Социальные статусы и социальные роли личности. Социальные статусы и роли.

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Экология организации - означает взаимосвязь между организациями и окружающей средой, в которой они действуют. Мы должны иметь дело с этим, когда есть потребность в организационных услугах, динамике организации - все процессы, происходящие внутри организации, трансформация ее структуры и взаимоотношения между ее членами - функционализм - ментальный поток, ориентированный на изучение иерархии потребностей в организациях и социальных группах. Мы различаем не только потребности, связанные с материальной сферой жизни людей, но и духовные потребности. Правильный баланс между этими двумя видами потребностей гарантирует процветание и счастье человека. Учреждение - это особый тип социальной организации, который предназначен для удовлетворения конкретных потребностей и решения проблем его членов.

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других — с семейным положением, для третьих — с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Виды социальных институтов. Социализация называется процессом, который направлен на социализацию человека и осуществляется на многих уровнях и в разных учреждениях. Практически говоря, человек учится становиться пожизненным членом общества. Социальные взаимодействия между людьми формируют личность каждого человека, учат уважению норм и ценностей, имеющих отношение к обществу, и моделей поведения, которые делают его «социальным существом».

Социализация осуществляется путем. Усиление - система наказаний и вознаграждений, подражающих неадекватному поведению и вознаграждающая правильную передачу символических преднамеренных сообщений - контролируется учебными заведениями процесс формирования определенных ценностей в голове человека. Это школа, а также на самой ранней стадии развития молодой человеческой семьи. . Социализации помогает явление, называемое социальным контролем. Учреждения, созданные для контроля за поведением людей, имеют множество наград и санкций, вознаграждая правильное и наказание девиантного поведения.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Статус - это то, что мы называем местом личности в обществе. Существует два типа статуса. Назначение - субъект наследует определенное социальное положение в силу принадлежности к группе. Социальная роль - это набор ожиданий для человека, имеющего определенный социальный статус. У лица, обладающего этим статусом, есть права и обязанности его владельца, которые определяют запреты и запреты, связанные с его ролью.

Множество социальных ролей называют одновременным выполнением многих социальных ролей из-за принадлежности ко многим социальным группам. Сущность выполняет множество ролей, которые взаимодействуют друг с другом. Человек, который находится в связке социальных ролей, может быть в конфликте из-за ролей, которые имеют противоречивые требования.

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

Статус-кво - это то, что мы называем социальными занятиями. У нас есть два видения социальной структуры. Неустранимое расположение социального статуса и взаимозависимость между ними, связывающая статус в упорядоченной, ценной системе. Мы выделяем следующие типы социальных структур.

Маркс, суть разделения классового общества - это состояние особых социальных групп. Все события, происходящие в социальной среде, отражают позицию человека в доступе к средствам производства. Вебер, который не согласен по многим вопросам с Маркс. Структура слоев относится не только к экономической сфере, но и к сфере социального престижа и власти. Слоистая структура во многих местах противоречит классовому видению общества. Никто не привязан к одному слою, поэтому есть импульс для изменения социального положения посредством продвижения или деградации. Слои не составляют социальные группы, потому что они сочетают идеологию, а не общий интерес. Профессионал - сеть зависимостей на рабочем месте, предприятиях, через занятие индивид определяет свою позицию в обществе, гендерную и этническую структуру - независимо от личности, поскольку раса и пол являются биологическими характеристиками, с которыми человек рождается. Расовые и гендерные различия, однако, необходимы для общества и отношений между людьми.

  • Это разделение основано на экономическом неравенстве.
  • В марксистском подходе есть только два класса: класс носителей и рабочий класс.
Социальную деятельность называют поведением индивидов, принимая во внимание реакцию других и ориентируясь на других людей.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщи - не-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Вебер разделил деятельность человека на четыре типа. Рациональные действия по назначению - индивидуальный работник здесь работает, вычисляет последствия действия и выбирает те цели, которые могут быть достигнуты за счет ценностей единицы рациональных основанных на ценности действий - для человека цель является самой важной, действуя в соответствии с положением «Цель освящает средства», аффективные - действия под влиянием эмоций традиционные действия - поведение в соответствии с установленным образом мышления. Социальное поведение Мертона заключается в следующем.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:

  • 1) функциональной целесообразности;
  • 2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей.

Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюся равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Конформист - принятие целей и средств для их ритуальной реализации - принятие средств, но разнесение инновационных целей - предложение новых средств для реализации мятежной цели - отказ от старых целей и средств и замена их новыми. Девиантное поведение называется поведением, которое отклоняется от общепринятых социальных норм. Его возникновение является результатом неэффективности социального контроля, представляет собой дисбаланс.

Маркс считал, что девиантное поведение является неизбежным результатом классового разделения, проявляющегося в конфликте между владельцами и рабочими. Девиантное поведение указывает на неэффективность как органов социального контроля, так и самого процесса социализации. Эти типы поведения распространяются, потому что они слишком мягко наказываются.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно — неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Некоторая группа социологов обращает внимание на еще одни причины появления девиантного поведения. Они проявляются не столько потому, что люди ведут себя вопреки общепринятым нормам и ценностям, а из-за изменчивости самих норм. Этот взгляд на девиантное поведение, несовместимое с общепринятыми нормами и ценностями, обращает внимание на то, что отклонение не может означать плохое поведение, но ведет себя по-другому. Его последствия не должны быть отрицательными, поскольку они информируют широкую общественность о существовании ценностей и норм и организуют общество.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

Подробнее Биологический словарь - это серия людей, с которыми связан человек. Социальная группа - она ​​состоит из многих людей, взаимно зависимых друг от друга и связанных социальными связями. Он также объединяет определенные ценности и нормы, которые обычно разделяют члены семьи. Члены семьи рассматриваются здесь не как отдельные лица, такие как г-н Новак, а скорее как позиции в его структуре. Исследователи, рассматривающие семью как институт, заинтересованы в отношениях между ее членами - семья воспринимается в этом контексте как способ организации общества. Важнейшей задачей семьи является размножение, т.е. сохранение биологической устойчивости сообщества и передача ценности культуры.

Социализация личности

Социализация — это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Различные общины разработали различные формы семьи, которые, однако, имеют общую черту. А именно, семейство действует повсюду как брак и некое учреждение. Сексуальные отношения обычно принимаются в основном между супругами. Брак - это форма социального сосуществования. Когда у двух человек есть брачные отношения, новообразованная семья входит в отношения с обществом, которое со своей стороны оставляет за собой право вмешиваться в ее суть.

Брак всегда делается перед представителем общества, главным образом должностным лицом по гражданскому статусу или священником, и является праздничным событием, освещающим важность мероприятия. Женатые пары, входящие в профсоюз, получают ряд льгот, гарантированных законодательством. Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа после мертвых родственников. Другой привилегией является исключительность для половых актов, полностью принятых обществом только между супругами. Мы различаем следующие семейства.

Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три—шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

Нальковская Медальоны - женщина кладбища, настоящая героиня; Простая, необразованная женщина, заботясь о могилах. Он по-прежнему присутствует в традиционных обществах.

  • Моногамный - союз одного человека с одной женщиной.
  • Рядом с кладбищем находится еврейское гетто, окруженное стеной.
  • Подробнее Словарь литературных героев - средняя школа с несколькими мужчинами.
Мы различаем следующие семейные функции.

Сексуальное удовлетворение - Семья как учреждение, которое обеспечивает своих членов посредством накопления социальных благ - Приобретение места в эмоциональном обществе для отдельного человека - Реализация эмоциональных потребностей через семью социализации - Обучение членов жизни в обществе, и правила социального сосуществования. В настоящее время институт семьи испытывает ряд изменений, влияющих на его внутреннюю согласованность.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Многопоколенные семьи исчезают и ослабляют социальные связи в утробе матери - профессиональная деятельность женщин сокращает продолжительность брака с растущим согласием на сексуальные отношения после брака. Уменьшите семью до все более маленькой группы людей. . Культуру называют целыми человеческими творениями, которые приписываются форме, которая позволяет человеку адаптироваться к обществу. Культура всегда тесно связана с нацией и, ссылаясь на нее, ее можно понять и объяснить. Культуру можно трансформировать и передавать.

Культура является имманентной собственностью социальной группы. Технология - способы производства товаров ценности - части культуры, которые придают ей свой цвет убеждения - выражая одни и те же взгляды, которые человек может адаптировать в нормах социальной среды - преобразование ценностей в конкретные правила поведения информации - Человек находится в каждой ситуации. Все эти части культуры не существуют независимо друг от друга. Напротив, они глубоко зависимы и взаимосвязаны.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

Каждая культура внутренне дифференцирована, будь то глобально, регионально и классически. Однако у каждого из них есть ядро, которое является общим для всех. Это языковые системы, история и традиции. Они разные, например, метод выбора слов, способ одевания и т.д. в культурах можно выделить субкультуры, которые трансформируют определенные элементы культуры, сохраняя ядро ​​культуры. Субкультуры по-прежнему находятся в культуре, но за пределами границ существуют контркультуры, которые не принимают культуру, пытающуюся создать новую культуру.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов девиации.

Девиация (от лат. devistio — отклонение) — отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить — «в семье не без урода».

Групповая девиация — более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества.

Групповая девиация — это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник — как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие — четыре (. Фрейд); третьи — восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте — формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте — соответствовать общепринятым стандартам; в старости — сохранять достигнутый ранее социальный статус.

Социальная адаптация и интернализация

В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа — социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus — внутренний) — процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество , исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Статус - это то, что мы называем местом личности в обществе. Существует два типа статуса. Назначение - субъект наследует определенное социальное положение в силу принадлежности к группе. Социальная роль - это набор ожиданий для человека, имеющего определенный социальный статус. У лица, обладающего этим статусом, есть права и обязанности его владельца, которые определяют запреты и запреты, связанные с его ролью.

Множество социальных ролей называют одновременным выполнением многих социальных ролей из-за принадлежности ко многим социальным группам. Сущность выполняет множество ролей, которые взаимодействуют друг с другом. Человек, который находится в связке социальных ролей, может быть в конфликте из-за ролей, которые имеют противоречивые требования.