. В дополнение к отпуску препаратов фармацевты предоставляют информацию о препаратах, контролируют употребление препаратов (в т.ч. соблюдение норм принятия препаратов) и устанавливают связь между врачами, другими медицинскими работниками и пациентами для обеспечения оптимальной лекарственной помощи. Фармацевты также предоставляют информацию о взаимодействии лекарственных препаратов и других веществ, в т.ч. безрецептурных препаратов, биологически активных добавок, лекарственных трав и продуктов питания.

Соблюдение пациентом норм принятия препаратов . Фармацевты могут помочь повысить ответственность пациента по соблюдению условий принятия препаратов следующим образом:

  • Оценить способность пациента соблюдать режим приема препаратов, отмечая определенные нарушения (снижение ловкости рук, отсутствие силы в руках, когнитивные нарушения, потеря зрения).
  • •Обучение пациентов, как использовать определенные лекарственные формы или приспособления (ингаляторы, трансдермальные пластыри,инъекционные препараты,капли в глаза или уши) или как замерить дозу жидких лекарственных средств.
  • Рекомендация к использованию таких лекарственных средств, применение которых является доступным для пациентов (например, легко открывающиеся флаконы, таблетки без оболочки).
  • Уверенность в том, что упаковки лекарств и инструкции по применению препаратов дома написаны крупным шрифтом и на родном языке пациента.
  • Обучение пациентов использованию напоминающего календаря по приему препаратов, имеющимся в продаже коробкам для хранения лекарств, электронных устройств, регулирующих выдачу препарата, а также сплиттеров (разделяющих таблетку устройств) или дробилки для таблеток.
  • Устранение излишней сложности и дублирования общей схемы лекарственного лечения.

Параметры . Многие фармацевты работают в аптеках местного сообщества либо в любом лечебно-профилактическом учреждении, в т.ч. в больнице, заведении по долгосрочному уходу, службе доставки лекарств на дом (Агентство по оказанию помощи на дому), почтовой службе и в интернет-аптеках, системах по организации здравоохранения и местах расположения хосписов.

Когда наступает глубокая старость, остается надеяться только на помощь близких. Если же человек остался один, пресловутый «стакан воды в старости» и не только, ему поднесут социальные службы. В Закон о социальном обслуживании внесены изменения . Что же нового в обслуживании пожилых людей?

Двери Центров социального обслуживания открыты для всех, кто нуждается в помощи и поддержке. Только в Москве сегодня работает 122 таких центра. Пожалуй, самое главное направление их деятельности – предоставление доврачебных и социальных услуг одиноким гражданам, инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Предоставить социального работника могут каждому, кто нуждается в таких услуг – как на постоянной основе, так и временно (в случае тяжелой болезни или отъезда родственников).

Мне нужен социальный работник – где его получить?

Если возникла необходимость в помощи социальных служб, необходимо подать заявление в центр социального обслуживания или комиссию районного центра. Социального работника вам выдадут только по результатам медицинского заключения. Существует даже такой официальный термин «прием на нестационарное социальное обслуживание».

Кому предоставляются соцработники?

Ниже будут перечислены группы льготников, которые вправе рассчитывать на помощь социальных служб:

Нестационарное социальное обслуживание вне очереди предоставляется следующим категориям льготников:

    Инвалиды боевых действий, участники Великой Отечественной войны.

    Одинокие граждане, которые исполнилось 80 лет.

    Инвалиды, которым на момент обращения в Центр социального обслуживания исполнилось 70 лет.

    Граждане пожилого возраста и инвалиды, которые лишены поддержки и помощи и неспособны ухаживать за собой самостоятельно.

Существует отдельная категория льготников, обслуживание которых является первоочередным для сотрудников социальных служб. Речь идет о пострадавших в результате взрыва на АЭС гражданах, супругах погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, реабилитированных после политических репрессий лицах.

Если у льготников имеются живые родные, они получают право на услуги социальных работников только при наличии объективных причин, по которым домочадцы не могут обеспечить надлежащий уход. Например, из-за тяжелой и продолжительной болезни, инвалидности, частых и продолжительных командировок, других обстоятельств.

В каких случаях социальные службы вправе отказать льготникам?

Если обратившийся за помощью гражданин является бактерио- или вирусоносителем, страдает хроническим алкоголизмом, карантинными инфекционными заболеваниями, тяжелыми психическими расстройствами. Ему откажут в социальном обслуживании и в случае активной формы туберкулеза, при венерическом и любом другом заболевании, которое требует лечения в условиях стационара и является заразным.

Что входит в обязанности социального работника?

    Посещение своего подопечного не менее двух раз в неделю.

    Покупка лекарств и горячих обедов, непродовольственных товаров, их доставка на дом из расчета не более 4 кг на одного человека, не более 6 кг для семьи из двух человек, не более 9 кг для семьи из трех человек.

    Приготовление пищи, горячих напитков.

    Кормление подопечного, если в этом есть необходимость.

    Помощь в уборке квартиры.

    Помощь в доставке воды и закупке топлива.

    Сдача вещей в прачечную, их обратная доставка.

    Оплата коммунальных услуг (снять показания счетчика, заполнить квитанцию, внести необходимую плату).

    Написание писем, доставка книг, газет и журналов.

    Помощь при госпитализации, посещении театров и выставок.

    Психологическая поддержка.

    Помощь в получении образования или профессии в соответствии с физическими и умственными способностями человека.

    Правовые услуги, в том числе и оформление документов касаемо ритуальных услуг.

    Другие дополнительные услуги.

Все перечисленные выше услуги в московских Центрах социального обслуживания предоставляются бесплатно. В случае оказания дополнительной помощи с льготника взымается частичная или полная плата за услугу в соответствии с договором организации социального обслуживания.

Что такое разовая услуга?

Если человек нуждается в социальной помощи, но не входит ни в одну из перечисленных выше категорий, он может воспользоваться специальным сектором «Мобильная социальная служба». Он существует для оказания разовых, а также дополнительных услуг, не входящих в перечень базовых.

Приведем пример таких разовых услуг: доставка гражданам технических средств для их реабилитации, оказание услуг по уходу за детьми-инвалидами на дому, сопровождение детей с ограниченными возможностями в учреждения образовательного типа.

Что нового в законе о социальном обслуживании?

Впервые за всю историю законодательство предусматривает оказание социальных услуг негосударственными организациями. Уже сегодня в регионах начали формироваться реестры поставщиков, регистры получателей социальных услуг. В ближайшее время в сети Интернет ожидается появление списков организаций, предоставляющих социальные услуги.

Добавим, что в мире такая практика достаточно популярна. Например, в Европе именно частные компании берут на себя большинство оказываемых в стране социальных услуг. Их работу оплачивает государство. Аналогичная практика внедряется и в России – впервые в этом году на субсидирование строительства домов престарелых было выделено 160 млн. рублей. Если же организация работает в сфере социального обслуживания, для нее устанавливается нулевая ставка налога на получаемую прибыль.

Нормативные документы

На какие документы ссылаться при оформлении социальных услуг.

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Приказ Минтруда России от 31.12.2013 N 792 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания"

Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"

Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2014 N 32430)

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ от 8 декабря 2014 г. N 995н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Приказ Минтруда России №874н от 10 ноября 2014 г. «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»

Приказ Минтруда России от 30.07.2014 N 500н "Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг"

Приказ Минтруда России от 30.06.2014 N 425н "Об утверждении Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2014 N 33371)

Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394)

Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2013 N 30627)

Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547 "О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №940-Н ОТ 24 НОЯБРЯ 2014 ГОДА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ"

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

1. Вопрос. Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться: ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса ?

Ответ. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 (далее - Правила), при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В Правилах положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5 Правил, не содержится. Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о включении вышеуказанных выплат в среднедушевой доход получателя социальных услуг, необходимо учитывать их природу и периодичность предоставления.

Пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательными актами Российской Федерации, как правило, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, социального обеспечения и социальной защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные денежные выплаты, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, которые, по нашему мнению должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в пункте 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации (имеются ввиду нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Данное регулирование основано на положениях пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации).

2. Вопрос. Вправе ли орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, реализовывать свои полномочия через иные органы и организации в рамках переданных им полномочий?

Ответ. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, и определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно данным нормам наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Также Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает возможность передачи полномочий посредством заключения соглашения.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения доступности и оперативности реализации гражданами права на получение социальных услуг полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг могут быть переданы посредством издания соответствующего законодательного акта субъекта Российской Федерации либо путем заключения соответствующих соглашений.

По подходам, используемым субъектами Российской Федерации при осуществлении рассматриваемых правомочий, все субъекты Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся регионы, в которых в качестве уполномоченного органа определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты. К таким регионам относятся Брянская, Курская, Ульяновская, Иркутская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Калужская, Кировская, Орловская области, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Чувашская Республика, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.

В Республике Башкортостан, Республике Адыгея, Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Тверской, Ярославской, Новосибирской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Ленинградской, Пензенской, Курганской, Вологодской, Свердловской, Саратовской, Омской областях, г. Москва и ряде других субъектов Российской Федерации, данные полномочия будут осуществляться через подразделения территориальных органов социальной защиты населения либо органы социальной защиты населения муниципальных образований.

К третьей группе можно отнести субъекты Российской Федерации, в которых полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг распределены в зависимости от формы социального обслуживания. Например, в Ставропольском крае признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, а также составление индивидуальной программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме, социальном обслуживании на дому, на составление индивидуальной программы осуществляют государственные бюджетные и казенные учреждения социального обслуживания. Аналогичная ситуация складывается и в городе Севастополе.

В Республике Тыва, Тульской, Кемеровской областях полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании переданы также организациям социального обслуживания, подведомственным органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

3. Вопрос. В какой части в соответствии со статьей 35 Федерального закона вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг в субъекте Российской Федерации не могут быть выше размеров платы, осуществляемых получателями социальных услуг в рамках длящихся правоотношений, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, в конкретной денежной сумме (то есть не подлежать индексации) или в части предельного размера платы (процентном выражении)?

Ответ. В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.

Что касается формы сохранения данного размера - конкретная денежная сумма либо предельный процент платы - это может быть определено исходя из условий, указанных в договоре с данным гражданином, который определял размер платы за получение социальных услуг на 31 декабря 2014 года.

4. Вопрос. На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?

Ответ. Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

При этом в форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 года № 874н, имеется пункт 8, в котором заполняется информация о том впервые или повторно разработана данная индивидуальная программа и на какой срок.

В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.

5. Вопрос. Возможно ли исключение из расчета среднедушевого дохода сумм заработной платы, полученных получателями социальных услуг, осуществляющих трудовую деятельность, находящихся на социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания?

Ответ. В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются суммы вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

Данная норма распространяется на всех получателей социальных услуг, вне зависимости от формы получения ими социального обслуживания - стационарной, полустационарной либо на дому. Правила не предусматривают возможность исключения вознаграждений за труд в отношении каких-либо работников.

Введение исключений из данного правила для получателей социальных услуг, получающих социальные услуги в одной из форм социального обслуживания - стационарной, поставит их в неравное положение по отношению к получателям социальных услуг, находящимся на полустационарном социальном обслуживании или социальном облуживании на дому.

Одновременно с этим возникает вопрос об обоснованности признания таких граждан нуждающимися в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, поскольку в данной форме социального обслуживания, по нашему мнению, социальные услуги должны предоставляться при условии утраты у гражданина способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности.

Кроме того, в случае признания необходимости и с учетом имеющихся полномочий, установленных статьями 31 и 32 Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан, которые наделяются правом получения социального облуживания на бесплатной основе, а также устанавливать более льготные, в сравнении с Федеральным законом, размеры платы за предоставление социальных услуг.

6. Вопрос. Возможно ли включение в Жилищный кодекс Российской Федерации нормы о сохранении за получателями социальных услуг занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений на период их нахождения в организациях социального облуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания?

Ответ. Данный вопрос урегулирован действующим законодательством и дополнительной регламентации не требует.

Так, в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2). При этом члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения (часть 3).

Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Кроме того, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота при осуществлении права собственности и других вещных прав. Граждане в соответствии со статьей 18 Гражданского кодекса Российской Федерации могут иметь имущество на праве собственности, иметь иные неимущественные права, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах имущественного характера. Таким образом, гражданин вправе самостоятельно приобретать и осуществлять свои неимущественные права, за исключением случаев, когда в таких правах он был ограничен в правах или передал их осуществление другим лицам, например, по договору доверительного управления имуществом и др.

Учитывая изложенное, действующим законодательством установлено достаточное правовое регулирование, направленное на обеспечение стабильности отношений, связанных с социальным наймом жилых помещений.

Что касается распоряжения имуществом граждан, признанных недееспособными, ограниченно недееспособными, опекунами и попечителями, то соответствующие положения урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и дополнительной регламентации также не требуют.

7. Вопрос. Каким образом будут соблюдаться сроки, установленные в статье 17 Федерального закона, при наличии очереди на предоставление социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания?

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в соответствии со статьей 8 Федерального закона является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, в случае, если временно отсутствует возможность предоставить гражданину социальные услуги в определенной форме социального обслуживания, в частности, в стационарной, получателю социальных услуг может быть предложена иная форма социального обслуживания, в которой он сможет получить необходимые ему социальные услуги в зависимости от его нуждаемости.

8. Вопрос. Каким образом может быть заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и гражданином (его законным представителем) в случае, если гражданин признан недееспособным, а опекуном назначен поставщик социальных услуг?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Согласно пункту 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

При этом, как указано в статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Заключение договоров от имени юридического лица осуществляется лицом уполномоченным на это учредительными документами организации, а также в силу полномочия, основанного на доверенности в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что сделки в соответствии с действующим законодательством оформляются между конкретными лицами, по нашему мнению, при заключении договора на социальное обслуживание от имени поставщика социальных услуг может выступать один представитель поставщика - как исполнитель по договору, а от имени опекаемого другой представитель поставщика социальных услуг, наделенный соответствующими полномочиями.

Вместе с тем, в целях улучшения качества оказания социальных услуг, вопросы заключения договоров в отношении таких лиц могут выноситься на рассмотрение попечительного совета организации социального обслуживания и иных органов общественного контроля организации.

Также учитывая, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся осуществление надзора за деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в целях улучшения качества оказания социальных услуг считаем возможным заключение трехстороннего договора с участием представителя поставщика социальных услуг, действующего как исполнитель по договору, представителем поставщика социальных услуг, действующего от имени опекаемого, органами опеки и попечительства.

9. Вопрос. Если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании одновременно в нескольких формах социального обслуживания, каким образом следует оформлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг?

Ответ. По нашему мнению, гражданин может быть признан нуждающимся только в одной из форм социального обслуживания. Так, в соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 159н, при ее заполнении гражданин указывает форму социального обслуживания, в которой ему необходимо получение социальных услуг.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления (статья 15 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 Рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 500н, при определении индивидуальной потребности рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденная приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. № 874н, также содержит возможность указания конкретной формы социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых в данной форме.

Таким образом, при определении индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг уполномоченный орган субъекта Российской Федерации должен определить в какой форме социального обслуживания нуждается гражданин.

10. Вопрос. При оказании социальных услуг ребенку, кто при заключении договора будет являться получателем социальных услуг: ребенок, один из родителей, вся семья?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Таким образом, если индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана в отношении ребенка, то он будет являться получателем социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг.

Вместе с тем, если нуждающимся в получении социальных услуг будет признан не только ребенок, но и один из родителей (вся семья), индивидуальная программа составляется на каждого из них.

11. Вопрос. Вправе ли уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, не обладающий информацией о доходах заявителя (если он самостоятельно не заявил о них при подаче заявления о предоставлении социальных услуг) обращаться с межведомственными запросами в налоговые и иные органы с целью получения такой информации?

Ответ. В соответствии с формой заявления о предоставлении социальных услуг, утвержденной приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 159н, гражданин при подаче такого заявления указывает сведения о доходе, учитываемые для расчета величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг и ставит свою подпись под формулировкой "Достоверность и полноту настоящих сведений подтверждаю".

Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении государственных и муниципальных услуг получение документов и информации может осуществляется, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу.

Согласно пункту 3 статьи 7.1 указанного выше Федерального закона, предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в рамках осуществления межведомственного взаимодействия в налоговые и иные органы, которые обладают информацией о доходах заявителя с целью их уточнения.

12. Вопрос. Кем должны утверждаться тарифы на социальные услуги: уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или поставщиками социальных услуг?

Ответ. Согласно пункту 11 статьи 8 Федерального закона установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законодательным актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона утверждается перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.

Таким образом, соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определяется порядок, включая орган (организацию), утверждения тарифов на социальные услуги, входящие в вышеуказанный перечень социальных услуг.

13. Вопрос. Имеют ли право на бесплатное социальное обслуживание во всех формах социального обслуживания лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно, в том числе лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (статья 31 Федерального закона). Правовое положение указанных лиц регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этой статьей 2 данного Закона Российской Федерации установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Таким образом, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют специальный статус и иные акты применяются в отношении данных категорий граждан в части, не противоречащей Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1.

Поскольку в Федеральном законе не предусмотрено право бесплатного предоставления социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то оснований для его предоставления не имеется.

Одновременно обращаем внимание, что реализуя полномочия, установленные частью 3 статьи 31 Федерального закона, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, включая лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

14. Вопрос. Как предоставлять социальные услуги несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении, а также семьям, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлять социальную реабилитацию этих лиц, оказывать им необходимую помощь, по основаниям указанным в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если в рамках Федерального закона № 442-ФЗ установлено предоставление социального обслуживания на основании договора?

Ответ. В статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа. Статья 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ содержит основания проведения индивидуальной профилактической работы.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Таким образом, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определены специальные правила предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ определяет специальный механизм обращения за получением социальных услуг в отношении конкретных категорий несовершеннолетних детей, что само по себе не противоречит положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

При поступлении таких детей в организации социального обслуживания на них также составляется программа предоставления социальных услуг и договор о предоставлении социальных услуг.