Союз 2.1 а с блоком выведения волга. Российский блок выведения "Волга". Конкурентные преимущества НПО автоматики

  • Ракета-носитель «Союз-2-1В»

    РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА со стартовых комплексов ракеты-носителя «Союз-2». Ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»). Блок II ступени заимствуется с доработкой с блока III ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Для выведения космического аппарата на заданную орбиту ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В может оснащаться блоком выведения «Волга».

  • Ракета-носитель «Союз-2-1В»

    РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА со стартовых комплексов ракеты-носителя «Союз-2». Ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»). Блок II ступени заимствуется с доработкой с блока III ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Для выведения космического аппарата на заданную орбиту ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В может оснащаться блоком выведения «Волга».

    • ОПИСАНИЕ

    Ракета-носитель «Союз-2-1В»

    РН «Союз-2» этапа 1В - двухступенчатая ракета-носитель легкого класса предназначена для запуска КА со стартовых комплексов ракеты-носителя «Союз-2». Ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В разрабатывается на базе РН «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-33А и рулевого двигателя РД0110Р (разработки ОАО «КБХА»). Блок II ступени заимствуется с доработкой с блока III ступени РН «Союз-2» этапа 1Б. Для выведения космического аппарата на заданную орбиту ракета-носитель «Союз-2» этапа 1В может оснащаться блоком выведения «Волга».

    Разработка РН легкого класса обусловлена наблюдающейся в настоящее время тенденцией к увеличению потребности запуска малых КА.

    Создание РН «Союз-2» этапа 1В с использованием блоков РН «Союз-2» этапа 1Б, существующих технического и стартового комплексов позволяет резко снизить затраты на разработку, эксплуатацию и запуск.

    Для обеспечения устойчивости и управляемости и работы систем регулирования РН «Союз-2» этапа 1В используется система управления с РН «Союз-2» этапа 1Б с доработкой программно-математического обеспечения и изменением приборного состава.

    На РН «Союз-2» этапа 1В для сопряжения со стартовым устройством произведены следующие доработки:

    · на блоке I ступени устанавливаются 4 кронштейна под несущие стрелы стартового сооружения;

    · на хвостовом отсеке блока I ступени устанавливаются 4 кронштейна под устройства направления стартового сооружения.

    В субботу, 28 декабря 2013 года, в 16 часов 30 минут (мск) с пусковой установки номер 4 площадки номер 43 космодрома Плес ецк боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны успешно проведен уникальный пуск ракеты- носителя легк ого класса «Союз-2-1В» с блоком выведения «Волга» и космическим аппаратом «Аист».

    «Союз-2» этапа 1В - это двухступенчатая ракета-носитель лёгкого класса, разработанная АО «РКЦ «Прогресс» (Cамара). Предназначена для запуска спутников со стартовых комплексов ракет-носителей «Союз-2». Ракета-носитель разработана на базе «Союз-2» этапа 1Б, со снятием боковых блоков, установкой на центральном блоке двигателя НК-ЗЗА и рулевого двигателя РД0110З (разработки ОАО «КБХА»). Блок второй ступени заимствуется с доработкой блока 3 ступени «Союз-2» этапа 1Б.

    В основе новой ракеты работает двигатель первой ступени НК-33, разработанный самарским предприятием ОАО «Кузнецов». Это первый запуск НК-33 в российском проекте после закрытия в 1974 году советской «лунной» программы, где планировалось его использование.

    Система управления РН разработана НПО автоматики. Аппаратура и программно-математическое обеспечение разработано на базе СУ РН «Союз-2». В СУ внедрена новая БЦВС «Малахит-7», отличающаяся от предыдущей БЦВС меньшими в 6 раз габаритами, меньшей в 5 раз стоимость, и более высокой производительностью. Кроме того в состав СУ входит прибор аварийной защиты двигателя. Вновь разработанные периферийные приборы обеспечивают управление маршевым и рулевым двигателями на первой ступени. Вторая ступень с приборами СУ заимствуется с РН «Союз-2». Огромное преимущество новой РН и системы управления в том, что стартовый комплекс и наземная аппаратура СУ претерпели незначительные изменения и обеспечивают запуск РН семейства «Союз-2» с одного стартового комплекса.

    Для НПО автоматики это 30-й запуск РН семейства «Союз-2» с нашей системой управления.

    Преимущества систем управления (СУ) «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2-1В»:

    1. Высокая точность выведения полезной нагрузки с использованием данных навигационной системы ГЛОНАСС;

    2. Решение проблем экологии:

    • полное выгорание топлива;
    • сокращение зон отчуждения под падение отработанных ступеней РН;

    3. СУ полностью изготавливается Российскими предприятиями на современной отечественной элементной базе;

    4. Максимальное использование энергетики РН;

    5. Цифровая система управления:

    • расчет и ввод полетного задания в процессе предстартовой подготовки;
    • возможность перенастройки автомата стабилизации под различную полезную нагрузку и готовые обтекатели;

    6. Автоматическое гирокомпасирование - нет необходимости в развороте стартового стола;

    7. Автоматический режим предстартовой подготовки с отсутствием ручных операций;

    8. Значительное сокращение боевого расчета при проведении проверочных режимов и предстартовой подготовки РН.

    В системе управления РН «Союз-2», «Союз-СТ», «Союз-2-1В» НПОА использует распределенную систему управления, которая обладает рядом преимуществ:

    • Связь между абонентами системы осуществляется по магистральным кодовым линиям связи, что приводит к сокращению числа кабельных связей, а значит сокращению массы кабельной сети изделия;
    • Внедрение распределенной системы дает возможность модульного наращивания функций, позволяет легко адаптировать систему управления к каждому новому объекту управления;За счет внедрения РСУ мы получаем возможность модульного наращивания системы управления, а значит система становится легко адаптируемой к каждому новому объекту управления;Увеличение массы полезной нагрузки за счет перемещения части приборов СУ на более низкие ступени;Распределение и увеличение вычислительных ресурсов, что расширяет возможности модернизации системы;Упрощение монтажа и эксплуатации;
    • Применение управляющих органов и интеллектуализированных датчиков, в том числе разработки НПО автоматики, с использованием нанотехнологий.

    Конкурентные преимущества НПО автоматики:

    1. Уникальный опыт в создании автоматических систем управления ракетно-космической техники;
    2. Высокое качество разработки и отработки систем;Высокий научно-технический и производственный потенциал, актуальный задел по ряду направлений;Замкнутый цикл изготовления продукции: научные исследования, проектирование, конструирование, производство, испытания, сопровождение в эксплуатации;Значительный опыт построения эффективного и долгосрочного взаимодействия с заказчиками, поставщиками и смежными организациями;Система контроля качества на всех этапах разработки и производства систем управления;
    3. Развитая экспериментальная база.

    В системе управления РН «Союз-2-1В» НПОА внедрена БЦВС нового поколения.

    Ну вот, сбылась ещё одна мечта идиота - так скоро их и не останется. Мечт, а не идиотов:) Звонит мне в четверг military_press и спрашивает, не хочу ли я поехать завтра, т.е. в пятницу, в Плецеск, на пуск ракеты. Конечно, хочу! Тут даже думать не надо. Так как с военным бортом были непонятки, то я сел вечером в пятницу на поезд Москва-Северодвинск и утром в субботу был уже на космодроме.

    Тут надо уточнить: для того чтобы агенты вражеской разведки ни о чём не догадались, существует поселок городского типа Плесецк (страшная дыра), есть космодром «Плесецк» , а также - город «Мирный », в котором живут те, кто работает и служит на космодроме. Город, естественно, является ЗАТО . Про него у меня будет отдельный небольшой пост. Хотя кроме пары тематических ракетных памятников смотреть в нем нечего.

    Изначально пуск планировался на 26 августа, но после аварии ракеты-носителя «Союз-У» 24 августа (при выводе на расчетную орбиту транспортного корабля «Прогресс М-12М » отказала третья ступень РН, и корабль сгорел где-то в атмосфере) пуск был перенесен на ночь с 1 на 2 октября. Однако в связи с тем, что сила ветра на высоте от 7 до 10 километров тогда превышала установленные параметры (раз в пять примерно: вместо 10 м/c - около 55 м/с), решением Госкомиссии запуск космического аппарата «Глонасс-М» с космодрома Плесецк был перенесен по метеоусловиям на резервную дату - 3 октября. А днем я отправился на 43-ю площадку космодрома, чтобы посмотреть на РН «Союз-2», установленный на стартовом столе.

    23 фотографии, общий вес 3,4 мегабайт

    1. МИК - Монтажно-испытательный корпус. Тут происходит окончательная сборка РН и КА в единое целое. Отсюда РН вывозится на старт. Видите слева домик с тремя парами широких окон? Это наблюдательный пункт - вокруг него при старте находятся гости и пресса.

    2. РН вывозят из МИКа сначала назад, а затем толкают тепловозом к стартовому столу. Пушки к бою едут задом. Так и здесь, РН к столу едет задней частью вперед.

    3. Стартовый комплекс №3 . Отсюда могут запускаться все РН «Союз», кроме «Союз-2». Но в дальнейшем он тоже будет модернизирован под двойку.

    4. А вот и наша красавица - РН «Союз-2.1б» с КА «Глонасс-М».

    5. В субботу РН даже не заправляли. Но теперь, если Госкомиссия вечером даст добро, ракету за три часа до старта начнут заправлять керосином и кислородом.

    6. Наблюдательный пункт около стартового стола. Я так понял, что отсюда контролируется заправка ракеты и во время старта в нем никого нет.

    7. Головной обтекатель ракеты. Под ним находится разгонный блок «Фрегат» и сам КА «Глонасс-М ».

    8. Вообще, конечно, этот комплекс поражает ещё тем, что основные идеи этой ракеты были заложены в 50-е года, когда Королев создавал МБР Р-7 . Сейчас «Союз-2» - скорее, прапраправнучка той ракеты, но основополагающие принципы конструкции остались те же. Кстати, напомню, что пилотируемые корабли выводятся с Байконура с помощью РН «Союз-У » и «Союз-ФГ ».

    9. 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником .

    11. Панорама для тех, кто любит покрупнее.

    .::кликабельно::.

    12. Вечером госкомиссия дала добро на заправку ракеты и проведение пуска. Я приехал туда примерно за час. К самой ракете не подойти. Безопасное расстояние - 1500 метров.

    По давней традиции за несколько часов до старта командир боевого расчета двигательных установок 3-й ступени (42-й номер боевого расчета) на снеговой «шубе» этой ступени (которая образуется после заправки бака жидким кислородом) пишет слово-талисман «ТАНЯ».

    Я зачем-то решил снять видео пуска. Получился полный фейл. Хороший такой фейл. Надо было фото снимать, конечно. А дубль тут сделать нельзя. :) Ладно, опыт бесценен. Я вообще боялся, что моих 200 мм фокусного расстояния будет мало, но как выяснилось - их хватает, правда, на грани.

    Ночное старт ракеты - зрелище невероятно красивое. После вспышки и выхода двигателей первой и второй ступени на полную мощность она плавно, но весьма быстро взмывает в небо и устремляется на свою орбиту. К моему удивлению, это происходит очень тихо. Я ожидал давящего звука на диафрагму, чтобы селезенка отваливалась. Но нет - такой легкий, благородный рокот, и ракета уже виднеется в виде яркой точки. Ни фото, ни видео не могут передать этого величественного зрелища.

    13. Возле ещё горячего старта выстраивается боевой расчет. Ракета со старта ушла - работа выполнена. А уж брать её на сопровождение и заниматься телеметрией будут другие.

    14. У них сегодня был очередной успешный пуск!

    15. Главнокомандующий вручает подарки и памятные знаки.

    16. В глазах ребят гордость за проделанную работу - это же для них боевой пуск.

    17. Я очень надеюсь когда-нибудь увидеть это невероятно красивое зрелище ещё раз.

    18. Начальник космодрома генерал-майор Александр Валентинович Головко, для которого это был первый пуск в роли начальника.

    19. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 2002 года, 4 октября отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли, открывшего летопись космонавтики, в том числе и военной.

    20. 3 октября в 00 часов 15 минут мск со стартового комплекса площадки 43 космодрома Плесецк боевыми расчетами Космических войск России при участии специалистов ракетно-космической промышленности выполнен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М».

    21. В 00 часов 18 минут РН взята на сопровождение средствами испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г. С. Титова.

    22. В соответствии с циклограммой выведения космического аппарата на целевую орбиту в 3 часа 47 минут мск космический аппарат «Глонасс-М» штатно отделился от разгонного блока и был взят на управление.

    23. Теперь орбитальная группировка спутников «Глонасс» полностью укомплектована. Но КА ещё какое-то время будет летать в тестовом режиме и только к концу года вступит в строй.

    .::кликабельно::.

    Огромное спасибо


    РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-2»

    THE CARRIER ROCKET «SOYUZ-2»

    02.02.2018


    Специалисты Центра контроля космического пространства Космических войск ВКС внесли в Главный каталог космических объектов российской системы контроля космического пространства информацию о российских космических аппаратах «Канопус-В» №3
    и №4, а также иностранных космических аппаратах, выведенных на орбиту в качестве попутной полезной нагрузки.
    После выведения на орбиту космических аппаратов «Канопус-В» №3 и №4, а также 9 малых космических аппаратов США и Германии, запущенных 1 февраля с космодрома Восточный ракетой-носителем среднего класса «Союз-2.1А», офицеры Центра контроля космического пространства приступили к анализу и обработке координатной и некоординатной информации о новых космических объектах для принятия их на сопровождение наземными средствами Главного центра разведки космической обстановки Космических войск ВКС.
    Главный каталог космических объектов СККП представляет собой единую информационную базу данных, содержащую координатную и некоординатную информацию о каждом космическом объекте. Главный каталог предназначен для долговременного хранения орбитальной измерительной радиолокационной, оптической, радиотехнической и специальной информации о космических объектах искусственного происхождения на высотах от 120 км до 50 тысяч км. В каталоге содержится информация о 1500 показателях характеристик каждого космического объекта, включая набор элементов орбит, достаточный для прогнозирования его движения с необходимой точностью, международный номер-идентификатор, данные о времени и месте пуска, типе объекта, назначении, массе, размере и т.п.
    Ежесуточно для поддержания Главного каталога космических объектов специалистами ЦККП Космических войск ВКС обрабатывается более 60 тысяч измерений.
    Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации


    4. Модификации ракеты
    5. Преимущества и недостатки
    6. Испытания
    7. Список состоявшихся запусков в рамках испытаний
    8. Предстоящие запуски

    Семейство состоит из нескольких модификаций РН:

    Версия Индекс ПН на НОО, кг ПН на ССО, кг ПН на ГПО, кг Масса РН, т ДУ 1 ст ДУ 2 ст ДУ 3 ст Тип РБ СК Примечание
    14А14 Плесецк 5900-6830,
    Байконур 5500-7020
    312 РД-107А РД-108А РД-0110 Фрегат Плесецк 43/4,
    Байконур 31
    14А14 Плесецк 6900-7835,
    Байконур 6500-8250
    Плесецк 4900 312 РД-107А РД-108А РД-0124 Фрегат Плесецк 43/4,
    Байконур 31
    131КС Плесецк 2800,
    Байконур 2850
    1500 кг
    157-160 НК-33,
    РД-0110Р
    РД-0124 нет Волга Плесецк 43/4
    СТА 372РН21 4230 2850 312 РД-107А РД-108А РД-0110 Фрегат ГКЦ
    СТБ 372РН21 9000-9200 4900 3240 312 РД-107А РД-108А РД-0124 Фрегат ГКЦ

    «Союз-2.1а»

    Первая модификация предусматривала замену двух аналоговых систем управления на единую цифровую российского производства, что позволило значительно повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты, кроме того снизило зависимость от импортных комплектующих при производстве РН. Применение новой системы управления позволило использовать увеличенные головные обтекатели и соответственно увеличить габариты полезной нагрузки. Новая система управления распределена по всей ракете: на третьей ступени установлены БЦВМ, навигационные приборы и оборудование преобразования информации с датчиков и формирования команд для элементов управления третьей ступени,оборудование преобразования информации с датчиков и формирования команд для элементов управления остальных блоков размещены непосредственно в этих блоках, преобразовательное оборудование связано с БЦВМ по кодовым линиям связи.

    На этом этапе предусмотрено также использование модернизированных двигателей на блоках первой и второй ступеней — с целью повышения эффективности двигателей применены новые форсуночные головки, обеспечивающие более эффективное смесеобразование, что приводит к увеличению выводимой полезной нагрузки примерно на 300 кг. Конструкция третьей ступени рассчитана на применение обоих типов двигателей, как РД-0110, использовавшийся и на предыдущих модификациях, так и на РД-0124. Соотношение объёмов баков О и Г изменено с учётом требований для двигателя РД-0124, в результате чего бак керосина приобрёл слегка «чечевицеобразную» форму.

    «Союз-2.1б»

    По сравнению с вариантом «Союз-2.1а» в качестве двигателя третьей ступени используется РД-0124 разработки КБ Химавтоматики с повышенной удельной тягой до 359 с и улучшенной управляемостью за счёт возможности изменения вектора тяги основных камер вместо применения малоэффективных рулевых сопел на затурбинном газе. Применение другого типа горючего привело к изменению соотношения объёмов заправляемых компонентов и, как следствие, к переработке конструкции блока И.

    Данная модификация может применяться как самостоятельно, так и с использованием разгонного блока Фрегат.

    Данная модификация проще чем 1а, из-за применения более совершенного двигателя и способна заменить 1а во всех вариантах применения. Её недостатки проистекают из её преимуществ: новый двигатель делает модификацию дороже из-за необходимости окупания затрат на ОКР, он заметно более материалоёмок, и он же не позволяет распространить статистику успешных пусков Союз-У и Союз-ФГ на данную модификацию ракеты, что пока не позволяет применять её в особо ответственных областях, например, в пилотируемой космонавтике.

    «Союз-СТА»

    Для обеспечения коммерческих запусков с космодрома Куру на базе ракеты-носителя «Союз-2.1а» создаётся модифицированная ракета-носитель «Союз-СТ». Основные отличия ракеты от базового варианта — доработка системы управления под приём телекоманд с земли на прекращение полёта и доработка телеметрии под европейские наземные станции приёма телеметрической информации.

    Основные отличия между СТА и 1а лежат в технологии подготовки и запуска РН из Куру относительно применяемых в Плесецке и Байконуре.

    Первый запуск «Союз-СТ» запланирован на 3-й квартал 2011 года. Первая партия российского оборудования для стартового комплекса ракет-носителей «Союз» прибыла в Куру в 2008. В настоящее время проводятся комплексные испытания старта.

    Предполагавшаяся по завершении комплексных испытаний пусковая кампания отложена из-за отсутствия или неготовности полезной нагрузки.

    «Союз-СТБ»

    Вариант «Союз-СТ» для запуска с космодрома Куру на базе «Союз-2.1б», отличия аналогичны таковым между СТА и Союз-2.1а. Первый запуск «Союз-СТБ» планируется осуществить 20 октября 2011 года.

    «Союз-2.1в»

    По сравнению с вариантом «Союз-2.1б» в качестве двигателя центрального блока используется НК-33 разработки СНТК им. Н.Д. Кузнецова, обладающий более чем вдвое большей тягой, по сравнению с используемым на Союз-2.1а и Союз-2.1б РД-108. В настоящее время эскизный проект доработан в плане использования в качестве маршевого двигателя первой ступени двигателя НК-33 без форсирования, установки узла качания и рулевых машин. В качестве рулевого двигателя будет использована специальная версия двигателя РД-0110 с третьей ступени РН Союз, при этом 4 камеры РД-0110Р будут расположены вокруг НК-33. Кроме того, исключаются боковые блоки. Является ракетой лёгкого класса, с грузоподъёмностью порядка 2800 кг на низкую орбиту Земли

    Данная модификация будет использовать унифицированные с остальными вариантами стартовый комплекс и систему управления. Вероятно, что именно данная модификация будет взята за основу РН Союз-2-3.

    В настоящий момент ведётся изготовление некоторых элементов конструкции ракеты для стендовых испытаний.

    В случае успешных испытаний и введения в эксплуатацию будет конкурировать с такими РН как Ангара-1 и Вега.

    Модификация ранее была известна как Союз-1.

    «Союз-2.1в» может использоваться с блоком выведения «Волга», разрабатываемым «ЦСКБ-Прогресс». Первый пуск ожидается в 2011-2012 годах с космодрома Плесецк. Блок имеет двигательную установку на компонентах НДМГ/АТ, развивающую тягу 2,94 кН и обеспечивающую удельный импульс 307 с. Длина блока 1,025 м, диаметр 3,200 м. Стартовая масса 1140-1740 кг, сухая - 840 кг. Масса выводимой полезной нагрузки на ССО - 1500 кг.

    Фотографии модели РН «Союз-2.1в»