Теория автоматического управления учебное пособие. Теория автоматического управления. Принципы автоматического управления

  1. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журн. рос. права. - 2015. - N 10. - С.57-73. 01
  2. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.21-32.
  3. Алебастрова И.А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? // Государство и право. - 2010. - N 4. - С.30-38.
  4. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.164-174.
  5. Антонова Н.В. Компенсационные выплаты в праве социального обеспечения и их значение (теоретико-правовой аспект) // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2018. - N 4. - С.34-38. 01
  6. Ахантьева Н.В. Предоставление жилья жертвам политических репрессий, ветеранам труда и Великой Отечественной войны / Н.В.Ахантьева, А.Ю.Гайдукова // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2017. - N 3. - С.55-57. 01
  7. Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. - 2016. - N 1. - С.96-98.
  8. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 5. - С.23-25.
  9. Белобабченко М.К. Условия стимулирования развития в России корпоративной пенсионной системы // Журн. рос. права. - 2015. - N 8. - С.35-39. 01
  10. Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журн. рос. права. - 2016. - N 1. - С.99-106. 01
  11. Благодир А.Л. Структура общей части права социального обеспечения // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 3. - С.52-58.
  12. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - 814с. Х627-Б949 НО
  13. Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. - 2013. - N 11. - С.17-24.
  14. Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. - М.: Дело и сервис, 2003. - 256с. - (Библиотека журнала "Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги"; Вып.6). Х627-Г299 НО
  15. Голикова Т. Чего ждать от пенсионной реформы в ближайшее время? // Финансы и закон. - 2012. - N 4. - С.15-18. Интервью главы Минздравсоцразвития Т.Голиковой газете "Ведомости".
  16. Голосов И. Единовременное пособие на ребенка и матпомощь // Финансы и закон. - 2008. - N 22. - С.13-14.
  17. Голубкина К.В. Административная ответственность за нарушение прав инвалидов / К.В.Голубкина, С.К.Абрамян // Актуал. пробл. совр. науки. - 2017. - N 3. - С.122-123.
  18. Государственная поддержка творческой деятельности в РФ (социально-экономические льготы и поощрения): сборник. - Новосибирск, 2011. - 1 эл. опт. диск (CD ROM). Х621-Г726 НО
  19. Гусакова Ю.С. Основные правовые механизмы социальной работы в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2017. - N 6. - С.128-133. 01
  20. Гусев А.Ю. Развитие способов защиты права российских граждан на социальное обеспечение // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2018. - N 4. - С.41-43. 01
  21. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2016. - N 7. - С.120-128. 01
  22. Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.58-67.
  23. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Рос. юстиция. - 2012. - N 10. - С.25-27.
  24. Гусева Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, российская действительность // Рос. юстиция. - 2011. - N 2. - С.62-63.
  25. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Рос. юстиция. - 2012. - N 4. - С.60-63.
  26. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Рос. юрид. журнал. - 2010. - N 6. - C.146-151.
  27. Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Рос. юстиция. - 2010. - N 6. - С.58-60.
  28. Денисова И. Налоговое "соучастие" в накоплении пенсий // Финансы и закон. - 2010. - N 10. - С.23-26.
  29. Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журн. рос. права. - 2018. - N 5. - С.125-138. 01
  30. Жаворонков Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам // Журн. рос. права. - 2013. - N 1. - С.79-86.
  31. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С.Волкова, О.Ю.Еремина // Журн. рос. права. - 2016. - N 9. - С.44-54. 01
  32. Захаров К.В. История становления и развития современного законодательства России о деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2012. - N 2. - С.48-51.
  33. Игнатьев Е.А. Правовое регулирование социального обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны / Е.А.Игнатьев, С.Г.Лысенков // История государства и права. - 2016. - N 23. - С.55-59.
  34. Игонина Н.А. Защита прав инвалидов: содержание и сущностная характеристика / Н.А.Игонина, Т.В.Ашиткова // Философия права. - 2018. - N 2. - С.54-61. 01
  35. Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов // Журн. рос. права. - 2013. - N 10. - С.97-106.
  36. Как получить материальную помощь на работе? // Человек и закон. - 2018. - N 1. - С.57-59. 01
  37. Киреева А.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере: анализ эффективности существующих моделей / А.В.Киреева, А.Б.Золотарев // Право и политика. - 2016. - N 10. - С.1251-1257. 01
  38. Кириченко С.В. Безработица как глобальная проблема современной России / С.В.Кириченко, А.Б.Шумилина // Юристъ-правоведъ. - 2016. - N 5. - С.16-20. 01
  39. Козлова Т.А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности // Трудовое право. - 2006. - N 1. - С.40-54.
  40. Корсаненкова А.Ф. Новое в законодательстве о пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам // Трудовое право. - 2008. - N 1. - С.46-52.
  41. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. - 2003. - N 4. - С.15-23.
  42. Майфат А.В. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования / А.В.Майфат, Л.Н.Шипулина // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 3. - С.199-203.
  43. Малинов И.П. Интерпретация социальной реальности в правотворчестве // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 5. - С.8-14.
  44. Мартыненко В.В. Социально-правовое развитие: кредитные сценарии / В.В.Мартыненко, C.В.Мартыненко // Вестник Рос. акад. наук. - 2016. - Т.86, N 1. - С.48-55.
  45. Материнский капитал в 2018 году - что изменилось? // Человек и закон. - 2018. - N 2. - С.46-48. 01
  46. Медведев А.В. Принципы генерального института пенсий // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2017. - N 1. - С.41-47. 01
  47. Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2016. - N 2. - С.48-50. 01
  48. Невинная И. Прибавки, льготы, защита // Российская газета - Неделя. - 10 января. - 2019. - С.4. С 1 января вступил в силу закон о совершенствовании пенсионной системы.
  49. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.98-102.
  50. Павлюченко В.Г. Накопительная пенсия в свете действующего законодательства // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - N 4. - С.148-158.
  51. Пенсионное законодательство. - М., 2002. - 258с. Х627-П253 НО
  52. Пластинина Н. Инвалиды. Взгляд снаружи и изнутри // Трудовое право. - 2013. - N 10. - С.21-45. Законодательство предоставляет инвалидам определенные гарантии при осуществлении ими права на труд. Но как они соблюдаются работодателями?
  53. Плохов С. К вопросу об эффективности уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в социальной сфере // Власть. - 2011. - N 10. - С.104-106.
  54. Погосян Т.Ю. Вопросы применения законодательства о направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий / Т.Ю.Погосян, Е.В.Погосян // Рос. юрид. журнал. - 2017. - N 6. - С.167-171. 01
  55. Права ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации / под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. - М., 2001. - 624с. Х621-П68 НО
  56. Прохорова А.В. Экономические показатели уровня жизни населения: от правовой регламентации к современным реалиям // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2017. - N 3. - С.33-38. 01
  57. Пути повышения благосостояния инвалидов России. Часть 1. Образованность как фактор, способный обеспечить улучшение экономического положения и формирование правосознания инвалидов / Чернышов М.Ю. и др. // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 2. - С.165-170.
  58. Разумовская Е.М. Формирование и перспективы развития системы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан / Е.М.Разумовская, В.В.Цаликова // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.160-163.
  59. Рузавина Э. Анализ судебной практики по делам, связанным с назначением досрочной пенсии медицинским работникам // Трудовое право. - 2013. - N 11. - С.75-84. Сравнение позиций ПФР и судебных органов при решении вопросов о назначении досрочной пенсии.
  60. Сабодаш А.Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий // Рос. юрид. журнал. - 2011. - N 6. - С.190-200.
  61. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. - 2011. - N 2. - С.73-81.
  62. Соловьев А.П. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере здравоохранения и социального развития // Аспирант и соискатель. - 2006. - N 3. - С.88-91.
  63. Социальное право в Германии и Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / М.Ю.Федорова, У.Бекер // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 2. - С.136-150. 01
  64. Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 4. - С.21-27. 01
  65. Федорова М.Ю. Проблема права собственности на социальные выплаты в решениях Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Российской Федерации // Рос. юрид. журнал. - 2011. - N 4. - С.25-32.
  66. Фиошин А.В. Материнский (семейный) капитал: некоторые особенности судебной практики // Рос. юстиция. - 2013. - N 1. - С.60-61.
  67. Фомин А.А. Имплементация международно-правовых стандартов социальной помощи малоимущим в российскую правовую систему // Рос. юстиция. - 2018. - N 8. - С.25-27. 01
  68. Фролов О. Защитить права инвалидов // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 3. - С.24-32.
  69. Фролов О. Социальный кодекс // Охрана труда и соц. страхование. - 2013. - N 3. - С.56-62. Назрела необходимость обновления действующего социального законодательства.
  70. Чепурной А.Г. Международно-правовые аспекты формирования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в Российской Федерации // Государство и право. - 2005. - N 7. - С.42-46.
  71. Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг // Вестник НГУ. Сер. Право. - 2015. - Т.11, вып.2. - С.32-38. Пр4031/11-2 НО
  72. Чернышов М.Ю. О некоторых недоработках в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и их влияние на качество жизни инвалидов России // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2009. - N 2. - С.67-72.
  73. Чесалина О.В. Вызовы цифровой экономики для права социального обеспечения: социальное обеспечение работающих на основе интернет-платформ // Рос. юрид. журнал. - 2018. - N 3. - С.134-143. 01
  74. Шелудякова Т.В. Поддержка молодежи как один из конституционных приоритетов социальной политики // Рос. юстиция. - 2012. - N 5. - C.65-68.
  75. Шелудякова Т.В. Социальная поддержка молодежи в субъектах Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации // Рос. юрид. журнал. - 2014. - N 1. - С.12-14.
  76. Щеголева К.К. О защите прав инвалидов при трудоустройстве в Российской Федерации // Аспирант и соискатель. - 2017. - N 5. - С.17-19.
  77. Яцученко Т.В. Пределы правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов нормами права социального обеспечения // Вестник НГУЭУ. - 2009. - N 2. - С.171-178.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
  1. Бакаева Ф. Современная концепция социального государства и социально-экономические права // Общественное мнение. Права человека. - 2014. - N 4. - С.18-45.
  2. Козлова Т.А. Государственные гарантии гражданам, потерявшим работу и заработок (конвенции МОТ и зарубежный опыт) // Трудовое право. - 2005. - N 3. - С.7-18.
  3. Николаев Б.В. Конституционный принцип равноправия в США: законодательные и судебные гарантии прав инвалидов в системе высшего образования // Государство и право. - 2010. - N 2. - С.70-75.
  4. Риэккинен М.А. Доступ пожилых граждан в домах престарелых к социально-культурной жизни: международно-правовые основы и опыт Финляндии // Междунар. публ. и частное право. - 2016. - N 2. - С.26-29. 01
  5. Риэккинен М.А. Участие пожилых граждан в социально-культурной жизни: правовой анализ в контексте домов престарелых Финляндии // Право и политика. - 2015. - N 12. - С.1728-1735. 01
  6. Саидов А. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина // Общественное мнение. Права человека. - 2014. - N 4. - С.14-16.
  7. Шайхатдинов В.Ш. О некоторых правовых вопросах социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 5. - С.191-195.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»

Контрольная работа

По дисциплине: Право социального обеспечения

Тема: Социальное обеспечение

Выполнил

Студент группы: 2303

Заочной формы обучения

Специальность: 03090062 «Юриспруденция»

Захарова Юлия Юрьевна

Проверил

Преподаватель Заварзин С.В.

Тула 2013 г.

Введение

Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения

§1.Понятие социального обеспечения

§2.Функции социального обеспечения

§3. Социальное обеспечение и социальная защита

§4. Предмет права социального обеспечения

Глава 2. Метод и система права социального обеспечения

§1. Метод права социального обеспечения

§2. Система права социального обеспечения

Заключение

Список литературы

Введение

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России -сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения

§1. Понятие социального обеспечения

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, Которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России -сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей.

Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение - это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

Представителями этой теории являлись В. М. Догадов Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли но вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурдеиевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нри нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».

Однако позиция B.C. Андреева не была однозначно принята учеными.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной.

В соответствии с актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм.

В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этой политикой охраняются труд, здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением сегодня следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий| компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

§2. Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

§ 3. Социальное обеспечение и социальная защита

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом той или иной науки. В результате неоправданно сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сегодня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.

Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспечение имеют теснейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «само-обслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение - все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.

Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных, отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства - защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания Для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития - совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при всём этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения.

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

§4. Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения -- это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения: 1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества; 2) безэквивалентно, но нормированно, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности; 3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно; 4) за плату; 5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Исходя из этих способов распределения жизненных благ, понимаемых в экономическом смысле, можно различать три типа распределительных отношений, которые качественно разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. Сюда же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. К трудовому праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

Денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);

Социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий -- по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.);

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

Правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

Правоотношения по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

Правоотношения по государственному социальному обеспечению;

Правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

Назначения всех видов социального обеспечения;

Установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Глава 2. Метод и система права социального обеспечения

§1. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования является юридическим признаком самостоятельности отрасли права и всегда определяется характером общественных отношений, входящих в ее предмет.

Воздействуя на общественные отношения, право использует два способа регулирования: императивный и диспозитивиый. Для каждого из них характерно особое сочетание таких правовых приемов воздействия на волю участников общественных отношений, как запреты, веления, дозволения и материальные предоставления. Наиболее полно служебное назначение метода правового регулирования в аспекте юридической характеристики отрасли права определил Д. С. Явич. Он указывает, что метод дает возможность проанализировать и обнаружить специфику отрасли по следующим пяти параметрам: 1) порядку установления прав и обязанностей субъектов права; 2) степени определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов; 3) взаимоотношениям субъектов правоотношений; 4) наличию или отсутствию конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; 5) путям и средствам обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей1. Не отрицая значения перечисленных черт метода, С. С. Алексеев считает, что «решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус»2. Представляется, что, выдвинув этот элемент в качестве основной черты метода, С. С. Алексеев нашел главную опорную точку, в которой концентрированно собраны, сфокусированы юридические особенности отрасли нрава.

Кроме того, С. С. Алексеев более четко обозначил и признаки метода правового регулирования, сформулированные Л. С. Явичем, а именно: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия.

Между тем в теории права есть и другой подход к понятию метода правового регулирования. Если первая позиция ученых-правоведов основана на том, что существует столько методов правового регулирования, сколько имеется самостоятельных отраслей права, то, в частности, В. Д. Сорокин утверждает, что существует лишь один метод правового регулирования разных общественных отношений, составляющих предметы правового регулирования самостоятельных отраслей права. При этом, с одной стороны, он полагает, что эта правовая категория может существовать реально только как объединение трех критериев регулирования: дозволений, предписаний и запретов, а с другой - «что пропорции между дозволением, предписанием и запретом неодинаковы в различных конкретных ситуациях, и прежде всего применительно к предметам регулирования отраслей права».

Единый метод правового регулирования есть не что иное, как научная абстракция, позволяющая выделить лишь общие признаки для всех реально существующих разновидностей методов отраслей права.

Впервые к проблеме метода правового регулирования права социального обеспечения обратился его основатель В. С. Андреев, выделив три признака, которые в своей совокупности характеризуют специфику этого метода; во-первых, метод связывался им с той особенностью предмета регулирования, что все входящие в него отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять социальное обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений или по поручению государства профсоюзы или органы колхозов; во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы либо органы колхозов; в-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

§ 2. Система права социального обеспечения

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.

Совокупность норм, институтов и пединститутов, входящих в такое правовое образование, составляет систему отрасли права социальною обеспечения. В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются:

правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть);

регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).

Внутренней структурной дифференциацией каждой правовой отрасли российского права является деление этой отрасли на ряд правовых институтов.

В науке «правовой институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особого метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путем специфических приемов и способов их юридического опосредования, то правовой институт призван детально урегулировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретное общественное отношение, входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социального обеспечения. Именно потому правовой институт однороден по своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы нрава, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее - относительно обособленный «блок», в совокупности с другими институтами, составляющими нормативный механизм отрасли.

В соответствии с положениями теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания.

Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального, обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования Общей части этой отрасли права.

Некоторые авторы полагают, что Общая часть правовой отрасли не может иметь самостоятельных институтов, так как представляет собой лишь совокупность соответствующих норм без их организации внутри этой части. Другие считают, что Общая часть права социального обеспечения состоит из самостоятельных правовых институтов: главный; правосубъектности; социальных рисков. При этом главный (основной) институт понимается как комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов: трудового стажа; пенсионного обеспечения; пособий и компенсационных выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; институт юридической ответственности.

При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких пединститутов.

Следует заметить, что в правовой литературе до сих пор продолжается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства.

Законодательство - это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно настолько оторвать форму права как явления от его содержания - правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов.

По моему мнению, общие черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должна служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.

Заключение

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, являются:

1.источники финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой; Цель предоставления обеспечения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели.

социальный государственный гуманитарный

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. на 14 февраля 2013 года.)

2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с ред. от 25.11.2013)

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с ред. от 02.07.2013 года).

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с ред. от 02.07.2013 года).

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство, 2011.

6. Соловьев А.А. Оформление пенсий: Методические указания. - М.: Издательство, 2010.

7. Пенсионная реформа/ Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.: Издательство «Современная экономика и право», 2011.

8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2011.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г, Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации: «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.,2012.

10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2012.

11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию 2012.

12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека. // 2011

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Понятие, основные виды и общая характеристика социального обслуживания как предмета права. Общественные отношения как предмет отрасли права.

    реферат , добавлен 27.04.2011

    Понятие, функции и виды социального обеспечения, его организационно-правовые формы. Организация работы органов, осуществляющих социальное обслуживание в России. Обеспечение гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Социальное обеспечение как форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан. Общая характеристика видов функций социального обеспечения. Анализ Пенсионного фонда Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2014

    Понятие, предмет, система и метод права социального обеспечения. Монетизация льгот в Тульской области. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения. Классификация его функций. Основные источники и правоотношения социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие и характеристика принципов права социального обеспечения. Единство и дифференциация правового регулирования как его основной принцип. Конституционный принцип равенства, социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Восстановление нарушенных прав.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2016

    Понятие становления социального государства и его конституционно-правовые характеристики. Основные составные элементы социального обеспечения. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Сущность, принципы, объекты, субъекты и источники правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальная защита отдельных категорий граждан. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Понятие права социального обеспечения и его организационно-правовые формы и виды. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества. Назначение денежных выплат. Предмет, система, принципы и источники права социального обеспечения.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Законодательное закрепление в России конституционного права на социальное обеспечение. Установление федеральным законом государственной поддержки в виде пенсий, пособий. Механизм финансирования реализации прав граждан в сфере занятости населения.

Изложена современная теория автоматического управления, ее принципы, математический аппарат и методы исследования; рассмотрены линейные, нелинейные, дискретные, адаптивные и интеллектуальные системы автоматического управления, самоорганизующиеся и самосовершенствующиеся системы; приведен обзор истории развития науки об управлении и тенденций ее дальнейшего развития. В основу книги положен курс лекций автора в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В новом издании сохранен приоритет принципиальной и «физической» сторон управления по сравнению с формально-математической трактовкой и учтены последние достижения и тенденции развития науки об управлении. Для студентов и аспирантов технических вузов

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2016 году издательством БХВ-Петербург. Книга входит в серию "Учебная литература для вузов (BHV)". На нашем сайте можно скачать книгу "Теория автоматического управления" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

В учебнике изложены основы теории управления, включающие общие сведения о системах управления и их моделях, методы анализа и синтеза линейных непрерывных и дискретных систем при детерминированных и стохастических воздействиях, методы анализа нелинейных систем, а также методы оптимизации систем управления. На базе общих принципов системного подхода рассматривается проблематика математического описания систем управления, раскрываются взаимосвязи понятий управления и информации, структуры систем и фундаментальных свойств их поведения - устойчивости, инвариантности и чувствительности. С единых позиций и с учетом применения компьютерных программ расчета и имитации изложены классические и современные методы анализа и синтеза систем управления. Для студентов технических вузов, обучающихся по направлению «Автоматизация и управление».

ПОНЯТИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ И СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ.
Под управлением понимается совокупность операций по организации некоторого процесса для достижения определенных целей.
Рассмотрим пример процесса судовождения (рис. 1.1). Целью управления является поддержание курса движущегося судна Ψ равным заданному Ψ 3 . Говорят, что судно является объектом управления (ОУ). Возмущающие воздействия ƒ - ветер, волны, течения - приводят к отклонению курса от заданного ΔΨ = Ψ 3 - Ψ. Для ослабления влияния возмущений и ликвидации отклонения используется управляющий орган - руль. Изменение положения руля μ является управляющим воздействием - завершающей операцией по организации процесса судовождения для достижения заданного курса.

Анализируя пример управления судном, можно выделить следующие операции:
1 - получение информации о цели (заданном курсе);
2 - получение информации о состоянии процесса и среды;
3 - выявление соответствия текущего состояния процесса цели управления и принятие решения об оказании управляющего воздействия
на объект (можно предположить, что полученная информация обрабатывается по некоторому алгоритму);
4 - исполнение принятого решения.
Первые две операции отражают информационный, третья - алгоритмический, а четвертая - энергетический аспекты управления.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория автоматического управления, Душин С.Е., Зотов Н.С., Имаев Д.X., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Лекция 1. Принципы управления...........................................................................

1.1. Общие понятия.............................................................................................

Лекция 2. Статический режим САУ......................................................................

2.1. Основные виды САУ...................................................................................

Лекция 3. Динамический режим САУ.................................................................

3.1. Динамический режим САУ. Уравнение динамики...............................

3.3. Передаточная функция..............................................................................

3.4. Элементарные динамические звенья.......................................................

Лекция 4. Структурные схемы САУ.....................................................................

4.1. Эквивалентные преобразования структурных схем...............................

4.2. САР напряжения генератора постоянного тока......................................

Лекция 5. Временные характеристики.................................................................

5.1. Понятие временных характеристик.........................................................

5.2. Переходные характеристики элементарных звеньев.............................

5.2.1. Безынерционное (пропорциональное, усилительное) звено..........

5.2.2. Интегрирующее (астатическое) звено..............................................

5.2.3. Инерционное звено первого порядка (апериодическое).................

5.2.4. Инерционные звенья второго порядка..............................................

5.2.5. Дифференцирующее звено.................................................................

Лекция 6. Частотные характеристики.................................................................

6.2. Частотные характеристики типовых звеньев..........................................

6.2.1. Безынерционное звено........................................................................

6.2.2. Интегрирующее звено........................................................................

6.2.3. Апериодическое звено........................................................................

6.2.4. Инерционные звенья второго порядка..............................................

6.2.5. Правила построения ЧХ элементарных звеньев..............................

Лекция 7. ЧХ разомкнутых САУ..........................................................................

7.1. Частотные характеристики разомкнутых одноконтурных САУ...........

7.2. Законы регулирования...............................................................................

Лекция 8. Алгебраические критерии устойчивости..........................................

8.1. Понятие устойчивости системы...............................................................

8.2. Алгебраические критерии устойчивости.................................................

8.2.1. Необходимое условие устойчивости................................................

8.2.1. Критерий Рауса....................................................................................

8.2.2. Критерий Гурвица...............................................................................

Лекция 9. Частотные критерии устойчивости....................................................

9.1. Принцип аргумента....................................................................................

9.2. Критерий устойчивости Михайлова........................................................

9.3. Критерий устойчивости Найквиста..........................................................

Лекция 10. D-разбиение. Запас устойчивости.....................................................

10.1. Понятие структурной устойчивости. АФЧХ астатических САУ.......

10.2. Понятие запаса устойчивости.................................................................

10.3. Анализ устойчивости по ЛЧХ................................................................

Лекция 11. Качество САУ.....................................................................................

11.1. Теоретическое обоснование метода D-разбиений................................

11.2. D-разбиение по одному параметру........................................................

11.3. Прямые методы оценки качества управления.......................................

11.3.1. Оценка переходного процесса при ступенчатом воздействии.....

11.3.2. Оценка качества управления при периодических возмущениях. 58

Лекция 12. Корневой и интегральный методы оценки качества САУ............

12.1. Корневой метод оценки качества управления......................................

Лекция 13. Частотные методы оценки качества.................................................

13.1. Теоретическое обоснование....................................................................

13.2. Основные соотношения между ВЧХ и переходной характеристикой65

13.3. Метод трапеций........................................................................................

Лекция 14. Синтез САУ........................................................................................

14.1. Синтез САУ..............................................................................................

14.1.1. Включение корректирующих устройств........................................

14.1.2. Синтез корректирующих устройств................................................

14.2. Коррекция свойств САУ изменением параметров звеньев.................

14.2.2. Изменение постоянной времени звена САУ..................................

Лекция 1. Принципы управления

1.1. Общие понятия

Теория автоматического управления (ТАУ) появилась во второй половине 19 века сначала как теория регулирования. Широкое применение паровых машин вызвало потребность в регуляторах, то есть в специальных устройствах, поддерживающих устойчивый режим работы паровой машины. Это дало начало научным исследованиям в области управления техническими объектами. Оказалось, что результаты и выводы данной теории могут быть применимы к управлению объектами различной природы с различными принципами действия. В настоящее время сфера ее влияния расширилась на анализ динамики таких систем, как экономические, социальные и т.п. Поэтому прежнее название “Теория автоматического регулирования” заменено на более широкое - “Теория автоматического управления”.

Управление каким-либо объектом (объект управления будем обозначать ОУ) есть воздействие на него в целях достижения требуемых состояний или процессов. В качестве ОУ может служить самолет, станок, электродвигатель и т.п. Управление объектом с помощью технических средств без участия человека называетсяавтоматическим управлением . Совокупность ОУ и средств автоматического управления называется

системой автоматического управления (САУ).

Основной задачей автоматического управления является поддержание определенного закона изменения одной или нескольких физических величин, характеризующих процессы, протекающие в ОУ, без непосредственного участия человека. Эти величины называются управляемыми величинами. Если в качестве ОУ рассматривается хлебопекарная печь, то управляемой величиной будет температура, которая должна изменяться по заданной программе в соответствии с требованиями технологического процесса.

1.2. Фундаментальные принципы управления

Принято различать три фундаментальных принципа управления: принцип разомкнутого управления, принцип компенсации, принцип обратной связи .

1.2.1. Принцип разомкнутого управления

Рассмотрим САУ хлебопекарной печи (рис.1). Ее принципиальная схема показывает принцип действия данной конкретной САУ, состоящей из конкретных технических устройств. Принципиальные схемы могут быть электрическими, гидравлическими, кинематическими и т.п.

Технология выпечки требует изменения температуры в печи по заданной программе, в частном случае требуется поддержание постоянной температуры. Для этого надо реостатом регулировать напряжение на нагревательном элементе НЭ. Подобная часть ОУ, с помощью которой можно изменять параметры управляемого процесса называется управляющим органом объекта (УО). Это может быть реостат, вентиль, заслонка и т.п.

Часть ОУ, которая преобразует управляемую величину в пропорциональную ей величину, удобную для использования в САУ, называют чувствительным элементом (ЧЭ). Физическую величину на выходе ЧЭ называютвыходной величиной ОУ. Как правило, это электрический сигнал (ток, напряжение) или механическое перемещение. В качестве ЧЭ могут использоваться термопары, тахометры, рычаги, электрические мосты, датчики давления, деформации, положения и т.п. В нашем случае это термопара, на выходе которой формируется напряжение, пропорциональное температуре в печи, подаваемое на измерительный прибор ИП для контроля. Физическую величину на входе управляющего органа ОУ называютвходной величиной ОУ.

Управляющее воздействие u(t) - это воздействие, прикладываемое к УО объекта с целью поддержания требуемых значений управляемой величины. Оно формируется

устройством управления (УУ). Ядром УУ является исполнительный элемент, в качестве

которого может использоваться электрические или поршневые двигатели, мембраны, электромагниты и т.п.

Задающим устройством (ЗУ) называется устройство, задающее программу изменения управляющего воздействия, то есть формирующеезадающий сигнал u о (t) . В простейшем случаеu о (t)=const . ЗУ может быть выполнено в виде отдельного устройства, быть встроенным в УУ или же вообще отсутствовать. В качестве ЗУ может выступать кулачковый механизм, магнитофонная лента, маятник в часах, задающий профиль и т.п. Роль УУ и ЗУ может исполнять человек. Однако это уже не САУ. В нашем примере УУ является кулачковый механизм, перемещающий движок реостата согласно программе, которая задается профилем кулачка.

Рассмотренную САУ можно представить в виде функциональной схемы , элементы которой называютсяфункциональными звеньями . Эти звенья изображаются прямоугольниками, в которых записывается функция преобразования входной величины в выходную (рис.2). Эти величины могут иметь одинаковую или различную природу, например, входное и выходное электрическое напряжение, или электрическое напряжение на входе и скорость механического перемещения на выходе и т.п.

Величина f(t) , подаваемая на второй вход звена, называетсявозмущением . Она отражает влияние на выходную величину y(t) изменений окружающей среды, нагрузки и т.п.

В общем случае функциональное звено может иметь несколько входов и выходов (рис.3). Здесь u 1 ,u 2 ,...,u n - входные (управляющие) воздействия;f 1 ,f 2 ,...,f m - возмущающие воздействия;y 1 ,y 2 ,...,y k - выходные величины.

Принцип работы функциональных звеньев может быть различным, поэтому функциональная схема не дает представление о принципе действия конкретной САУ, а показывает лишь пути прохождения и способы обработки и преобразования сигналов. Сигнал - это информационное понятие, соответствующее на принципиальной схеме физическим величинам. Пути его прохождения указываются направленными отрезками (рис.4). Точки разветвления сигнала называютсяузлами . Сигнал определяется лишь формой изменения физической величины, он не имеет ни массы, ни энергии, поэтому в узлах он не делится, и по всем путям от узла идут одинаковые сигналы, равные сигналу, входящему в узел. Суммирование сигналов осуществляется всумматоре , вычитание - в

сравнивающем устройстве.

Рассмотренную САУ хлебопекарной печи можно изобразить функциональной схемой (рис.5). В данной схеме заложен принцип разомкнутого управления , сущность которого состоит в том, что программа управления жестко задана ЗУ; управление не учитывает влияние возмущений на параметры процесса. Примерами систем, работающих по принципу разомкнутого управления, являются часы, магнитофон, компьютер и т.п.

1.2.2. Принцип компенсации

Если возмущающий фактор искажает выходную величину до недопустимых пределов,

то применяют принцип компенсации(рис.6, КУ - корректирующее устройство).

Пусть y о - значение выходной величины, которое требуется обеспечить согласно программе. На самом деле из-за возмущения f на выходе регистрируется значениеy . Величинаe = y о - y называетсяотклонением от заданной величины . Если каким-то образом удается измерить величинуf , то можно откорректировать управляющее воздействиеu на входе ОУ, суммируя сигнал УУ с корректирующим воздействием, пропорциональным возмущениюf и компенсирующим его влияние.

Примеры систем компенсации: биметаллический маятник в часах, компенсационная обмотка машины постоянного тока и т.п. На рис.6 в цепи НЭ стоит термосопротивление R t , величина которого меняется в зависимости от колебаний температуры окружающей среды, корректируя напряжение на НЭ.

Достоинство принципа компенсации : быстрота реакции на возмущения. Он более точен, чем принцип разомкнутого управления.Недостаток : невозможность учета подобным образом всех возможных возмущений.

1.2.3. Принцип обратной связи

Наибольшее распространение в технике получил принцип обратной связи (рис.7). Здесь управляющее воздействие корректируется в зависимости от выходной величиныy(t) . И уже не важно, какие возмущения действуют на ОУ. Если значениеy(t) отклоняется от требуемого, то происходит корректировка сигналаu(t) с целью уменьшения данного отклонения. Связь выхода ОУ с его входом называетсяглавной обратной связью (ОС) .

В частном случае (рис.8) ЗУ формирует требуемое значение выходной величины y о (t) , которое сравнивается с действительным значением на выходе САУy(t) . Отклонениеe = y о -y с выхода сравнивающего устройства подается на входрегулятора Р, объединяющего в себе УУ, УО, ЧЭ.Еслиe 0 , то регулятор формирует управляющее воздействиеu(t) , действующее до тех пор, пока не обеспечится равенствоe = 0 , илиy = y о . Так как на регулятор подается разность сигналов, то такая обратная связь называется

отрицательной, в отличие от положительной обратной связи, когда сигналы складываются.

Такое управление в функции отклонения называется регулированием , а подобную САУ называютсистемой автоматического регулирования (САР). Так на рис.9

изображена упрощенная схема САР хлебопекарной печи.

Роль ЗУ здесь выполняет потенциометр, напряжение на котором U з сравнивается с

напряжением на термопаре U т . Их разностьU через усилитель подается на исполнительный двигатель ИД, регулирующий через редуктор положение движка реостата в цепи НЭ. Наличие усилителя говорит о том, что данная САР являетсясистемой

непрямого регулирования , так как энергия для функций управления берется от посторонних источников питания, в отличие отсистем прямого регулирования , в которых энергия берется непосредственно от ОУ, как, например, в САР уровня воды в баке

Недостатком принципа обратной связи является инерционность системы. Поэтому часто применяюткомбинацию данного принципа с принципом компенсации , что позволяет объединить достоинства обоих принципов: быстроту реакции на возмущение принципа компенсации и точность регулирования независимо от природы возмущений принципа обратной связи.

Лекция 2. Статический режим САУ

2.1. Основные виды САУ

В зависимости от принципа и закона функционирования ЗУ, задающего программу изменения выходной величины, различают основные виды САУ: системы стабилизации,

программные, следящие и самонастраивающиесясистемы, среди которых можно выделить экстремальные, оптимальныеи адаптивныесистемы.

В системах стабилизации (рис.9,10) обеспечивается неизменное значение управляемой величины при всех видах возмущений, т.е.y(t) = const. ЗУ формирует эталонный сигнал, с которым сравнивается выходная величина. ЗУ, как правило, допускает настройку эталонного сигнала, что позволяет менять по желанию значение выходной величины.

В программных системах обеспечивается изменение управляемой величины в соответствии с программой, формируемой ЗУ. В качестве ЗУ может использоваться кулачковый механизм, устройство считывания с перфоленты или магнитной ленты и т.п. К этому виду САУ можно отнести заводные игрушки, магнитофоны, проигрыватели и т.п. Различаютсистемы с временной программой (например, рис.1), обеспечивающиеy = f(t) ,

и системы с пространственной программой , в которыхy = f(x) , применяемые там, где на выходе САУ важно получить требуемую траекторию в пространстве, например, в копировальном станке (рис.11), закон движения во времени здесь роли не играет.

Следящие системы отличаются от программных лишь тем, что программаy = f(t) илиy = f(x) заранее неизвестна. В качестве ЗУ выступает устройство, следящее за изменением

какого-либо внешнего параметра. Эти изменения и будут определять изменения выходной величины САУ. Например, рука робота, повторяющая движения руки человека.

Все три рассмотренные вида САУ могут быть построены по любому из трех фундаментальных принципов управления. Для них характерно требование совпадения выходной величины с некоторым предписанным значением на входе САУ, которое само может меняться. То есть в любой момент времени требуемое значение выходной величины определено однозначно.

В самонастраивающихся системах ЗУ ищет такое значение управляемой величины, которое в каком-то смысле является оптимальным.

Так в экстремальных системах (рис.12) требуется, чтобы выходная величина всегда принимала экстремальное значение из всех возможных, которое заранее не определено и может непредсказуемо изменяться. Для его поиска система выполняет небольшие пробные движения и анализирует реакцию выходной величины на эти пробы. После этого вырабатывается управляющее воздействие, приближающее выходную величину к экстремальному значению. Процесс повторяется непрерывно. Так как в данных САУ происходит непрерывная оценка выходного параметра, то они выполняются только в соответствии с третьим принципом управления: принципом обратной связи.

Оптимальные системы являются более сложным вариантом экстремальных систем. Здесь происходит, как правило, сложная обработка информации о характере изменения выходных величин и возмущений, о характере влияния управляющих воздействий на выходные величины, может быть задействована теоретическая информация, информация эвристического характера и т.п. Поэтому основным отличием экстремальных систем является наличие ЭВМ. Эти системы могут работать в соответствии с любым из трех фундаментальных принципов управления.

В адаптивных системах предусмотрена возможность автоматической перенастройки параметров или изменения принципиальной схемы САУ с целью приспособления к изменяющимся внешним условиям. В соответствии с этим различают

самонастраивающиеся и самоорганизующиесяадаптивные системы.

Все виды САУ обеспечивают совпадение выходной величины с требуемым значением. Отличие лишь в программе изменения требуемого значения. Поэтому основы ТАУ строятся на анализе самых простых систем: систем стабилизации. Научившись анализировать динамические свойства САУ, мы учтем все особенности более сложных видов САУ.

2.2. Статические характеристики

Режим работы САУ, в котором управляемая величина и все промежуточные величины не изменяются во времени, называется установившимся , илистатическим режимом . Любое звено и САУ в целом в данном режиме описываетсяуравнениями статики видаy = F(u,f) , в которых отсутствует времяt . Соответствующие им графики называютсястатическими характеристиками . Статическая характеристика звена с одним входом u может быть представлена кривойy = F(u) (рис.13). Если звено имеет второй вход по возмущениюf , то статическая характеристика задается семейством кривыхy = F(u) при различных значенияхf , илиy = F(f) при различныхu .

Так примером одного из функциональных звеньев системы регулирования воды в баке (см. выше) является обычный рычаг (рис.14). Уравнение статики для него имеет вид y = Ku . Его можно изобразить звеном, функцией которого является усиление (или ослабление) входного сигнала вK раз. КоэффициентK = y/u , равный отношению выходной величины к входной называетсякоэффициентом усиления звена. Когда входная и выходная величины имеют разную природу, его называюткоэффициентом передачи .

Статическая характеристика данного звена имеет вид отрезка прямой линии с наклоном a = arctg(L 2 /L 1 ) = arctg(K) (рис.15). Звенья с линейными статическими характеристиками называютсялинейными . Статические характеристики реальных звеньев, как правило, нелинейны. Такие звенья называютсянелинейными . Для них характерна

зависимость коэффициента передачи от величины входного сигнала: K = y/ u const . Например, статическая характеристика насыщенного генератора постоянного тока представлена на рис.16. Обычно нелинейная характеристика не может быть выражена

какой-либо математической зависимостью и ее приходится задавать таблично или графически.

Зная статические характеристики отдельных звеньев, можно построить статическую характеристику САУ (рис.17, 18). Если все звенья САУ линейные, то САУ имеет линейную статическую характеристику и называется линейной . Если хотя бы одно звено нелинейное, то САУнелинейная .

Звенья, для которых можно задать статическую характеристику в виде жесткой функциональной зависимости выходной величины от входной, называются статическими . Если такая связь отсутствует и каждому значению входной величины соответствует множество значений выходной величины, то такое звено называетсяастатическим . Изображать его статическую характеристику бессмысленно. Примером астатического звена может служить двигатель, входной величиной которого является

напряжение U , а выходной - угол поворота вала, величина которого приU = const может принимать любые значения. Выходная величина астатического звена даже в установившемся режиме является функцией времени.

2.3. Статическое и астатическое регулирование