Ведомственный контроль - это контроль вышестоящего органа по отношению к подведомственным организациям. Государственный и ведомственный надзор за измерительным оборудованием

Ведомственный контроль представляет собой процедуру надзора вышестоящих структур за нижестоящими. Он выступает в качестве неотъемлемого компонента административной деятельности. Рассмотрим далее, что собой представляет организация ведомственного контроля.

Общие сведения

В структуре любой управленческой системы должны присутствовать подразделения, обеспечивающие ее контрольно-ревизионные функции. Именно это положение считается исходным при оценке разных мнений о формировании надзорных институтов. В конце 90-х гг. появилось представление о целостной, единой контрольной системе государства. В этой связи была поставлена задача формирования комплекса уполномоченных структур. Предполагалось, что новое построение системы позволит уменьшить количество проверяющих, сделав государственный контроль более эффективным.

Задачи институтов

Органы ведомственного контроля должны обеспечивать:

  1. Надзор за соответствием деятельности нижестоящих структур требованиям законодательства.
  2. Своевременное предотвращение, выявление и пресечение нарушений нормативных предписаний.
  3. Принятие мер по сохранению, эффективному и целевому использованию материальных ценностей.
  4. Выявление неэксплуатируемых резервов для повышения результативности работы нижестоящих структур.

Функции уполномоченных институтов

Они устанавливаются отраслевыми инструкциями. Эти документы разрабатываются министерствами и прочими административными институтами в соответствии с нормативными и методическими материалами, регламентирующими государственный контроль. Надзорные инстанции действуют в рамках своей компетенции и исполняют вмененные им обязанности. Среди основных их функций следует отметить:

Классификация проверок

Контроль и ревизия могут быть:

  1. Плановыми. Они предполагают проверку деятельности организаций, находящихся в подчинении соответствующего органа госуправления либо входящих в его состав.
  2. Внеплановыми. Контроль и ревизия могут выполняться по поручению правоохранительных служб и их руководителей в рамках возбужденных уголовных дел, судебных инстанций по материалам, находящимся в их производстве.
  3. Камеральными.

Кроме этого контрольно-ревизионное управление проводит мероприятия по наблюдению, оценке, анализу, выявлению причинно-следственных связей, прогнозированию обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты работы подчиненных структур. Данная деятельность именуется мониторингом.

Руководители надзорных инстанций

Они несут ответственность за работу, которую выполняет их контрольно-ревизионное управление. В настоящее время существенно возросла роль специалистов, осуществляющих проверки. Руководители служб, выполняющих ведомственный финансовый контроль и хозяйственный надзор, по своей должности входят в состав коллегиальных структур соответствующих министерств. Законодательством предусматривается особый порядок их назначения. Кандидатуры должны согласовываться в установленном порядке:

Специфика работы

Ведомственный контроль регламентируется отраслевыми инструкциями. Для повышения эффективности своей работы надзорные структуры разрабатывают методическую, нормативную, справочную литературу, указания, рекомендации, предложения и обзоры, касающиеся планирования и выполнения проверок, совершенствования надзорных методов. По указу президента, на министерства и прочие административные институты возлагается обязанность проводить ведомственный контроль деятельности всех структур, подчиненных им или входящих в их состав, с федеральной формой собственности или с ее долей.

Важный момент

При министерствах и прочих административных структурах могут формироваться специальные организации, осуществляющие ведомственный контроль. В случае его проведения на предприятии с долей госсобственности в отчетном периоде оно освобождается от ежегодных обязательных аудиторских проверок. Индивидуальная ответственность за состояние надзорной деятельности возлагается на руководителей соответствующих институтов.

Существующие сложности

Как отмечают эксперты, с появлением новых видов собственности, расширением самостоятельности действующих предприятий, а также сокращением количества отраслевых министерств и изменением их функций область распространения ведомственного контроля существенно уменьшается. В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема совершенствования надзорных методов. В первую очередь это обусловливается тем, что ведомственный контроль реализует подчиненную, вспомогательную функцию. Он не является обособленной административной задачей, а только обеспечивает регулирование тех или иных отклонений в работе хозяйствующих субъектов. В этой связи ведомственный контроль не может вносить принципиальные изменения в характер и форму их деятельности. В современных рыночных условиях тем не менее данная разновидность надзора должна отличаться достоверностью, оперативностью и мобильностью. В этой связи считается нецелесообразным формирование в министерской структуре многочисленного ведомственного контрольного аппарата.

Между тем имеет место и иное мнение. Эксперты полагают, что ведомственный контроль должен быть качественнее вневедомственного, поскольку ведомствам предоставляется большая самостоятельность, они обладают высококвалифицированными специалистами, знающими лучше особенности деятельности подчиненных предприятий. Поэтому сокращение их численности может привести к снижению эффективности надзора.

Проведение внутренних проверок на предприятиях

Такой ведомственный контроль выполняется руководителем, работниками бухгалтерии либо сотрудниками страховой организации, членами ревизионной комиссии или специально сформированным подразделением административного аппарата, которое находится в подчинении начальника. В качестве ключевой цели проверки выступает обеспечение эффективности функционирования на всех уровнях защиты имущественных интересов собственников, акционеров и всего предприятия в целом. Ревизия осуществляется по инструкции и плану, утвержденным директором. К сожалению, в настоящее время квалификация экспертов, их зависимость от руководства филиалов, текучесть кадров, отсутствие конкретных методических рекомендаций, несовершенство зарплаты специалистов не позволяют достичь всех поставленных целей. Согласно ФЗ "О хозяйственных обществах", контроль деятельности таких предприятий, их филиалов, дочерних компаний, руководителя и должностных лиц проводит ревизионная комиссия. Она избирается общим собранием участников. Им же утверждается порядок проведения проверки.

Работа ревизионной комиссии

На эту структуру возлагаются обязанности по надзору за соблюдением:

  1. Устава предприятия.
  2. Внутреннего распорядка.
  3. Правомерности договоров и выполненных хозяйственных операций.

Ревизионная комиссия контролирует сохранность имущества, расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильность ведения учета, расчета с сотрудниками, отчетности. Кроме этого, она проверяет своевременность рассмотрения должностными лицами и администрацией заявлений и жалоб участников общества.

Права комиссии

Ревизионная служба может:


По завершении деятельности комиссия составляет акт ведомственного контроля. Этот документ прилагается к годовому отчету предприятия. Без заключения комиссии общее собрание не вправе утверждать финансовую документацию. В годовом докладе комиссия освещает результаты своей деятельности. В частности, в отчете участники общества информируются о степени выполнения плана по социальному и производственному развитию, финансовом состоянии предприятия, сохранности имущества, соблюдении работниками правил и устава. Кроме этого, в отдельном разделе приводятся результаты непосредственной работы комиссии. В частности, освещаются вопросы, касающиеся планирования, выполнения ревизий в текущем году, ключевые показатели, меры, принятые администрацией. В заключении приводятся предложения, ориентированные на устранение обнаруженных нарушений и недостатков, повышение эффективности работы предприятия в следующем году.

За техническим состоянием измерительного оборудования и его правильной эксплуатацией, соблюдением проводимых измерений установлен государственный и ведомственный надзор. Государственный надзор осуществляет Государственный комитет стандартов России. Госстандарт России разрабатывает и утверждает стандарты на меры и весоизмерительные приборы, методы их поверки, организует контроль за качеством изготовления и ремонта всего измерительного оборудования, осуществляет периодическую поверку и клеймение мер и весоизмерительного оборудования, изымает из эксплуатации непригодные измерительные приборы. Поверку и клеймение измерительных приборов выполняют при выпуске с завода, после капитального ремонта и в процессе эксплуатации.

Государственные поверители осуществляют поверку и клеймение измерительного оборудования во всех отраслях хозяйства. В торговле поверяют и клеймят годные весоизмерительные приборы и гири к ним не реже одного раза в год, а меры объема не реже одного раза в два года (ГОСТ 8.453 «Весы для статического взвешивания. Методы и средства поверки»).

Результаты поверки заносятся в паспорт весоизмерительного оборудования или выдается свидетельство с заключением о поверке, заверенное государственным поверителем.

Проверенные весы и гири подлежат клеймению. Клеймо наносится на алюминиевую пробку, закрывающую подгоночную полость в гире, или на пломбу, установленную на взвешивающем устройстве весов. Клеймо включают в себя следующие знаки: госзнак, шифр лаборатории госконтроля, индивидуальный шифр госповерителя и дату клеймения (рисунок 1).

В случае получения отрицательного результата при поверке клеймо на весах гасится поверителем. Весы и гири, не прошедшие поверку, подлежат списанию или направляются на ремонт. Поэтому перед проведением госповерки весов и гирь их необходимо тщательно обследовать механиком, обслуживающим весоизмерительное оборудование, и сделать предварительную поверку.

Рисунок 1 - Поверительное клеймо: B - госзнак; OL - шифр лаборатории;

4 - год поверки; 3 - месяц поверки; C - шифр госповерителя

При выпуске весов с завода-изготовителя или после их ремонта обязательно проводится поверка и клеймение с выдачей свидетельства и заключения о поверке, действующих в течение года.

Керамические гири и стеклянные меры клеймят только при выпуске с завода. Весы и гири с просроченным клеймом или не прошедшие поверку в магазине хранить нельзя. Их направляют в ремонт или списывают.

Ответственность за исправное состояние и правильное использование весоизмерительных приборов несет на рабочем месте продавец, в отделе ‑ заведующий, в магазине ‑ руководитель предприятия. Все измерительные приборы должны быть закреплены за определенным работником, знающим правила работы на них и сроки представления на государственную поверку и клеймение. Из числа работников торгового предприятия назначают ответственное лицо, для контроля за состоянием средств измерений и соблюдением правил их использования. За обсчет, обмер, обвес, пользование непроверенными измерительными приборами виновных привлекают к строгой ответственности, вплоть до уголовной. При обнаружении неисправностей в весоизмерительном оборудовании лица, за которыми они закреплены, должны немедленно доложить ответственному работнику или директору. Пользоваться этими средствами до устранения неисправностей нельзя.

Ведомственный надзор

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Ведомственный надзор
Рубрика (тематическая категория) Производство

Надзор за соблюдением законов о труде, правил безопасности и инструкций по охране труда

Целœевой инструктаж

Проводится с работниками:

при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением;

при ликвидации аварии, стихийного бедствия;

При проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжение или дру­гие документы.

Проводится с воспитанниками, учащимися, студентами УЗ при организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия и т.п.).

Этот инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объём и содержание целœевого инструктажа определяются исходя из вида работ, которые будут ими выполняться.

Такой надзор в Украинœе осуществляется государством, ведомством (министерством) и общественностью.

Государственный надзор (ст. 38 ЗУ "Об охране труда")

1 Госгорпромнадзор - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда.

2 Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности.

3 Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопас­ности - Госпожнадзор.

4 Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда - Госсан надзор.

Кроме указанных органов государственный надзор осуществляют:

1 Госэнергонадзор.

2 Техническая инспекция профсоюзов.

4 Государственная прокуратура (осуществляет высший надзор за охраной труда).

Осуществляется всœеми техническими руководителями предприятий и хозяйственных ор­ганизаций, а также службой охраны труда.

В отраслевых министерствах организованы управления (отделы) охраны труда.

В ГП - отделы охраны труда, возглавляемые заместителями генерального директора по охране труда.

На шахтах организованы службы охраны труда (3-5 чел.), возглавляемые заместителœем директора шахты по охране труда и участки ВТБ. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю (ст. 15 ЗУ "Об охране труда"). Заместитель директора по охране труда на шахте обеспечивает контроль за выполнением нормативно-правовых актов, технической документации по охране труда и функционированием системы управления охраной труда в целом по шахте, а работники службы охраны труда обеспечивают такой контроль по­сменно.

Безопасность протекания рабочих процессов на шахтах обеспечивается в результате: кон­троля за ходом производства; получения достоверной информации о состоянии технологических процессов шахты; выработки решения и принятия конкретных мер для ликвидации или предупреждения аварии. Именно от эффективной постановки такого вида деятельности и его контроля зависит состояние техники безопасности на предприятиях.

Сегодня принята четырёхстадийная система контроля за ходом технологических процессов, выполняемая работниками шахты различных рангов.

Так как специалисты не могут постоянно находиться на всœех рабочих местах, в связи с этим са­мый эффективный контроль за соблюдением технологических норм и правил производится на первой стадии рабочими (звеньевыми, бригадирам и) в процессе работы.

На второй стадии контроль осуществляют горные мастера в течение рабочей смены. При выполнении особо опасных видов работ горный мастер следит за технологией и безопасностью работ, лично присутствуя на рабочем месте.

На третьей стадии контроль производится руководством участка. При этом, как правило, контролируются технология работ и выполнение горными мастерами своих организаторских и контрольных функций. В процессе обследования рабочих мест руководством участка собирается также информация о ходе производственного процесса, на базе которой выра­батываются управленческие решения.

На четвёртой стадии контроль осуществляется руководством шахты, главными специалистами и периодически специальными комиссиями (целœевые, комплексные провер­ки и др.) Государственного надзора, Минтопэнерго, объединœений согласно планам, графикам и Правилам безопасности.

Особая роль в обеспечении безопасных условий труда шахтёров принадлежит работни­кам участка ВТБ. Горные мастера этого участка должны быть высококлассными специалиста ми, знающими до тонкостей технологию выполнения всœех видов работ на шахтах.

Общественный контроль (ст. 41 ЗУ "Об охране труда") осуществляют профессиональные союзы, их объединœения в лице своих выборных органов и представителœей

1. В центральных органах профсоюзов имеются отделы (управления) по охране труда.

2. В областных комитетах ведомственных профсоюзов имеются отделы по охране труда.

3. В профсоюзных комитетах предприятий имеются комиссии по охране труда.

4. В трудовых коллективах (бригадах) избираются уполномоченные трудовых коллективов.

5. В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наёмными работниками лицо.

Ведомственный надзор - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Ведомственный надзор" 2017, 2018.

Государственный и ведомственный надзор за измерительным оборудованием

За состоянием измерительного оборудования установлен государственный и ведомственный надзор. Государственный надзор возложен на Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). Основными задачами Комитета являются обеспечение единства и достоверности измерений в стране и поддержание измерительной техники в состоянии готовности к измерениям.

В соответствии с этими задачами Комитет устанавливает единицы физических величин, а также перечень измерительного оборудования, допущенного к применению в СССР; утверждает государственные стандарты на меры и весоизмерительные приборы и методы их поверки; организует государственную поверку и клеймение, а также систематический контроль за состоянием и эксплуатацией мер и измерительного оборудования, соблюдением установленных законов и правил.

Местными органами Комитета являются республиканские, межобластные, областные (краевые), городские и межрайонные лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой с аппаратом государственных поверителей. Государственные поверители осуществляют государственную поверку и клеймение измерительного оборудования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в торговле. Периодичность поверки и клеймения устанавливает Комитет. Весоизмерительные приборы и гири, находящиеся в эксплуатации, поверяют и клеймят не реже 1 раза в год; меры длины и объема -не реже 1 раза в 2 года. Исключение составляют стеклянные меры объема, которые клеймят лишь при выпуске из производства.

Торговые предприятия и организации по календарному графику представляют в лабораторию измерительное оборудование, подлежащее поверке и клеймению. Стационарные и громоздкие весы поверяют непосредственно в торговом предприятии. На все измерительное оборудование, признанное пригодным, ставят клеймо. Оттиск клейма делают на мастичной или металлической пробке. Его наносят также краской или химическими реактивами, дающими несмываемое изображение (например, на брусковых метрах, мерах объема). Рисунок государственного клейма содержит часть Государственного герба -изображение серпа и молота, год клеймения и контрольные знаки.

При правильном и бережном использовании измерительное оборудование должно сохранять свои свойства (точность, чувствительность и др.) в течение всего срока действия клейма. Не разрешается пользоваться и хранить в торговых залах магазинов оборудование непригодное, с просроченным клеймом. Такое оборудование подлежит ремонту или списанию с учета. Помимо обязательной поверки и клеймения измерительного оборудования, государственные поверители контролируют их состояние и правильность использования во время внезапных посещений торговых предприятий. При обнаружении нарушений установленных правил и инструкций они имеют право требовать немедленного изъятия из употребления непригодного измерительного оборудования, составлять протокол о наложении штрафов на виновных лиц, давать руководителям предприятий и организаций предложения об устранении в определенные сроки выявленных нарушений.

Ведомственный надзор за измерительным оборудованием, используемым в торговле, организуют Министерство торговли СССР, Центросоюз и другие торговые системы.

В центральном аппарате Министерства торговли СССР, министерств торговли союзных, автономных республик и краевых (областных) и городских управлений (отделов) торговли функции надзора возложены на управления (отделы) организации торговли или технические отделы.

В торговых организациях (торгах, конторах) надзор за измерительным оборудованием осуществляют специально назначаемые работники, а также руководители предприятий -директора магазинов, заведующие складами, их заместители. Вместе с тем за состоянием измерительного хозяйства полную ответственность несут и руководители торговых организаций. Лица, ответственные за ведомственный надзор, постоянно следят за соблюдением законов и правил об измерительном оборудовании, контролируют исправность измерительной техники, соблюдение правил ее использования и хранения, обеспечивают своевременное представление измерительного оборудования на государственную поверку и клеймение, а также передачу их в ремонт. Кроме того, они инструктируют работников магазинов, складов и других предприятий по выполнению правил пользования и ухода за измерительным оборудованием, осуществляют связь с местными органами Комитета по всем вопросам измерительного хозяйства. Периодически, но не реже 4 раз в год, эти лица должны поверять все измерительное оборудование, находящееся в эксплуатации, а также при каждом поступлении его на предприятия.

При поверке используют образцовые меры и весоизмерительные приборы.

Лица, ответственные за ведомственный надзор, указанные функции осуществляют с привлечением механиков (мастеров) специализированных мастерских (заводов) по ремонту измерительного оборудования. Торговая организация заключает с этими предприятиями договоры на техническое обслуживание.

Кроме органов государственного и ведомственного надзора, за состоянием измерительного хозяйства следят органы милиции, общественные контролеры и т. д. Систематический повседневный контроль за состоянием измерительного оборудования обязаны осуществлять работники, которые ими пользуются. Все оборудование, находящееся в торговых предприятиях, должно быть закреплено за продавцами или бригадой, которые обязаны немедленно извещать руководителя предприятия о всех неисправностях, обнаруженных в измерительном оборудовании.

В торговых предприятиях должен вестись учет измерительного оборудования и сроков представления их на поверку и клеймение, причем каждый измерительный прибор должен иметь инвентарный номер, который сохраняется за ним до списания. На каждые весы и комплект гирь должен быть заведен паспорт, в котором указываются тип весов, завод - изготовитель, заводской номер, инвентарный номер, дата клеймения весов и гирь, дата поступления весов в эксплуатацию, сведения о поверке и ремонте весов .



От: Поляков А.И.,  6981 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий: