Что изучает такая научная дисциплина как социология. Предмет, объект и функции социологии

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .

По словам Макса Вебера, одного из немецких отцов-основателей социологии, социология - это наука, которая осмысленно понимает социальные действия и тем самым объясняет ее ход и ее последствия. Проще говоря, социология - это наука, которая наблюдает, описывает, интерпретирует, анализирует и активно формирует сосуществование людей.

Отправной точкой здесь является человеческое действие и его взаимодействие с социальными процессами и социальными структурами. Ежедневные взаимодействия между людьми как в профессиональной, так и в частной сфере также являются предметом социологии, а также групповых процессов, организационных процессов, общих структур распределения или глобальных процессов. Содействуя решению конкретных социальных проблем, социология анализирует и оценивает сложные социальные созвездия на всех социальных уровнях с помощью социологических методов и теорий.

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Социологи спрашивают в своей работе о значении и структурах социального действия в соответствии с связанными с ним ценностями и нормами; они анализируют не только общество в целом, но и его подзоны, такие как социальные системы, институты, организации, группы, а также социальные изменения.

В зависимости от точки отправления социология подразделяется на микро - и макросоциологию. Микросоциология посвящена социальным отношениям между людьми и группами. Основное внимание уделяется семьям, процессам социализации и социальным сетям. В то время как микросоциология анализирует отношения между актером и обществом и применяет его на уровне актеров, макросоциология исследует сходства и противоположности в крупных социальных структурах. Последнее касается законов, регулирующих развитие и трансформацию социальных явлений, таких как развитие населения, промышленность, социальная система или ассоциации, более крупные организации, разница между группами на микроуровне, где действие относится к отдельным субъектам, макроуровень соответствует тем структурам, которые имеют стабильную и институционализированную структуру и общее признание порядка ассоциации всеми участниками.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Этот переход часто беглый, и поэтому сегодня его все чаще называют макро-микросоциологией. Другими словами, базовые знания социологов освещаются общей социологией. Такие темы, как социализация, социальное взаимодействие, группы, роли, социальные изменения, мобильность, социальное неравенство, власть, господство, смещение, класс, элита и т.д.

В случае особых социологий, называемых «лицемерными социологиями», можно найти некоторые, которые стоят на больших площадях, другие - это специальные области, которые изучаются только несколькими социологами. В отличие от естественных наук, где «законы» могут быть доказаны экспериментами, социальные науки имеют большую проблему неспособности проводить такие эксперименты очень тяжело или только с большими ограничениями. Объект исследования в социологии одновременно субъект и объект, взаимодействует со своей сложной средой и не может рассматриваться изолированно, как это необходимо для эксперимента.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Это также относится к исследователю. По этой причине социология всегда будет зависеть от наблюдений. Методы, используемые для этого, могут быть в значительной степени уточнены, но предсказания, как мы их знаем из естественных наук, связаны только с определенной вероятностью.

В шестидесятые годы социология зарекомендовала себя как новая ключевая наука. Сегодня, когда у каждого своя социология вместе, должно быть оскорбительно против упрощения. Может ли социология быть нормальной академической дисциплиной? Все науки, такие как медицина, биология или физика, находятся в центре их анализа. Только в социологии это еще не сделано. Только тогда, когда цель спрашивается и понимается. Другие науки могут оставить это понимание профессиональным пользователям, таким как врачи, генетические инженеры или инженеры.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

С другой стороны, пользователи социологии потенциально все мы. Это позволяет нам вновь взглянуть на наш социальный мир и тем самым открыть возможность быть другим. В программе книги представлена ​​вполне нормальная наука; во многих сто лекциях инсайдеры обращаются к инсайдерам. Но путь от начала социологического конгресса к социологии еще далеко. Это подтверждает особую роль социологии в том, что «практическая» и «самореферентная» сопровождает ее как тень, но критика требований ее адресатов раскрывает себя, как они не могут, но нуждаются.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Любопытство шестидесятых

Однако взгляд на историю социологии и ее прием показывает, что социология никогда не была легкой и понятной. В период после Второй мировой войны социологические диагнозы времени, которые были прочитаны и обсуждены широкой публикой, появились, например, «Скептическое поколение» Хельмута Шелского «Душа в техническом веке» Арнольда Гелена или «Одинокая месса» Давида Рисмен.

Некоторые разговоры всегда по телевизору, и ни у кого нет претензий по социальным вопросам. Но как модераторы и их гости хотя бы знают, что социальная реальность гораздо сложнее, чем они думают? В шестидесятые годы наблюдалось общее любопытство в отношении социологии, которое соответствовало сегодняшнему интересам исследований мозга, генной инженерии и информатики. Такие понятия, как «система», «структура», «сдвиг», «деконструкция», «различие», «социализация» или «гендерные роли» были включены в словарь публичного дискурса и частных споров.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

В ретроспективе движение 1968 года стало фазой социологически вдохновленной формы новых перспектив. Лепсиус рассматривал социологию как новую ключевую науку, которая в то время отдавала дань уважения ведущим СМИ, таким как «Шпигель». Все это оставило следы мысли и действия, которые сегодня игнорируются только потому, что квази-социологический взгляд стал повсеместным. Это правда, что бывшие социологи были не менее тяжелы, чем нынешние, но большая аудитория нашла свое содержание захватывающим и не позволяла себе сдерживаться.

Потому что социология теперь стала эгоцентричной. Количество блогов, в которых пользователи обмениваются идеями о социальных проблемах, безошибочно. Фейелтоны превратились в форумы, посвященные критическому времени. Управленческие семинары посвящены корпоративной культуре или теории систем.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Ежедневные разговоры касаются гендерных ролей, неравенства или вопроса о беженцах. Для сравнения, академическая социология сегодня производит впечатление голодающей звезды Франца Кафки - когда-то знаменитый, он ест только нишу в большом цирке. В академически сложившейся, но публично проигнорированной социологии далеко не признается как интерпретирующая власть для коллектива в этом веке, поскольку она стала и остается психологией личности в этом веке. Все это кажется совершенно ясным. Это может быть связано с изменением мечты интуитивной повседневной социологии для нормального случая, когда большинство людей не знают о колеблющейся земле.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Ввиду уникальных эпистемологических трудностей эмпирической социологии повседневная квази-социология раскрывает тревожную степень предполагаемой безопасности и фантастический дефицит социологического общего образования. Все это кажется очевидным! И всегда один и тот же вопрос находится на заднем плане: в каком обществе мы живем? Чем больше социологии сохраняется, тем больше слышны самые коварные диагнозы, как если бы они были откровениями. Лжец, заговорщики и манипуляторы всегда другие.

Результатом является путаница голосов, в которых дезориентация продолжается бесконечно под предлогом ее устранения. Для социальных вопросов уверенность - это иллюзия и всегда будет оставаться; тот, кто выражает себя, должен интерпретировать, преодолевать информационные пробелы и давать методологические проблемы. Но всеведущие пророки всегда находят. Поиск коллективного самопознания заканчивается усиленными фронтами злоупотреблений. Поскольку существует государственный долг в области социологии, существует также виновность их адресатов.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.

Термин "социология" введен О. Контом. Он и считается основоположником социологии. Данный термин происходит от слов латинского и греческого языка: socium (общество) и logos (изучение, наука). То есть, в первую очередь социология изучает общество. Но чтобы понять предмет исследования, узнать, что изучает социология, этого недостаточно, ведь общество изучают и другие науки.

Однако они могут быть оправданы в этой задаче с помощью социологического общего образования. Это может звучать утопично, но в истории образования это не будет ничего нового. Социологическая теория знаний как предмет школы и как обязательное содержание исследования вообще не была бы более сложной, но более важной, чем химия или физика, потому что. В результате социологическая потребность в интерпретации становится все более обширной - как и программа конференций социологов с течением времени. Лепсиус был прав: социология предопределена, чтобы стать ведущей наукой современного модернизма в веке, ответственной за методически обоснованное описание и критику «домашнего порядка».

Что изучает социология - предмет науки

Социология - это наука, изучающая научное исследование общества и общественных отношений.

У каждой науки есть объект и предмет исследования. Социологию выделили как самостоятельную науку лишь после того, как французский мыслитель О. Конт определил предмет изучения социологии.

Объект социологии - общество (то есть это феномен, который изучает социология). Но и такие науки, как история, политология, экономика, к примеру, тоже изучают общество, но как бы под своим углом зрения, то есть каждая наука исследует какой-то свой аспект объекта. Этот аспект и называется предметом науки, то есть специфический срез общества для социологии.

Дело не в том, что каждый понимает Лумана в оригинальном тексте. Для адресатов социологии было бы важно знать, в чем суть. Но кто-нибудь знает об этом? Это преобладает скрытая социология. Публика хочет точность даже там, где размытие является реальным. Он также ищет уверенность в том, что риски ошибок неизбежны. Он хочет номера, даже если критическая информация может быть передана только словами. Он ищет универсальные законы, хотя общество постоянно меняется. Это требует точных прогнозов, несмотря на то, что прогноз не существует.

Для адресатов социологии важно знать, что является основой социологических утверждений и возможных ошибок. Это отнюдь не слишком большой спрос, как показывает взгляд на садовый забор социологии. В истории естественных наук общая основа понимания возникла рано с обществом, благодаря повседневному опыту работы с технологиями, материалами или медициной.

А вот предмет социологии определить уже сложнее. Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей научной дисциплины много, и все выдвигают свои идеи по поводу предмета изучения социологии. Трудно выделить единственно верное мнение, чтобы с ним согласились все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже ни один раз.

Социология не может опираться на такие доказательства, как культурная наука. Однако это отражает не недостаток, а уровень реальности, с которым связана социология. Более высокая неопределенность и более короткий период полураспада их результатов связаны с предметом исследования, но часто классифицируются как «невежественные».

Их качество не основано прежде всего на безопасности и стабильности их результатов, а на зрелости их методов и уровне их культуры обсуждения. В естественных науках эти стандарты самоочевидны. Они также безоговорочно применимы к социологии, которая, однако, должна справляться с гораздо большим количеством нарушений и неожиданностей, чем любая другая наука. Тем не менее, это эмпирическая наука в строгом смысле слова, которая теперь является проверенным и проверенным ремеслом.

Огюст Конт - что изучает социология

По мнению мыслителя О. Конта, социология изучает общество в его целостности, а основу этой целостности составляет всеобщее согласие. Такое согласие опирается на единство истории человечества и природы человека.

Герберт Спенсер - что изучает социология

Философ и ученый из Англии Г. Спенсер также считается основателем социологии, как науки. Он не до конца согласился с мнением О. Конта. Говорил, что социология изучает общество как социальный организм. В этом организме интеграция сочетается с дифференциацией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

Разделы социологии

Что изучает социология культуры

Социология культуры изучает культуру, используя все достижения современной науки об обществе. То есть, культура здесь является частью социальной системы и социальных отношений. Культура - социальный институт.

Что изучает экономическая социология

Экономическая социология изучает поведение людей, как членов больших социальных групп в рыночном контексте, используя социологические методы. По сути, экономическая социология изучает потребности, ценности, интересы и поведение больших социальных групп (например, по демографическому признаку - женщины или мужчины всего мира) в условиях рыночной конъюнктуры.

Что изучает социология личности

Социология личности изучает человека в его социальном становлении, формировании и развитии в социальной, экосоциальной и биосоциальной среде.