Когда появился термин социология в каком веке. Введение. Уральский государственный экономический университет

УДК 301(042.4) ББК 60.5 я 73 С 69

Утверждено учебно-методическим советом БГМУ в качестве курса лекций 20.02.2008 г., протокол № 6

А в т о р ы: канд. филос. наук, доц. Н. П. Савко (темы 5, 8, 9, 10, 12); ст. преп. В. И. Карнацкая (темы 2, 3, 4, 7, 11); канд. ист. наук, ст. преп. Н. Е. Луйгас (тема 6), преп. Е. В. Серак (тема 1)

Р е ц е н з е н т ы: канд. соц. наук, доц. каф. социально-гуманитарных наук факультета международных отношений Белорусского государственного университета А. П. Лимаренко; канд. филос. наук, доц. каф. политологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка Н. В. Павлова

Конт заложил первоначальные основы того, что было бы социальной наукой, открыло перспективы новой области научных исследований, посвященных социальным явлениям. Также влияние на французскую революцию. Глубокие изменения в социальной сфере. Отношения между людьми сельской действительности начинают претерпевать изменения в функции новых социальных структур, которые возникли вокруг новой сложной индустриальной реальности.

Примерно через сто лет Европа сайтов, арендаторов и ремесленников превратилась в Европу открыто индустриальных городов. Основные характеристики промышленной революции. Трансформация английской экономики, которая перешла от преимущественно аграрной к индустриальной экономике. С появлением Промышленной революции появляются новые социальные роли, особенно капиталистический предприниматель и рабочий.

Социология : курс лекций / Н. П. Савко [и др.]. – Минск: БГМУ, 2008. –

ISBN 978–985–462–842–4.

Курс лекций представляет систематизированное изложение основных положений теоретической социологии. Он написан на основе большого количества отечественных и зарубежных источников с использованием материалов прикладных социологических исследований. Издание включает основные темы новой программы государственного стандарта по социологии.

П. Сорокин

С индустриальной консолидацией создается «рынок труда», в котором продаются «рабочие мощности». Новые промышленные рабочие должны применять свою рабочую силу в дисциплинированном порядке в интересах держателей средств производства, рабочего места, техники и сырья.

Капиталистический предприниматель постепенно сливал машины, земли и инструменты под его контролем, превращая огромные массы людей в простых обездоленных рабочих. Каждое продвижение к консолидации капиталистического общества представляло собой дезинтеграцию, перекрытие существующих обычаев и институтов и введение новых способов организации общественной жизни.

Предназначено для студентов всех факультетов, а также для тех, кто интересуется проблемами социологии.

Введение

Социология занимает важное место в системе гуманитарных знаний. Будучи относительно молодой наукой, она завоевала большую популярность во всем мире. В США профессия социолога входит в число наиболее престижных и популярных.

В результате быстрой урбанизации спровоцированы социальные проблемы, такие как отсутствие жилья, бедность, плохое здоровье и медицинские услуги, проституция, алкоголизм, самоубийства, детоубийство, вспышки насилия и эпидемии. Основные характеристики новых форм социальной организации.

Теперь рабочие больше не продавали свою продукцию, а их «способность работать» 4.

  • Прогрессивная замена человеческого труда машинами.
  • Разделение труда и необходимость его координации.
  • Культурные изменения на работе.
  • Производство товаров в больших количествах.
  • Возникновение новых социальных ролей.
Одним из наиболее важных моментов в последующие годы было возникновение пролетариата, который играет существенную историческую роль в развитии капиталистического общества.

Социология - это наука об обществе, о различных социальных общностях и социальных группах, о взаимоотношениях между ними и внутри них. Она выступает существенным инструментом научного познания, анализа и оценки общественных процессов, методологией социального познания в целом.

Большое значение имеет социология и для медицинских работников в плане изучения факторов влияния общественной жизни на здоровье человека, на структуру и организацию системы здравоохранения. Проводимые в рамках социологии конкретные эмпирические исследования дают богатый материал по совершенствованию управления системой здравоохранения, предотвращению заболеваний населения. Социологические исследования являются связующим звеном между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

Рабочие начинают отрицать свои условия жизни. Они начинают отталкивать и уничтожать машины, саботировать семинары, совершать грабежи и преступления, развиваться в свободные ассоциации, создавать союзы и т.д. рабочий класс начал организовываться. Все эти события с глубоким социальным воздействием поставили общество на плоскость анализа. Общество становится «проблемой», «объектом», подлежащей анализу.

Первыми людьми, которые были связаны с этими преобразованиями, были не люди науки, а люди, которые через действие хотели внести изменения. Социология выступает как конституция знаний об обществе, она представляет собой интеллектуальный ответ на новые ситуации, возникающие в результате промышленной революции.

В предлагаемом курсе лекций подобрана тематика, которая в значительной степени дополняет социальные аспекты медицинского образования. Данное издание ставит своей целью ознакомить студентов-медиков с основными социологическими понятиями, представлениями и теориями, показать методику проведения конкретного социологического исследования, дать сведения, которые помогли бы лучше разобраться в современном устройстве общества, понять взаимосвязь общественных интересов и здоровья человека.

Мало того, что социальные трансформации важны в возникновении социологии, но также и изменение мышления. Отказ от сверхъестественного видения, чтобы объяснить факты, заменив его рациональным исследованием. Существуют изменения в способе познания природы и культуры.

Эксперименты и научный метод применяются к познанию природы. Прогресс в этой области интенсивный, от Коперника до Ньютона. Вера уступает место методическим сомнениям, чтобы обеспечить объективное знание реальности. Эти знания должны быть расширены и применяться к изучению общества. Мы приходим искать общие законы об обществе, поле, в котором следует избегать догадок и спекуляций.

Тема 1. Предмет, структура и функции социологии

С ОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука? Каковы предпосылки возникновения и условия ее развития? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути и содержания этой науки. Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий, диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения. Случайно ли социология как автономная наука возникает в середине XIX в.?

Предпосылки возникновения социологии

Метод является эмпирическим и индуктивным. Понимание логики исторического процесса. Связанные с этими фактами, что просвещение и буржуазная революция ставят под сомнение институты того времени, осуждая их несправедливыми и иррациональными, что они нападали на природу отдельных лиц и препятствовали свободе человека.

Возникает растущая рационализация общественной жизни. Учреждения начинают рассматриваться как продукты собственной деятельности человека, а не священные и неизменные явления. Будучи продуктами человека, они могут быть преобразованы с помощью философии и социологии.

Говоря о возникновении социологии как отдельной самостоятельной науки, необходимо остановиться на социальных условиях и теоретических предпосылках. ХIХ в. - время крупных открытий в области естественных наук (клеточная теория строения живого вещества - Т. Шванн, 1839; открытие закономерностей наследственности - Г. Мендель, 1865; создание Ч. Дарвиным теории эволюции видов, 1859; развитие эмбриологии, гистологии, микробиологии). Эти открытия стали основой для развития биологического направления учения об обществе. Г. Спенсер перенес понятия и законы биологии на общество, проведя аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. В то же время интенсивное развитие капитализма, рост городов - урбанизация жизни населения, резкая социальная дифференциация, увеличение числа бедных, социальная нестабильность ставили перед учеными задачи спрогнозировать: куда движется человечество, как обрести свое место в этом движении, как лечить болезни капиталистического общества. Разрешение проблем общества через реформистский путь связывается с именами О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс видели пути решения в социальной революции. В настоящее время социология - одна из самых быстро развивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Буржуазия, уже находящаяся у власти, начинает использовать государственные институты для сдерживания социального движения и «беспорядка». Мотивы буржуазной революции становятся очевидными. Революция идет своим чередом: когда появляется голова монстра, обнаруживается, что после уничтожения политических институтов она подавляет институты, а затем меняет законы, обычаи, обычаи и даже язык; после разрушения структуры правительства, возбуждает основы общества и, кажется, хочет напасть на Бога; когда та же революция быстро расширяется во всем с неизвестными процедурами, новые тактики, не более смертоносными, власти удивительно, что разрушает барьеры империй, ломая коронок дробит людей и - странное дело - приходит в то же самое время, чтобы выиграть их на свой причины; поскольку все вещи взрывают изменения точки зрения.

Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1839 г. Термин образован из двух слов: латинского societas - общество и греческого logos - учение, понятие, слово. Соответственно, с точки зрения этимологии, социология - это наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог

Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Однако это достаточно абстрактное определение, так как общество в его разнообразных аспектах исследуется большим количеством социальных и гуманитарных дисциплин: политологией, историей, экономической теорией, социальной философией и т. п. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что существуют различные определения социологии как науки. Разнообразие толкований объясняется тем, что современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному определяют ее предмет и роль, по-разному отвечают на вопрос, что такое социология.

То, что на первый взгляд выглядело князьям Европы и государственных общую аварию в жизни людей, она стала новым фактом, поэтому в отличие от всего, что произошло до этого в мире и до сих пор так вообще, так чудовищно, так непонятно, что когда он осознает это, дух теряется.

После революции некоторые французские мыслители, такие как Дюркгейм и Конт, начали развивать социальную науку, стремясь понять новую реальность, вызванную революцией. Эти мыслители питали определенную горечь революции, особенно за ее ложные догмы. Эти ранние теоретики начинают использовать термины «анархия», «беспокойство», «кризис», «беспорядок», чтобы судить об этом.

Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Для того чтобы понять специфику социологии, социологического подхода к исследованию общества, нужно выделить собственную сферу социологического исследования и уточнить методы, которые она использует. С этой целью, в первую очередь, необходимо провести четкое дифференцирование между объектом и предметом социологии.

Новые теоретики предлагают рационализировать новый порядок и находить решения. Необходимо было знать «законы», которые регулируют социальные факты. Социология, новая наука общества, возникает с практическими целями и интересами. Новая наука считалась интеллектуальной задачей переосмыслить проблему общественного порядка, подчеркивая важность таких институтов, как власть, семья 5, социальная иерархия, подчеркивая ее теоретическое значение для изучения общества.

Но вначале возникает социология, пытаясь установить состояние равновесия, проповедовать порядок и послушание. Социология окутала себя неприкрытым стабилизирующим контентом, связанным с консервативными движениями реформ общества. Конт пытался отнести статус естественных наук к социологии, в том числе отделить ее от предмета философии и экономики.

Определяя объект изучения социологии, целесообразно предварительно уточнить общее понятие объекта. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующую вне и независимо от нашего знания о ней. Однако в социологии объект обладает существенными отличиями, т. к. процессы происходят в обществе, связаны с сознанием людей, и осуществляются через их деятельность, поступки. Значит, они носят объективно-субъективный характер – и объект и субъект связаны неразрывно (в отличие от естествознания). По общему мнению, объектом социологического исследования является весь комплекс структур, свойств, отношений и коммуникаций, носящих название социальных. Среди них: общество как целостная социальная реальность, социальные общности, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы.

Результаты его исследований стали положительной отправной точкой для работы государственного деятеля, который как бы стал реальной целью открыть и внедрить практические формы, соответствующие этим фундаментальным данным, чтобы избежать или по крайней мере, смягчить, насколько это возможно, более или менее серьезные кризисы, которые спонтанное движение определяет, когда их не предвидеть. Социология позже связана только с социализмом и коммунизмом. Во времена Конта хотелось оспаривать основы капиталистического общества посредством исследования позитивистской науки.

Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно, хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект исследования. Философия, политология, история, правоведение - все это науки, изучающие общество. Однако каждая из них имеет свой предмет исследования, который вычленен из объекта и отражает определенный аспект. Так, предметом изучения экономических наук являются процессы производства материальных благ, распределения и потребления; политических наук - политическая деятельность людей, закономерности развития политических систем, методы политической власти; исторических наук - процессы изменений, происходящих в разное время, проблемы, связанные с возникновением отдельных социальных групп. Боль-

Позитивизм был консервативной интеллектуальной реакцией на трансформации, развязанные Французской и Промышленной революцией, трансформации, не предвиденные философами и интеллектуалами. Позитивизм был направлен на создание новой социальной сплоченности, здорового нового общества под властью сильных институтов, таких как семья, религия и социальная группа.

Тем не менее, прежде чем говорить должным образом о позитивистах, необходимо упомянуть новаторских критиков революционеров, мыслителей, известных как пророки прошлого. Консерваторы, которых называли пророками прошлого, строили свои работы против наследия философов Просвещения. Воодушевление этих «пророков» было феодальным обществом, с его стабильностью и усиленной социальной иерархией.

шинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни. Другие социологи называют главным предметом исследования социальные отношения. Представление о предмете социологии было бы неполным, если бы мы не учитывали, что исходной точкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей. Обобщая вопрос о предмете социологии, следует отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат один другому, сколько взаимно дополняют друг друга, составляя, таким образом, целостное представление о предмете социологии.

Консерваторы, горячие сторонники монархических и аристократических религиозных институтов, которые находились в процессе рушительства, считали, что верования Просвещения - это уничтожение собственности, власти, религии и самой жизни. Они думали, что в современную эпоху доминирует социальный хаос.

Примеры этих мыслителей: Эдмунд Берк, Джозеф де Местр, Луи де Боналд. Эти консервативные пророки прошлого были точкой отсчета для первопроходцев социологии, заинтересованных в сохранении нового экономического и политического порядка, который имплантировал в то время в Европе.

С ТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания. В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии:

а) микросоциология и макросоциология (критерием деления служит уровень знания);

Но эти пионеры адаптировали взгляды древних пророков к новым историческим обстоятельствам. Невозможно вернуться в феодальное общество и восстановить его институты. Но то, что очаровывало ранних мыслителей социологии, было преданностью этих «пророков» в их попытке сохранить порядок.

Сен-Симон считается самым красноречивым из пророков буржуазии, энтузиастом индустриального общества. Для него общественные отношения стали неустойчивыми, и проблема была связана с восстановлением порядка. Он видел в индустриализации возможность удовлетворения человеческих потребностей и был единственным источником богатства и процветания.

б) фундаментальная (теоретическая) и прикладная (эмпирическая) социология (критерием деления служит функция знания);

в) общая, специальная и отраслевая социология (критерием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельные его части).

Микросоциология исследует поведение типологизированной личности, малых социальных групп, общение людей в повседневной жизни, ихмотивы, поступки,нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории: Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

Роль социальной мысли в этом контексте должна заключаться в руководстве промышленностью и производством. Время чтения: менее 1 минуты. Французская революция и промышленная революция известны как место для возникновения социологии. Европа претерпевала серьезные изменения, превращая общественную жизнь населения, подчеркивая процесс индустриализации и урбанизации капиталистического общества, которое им было имплантировано. Некоторые обычаи и традиции, такие как патриархальная семья, рабство и производственные работы, были разрушены, а капиталистическая промышленность началась.

На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется обществу в целом, его подсистемам, религиям, партиям, классам и т. п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа и др. При социологическом анализе общество делится на имущих и

Важность Промышленной революции в возникновении социологии

С промышленной революцией, населенные пункты из-за значительного демографического роста, в конечном итоге не предоставили своим жителям хорошую инфраструктуру. Что касается жилья и служб здравоохранения, то цивилизациям оставалось желать желающих тех, кто покинул деревню и пришел, чтобы испытать жизнь в городе. Важный рост в то время, с одной стороны, был в области производственных технологий и введения парового двигателя, что обеспечивало больше удобства для работников отрасли. С другой стороны, замена человеческой энергии двигательной мощностью, станками и внутренним производством с помощью системы производства принесла некоторый ущерб семьям, которые стали безработными.

неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другого - не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.

Деление на эмпирический и теоретический уровни социологических исследований носит условный характер, поскольку любая социологическая теория всегда эмпирически обоснована, а эмпирическое исследование невозможно без теоретического обоснования.

К прикладным (эмпирическим) исследованиям относят комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни. Социологические исследования направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера. Они связаны с преобразованием социальной действительности через анализ путей и средств, планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы и отвечают на вопрос «для чего познается?» Прикладная социология дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их называют инженерными науками. Точно так же и в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название «социальная инженерия».

Фундаментальная (теоретическая) социология обобщает факты общественной жизни, формирует и развивает социологические теории, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы социальной действительности. Фундаментальная социология описывает, объясняет процессы социального развития, разрабатывает социологические концепции, методы и приемы социологического исследования и анализа. Она отвечает на вопросы «что познается?» и «как познается?»

Характерной особенностью социологического познания является также наличие в нем большого количества многообразных теорий, с разных позиций объясняющих аспекты социального развития общества и дающих им различную интерпретацию. Эти теории подразделяются на общесоциологические, специальные и отраслевые.

В общесоциологических теориях рассматриваются социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне общества. К их числу относится учение об общест-

венно-экономических формациях, обоснованное К. Марксом, концепция социального действия, выдвинутая М. Вебером, теория социальной стратификации, сформулированная П. Сорокиным, структурно-функциональ- ная теория Т. Парсонса и др.

В специальных социологических концепциях анализируются социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессе их взаимодействия. Это теории социального поведения Б. Скиннера, социальных взаимодействий Г. Зиммеля, Т. Парсонса, социальных движений Г. Блюмера, А. Турэна.

Отраслевые теории формируются на стыке социального знания с другими науками (экономическая социология, социология культуры, социология образования и т. п.) В них рассматриваются особенности протекания социальных процессов, их тенденции не в обществе в целом, а в его различных сферах исследуются социально-профессиональные, этнические, гендерные, возрастные и иные социальные общности; процессы миграции, социальной и демографической мобильности, массовых коммуникаций, а также различные социальные институты (семья, государство, образование, наука, религия и др.).

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Среди них можно выделить следующие:

1) познавательную, предполагающую изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия в нем различных индивидов и групп;

2) оценочную, предусматривающую оценку соответствия того или иного общества, существующих в нем институтов и социальных групп определенным нормам (справедливое или несправедливое общество, демократическое или недемократическое, правовое, социально ориентированное или нет и т. п.);

3) прогностическую. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных компаний и т. п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления;

4) управленческую. Определив прогнозные варианты тех или иных изменений в обществе, социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе.

К примеру, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без учета возможных нежелательных социальных последствий. В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений.

В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы;

5) образовательную. Определив социальную сущность различных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменения в будущем, социология может через систему учебных заведений тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая понять, узнать и оценить то общество,

в котором они живут;

6) критическую. Она проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а с другой - выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней;

7) мировоззренческо-идеологическую. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей.

Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества (типичный пример - выборы). Это опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

Пользуясь важнейшими понятиями многих общественных наук, социология имеет специфические законы. Социальные законы определяют отношения между народами, нациями, классами, социально-демогра- фическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью и проявляются во всех сферах человеческой деятельности. Они различаются по форме своего влияния и распространения: одни охватывают только малую группу, класс, этнос, а другие - общество в целом. К их числу относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, социализации личности, урбанизации общества

и др. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми в конкретных условиях, поэтому и проявляются как законы-тенденции.

Классифицируются законы социологии по разным признакам. По степени общности они подразделяются на общие, определяющие развитие общества, социальной системы как целого, и специфические, характерные для отдельных элементов социальной системы, частей общества. По характеру проявления социальные законы делятся на законы динамики (закономерности изменений, социального развития) и законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления). По формам связи между явлениями законы социологии подразделяются на пять основных групп.

Во-первых, законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. К примеру, индустриализация и урбанизация общества вызывают сокращение населения, занятого в сельском хозяйстве.

Во-вторых, это законы, устанавливающие тенденции развития. Так, изменение характера производительных сил требует изменения характера производственных отношений.

В-третьих, законы, определяющие функциональную зависимость между социальными явлениями. Чем активнее люди участвуют в политике, в управлении гражданским обществом, тем выше их политическая культура.

В-четвертых, законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Так, необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

В-пятых, законы, утверждающие возможность связи между социальными явлениями. Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.

Если законы социологии выражают сущностные, необходимые связи между социальными явлениями и процессами, то ее категории отражают те или иные черты, свойства, структурные элементы социальной реальности. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:

общенаучные категории (социальная система, социальное развитие и др.);

собственно социологические категории (стратификация, мобильность, статус, роль и др.);

категории дисциплин, пограничных с социологией (личность, семья, культура, экология и др.).

Наиболее общей по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое включает в себя такие широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальное действие», «социальное поведение» и т. д. Каждое из них

предполагает выделение целого ряда других, менее общих категорий. Например, категория «социальное действие» сопряжена с более частными понятиями «социальный интерес», «социальная цель» и т. д.

З АДАЧИ КУРСА СОЦИОЛОГИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Социология занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарного образования, даёт студентам систематизированные представления об обществе как целостной и сложной системе социокультурных связей и отношений, об объективных и субъективных основах протекания социальных процессов, о месте и роли человека в них.

Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция (установление межпредметных связей). В XIX – начале XX вв. эта наука только создавалась и обособлялась, и в этот период было важно, прежде всего, обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, отдельных кафедр и др. Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета, специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук. Ведь общество - это целостная система, и исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической социологии и др.

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом. Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. «Иерархия» основных наук такова: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на последующие.

В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность

и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения

и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения

в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, которая является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология - in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую

деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога - «схватить», зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Социология и политология. Политология изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом - это есть та грань, по которой проходит взаимодействие социологии и политологии.

Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарной подготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и ориентация его на развитие интеллекта, способности к творческой инновационной деятельности, на проблемы личности являются потребностью современной цивилизации. Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент. Исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и бо-

гатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Курс социологии как учебной дисциплины ставит своей целью:

дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику;

помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций;

показать взаимодействия социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений (семья, производство, государство, образование);

сформировать представления о культурно-исторических типах социального неравенства и стратификации, о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

дать представления о процессе и методах социологического исследования;

способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию социальных проблем.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Кем впервые было введено в научный оборот понятие «социо-

2. Что означает понятие «социология»?

3. Дайте определение понятию социология.

4. Охарактеризуйте объект и предмет изучения социологии.

5. Каковы предпосылки возникновения и развития социологии как автономной науки?

6. Какова структура социологического знания?

7. По каким признакам классифицируются законы социологии?

8. Проанализируйте основные функции социологии.

9. Какую роль в общественном развитии играет социология?

10. Определите место социологии в системе современного знания.

Литература

1. Асп, Э. Введение в социологию / Э. Асп. СПб., 1998.

2. Горелов, А. А. Социология / А. А. Горелов. М. : ЭКСМО, 2006.

3. Кравченко, А. И. Социология / А. И. Кравченко. М., 2000.

4. Мендра, А. Основы социологии / А. Мендра. М., 1999.

5. Симхович, В. А. Социология / В. А. Симхович. Минск: БГЭУ, 2005.

6. Социология : словарь-справочник: в 4 т. М., 1990–1996.

7. Шикун, А. И. Социология / А. И. Шикун. Минск: Дикта, 2005.

8. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М., 2000.

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание ткачей во Франции, ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Эти проблемы остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм . Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Это привело к урбанизации. Это, в свою очередь, вело к росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим формировалась новая прослойка общества – средний класс , который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок . Возрастало число общественных движений, выступающих за социальные реформы.

В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Буржуазное общество ощутило потребность в науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы. Такой наукой и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития социологии.

Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

· сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

· развитие капиталистических отношений;

· географические открытия;

· законы, сформулированные в естествознании;

· технические изобретения;

· высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

· повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве

Социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после социалистической революции 1917 года до начала перестроечных процессов.