Галерейный бизнес российский и зарубежный опыт читать. Как открыть свою галерею. Эффективное управление галереей и возможности дохода в музее

Галерея – государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства - неотъемлемые звенья этой цепи. Проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с арт-рыночными отношениями, что подразумевает анализ и прогнозы.

Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные веще только после окончания выставки.

В основе концепции, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 20-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).

Галерея должна обладать:

1. Правом юридического лица.

2. Помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий).

3. Штатными искусствоведами-экспертами.

4. Лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.

Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Следует отметить, что статус галерей не определен. Специфика новых рыночных отношений в нашей стране накладывает существенный отпечаток на особенности функционирования галерей и на их взаимоотношения с художниками, искусствоведами, критиками, общественными фондами, госструктурами. Законодательная и налоговая системы недостаточно разработаны и практически не учитывают особенности художественной деятельности как мастеров различных видов изобразительного искусства, так и галерей, салонов. Галереи, художественные салоны приравниваются к обычным коммерческим структурам. Они не имеют права платить наличными деньгами; работы художников чаще всего оплачивают по безналичному расчету. Создается парадоксальная ситуация: художник должен стать частным предпринимателем и иметь свой счет в банке. Совершенно не учитывается индивидуальность, уникальность труда художника. Результаты труда многих мастеров изобразительного искусства (особенно декоративно-прикладного искусства) приравниваются к сувенирной продукции.

Художественная галерея является абсолютным гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие нарабатывается с годами благодаря грамотной работе с художниками и покупателями, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов.

Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой не нарушается правило редкости и рынок не перенасыщается).

В нашей ситуации отсутствие разработанной модели белорусской культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют, так как не поощряется государством. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Она должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. К тому же галереи только сейчас становятся коммерческими, а раньше они были плацдармом развития искусства, играли роль выставочных залов. Основной доход галерее приносит «раскрутка» и продажа картин собственных художников. Продажа осуществляется на основе комиссионной торговли по договору. Этот бизнес сильно персонализирован. Как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения, но художники не готовы, за редким исключением, выполнять условия договора, избегая ответственности за взятые обязательства. Требовать же возмещения ущерба от частных лиц в белорусской судебной системе практически бессмысленно.

Т.Н.Мунтян

Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен»

Собрание Культурно-исторического фонда «Связь времен», состоящее из произведений прославленной российской ювелирной фирмы Карла Фаберже (1846-1920), является одним из лучших в мире. В его основу легла коллекция американского медиа-магната Малькольма Форбса, которую в 2004 году приобрел российский предприниматель Виктор Вексельберг, основавший фонд, занимающийся поиском, приобретением и возвращением на родину значимых произведений национального искусства.
Вершиной творчества Карла Фаберже считаются пасхальные яйца с сюрпризами, созданные по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II. Фонду «Связь времен» принадлежит девять императорских пасхальных яиц, и это второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире. Более того, в собрании находятся несколько яиц, созданных по заказам представителей аристократической и промышленной элиты - герцогини К. Мальборо, богатейшей купчихи В. Кельх.
Книга посвящена пасхальным шедеврам знаменитого царского ювелира из коллекции фонда «Связь времен» и представляет собой подробные рассказы о создании каждого произведения. В книгу также включены главы, посвященные истории фирмы К. Фаберже, послереволюционной судьбе ювелирных шедевров и этапам становления знаменитой коллекции.
Для широкого круга читателей.

В прошедшем сезоне на столичной арт-сцене появилось еще несколько активных игроков, открылись галереи, сумевшие устроить выставки, которые можно было посчитать событием. Искусством начали торговать всерьез, но все равно российский галерейный бизнес не столько бизнес, сколько жизненное занятие галеристов.

В Москве работают сотни частных галерей. Только тех, что попадают в сферу внимания средств массовой информации, т. е. активно участвуют в художественной жизни, - десятки, не считая таких заведений, где тихо совершается очень мелкий арт-бизнес - торговля картинами без художественной ценности и качества.

Галерейный бизнес кажется привлекательным, потому что здесь и сейчас его легко можно начать с нуля. Арт-сообщество поразил грандиозный дебют Stella Art Gallery, открывшейся два года назад и сразу же взявшей наивысшую планку. “Стелла” стала партнером Эрмитажа и Музея Гуггенхайма в проведении выставки самого знаменитого современного русского художника - Ильи Кабакова и привезла в Москву на продажу картины Энди Уорхола и фотографии Роберта Мэпплторпа. Владелица галереи Стелла Кей инвестировала в дело огромные по местным меркам средства и собрала вокруг себя круг лучших экспертов в области отечественного современного искусства. Несмотря на высокие цены (шестизначные долларовые суммы), галерея, по словам ее владелицы, выполняет и культуртрегерскую функцию - знакомит отечественного зрителя с тем, чего он еще не видел.

Но можно начать и не так амбициозно. “Первую выставку я устроил на деньги, которые занял у мамы. Снял зал, собрал картины, две продал, вернул долг и еще заработал”, - рассказывает Михаил Крокин, открывший свою галерею 10 лет назад. Сегодня Крокин-галерея имеет небольшое, но профессионально обустроенное помещение в центре Москвы. У нее хорошая репутация у художественных критиков, круг постоянной клиентуры и полтора-два десятка здравствующих художников, московских и иностранных, которые работают в меру коммерчески, в меру творчески.

Михаил Крокин считает, что торговать художественными произведениями - это не бизнес, а жизненное занятие. Галеристу надо беспрестанно заниматься художниками, инвестировать в них средства, помогать им жить так, чтобы они могли сосредоточиваться на серьезных творческих задачах.

Галерея “Наши художники” открыла в этом сезоне новое здание своей галереи в поселке Борки для обитателей рублевского оазиса. Хотя ее владелица Наталья Курникова и начинала заниматься арт-дилерством, опираясь на деньги мужа, на мифических рублевских жен, описанных в поп-романах, она совершенно не похожа. Десять лет занятий искусством сделали ее, экономиста-международника со степенью, профессиональным знатоком живописи и экспертом по русским художникам - парижским эмигрантам. В строительство здания галереи в Борках Курникова вложила деньги семьи, а в приобретенные произведения “были инвестированы собственные и привлеченные ресурсы”.

“В принципе, идея арт-бизнеса проста - в условиях растущего рынка надо стараться покупать и накапливать лучшее, покупать то, что пока не интересно рынку, но качественно и перспективно”, - считает Курникова. Пару лет назад она организовала и спонсировала две выставки в Третьяковской галерее - Николая Тархова и Маревны - русских парижан начала прошлого века, которых фактически воскресила для отечественного зрителя.

Инвестировать в арт-бизнес можно не только деньги и любовь к искусству, но и прожитые годы. Ольга Лопухова - одна из самых деятельных участниц становления и развития отечественного современного искусства. Вместе с художником Владимиром Дубосарским она открыла в канун новогодних праздников галерею “АРТстрелка Projects” в новом галерейном центре, созданном в заброшенной промзоне в центре Москвы. Десять некоммерческих и коммерческих галерей быстро превратились в любимое место обитания богемного художественного сообщества.

“27 декабря мы открылись, 29-го уже продали шесть работ - западному и отечественному коллекционерам и Музею современного искусства Зураба Церетели. Мы нашли свой формат - возвращать в художественный и коммерческий контекст ранние работы известных теперь художников. Мы не хотим заниматься только коммерческой деятельностью и даем возможность выставиться тем, на ком никаких денег не заработаешь, но кто делает что-то интересное и является для нас знаковыми фигурами. Думаем на следующей “Арт-Москве” купить свой стенд”, - рассказывает Лопухова.

Галерейная деятельность таких людей, как Лопухова, не столько бизнес, сколько способ обеспечить себе жизнь в искусстве. Гари Татинцян, открывший в этом сезоне галерею в Москве, занимается именно арт-бизнесом, у него уже есть галерея в Нью-Йорке. Татинцян привозит в Москву коммерчески успешных и известных американских художников и тоже невольно действует как культуртрегер. В будущее он смотрит со спокойным оптимизмом: “Русский арт-рынок, конечно, не сравнить с американским, как и европейским. Но в Москве есть энтузиазм, есть желание. Русская публика очень любопытна, ей хочется жить в высоком стандарте и в красивом пространстве. Для русской публики, как и для американской, расходы на искусство - это траты на удовольствие. Так что здешний рынок развивается по логике американского. В России все происходит очень быстро, особенно после долгой спячки. Только недавно начали покупать картины в спальню под мебель, а теперь думают, каким строить дом для коллекции”.

Многие наблюдатели, констатируя приход на наш арт-рынок новых участников с большими деньгами, прогнозируют их конфликт с пионерами галерейного движения, много сделавшими для отечественного современного искусства. Но за 10-15 лет эти пионеры - Галерея Гельмана, XL, “Айдан”, “Риджина” - тоже поняли, что такое бизнес, и укрепились финансово. Кроме того, в этих галереях точно знают, что коммерческий успех галериста у нас невозможен без некоммерческой, культуртрегерской деятельности. Чтобы торговать искусством, приходится просвещать.

ИА “Альянс Медиа” по материалам газеты “Ведомости”

This entry was posted on Monday, September 22nd, 2008 at 09:43 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Доля произведений искусства, продаваемых непосредственно в художественных галереях с каждым годом неуклонно уменьшается. Это означает, однако, не скорый конец галерейного бизнеса, а встраивание его в иную систему отношений...


Общий объем продаж искусства и антиквариата в мире в 2010 году составил €43 млрд. (€21,1 млрд. на аукционах и €21,9 млрд. через арт-дилеров).


Многочисленные галереи больше не являются приоритетной формой распространения искусства, сообщает издание firstnews.ru . По мнению экспертов, отечественные арт-проекты эта тенденция пока не затронет.

Традиционная галерейная модель арт-выставок во многом исчерпала себя. К такому выводу пришла в своем отчете Международная конфедерации ассоциаций арт-дилеров (Confédération Internationale des Négociants en Oeuvres d"Art, CINOA).

По данным CINOA, в настоящий момент галереи стали меньше посещать, чем специальные арт-ярмарки и электронные медиа-ресурсы.

Иностранные эксперты склонны соглашаться с выводами исследования арт-продавцов.

"Мы заключаем гораздо больше сделок на ярмарках, чем в галереях — вне всяких сомнений", — подтверждает тезисы конфедерации Доминик Леви, директор галереи L&M Arts, сообщает The Art Newspaper.

Иностранные арт-дилеры также отмечают, что такая ситуация будет сохраняться, поскольку "на данном этапе большая часть рынка ориентирована на клиентов, которые не живут там, где вы работаете, и поэтому их гораздо удобнее обслуживать через арт-ярмарки".

Впрочем, российские эксперты, оценивая результаты исследования, подчеркнули, что международная конфедерация арт-дилеров рассматривает вопрос со своей точки зрения, то есть продавцов.

"Традиционные галереи не пришли в упадок, они существуют, пока их никто не отменял. Другой вопрос, что все институты, в том числе коммерческие, имеют свойство возникать, трансформироваться, иногда отмирать, а иногда — появляться в новых формах", - полагает директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольга Свиблова.

Вместе с тем Ольга Свиблова считает, что не стоит забывать об еще одном "игроке" — арт-аукционах, "перед натиском которых галереям иногда приходиться отступать".

"При этом остаются галереи, которые создают бренды в искусстве. Более того, они начинают использовать и электронную площадку", - отметила Ольга Свиблова.

"Отношение между виртуальным и реальным в сегменте художественного рынка ровно такое же, как в реальной жизни", - полагает Ольга Свиблова.

Галерист, член Общественной палаты РФ Марат Гельман считает, что на России эта тенденция пока не должна отразиться.

"В России проще, так как галереи не успели стать фундаментальным основанием. У нас гораздо более значительную роль играют фонды и музеи", - отметил Марат Гельман.

Что касается ярмарок, искусствовед подчеркнул, что они также собираются галереями. Марат Гельман полагает, что просто изменился тип бизнеса.

"Если раньше главное — это было пространство, выставочная программа, то сейчас важнее иногда продюсерская активность галериста", - считает Марат Гельман.

Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.

Слово «галере́я» имеет франко-итальянские корни. Во французском и итальянском языках оно встречается с разным написанием, но практически с одинаковым смыслом. Французское - galerie, и итальянское - galleria в переводе означают вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания, или соседними зданиями. Возникновение слова и термина галерея изначально связано с архитектурой. В этом смысле галерея это не просто особое пространство, но еще и определенным образом организованное пространство. Во французском варианте - это место, где обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Особенно важным представляется значение такого места для дворцовой архитектуры и образа жизни монарших особ, других владельцев усадеб и дворцовых комплексов, таких как, например, немецкий дворец в Сан-Суси или отечественные Павловск, Царское село, Ораниенбаум и т.д. В итальянском языке слово galleria обозначает церковную паперть. В современной языковой практике трактовка слова неоднозначно в нюансах. Иногда оно употребляется расширительно и под галереей подразумевают торговое или экспозиционное пространство. В узком смысле под галереей понимают - художественные организации. Но и в этом отношении нет однозначного подхода.

Термин художественная галерея в России используется также достаточно нестрого. Этим термином обозначаются различные явления. Например, государственное предприятие Третьяковская галерея, является государственным музеем. Другой пример — картинная галерея Шилова, являющаяся муниципальным предприятием г. Москвы. Некоторая неоднозначность в использовании термина «художественная галерея» существует также и в других странах мира, где художественной галереей может быть назван даже интернет-магазин, торгующий репродукциями работ известных авторов.

Данное обстоятельство свидетельствует о перекликании социокультурных и бизнес аспектов, где к социокультурным можно отнести просветительскую деятельность художественных галерей, их покровительство художников, с которыми они работает, осуществление выставочной деятельности как элемента культурного процесса, влияющего на развитие художественных выкусов общественности.

Без сомнения, художественная галерея исторически возникла как социокультурный институт. Основными характеристиками этой организационной структуры можно считать следующие:

  1. Галерея - это выставочная площадка, создание которой инициируется собирателем произведений изобразительного искусства (владельцем/ коллекционером/ компанией/ государством);
  2. лерея - важная площадка художественно-культурных коммуникаций. Данные коммуникации могут осуществляться с различными представителями общественности, но центральной фигурой в галерейной деятельности является художник. Именно его произведения выставляются в галерее. Поэтому и коммуникации направлены в первую очередь на художника (очно или заочно через произведения искусства). Далее в цепочке коммуникаций возникает ряд посредников (владельцы, кураторы, эксперты, арт-дилеры, представители масс-медиа…), а также участников профессионального сообщества (другие творцы, критики). Вторым важным полюсом в цепочке коммуникаций является публика (потенциальные приобретатели, коллекционеры, частные и нечастные инвесторы), другие государственные и общественные институты гражданского общества , сопутствующие развитию галереи;
  3. Галерея - инструмент продвижения изобразительного искусства в обществе миссией, которой является его репрезентации публике, формирование художественного вкуса у общественности и, соответственно, заинтересованного отношения к данной области творческой деятельности, повышение ее образованности и просвещенности в данной области и на основе этого создание собственной целевой аудитории.
  4. Владельцы галерей изначально нацелены на поиск и открытие новых талантов. Открытие и репрезентация новых художников важная состаляющая ее социокультурной деятельности. Понятие новые художники включает в себя не только открытие современных новых имен, но и поиск и возрождение забытых мастеров.
  5. Совместно с галереями, экспертами, консультантами, государством, фондами, частным бизнесом и художниками создаются коллекции разного значения, мирового, регионального, локального, но именно этот концептуальный продукт формирует основу для развития культуры в целом, так как составляет национальное или глобальное культурное наследие человечества.

Наряду с социокультурными функциями галерея несет и бизнес-функции. В зависимости от статуса, который имеет галерея: государственного (федерального, регионального, муниципального), некоммерческого, коммерческого будут реализовываться ее бизнес-задачи:

  1. Галерея - инструмент получение прибыли. В условиях рынка все галереи эту задачу ставят. Мера прибыли будет зависеть от ряда обстоятельств. В современном мире объемы финансовых средств на арт-рынке могут быть сопоставимы с самыми прибыльными секторами национальных экономик.
  2. Галерея - тип посреднического бизнеса основанного на купле-продаже художественных произведений. Галерея в лице ее владельца занимается коммерцией, заключая различного типа договоры с художником, получает посреднический процент, который определяется ценой реализованного произведения. Процентная ставка закрепляется договором и дифференцируется в зависимости от условий реализации сделки.
  3. Галерея - тип публичного бизнеса, который заинтересован в узнаваемости со стороны всех участников арт-рынка, а, следовательно, в превращении своей торговой марки в бренд. Бренд означает капитализацию, ее достигнуть можно, используя различные каналы коммуникации: мировые арт-ярмарки, художественные салоны, бьеннале и так далее. Работа с именитыми художниками, кураторами, арт-дилерами, экспертами, коллекционераи и другими признанными участниками рынка имеет признаки бенчмаркинга, когда менее известная марка «прикрепляется» к более известной, приобретая необходимые выгоды.
  4. Галерея - это актив, который позволяет извлекать прибыль из своего пространства, предоставляя его в аренду под различные мероприятия.
  5. Галерея - тип многопрофильного бизнеса, в его рамках становится возможным осуществлять различные программы по продвижению и приобретению прибыли, проводя различные образовательные программы, развлекательные мероприятия и создавая некий «клуб друзей», который в свою очередь способствует укреплению бизнес-отношений между членами, например, попечительского совета, предоставляя возможности для новых отношений и новых контактов.

Художественная галерея, обращая внимание на общий экономический климат, играет важную роль в формировании культурного наследия, отражая вкусы современного общества. Эти миссионерские функции заключаются в открытии художника, предъявление его публике, создании его собственной целевой аудитории, продвижении художника на мировой арене, повышая значимость и узнаваемость имени и работ, создавая благоприятный климат для инвестирования именно в этого художника, повышаются цена и ценность произведения. Соответственно художник и галерея имеют дополнительные ресурсы для собственного развития. Особое внимание заслуживает класс коллекционеров, которые являются важными потребителями художественного продукта, совмещая коммерческие и ценностные, культурные аспекты своей деятельности.